УДК 004.9:378 © Е.А. Бурков
Е.А. Бурков ПЛАНШЕТНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В современных условиях информационные технологии во всех сферах жизнедеятельности играют ключевую роль, что относится и к планшетным и мобильным Multi-touch устройствам, что привело к ориентации программистов создавать программные продукты для подобных девайсов. Разработчики программных продуктов обращают своё внимание и на создание специализированного образовательного программного обеспечение, в том числе и музыкально-компьютерные технологии, которые неразрывно связаны с современным музыкальным образованием.
Ключевые слова: электронное обучение, мобильное обучение, умное обуче-ние,технология множественного касания, музыкальное образование, ЭОР, ИКТ в образовании, педагог-музыкант, BYOD, GYOD.
В ноябре 2010 года в Сеуле состоялся пятый по счету саммит «Большой двадцатки», главной проблемой которого стало преодоление последствий мирового финансового кризиса. Центральной темой состоявшегося инновационного форума G20 по ИКТ стала тема «Smart и устойчивый рост. Форум определил по существу новую планку развития информационного общества, т.е. фактически предопределил движение к постинформационному обществу как новой стадии информационного общества Smart -обществу.
Как отмечает академик РАО Лапчик М.П. [7] Smart - общество - это качественно новое общество, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты - социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни.
В Smart-обществе технологии, ранее основывающиеся на информации и знаниях, трансформируются в технологии, базирующиеся на взаимодействии и обмене опытом -Smart -технологии. Они превращают тяжелый труд в «умный» и вносят инновационные изменения в стратегии управления. В этих условиях, важнейшим вопросом становиться подготовка кадров, обладающих творческим потенциалом, умеющих работать и думать в новом мире. Специалист не умеющий работать с новыми информационно-коммуникационными технологиями, будет
не эффективен, а, следовательно, не востребован. Всё что делается сейчас в направлении развития образования на основе применения ИКТ - это лишь преамбула, проявление первых шагов к совершенно новой концепции - концепции образования на пути к БтагЬобществу.
В условиях перехода к информационному обществу стало очевидно, что классическая педагогика, хорошо обслуживающая индустриальную эпоху, стала неадекватной постиндустриальному обществу, что привело к потребности в разработке новой парадигмы, новых подходов к образованию. [6]
Сегодня высшее образование, как отмечает президент международного консорциума «Электронный университет», научный руководитель МЭСИ Тихомиров В.П. [13], сталкивается с рядом вызовов, преодоление которых является обязательным условием его дальнейшего развития и состоятельности как института в современном социуме. Вызовы, связанные с беспрецедентным развитием ИТ и Интернета, заключаются в следующем:
1. Разрушение монополии университетов, рост конкуренции в области высшего образования;
2. Массовость высшего образования: возросло число обучающихся взрослых людей;
3. Образовывающийся разрыв между ожиданиями общества и экономики и качества образования, которое дают вузы.
4. Потребность в формировании новых компетенций педагогических кадров: медиа-
грамотность, новая электронная педагогика, новые роли (наставник, куратор, тьютор).
В развитых и в части развивающихся стран практически завершились дискуссии относительно электронного обучения, оно стало нормой на всех уровнях образования -больше нет Learning без e-Learning. Мир перешёл в новую фазу развития - в фазу Smart. Интенсивно идёт проектирование Smart-городов, Smart-регионов и Smart-образования.
Smart-образование строиться на учебном процессе с использованием технологических инноваций и Интернета, который предоставляет студентам возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин с учётом их многоас-пектности и непрерывного обновления содержания.Smart-образование - в первую очередь поддержка потребностей обучающихся и педагогов. Гибкость, приспосабли-ваемость, качественные показатели, инновации - этим требованиям должны соответствовать современные высшие учебные заведения, чтобы успевать за происходящими изменениями и растущими запросами студентов. [7;12]
Вопрос, который стоит сейчас достаточно остро, какую позицию займет наша страна в данном процессе?
В последние годы в России приняты важные документы, определяющие стратегические планы развития информационного общества.
