ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15169
УДК 378.147:004.9
Бернацкая Марина Владимировна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономиче ских факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический универси тет им. Г. В. Плеханова», г. Москва panibernatska@mail.ru
Муратова Ольга Анатольевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономических факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва
muratovaolga@vandex.ru
Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов
Аннотация. Целью статьи является определение методической целесообразности применения интерактивных компьютерных технологий в учебном процессе при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов. Рассматриваются преимущества, недостатки и эффективность использования интерактивных приложений на практических занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: интерактивные мультимедийные технологии, белая интерактивная доска, компакт-диски, интерактивные приложения, инновационные инструменты преподавания, методы организации учебного процесса.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время использование различных интерактивных технологий является неотъемлемым атрибутом процесса обучения иностранному языку. Многие современные преподаватели в своей практике применяют инновационные методы обучения в сотрудничестве с новыми техническими средствами на практических занятиях. Поскольку обучающий процесс происходит за пределами страны изучаемого языка: ее культуры, традиций, методов и способов общения, современные технологии, такие как интерактивные учебники и пособия, белые доски, DVD- и CD-диски, интернет-проекты, научно-исследовательские работы, помогают создать благоприятную среду для обучения. Однако нынешнего студента трудно удивить красочными и яркими учебниками, аутентичными аудиозаписями и демонстрацией отрывков из всемирно известных фильмов. Это обусловлено модернизацией образования и свободным доступом к огромному количеству интернет-ресурсов как в аудиторном пространстве, так и за его пределами.
С учётом этих особенностей закономерно возникает необходимость в использовании новых методов и форм преподавания для поддержания интереса обучаемых к изучению языка, проявлению собственного потенциала и активности на практических занятиях. «В настоящее время перед высшей школой стоит задача не только модернизировать содержание учебных курсов, но и ввести новые технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения» [1].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
Преподавателю необходимо выполнить указанную выше задачу, продиктованную реалиями современной жизни. Его умение организовать работу в группе, построить урок и объяснить материал является залогом успеха. И в этом аспекте важно обратить особое внимание на использование мультимедийных технологий в учебном процессе; в частности, на один из наиболее показательных инструментов - интерактивную белую доску.
Белая интерактивная доска представляет собой яркий пример использования различных компьютерных ресурсов в учебном процессе. Во многих высших учебных заведениях существуют классы, оборудованные различными мультимедийными технологиями - интерактивными досками, персональными компьютерами и видеопроекторами. Оборудование позволяет использовать различные интерактивные приложения для обучения студентов иностранному языку. Многочисленные зарубежные издательства уже разработали и предложили огромный выбор таких средств обучения. Они легко интегрируются в тему учебного процесса, позволяя увеличить наглядность примеров, обеспечить заинтересованность учащихся в участии, расширить потенциал восприятия и усвоения информации, а также проверить знания, полученные студентами в ходе семинара. Процесс обучения из однообразного и монотонного превращается в творческий, насыщенный и увлекательный. Развивается мыслительная деятельность студента, нарабатываются навыки образного восприятия. Более того, изучение нового и закрепление пройденного материала проходит на новом, более продвинутом уровне.
Надо заметить, что изначально появление белой интерактивной доски не было связано с преподаванием и обучением. Ее практическое использование впервые началось в конце 80-х годов прошлого века, а точнее в 1986 г. В тот момент основной целью ее создания являлось повышение наглядности при подаче графической и технической информации в ходе проведения деловых встреч и коммуникаций в сфере бизнеса и бизнес-технологий.
Однако уже через несколько лет, благодаря своей практичности и простоте, при максимальной эффективности в использовании, интерактивная белая доска становится инновационным инструментом преподавания различным группам учащихся, начиная от дошкольников и школьников младших классов, заканчивая студентами и взрослыми.
По прошествии почти тридцати лет спрос на интерактивные доски не уменьшается, а наоборот, растет. Несмотря на достаточно высокую стоимость, уже около 80% школ и университетов в больших городах оснащены этим мультимедийным оборудованием. Это связано с получением позитивных отзывов от студентов и учащихся, с положительными оценками преподавателей и учителей. Постоянно обновляются программы и программное обеспечение издательств MacMillan, Oxford University Press, Cambridge University Press, Pearson Longman и других. Обновление учебных материалов, как правило, происходит каждые три-четыре года. Если принять во внимание необыкновенно быстрое развитие языка, то информационные технологии позволяют мгновенно реагировать на изменения в языковой сфере, не прикладывая при этом чрезмерных усилий - адаптация и техническое обновление также происходят в режиме реального времени.
