Научная статья на тему 'Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве'

Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
империализм / медиа-империализм / цифровой империализм / культурный империализм / электронный империализм / платформенный империализм / специальная военная операция / дискурс / imperialism / media imperialism / cultural imperialism / electronic imperialism / digital imperialism / platform imperialism / special military operation / discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартьянов Денис Сергеевич, Лукьянова Галина Владимировна

Цифровой империализм — современное измерение классического экономического империализма, использующее такие инструменты, как цифровые платформы для распространения информации, аккумуляции и вызова финансового капитала из стран периферии в страны центра. Цифровой империализм как концепция является продолжением теорий культурного империализма и медиа-империализма и в свою очередь стал основой для развития концепций платформенного и блокчейн-империализма. Анализируются концептуальные аспекты исследования современных измерений империализма и дается краткий обзор направлений исследований в этой области. Целью нашего исследования является выявление роли платформ как фактора политического дискурса в контексте цифрового империализма. Авторы сформировали выборку исходя из двух критериев: типа платформы (глобальная, национальная и лиминальная) и типа коммуникатора (институционального — т. е. каналы масс-медиа; либо персонального, т. е. каналы инфлюэнсеров). Исследование охватило период с 24.02.2022 по 01.11.2023 и включило 60 медиа на 3 платформах. Анализ был произведен с помощью 4 методов исследования. Результаты анализа демонстрируют, что для YouTube, Telegram и «ВКонтакте» характерны разные дискурс и повестка дня. YouTube демонстрирует агрессивный, милитаризированный дискурс с более гомогенной коммуникацией, что характерно для эхо-камер. Каналы и страницы Telegram и «ВКонтакте» чаще пересекаются в результатах кластерного анализа. В то же время для Telegram также характерен интенсивный милитаристский дискурс, в то время как «ВКонтакте» ориентируется на более широкую повестку дня. Исследование косвенно демонстрирует империалистскую природу YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мартьянов Денис Сергеевич, Лукьянова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Platform as a Factor of Digital Imperialism in the Russian Information Space

The digital imperialism is a modern dimension of classical economic imperialism and uses tools such as digital platforms to disseminate information and accumulate and call financial capital from countries of the periphery to the center. Digital imperialism as a concept is a continuation of the theories of cultural imperialism and media imperialism and, in turn, became the basis for the development of the concepts of platform and blockchain imperialism. The article analyzes the conceptual aspects of the study of modern dimensions of imperialism and provides a brief overview of research directions in this area. The purpose of this study is to identify the role of platforms as a factor in political discourse in the context of digital imperialism. The authors formed the sample based on 2 criteria: the type of platform (global, national and liminal) and the type of communicator (institutional — i.e. mass media channels or personal, i.e. influencer channels). The study covered the period from February 2022 to November 2023 and included 60 media across 3 platforms. The analysis was carried out using 4 research methods. The results of the analysis demonstrate that YouTube, Telegram and Vk.com a re c haracterized b y different discourse and agenda. YouTube displays an aggressive, militarized discourse with more homogeneous communication, which is typical of echo chambers. Telegram channels and Vk.com pages often overlap in the results of cluster analysis. Telegram is also characterized by an intense militaristic discourse, while Vk.com is oriented towards a broader agenda. The study indirectly demonstrates the imperialist nature of YouTube.

Текст научной работы на тему «Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве»

RUDN Journal of Political Science. ISSN 2313-1438 (print), ISSN 2313-1446 (online) 2024 Vol. 26 No. 2 425-435 Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ httpy/^rn^.r^n.m/p^takdenre

DOI: 10.22363/2313-1438-2024-26-2-425-435 EDN: LPRLXQ

Научная статья / Research article

Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве

Д.С. Мартьянов Е> И, Г.В. Лукьянова ©

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

И [email protected]

