молочного скотоводства, птицеводства и строительства овощехранилищ. В перечень инвестпроек-тов, направленных на реализацию мероприятий программы импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности, вошли проекты ООО «Пен-заМолИнвест», ООО «Бройлер-Инвест», ООО «Пачелм-ское хозяйство», ИП Рындин А.Б.
В плане мероприятий предусмотрено четыре направления, в рамках которых и будут осуществляться меры по стимулированию. К этим направлениям отнесены - производство сельхозпродукции, товаров промышленного значения, строительных материалов, а также малое и среднее предпринимательство. В промышленный комплекс предлагается направить средства и усилия на стимулирование технического перевооружения, проводить меры по сокращению трудовых затрат на единицу продукции, содействовать предприятиям в их желании участвовать в государственных программах. По итогам 2015 года индекс промышленного производства составил 106,3%. По этому показателю Пензенская область занимает 2-е место среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский Федеральный округ.
В 2015 году пензенская область добилась хороших результатов в плане работы по импортоза-мещению. Была разработана совместно с бизнесом соответствующая программа действий для каждого района губернии. Пока Пензенская область может гордиться лишь объемами сахарного песка и подсолнечного масла. Производится столько, что и себе хватает, и на продажу много уходит. А вот овощной дефицит решается за счет привозной продукции. 70 пензенских сельхозпроизводителей готовы вложить силы и средства в витаминный товар. Еще одна тема — товары, закупаемые для бюджетных учреждений на конкурсных торгах. По решению регионального правительства отныне все, что приобретается на средства областного бюджета, должно быть, по возможности, российского производства. По результатам выполненного маркетингового исследования можно сделать вывод о том, что качественного рывка можно добиться и в легкой промышленности. С этой целью был проведен круглый стол с производителями одежды и обуви, в рамках которого обсуждались перспективы развития отрасли в плане импортозамещения. Курс на импортозамещение подразумевает не только производство одежды, обуви и продуктов питания. Главное, чтобы товар местных производителей был востребован как в регионе, так и далеко за его пределами. Дивиденды способны принести оригинальные идеи, но над воплощением их в жизнь нужно
серьезно работать. В качестве примера можно привести отрасль оленеводства, не являющуюся традиционной для Пензенской области. Это не только мясо, но и агротуризм. Любую инициативу, способную принести реальную пользу, руководство региона обещает только приветствовать. В Пензенской области разработан целый комплекс мер стимулирования малого и среднего предпринимательства. В числе прочих предусмотрена так называемая гран-товая поддержка, причем денежные средства под бизнес-проект бизнесменам дают не взаймы, а на поддержку конкретного проекта, что, несомненно, смотрится очень выигрышно в условиях подорожания банковских кредитов.
Несмотря на предпринимаемые действия, им-портозамещение пока не достигает своих целей. Об этом свидетельствует отчет о деловом климате на российских предприятиях Центра конъюнктурных исследований ВШЭ: обрабатывающие предприятия в марте были загружены на 62% - показатель остается на этом уровне почти полтора года без признаков роста. По мнению ведущих экономистов это говорит о серьезных трудностях в запуске проекта импортозамещения. В тоже время они считают, что два года - не достаточный срок, чтобы делать серьезные выводы. Требуется минимум три - четыре года, но при условии стабильного финансирования, а при спаде экономики, ограничениях федерального бюджета и бюджетов предприятий к этому сроку можно добавить еще один - два года.
Поддержка отечественного товаропроизводителя - основа развития любого региона Российской Федерации. Основным аспектом развития экономики в Пензенской области является продовольственная безопасность. Увеличение присутствия пензенских товаров внутри области, максимальное использование всех резервов - приоритетная задача на всех уровнях управления, начиная от областного уровня и до уровня поселений [4].
