Научная статья на тему 'Пластичные смазочные материалы с нанопорошковыми загустителями для транспортных средств'

Пластичные смазочные материалы с нанопорошковыми загустителями для транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЧНЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / PLASTIC LUBRICATING MATERIALS / ПОРОШКОВЫЙ ЗАГУСТИТЕЛЬ / POWDER TICKENING AGENTS / ОЛИГООРГАНОСИЛОКСАН / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СТРУКТУРИРОВАННЫЙ НАНОПОРОШОК / OLIGOORGANOSILOXANE / TRANSPORTATION MEANS / STRUCTURIAL NANOPOWDERS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шульга Геннадий Иванович, Скринников Евгений Валерьевич, Шульга Татьяна Геннадьевна

Приведены требования, предъявляемые к пластичным смазочным материалам, используемым в узлах трения транспортных средств. Рассмотрена возможность применения в узлах трения автомобилей пластичного смазочного материала «Дон-3» на основе компаундированных синтетических жидкостей, загущенных структурированными нанопорошками сажи и политетрафторэтилена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Шульга Геннадий Иванович, Скринников Евгений Валерьевич, Шульга Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTIC LUBRICATING MATERIALS CONTAINING POWDER THICKENING AGENTS FOR TRANSPORTATION MEANS

The requirements demanded for lubricating materials (PLM) used in friction units of transportation means, have been given. The possibility of using plastic lubricating material «Don-3» the basis of compounding synthetic liquids, thickened by structural nanopowders and polytetrafluorideetilene has been considered.

Текст научной работы на тему «Пластичные смазочные материалы с нанопорошковыми загустителями для транспортных средств»

УДК 621.89

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ С НАНОПОРОШКОВЫМИ ЗАГУСТИТЕЛЯМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

© 2014 г. Г.И. Шульга, Е.В. Скринников, Т.Г. Шульга

Шульга Геннадий Иванович - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Автомобильный транспорт и организация дорожного движения», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. E-mail: g. shulga41@mail. га

Скринников Евгений Валерьевич - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Автомобильный транспорт и организация дорожного движения», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. E-mail: [email protected]

Шульга Татьяна Геннадьевна - канд. техн. наук, ст. преподаватель, кафедра «Безопасность жизнедеятельности», Ростовский государственный университет путей сообщения. E-mail: [email protected]

Shulga Gennady Ivanovich - Doctor of Technical Sciences, professor, department «Automobile transportation and traffic organization», Platov South-Russian State Polytechnic University. E-mail: [email protected]

Skrinnikov Yevgeny Valerievich - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Automobile transportation and traffic organization», Platov South-Russian State Polytechnic University. E-mail: [email protected]

Shulga Tatyana Gennadyevna - Candidate of Technical Sciences, senior lector, department «Life Protection Scin-ces», Rostov State Transport University. E-mail: t.shulga @mail.ru

Приведены требования, предъявляемые к пластичным смазочным материалам, используемым в узлах трения транспортных средств. Рассмотрена возможность применения в узлах трения автомобилей пластичного смазочного материала «Дон-3» на основе компаундированных синтетических жидкостей, загущенных структурированными нанопорошками сажи и политетрафторэтилена.

Ключевые слова: пластичный смазочный материал; порошковый загуститель; олигоорганосилоксан; транспортное средство; структурированный нанопорошок.

The requirements demanded for lubricating materials (PLM) used in friction units of transportation means, have been given. The possibility of using plastic lubricating material «Don-3» the basis of compounding synthetic liquids, thickened by structural nanopowders andpolytetrafluorideetilene has been considered.

Keywords: plastic lubricating materials; powder tickening agents; oligoorganosiloxane; transportation means; structural nanopowders.

Развитие автомобильной, авиационной, машиностроительной, металлургической, нефтегазодобывающих отраслей промышленности стимулирует рост потребления пластичных смазочных материалов (ПСМ). Мировое производство ПСМ составляет около 1 млн т в год - 3,5 % выпуска всех смазочных материалов и значительно меньше выпуска смазочных масел - около 40 млн т [1, 2].

