158 проб воздуха, взятых автором, в табл. 2, в которой указано содержание окиси углерода и углеводородов в воздухе вокруг газонаполнительной станции, приведно лишь по 2 концентрации, характеризующие загрязнение воздуха при продувке аккумуляторов на станции и без их продувки на расстоянии 25 и 50 м от последней. При этом приводятся одна максимальная разовая концентрация и одна средняя из максимальных разовых.
Автор не поясняет, что он имел в виду под понятием «средняя из максимальных разовых». Ведь в каждом определении бывает одна максимальная концентрация, одна минимальная и средняя из всех взятых проб.
На основе своих исследований Д. П. Парцеф пришел к выводу о том, что продувка аккумуляторов на газонаполнительной станции не оказывает существенного влияния на загрязнение воздуха окисью углерода и углеводородами и что концентрации окиси углерода на расстоянии 50 м от станции не отличаются от таковой на расстоянии 25 м\ только среднее содержание углеводородов на расстоянии 50 м снижается в \]/о раза по сравнению с их содержанием на расстоянии 25 м.
Автор не указывает, при каких метеорологических условиях были взяты пробы воздуха, ка каком уровне, что весьма существенно для гигиенической оценки полученных данных.
Вопросы, поднятые в статье Д. П. Парцефа, заслуживают серьезного внимания. Желательно дальнейшее освещение в печати реализации решения исполкома Моссовета о создании парка из 8000 грузовых автомашин и автобусов с газобаллонами для осуществления первого опыта перевода автомобильного транспорта на газовое горючее. Это важно, потому что постепенный перевод автомобильного транспорта на газовое горючее является одним из эффективных в гигиеническом отношении и практически осуществимых в ближайшее время мероприятий по борьбе с вредным влиянием выхлопных газов автомашин на население.
Поступила 7/IX 1962 г.
ft & Ъ
\ %
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ АРХИТЕКТОРА С. С. НАНУШЬЯН «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»1
Кандидат медицинских наук Е. И. Кореневская, научный сотрудник Л. Г. Рогачевская
За последние годы в советской и зарубежной литературе все больше внимания уделяется вопросам разработки новых форм учебных помещений, обеспечивающих лучшие условия освещения и вентиляции классов, создающих большие возможности для рациональной организации педагогического процесса и ускорения школьного строительства путем широкой унификации конструкций жилых и общественных зданий.
Была выдвинута идея создания поперечных и квадратных классов с двусторонним освещением, уже осуществленная в практике экспериментального строительства и подвергнутая всестороннему изучению.
Выстроена школа из пластических материалов с многоугольной конфигурацией классов в США. Разработаны проекты многогранной разнообразной конфигурации классов и в некоторых других странах.
1 Гигиена и санитария, 1962, Лг° 4, стр. 37.
Поиски новых наиболее прогрессивных форм и планировочных решений школьных зданий, направленные на улучшение условий труда учащихся и педагогов, безусловно заслуживают одобрения. Задача врача-гигиениста сводится к углубленному изучению новых проектных решений, тщательной проверке их в стадии экспериментального строительства и отбору наиболее рациональных, простых и удобных решений.
Роль и значение экспериментального строительства особенно велики.
Так, рассматривая предлагаемую систему пятиугольной планировки помещений, можно согласиться с автором о преимуществах данной конструкции класса в отношении его освещения, инсоляции, проветривания. Эккерное расположение светопроемов в классе создает впечатление более широко открытого горизонта и увеличивает фронт световой поверхности, повышая освещенность и инсоляцию класса и создавая условия для углового его проветривания.
Однако если пятиугольная форма класса вполне приемлема и удобна, то необычная конфигурация ряда других помещений (кабинеты, лаборатории, мастерские, лаборантские, туалетные), дополняющих пятиугольник, вызывает сомнения в отношении удобства расстановки оборудования, освещенности, эксплуатации и должна быть проверена на практике.
Тщательной экспериментальной проверки, на наш взгляд, требует и ряд других спорных положений.
С количественной стороны естественное освещение пятиугольного класса (по расчетным данным, КЕО равен 3,5%), безусловно, выгодно отличается от такового в продольном классе, даже если в эксперименте оно окажется, как в поперечном классе, на 30—40%, ниже.