Основной задачей применения интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе является повышение эффективности преподавания иностранного языка разноуровневым группам учащихся. Такой вид преподавания включает и аккумулирует разнообразные стили и методы обучения, позволяя таким образом осуществлять комплексную форму освоения материала, охватывая все основные варианты подачи информации [2]. Следовательно, оптимизируются структуризация и усвоение материала, поскольку преподаватель имеет возможность одновременно применять аудио-, визуальные, аудиовизуальные и тактильные способы обучения.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
Обучение иностранному языку с помощью интерактивных приложений, в частности CD-ROM, - образовательная технология, весьма популярная и вполне успешно реализуемая в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова. Студенты I курса финансового факультета изучают курс «Иностранный язык», который построен на базе учебника "New Total English Intermediate” зарубежного издательства Pearson Education Limited. Уникальное приложение (ActiveTeach), разработанное для белой интерактивной доски и успешно используемое как преподавателями, так и студентами, состоит из 10 юнитов, посвящённых общим темам изучаемого курса. Каждый юнит включает интерактивные задания, направленные на закрепление, активизацию и контроль всех видов речевой деятельности. Более того, система проверки и анализа ошибок позволяет упростить работу по организации учебного процесса и значительно сократить время преподавателя на проверку результатов.
Другое приложение, используемое при обучении студентов II и III курсов финансового факультета, является DVD-ROM к учебнику "The Business Intermediate 2.0” издательства Макмиллан [3-5]. Диск содержит интерактивную рабочую тетрадь, включающую упражнения по грамматике, лексике и фонетике, а также видеосюжеты к каждому разделу учебника. Особенно интересен студентам раздел "Business dilemmas”, направленный на закрепление языкового материала в реальной ситуации делового общения. Сущность дилемм заключается в вовлечении студентов в процесс поиска обоснованного решения незнакомых для них проблем. Внимание обучающихся акцентируется на противоречиях и сомнениях, которые являются мотивирующим фактором к раскрытию источника их возникновения и обоснованию каждого шага в ходе решения проблемы. Этот вид задания требует способности эффективно применить накопленный багаж знаний и умений для решения практических задач, поставленных перед учащимся, и помогают реализовать познавательную и творческую деятельность каждого студента.
Помимо этого многими исследователями отмечалась активизация познавательной деятельности учащегося на фоне использования различных элементов компьютерного конструирования и моделирования. Фактически у большинства учащихся имеется опыт подобных действий благодаря специальным программам, прочно вошедшим в наш повседневный быт (работа в графических и фоторедакторах, создание документов различных форматов), активному общению в социальных сетях (первичная обработка и дополнение аудио- и видеофайлов) и, наконец, в онлайн-играх, за которыми новое поколение проводит немалую долю своего свободного времени. При помощи мультимедийных средств материал воспринимается и органично усваивается, поскольку творческая составляющая и методы освоения созвучны тому, что уже привычно учащимся по их внеучебным занятиям и увлечениям.
Отдельно хочется отметить возможность проведения творческих конкурсов-презентаций и тематических интернет-исследований внутри студенческих групп. Поскольку учащийся выступает с презентацией перед аудиторией, процесс подготовки к занятию происходит на более ответственном уровне. Создание слайдов, нахождение аутентичного материала и проверка на соответствие заданной теме позволяют студенту максимально проявить свои аналитические и практические навыки, а также раскрыть свой творческий потенциал, пользуясь привычными механизмами в сфере освоения нового практического учебного материала. Это помогает повысить самооценку учащегося, а также его дальнейшему продвижению в профессиональной и учебной сфере. Студенты готовятся к занятиям усерднее, более ответственно выполняют домашнее задание и, как результат, достигают больших успехов в приобретении коммуникативных языковых умений и навыков. Также развивается критическое мышление, являющееся одним из ключевых элементов в обучении иностранному языку сегодня. Во многих заданиях, при наличии
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
нескольких вариантов, существует еще и возможность индивидуализации подхода в решении. Таким образом, персонифицированное восприятие и элементы критического мышления можно формировать, когда в задании существует проблемный материал, требующий творческого и оригинального решения поставленной задачи. Сравнение противоположных точек зрения, осмысление и нахождение оптимальных вариантов, установление разнообразных причинно-следственных связей, отбор необходимой информации способствуют повышению интенсивности учебного процесса.
