Научная статья на тему 'Планирование расходов на содержание и строительство дорог в пермской губернии: исторические примеры'

Планирование расходов на содержание и строительство дорог в пермской губернии: исторические примеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОГИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СОДЕРЖАНИЕ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСТВО / РАСХОДЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н. А.

Содержание и строительство дорог являются одной из важнейших сфер государственных интересов и наиболее затратным элементом государственного хозяйства. На протяжении столетий в России осуществлялись мероприятия по финансированию текущего содержания дорог и строительству новых дорожных объектов. В статье исследованы исторические примеры планирования расходов на строительство и содержание дорог на примере Пермской губернии Российской империи в начале ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование расходов на содержание и строительство дорог в пермской губернии: исторические примеры»

33 (174) - 2012 УДК 336.144

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

планирование расходов

на содержание и строительство дорог

в пермской губернии:

исторические примеры

Н. А. ИОТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: n_istomina_usue@mail. ru Уральский государственный экономический университет

Содержание и строительство дорог являются одной из важнейших сфер государственных интересов и наиболее затратным элементом государственного хозяйства. На протяжении столетий в России осуществлялись мероприятия по финансированию текущего содержания дорог и строительству новых дорожных объектов. В статье исследованы исторические примеры планирования расходов на строительство и содержание дорог на примере Пермской губернии Российской империи в начале ХХв.

Ключевые слова: дороги, строительство, содержание, Пермская губерния, земство, расходы, планирование.

Вопросы финансирования мероприятий в области содержания и строительства дорог находятся в центре внимания органов власти, ученых, специалистов-практиков в течение нескольких столетий. Постоянно поднимаются вопросы об эффективности государственных вложений в дорожную сферу, обсуждаются выявленные случаи хищений и злоупотреблений и о необходимости ужесточения ответственности за нецелевое использование средств. Несмотря на все проблемы, существующие на современном этапе в области строительства и содержания дорог, в эту сферу продолжают вкладываться значительные финансовые средства.

Необходимость активного государственного воздействия на состояние дорог в нашей стране была вызвана самой логикой государственного развития. Расширение территориальных границ Российской империи, присоединение обширных неосвоенных территорий Сибири, Урала, задача обеспечения регулярного сообщения между отдельными территориями империи обусловили включение расходов на дорожную сферу в состав смет как государства, так и его отдельных административно-территориальных единиц.

Общими проблемами, которые приходилось учитывать в разные периоды истории нашей страны при решении вопросов планирования и финансирования дорожного строительства и эксплуатации дорог, по мнению автора, являлись следующие: 1) изначально глобальный характер потребности в средствах для развития дорог (которая значительно превышала источники финансирования), обусловленный значительной территориальной протяженностью государства. Поскольку объективно базовое состояние путей сообщения в нашей стране было неудовлетворительным, следовало постоянно вкладывать ресурсы в обеспечение относительно приемлемых условий при перевозке людей и грузов. Однако ввиду ограниченности финансовых возможностей

глобальная потребность в ресурсах никогда не могла быть обеспечена на необходимом уровне. Поэтому практически на всем протяжении истории России не удавалось обеспечить хорошего состояния дорог, адекватного требованиям времен объема нового строительства и ремонта; 2) распределение ответственности по строительству и содержанию дорог между центральным правительством и территориями и необходимость обеспечивать реализацию функций в дорожной области за счет собственных финансовых ресурсов соответствующего уровня. По сути, передавая полномочия по строительству и содержанию дорог административным единицам империи, государство дистанцировалось от активного регулирования состояния дорог в стране в целом. Не обладая достаточными финансовыми средствами, многие территории страны не обеспечивали необходимого уровня состояния дорог, что приводило к неоднородному состоянию транспортных коммуникаций в масштабе государства.

Наибольший объем исторических свидетельств, связанных с финансовым обеспечением строительства и содержания дорог в Российской империи, относится к Х1Х-ХХ вв. Именно в этот период планирование разнообразных государственных потребностей велось на наиболее высоком уровне. Это было связано с проведением административной реформы, разработкой и внедрением в практику общих требований к формированию финансовых документов - смет, становлением и развитием государственного финансового контроля.

В связи с тем, что строительство и содержание уездных и губернских дорог в соответствии с общегосударственными документами относилось к так называемым «земским повинностям», планирование расходов на дороги велось непосредственно в губерниях (на уровне отдельных земств и губернского земства). Исходным условием для проведения расчетов являлось закрепление соответствующих дорожных участков за определенными местными учреждениями - земствами. Такое закрепление не носило постоянного характера; имели место случаи переложения ответственности, например губернского земства на уездные земства.