Проведенный анализ поставок на территорию области основных позиций продовольственных товаров показал, что обеспеченность Пензенской области продовольственными товарами, произведенными пензенскими товаропроизводителями имеет резерв роста, а значит, есть резерв в увеличении производства товаров, а равно создания малых предприятий, кооперативов, дополнительных рабочих мест, снижения социальной напряженности [6]. В Пензенской области вопросы обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне решаются на основе динамичного развития собственного производства и регулирования импорта продовольствия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы»
2. Государственная программа Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы»
3. Государственная программа Пензенской области «Развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности на 2014-2020годы»
4. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года). Утверждена Законом Пензенской области от 04. 09. 2007 года N 1Э67-ЗПО.
5. Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 28 марта 2015 года № 24-р
6. Коваленко Т.Д. Продовольственная безопасность и проблемы формирования продовольственных ресурсов на базе продукции отечественного производства / Т.Д. Коваленко // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2011. - Т. 1. - С. 185-187.
УДК 004.4
Попов Д.А., Лаптев В.А,
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ
В статье описан алгоритм работы системы поддержки принятия решения, включающей в себя планирование и прокладывание маршрута для экстренной службы скорой помощи. Описано множество входных данных, необходимых для фиксации параметров вызова и поиска бригад скорой помощи. Введено понятие поисковой зоны свободных бригад скорой помощи. Ключевые слова:
маршрут транспортного средства, планирование и прокладка маршрута.
В современном мире проблема обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности является особенно актуальной. Вместе с тем, работу экстренных служб
осложняют такие факторы как, увеличения плотности застройки населённых пунктов, увеличение количества общественных и личных транспортных
средств и не всегда развитая дорожная транспортная сеть [1,2] . Эффективное и качественное решение задач, поставленных перед экстренными службами, зависит от скорости реагирования сотрудников дежурно-диспетчерского пункта на поступившую информацию о чрезвычайной ситуации, координации совместных действий между оперативными службами, обеспеченности современными техническими и информационными средствами и скорости прибытия сотрудников оперативной службы к месту вызова. Работа и передвижение транспортных средств экстренных служб имеет особенности. Специальный транспорт подчиняется общим правилам дорожного движения, но в экстренной ситуации он получает право отступать от них и пользоваться неоспоримым преимуществом на дорогах общего пользования перед другими участниками дорожного движения. В этих случаях движение специального транспорта сопряжено с затруднениями и возникновением аварийных ситуаций. Влияние подобного рода препятствий на движение специального транспорта можно свести к минимуму, если на основании поступившего в диспетчерский пункт сообщения о чрезвычайной ситуации будут приняты взвешенные управленческие решения, в том числе спланирован маршрут следования сотрудников и специальных средств экстренной службы к месту назначения. Для решения экстренных задач дежурно-диспетчер-скими пунктами возникает необходимость в разработке системы управления движением и распределением транспортных средств экстренных служб, включающей анализ текущих позиций транспортных средств экстренной службы, планирования, построения и корректировки возможных маршрутов проезда к месту вызова, с последующим формированием диспетчеру списка бригад экстренной службы готовых к назначению. Такая система рассматривается как система поддержки принятия решений [3], которая может быть самостоятельным программным продуктом, так и в качестве интегрированного программного модуля в составе информационной системы де-журно-диспетчерского пункта. В настоящее время работа дежурно-диспетчерских пунктов в основном автоматизирована. В различных городах и районах разработаны муниципальные программные комплексы, позволяющие регистрировать вызовы и сопровождать процесс выполнения задания бригадой экстренной службы. Однако, несмотря на количество разработанных программ и их масштабы, методики принятия решений при планировании и корректировке маршрутов транспортных средств экстренных служб в штатной и нештатной ситуации могут быть улучшены.
