ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ
АНДРЕЙ
МОСКАЛЕНКО
По данным компании IDC, российский рынок облачных сервисов приближается к отметке $500 млн. Это пока не много, но динамика многообещающая: в последние два-три года этот сегмент рос темпами, опережавшими ИТ-отрасль в целом. «Прирост облаков составлял 30%, а отрасли — не более 10%, — говорит Александр Шикинов, директор по продажам компании MANGO OFFICE. — Нынешний кризис если и скорректирует темпы роста, то незначительно. До 2017-го облачный сегмент будет ежегодно увеличиваться в среднем на 25%».
Упомянутые аббревиатуры — это различные модели предоставления облачных сервисов. SaaS — «программное обеспечение как услуга» — позволяет пользоваться софтом из облака, при этом заботы по его установке, обновлению и поддержанию в работоспособном состоянии целиком лежат на провайдере. IaaS — «инфраструктура как услуга» — предполагает использование облачных серверов и системного ПО. PaaS — «платформа как услуга» — позволяет использовать платформенные решения из облака. Наиболее популярна на российском рынке модель SaaS — 68%, на IaaS и PaaS приходится соответственно 24 и 8% в объеме рынка. Правда, через год-два доли SaaS и IaaS, по прогнозу IDC, сравняются и займут около 87% облачных услуг. По словам Алексея Галаева, генерального директора «Клаудсол», особенно поспособствует этому принятый недавно закон о переносе персональных данных россиян на отечественные серверы (№ 242-ФЗ от 21.07.2014].
— Нынешнее распределение долей обусловлено именно российской спецификой, в США и Европе расстановка сил другая, — поясняет Александр Шикинов. — Во всем мире основной заказчик SaaS — малый и средний бизнес, который в России пока не стал главной опорой экономики. Плюс преобладание IaaS объясняется тем, что у нас еще не так много готовых сервисов для конечных пользователей. Поэтому пока в нашей стране тренды диктуют крупные компании, которые используют публичные сервисы в дополнение к собственным. Подобные проекты составляют максимальный вес в общем объеме отечественного рынка.
Основными потребителями услуг публичных облаков сейчас выступают ритейл (26%], медийные организации (14%], финансовые и сервисные компании (по 12%], говорит Владимир
Аббревиатуры вроде SaaS, IaaS и PaaS постепенно перестают быть достоянием одних лишь айтишников и входят в повседневный обиход бизнеса, который все больше осознает выгоды от пользования облачными сервисами.
Мешалкин, директор центра вычислительных комплексов «Эр-Стайл». При этом 44% компаний относятся к малому бизнесу с численностью персонала до 100 человек, 37% — к среднему (100-500 человек] и 19% — к крупному.
По оценкам J’son&Partners, российские представители малого и среднего бизнеса уже составляют более половины потребителей облачных сервисов. Среди факторов, которые сдерживают распространение облачных технологий, глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ Александр Стулов называет недостаточный доступ к скоростному интернету в регионах, опасения пользователей по поводу сохранности данных и информационной безопасности, неразвитую бизнес-культуру. Однако осведомленность бизнеса и интерес к облачным технологиям продолжают расти. И это не удивительно: идея «тотального аутсорсинга всего, что связано с ИТ» и возможность сосредоточиться на профильном бизнесе особенно импонируют малым и средним предприятиям.
ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ ($ млн) ^
Источник: IDC
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015 65