• ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России
Для планирования транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России необходимо осуществить:
• автоматизацию экспедиторских задач;
• планирование рейсов для организации перевозок готовой продукции и сырья по России;
• диспетчеризацию транспортных средств по России;
• анализ накопленных данных и управление грузоперевозками компании по России.
Система планирования транспортных потоков представляет собой многоуровневое клиент-серверное решение, обеспечивающее:
• информационную поддержку деятельности экспедиторов при организации грузовых перевозок автомобильным транспортом по России;
• выбор маршрутов, визуализацию и контроль движения грузов, анализ и подготовку отчетной документации при планировании и управлении перевозками готовой продукции и сырья по России.
Автоматизация экспедиторских задач направлена на сбор и обработку информации о возможных участниках логистической цепи (поставщиках, клиентах, транспортных компаниях, страховщиках...) и схемах доставки грузов.
М.И. СУДЕЙКИН,
Генеральный директор ЭРМА СОФТ Менеджмент, член-корреспондент РАЕН, к.т.н., доцент
Экспедитор принимает заказ от клиента, в котором указано: какой груз, в каком количестве (вес, объем), откуда и куда должен быть доставлен, и формирует возможные схемы перевозки груза, оценивая их стоимость и сроки.
База данных для поддержки экспедиторских задач, связанная с картой России, содержит:
• каналы транспортировки грузов, с которыми связана информация об участниках перевозок;
• базы данных третьих лиц — участников логистической цепи (перевозчики, транспортно-экспедици-онные фирмы, клиенты, страховые фирмы и т.д.).
На уровне автоматизации экспедиторских задач поддерживаются следующие функции:
• сбор и оформление запросов на перевозку грузов, формирование заявок и расчет стоимости перевозки;
• выбор схемы доставки (обеспечивающей максимальную загрузку автомобилей по весу и объему кузова), вида транспорта и расчета предполагаемых затрат при покупке услуг у других организаций (автоперевозчики, страховые компании...);
• обработка заявок в точках логистического контроля, мониторинга выполнения заявок и контроля доставки грузов;
• ввод и редактирование всех видов информации об участниках логисти-
ческой цепи. Автоматическое связывание и отображение на карте участников логистической цепи/точек доставки и отгрузки (филиалы, поставщики и т.д.);
• получение справочной информации в алфавитно-цифровом и картографическом виде об исполнителях и каналах транспортировки грузов. Подготовка необходимых отчетных документов (товарно-транспортные накладные, маршрутные/путевые листы.).
Для планирования и управления перевозками по России используется транспортная сеть, организованная в виде ориентированного графа, определяющего возможные направления и скоростные режимы движения.
Исходные данные:
• заявки на перевозки согласно пунктам доставки/сбора готовой продукции и сырья, поступающие с уровня автоматизации экспедиторских задач;
• данные об автопарке (перевозчиках), которые могут быть использованы для организации грузоперевозок, с указанием необходимых характеристик транспортных средств.
Результатом планирования грузоперевозок по России является формирование маршрутов и временного графика грузоперевозок, оформленных в виде отчетных документов.
Разработанный программно-функциональный комплекс планирования, анализа и управления грузоперевозками по России (ПФК-Логистика,рис. 1) поддерживает следующие возможности:
• ввод/загрузка заявок на перевозку готовой продукции и сырья;
• планирование рейсов с возможностью их редактирования;
• формирование отчетных документов.
Для каждой заявки указываются: характеристика груза, пункты отправле-
Автоматизация бизнес-процессов, связанных с организацией грузоперевозок, является мощным инструментом повышения эффективности работы транспорта, снижения транспортных издержек, создания единого информационного пространства для управления цепями поставок. И сегодня комплексная система планирования, анализа и управления грузовыми перевозками — один из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ •
ния и назначения, время погрузки и прибытия.
В ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ фиксируется «текущее время», и все заявки имеют один из следующих статусов:
• нераспределенные на рейсы;
• распределенные на рейсы, но еще не вывезенные;
• находящиеся в пути;
• доставленные получателям.
При планировании рейсов в ПФК-Логистика осуществляется:
• автоматическое формирование рейсов — распределение заявок по автомашинам, оптимизируя затраты на перевозку;
• редактирование рейсов — при необходимости диспетчер имеет возможность: сформировать и расформировать рейс, снять и закрепить заявку за рейсом, переместить заявки с рейса на рейс;
• прокладка маршрутов, расчет временного графика и его визуализация на картографической основе.
ной работы в режиме клиент-сервер.
Сформированные средствами ПФК-Логистика рейсы оформляются в виде отчетных документов, среди которых: маршрутные листы, сводные отчеты по сформированным рейсам, распределенным и нераспределенным заявкам.
На этапе подготовки и последующей эксплуатации в ПФК-Логистика ведутся справочники, содержащие информацию, используемую при формировании рейсов. А также ведутся справочники: фиксированные маршруты, матрица расстояний, автомашины/водители (перевозчики), специальные адреса.
Справочник «фиксированные маршруты» позволяет определить и запомнить маршрут проезда между двумя пунктами доставки, фиксируя набор точек, через которые необходимо проехать.
Если отсутствует «фиксированный рейс», то при планировании ПФК-Ло-гистика прокладывает кратчайший
Рис. 1. Программно-функциональный комплекс планирования грузоперевозок по России (ПФК-Логистика)
Для организации многопользовательского режима работы в ПФК-Ло-гистика реализован «механизм сценариев», предназначенный для формирования и сохранения индивидуальных настроек каждого автоматизированного рабочего места. «Механизм сценариев» позволяет определять «сферы влияния» диспетчеров для их одновремен-
путь между пунктами, опираясь на хранящуюся в системе транспортную сеть. При наличии «фиксированного рейса» он используется как основа для прокладки маршрута между пунктами доставки грузов.
Справочник «матрица расстояний» позволяет вводить и редактировать данные о расстоянии и времени про-
езда между точками доставки грузов. Если отсутствуют данные в «матрице расстояний», то при планировании ПФК-Логистика использует оценочные значения, рассчитывая их с опорой на транспортную сеть. При наличии данных в «матрице расстояний» используются они при расчете пробега и временного графика доставки грузов.
Справочник «автомашины/водители (перевозчики)» содержит все необходимые для формирования рейсов параметры и характеристики.
Справочник «специальные адреса» содержит адресные данные, выходящие за рамки традиционного адреса. Пользователи имеют возможность фиксировать на картографической основе точку доставки, связав с ней наименование — специальный адрес, который используется при автоматическом связывании заявок с картой.
При запуске ПФК-Логистика/ЭРМА СОФТ в эксплуатацию осуществляется настройка импорта/экспорта, параметров планирования и работы системы.
Для анализа и управления транспортными потоками компании при осуществлении грузоперевозок по России, наряду с планированием, необходимо наличие систем:
• навигации — получения фактических данных о транспортных средствах;
• мониторинга — обработки и сопоставления плановых и фактических данных.
Навигация осуществляет контроль транспортных средств, основанный на фактических данных GPS навигации, которые позволяют фиксировать: координаты, скорость, направление движения, пройденный путь, вычислять время: в пути, выхода в рейс, возвращения из рейса.
Мониторинг транспортных средств осуществляется с помощью программно-информационного комплекса ПФК-Мониторинг/ЭР-МА-СОФТ, который обеспечивает:
• загрузку и отображение плановых маршрутов движения транспортных средств;
• получение и обработку SMS-сооб-щений от водителей, фактических данных о состоянии транспортных средств от модуля «Навигация»;
• анализ-сопоставление плановых и фактических данных;
• подготовку отчетных документов.