Аннотация. Цифровой империализм — современное измерение классического экономического империализма, использующее такие инструменты, как цифровые платформы для распространения информации, аккумуляции и вызова финансового капитала из стран периферии в страны центра. Цифровой империализм как концепция является продолжением теорий культурного империализма и медиаимпериализма и в свою очередь стал основой для развития концепций платформенного и блокчейн-империализма. Анализируются концептуальные аспекты исследования современных измерений империализма и дается краткий обзор направлений исследований в этой области. Целью нашего исследования является выявление роли платформ как фактора политического дискурса в контексте цифрового империализма. Авторы сформировали выборку исходя из двух критериев: типа платформы (глобальная, национальная и лиминальная) и типа коммуникатора (институционального — т. е. каналы масс-медиа; либо персонального, т. е. каналы инфлюэнсеров). Исследование охватило период с 24.02.2022 по 01.11.2023 и включило 60 медиа на 3 платформах. Анализ был произведен с помощью 4 методов исследования. Результаты анализа демонстрируют, что для YouTube, Telegram и «ВКонтакте» характерны разные дискурс и повестка дня. YouTube демонстрирует агрессивный, милитаризированный дискурс с более гомогенной коммуникацией, что характерно для эхо-камер. Каналы и страницы Telegram и «ВКонтакте» чаще пересекаются в результатах кластерного анализа. В то же время для Telegram также характерен интенсивный милитаристский дискурс, в то время как «ВКонтакте» ориентируется на более широкую повестку дня. Исследование косвенно демонстрирует империалистскую природу YouTube.

Ключевые слова: империализм, медиаимпериализм, цифровой империализм, культурный империализм, электронный империализм, платформенный империализм, специальная военная операция, дискурс

Благодарности: Исследование выполнено в рамках Проекта № 123091200062-2 «Ценностный базис российского сетевого пространства в условиях глобального цифрового империализма», реализуемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ и Экспертным институтом социальных исследований.

© Мартьянов Д.С., Лукьянова Г.В., 2024

1л /г*® I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Для цитирования: Мартьянов Д.С., Лукьянова Г.В. Платформа как фактор цифрового империализма в российском информационном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2024. Т. 26. № 2. С. 425-435. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-425-435

Platform as a Factor of Digital Imperialism in the Russian Information Space

Denis S. Martyanov1' 2 IS S, Galina V. Lukyanova1' 2 ©

institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Moscow, Russian Federation

2St Petersburg University, St Petersburg, Russian Federation

S [email protected]

Abstract. The digital imperialism is a modern dimension of classical economic imperialism and uses tools such as digital platforms to disseminate information and accumulate and call financial capital from countries of the periphery to the center. Digital imperialism as a concept is a continuation of the theories of cultural imperialism and media imperialism and, in turn, became the basis for the development of the concepts of platform and blockchain imperialism. The article analyzes the conceptual aspects of the study of modern dimensions of imperialism and provides a brief overview of research directions in this area. The purpose of this study is to identify the role of platforms as a factor in political discourse in the context of digital imperialism. The authors formed the sample based on 2 criteria: the type of platform (global, national and liminal) and the type of communicator (institutional — i.e. mass media channels or personal, i.e. influencer channels). The study covered the period from February 2022 to November 2023 and included 60 media across 3 platforms. The analysis was carried out using 4 research methods. The results of the analysis demonstrate that YouTube, Telegram and Vk.com are characterized by different discourse and agenda. YouTube displays an aggressive, militarized discourse with more homogeneous communication, which is typical of echo chambers. Telegram channels and Vk.com pages often overlap in the results of cluster analysis. Telegram is also characterized by an intense militaristic discourse, while Vk.com is oriented towards a broader agenda. The study indirectly demonstrates the imperialist nature of YouTube.

Keywords: imperialism, media imperialism, cultural imperialism, electronic imperialism, digital imperialism, platform imperialism, special military operation, discourse

Acknowledgements: The research was carried out within the framework of Project No. 123091200062-2 "The value basis of the Russian network space in the context of global digital imperialism" in INION RAS supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Expert Institute for Social Research.

