УДК 72.01
КОРОТИЧ А. В.
Пластическая организация архитектурных форм оболочек высотных зданий (Часть 2)
В статье рассматриваются актуальные аспекты пластической организации форм современных архитектурных оболочек высотных зданий и сооружений; обозначены перспективные направления/тенденции их развития. Показаны новые способы формирования пластики внешних оболочек современных небоскребов, развиваемые автором на примерах собственных высотных концептов. В заключении делается вывод о необходимости художественного синтеза конструктивной и декоративной пластики оболочек высотных зданий для достижения высокого уровня их архитектурной выразительности.
Ключевые слова: высотное здание, пластика, оболочка, символ, архитектурная форма, концепт, структура, композиция.
KOROTICH A. V.
PLASTIC ORGANIZATION OF ARCHITECTURAL FORMS OF TALL BUILDINGS SHELLS (Part 2)
In article are developed some actual aspects of plastic organization of forms of tall buildings modern architectural shells, which were considered in the first part of researches, also showed the perspective directions/trends of their development. Showed the general compositional methods of plastics generation of modern tall buildings' external shells which are developed by author according to his own tall buildings concepts. In conclusion we presented our general shape-forming principle about the importance of necessary artistic combination of constructive and decorative plastics of tall buildings' shells for achievement of high level of their architectural expression.
Keywords: tall building, plastics, shell, symbol, architectural form, concept, structure, composition.
Коротич Андрей Владимирович
доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, Заслуженный изобретатель РФ, зав. лабораторией Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: avk57@uniip.ru
Композиционный анализ известных высотных объектов, как возведенных, так и запроектированных, с очевидностью показывает, что лучшим из них присуще четко выраженное сочетание активной конструктивной и художественно выразительной декоративной пластики.
Действительно, рассмотрение формы такого шедевра высотной архитектуры, как отель Burj Al Arab в Дубае [1, 292], являет тонкое композиционное взаимодействие принятой базовой формы (основного бутонообразного объема) и ее умелой деталировки. Так, белый тентовый элемент-парус центральной части объема имеет изящную внутреннюю кольцевую разбивку, но, несмотря на это, выглядит удивительно цельным. По боковым сторонам он окружен стеклянными лентами витражей (соблюдается принцип контраста материалов по тону, цвету и блесткости); при этом боковые остекленные стороны основного объема дополнены контрастными по форме и цвету двумя приставными белыми стрельчатыми арками, внутри которых наискось расположены трубчатые фермы с трехлучевыми перемычками.
Не менее выразительна оболочка другого всемирно известного имиджевого высотного объекта — Центра телекоммуникаций в Пекине [2, 36], являющая пример сочетания активной конструктивной пластики (ломаное «кольцо» с консольным навесом) и эффектного фактурно-декоративного оформления основной кольцеобразной формы иррегулярной сетью диагональных ребер и переплетов, которая имеет различную насыщенность на разных участках поверхности основного объема.
Необходимо отметить, что высотные объекты, где усилия архитекторов сосредоточены исключительно на разработке конструктивной пластики без внесения в оболочку элементов художественного оформления, либо только на декоративно-фактурном оформлении поверхностей исходного простого по форме базового объема, не достигают желаемого архитектурного эффекта, не имеют той силы эмоционально-художественного воздействия, как высотные шедевры, упомянутые выше.
Во второй части авторского исследования представлены некоторые новые приемы пластического формообразования ряда актуаль-
ных базовых форм высотных зданий, определяющих их конструктивную пластику, а также способы их фактурного оформления (декоративная пластика). Данные приемы демонстрируются на примерах авторских архитектурно-художественных концептов, представленных в иллюстративном разделе статьи.
1 «Многослойная труба». Соосные усеченные трубчатые оболочки, вставленные одна в другую и расположенные концентрическими слоями вплотную друг к другу, определяют формотворческую сущность этого приема.
