Научная статья на тему '«Плавучесть» ученика при выполнении упражнений «поплавок»'

«Плавучесть» ученика при выполнении упражнений «поплавок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА "ТРЕНЕР ВОДА УЧЕНИК" / ПРИНЦИП "ПЛАВУЧЕСТИ" / УПРАЖНЕНИЕ "ПОПЛАВОК" / "COACH WATER STUDENT" / "BUOYANCY" PRINCIPLE / EXERCISE "FLOAT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна, Мосунов Дмитрий Федорович

Представлены результаты исследования условий формирования «плавучести» ученика с ограниченными физическими / интеллектуальными возможностями при выполнении упражнений «поплавок» в процессе педагогической гидрореабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна, Мосунов Дмитрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Buoyancy» of a student while doing «float» exercise

The data of research presented show the results of «buoyancy» conditions development for physically or intellectually disabled student when doing a «Float Exercise» during the pedagogical hydro-rehabilitation.

Текст научной работы на тему ««Плавучесть» ученика при выполнении упражнений «поплавок»»

лыгин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 151 с.

12. Методы психодиагностики надежности спортсмена / сост. Л.Н. Данилина, Б.А. Плахтиенко ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1980. - 42 с.

13. Практикум по физиологии труда / под общ. ред. К.С. Точилова. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. - 251 с.

14. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 144 с.

15. Уэлфорд, А. Измерения сенсомоторики // Инженерная психология. - Прогресс, М.:ЛГУ. - 103 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 37.042; 376.2; 797.21

«ПЛАВУЧЕСТЬ» УЧЕНИКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ

«ПОПЛАВОК»

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Представлены результаты исследования условий формирования «плавучести» ученика с ограниченными физическими / интеллектуальными возможностями при выполнении упражнений «поплавок» в процессе педагогической гидрореабилитации.

Ключевые слова: система «тренер - вода - ученик», принцип «плавучести», упражнение «поплавок».

«BUOYANCY» OF A STUDENT WHILE DOING «FLOAT» EXERCISE Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The data of research presented show the results of «buoyancy» conditions development for physically or intellectually disabled student when doing a «Float Exercise» during the pedagogical hydro-rehabilitation.

Keywords: «coach - water - student», «buoyancy» principle, exercise «float».

ВВЕДЕНИЕ

В паралимпийском плавании и педагогической гидрореабилитации формируется новая парадигма, отражающая происходящие изменения в научных исследованиях и практической деятельности в адаптивной физической культуре [1,3,4]. Эти новации связанны, прежде всего, с новыми эмпирическими данными и дидактическими принципами, вскрытыми в результате разработки резонансного метода тренировки пловцов [4], а также изучения условий формирования гидродинамической капсулы пловца [3] повышающих эффективность теоретической и специальной подготовки пловца.

Понятие «гидродинамическая капсула» вскрывает принципиально новое видение перемещения паралимпийского пловца в условиях плавательного бассейна, в том числе, при организации педагогической гидрореабилитации лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Основанное на фактическом материале знание раскрывает остающееся до сих пор без внимания, а потому недостаточно изученное [2], свойство пловца формировать при погружении в воду «капсулу» и пе-

ремещаться вместе с ней в толще стен неподвижной окружающей воды бассейна.

Приведенные выше результаты исследований, создают фактические предпосылки для необходимого переосмысливания гидродинамических основ, методик обучения и совершенствования плавания человека, с целью совершенствования технологий гидрореабилитации и разработки дидактических принципов педагогической гидрореабилитации.

В настоящей работе, представлены материалы теоретического осмысления и экспериментального изучения педагогической системы «тренер - вода - ученик», при совместном погружении ученика и тренера в воду. Раскрывается свойство этой системы обеспечивать «плавучесть» ученика при выполнении упражнения вида «поплавок», а также выводятся дидактические принципы формирования и самоуправления.