Целью данной работы, является разработка системы, которая позволит дежурно-диспетчерской службе в короткий промежуток времени спланировать и проложить маршрут к месту вызова для транспортного средства экстренных служб. В качестве объекта исследования выбрана экстренная служба скорой медицинской помощи. Предметом исследования является планирование маршрутов автомобилей скорой медицинской помощи к месту вызова. Задача маршрутизации заключается в поиске оптимального, с точки зрения требуемых характеристик, пути между заданными стартовой и конечной географическими точками на карте. Это особенно актуально для медицинских экстренных служб, время прибытия которых к месту происшествия играет решающую роль для сохранения жизни пострадавшего. Актуальной также является задача перераспределения ресурсов экстренной службы, когда к месту происшествия необходимо направить новые или вспомогательные ресурсы.
Согласно пункту 4 правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи [4,5] устанавливается, что станции, подстанции и лечебные учреждения скорой медицинской помощи должны строиться на территориях предполагаемого обслуживания исходя из загруженности автомобильных дорог и их состояния, размера обслуживаемой территории, количества проживающего населения. Самым важным параметром является время транс-
портной доступности, определяющее период от приёма вызова до оказания медицинской помощи. В правилах организации деятельности прописано 20 минут [5], однако каждый регион определяет время самостоятельно. Кроме ограничений по времени прибытия бригады скорой помощи к месту назначения, регламентируется приоритет выездных бригад в зависимости от формы требуемой помощи, согласно пунктам 10 и 12 порядка оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи [4,5]. Порядок строго регламентирует, что в случае фиксации вызова с требованием неотложной медицинской помощи, к месту направляется ближайшая свободная бригада общего профиля, если в данный момент нет вызовов в экстренной или специализированной форме. Однако если возникает ситуация, когда транспортные ресурсы станций исчерпаны, то экстренный вызов получит приоритет перед неотложным. В указанных правилах и порядках, не уделено внимания определениям и методике назначения ближайших бригад общего профиля и распределению транспортных ресурсов. Диспетчер в момент поступления вызова, не в полной мере владеет точной информацией о расстоянии и времени проезда от мест дислокации бригады экстренной службы до места назначения. Исходя из указанных недостатков, предложена система, основной целью которой является сокращение промежутка времени от принятия вызова до решения о назначении бригады скорой помощи и планирования маршрута к месту назначения. Основным отличием алгоритма системы от действующей методики указанной в руководствующих документах, является применение поисковых зон свободной бригады.
Выделены два основных критерия, которыми необходимо руководствоваться при назначении бригады и планировании маршрута к месту вызова: форма необходимой помощи; транспортная доступность по времени не более чем определено в регламенте.
Исходя из указанных критериев, функциональность системы разделена согласно рисунку 1 на блоки:
Структурирование и сбор информации: фиксация свойств поступившего вызова; выявление формы помощи; определение профиля бригады. Поиск
построение очереди бригад на задание; определение зон поиска свободных бригад скорой помощи;
поиск бригад в поисковых зонах. маршрутизация;
построение маршрутов от мест расположения найденных свободных бригад скорой помощи до места вызова.
выбор бригады скорой помощи с кратчайшим маршрутом и назначения её на исполнение.
Важным блоком является описание, сбор и исследование свойств исходных данных вызова и бригад скорой медицинской помощи. Точность и полнота данных позволяет спланировать маршруты для свободных бригад и выбрать ту, маршрут которой позволит быстрее остальных прибыть по адресу вызова. Работа системы начинается с приёма диспетчером телефонного звонка об экстренной ситуации, сбора информации и формировании выездного задания. От полноты и точности фиксируемых свойств поступившего звонка зависит выбор профиля бригады скорой помощи, определение зоны её поиска, планирование и прокладывание маршрута экстренной службе. Вызов фиксируется как набор поисковых свойств Рзеагск-
Множество свойств формы выездного задания регистрируемого диспетчерской службой условно разбито на группы, показанные на рисунке 2: свойства поступившего звонка, точно идентифицирующие местонахождение и время экстренной ситуации; свойства формы медицинской помощи, определяющие сложность, срочность помощи и приоритетность назначения; профиль бригады скорой помощи определяет наличие специализированного оборудования на борту; свойства нештатной ситуации возникшей
с бригадой скорой помощи, определяет назначение новой бригады для повторной отправки к месту назначения.