For citation: Martyanov, D.S., & Lukyanova, G.V. (2024). Platform as a factor of digital imperialism in the Russian information space. RUDN Journal of Political Science, 26(2), 425-435. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-425-435

Введение

Незаметно завершившаяся эпоха Веб 2.0 была ознаменована не только технологическими сдвигами, но и переменами в социально-политической сфере. Д.Й. Джин свою книгу о цифровом империализме начинает с того, что фиксирует переход к новой «эре платформ» [Jin 2015: 4]. Новый институциональный дизайн определяется технологическими факторами в рамках порталов и приложений, которые аккумулируют внутри себя широкий спектр более нишевых технологий [Jin 2015: 7]. Агрегирование сервисов в руках таких платформ, как Google, iPhone, Android, позволяет им выступать в роли посредников, владеющих правами интеллектуальной собственности как инструментом накопления капитала [Jin 2015: 5-6]. Платформы получают в свое распоряжение финансовый капитал и инструменты власти, оспариваемые в науке в контексте т. н. «дилеммы модератора» [Langvardt, 2018: 1353].

Роль платформ иллюстрирует принцип «Средство есть сообщение» [Маклюэн 2007]. Разумеется, влияние платформ не является линейным и включает в себя множество измерений от собственно фактора платформы до институционального (установленные «правила игры»), аудиторного (публика, использующая платформу), сообщественного (гомогенное-гетерогенное измерение), дискурсивного (установление доминирующего дискурса) [Мартьянов, Лукьянова 2023: 246]. Однако все эти измерения соответствуют и целостной внутренней логике. В рамках политической экономии коммуникации эту логику можно обозначить как логику цифрового империализма.

Платформы выступают в качестве посредников, организаторов среды, но не заказчиков и производителей услуг или контента. В обмен на посредничество они обретают право взимания комиссии, установления «правил игры» и власть в контексте включения и исключения из коммуникации.

Цифровой империализм

Термин империализм имеет давнюю историю и употреблялся (как правило, в отношении французов) [Исаев 2001] задолго до экспансионистской внешней политики Б. Дизраэли, считающегося отцом империалистской политики [Язовская, Гудова 2018: 35]. Впоследствии термин был переосмыслен в духе экономического детерминизма Дж. Гобсоном [Гобсон 1927], В.И. Лениным [Ленин 1949] и др., став частью марксистского категориального аппарата.

Империализм представляет собой процесс доминирования в международной политике с помощью ряда механизмов, таких как колонизация1. Как и империализм, колониализм постепенно усложнялся, обретая новые формы: технологического, электронного колониализма [Schiller 1976; McPhail 1987]. Цифровой колониализм вытекает из самой логики распространения Интернета, когда

1 Mitri S. Digital Imperialism: The Last Phase of Capitalism, Department of Business and Management Master in Global Management and Politics 2022. URL: http://tesi.luiss.it/35397/1/735571_ MITRI_STEFANO.pdf (accessed: 01.11.2023).

западные компании устанавливают монополистические (или олигополистиче-ские) структуры рынка данных и технологические экосистемы в целом. Более гибкие формы господства империалистов предполагаются в рамках концепции цифрового неоколониализма, действующего на уровне формируемых норм. Сочетание цифровых форм колониализма и неоколониализма способствует усилению новых измерений империализма.

Империализм в отдельных своих проявлениях может основываться не на завоевании, а добровольном признании доминирования гегемонов правящими элитами стран, представляющих периферию и полупериферию. Механизмом подобных измерений империализма выступает и глобализация — отмена барьеров на пути экспорта финансовых ресурсов, информации, культурных ценностей и т.п.

