The article is devoted to analyze of principles for combination of errors for conformity evaluation of luminous quantity measuring instruments during their adjustment. There are also work-improvement suggestions about presentation of adjustment's results.
Key words: methods of adjustment, luxmeter, lucimeter, radiometer, fractional error.
Sotova Bella Iosifovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 665.767
ПЛОЩАДКА ДЛЯ СБОРА ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ В АЭРОПОРТУ «ЕМЕЛЬЯНОВО»
М.А. Плахотникова, Ю.Г. Серебреникова, А.В. Лысянников, Ю.Ф. Кайзер
В статье приведен обзор существующих методов борьбы с обледенением воздушного судна (ВС), обосновано проектирование площадки для обработки ВС проти-вообледенительной жидкостью (ПОЖ), а так же определено место расположения самой площадки. Предложена дренажная система для сбора отработанной ПОЖ и талых вод.
Ключевые слова: обледенение, площадка, обслуживание воздушных судов, про-тивообледенительная жидкость, методы снятия обледенения, экология, авиация.
Обледенение - это процесс образования льда на поверхностях ВС. В зависимости от погодных условий на поверхности ВС образуются различные виды слоев льдообразований (СЛО):
- ледяной налет (иней, кристаллическая изморозь);
- замерзающий туман (капельный, кристаллический или смешанного типа) ведет к образованию изморози;
- осадки в виде снега, замерзающей мороси, замерзающего дождя образуют отложения снега и льда, а так же смесей снега с водой (слякоть) и снега со льдом (снежно-ледяная кашица);
- замерзающий дождь и замерзающая морось (равномерные осадки, состоящие исключительно из мелких капель воды, расположенных близко друг к другу).
Безопасная эксплуатация самолетов в любых погодных условиях является главной заботой всех авиаперевозчиков, администраций аэропортов, служб управления воздушным движением и пользователей услуг воздушного транспорта. Анализ последних авиационных происшествий свидетельствует о значительном числе случаев, связанных с эксплуатацией воздушных судов в зимнее время [1].
Применяются следующие методы борьбы с обледенение ВС:
- механический (обработка вручную) (рис.1), с помощью ручного инструмента (скребков, щеток, метел, ветоши и т. д.), он позволяет удалить отложения, но не обеспечивает защиты от их повторного образования, так же он является не безопасным, так как возникает вероятность повреждения обшивки воздушного судна (царапины, трещины и т.д.), а также полностью удаление обледенения только вручную недопустимо;
- тепловой (теплый поток воздуха, подогретая вода), при котором используется нагрев защищаемой поверхности до температуры таяния льда, применяется для обработки тех частей, где нанесение ПОЖ запрещено, например датчики, приемники воздушных давлений, воздухозаборники и т. д., при его использовании необходимо строго контролировать температуру и давление струи воздуха во избежание повреждений;
- инфракрасные тепловые системы, монтируются на крыше, открытой с двух сторон ангароподобной формы (рис.2), удаление льда осуществляется путем подвода тепла в инфракрасном излучении, в результате этого осуществляется интенсивное таяние СЛО и испарение образующейся воды, однако данный метод самостоятельно применяться не может, так как после инфракрасного удаления СЛО необходимо нанести ПОЖ;
- физико-химический (жидкостно-химический) при котором используются специальные ПОЖ, квалификационное применение которых является безальтернативным методом обеспечения безопасности и регулярности полетов в условиях наземного обледенения и направлено на обеспечение такого состояния обработанных поверхностей ВС, которое соответствует требованиям ФАП-128 [2] и концепции чистого самолета в соответствии с ГОСТ Р 54264-2010 [3].
Рис. 1. Механическое удаление обледенения (обработка вручную)
107
Рис. 2. Инфракрасная противообледенительная обработка ВС
Концепция чистого самолета предусматривает, что перед полётом критические поверхности ВС должны быть свободными от всех видов отложений (иней, снег, переохлажденный дождь, шуга, лед и «топливный лед»).