Задача исследования: на основе результатов изучения основных свойств системы «тренер - вода - ученик», вывести принципы (правила, требования) использования этих свойств в педагогическом процессе.

МЕТОДИКА

Анализ результатов надводной и подводной видеосъемки. Обобщение авторской научной и педагогической деятельности (п>1500 детей, возраст 1-3 года). Методика апробации педагогической модели: «цель - явление - свойство - закономерность

- принцип - реализация».

Принятые в статье условия ограничений не рассматривают: влияние на ребенка возмущенного тренером потока воды; магнитогидродинамические явления.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. В многолетних педагогических экспериментах в области гидрореабилитации детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями разработана и апробирована технология выполнения упражнения вида «поплавок», с использованием педагогической модели: «цель - явление - свойство - закономерность -принцип - реализация».

2. Цель - педагогическая гидрореабилитация ребенка с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями.

3. Явление - конечный результат, ребенок самостоятельно лежит вблизи поверхности воды в положении на груди, окружённый гидродинамической капсулой. Лицо опущено под воду, руки и ноги в свободной позиции.

При этом тело ребенка, как свидетельствует авторский опыт работы, вместе с гидродинамической капсулой совершают периодически установившиеся колебания в толще воды вблизи поверхности или под поверхностью, как в поперечных, так и в продольных направлениях вниз и вверх. В пространстве окружающей ученика воды направление колебания тела и гидродинамической капсулы непостоянны по месту и времени, периодически изменяются от одноименного до противоположного.

4. Свойство системы «тренер - вода - ученик» - обеспечивать «плавучесть» ученика в воде, причины вызывающие колебания тела.

Ограничения физических / интеллектуальных возможностей ученика проявляется в: особой опасности развития критической ситуации - ранний выдох и выполнение вдоха под водой; естественных колебаниях, вызванных гидродинамикой нарушенного пространства воды; временном усилении пареза; неуправляемой двигательной активности тела; асимметрии поражений конечности; ослабленном физическом развитии; неумении задержать дыхание на вдохе, некомфортной для ребенка температуре воды.

5. Закономерности и проблемы выполнения упражнения ребенком: закономерности взаимоотношений человека и водной среды; степень уверенности тренера в готовности ребенка выполнить упражнение; страх погружения лица в воду, утрата опоры/поддержки (гидроневесомость); задержка дыхания на вдохе.

6. Дидактические принципы формирования и самоуправления выявленными свойствами и явлениями.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ПЛАВУЧЕСТИ» УЧЕНИКА

Технологии деятельности тренера при совместном с ребенком погружении в воду, исходная позиция: стойка на дне бассейна, ребенок удерживается на руках лицом к тренеру, глубина погружения - по грудь тренера и ребенка.

• Серии основных упражнений: погружение ребенка по шею, погружение ребенка по подбородок, погружение ребенка до линии носа, погружение ребенка по нижнюю линию глаз, погружение ребенка до линии бровей, погружение ребенка - макушка головы над водой, погружение ребенка с головой под воду.

• Требования тренеру: упражнения выполнять под команду «на старт - выдержать паузу - марш», с целью формирования рефлекса задержки дыхания на вдохе; контролировать умение/не умение ребенка закрыть рот перед погружением; контролировать по появлению пузырьков под водой отсутствие (положительный факт) выдоха в воду; в случае выдоха под водой немедленно поднять ребенка над водой, придать его телу вертикальное положение и при необходимости успокоить; всегда улыбаться и говорить ребенку слова поощрения.

• Серии основных упражнений, ребенок удерживается на руках сбоку от тренера: плавное погружение ребенка с головой под воду; погружение ребенка с головой под воду, с касанием-удержанием пальцами тела ребенка; погружение ребенка с головой под воду, с отпусканием тела ребенка, с выполнением страховки кистью сбоку от тела на расстоянии длины дистальной фаланги пальцев; погружение ребенка с головой под воду, с отпусканием тела ребенка, при необходимости исключать касанием рук сильные колебания тела ребенка.

