Научная статья на тему 'Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России'

Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судейкин М. И.

Автоматизация бизнес-процессов, связанных с организацией грузоперевозок, является мощным инструментом повышения эффективности работы транспорта, снижения транспортных издержек, создания единого информационного пространства для управления цепями поставок. И сегодня комплексная система планирования, анализа и управления грузовыми перевозками один из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России»

• ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России

Для планирования транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России необходимо осуществить:

• автоматизацию экспедиторских задач;

• планирование рейсов для организации перевозок готовой продукции и сырья по России;

• диспетчеризацию транспортных средств по России;

• анализ накопленных данных и управление грузоперевозками компании по России.

Система планирования транспортных потоков представляет собой многоуровневое клиент-серверное решение, обеспечивающее:

• информационную поддержку деятельности экспедиторов при организации грузовых перевозок автомобильным транспортом по России;

• выбор маршрутов, визуализацию и контроль движения грузов, анализ и подготовку отчетной документации при планировании и управлении перевозками готовой продукции и сырья по России.

Автоматизация экспедиторских задач направлена на сбор и обработку информации о возможных участниках логистической цепи (поставщиках, клиентах, транспортных компаниях, страховщиках...) и схемах доставки грузов.

М.И. СУДЕЙКИН,

Генеральный директор ЭРМА СОФТ Менеджмент, член-корреспондент РАЕН, к.т.н., доцент

Экспедитор принимает заказ от клиента, в котором указано: какой груз, в каком количестве (вес, объем), откуда и куда должен быть доставлен, и формирует возможные схемы перевозки груза, оценивая их стоимость и сроки.

База данных для поддержки экспедиторских задач, связанная с картой России, содержит:

• каналы транспортировки грузов, с которыми связана информация об участниках перевозок;

• базы данных третьих лиц — участников логистической цепи (перевозчики, транспортно-экспедици-онные фирмы, клиенты, страховые фирмы и т.д.).

На уровне автоматизации экспедиторских задач поддерживаются следующие функции:

• сбор и оформление запросов на перевозку грузов, формирование заявок и расчет стоимости перевозки;

• выбор схемы доставки (обеспечивающей максимальную загрузку автомобилей по весу и объему кузова), вида транспорта и расчета предполагаемых затрат при покупке услуг у других организаций (автоперевозчики, страховые компании...);

• обработка заявок в точках логистического контроля, мониторинга выполнения заявок и контроля доставки грузов;

• ввод и редактирование всех видов информации об участниках логисти-

ческой цепи. Автоматическое связывание и отображение на карте участников логистической цепи/точек доставки и отгрузки (филиалы, поставщики и т.д.);

• получение справочной информации в алфавитно-цифровом и картографическом виде об исполнителях и каналах транспортировки грузов. Подготовка необходимых отчетных документов (товарно-транспортные накладные, маршрутные/путевые листы.).

Для планирования и управления перевозками по России используется транспортная сеть, организованная в виде ориентированного графа, определяющего возможные направления и скоростные режимы движения.

Исходные данные:

• заявки на перевозки согласно пунктам доставки/сбора готовой продукции и сырья, поступающие с уровня автоматизации экспедиторских задач;

• данные об автопарке (перевозчиках), которые могут быть использованы для организации грузоперевозок, с указанием необходимых характеристик транспортных средств.

Результатом планирования грузоперевозок по России является формирование маршрутов и временного графика грузоперевозок, оформленных в виде отчетных документов.

Разработанный программно-функциональный комплекс планирования, анализа и управления грузоперевозками по России (ПФК-Логистика,рис. 1) поддерживает следующие возможности:

• ввод/загрузка заявок на перевозку готовой продукции и сырья;

• планирование рейсов с возможностью их редактирования;

• формирование отчетных документов.

Для каждой заявки указываются: характеристика груза, пункты отправле-

Автоматизация бизнес-процессов, связанных с организацией грузоперевозок, является мощным инструментом повышения эффективности работы транспорта, снижения транспортных издержек, создания единого информационного пространства для управления цепями поставок. И сегодня комплексная система планирования, анализа и управления грузовыми перевозками — один из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ •

ния и назначения, время погрузки и прибытия.

В ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ фиксируется «текущее время», и все заявки имеют один из следующих статусов:

• нераспределенные на рейсы;

• распределенные на рейсы, но еще не вывезенные;

• находящиеся в пути;

• доставленные получателям.

При планировании рейсов в ПФК-Логистика осуществляется:

• автоматическое формирование рейсов — распределение заявок по автомашинам, оптимизируя затраты на перевозку;

• редактирование рейсов — при необходимости диспетчер имеет возможность: сформировать и расформировать рейс, снять и закрепить заявку за рейсом, переместить заявки с рейса на рейс;

• прокладка маршрутов, расчет временного графика и его визуализация на картографической основе.

ной работы в режиме клиент-сервер.

Сформированные средствами ПФК-Логистика рейсы оформляются в виде отчетных документов, среди которых: маршрутные листы, сводные отчеты по сформированным рейсам, распределенным и нераспределенным заявкам.

На этапе подготовки и последующей эксплуатации в ПФК-Логистика ведутся справочники, содержащие информацию, используемую при формировании рейсов. А также ведутся справочники: фиксированные маршруты, матрица расстояний, автомашины/водители (перевозчики), специальные адреса.

Справочник «фиксированные маршруты» позволяет определить и запомнить маршрут проезда между двумя пунктами доставки, фиксируя набор точек, через которые необходимо проехать.

Если отсутствует «фиксированный рейс», то при планировании ПФК-Ло-гистика прокладывает кратчайший

Рис. 1. Программно-функциональный комплекс планирования грузоперевозок по России (ПФК-Логистика)

Для организации многопользовательского режима работы в ПФК-Ло-гистика реализован «механизм сценариев», предназначенный для формирования и сохранения индивидуальных настроек каждого автоматизированного рабочего места. «Механизм сценариев» позволяет определять «сферы влияния» диспетчеров для их одновремен-

путь между пунктами, опираясь на хранящуюся в системе транспортную сеть. При наличии «фиксированного рейса» он используется как основа для прокладки маршрута между пунктами доставки грузов.

Справочник «матрица расстояний» позволяет вводить и редактировать данные о расстоянии и времени про-

езда между точками доставки грузов. Если отсутствуют данные в «матрице расстояний», то при планировании ПФК-Логистика использует оценочные значения, рассчитывая их с опорой на транспортную сеть. При наличии данных в «матрице расстояний» используются они при расчете пробега и временного графика доставки грузов.

Справочник «автомашины/водители (перевозчики)» содержит все необходимые для формирования рейсов параметры и характеристики.

Справочник «специальные адреса» содержит адресные данные, выходящие за рамки традиционного адреса. Пользователи имеют возможность фиксировать на картографической основе точку доставки, связав с ней наименование — специальный адрес, который используется при автоматическом связывании заявок с картой.

При запуске ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ в эксплуатацию осуществляется настройка импорта/экспорта, параметров планирования и работы системы.

Для анализа и управления транспортными потоками компании при осуществлении грузоперевозок по России, наряду с планированием, необходимо наличие систем:

• навигации — получения фактических данных о транспортных средствах;

• мониторинга — обработки и сопоставления плановых и фактических данных.

Навигация осуществляет контроль транспортных средств, основанный на фактических данных GPS навигации, которые позволяют фиксировать: координаты, скорость, направление движения, пройденный путь, вычислять время: в пути, выхода в рейс, возвращения из рейса.

Мониторинг транспортных средств осуществляется с помощью программно-информационного комплекса ПФК-Мониторинг/ЭР-МА-СОФТ, который обеспечивает:

• загрузку и отображение плановых маршрутов движения транспортных средств;

• получение и обработку SMS-сооб-щений от водителей, фактических данных о состоянии транспортных средств от модуля «Навигация»;

• анализ-сопоставление плановых и фактических данных;

• подготовку отчетных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.