Объемы высотных зданий могут формироваться путем разнообразных усечений (как плоских, так и криволинейных) внешней трубчатой оболочки с образованием из нее решетчатой структуры, наложенной на внутреннюю сплошную трубу по всей ее боковой поверхности.
Например, высотное здание (Иллюстрация 1.3) имеет усеченную внешнюю трубчатую оболочку с рисунком решетки в виде колоса, выполненную из композитных панелей светлых тонов, под которой расположена сплошная стеклянная цилиндрическая оболочка.
Высотное здание (Иллюстрация 1.4) имеет парные цилиндрические объемы, каждый из которых содержит внешнюю усеченную трубчатую оболочку в виде зигзагообразной структуры, выполненную из светлых композитных панелей и наложенную на внутреннюю стеклянную трубу. Динамичность общей композиции повышается, когда зигзагообразные накладные элементы парных объемов ориентированы встречно.
Те же качества присущи парным композиционно родственным высотным объемам, имеющим разнотипные внешние усеченные решетки, рисунок которых состоит из центральных шестиугольных ячеек с различной внутренней разбивкой (Иллюстрация 4.4).
В ряде случаев внешние усеченные трубчатые оболочки могут выполняться стеклянными (например, композиция из парных высотных объемов, Иллюстрация 1.5); при этом внутренняя соосная трубчатая оболочка имеет регулярную многоэлементную ребристую фактуру (выступающие кольцеобразные солнцезащитные навесы, выполненные из светлых алюминиевых панелей) для обеспечения необходимого композиционного контраста смежных трубчатых слоев. При этом динамичность общей композиции обеспечивается V-образными элементами решетки внешней стеклянной трубчатой оболочки.
В отдельных случаях возможно усечение внешней трубчатой оболочки из светлых композитных панелей с образованием решетки, рисунок которой имеет национальные восточные мотивы в виде чередующихся ромбических и шестиугольных ячеек (Иллюстрация 3.6); при этом в ромбические ячейки с заглублением вставлены усеченные фрагменты стеклянной оболочки второго промежуточного слоя, а третья основная трубчатая стеклянная оболочка видна сквозь шестиугольные ячейки внешней решетки.
Возможно образование внешней усеченной трубчатой оболочки, отдаляющейся на определенных участках от поверхности внутренней основной трубы с образованием сквозных полостей между смежными слоями (Иллюстрация 4.3).
Косое усечение внешней трубчатой оболочки формы однополостного гиперболоида, из-под которой видна внутренняя подобная оболочка (Иллюстрация 4.6), позволяет получить необычную эффектную и динамичную двухслойную высотную композицию.
Количество трубчатых слоев исходной формы ничем не ограничивается. Так, высотное здание (Иллюстрация 3.3) моделируется путем последовательного усечения пяти соосных трубчатых цилиндров. Параллельные дугообразные секущие поверхности позволяют получить наложенные друг на друга уменьшающиеся к середине арки, примыкающие к центральному цилиндрическому объему с двух сторон, что создает динамичный визуальный эффект бьющего из-под земли фонтана, раскрывающегося цветка или разомкнутых створок раковины.
Художественно-эстетическое воздействие вышеизложенных примеров реализации приема «многослойных труб» может быть значительно усилено в ночное время путем использования самых разнообразных вариантов светового дизайна.
2 «Слоистые системы». Высотные объемы данного типа имеют упорядоченную слоистую структуру; при этом чередующиеся слои могут отличаться:
♦ очертанием;
♦ разворотом относительно друг друга;
♦ величиной;
♦ цветофактурным решением.
Высотное здание (Иллюстрация 1.1) имеет поэтажную слоистую структуру, где ленты светопроемов чередуются с лентами балконных ограждений. Многоугольный контур каждого из этажей очерчен S-образ-ными участками, а величина этажей плавно убывает от основания сооружения к его вершине; причем смежные этажи повернуты относительно друг друга в одну сторону на определенный угол с образованием общей спиральной формы здания.