В свете сказанного можно констатировать неотвратимость, неизбежность и, следовательно, оправданность происходящей в настоящее время экспансии электронного обучения. [6; 12]
Перспектива технических решений в реализации Smart -образования, ряд исследователей, [3] определяющих направленность и специфику развития процессов информатизации российского образования. В качестве наиболее актуальных инфраструктурных решений для учреждений высшей школы предлагают следующие варианты:
• построение стратегии информатизации, ориентированной на применение подходов BYOD (принеси свое устройство) и GYOD (дай мне свое устройство.), подразумевающих использование персональных мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков, нетбуков, электронных книг и
др.) для доступа к общесетевым и специализированным ресурсам и сервисам учебного заведения;
• организация облачной инфраструктуры образовательного и науч-но_исследовательского пространства (для функционирования коммуникационных сервисов; организации хранилища контента; виртуализации образовательных ресурсов; выполнения высокопроизводительных вычислений и пр.), использование сервисных моделей (PaaS, IaaS, SaaS);
• создание единой интегрированной точки входа средства с использованием персонального мобильного устройства/смарт карты как инструмента идентификации и платежного средства (инструмент для организации учета; управления финансами; контроля и управления доступом и др.);
• применение энергоемких, энергосберегающих и экологически чистых технологий, интеллектуальное управление потреблением энергетических ресурсов.
Развитие подходов m_Learning и m_Science, позволяющих использовать беспроводные мобильные приложения и интерфейсы и реализовывать более свободные формы учебной и самостоятельной работы. По мнению экспертов, использование мобильных и беспроводных технологий в сочетании с принципами e_learning дает возможность организовать для учащихся и педагогов своего рода электронный образовательный офис, виртуальный кампус, что позволит повысить академическую мобильность, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль за обучением с диагностикойошибок и с обратной связью; предоставит учащимся возможности обмена информацией друг с другом для само_ и взаимообучения, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.
Несколько лет назад, ныне покойный Стив Джобс [1], один из основателей корпорации Apple, на презентации интернет-планшета AppleiPad 2 заявил:
«...Технологии неотделимы от гуманитарных наук — и это утверждение как никогда справедливо для устройств посткомпьютерной эпохи. Конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях персональных компьютеров. Это не тот путь, который выбирает Apple — на самом деле будущее за посткомпьютерными устройствами, кото-
рые проще и понятнее привычных PC».
Экс-глава Apple говорил об эпохе, которая будет следовать за персональными компьютерами.
Посткомпьютерный мир или посткомпьютерная эпоха звучит интригующе, но, что представляет собой этот мир? Можно ли говорить о таком явлении как «Посткомпью-терныеустойства»? Какие существуют отличительные особенности посткомпьютерных устройств? [10;11].
Явление «посткомпьютерное устройство» состоялось, в виде планшетных технологий, термин вошел в речевой оборот, а эти устройства наполняют различные сферы деятельности.
В качестве отличительных особенностей подобных устройств [8] можно выявить:
1. Само устройство.
Посткомпьютерное устройство не подразумевает каких-либо вмешательств во внутреннюю архитектуру устройства. Это готовое решение, которое освобождает пользователя чрезмерной озабоченностью постоянного апгрейда и модернизации устройства.
2. Мультитач интерфейс.
Первоначально устройства обладали
пользовательскими интерфейсами первого поколения — командной строкой. Разработчики предложили пользователям второе поколение — окна, иконки, меню и устройства ввода типа «мышь». Новейшие устройства обладают третьим поколением интерфейсов, основанным на физике, прикосновениях и жестах.
3. Управление файлами сведено к минимуму
Персональные компьютеры обязывают пользователей осуществлять управление файлами - организовывать их, создавать резервные копии. Особенную трудность вызывают драйверы и DLL-библиотеки, в случае неправильного обновления или перемещения.
Конечно, постустройствам тоже требуются обновления, но пользователю абсолютно не нужно отслеживать все свои файлы на нем. Когда приложение установлено, на рабочем столе просто появляется иконка, и все. Не нужно отыскивать папку, в которую установилось приложение и просматривать все файлы.
4. Модель распространения приложений.
Подход посткомпьютерных устройств к работе с приложениями заключаются в том, что все они, или большая их часть, находятся на просторах специально созданных магазинов.
Их загрузка не вызывает сложности, и осуществляется в несколько простых операций. Обновления так же приходят через магазин приложений. Участие пользователя в установке и обновлении приложений минимально.
И так на сегодняшний день складывается тенденция: количество людей, приобретающих планшетные компьютеры, постоянно растет и растет стремительно, в свою очередь рост рынка персональных компьютеров замедляется, а вскоре, вероятно, совсем спадет на нет.