В России вырабатывается примерно 150 наименований ПСМ в количестве 45...50 тыс. т/год. По структуре производства основу отечественного ассортимента 44,1 % около 20 тыс. т/год составляют устаревшие гидратированные кальциевые ПСМ (солидо-лы); 23,4 % - около 10 тыс. т/год составляют литиевые ПСМ; натриевокальцевых ПСМ выпускается 31 % - около 12,5 тыс. т/год; ПСМ на алюминиевых, цинковых смешанных мылах (литиевокальциевых, литиевоцинковых, литиевоцинковосвинцовых, барие-восвинцовых и др.) выпускается 0,3 % - 89 т/год.

Доля немыльных ПСМ, приготовленных на высокодисперсных, термостабильных порошковых неор-

ганических загустителях (аэросилы, силикагели, бентониты, асбесты, графиты и др.) и органических загустителях (сажа, пигменты, полимеры, полимочевина и др.), составляет 0,2 % - менее 10 т/год. Это узкоспециализированные термостойкие до 200.250 °С и химически стойкие пластичные смазочные материалы. В США доля таких пластичных смазочных материалов составляет - 6,7 %. Разработка ПСМ на немыльных нанопорошковых загустителях для узлов трения транспортных средств является перспективным направлением современной трибологии и химмотологии.

ПСМ применяются в узлах трения автомобилей для смазывания: подшипников качения ступиц колес, шаровых шарниров подвески и рулевого управления, карданных шарниров равных угловых скоростей, контактов переключателей указателей поворотов автомобилей, игольчатых подшипников крестовин карданного вала, а также используются в тросах привода ручного тормоза, обгонных муфтах стартера, направляющих суппортов тормозного механизма, при сборке дисковых тормозов и др.

Самыми распространенными отечественными многоцелевыми ПСМ, применяемыми в сопряжениях автомобильного транспорта, являются: Литол-24, Литол-24РК, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2У, Фиол-3, смазочный материал 158, ЛСЦ 15, ШРУС-4, КСБ-1, ДТ-1. В сопряжениях тракторов применяют универсальный пластичный смазочный материал УС-2 для набивки полостей вилок кардана и переднего подшипника главной муфты сцепления перед их сборкой, для смазывания подшипников генератора применяют ЦИАТИМ - 221.

К наиболее ответственным узлам трения ходовой части автомобилей относятся подшипники ступиц колес, шарниры ручного управления, карданные шарниры равных угловых скоростей. ПСМ должны удовлетворять следующим требованиям: обладать высокой смазочной способностью в широком интервале нагрузок, температур и скоростей, долговечностью и надежностью, эффективно предотвращать износ, а также обладать водостойкостью и антикоррозионными свойствами [3].

Для многих узлов трения автомобилей применяется ресурсное смазывание, т.е. ПСМ закладывается при сборке узла трения и обеспечивает его работоспособность в течение всего срока службы. Долговечность дорогостоящих узлов трения в значительной степени определяется качеством ПСМ. Надежность таких узлов трения непосредственно влияет на безопасность автомобиля, а ресурс лимитируется выносом из них и разрушением ПСМ.

ПСМ, применяемые в подшипниках ступиц колес, шарнирах ручного управления, карданных шарнирах равных угловых скоростей из-за недостаточной герметичности узлов трения подвержены непосредственному воздействию воды. Это происходит в дождливую погоду или при преодалении вброд водных преград.

Применительно к ПСМ водостойкость включает: растворимость в воде, способность поглощать влагу из окружающей атмосферы (гигроскопичность), проницаемость смазочного слоя для паров влаги, устойчивость к действию капельной и струйной воды.

Водостойкость непосредственно связана с антикоррозионными свойствами и является одним из показателей защитных свойств ПСМ. Стандарты на отечественные ПСМ, предназначенные для применения в узлах трения автомобилей, не предусматривают проведение испытаний ПСМ на водостойкость. Для рассматриваемых узлов трения с целью испытания на водостойкость ПСМ может быть применен стандарт ASTM D 1264. Для автомобильных ПСМ наивысшей категории качества NLGL GC-LB этот показатель должен быть не более 15 %.