Рисунок 1 - Блоки системы планирования и прокладывания маршрута для бригады скорой помощи
Рисунок 2
группы свойств формы назначения выездной бригады
По форме выездного задания, которая является поисковой формой, система идентифицирует список бригад, которые могут быть отправлены к месту экстренной ситуации.
Таким образом, поисковые свойства определяются как объединение:
Р'search~Pca.il U P.breaking U P.hoard г (1)
где PSearch - форма назначения выездного задания; PCaii - свойства телефонного вызова в скорую
медицинскую помощь; Pi
breaking
свойства сообщения
о возникновении нештатной ситуации; Ръоаго. - профиль бригады скорой помощи.
В случае отсутствия нештатной ситуации
р,
breaking
= {}■
Поиск машин с бригадами скорой медицинской помощи производится системой в выделенных зонах. Для быстрой идентификации свободных бригад используется очередь с приоритетом. Для выбора бригады скорой помощи диспетчером, в соответствии с формой выездного задания, необходимо составить список бригад кандидатов. В работе системы используется очередь с поздним приоритетом определяющие очерёдность бригад скорой медицинской помощи, которым необходимо спланировать и проложить маршрут:
Qemergency очередь с поздним приоритетом для бригад неотложной, экстренной и специализированной помощи.
Сортировку бригад в очереди проводится в двух случаях: в момент возвращения в очередь бригады выполнившей задание, и когда необходимо выбрать из очереди бригаду с самым коротким маршрутом для назначения задания.
Сортировка элементов в очереди с поздним приоритетом 0,етегдепсу выполняется с применением ленивого алгоритма в два этапа. Как показано на рисунке 3, первый этап выполняет предварительную сортировку, для сдвига свободных бригад с меньшим количеством выездов в начало очереди. На этом этапе учитываются свойства, которые не меняют своё состояние в длительный промежуток времени: статус бригады и количество выездов бригады. При поступлении запроса на получения списка бригад свободных в текущий момент, то сначала прокладываются маршруты от этих бригад до места назначения, затем выполняется второй этап сортировки. Второй этап меняет позиции бригад в очереди. В начало очереди сдвигаются те бригады, которые имеют самый короткий маршрут.
Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», 2016, том 2 а) предварительная сортировка
Рисунок 3
этапы сортировки очереди
Разделение на этапы необходимо для снижения вычислительной нагрузки на систему, когда дополнительные действия над объектами в очереди, переносятся на момент запроса данных.
Для сортировки определяется набор свойств, которые будут учитываться при работе алгоритма: priority ={Pstatus, addprops}, (2 ) где priority- набор свойств сортировки; Р'status статус бригады скорой помощи; addprops - множество дополнительных свойств бригады, которые влияют как на порядок бригады в очереди, так и на её окончательный выбор. Под такими множеством понимаются статические свойства и свойства изменяемые в течении времени:
Phoard -coords географические координаты. Координаты представляют собой пару {Lat, Lon}, где Lat - широта и Lon - долгота;
Aboard • Qtrips количество выездов данной бригады зав сутки;
P^oard ■ special наличие специального медицинского оборудования.
Предварительная сортировка очереди выполняется в момент старта системы и когда диспетчер возвращает бригаде статус Pstatus=Sfree • Статус основное сортировочное свойство и имеет максимальный приоритет перед другими свойствами при выполнении первого прохода сортировки положения бригады в очереди с приоритетом. Вторым свойством учитываемым при предварительной сортировке принимается количество выездов за сутки Pboard • Qtrips • Динамически изменяемые свойства Aboard • addprops, которые влияют на планирование и построение маршрута и окончательный выбор бригады скорой помощи, учитываются на втором этапе сортировки при запросе списка свободных бригад.