Уже сейчас отчетливо виден планшетный ПК, который сможет потеснить традиционный персональный компьютер. Тем временем, самые лучшие разработки переходят к планшетам:
• Разрешение экрана нового планшетных компьютеров очень высокое, что позволяет его использовать в связке с мультимедиа проектором;
• Скорость подключения к Интернету в мобильных сетях уже сейчас очень высока
• Наличие удобной клавиатуры или её виртуального аналога.
• Создание контента на планшетах скоро не будет проблемой, уже сейчас разработчики создают сотни адекватных и действенных приложений это и AdobePhotoshop, SteinbergCubase, офисные инструменты и многое другое.
• Возможности планшетов постоянно растут
Специалисты в сфере 1Т утверждают, что использование ПК останется уделом профессионалов, которым для работы требуются большие вычислительные мощности. А большинство обычных пользователей перейдет на устройства нового типа, такие как планшетные компьютеры. И это очевидно ведь планшетные компьютеры просты и удобны в обслуживание и эксплуатации.
Исходя из выше сказанных тенденций, развития средств информационных и коммуникационных технологий можно предположить, что в ближайшей перспективе в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося будут служить различные варианты планшетных компьютеров, уст-
ройств для чтения электронных книг, устройств мобильной связи и т.д. Спектр принципиально новых возможностей, открываемых использованием подобных устройств в сфере образования, чрезвычайно широк. Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику, включающему мультимедийный и интерактивный образовательный контент. [2]
Таким образом важно сфокусировать внимание на проблемах создания и эффективного использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Все многообразие ЭОР, как отмечает Босова Л.Л. [2] условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
• Информационный источник - это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов.
• Информационный инструмент учебной деятельности - это программный продукт, позволяющий студенту или преподавателю производить активные действия над информационным источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
Процесс создания и внедрения современных электронных учебников идет во всем мире; многие страны [9] уже начали использовать электронные учебники в образовательной практике.
Мобильные технологии пронизали все аспекты нашей профессиональной и личной жизни. Их влияние на медиа и издательскую сферу можно назвать неоспоримым и необратимым.
Электронные учебники становятся мировым трендом,[4] по данным аналитиков, образовательный рынок предоставляет множество новых возможностей. Меняется то, как используется контент; путь себе прокладывают новые типы электронных учебников и соответствующих приложений. Интерактивные графики и таблицы, встроенное аудио и видео, обмен информацией в реальном времени и живые дискуссии - это лишь некоторые из новых способов, какими студенты могут взаимодействовать друг с другом, с преподавателями и даже с авторами учебников.
Новые информационные технологии
успешно преобразуют и содержание музыкального образования. Красильников И.М. [5], анализируя опыт зарубежных коллег в данной сфере, утверждает, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в музыкально-образовательный процесс в ряде стран является частью государственной политики.
Важно отметить, что подготовка будущего педагога-музыканта в области создания и применения электронных образовательных ресурсов, имеет специфические особенности, а именно, применение специальных и общепрофессиональных компетентностей, в совокупности с компетенциями в области ИКТ.
Музыкальная педагогика на современном этапе неразрывно связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), как современного и эффективного средства улучшения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. О неоспоримых достоинствах применения МКТ много написано у ряда отечественных ученых (Горбунова И.Б., Красильников И.М. и др.).
Проблемы обучения информатике и информационным технологиям в высшем современном музыкально-педагогическом образовании связаны, в основном, с тем обстоятельством, что во многих вузах до настоящего времени недостаточно внедряются методические новации, предлагаемые для обучения информатике и информационным технологиям отдельными учеными-педагогами, творческими коллективами, научными центрами, выполнявшими соответствующие научные работы. Это в свою очередь препятствует овладению будущими педагогами-музыкантами компетенций в области создания электронных образовательных ресурсов, в том числе и для планшетных и мобильных устройств.
Рассмотрим, как представлен музыкально-компьютерный инструментарий для планшетный компьютеров.
Разработчики МКТ, создают различные версии своих продуктов, для планшетных и мобильных устройств.
Такие виды МКТ как аудиоредакторы, программы секвенсеры, нотно-издательские программы, программы автоаранжировщики, обучающие игровые музыкальные программы, программы конструкторы, программы управления звуковыми файлами, виртуаль-
ные синтезаторы и эмуляторы звука, и пр. широко представлены для планшетов iPad, и заслуживают отдельного внимания. В меньшей степени программное обеспечение музыканта, представлено для платформы Android. Не так давно появились планшеты на базе операционной системы Windows8, которая позволяет использовать привычные МКТ на планшетном устройстве, так как на нём установлена полноценная версия операционной системы.