На сегодняшний день, в аэропортах гражданской авиации, в частности в аэропорту «Емельяново», отсутствуют специальные места для проти-вообледенительной обработки ВС. Обработка ВС производится на въезде рулежной дорожки (РД) РД-В, и на местах стоянок (МС) 1, 2 и 3 (рис.3). При обработке ВС ПОЖ стекает на искусственное покрытие, при наличии уклона вытекает за пределы РД и МС, попадает в почву и грунтовые воды. Входящий в состав ПОЖ гликоль (моноэтиленгликоль, диэтиленгликоль или пропиленгликоль) является ядовитой жидкостью, наносящей вред здоровью человека и окружающей природе. Потери ПОЖ за 2013 г. по данным аэропорта «Емельяново» составили ориентировочно 126 тонн.
Ввиду того, что специальной площадки для противообледенитель-ной обработки не выделено, то в результате проливов ПОЖ происходит разрушение бетонного покрытия и блокирование воздушными суднами рулежной дорожки. Кроме того, во время снегопадов образуется снежная каша (смесь снега с ПОЖ), которая разносится колесами спецмашин по аэродрому.
Перспективными направлениями по повышению экологической безопасности при применении противообледенительной обработки в аэропортах является применение системы сбора ПОЖ.
Организация сбора использованной ПОЖ обеспечит защиту окружающей среды от загрязнения токсичными веществами, сократит материальные и экономические потери, а так же повысит культуру производства.
Эффективным подходом к решению проблемы сбора использованной ПОЖ является строительство площадки для обработки ВС.
В проекте предусмотрено выделение отдельной площадки для обработки ВС ПОЖ, оборудованной устройством сбора пролитой жидкости под максимально большое принимаемое аэропортом «Емельяново» судно, на данный момент это Воет§-747-800Б. Выделение специальной площадки для противообледенительной обработки обеспечит беспрепятственное движение ВС по РД. Оптимальным решением размещения площадки для обработки ВС ПОЖ, исходя из расположения МС, является выбор МС-35 (рис. 3).
Дренажная система площадки ПОЖ должна быть спроектирована с учетом следующих основных принципов:
- обеспечение безопасности перемещения ВС, что достигается правильным расположением дренажных систем в плане и необходимой прочностью их конструкции;
- обеспечение экономичности проектируемых мероприятий, которое достигается введением наиболее дешевых и эффективных мероприятий по дренажу площадки; использованием сборных конструкций из элементов заводского изготовления; проектированием дренажной системы наименьшей протяженности, с минимальным пересечением аэродромных покрытий;
- обеспечение возможности перспективного развития аэродрома без существенного переустройства дренажной сети.
Для сбора пролитой ПОЖ с площадки проектом предусмотрена установка колодцев со сливом отработанной ПОЖ и талых вод в подземные резервуары (рис. 4). Сбор пролитой ПОЖ при обработке ВС осуществляется за счет конструкции площадки, выполненной с уклоном 0,005, что предотвращает розлив ПОЖ по перрону и обеспечивает стекание жидкости к центру площадки, где установлены колодцы 1,2 с затвором 3,4, в котором смонтирована труба 5,6, соединенная с подземным резервуаром для сбора отработанной ПОЖ и всех сточных вод.
На рис. 4 представлено схематичное изображение расположения площадки обработки ВС ПОЖ. Два колодца: один для сбора сточных вод, второй для сбора отработанной противообледенительной жидкости. Во время обработки ВС ПОЖ затвор 3 закрыт, затвор 4 открыт, слив отработанной жидкости стекающей с ВС осуществляется в колодец 2, по трубе 6 в подземные резервуары. После сбора всей жидкости затвор 6 закрывают. В остальное время затвор 3 открыт, затвор 4 закрыт и слив дождевых и талых вод осуществляется по трубе 5 в подземный резервуар.
Количество воздушных судов обработанных противообледенительной жидкостью, по данным аэропорта «Емельяново» за 2013 год составило около 700 шт. В табл. 1 приведены объемы и стоимость ПОЖ, необходимых для обработки ВС.
Рис 3. Схема размещения площадки для обработки ВС ПОЖ на плане аэродрома аэропорта «Емельяново»
В процессе обработки, потери ПОЖ составляют около 75 %, так как жидкость стекает с поверхности ВС на площадку, что в денежном эквиваленте составит: 20737500 руб. х 75 % = 155553125 руб.
Рис. 4. Схема дренажной системы площадки для обработки ВС ПОЖ 1, 2 - колодец; 3, 4 - затвор; 5 - труба для слива талых вод; 6 - труба для слива отработанной ПОЖ
Таблица 1
Объемы и стоимость ПОЖ при обработке ВС в аэропорту «Емельяново»
Тип ВС Кол-во ПОЖ, л Цена за литр, руб. Кол-во ВС Общая стоимость, руб.
