формул, отражающих способ исчисления Эф2 и Эфнх, и, следовательно, к росту (уменьшению) этих показателей (Эф2 и Эфнх).
Рост (уменьшение) эффективности использования квалифицированных кадров приводит к соответствующему росту (уменьшению) эффективности производства продукции там, где эти кадры используются, и в конечном счете — к росту (уменьшению) эффективности функционирования всей эко-
номики страны (Эфнх).
Эти положения теории эффективности воспроизводства квалифицированных кадров, по нашему мнению, являются достаточно новыми, вносят определенный вклад в теорию эффективности воспроизводства и требуют дальнейшей разработки с целью практического применения для выбора оптимальных вариантов подготовки и использования кадров в транспортном комплексе.
Список литературы
1. Курошева Г М. Актуальные проблемы антикризисного управления предприятиями транспортного комплекса / Г. М. Курошева. — СПб.: СПГУВК, 2011. — С. 6-80.
2. Чистов Л. М. Теория эффективного управления социально-экономическими системами / Л. М. Чистов. — СПб.: АСТЕРИОН, 2008.
УДК 338.26.01:627 Т. А. Пантина,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;
М. Э. Федоров,
аспирант,
СПГУВК
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
FEDERAL BUDGET INSTITUTIONS COSTS PLANNING FOR THE STATE TASKS EXECUTION OF THE INLAND WATERWAYS AND NAVIGATION HYDRAULIC
FACILITIES MAINTENANCE
В статье изложены методические положения по расчету нормативных затрат ГБУВПиС на выполнение государственных работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, приведены результаты анализа состава и структуры затрат за 2008-2010 гг., приведен алгоритм расчета нормативных затрат по отдельным категориям внутренних водных путей.
The present article contains the methodic regulations concerning the standard costs calculation of the State Waterways and Navigation Basin Board for the fulfillment of the state tasks, including the inland water ways and navigational hydraulic facilities maintenance. Also there are the results of the compositional and cost structure analysis for the period of2008-2010years, as well as the algorithm for the standard costs calculation according to the inland water ways certain categories.
Выпуск 1
Ключевые слова: государственная работа, нормативные затраты, внутренние водные пути, судоходные гидротехнические сооружения, элементы затрат, методы расчета.
Key words: state task, standard costs, inland water ways, navigational hydraulic facilities, cost elements, calculation method.
В
238]
ТЕЧЕНИЕ последнего десятилетия в бюджетной системе Российской Федерации произошли существенные изменения, связанные с переходом на новую систему планирования и исполнения бюджета, при которой объем выделяемых ассигнований обусловлен результатами деятельности бюджетных учреждений. Необходимость применения государственного (муниципального) задания при составлении проектов бюджетов устанавливает ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1].
Федеральное агентство морского и речного транспорта на основании Постановления Правительства РФ № 671 от 02.09.2010 г. [2] утвердило ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в его ведении федеральными бюджетными учреждениями. Государственные бассейновые управления внутренних водных путей и судоходства (ГБУВПиС) выполняют государственные работы по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации и судоходных гидротехнических сооружений. Показателем объема государственной работы по содержанию внутренних водных путей является протяженность водных путей в километрах. К показателям, характеризующим качество государственной работы, относятся: наличие гарантированных габаритов внутренних водных путей; категории судоходной обстановки на участках внутренних водных путей; наличие непрерывной зоны действия систем связи, навигационно-картографическое обеспечение. Показателем объема государственной работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) является комплекс сооружений бассейна.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказа-
ние государственных услуг (работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением.
Для расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития от 29.10.2010 г. № 137н/527 утверждены Методические рекомендации [3]. Указанный документ описывает общие методические подходы и последовательность определения нормативных затрат, однако методика разработки нормативов применительно к конкретным видам услуг (работ) разрабатывается и утверждается федеральными органами исполнительной власти.
В Методических рекомендациях предложены три метода определения нормативных затрат: нормативный, структурный и экспертный. Выбор метода (методов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат может осуществляться в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги (работы).
Анализ фактических и расчетных данных, отражающих состав и структуру прямых затрат на выполнение отдельных видов путевых работ по каждому ГБУВПиС и по всем бассейновым управлениям в целом за 2008-2010 гг., показывает, что удельный вес прямых затрат на приобретение материальных запасов и оплату труда в общей сумме затрат на выполнение всех видов путевых работ составляет от 82 до 85 %. Наблюдается тенденция уменьшения удельного веса материальных затрат в течение указанного периода. Средняя заработная плата на одного работника по всем видам путевых работ по ГБУВПиС повысилась на 18,7 % в 2010 г. по сравнению с 2008 г. Наибольший удельный вес в структуре материальных затрат по всем видам путевых
работ занимают затраты на топливо, по отдельным учреждениям существенную долю составляют прочие расходы — до 10 % (по некоторым ГБУВПиС они превышают 30 %).
Анализ прямых затрат на содержание внутренних водных путей всех категорий с расшифровкой по видам путевых работ для каждого ГБУВПиС показывает, что прямые затраты на содержание 1 км внутренних водных путей существенно различаются по бассейновым управлениям.
