ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
SWIMMING IN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS
Старченко Полина Павловна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Starchenko Polina Pavlovna
student
Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Брыкина Валентина Анатольевна
ассистент
кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия
Brykina Valentina Anatolyevna
assistant
department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В работе описано значение плавания в системе физического воспитания студентов и представлены результаты экспериментального исследования сформированности навыка плавания.
Abstract. The paper describes the importance of swimming in the system of physical education of students and presents the results of experimental research of formation of swimming skills.
Ключевые слова: плавание, спорт, водная среда, студенты, физические упражнения.
Keywords: swimming, sport, water environment, students, physical exercises.
В рамках учебных занятий в ВУЗе у многих студентов появляется уникальная возможность не только посещать бассейн по абонементу, но и в пределах отведенного учебного времени научить плавать, усовершенствовать технику или освоить новый стиль плавания.
Эффективность проведенных занятий по плаванию во многом зависит от правильной организации учебного процесса. Установочный график занятий студентов в бассейне должен соответствовать занятиям по физической культуре, с той целью, чтобы студенты могли посещать его в рамках изучения дисциплины. Также каждый студент, обучающийся в ВУЗе, может приобрести абонемент на посещение бассейна в то время, когда ему удобно. Занятия со студентами должны проводиться в соответствии с дидактическими принципами, нормами и правилами безопасности. Обучение плаванию студентов обязано проходить в соответствии с принципами физического воспитания. Студенты могут не только научиться плавать, но и развить данную деятельность в рамках профессио-
нальной направленности.
Плавание как физическая деятельность студентов способствует укреплению тонуса мышц, влияет на кровообращение и дыхание. При физических упражнениях в бассейне у студентов происходит чередование напряжения и расслабления мышц. В воде происходит снижение нагрузки на позвоночник, улучшается сердечная деятельность, а также снижается психологическая нагрузка студента, что немаловажно в период сессии.
Обучение плаванию студентов проводится в соответствии с определенными методиками. Они имеют свои особенности, к примеру, это может зависеть от того, умеет ли студент плавать, то есть начальный этап плавания студентов, или же студент хочет обучиться спортивным способам плавания.
Начальное обучение предполагает овладение подготовительными упражнениями, помогающими освоиться вводной среде. К таким упражнениям относятся элементарные движения рук и ног в воде, упражнения на дыхание, задержка дыхания и погружение под воду, плавание в полной координации при помощи спасательной дощечки. В период начального обучения навыкам плавания необходимо соблюдать ряд условий. В первую очередь, это наличие справки о состоянии здоровья студента, конечно же, подбор упражнений с учетом физической подготовленности студентов и степенью водобоязни [3, с. 28].
Обучение плаванию, в отличие от других видов спорта, осуществляется в водной среде, которая имеет свои особенности. Передвижение в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся в ней телу. Таким образом, пловец, находящийся в воде,, может опираться на нее ногами, руками и всем телом и вызывать действие реактивных сил. При плавании тело пловца находится во взвешенном состоянии, то есть не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует развитию организма [2, с.5].
Нередко водная среда вызывает у неумеющих плавать чувство страха и боязнь глубины, поэтому, прежде чем приступить к освоению навыка плавания, необходимо пройти курс освоения водной среды. На этом этапе применяются упражнения, направленные на приобретение новых ощущений давления воды, горизонтального положения тела, невесомости, опоры гребущими поверхностями тела и конечностей на воду, освоение правильной техники дыхания в воде, согласование с движениями. Все это служит необходимой базой для дальнейшего освоения различных техник и способов плавания [1, с. 19].
В конце семестра в бассейне каждый студент по желанию может сдать определенные нормативы. В качестве основы мы взяли тест плавания Купера. Данный тест позволяет оценить состояние физической подготовленности организма на основе расстояния в метрах, которые студент способен проплыть за 12 минут.
Данное тестирование проводилось среди 10 студентов: 5 юношей и 5 девушек. Итоги тестирование показали, что со сдачей нормативов лучше справились парни, поскольку у них больше положительных оценок. Оценка «2» выставлена 60% юношам, оценку «1» получили 40 % парней. У девушек же оценку «1» получили 60%, а оценку «2» - 40 %.
Анализируя результаты сдачи теста Купера в данной группе, можно прийти
к выводу, что студенты, посещающие бассейн, имеют плохую подготовку по плаванию. Это может быть обусловлено тем, что студенты ранее не умели плавать или плохо владели данным навыком. Для того, чтобы результаты улучшились необходимо внедрять плавание в жизнь студентов на протяжении всего периода обучения.
Литература
1. Логунов В. И., Шинкаренко О. В. Обучение плаванию : метод. пособ. / Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2010. 44 с.
2. Сидоров Д. Г. Плавание в ВУЗе : методическое пособие по организации и проведению индивидуальных и групповых ханятий по плаванию со студентами высшей школы / Д. Г. Сидоров, Ю. М. Лузинов, М. В. Андрианов, В. А. Афоньшин, А. В. Погодин, В. М. Щукин, Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т : Н. Новгород : Дятловы горы, 2017. 36 с.
3. Смирнов А. М. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений : учебно-методическое пособие. СПб. : изд-во СПб ГУЭФ, 2009. 70 с.
References
1. Logunov V. I., SHinkarenko O. V. Obuchenie plavaniyu [Training of swimming]. Samara, SSU Publ., 2010, 44 p.
2. Sidorov D. G. Luzinov Yu. M., Andrianov M. V., Afon'shin V. A., Pogodin A. V. Shchukin V. M. Plavanie v VUZe. Metodicheskoe posobie po organizacii i provedeniyu individual'nyh i gruppovyh hanyatij po plavaniyu so studentami vysshej shkoly [Swimming in the university: a methodical guide on organization and the holding of individual and group bathing classes with students of higher education]. N. Novgorod, Dyatlovy gory Publ., 2017, 36 p.
3. Smirnov A. M. Teoriya i metodika obucheniya plavaniyu studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Theory and methods of teaching swimming for students of higher educational institutions]. St. Petersburg, GUEHF Publ., 2009, 70 p.