Социально-гуманитарное обозрение
DOI 10.24411/2346-8408-2018-10035
«Victory over the Sun» of Russian Cubo-Futurists
«Победа над солнцем» русских кубофутуристов
Daria Alexandrovna Drozdova,
student of the faculty of architecture
of the State University of Land Use Planning
E-mail: [email protected]
Дарья Александровна Дроздова,
студент 4-го курса архитектурного факультета Государственного университета, по землеустройству E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 05.23.21— Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
Научный руководитель: Г.И. Быкова, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета ГУЗ
Annotation. «Victory over the sun» is a significant phenomenon in the Russian avangard. Outstanding artists, musicians, poets, thinkers and philosophers of the last century took a part in the creation of this performance. Among them: Kazimir Malevich, Mikhail Matyushin, in a later production — El Lisitzky. «Victory over the sun» is a prototype of the modern scenography, it's perfectly fits into the worldview of a person of the XXI century. It's was ahead of her time for one century, gave impetus to change the musical theater in the world.
Key words: Avangard, Opera, art, Malevich, Lisitzky, Matyushin
Аннотация. Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века. Она опередила своё время на век, дала толчок для изменения музыкального театра в мире.
Ключевые слова: Авангард, опера, искусство, Малевич, Лисицкий, Матюшин
Опера «Победа над солнцем» — знаковое явление в русском авангарде. Выдающиеся художники, музыканты, поэты, мыслители и философы начала прошлого века приложили руку к созданию этого спектакля. Среди них: Казимир Малевич, Михаил Матюшин, в более поздней постановке — Эль Лисицкий. Толчком для создания «Победы над солнцем» послужило желание художников века двадцатого переосмыслить театральную сценографию и театр в целом.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей сценографии оперы «Победа над солнцем». Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
1) установить характерные черты сценографии оперы;
2) определить новаторские приемы в оформлении постановки;
3) выявить значимость постановки для искусства XX века.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: сценография оперы «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра.
Опера «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке».
Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Кручёных распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».
В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. В последующие годы ее постановки были экспериментальными, свободно интерпретируя исходный материал.
Сценография оперы — важный элемент в футуристической картине «Победы над солнцем». Сразу несколько художников авангарда работали над ее художественным оформлением в разные годы.
№3/2018
139
Social-humanitarian review
Вклад Малевича в спектакль до сих пор является главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены», — пишет Толкачева Л.И.
В 1920 г. в постановке оперы в Витебске участвовала Вера Ермолаева. Создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере. Она была соратницей Малевича; ее пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.
В 1920—1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923 году.
Затем несколько десятилетий оперу не ставили на сцене. Лишь в последние два десятилетия этот спектакль привлек к себе многих театральных режиссеров в разных странах.
В 1988 г. спектакль был возобновлен на отечественной сцене Театром-студией Ленинград-
ского Дворца молодежи. В дальнейшем был сформирован театр «Чёрный квадрат» под руководством Губановой. Музыка Матюшина была обработана и дополнена новыми оригинальными фрагментами.
За рубежом оперу ставили несколько раз. В Вене и Лондоне. Музыка оперы при этом воспринималась зарубежными зрителями, как аналог саундтрека.
В честь 100-летия премьеры постановки в 2013 году оперу ставили в Русском музее и в Театре Стаса Намина.
Таким образом, можно сделать вывод, что «Победа над солнцем» является прообразом сценографии современного театра, отлично «вписывается» в мировоззрение» человека XXI века.
Список литературы
1. Кручёных А. Первые в мире спектакли футуристов // Наше наследие. 1989. № 2 (8).
2. Кручёных А. Победа над Солнцем // Куш-лина О.Б. Драма первой половины XX века / О.Б. Кушлина, Д.Р. Тевекелян, В.В. Медведев. М., 2004.
3. Малевич К Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913—1929. М., 1995.
4. Матюшин М. Русский кубофутуризм: Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника» // Наше наследие. 1989. № 2 (8).
5. Губанова Г. Групповой портрет на фоне Апокалипсиса: К проблеме толкования «Победы над Солнцем» // Литературное обозрение. 1998. № 4.
6. Дуглас Ш. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма // Вопросы искусствознания. 1994. №1.
7. Горячева ТВ. «Смотри, все стало мужским...» Мужское и женское начало в риторических жестах кубофутуризма // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.
140
№3/2018