Анализ состава и структуры прямых затрат на содержание комплекса СГТС по каждому ГБУВПиС и по всем бассейновым управлениям в целом за 2008-2010 гг. показывает, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают затраты на ремонт (текущий и капитальный) — от 14 до 87 % и прочие затраты. Основную долю в структуре затрат на приобретение материальных запасов по СГТС составляют затраты на формирование и обновление аварийного неснижаемого запаса и пр. В структуре затрат на общехозяйственные нужды по ГБУВПиС преобладают затраты на оплату труда с начислениями и прочие — до 80 %.
Структурные элементы затрат ГБУВПиС по видам государственных работ представлены на рис. 1.
Разработанная авторами методика расчета нормативных затрат на выполнение государственных работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации и судоходных гидротехнических сооружений учитывает технологию выполнения путевых работ и региональные особенности их формирования.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением учреждением государственной работы по содержанию внутренних водных путей, предлагается определять по видам путевых работ: дноуглубительным, обстановочным и остальным (дноочищение, траление, выправление, берегоукрепление и пр.); нормативные затраты по каждому виду путевых работ — по группам затрат на основе расчетно-аналитических выражений.
В составе нормативных затрат на выполнение государственной работы по содержанию внутренних водных путей учитываются
нормативные затраты по техническому флоту и нормативные затраты по обслуживающему флоту, непосредственно связанные с выполнением путевых работ.
Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе выполнения отдельных видов путевых работ, целесообразно рассчитывать на основе натуральных норм и нормативов по следующим видам запасов: топливо, прочие горючесмазочные материалы, продукты для организации коллективного питания, спецодежда, мягкий инвентарь и пр.
Определение нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением государственной работы по содержанию отдельных категорий внутренних водных путей, целесообразно осуществлять в следующей последовательности.
На первом этапе нормативные затраты на дноуглубительные работы распределяются по трем категориям внутренних водных путей: с гарантированными габаритами судовых ходов и с освещаемыми средствами навигационной обстановки; с гарантированными габаритами судовых ходов и со светоотражающими средствами навигационной обстановки; с гарантированными габаритами судовых ходов и с неосвещаемыми средствами навигационной обстановки.
Распределение затрат производится пропорционально плановым объемам дноуглубительных работ по участкам внутренних водных путей соответствующей категории.
На втором этапе нормативные затраты на обстановочные работы (^сно) распределяются по шести категориям внутренних водных путей в зависимости от вида навигационной обстановки: с освещаемыми средствами навигационной обстановки (с гарантированными и без гарантированных габаритов судовых ходов); со светоотражающими средствами навигационной обстановки (с гарантированными и без гарантированных габаритов судовых ходов); с неосвещаемыми средствами навигационной обстановки (с гарантированными и без гарантированных габаритов судовых ходов).
Распределение затрат производится в зависимости от трудоемкости выполнения обстановочных работ по видам средств на-
Выпуск 1
Ш Выпуск 1
Рис. 1. Структурные элементы нормативных затрат ГБУВПиС по видам государственных работ
вигационной обстановки с использованием коэффициентов, определяемых экспертным методом, по формуле
дтСИО
где К — коэффициент, учитывающий трудоемкость выполнения обстановочных работ по видам средств навигационной обстановки; Ь/ — протяженность /-й категории внутренних водных путей с /-м видом навигационной обстановки; / — вид навигационной обстановки.
На третьем этапе нормативные затраты на остальные виды путевых работ распределяются по всем категориям внутренних водных путей пропорционально их доле в общей сумме затрат, непосредственно связанных с выполнением путевых работ, в отчетном финансовом году.
Нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением государственной работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений на соответствующий финансовый год, рассчитываются по комплексу гидротехнических сооружений учреждения по группам затрат на основе расчетно-аналитических выражений. Нормативные затраты определяются по следующим видам материальных запасов: на обновление аварийного не-снижаемого запаса и на приобретение прочих материальных запасов. В составе нормативных затрат выделяются затраты на электроэнергию. на технологические нужды при эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и физическую охрану сооружений.
К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с выполнением государственной работы, и к нормативным затратам на содержание имущества. В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат: на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества); на содержание объектов недвижимого имущества; на содержание объектов особо ценного движимого имущества; на приобретение услуг связи; на приобретение транспортных услуг; на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги; на спецодежду; на охрану объектов; пр.
Разработан алгоритм отнесения нормативных затрат на общехозяйственные нужды учреждения на отдельные виды государственных работ.
На основе разработанных методических положений выполнен расчет нормативных затрат на выполнение государственных работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации и судоходных гидротехнических сооружений для составления планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Росморречфлоту федеральных государственных учреждений на 2012 г.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. — 1998. — № 31 (с учетом положений Федерального закона Рос. Федерации от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).
2. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства Рос. Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671.
3. О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений: Приказ Минфина Рос. Федерации № 137/н и Министерства экономического развития Рос. Федерации № 527 от 29 октября 2010 г.
Выпуск 1