^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^
рования спроса на товар среди потребителей, ознакомления конкурентов с характеристиками товара. Только при коммерциализации товара становится понятным, насколько разработанный новый товар соответствует предпочтениям потребителей, насколько эффектив-
ным было взаимодействие предприятия с потребителем при разработке нового товара, а также правильность использования инструментов взаимодействия, качество интерпретации и управления информацией в процессе взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багиев, Г. Л. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность [Текст] / Г.Л. Багиев, Х. Мефферт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. -672 с.
2. Ковтуненко, Н.М. Исследование эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций промышленного предприятия на рынке товаров производственного назначения [Текст] / Н.М. Ковтуненко // Индустриальный и В2В маркетинг. - 2010. - 04 (12). - С. 274-284.
3. Комлев, Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров [Текст] / Е.Б. Комлев // Маркетинг в России
и за рубежом. - 2000. - (3). - С. 45-59.
4. Фирсанова, О.В. Маркетинг инноваций [Текст] / О.В. Фирсанова, В.Г. Шубаева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 104 с.
5. Шмелева, Ю.А. Предпосылки формирования политики взаимодействия предприятия с потребителями [Текст] / Ю.А. Шмелева // Актуальные вопросы экономических наук: сб. матер. XVII Междунар. науч.-практ. конф: в 2-х ч. - Ч.1 / под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 137-142.
УДК 338.27; 338.583
О.С. Плотникова
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЕЗОННОЙ ДИНАМИКИ РЫНКА
Деятельность торговых организаций зависит от множества различных факторов внешней и внутренней среды, одним из которых является фактор сезонности. В широком смысле сезонность представляет собой регулярное изменение объемов спроса и предложения в зависимости от смены времен года, выполнения определенных работ, обычаев, традиций, праздников и т. д. [5]. Применительно к торговле сезонность - это закономерное явление, которое выражается в неравномерности продажи товаров. Роль данного фактора в торговле в отличие от других отраслей экономики весьма значительна.
В качестве основных проявлений сезонности выделяют неравномерность денежных по-
токов, рост издержек обращения, изменение спроса и цен на реализуемые товары, колебание уровня производительности труда, прибыли и иных показателей деятельности организации. Наибольшему влиянию данного фактора подвержены товарооборот и издержки обращения.
На величину издержек обращения сезонность оказывает влияние как в сторону их уменьшения, так и увеличения [3]. В этой связи актуальным и необходимым является управление величиной издержек обращения на основе сезонных колебаний рынка.
Для целей учета, анализа и управления мы предлагаем использовать в финансово-
хозяйственной деятельности торговой компании уточненный метод расчета величины издержек обращения с учетом влияния фактора сезонности. При этом для расчета указанных сумм по различным отчетным периодам необходимо рассчитывать индекс сезонности, определяемый по формуле
/сез _-
Е Ис„ т / т _ Е Ис„
ЕЕИс„ т /пт ЕЕИс„ т
где п - отчетный период (месяц, квартал, полугодие); т - количество анализируемых лет; Е Иоп т - сумма издержек обращения в отчетном периоде п за т анализируемых лет.
Рассчитанный по формуле индекс сезонности свидетельствует о степени отклонения суммы издержек обращения в том или ином отчетном периоде от их среднегодовых значений. При этом полученная в ходе расчета и анализа информация дает возможность оценить влияние данного фактора более детально и развернуто. Для руководства организации эти сведения представляют особую значимость, так как позволяют проследить закономерности развития организации в отчетном периоде, планировать суммы издержек, а также разрабатывать соответствующие меры по управлению сезонными изменениями в бизнесе. Кроме того, расчет сезонных колебаний величины издержек можно проводить по структурным подразделениям, филиалам и представительствам компании, что в свою очередь актуально для современной торговой организации.
В современных условиях неопределенности и риска планирование издержек обращения с учетом фактора сезонности - одно из необходимых требований, а также важнейшее звено системы управления расходами торговой компании. Гибкость и способность реагировать на возникающие отклонения и изменения структуры издержек обращения являются отличительной чертой и достоинством системы планирования [4]. Работа по управлению издержками на основе сезонной динамики - задача сложная, но эффективная, позволяющая достигать поставленные цели, оценивать влияние фактора на ис-
следуемый показатель, оптимизировать на этой основе расходы и, в конечном итоге, получать большую прибыль.
Таким образом, практическая значимость сезонных изменений заключается прежде всего в том, что полученные в ходе комплексного анализа показатели отображают специфику развития отдельной организации или отрасли в целом по месяцам, кварталам, полугодиям анализируемого периода. Это в свою очередь необходимо для изучения закономерностей развития социально-экономических явлений в отчетном периоде и осуществления планирования величины расходов на продажу.