В XX-XXI вв. термин «империализм» неоднократно использовался для описания более узких, конкретных проявлений экспансионизма, таких как «культурный империализм» [Schiller 1976; Schiller 1969; Саид 2012]. Культурный империализм, использующий доктрину свободного потока информации, в свою очередь выступает отправной точкой для медиаимпериализма [Boyd-Barrett 1977], коммуникативного [Lee 1988] и цифрового империализма [Fuchs 2015]. Хотя термины «культурный империализм» и «медиаимпериализм» используются в том числе как синонимы, корректнее сказать, что культурный империализм связан с самим распространением культурных ценностей, в то время как термин «ме-диаимпериализм» следует использовать в отношении средств распространения ценностей и информации.

Наряду с терминами «электронный империализм» и «цифровой империализм» [Gajjala, Birzescu 2011], означающими империалистские практики в условиях информационного общества и цифровой экономики, существуют более «нишевые» категории платформенного империализма [Jin 2015], а также блокчейн-империализма [Jutel 2021].

Тема цифрового империализма находит отражение в научном дискурсе как среди работ, посвященных анализу стран, выступающих в роли объектов «цифрового неоколониализма» — прежде всего африканских [Kwet 2019; Ya'u 2004; Mweberi2], так и в отношении стран, которые играют более сложную роль в цифровом империализме — Австралии [Mann, Daly 2019], Южной Кореи [Jin 2017], Китая [Keane, Yu 2019] и т. д.

Цель и методы исследования

Цель данного исследования — выявление роли платформ как фактора политического дискурса в контексте цифрового империализма.

2 Mweberi S. (2019). The Effect of Nascent Digital Platform Imperialism on Economic Development of Third World Countries: A Case Study of Kenya. Summary. URL: https://www. researchgate.net/publication/338067337_The_Effect_of_Nascent_Digital_Platform_Imperialism_ on_Economic_Development_of_Third_World_Countries_A_Case_Study_of_Kenya_Summary (accessed: 27.10.2023).

Выборка исследования (табл. 1) формировалась исходя из двух базовых критериев:

1) платформа. Для выявления особенностей коммуникации в условиях цифрового империализма было выбрано три платформы: (a) «империалистское» пространство YouTube; (b) «национальное» пространство «ВКонтакте»; (с) «лиминальное» пространство Telegram;

2) тип коммуникатора: персональные страницы и медиа (институциональные акторы).

Также выборка учитывала критерии политизированности канала и количества подписчиков.

Таблица 1

Проанализированные страницы и каналы

Тип ВКонтакте Telegram YouTube

медиа Лентач Топор Live Настоящее Время*

медиа РБК СМИ Россия не Москва DW* на русском

медиа Mash РИА Новости Euronews по-русски

медиа РИА Новости Readovka Комсомольская Правда

медиа ТАСС Mash Радио Свобода*

медиа Новости RT на русском Правдивости Телеканал Дождь*

медиа КБ РОССИЯ СЕЙЧАС RTVI Новости

медиа БОРЩ Раньше всех. Ну почти. УКРАИНА СЕГОДНЯ — ГРОШ1

медиа ТОПОР — Хранилище Осторожно, новости УН1АН

медиа Лента.ру Пивоваров* (Редакция) ОМ ТВ (Омельчук ТВ)

персона Дмитрий Медведев Kadyrov_95 Alexey Arestovych **

персона Рамзан Кадыров СОЛОВЬЁВ БесогонTV

персона Сергей Собянин Рыбарь Дмитрий Гордон* **

персона Радий Хабиров Вячеслав Володин ФЕЙГИН* LIVE

персона Андрей Воробьев Varlamov* News Майкл Наки*

персона Вячеслав Гладков Адам Делимханов Навальный LIVE **

персона Рустам Минниханов Colonelcassad Руслан Усачев

персона Александр Беглов Дудь* Александр Невзоров*

персона Александр Бречалов Дмитрий Никотин Дневник Депутата

персона Алексей Текслер Саня во Флориде Илья Яшин*

* — данные лица и организации входят в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ. ** — данные лица и организации входят в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Источник: составлено авторами.