Малогабаритный винтовой самолет 50 75 180 675000
Малогабаритный реактивный самолет 200 75 45 675000
Среднегабаритный реактивный самолет 300 75 45 1012500
Ближнемагистральный самолет 500 75 280 10500000
Дальнемагистральный самолет 700 75 150 7875000
Итого 20737500
В процессе обработки, потери ПОЖ составляют около 75 %, так как жидкость стекает с поверхности ВС на площадку, что в денежном эквиваленте составит: 20737500 руб. х 75 % = 155553125 руб.
111
Таким образом, разработка и строительство площадки для обработки ВС ПОЖ в аэропорту «Емельяново» является наиболее эффективным подходом к решению следующих задач:
- блокированием ВС на РД,
- сводятся к минимуму загрязнение окружающей среды и вредное воздействие на организм человека,
- снизятся материальные и экономические потери
- повысится культура производства.
Список литературы
1. Плахотникова М.А., Серебреникова Ю.Г., Кайзер Ю.Ф., Лысян-ников А.В. Проект площадки для обработки ВС ПОЖ. Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования [Текст] / ФГБОУ ВПО "Воронеж. гос. лесотехн. акад."; отв. ред. канд. техн. наук А. И. Новиков. - Воронеж, 2014. Вып. 1. С. 276-280.
2. ФАП №128 "Подготовка и выполнение полетов в га РФ "Об утверждении федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ».
3. ГОСТ Р 54264-2010. Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования.
Плахотникова Марина Анатольевна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа,
Серебреникова Юлия Геннадьевна, асс., jl.serebroamail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа,
Лысянников Алексей Васильевич, канд. техн. наук, доц., lysyannikov.alek@,mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа,
Кайзер Юрий Филлипович, канд. техн. наук, доц., kaiserl 70174@,mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Институт нефти и газа
A SERVICE SPACE FOR AIRCRAFT DE-ICING FLUID TREATMENT AT THE "EMELYANOVO"AIRPORT
M.A. Plakhotnikova, Y.G. Serebrenikova, Y.F. Kaiser, A. V. Lysyannikov
112
The article provides an overview of existing methods aircraft de-icing, a service space for aircraft de-icing fluid treatment is founded, and the location of the service space is determined. Drainage system for the collection of waste icing fluid and melt water is proposed
Key words: icing, service space, maintenance of aircraft deicing fluid, icing relieving techniques, ecology, aviation.
Plakhotnikova Marina Anatolievna, senior teacher, tsupcomarusya@yandex. ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas,
Serebrenikova Yuliya Gennadievna assistant, jl. serebroamail. ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas,
Kaiser Yuri Filippovich, candidate of technical sciences, docent, kais-er170174@,mail. ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas,
Lysyannikov Alexei Vasilievich, candidate of technical sciences, docent, lysyannikov. alek@,mail. ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas
УДК 621. 91; 621.9.07; 621.715.4
ВЛИЯНИЕ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОВАЛЬНОЙ ЗАГОТОВКИ НА ТОЧНОСТЬ ЦЕНТРИРОВАНИЯ В ПАТРОНЕ
А.В. Киселев, И.А. Матвеев, А.С. Ямников
Рассмотрено влияние углов расположения поперечного сечения заготовки относительно центрирующих элементов приспособления на уменьшение погрешности центрирования, обусловленной овальностью заготовки. Показано аналитически, что оптимально устанавливать заготовку в приспособлении под предельными углами фт, особенно в тех случаях, когда используются приспособления с четным числом центрирующих элементов.
Ключевые слова: овальность, заготовка, приспособление, погрешность центрирования, качество.
В машиностроительном производстве изготовление трубных деталей машин осуществляется, как правило, на основе технологических процессов обработки давлением и резанием. Замечено, что отдельные погрешности, возникающие в ходе изготовления детали, оказываются весьма устойчивыми. Они могут появиться на начальных технологических операциях и сохраняться вплоть до этапа эксплуатации изделия. Поэтому анализ механизма образования технологических погрешностей деталей невозможен без рассмотрения всего процесса изготовления в целом. Фундамен-