УДК 338.2
ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ИХ РОЛЬ В СТИМУЛИРОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
А. В. Хаперская
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Показана актуальность формирования эффективного механизма взаимодействия предприятий и органов власти в решении проблем охраны окружающей среды. Анализ способов использования поступающих в бюджет экологических платежей позволил выявить его особенности, существенные недостатки и сделать вывод о необходимости проведения изменений в системе рационального природопользования. Выделена и проанализирована одна из функций экономического механизма, которая носит стимулирующий характер и направлена на обеспечения заинтересованности как у предприятий, несущих негативное воздействие окружающей среде, так и у экологического законодательства. Определены место и роль экологических платежей в системе экономических возможностей по стимулированию рационального природопользования. Экологические платежи рассмотрены как инструмент повышения эффективности природопользования. Обоснована необходимость совершенствования этого инструмента посредством выработки ряда экономических и организационных мер, при помощи которых можно будет достичь конкретных результатов в решении проблемы природопользования.
Ключевые слова:
Экологические платежи, экономические рычаги, рациональное природопользование, экономический инструмент, экономический механизм.
Развитие человечества обуславливается значительным воздействием на окружающую среду, ее загрязнением и исчерпанием природных ресурсов в процессе непрерывной человеческой деятельности. Нерациональное использование приведет к нарушению природной системы, что пагубно отразится на современных и будущих поколениях. Для недопущения ухудшения ситуации в окружающей среде необходимо выработать новые способы управления, которые обеспечивали бы сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие общества и рациональное природопользование.
Одним из важных условий ограничения ущерба наносимого окружающей среде считается платность природопользования, основным механизмом реализации которой является система экологических платежей, направленная на стимулирование экологически целесообразного поведения участников экономических отношений и обеспечение учета экологической составляющей в экономике.
Действующая система платежей не обеспечивает заинтересованности субъектов в платежах, и это приводит к необходимости разработки органами власти стратегии с целью обеспечения повышения заинтересованности в экономических условиях и к ведению хозяйственной деятельности с учетом норм рационального природопользования.
В связи с этим исследование в области усовершенствования системы экологических платежей, направленных на стимулирование рационального природопользования, является важным и актуальным.
Цель исследования - разработка методов увеличения эффективности использования средств, получаемых от экологических платежей, направленных на решение природоохранных задач; обоснование необходимости изменений в системе рационального природопользования.
Для достижения цели необходимо решить ряд основных задач:
Хаперская Алена Васильевна, ст. преподаватель кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: логистика, экологический менеджмент, стратегический менеджмент.
• провести анализ существующего механизма по стимулированию рационального природопользования, выявить его особенности и наиболее значимые недостатки;
• определить место и роль экологических платежей в системе экономических возможностей по стимулированию рационального природопользования;
• конкретизировать экономическую основу экологических платежей в качестве инструмента увеличения эффективности расходования средств на экологические нужды.
Объектом исследования для решения выделенных выше задач является система экологических платежей. Предмет исследования - инструменты повышения эффективности природопользования.
Преобладающее место в системе экономических инструментов по рациональному природопользованию занимает экономическая оценка экологического ущерба. Данный показатель вовлекается в область принятия, подготовки и разработки управленческих решений.
Существование природно-ресурсного потенциала страны или региона играет значительную роль в социально-экономическом развитии. Нередко это влияние носит негативный характер. Чтобы избежать нежелательных последствий и достичь роста в развитии экономики, необходимо создавать политику природопользования, которая будет базироваться на принципах устойчивого развития.
Понятие экономического механизма, его роль в стимулировании рационального природопользования и основные составляющие
Главным условием устойчивого развития должно быть формирование нового экономического механизма рационального природопользования, который не будет нести негативное воздействие на пользование природными ресурсами и обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие.
Экономический механизм представляет собой систему экономических мер обеспечения разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Можно выделить основные элементы экономического механизма по стимулированию рационального природопользования [1]:
• меры экономического поощрения (субсидии и государственные дотации, налоговые кредиты и льготные займы, ускоренная амортизация энергосберегающего и очистного оборудования, усиление системы экологического страхования и создание фондов компенсации, введение рыночных регуляторов, таких как продажа прав на торговлю ресурсами);
• планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды (оценка стойкости природно-ресурсного потенциала, объединение в единый комплекс природных и хозяйственных критериев взаимодействия для более сбалансированного использования при-родно-ресурсного потенциала регионов);
• финансирование организаций по охране окружающей среды;
• экологическое страхование.
Основной задачей экономического механизма в экологическом праве является выполнение им всех функций в данной сфере. Одной из таких функций служит экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды, реализация которого возможна при соблюдении последовательного ряда всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Данная функция экономического механизма должна носить стимулирующий характер и быть реализована таким образом, чтоб обеспечить заинтересованность и предприятий, и экологического законодательства.
Экономических мер в экологическом законодательстве много, но рассматривается лишь часть из них - те, которые играют стимулирующую роль. В их состав входят: 1) платежи за причинение негативного воздействия на окружающую среду и за пользование недрами, землей, водами, другими природными ресурсами; 2) кредитные и налоговые льготы, меры стимулирования в сфере охраны природы [2].
Из-за отсутствия согласованной системы стимулирования по повышению совокупности освоения природных ресурсов снижается эффективность экономического механизма использования ресурсов во многих отраслях.
Используемый долгое время командно-административный метод по управлению народным хозяйством был нацелен на рост производства, носящий эксплуативный характер, использования площадей для ведения сельскохозяйственной деятельности, добычи полезных ископаемых.