Analyzed pages and channels Table 1

Type Vk.com Telegram YouTube

media Lentach Topor Live Current Time*

media RBK SMI Rossiya ne Moskva DW in Russian*

media Mash RIA Novosti Euronews in Russian

media RIA Novosti Readovka Komsomol'skaya Pravda

media TASS Mash Radio Svoboda*

media News RT in Russian Pravdivosti TV Channel Rain*

media KB RUSSIA TODAY RTVI Novosti

media BORSCH Ran'she vsekh. Nu pochti UKRAINA SEGODNYa — GROShl

media TOPOR — Hranilishche Ostorozhno, novosti UNIAN

media Lenta.ru Pivovarov* (Redakciya) OM TV

person Dmitry Medvedev Kadyrov_95 Alexey Arestovych**

person Ramzan Kadyrov SOLOV'YoV BesogonTV

person Sergej Sobyanin Rybar Dmitry Gordon* **

person Radij Habirov Vyacheslav Volodin FEYGIN* LIVE

person Andrej Vorob'ev Varlamov* News Michael Nacke*

person Vyacheslav Gladkov Adam Delimhanov Navalny** LIVE

person Rustam Minnihanov Colonelcassad Ruslan Usachev

person Alexander Beglov Dud* Alexander Nevzorov*

person Alexander Brechalov Dmitry Nikotin Dnevnik Deputata

person Aleksej Teksler Sanya vo Floride Ilya Yashin*

* — these individuals and organizations are included in the register of foreign agents of the Ministry of Justice of Russian Federation.

** — these individuals and organizations are included in the Federal Financial Monitoring Service of Russia's list of terrorists and extremists.

Source: compiled by the authors.

Были выгружены посты в сообществах «ВКонтакте» и Telegram, а также субтитры к видео на YouTube в период с 24.02.2022 по 01.11.2023. Составленный корпус был лемматизирован и токенизирован. Методами исследования являлись латентное размещение Дирихле для тематического моделирования, частотный анализ слов, анализ коллокаций и дискурс-анализ.

Результаты исследования

Анализ частотности слов демонстрирует интенсивное использование оппозиции «мы» и «они», что косвенно свидетельствует о наличии конфронтацион-ного дискурса. Данная оппозиция более характерна для Telegram и YouTube.

оказаться результат

сфгаюеацня *ить добавить

от^ошенуе

использовал» суд являться зелен ский

хороший ситуация

информация однако

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еЕропа сотрудник

ГС= и

самый

компания

ИДТИ дав-ы

место

видео СМИ

s® S4

га

2

удар

вопрос рассказать писать юл

район

москва

t™ и пз ± х

о ¡SctCD uo Q_q Q_ пз ал q_I—

о- с=о О

СП о СЦ О

s с

стать мочь слово заявить

случай ВСу

МЫ <>

дом _ март

пытаться

государство г /его нгакл

ECJ- V ОЖ* ОСТЬ г 54 ЗЛО

вуесте

иестшн

западным проблема тур_)кя

группа знать ^ хотеть

Л СВЯЗЬ

л считать

71 каждый машина регион

глава канал та« АРУ

нужно делать фроьт сделать

киев работа дело

б СИ

Я сь*'

цель решение история

гюнучагь

с* стеу а п оэто му

дцэ

противник

ответ

условие

они

украина наш рФ

время подписаться украинский говорить

сообщить часть число

несколько находиться |

отм етить Бонна должный

помощь

W&I-T

поддержка п рое сводить

американским мужчина счвредней

ПОЗИЦИЯ

ждать

Ц

I с:

9 =

о

- = : К-5

ю

_0 X X

4J

о

It

= 1&

ребёнок Е

ПОЛНИТЬ ^

украинец любо? иня

auii* дучатъ

wa рму попь

-H h - ' -

прок зосте

Рис. 1. Облако слов по результатам частотного анализа для Telegram

Источник: составлено авторами. Figure 2. Word cloud based on frequency analysis results for Telegram Source: compiled by the authors.