• Требования тренеру: в случае выдоха под водой немедленно поднять ребенка над водой, придать его телу вертикальное положение и при необходимости успокоить; всегда улыбаться и говорить ребенку слова поощрения.

7. Реализация. В процессе многолетней педагогической гидрореабилитации выявлены особенности проявления основных свойств системы «тренер - вода - ученик» обеспечивать «плавучесть» ученика в воде, обусловленные характером и степенью отклонений в состоянии здоровья детей с ограниченными возможностями, таких как, поражений опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.

Требования тренеру: знать особенности проявления отклонений у детей в условиях организации занятий «на суше» и «на воде», соответственно корректировать свою педагогическую деятельность. Для получения необходимых знаний следует использовать учебно-методическую литературу в области адаптивной физической культуры, педагогической гидрореабилитации, медицины, лечебной физической культуры, отражающих характер заболеваний и поражений. Уметь предупреждать и преодолевать развитие критических ситуаций в процессе педагогической гидрореабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе совершенствования технологий гидрореабилитации, в частности ребенка с ограниченными физическими/интеллектуальными возможностями, обозначена новая проблема «поведение системы «тренер - вода - ученик»». Получены новые знания, относящиеся к разрешению проблемы: на примере выполнения упражнения «плавучесть», - явление колебания тела ребенка, вместе с гидродинамической капсулой в толще воды; свойство - системы обеспечивать «плавучесть» ученика; выявлены причины, вызывающие колебания тела; разработаны и апробированы дидактические принципы формирования и самоуправления выявленными свойствами и явлениями в процессе гидрореабилитации ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / С.П. Евсеев, О.Э. Аксенова. - М. : Советский спорт, 2004. - 296 с. : ил.

2. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) : дис. ... д-ра пед. наук / Мосунов Д.Ф. -СПб., 1992. - 306 с.

3. Мосунова, М.Д. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца / М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 57-61.

4. Резонансный метод повышения активности высококвалифицированных пловцов / И.Л. Тверяков, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, М.Д. Мосунова, Н.Б. Котелев-ская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 64

- 68.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.853.23

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АДАПТИВНОМУ ДЗЮДО

ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА

Юлия Владимировна Наборщикова, кандидат экономических наук,

РОО «Федерация дзюдо Пермского края»,

Владимир Иванович Плотников, Заслуженный тренер РФ, вице-президент,

ООО «Федерация дзюдо России»,

Расим Мирзазянович Закиров, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник ФК РФ, директор,

ГОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо и самбо» Пермского края

Аннотация

Адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство. Для детей с поражением спинного мозга создаются благоприятные условия для мобилизационных, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта. В период тренировочно-реабилитационного процесса любой интенсивности необходим функциональный контроль юных дзюдоистов. Это адекватная поддержка туловища, системное измерение артериального давления и пульса, дифференцирование нагрузки, регулирование температуры тела.

Ключевые слова: адаптивное дзюдо, функциональный контроль, тренировочнореабилитационный процесс обучения, юные спортсмены с поражением спинного мозга.

FUNCTIONAL CONTROL OF TRAINING AND REHABILITATION OF ADAPTIVE LEARNING OF YOUNG JUDO ATHLETES WITH SPINAL CORD

LESION

Yuliya Vladimirovna Naborshchikova, the candidate of economic sciences, Regional public organization “Federation of Judo of the Perm region”,

Vladimir Ivanovich Plotnicov, the deserved trainer of Russian Federation, vice-president, all-Russianpublic organization “Russia Federation of Judo”,

Rasim Mirzazjanovich Zacirov, the candidate of pedagogical sciences, the deserved worker ofphysical culture of Russian Federation, director,

State Educational Institution of Children’s Complementary Education “Specialized Chil-dren-Youth’s Sports School of a Olympic reserve of Judo and Sambo” of the Perm region,

Perm

Annotation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.