Система штрафов за загрязнение окружающей среды не стимулировала меры по охране природы, также были малоэффективны и рычаги по оптимизации использования природных ресурсов. Тем самым ответственность предприятий за результаты своей деятельности и экономические рычаги не были в необходимой степени включены в сферу природопользования.
Анализ инструмента повышения эффективности природопользования
Общие инструменты экономического регулирования и методы в области рационального природопользования содержатся Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 14).
К инструментам экономического регулирования, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», в области рационального природопользования относятся:
• планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• проведение и разработка мероприятий по охране окружающей среды;
• установление выплат за негативное воздействие на окружающую среду;
• установление ограничений на размещение отходов производства, а также на выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
• проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
• предоставление налоговых и иных льгот при внедрении модернизированных очистных сооружений;
• возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде [3] и другие методы экономического регулирования для эффективного природопользования.
Для того чтобы действительно понять и выявить роль экономического инструментария повышения эффективности природопользования, необходимо проанализировать один из его составляющих.
В данной статье предпочтение было отдано анализу инструмента - экологических платежей, или установления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за загрязнение окружающей среды - это способ компенсации вреда, который наносится при осуществлении хозяйственной деятельности, негативным воздействием на окружающую среду.
Экологические платежи взимаются с природопользователей, которые осуществляют следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
• размещение отходов;
• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды;
• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
• загрязнение недр, почв;
• загрязнение окружающей среды теплом, шумом и другими видами физических воздействий.
Данный инструмент повышения эффективности природопользования нельзя назвать совершенным, и предприятия не будут его использовать, если это им невыгодно. Ведь система выплат за негативное воздействие на окружающую среду не дает прибыли предприятиям, кроме утилизации отходов, которые были получены в процессе очистки сточных вод и газов, выбрасываемых в атмосферу [4].
Поэтому необходимо устранение недостатков для изменения экономического механизма охраны окружающей среды и усиления влияния экологического права на хозяйственную деятельность предприятий. Что именно следует сделать для устранения недостатков данного инструмента повышения эффективности природопользования:
1. В полной мере развить систему государственного и негосударственного экологического контроля, что даст возможность определить реальный объем негативного воздействия на окружающую среду конкретного субъекта хозяйственной деятельности.
2. Разработать базовые правовые нормативы выплат за некоторые виды воздействия со стороны физического фактора (вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия, шум) и биологического воздействия.
3. Увеличить количество химических веществ, для которых будут установлены базовые нормативы выплат.
4. Ввести учет интегрального воздействия загрязняющих веществ, в том числе выбрасываемых различными предприятиями.
5. Поставить в соответствие существующие нормативы выплат и необходимые затраты на охрану окружающей среды от различных видов загрязнения, учитывая изменения макро- и микроэкономических показателей развития.
Другими словами, все инструменты эффективного природопользования будут давать положительный эффект в том случае, когда будут экономически выгодными хозяйствующему субъекту. Для этого необходимо в полной мере задействовать один из главных инструментов системы экономического стимулирования рационального природопользования - обоснованная и обязательная плата за негативное воздействие на окружающую среду. Введение вполне существенной и доступной платности за природопользование, которое будет стимулировать не только рациональное природопользование, но и выровняет социо-эколого-экономические условия хозяйствования, рационально разместит производительные силы, сформирует фонды финансирования природоохранных мероприятий.
Заключение
Несмотря на важность и актуальность исследования, сегодня остается много нерешенных задач и вопросов, которые требуют дальнейших разработок и исследований. На современном этапе развитие законодательной базы значительно отстает от развития рыночно-хозяйственных отношений, что дает отпечаток на стимулирование рационального природопользования.
Но не стоит делать поспешные негативные выводы, поскольку на протяжении нескольких лет ведется разработка законодательной базы, которая будет соответствовать экономическим мерам по обеспечению разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды, предусмотренных нормативными правовыми актами. Сознание и отношение людей к необходимости охраны окружающей среды также меняется.
Проанализированы теоретические и практические подходы к механизму экологического регулирования деятельности. Выявлено, что главная роль в данном механизме принадлежит природоохранному законодательству, экономическим инструментам по защите окружающей природы и экологическому нормированию.
Обозначены области применения экономической оценки экологического ущерба при разработке, принятии и подготовке хозяйственных решений.
Проанализирована система существующих экологических платежей за загрязнение окружающей среды. Выявлены ее недостатки и указаны пути совершенствования.
Представлена система экологических платежей, которая направлена на стимулирование уменьшения негативных воздействий на окружающую среду, снижения выбросов, создания экологических фондов предприятий и территорий.
Анализируя практическое применение существующего механизма по управлению рациональным природопользованием, можно сделать вывод, что необходимо его совершенствование посредством выработки ряда экономических и организационных мер, при помощи которых можно будет достичь конкретных результатов в решении проблемы природопользования.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в появлении у предприятий, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.
Делая окончательные выводы, необходимо отметить, что экономическое стимулирование рационального природопользования органам власти необходимо направлять на устранение
причин загрязнения окружающей среды, а не на ликвидацию их последствий. Экономические
затраты, связанные с решением этой задачи, увеличиваются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабина Ю.В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды: учеб. пособие / под ред. проф. А.Т. Никитина, проф. С.А. Степанова. - М.: МНЭПУ, 2003. - С. 5.
2. Аксенова О.В. Право и промышленная экология // Законодательство и экономика. - 2009. - № 1.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014).
4. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р (ред. от 23.01.2014) «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Поступила 03.02.2014 г.