Таким образом, анализ источник по заявленной проблеме позволяет констатировать, что современные информационные технологии на современном этапе действительно представляют одно из перспективных и эффективных направлений развития системы музыкального образования разного уровня.
Передовой опыт внедрения в образова-
тельный процесс МиШ-
Тои^посткомпьютерных устройств в систему образования и в музыкальное образование в частности, фокусирует внимание на создание и эффективном применение электронных образовательных ресурсов. Электронные учебники, являются мировым трендом в мировом образовании, в свете последних законодательных актов, актуализируется проблема и в системе отечественного образования. Важно отметить, что возникает необходимость внесения изменений в программы подготовки педагогов-музыкантов в области информатики и ИКТ, предполагающих обучение будущих педагогов-музыкантов проектированию и созданию электронных образовательных ресурсовв том числе используя МКТ как современный инструментарий, отвечающий требованиям в области специальных знаний по музыке.
Библиографический список
1. IPad 2: белое и черное по Стиву Джобсу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deepapple.com/news/39540.html, свободный.
2. Босова Л.Л. Электронный учебник нового поколения: понятие, структура, требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.su/41/plenum/ Bosova.html, свободный.
3. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: коллективная монография [Текст] / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014. -192 с.
4. К чему мобильное обучение придет в 2013: 5 трендов для наблюдения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smart-edu.com/mobile-learning-2013.html, свободный.
5. Красильников И.М. Зарубежные ученые об информационно-компьютерных технологиях как средстве формирования музыкальных компетенций [Электронный ресурс] / И. М. Красильников. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/krasilnikov_12_june.pdf, свободный.
6. Лапчик М.П. «Автомобиль без бензина...» (О педагогике и электронном обучении) [Текст] / М. П. Лапчик // Интернет-свободный, безопасный, образовательный: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 18-19 октября 2013г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. - 278 с.
7. Лапчик М.П. Образование на пути к smart-обществу [Текст] / М. П. Лапчик // Информатизация образования: история, состояние, перспективы: сб. материалов между-нар. науч.-практ.конф. (Омск, 20-21 ноября 2012г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. — 420 с.
8. Немного о посткомпьютерном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://appleinsider.ru/analysis/nemnogo-o-postkompyuternom-mire.html, свободный.
9. Планшетный компьютер - реальность современных гимназий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goodnewsfinland.ru/arhiv/mesyaca/4fcce442/ planshetnyjkompyuter-realnost-sovremennyh-gimnazij/, свободный.
10. Посткомпьютерная эра - жизнь или смерть ПК. Post-PC Era [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aver.ru/interesno/postkompyuternaya-era-zhizn-ili-smert/, свободный.
11. Рэй Оззи предупредил Microsoft о начале "посткомпьютерного мира" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosinvest.com /novosti/745723, свободный.
12. Смолин О.Н. Информационные технологии в российском образовании: некоторые нормативно-правовые проблемы [Текст] / О. Н. Смолин // Интернет-свободный, безопасный, образовательный: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 18-19 октября 2013г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.-278 с.
13. Тихомиров В.П. Трансформация образовательных систем развитых стран под влиянием массового использования интернет и электронного обучения [Текст] / В. П. Тихомиров // Интернет-свободный, безопасный, образовательный: сб. материалов междунар. науч.-практ.конф. (Омск, 18-19 октября 2013г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. -Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.-278 с.
14. Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В. Smart-education: новый подход к развитию образования [Электронный ресурс] / В. П. Тихомиров, Н. В. Тихомирова. -Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/ smart-education, свободный.
TABLET TECHNOLOGY AND MOBILE IN MUSIC EDUCATION: PROSPECTS FOR USE
Eugene A. Burkov,
specialist, Siberian Institute of Business and Information Technology
Abstract. Under present conditions, the role of information technology in all spheres of activity in a key role. In particular, tablets, and mobile Multi-touch devices, leading to orientation programmers create software for such devices. Are turning their attention to software developers and to the creation of a specialized educational software, including Music technology, which is closely related to the modern music education.
Keywords: E-learning, M-learning, Smart-education, Multi-Touch, Music education, e-learning resources, ICT in education, teacher-musician, BYOD, GYOD.
Сведения об авторе:
Бурков Евгений Анатольевич - специалист центра развития электронного образования Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), аспирант кафедры информационных и коммуникационных технологий в образовании Омского государственного педагогического университета, e-mail: burkovevgene@gmail.com.
Статья поступила в редакцию 15.12.2014.