В Telegram заметны более интенсивный милитаристский дискурс (платформа выступает информационной «линией соприкосновения») и конкретизация геополитических акторов (здесь, вероятно, более важным фактором является текстовый формат платформы). Для YouTube (за исключением упоминания США) более характерны обобщения: Европа, Запад. Косвенно это свидетельствует как о солидаризации ориентированных на Запад медиа, так и об отсутствии пророссийской точки зрения, более последовательно фиксирующей противоречия в действиях западных стран.

Наиболее «мирный» дискурс фиксируется во «ВКонтакте». Это можно объяснить более широкой повесткой дня топовых каналов, включенностью в политическую коммуникацию государственных служащих, не связанных напрямую с боевыми действиями и занимающихся текущей деятельностью.

Интересно, что по эмоциональному фону (исходя из тем) наиболее негативный встречается в YouTube, затем в Telegram, а более позитивный характерен для «ВКонтакте».

Анализ коллокаций Telegram демонстрирует, что наиболее используемые словосочетания связаны с военными действиями: «боевые действия», «военная операция», «нанести удар», «вооруженные силы», «личный состав» и т.д.

Сдержанный характер коммуникации характерен для социальной сети «ВКонтакте». Там политический дискурс более ориентирован на внутреннюю повестку. Появляются упоминания министерств, их представителей. Любопытным представляется появление элементов официального нарратива (сюжеты, связанные с русским языком, Великой Отечественной войной). Помимо освещения специальной военной операции (СВО) заметен повседневный дискурс мирной жизни: детский сад, крепкое здоровье и т.п.

Часто повторяющиеся нарративы YouTube: «ядерное оружие», «Советский Союз», «оккупированные территории», «полномасштабное вторжение», «военные преступления», «Северная Корея», «путинский режим», «объединить нацию».

Рис. 2. Результаты кластерного анализа по платформам YouTube, Telegram и «ВКонтакте» Источник: составлено авторами.

Figure 2. Results of cluster analysis for YouTube, Telegram and Vk.com platforms Source: compiled by the authors.

Хотя кластерный анализ (рис 2.) демонстрирует достаточно сложную картину, где далеко не всегда платформа выступает в качестве доминирующего фактора, интересно, что отдельные близкие кластеры образуют наиболее одиозные медиа, связанные с украинскими спикерами и пропагандистскими медиа стран Запада. Все они функционируют через YouTube. Интересно, что фактор формата платформы остается важным («РИА Новости» в Telegram и «ВКонтакте» оказались в совершенно разных кластерах).

Обсуждение

Результаты прошлых исследований показывали, что хотя платформа и выступает значимым фактором выделения в кластеры, он не является определяющим [Lukyanova, Martyanov, Volkova 2022]. Эта логика применима и к результатам настоящего исследования. Однако на дендрограмме очевидны более гомогенный кластер YouTube и менее гомогенный (за счет включения телеграм-каналов) кластер «ВКонтакте». Telegram, как и предполагалось, является наименее управляемым из проанализированных платформ. Хотя исследование достигло поставленной цели и подтвердило предположение об империалистском характере дискурса YouTube, требуется более комплексный анализ данного феномена.

Выводы

Исследование показывает не только различия в дискурсе (что может частично определяться и форматом платформы), в повестке дня и артикуляции отдельных тем топовыми медиа различных платформ.

Более очевидная гомогенность коммуникации в YouTube означает, что для политической коммуникации на этой платформе более характерны признаки эхо-камеры, чем для соответствующей российским «правилам игры» «ВКонтакте». Такая гомогенность была достигнута целым рядом мер, предпринятых YouTube после начала СВО. Вкупе с акцентом на милитаристский дискурс это косвенно демонстрирует признаки «империалистичности» данной цифровой платформы и подтверждает ее односторонний антироссийский характер.

Поступила в редакцию / Received: 29.10.2023 Доработана после рецензирования / Revised: 12.11.2023 Принята к публикации / Accepted: 15.03.2024

Библиографический список

Гобсон Д.А. Империализм. Ленинград: Прибой, 1927.