Слои высотного здания (Иллюстрация 2.2) имеют звездчатое многолучевое очертание в плане и выполнены в форме обратного пирамидального отсека; при этом смежные слои развернуты по отношению друг к другу с образованием консольного нависания выступающих лучей, а общая форма здания ассоциируется с образом еловой шишки.
Композиция высотного здания представительства Mercedes (Иллюстрация 2.1) имеет два наклонных боковых объема, слоистая структура которых имитируется рисунком из чередующихся полос стекла разного цвета и тона. Динамичность композиции обусловлена как встречным наклоном боковых объемов, так и эффектом закручивания разнотонных полос в центральной (вершинной) зоне сооружения.
Слои в высотном объекте могут располагаться подобными вертикальными ступенчатыми арками, убывающими по величине от периферии объема к его центральной части (Иллюстрация 3.2), а также выполняться в виде зигзагообразных пилонов, ритмически пронизывающих изогнутый экран (Иллюстрация 4.1), или образовывать веерообразные оболочки, аппроксимирующие формы гиперболического параболоида (Иллюстрация 4.2). Высотное здание может быть образовано вертикальными слоями в виде косо срезанных призматических пилонов, расположенных зеркально симметрично и объединенных с образованием результирующей складчатой оболочки кристаллического типа (Иллюстрация 1.2).
Имитация слоистой структуры гладких гиперболических оболочек, которые являются основными формообразующими элементами высотной объемной композиции, может производиться чередованием разнотонных полос (лент), расположенных по образующим одного из семейств (Иллюстрация 3.5).
3 Взаимопересечение встречно ориентированных изогнутых объемов (Иллюстрация 4.5). Пересекающиеся объемы здания выполняются однотипными по форме, но контрастными по цветофактур-ным характеристикам.
4 Сотовая и ребристая фактура (деталировка) оболочек. Ребра могут выполняться изогнутыми и располагаться веерообразно (Иллюстрация 3.4), а также обрамлять фрагменты балконов и междуэтажных перекрытий (Иллюстрация 2.4).
Заключение
Композиционный потенциал представленных в статье формотвор-ческих приемов практически неисчерпаем. Они позволяют получать высотные композиции с неизвестными ранее художественно-эстетическими образными характеристиками, что помогает максимально полно раскрывать архитектурные возможности и определить перспективные направления развития высотного зодчества будущего.
Список использованной литературы
1 Щепетков Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие. М., 2006.
2 Kaltenbrunner R. Immer weider, noch immer: Hochhauser // Architese. 2003. № 3. P. 32-37.
Иллюстрация 1. Новые перспективные типы многогранных, складчатых, торсионных и решетчатых оболочек с регулярной и фрактальной структурой в архитектуре и дизайне высотныхзданий.Авторы: Коро-тич А. В., при участии Коротича М. А. и Ко-ротича И. А. Права авторов защищены.
Иллюстрация 2. Новые перспективные типы многогранных, складчатых, торсионных и решетчатых оболочек с регулярной и фрактальной структурой в архитектуре и дизайне высотных зданий. Авторы: Коротич А. В., при участии Коротича М. А. и Ко-ротича И. А. Права авторов защищены.
Иллюстрация 3. Новые перспективные типы многогранных, складчатых, торсионных и решетчатых оболочек с регулярной и фрактальной структурой в архитектуре и дизайне высотных зданий. Авторы: Коро-тич А. В., при участии Коротича М. А. и Ко-ротича И. А. Права авторов защищены.
Иллюстрация 4. Новые перспективные типы многогранных, складчатых, торсионных и решетчатых оболочек с регулярной и фрактальной структурой в архитектуре и дизайне высотных зданий. Авторы: Коротич А. В., при участии Коротича М. А. и Ко-ротича И. А. Права авторов защищены.