Что же касается качества освещения, то появление теней на рабочей поверхности парт при падении света сзади будет в данном классе таким же частым явлением, как и в поперечном при подсвете справа. Сейчас трудно определить, насколько появление таких теней будет уменьшать освещенность; возможно, что оно не будет оказывать столь отрицательного влияния на условия освещения, как в поперечном классе.
Особое внимание в таком «солнечном классе» следует обратить на создание солнцезащитных устройств. Исследования, проведенные сотрудниками Института гигиены детей и подростков АМН СССР и Институтом имени Ф. Ф. Эрисмана в Подольской школе, показали, что ленточное остекление, неизбежное в поперечном и квадратном классах, создает в солнечные дни слепящие блики на доске и способствует перегреванию помещений. Расположение ленточных окон по типу эккера при широком и вольном диапазоне их ориентации создает серьезную угрозу перегревания учащихся в таких классах и невозможно без надежных солнцезащитных устройств. Таким образом, не учитывая подсчеты теплопотерь и экономической стоимости такого здания, едва ли целесообразно рекомендовать подобную конфигурацию классов для южных районов и Крайнего Севера. Она должна быть тщательно проверена в условиях средней полосы.
Серьезные возражения вызывают положения автора о воздухообмене в школьном здании. При любой конфигурации класса, в том числе и пятиугольной, и высоте помещения 3 м невозможно только за счет естественного проветривания обеспечить достаточный воздухообмен во время урока.
Исследования, проведенные Институтом гигиены детей и подростков АМН СССР совместно с Институтом санитарной техники АСиА, показали, что даже при сквозном проветривании класса и включении принудительной вытяжной вентиляции, рассчитанной на создание во время перемены шестикратного воздухообмена, уже через 15 минут
урока температура, влажность воздуха и содержание в нем С02 достигают верхних границ допустимой гигиенической нормы. Только при систематическом проветривании класса во время урока через фрамуги, выходящие в рекреацию (фрамуги в последней открыты постоянно) и дополнительном включении механической вентиляции на 15-й и 30-й минуте урока на 5 минут создаются удовлетворительные условия воздушной среды. Создание оптимальных условий воздухообмена в пятиугольном классе при одном угловом проветривании без принудительной вентиляции, безусловно, невозможно. Необходима тщательная экспериментальная проверка распределения воздушных потоков в помещениях школы с подобной конфигурацией (на моделях и в натуре). При экспериментальном строительстве школы следует обязательно предусмотреть систему эффективной вытяжной вентиляции с автоматическим одно- и двукратным включением ее во время урока на 5—10 минут и во время перемен.
Касаясь особенностей планировочных решений школы в данном проекте, взаимного расположения помещений, необходимо отметить, что он имеет не только ряд преимуществ, но и ряд недостатков, вызванных особенностями данной композиции и, видимо, формой помещений. К числу первых следует отнести, как указывал и автор, наличие рассредоточенных гардеробов, облегчающих учащимся пользование участком, и возможность четкой изоляции отдельных возрастных групп по этажам и крыльям здания, просторные рекреации и холлы, создающие довольно хорошее освещение коридоров.
К числу недостатков следует отнести размещение учебных помещений для младших классов на втором этаже, кабинета химии, совмещенного с кабинетом физики, на первом этаже, отсутствие непосредственного выхода из лаборатории химии в коридор. Неудобное расположение инструментальной внутри мастерской по дереву исключает возможность ее использования в качестве второй мастерской по металлу.
К недостаткам относится отсутствие выхода непосредственно из гимнастического зала на участок и недопустимое размещение кулинарного блока кабинета домоводства под санитарными узлами второго и третьего этажей.
Учитывая ряд преимуществ подобного класса, при обсуждении данного вопроса в Институте гигиены детей и подростков АМН СССР было высказано пожелание о предварительной экспериментальной проверке спорных вопросов на специально построенной секции — части школы.
Не возражая в принципе против экспериментального строительства целой школы, подобное решение нам кажется более доступным, экономичным и удобным.
* * *
Поступила 28/У 1962 г