Исаев В.А. «Империализм» — новая концепция в общественно-политической мысли викторианской Англии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2001. № 1. C. 4-13. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма, Госполитиздат, 1949. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

Мартьянов Д.С., Лукьянова Г.В. Кросс-сетевой фактор политического дискурса виртуальных сообществ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19, No 2. С. 244-262. https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.207 Саид Э. Культура и империализм. СПб.: Владимир Даль, 2012.

Язовская О.В., Гудова Ю В. Империалистический дискурс в постколониальную эпоху: обзор концептуальных подходов // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 35-39.

Вoyd-Barrett O. Media imperialism: Towards an international framework for the analysis of media systems. London: Edward Arnold, 1977.

Fuchs C. Marx in the Age of Digital Capitalism. Leiden: Bosto, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GajjalaR., Birzescu A. Digital Imperialism through Online Social/Financial Networks // Economic and Political Weekly. 2011. Vol. 46, no. 13. P. 95-102.

Jin D. Rise of Platform Imperialism in the Networked Korean Society: A Critical Analysis of the Corporate Sphere // Asiascape: Digital Asia. 2017. Vol. 4. P. 209-232. https://doi.org/10.1163/22142312-12340078

Jin Y.D. Digital Platforms, Imperialism and Political Culture. London, UK: Routledge, 2015.

Jutel O. Blockchain imperialism in the Pacific // Big Data & Society. 2021. Vol. 8, no. 1. Iss. 205395172098524 https://doi.org/10.1177/2053951720985249

Keane M., Yu H. A Digital Empire in the Making: China's Outbound Digital Platforms // International Journal of Communication. 2019. Vol. 13. P. 4624-4641.

KwetM. Digital Colonialism: US Empire and the New Imperialism in the Global South // Race & Class. 2019. Vol. 60, no. 4. Iss. 030639681882317 https://doi.org/10.1177/0306396818823172

Langvardt K. Regulating Online Content Moderation// Georgetown Law Journal. 2018. Vol. 106, no. 5. Iss. 1353

Lee P.S. Communication imperialism and dependency: a conceptual clarification // Gazette. 1988. Vol. 41, no. 2. P. 69-83. https://doi.org/10.1177/001654928804100201.

Lukyanova G.V., Martyanov D.S., Volkova A.V. Value Determinants of Digital Vigilante's Communication Strategies // 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). 2022. P. 224-227. https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769100.

Mann M., Daly A. (Big) data and the north-in-south: Australia's informational imperialism and digital colonialism // Television and New Media. 2019. Vol. 20, no. 4. P. 379-395.

McPhail T.L. Electronic colonialism: the future of international broadcasting and communication (Rev. 2nd ed.). Newbury Park, Calif., 1987.

Schiller H.I. Communication and Cultural Domination. White. Plains, N.Y., International Arts and. Sciences Press, Inc., 1976.

Schiller H.I. Mass Communication and American Empire, Boulder, CO: Westview Press, 1969.

Ya'u Y.Z. The new imperialism & Africa in the global electronic village // Review of African Political Economy. 2004. Vol. 31. P. 11-29. https://doi.org/10.1080/0305624042000258397

References

Boyd-Barrett, O. (1977). Media imperialism: Towards an international framework for the analysis of media systems. London: Edward Arnold.

Fuchs, C. (2015). Marx in the age of digital capitalism. Leiden: Bosto.

Gajjala, R., & Birzescu, A. (2011). Digital imperialism through online social/financial networks. Economic and Political Weekly, 46(13), 95-102.

Hobson, J.A. (1927). Imperialism. Leningrad: Priboy. (In Russian) [Hobson, J.A. (1902). Imperialism: A Study. Publisher J. Nisbet].

Isaev, V.A. (2001). Imperialism — a new concept in the socio-political thought of Victorian England. RUDN Journal of Economics, (1), 4-13. (In Russian).