Синтетические олигоорганосилоксановые жидкости могут быть дисперсионной средой для разработки ПСМ, обеспечивающих длительную работу в широком интервале температур узлов трения ходовой части транспортных средств, механизмов и агрегатов трансмиссий, узлов трения, систем охлаждения транс-

портных средств. Однако низкие смазочные свойства и высокая стоимость олигоорганосилоксановых жидкостей ограничивают их широкое применение [4].

При компаундировании олигоорганосилоксанов с синтетическими жидкостями, вследствие горизонтальной ориентации молекул олигоорганосилоксанов на трущихся поверхностях и слабом физико-химическом взаимодействии между спиралевидными молекулами олигоорганосилоксанов образуются дополнительные граничные смазочные слои из данных материалов. При совместной адсорбции спиралевидных молекул олигоорганосилоксанов и молекул вводимых смазочных веществ при определенной концентрации происходит повышение нагрузочной способности и проявляется синергизм смазочного действия компаундированных синтетических материалов [5 - 8].

Сажа как загуститель при производстве пластичных смазочных материалов характеризуется универсальностью действия - одинаково хорошо загущает углеводородные масла, алкилароматические и поли-органосилоксановые жидкости, простые и сложные эфиры [9].

Пластичные смазочные материалы, содержащие нанопорошковый политетрафторэтилен (ПТФЭ), отличаются высокой термостойкостью, устойчивостью к химически активным веществам, хорошей смазывающей способностью.

Введение структурированных нанопорошков сажи и ПТФЭ, являющихся загустителем пластичного смазочного материала, приводит к созданию в трибо-сопряжениях дополнительных двухслойных смазочных пленок, состоящей из пленки сажи, структурированной политетрафторэтиленом, и граничного слоя смазочного материала.

Для исследования механизма смазочного действия разработанного пластичного смазочного материала «Дон-3» проводили его испытания на торцевой машине трения пары сталь 08ОЮСВ2А - сталь 40 при частоте вращения шпинделя n = 47,3 мин-1 (линейная скорость 0,01 м/с), осевой нагрузке 400 Н и времени испытания 1 мин. На поверхностях образцов образовывались пленки, генерируемые из ПСМ. Коэффициент трения трибосопряжения сталь 080ЮСВ2А - сталь 40 составил 0,16...0,18, износ образца - 1,5.1,7 • 10-2 г. Пленки, образующиеся в трибосопряжении, исследовали с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ) Quanta 200 (производитель: FEI Company, Holland) в следующих условиях:

- рабочие режимы: HV - высокий вакуум (давление 2,5-10-2 Па);

- ускоряющее напряжение 15 кВ;

- увеличение от 25 до 150000;

- используемый детектор - детектор Эверхарта-Торнли - высокий вакуум.

Поэлементный состав пленок, образующихся в трибосопряжени, исследовали на сканирующем электронном микроскопе (СЭМ) Quanta 200 (производитель: FEI Company, Holland).

Из рис. 1 следует, что поэлементный состав кластеров структурированной сажи и политетрафторэтилена состоит из атомов углерода - 88,95 %, кислорода - 2,18 % и фтора - 8,87 %.

Исследования структурированных кластеров сажи и ПТФЭ показали, что такие комбинированные загустители могут эффективно применяться при производстве пластичных смазочных материалов, обеспечивающих длительную работу узлов трения без замены смазочного материала в широком интервале температур и нагрузок [6].

На рис. 2 показано, что пленки, генерируемые из

пластичного смазочного материала, состояли из 12,37 % углерода, 2,95 % фтора и кремния - 0,82 %; железо -83,86 % - представляет собой, по-видимому, элемент поверхностного слоя испытуемого образца.

Нанопленки, образующиеся в трибосопряжениях, не имеют развитого рельефа поверхности и обеспечивают низкие значения силы трения.

Проведены сравнительные испытания разработанного состава ПСМ «Дон-3» с «Касетол», ВНИИНП-231, выпускаемых отечественной промышленностью. Результаты сравнительных испытаний данных ПСМ приведены на рис. 3.