Для дальнейшего исследования под расходами на строительство и содержание дорог понимаются: 1) расходы на ремонт (текущий) дорожного полотна;

2) расходы на ремонт (текущий) дорожных сооружений;

3) расходы на строительство новых дорожных

объектов (в частности мостов).

Интересные свидетельства исторической практики планирования расходов земств в губерниях Российской империи можно встретить практически по любой губернии. Постоянным объектом исследования автора является Пермская губерния. Поэтому изучение практики планирования расходов на строительство и содержание дорог проведем по земствам этой губернии. В табл. 1 представлены показатели, связанные с планированием расходов на текущий ремонт дорожного полотна и дорожных сооружений в Екатеринбургском уезде Пермской губернии.

Как следует из анализа данных табл. 1, при планировании расходов земства на содержание дорог в исправном состоянии (ремонт) достаточно детально изучалось исходное состояние того или иного участка дороги (тракта). От этого зависело количество материалов, которые следовало приобрести для проведения дорожного ремонта. Практически по всем мероприятиям Екатеринбургское уездное земство наибольшие средства направляло на обеспечение функционирования в надлежащем виде Челябинского тракта (в пределах уезда), за исключением расходов на «постановку защит от снежных заносов», которые в наибольшем объеме выделялись для Сибирско-Исетского тракта.

Интересно отметить, что при планировании расходов учитывалось и время проведения ремонта. Для участка Челябинского тракта затраты на ремонт в зимнее время на 10 % превышали затраты на летний ремонт. Для участка Красноуфимского тракта затраты на летний и зимний ремонт принимались как равные, а для Сибирско-Исетского тракта затраты на летний ремонт превышали по сумме затраты на зимний ремонт. Такое разделение свидетельствовало также и об учете специфики той или иной дороги в части возможности и необходимости проведения ремонта в относительно более сложных условиях зимнего периода.

Методическую базу планирования расходов на строительство и содержание дорог в губерниях Российской империи во второй половине XIX - начале XX в., безусловно, составляли нормативные технологии (методы). Это наиболее заметно по расходам на ремонт дорожных сооружений. Очевидно, что первоначально определялось количество устройств

33 (174) - 2012

Страницы истории

Таблица 1

Исчисление суммы, необходимой на расходы по устройству и содержанию дорожного полотна (на примере Екатеринбургского уездного земства)

Челябинский Красноуфимский Сибирско-Исетский

Сметная статья тракт тракт тракт

Коли- Расходы, Количес- Расходы, Коли- Расходы,

чество руб- тво руб- чество руб-

Ремонт полотна трактов

1. На заготовку щебня, куб. сажень 215,25 3 829,1 554 5 898,5 149,25 2 089,5

2. На заготовку высевок и песка, куб. сажень 146 1 012,0 99 696,0 94,75 852,7

3. На развалку щебня и высевок - 799,6 653 979,5 244,0 416,0

4. На прочистку канав - 639,7 4 500 245,0 16 550 573,7

5. На постановку защит от снежных заносов - 660,5 8 090 294,4 26 035 948,1

6. На зимний ремонт - 990,0 - 700,0 - 800

7. На летний ремонт - 900,0 - 700,0 - 900

Ремонт дорожных сооружений

1. На ремонт мостов и труб - 300,0 - 300,0 - 443,0

2. На постройку каменных труб, ед. 9 180,0 1 60,0 1 125,0

3. На постройку переездных мостиков, ед. 14 107,0 - - 9 66,0

4. На постановку верстовых столбов, ед. 24 72,0 30 105,0 29 87,0

5. На капитальный ремонт деревянных мостов:

- 20 верст, перегон Сысерть-Щелкун - 84,1 - - - -

- ремонт Бутаковского моста - - - - - 170,0

Источник: [1, с. 180-183].

и сооружении определенного вида, подлежащих ремонту (мостики, верстовые столбы, трубы и пр.) на участке каждого тракта, проходившего через территорию Екатеринбургского уездного земства. Затем учитывалась стоимость ремонта одноИ единицы различных видов сооружении. Объединение указанных сведении позволяло определить плановую сумму расходов на ремонт.