Jin, Y.D. (2015). Digital platforms, imperialism, and political culture. London, UK: Routledge.

Jin, D. (2017). Rise of platform imperialism in the networked Korean society: A critical analysis of the corporate sphere. Asiascape: Digital Asia, 4, 209-232. https://doi.org/10.1163/22142312-12340078

Jutel, O., (2021)., Blockchain, imperialism, in, the, Pacific., Big, Data, & Society, 8, 205395172098524. https://doi.org/10.1177/2053951720985249

Keane, M., & Yu, H. (2019). A digital empire in the making: China's outbound digital platforms. International Journal of Communication, 13, 4624-4641. Kwet, M., (2019)., Digital, colonialism:, US, empire, and, the, new, imperialism, in, the, global, South., Race, & Class, 60(4), 030639681882317 https://doi.org/10.1177/0306396818823172

Kwet, M., (2019)., Digital, colonialism:, US, empire, and, the, new, imperialism, in, the, global,

South., Race, & Class, 60(4), 030639681882317 https://doi.org/10.1177/0306396818823172 Langvardt, K. (2018). Regulating online content moderation. Georgetown Law Journal. 106(5), 1353. Lee, P.S. (1988). Communication imperialism and dependency: A conceptual clarification. Gazette,

41(2), 69-83. https://doi.org/10.1177/001654928804100201 Lenin, V.I. (1949). Imperialism as the highest stage of capitalism. Moscow: Gospolitizdat, (In Russian). Lukyanova, G.V., Martyanov, D.S., & Volkova, A.V. (2022). Value determinants of digital vigilante's communication strategies. In 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS) (pp. 224-227). (In Russian). https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769100 Mann, M., & Daly, A. (2019). (Big) data and the north-in-south: Australia's informational

imperialism and digital colonialism. Television and New Media, 20(4), 379-395. Martyanov, D.S., & Lukyanova, G.V. (2023) Cross-network factor of political discourse of virtual communities. Political expertise: POLITEX, 9(2), 244-262. (In Russian). https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.207 McLuhan, M. (2007). Understanding media: The extensions of man. Moscow. Hyperborea; Kuchkovo pole. (In Russian) [McLuhan, M. (1964). Understanding media: The extensions of man. New York: New American Library]. McPhail, T.L. (1987). Electronic colonialism: The future of international broadcasting and

communication (Rev. 2nd ed.). Newbury Park, Calif. Said, E. (2012). Culture and imperialism. St. Petersburg: Vladimir Dal. (In Russian) [Said, E. (1994).

Culture and imperialism. New York: Vintage Books]. Schiller, H.I. (1969). Mass Communication and American Empire. Boulder, CO: Westview Press. Schiller, H.I. (1976). Communication and cultural domination. White. Plains, N.Y., International

Arts and. Sciences Press, Inc. Ya'u, Y.Z., (2004)., The, new, imperialism, & Africa in the global electronic village, Review

of African Political Economy, 31(99), 11-29, https://doi.org/10.1080/0305624042000258397 Yazovskaya, O.V., & Gudova, Y.V. (2018). Imperialist discourse in the postcolonial era: A review of conceptual approaches. Society: philosophy, history, culture, 12(56), 35-39. (In Russian).

Сведения об авторах:

Мартьянов Денис Сергеевич — кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (e-mail: [email protected]) (ORCID: 0000-0001-7755-8086)

Лукьянова Галина Владимировна — кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Отдела политической науки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (e-mail: [email protected]) (ORCID: 0000-0003-1260-2124)

About the authors:

Denis S. Martyanov — PhD in Political Sciences, Associate Professor, Research Fellow, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN) — Associate Professor, St Petersburg University (e-mail: [email protected]) (ORCID: 0000-0001-7755-8086)

Galina V. Lukyanova — PhD in Political Sciences, Associate Professor, Research fellow, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Associate Professor, St Petersburg University (e-mail: [email protected]) (ORCID: 0000-0003-1260-2124)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.