Главным критерием, по которому оценивается результат планирования маршрута для транспортного средства экстренной службы, является скорость прибытия к месту назначения. В момент поступления в диспетчерскую службу сообщения об экстренной ситуации, должно быть принято быстрое решение о выборе и отправке выездной бригады экстренной службы к месту вызова. Для достижения этой цели предложена стратегия краткосрочного планирования исполнения задания. Краткосрочное планирование производится в момент поступления нового вызова в диспетчерскую службу. Назначается бригада, которая может выполнить поставленную задачу в кратчайшие сроки. Периодом действия плана считается время от получения задания до момента оказания помощи больному, либо его эвакуации в лечебное учреждение. При краткосрочном планировании на вызов направляется та бригада скорой помощи, которая наиболее близко находится к месту вызова. Однако, бригады выбирается таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась между всеми бригадами, исключая ситуацию зацикливания и направления одной и той же машины на вызовы в ущерб загруженности других. Планирование осуществляется посредством очереди бригад с приоритетом, предварительно отсортированной по статусу и по загруженности. Для выбора бригады, которая не будет перегружена постоянным наплывом вызовов, но быстрее остальных выполнит назначение, очередь дополнительно сортируется по возрастанию дистанции до места назначения от всех свободных бригад в поисковой зоне. Таким
второй этап
образом, диспетчер получает возможность назначить бригаду с кратчайшим маршрутом и меньшей относительно других бригад нагрузкой.
Найденные в поисковой зоне свободные бригады скорой помощи располагаются в очереди Qemergency в том порядке, который был задан предварительной сортировкой. Рассматриваются два варианта маршрутизации: по адресу поступившего вызова; к месту возникновения нештатной ситуации с бригадой скорой помощи.
Описание алгоритма построения дорожного маршрута разделено на три части: описание исходных данных; описание функций; описание обработки и получения результата.
В качестве исходных данных служит дорожный граф G(Node, Edge), который определяется множествами узлов и рёбер:
Node - множество узлов графа. Каждый узел определяется структурой: {N, Coord}, ( 3 ) где N - номер узла графа;
Coord - географические координаты узла представляемые парой значений {Lat, Lon}, где Lat -широта и Lon - долгота;
Edge - множество связей смежных узлов графа. Связь определяется структурой:
{Nt, Ns, Coord1, Coord2, Cost}, (4)
где Nt - номер смежного узла, соответствует номеру узла в графе;
Ns - номер исходного узла, соответствует номеру узла в графе;
Coordi - географические координаты исходного узла, обозначаются парой значений {Lat, Lon}, где Lat - широта и Lon - долгота;
Coord2 - географические координаты смежного узла, обозначаются парой значений {Lat, Lon}, где Lat - широта и Lon - долгота;
Cost -кортеж значений (valuevaluen) обозначающих стоимость прохождения пути от исходный узла к смежному.
Входными данными служат узлы, определяемые парами географических координат {Lat, Lon}, где Lat - широта и Lon - долгота:
target е Nodes - целевой узел маршрута.
source е Nodes - стартовый узел маршрута. Для работы алгоритма определяются множества узлов:
Visited - содержит узлы v е Nodes, которые уже обработаны. Под обработанным узлом понимается узел, до которого стоимость пути уже рассчитана.
Open - содержит узлы v е Nodes, которые необходимо обработать. Множество определяет очередь с приоритетом.
Алгоритм начинает свою работу с того, что для стартового узла sourcee Node вычисляется эвристическая функция f(x)=g(source) + h(source). Так как для узла source функция g(source)=0, то f(x)=h(source). Узел помещается в пустое множество Open. Это является необходимым для вхождения в основной цикл алгоритма. Далее производится основной цикл по условию, что множество Open не пустое. Так как алгоритм реализует очередь с приоритетом, то в каждой итерации цикла, на данном этапе выбирается узел v е Open, такой, что значение функции f(v)=g(v)+h(v) для узла минимально, среди всех узлов в множестве Open.