Как видно из анализа данных табл. 1, средняя нормативная стоимость ремонта отдельных единиц дорожных сооружении была неодинакова. Например, на постройку 9 каменных труб по Челябинскому тракту в смете земства была запланирована сумма в 180 руб. (по 20 руб. на одну трубу), тогда как на 1 трубу Сибирско-Исетского тракта предполагалось выделить 125 руб. Можно предположить, что причи-нои такои ситуации была более значительная длина каменной трубы на Сибирско-Исетском тракте.

Для финансовой практики земств также была своиственна разработка финансовых смет по постройке новых дорожных сооружений. В табл. 2 представлена смета Красноуфимского уездного земства на постройку деревянного моста.

Можно утверждать, что в табл. 2 представлен прообраз современной целевой программы по строительству дорожных объектов, поскольку Крас-ноуфимским земством подробно регламентирован перечень необходимых строительных мероприятий,

определена цена за единицу материала, которые следовало приобрести для целей строительства, а также общая сумма затрат на каждое мероприятие. Причем интересно отметить, что детально были регламентированы даже виды древесины, из которых должны были быть изготовлены бревна для строительства.

В отличие от современных программ, смета на строительство моста Красноуфимского уездного земства содержит указание на потребность в рабочих определенной строительной специальности. Обращает на себя внимание невысокий уровень оплаты труда привлеченных работников. Так, для оплаты труда 12 плотников, участвовавших в забивке свай, предполагалось затратить всего 4 руб. 80 коп., следовательно, каждый специалист получил всего по 40 коп. Плотники, которые были заняты на работе с перилами и тумбами моста, получали больше - по 60 коп. На таком же уровне оплачивался и труд каменщиков.

Допустимо утверждать, что рассмотренный механизм планирования расходов на строительство конкретного дорожного объекта - моста - применялся в земствах при планировании затрат на все виды дорожных объектов и собственно новые дороги. С учетом этого можно сделать вывод о том, что на уровне земских институтов в Российской империи были сформированы достаточно обоснованные подходы к определению плановых сумм расходов

- 45

Таблица 2

Смета на постройку деревянного моста на Сибирском тракте через лог в дер. Киселевой на 12-й версте Сабарско-Ключевской станции (расходы Красноуфимского уездного земства)

Описание работ и назначение материалов Количество Цена, РУб. Сумма, РУб.

Рабочих Материал

1. Разобрать старый деревянный мост и очистить место 12 - 0,4 4,8

2. Под основание забить 24 сваи, срубить и надеть 4 продольных и 6 поперечных бревен:

- плотников - чернорабочих - бревен пихтовых - бревен сосновых 8 - 0,6 4,8

12 - 0,4 4,8

- 12 0,45 5,4

- 8 1,0 8,0

3. Сложить каменные стенки и свод:

- каменщиков - чернорабочих - камня - песку - извести - моху 24 - 0,6 14,4

12 - 0,4 4,8

- 25 к. 6,0 30,0

- 20 в. 0,25 5,0

- 20 п. 0,08 1,6

- 6 в. 0,25 1,5

4. Засыпать обратно (в ряжи) и затрамбовать землю и рассыпать на мост щебень (и хрящ) - чернорабочих 6 - 0,4 2,4

5. Поставить новые перилы и 6 новых тумб:

- плотников - бревен еловых 4 - 0,6 2,4

- 3 0,4 1,2

Всего... 91,1

Источник: [2, с. 105-109].

земств на эти цели. Последовательно определяя стоимость необходимых мероприятий по строительству определенного объекта, специалисты на достаточно высоком уровне обеспечивали формирование общей потребности земства в строительстве дорог и дорожных объектов.

Проведенное исследование позволяет оценить уровень планирования расходов на строительство и содержание дорог в губерниях Российской империи как достаточно высокий. Планирование расходов велось в разрезе отдельных направлений (содержание и ремонт дорожного полотна, ремонт дорожных сооружений, строительство новых объектов и др.) с высокой степенью детализации; в процессе планирования использовались физические и стоимостные показатели.

Современная финансовая деятельность в части планирования расходов бюджетов на дорожное хозяйство может и должна учитывать исторический опыт как богатый ресурс, позволяющий избежать некоторых ошибок и повысить качество конечного результата.

Список литературы

1. Сметы доходов и расходов Екатеринбургского уездного земства на 1902 г. Отчет Екатеринбургской уездной управы о движении денежных сумм и капиталов за 1900 г. Екатеринбург: Типография газеты «Уральская жизнь», 1902.

2. Смета и раскладка с приложениями Красноуфимского уездного земства на 1900 г. Красно-уфимск: Типография Н. Н. Левиной, 1900.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.