Планирование сумм издержек обращения с учетом влияния фактора сезонности можно осуществлять на основе разработанной нами формулы расчета сумм издержек обращения с учетом влияния сезонных колебаний. Данная формула позволяет на основании имеющихся данных бухгалтерского учета и анализа осуществлять прогнозирование будущих величин издержек, разрабатывать различные меры, направленные на оптимизацию их величин, а также осуществлять постоянный контроль за их возникновением в последующих отчетных периодах.
Расчет плановых величин показателя издержек обращения с учетом влияния фактора сезонности можно проводить на основе использования следующей формулы:
Е Иопл _
Е Иопт 1сезп I
где I
т р Иоп
сез средний индекс сезонности реализации товаров в отчетном периоде п; Е Иопт -сумма издержек обращения по всем отчетным периодам п за т лет; 1р - средний индекс ро-
р Иоп
ста издержек обращения в п отчетном периоде; п - отчетный период (месяц, квартал, полугодие); т - количество лет анализируемого временного периода.
При планировании объема издержек обращения на основе использования указанной формулы, скорректированной на средний индекс роста исследуемого показателя, можно определить
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2011. Экономические науки
Расчет сезонных колебаний издержек обращения ООО «Спектр-Плюс», тыс. руб.
Квартал Сумма, тыс. руб. Е ИОпт Е И О nm ^СЮп I Е Иопл
2008 г. 2009 г. 2010 г. т РИоп
I 1893 1446 1670 5009 1669,67 0,992 0,959 1589,21
II 1809 1381 1479 4669 1556,33 0,936 0,917 1336,30
III 2141 1755 1483 5379 1793,00 1,111 0,832 1657,95
IV 1972 1238 1676 4886 1628,67 0,961 0,991 1550,49
Итого 7815 5820 6308 19 943 1661,91* 1,000 0,914 6077,86
* 1661,91 =
Е И°лт = 19 943 nm 4 • 3
величину издержек организации в планируемом отчетном периоде. Применение данной формулы позволяет рассчитать и оценить влияние сезонного изменения спроса потребителей на различные группы и виды товаров.
Изменение спроса под воздействием сезонных колебаний непосредственно повлечет за собой изменение издержек обращения как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. Расчет плановой величины издержек с учетом влияния фактора сезонности можно проводить по структурным подразделениям, филиалам, торговым точкам, отделам и секциям торговой организации.
Пример расчета индекса сезонности и планируемой величины издержек обращения с учетом сезонных колебаний спроса рассмотрим на основе данных таблицы.
Применение в финансово-хозяйственной деятельности вышеизложенного уточненного метода расчета и планирования величины издержек обращения с учетом фактора сезонности позволит руководству организации принять соответствующие управленческие решения по снижению их величины, провести в отчетном периоде детальный экономический анализ возникших отклонений, выявить факторы внешней и внутренней среды и рассчитать их влияние на издержки торговой организации. Кроме того, управление выявленными особенностями издержек обращения с учетом сезонности позволяет избежать возникновения нерациональных
затрат и потерь, переориентировать часть основной деятельности в неблагоприятные периоды отчетного года на дополнительные, более прибыльные виды деятельности, а также смягчить сезонную неравномерность объема продаж торговой компании.
Расчет планируемой величины расходов на продажу на основе представленного метода целесообразно осуществлять и оформлять в электронных таблицах редактора Microsoft Excel. Данная программа дает возможность, не повторяя аналогичные расчеты в последующих отчетных периодах, заменять вводимые переменные с автоматическим отражением расчетов плановых величин расходов на продажу в соответствующих диапазонах ячеек электронной таблицы.
Как в производстве, так и в торговле сезонные колебания отрицательно сказываются на дальнейшем развитии экономики в целом. Сезонные колебания необходимо исследовать и оценивать с целью последующего детального анализа и выработки рациональных экономических решений для минимизации его отрицательного влияния на финансовые показатели деятельности компании. В современных условиях для торговых организаций очень важно снизить зависимость от фактора сезонности. Следовательно, осуществление политики управления с учетом указанного фактора способствует достижению коммерческих целей торговой организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов, М.И. Экономический анализ в торговле [Текст] : учеб. пособие / М.И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2006.
2. Ерохина, Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. - М.: КНОРУС, 2007.
3. Сапожникова, Н.Г. Корпоративный учет и от-
четность: методология и практика [Текст] / Н.Г. Сапожникова; Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008.
4. Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли [Текст] : учебник / под ред. А.Н. Соло-матина. - СПб.: Питер, 2010.
5. Экономический словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mirslovarei.com/content_eco