1,5 с 1,2 0,9 -0,6 -0,3 0

Element Wt% At %

CK 88.95 92.47

OK 02.18 01.70

FK 08.87 05.83

Matrix Correction ZAF

1 2

3

4 5 6 7 Энергия, кВ

8 9 10

Рис. 1. Структура и поэлементный состав смеси порошков сажи и политетрафторэтилена

850

680 510 340 170 0

Fe F

Element Wt% At %

CK 12.37 37.92

FK 02.95 05.73

SiK 00.82 01.07

FeK 83.86 55.28

Matrix Correction ZAF

Fe

C

Si

iidäuii

x

2 3

4 5 6 7 Энергия, кВ

8 9

10

Рис. 2. Исследование пленок, образующихся на поверхности образца сталь 08ОЮСВ2А, при смазывании пластичным смазочным материалом «Дон-3» пары трения 08ОЮСВ2А - сталь 40

И'10, г 0,30 0,20 0,10 0

1 /

/J

К

100

200

300

400

500

600 Рос, Н

И

0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 о

100

/ /

у

3

) ——< 4

}—==ö

200

300

400

500

600 Рос, Н

а б

Рис. 3. Зависимость весового износа И (а) и коэффициента трения ц (б) от осевой нагрузки Рос при трении пары сталь У8А - стальУ8А и смазывании: 1 - ВНИИНП-231; 2 - «Дон-3»; 3 - «Касетол»

Из рис. 3 следует, что разработанный ПСМ «Дон-3» обладает лучшими противоизносными и антифрикционными свойствами по сравнению с ВНИИНП-231, имеет близкую критическую нагрузку заедания и про-тивоизносные и антифрикционные свойства к ПСМ «Касетол», содержащий мыльный загуститель.

Таким образом, нанопленки, генерируемые в трибосопряжениях при смазывании пластичным смазочным материалом «Дон-3», содержащим в качестве дисперсионной среды олигоорганосилоксан, компаундированный с синтетической жидкостью, а в качестве загустителя структурированные нанопорошки сажи и ПТФЭ, оказывают существенное влияние на повышение долговечности, надежности узлов трения транспортных средств.

Литература

1. tdroskomplekt.ru/catalogue/2113/2114/2118. html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. http://www/ interim.ru./produce/?c=43.

3. atf.ru/pres/245/html.

4. Шульга Г.И. Смазочное действие олигоорганосилоксано-вых жидкостей // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 1997. № 4. С. 38 - 46.

5. Шульга Г.И. Синергизм смазочного действия олигоорга-носилоксановых жидкостей при компаундировании с синтетическими жирными кислотами и сложными эфи-рами // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 1998. № 1. С. 36 - 40.

Поступила в редакцию

6. Шульга Г.И., Скринников Е.В., Арсеньева Н.С. Синергизм смазочного действия олигоорганосилоксановых жидкостей при компаундировании с совместимыми добавками // Проблемы трибоэлектрохимии: Материалы V Междунар. науч.-техн. конф., г. Новочеркасск, 16-19 мая

2006 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск,

2006. С. 231 - 236.

7. Шульга Г.И., Скринников Е.В., Арсеньева Н.С. Пластичные смазочные материалы на основе компаундированных дисперсионных сред // Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатронике: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 2 нояб. 2007 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск, 2007. С. 29 - 31

8. Шульга Г.И., Скринников Е.В., Арсеньева Н.С. Трибо-технические свойства компаундированной полиэтилор-ганосилоксановой жидкости с минеральными маслами // Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохи-мии, материаловедении и мехатронике: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., г. Новочеркасск, 2 нояб.

2007 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск,

2007. С. 31 - 34.

9. Шульга Г.И., Скринников Е.В., Арсеньева Н.С. Исследование нанопорошков сажи и политетрафторэтилена, применяемых в качестве загустителя пластичных смазочных материалов // Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатро-нике: Материалы VII Междунар. науч-практ. конф., г. Новочеркасск, 3 нояб. 2008 г. / Юж-Рос.гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск:, 2008. С. 20 - 25.

10. Шульга Г.И., Скринников Е.В., Колесниченко А.О., Конечный А.Н. Смазочные свойства пластичных смазочных материалов со структурированными нанопорошко-выми загустителям // Вестн. Ростовского государственного университета путей сообщения: науч.-техн. журн.. 2011. № 4 (44). С. 108 - 114.

14 июля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.