Таким образом, интерактивные исследования и презентации способствуют развитию умения организации своих выступлений, формулировки основных тезисов с их соответствующим иллюстрированием наглядными примерами в графическом или цитатном виде, расстановки приоритетов, выделения главного из второстепенного, а также способствуют отработке практических умений расставления акцентов в своем выступлении. Также студенты на практике учатся выстраивать логические цепочки, чтобы не упустить и держать внимание аудитории, что в немалой степени способствует и развитию ораторских навыков, и формированию способностей к подаче собственного мнения и творческих идей. «В мире цифровых технологий, где каждый день приходится сталкиваться с огромным объемом информации в различных областях, умение критически мыслить поможет за короткий промежуток времени обработать, проанализировать, сравнить информацию, оценить ее релевантность для изучаемого вопроса и прийти к правильному заключению, что в конечном итоге позволит студенту быстро адаптироваться в социальной среде и достичь успеха в мире бизнеса» [6].
Помимо развития критического мышления и креативности следует обратить внимание на интерактивное вовлечение максимального количества студентов группы в учебный процесс. Практически невозможно найти студента, не принимающего активное участие в работе на уроке, сидящего в стороне и занимающегося своими личными делами, если задействованы вышеуказанные методы и технические средства, а также элемент соревнования и постановка задач, требующих креативного, да еще и коллегиального решения. Работа с интерактивной доской, выполняющей функции активного экрана, способствует формированию преподавателем единого интерактивного пространства для студентов. Наибольшее преимущество достигается путем соединения функций экрана и обычной доски. Мел заменяется маркером, вводятся текстовые документы, добавляются рисунки, и, что самое главное, существует возможность сохранения и обновления материала для будущих семинаров и уроков.
Конечно, нецелесообразно вызывать на работу с интерактивными упражнениями всю группу учащихся. Иногда количество студентов в группе неязыкового вуза может, к сожалению, достигать 15-18 человек. Однако, разделив группу на команды, насчитывающие 3-4 человека, и ставя перед ними задачи (которые они должны решать коллегиально, сообща, чтобы достичь скорейшего успеха в решении), можно превратить занятия в своего рода соревнования, которые подстегивают мотивацию студентов и превращают занятия в увлекательную игру.
Благодаря работе в группах преподаватель дает учащимся возможность непосредственного участия в коллективной работе, развивает социальные и личные навыки, учит, работая в команде, принимать решения сообща и уважать различные точки зрения, тем самым выявляя лидерские качества.
Более того, в зависимости от настроя и языкового уровня группы есть возможность быстрого перестроения этапов урока. Преподаватель может подробно остановиться на том моменте, который вызвал интерес и отклик у учащихся, добавив имеющиеся в резерве упражнения и тренинги. Если тема или вопросы по каким-то причинам не интересны, то их можно легко пропустить, не нарушив логического построения урока.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
Не стоит забывать и о позитивной роли использования интерактивных средств обучения конкретно для преподавателя. С помощью студентов, выполняющих поиск различных материалов в Интернете как часть интерактивного домашнего задания, за счет новых информационных источников из самых разных сфер деятельности и не всегда известных преподавателю альтернативных пластов мировой молодежной культуры и общения происходит пополнение библиотеки семинаров. Материалы пополняются яркими и интересными находками студентов, облегчая преподавателю процесс нахождения аутентичного современного материала и помогая ему точнее и глубже понимать свою аудиторию, чувствовать, что их волнует и что им интересно -в общем, быть на одной волне со своими учениками.
Конечно, при всех многочисленных, очевидных и неоспоримых плюсах у белой интерактивной доски все же есть и свои недостатки. Прежде всего, это довольно высокая стоимость оборудования и запасных частей, возникновение проблем с USB-портом и необходимость постоянной калибровки. Помимо этого надо отметить невозможность работы без проектора.
Преподавателю необходимо пройти специальные курсы для того, чтобы научиться полноценно использовать доску в своей работе, а также потратить немало времени на ее освоение и различные виды подготовки. Кроме всего прочего, иногда может возникать и так называемый психологический барьер, когда преподаватель попросту боится начинать работу в новом режиме. Но, как правило, при грамотно организованном тренинге эта проблема быстро отпадает.
Вероятно, придется тратить больше времени на первоначальную подготовку к занятиям. Хотя стоит заметить, что эти затраты быстро окупятся в будущем, так как вся информация будет храниться в памяти компьютера или на флэш-карте. Кроме того, для хранения данных сейчас становятся все более популярными облачные технологии (cloud-based approach), что сильно упрощает все технологические процессы, а в дальнейшем позволит максимально упростить оперативную работу с интерактивными инструментами и технологиями обучения.
Кроме того, само собой разумеется, что в классах с интерактивной доской необходимо иметь доступ к Интернету - и желательно высокоскоростному. Это позволяет быстро реагировать на вопросы студентов, увеличивает продуктивность занятий и дает возможность работы в режиме реального времени. Ну и, наконец, за группой должны быть закреплены специальные аудитории, а тематические занятия с интерактивной доской должны проводиться преподавателем регулярно и планомерно, а не время от времени.
Важно понимать, насколько все перечисленные технологии помогают не только продуктивности процесса - ведь использование этого ресурса еще и сделает ваш предмет действительно живым. Интерактивная доска помогает привлечь внимание студентов, стимулирует изучение предмета и помогает вовлечь максимальное количество учащихся в учебный процесс. Кроме того, использование интерактивных упражнений и заданий создает связи между изучаемым предметом и новыми технологиями. Преподаватели переосмысливают свой подход к преподаванию предмета, что наилучшим образом сказывается на эффективности языковой подготовки студентов. Отдельно хочется сказать о возможности и простоте создания прекрасного и яркого видеоряда, акустической системы и использовании неограниченного количества материалов по заданной теме.
В целом стоит отметить, что интерактивные технологии призваны помогать, а не усложнять работу преподавателя, и наш преподавательский состав убедился в этом на собственном опыте.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15169. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Сизова Ю. С., Пригожина К. Б. Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 264-269.
2. Яценко Е. Ю. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Материалы интернет-конференции «Информационные системы поддержки образовательной, научно-образовательной и практической деятельности образовательного учреждения». - URL: http://www.fcoit.ru/internet_conference.
3. Mascull B. “Business Vocabulary in Use”, Intermediate. - Second edition. - Cambridge University Press.
4. Allison J., Emmerson P. “The Business “ Intermediate. Macmillan Education
5. Roberts R., Clare A., Wilson J. J. “New Total English” B1+. - Pearson
6. Бернацкая М. В., Муратова О. А. Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов // Концепт. - 2014. - № 04. - URL: http//e-con-cept.ru/2014/14107/htm/. - ISSN-2304-120X.
Marina Bernatskaya,
Senior lecturer at the chair of Foreign Languages №1 of economic departments, Russian Economical University by G.V. Plekhanov, Moscow panibernatska@mail.ru Olga Muratova,
Senior Lecturer at the chair of Foreign Languages №1 of economic departments, Russian Economic University
by G.V. Plekhanov, Moscow
muratovaolga@yandex.ru
Benefits and drawbacks of using interactive technological tools in teaching students of non-linguistic universities
Abstract. The paper considers the practical application of technology-based courseware to teaching languages at economic universities. It outlines the advantages, disadvantages and effectiveness of interactive technological tools used in teaching students of non-linguistic universities.
Key words: interactive multimedia tools, interactive whiteboard, CD-ROM, Active Teach, innovative tools of teaching, methods of organizing the learning process.
References
1. Sizova, Ju. S. & Prigozhina, K. B. (2014) “Sovremennoe polozhenie i perspektivy razvi-tija professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannym jazykam”, Pedagogicheskoe masterstvo: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, nojabr' 2014 g.), Buki-Vedi, Moscow, pp. 264-269 (in Russian).
2. Jacenko, E. Ju. “Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij pri obuchenii ino-strannomu jazyku v nejazy-kovom vuze”, Materialy internet-konferencii “Informacionnye sistemy podderzhki obrazovatel'noj, nauchno-obrazovatel'noj i prakticheskoj dejatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija”. Available at: http://www.fcoit.ru/internet_conference (in Russian).
3. Mascull, B. “Business Vocabulary in Use”, Intermediate, Second edition, Cambridge University Press (In English).
4. Allison, J. & Emmerson, P. “The Business”Intermediate. Macmillan Education (In English).
5. Roberts, R., Clare, A. & Wilson, J.J. “New Total English” B1+, Pearson (In English).
6. Bernackaja, M. V. & Muratova, O. A. (2014) “Ispol'zovanie kriticheskogo myshlenija pri obuchenii inostran-
nomu jazyku studentov jekonomicheskih vuzov”, Koncept, № 04. Available at: http//e-con-cept.ru/2014/14107/htm/. ISSN-2304-120X (in Russian).______________________________________________
Рекомендовано к публикации:
Пригожиной К. Б., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 15.05.15 Получена положительная рецензия 17.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 17.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Бернацкая М. В., Муратова О. А., 2015
www.e-koncept.ru
6