Выполняется проверка условия, что выбранный узел v не является целевым узлом. В качестве значений для проверки условия используются координаты узла target и узла v. Если координаты совпадают, то поиск узлов маршрута считается завершённым.
Узел v считается обработанным, поэтому он удаляется из множества Open и помещается в множество Visited.
Выполняется цикл по узлам u е Node, смежным обработанному узлу v. Проверяется условие, что узел u 0 Visited и вычисляется предварительная стоимость пройденного пути до узла u как: T[u] = g(v) +e.costvuf (5)
где g(v) - стоимость всего пройденного пути до вершины v;
e.costvu - стоимость пути (v, u) по ребру e е Edge.
Необходимым условием продолжения работы алгоритма является поддержание очереди с приоритетом, то есть, наличие необработанных узлов в
множестве Open. Соответственно, проверяется вхождение узла u е Open.
Если узел u е Open, то при условии T[u] < g(u) проводится релаксация ребра (vr u), g(u) = T[u]. Если узел u помещается в указанное множество, то значение функции g(u) = T[u].
Цикл алгоритма повторяется вновь до тех пор, пока в множестве Open, не будет целевого узла, либо множество будет пустым.
Таким образом, в данной работе представлен алгоритм работы системы поддержки принятия решения, включающей в себя планирование и прокладывание маршрута для экстренной службы скорой помощи. Описано множество входных данных необходимых для фиксации параметров вызова и поиска бригад скорой помощи.
Предлагаемое решение можно использовать в составе информационных систем дежурно-диспетчер-ских пунктов скорой медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самсонов М.А., Папшев В.А. Решение задач организации и управления дорожным движением на основе информационных технологий / В мире научных открытий. 2010. № 4-10. С. 140-141.
2. Папшев В.А., Самсонов М.А., Чугунов И.А., Вельмезев Ф.Ф. Определение характеристик улично-дорожной сети и систематизация данных по интенсивности движения индивидуального и общественного транспорта г.о. Самара при построении имитационной модели транспортного процесса / Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т. 1. С. 204-207.
3. Асаул, А. Н. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве / А. Н. Асаул, В. П. Грахов, О. С. Коваль, Е. И. Рыбнов / Первая Академическая типография Наука. - Санкт-Петербург: 2014. - Моногр.: C.7-28.
4. Приложение № 3 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н Правила организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents (дата обращения 20.03.2016)
5. Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. № 388н) URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents (дата обращения 20.03.2016)
УДК 37.015.3
Васильева Е.С., Осипов Ф.М.
НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Человек осознает мир через призму ценностей, которые могут быть разного уровня. Выделение ценностей весьма продуктивно для понимания роли в социальном познании. Изучение данного вопроса позволяет дать более полное описание психологических механизмов социального поведения личности. Ключевые слова:
человек, личность, ценности.
Подходя к изучению ориентаций и для более ценного понимания их, ученые, такие как В. В. Гаврилюк и Н. А. Трикоз выделяют четыре основных типа ценностей:
1. общечеловеческие ценности;
2. ценности сохранения и поддержания повседневной жизни;
3. ценности и суждения важные межличностном и групповом общении;
4. социализационную систему - ценности, определяют процесс формирования личности.
Б. А. Барабанщиков выделяет в своей статье «Системная организация и развитие психики» выделяет три уровня их организации:
1. духовные;
2. социальные;
3. материальные.
В этой же статье автор отмечает, что ценности - идеалы, которые могут реализоваться через поведение обусловленный данной ценностью, либо направленные на реализацию других ценностей.
Ценности включают пять необходимых черт:
1. всегда есть представления или верования;
2. знания о состояниях, которых желательно достичь;
3. следы специфических ситуаций;
4. содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
5. имеют некоторую степень важности.
Выделение этих характерных ценностей весьма продуктивно для понимания роли в социальном познании. Согласно классификации М. Рокича, мы рассматриваем два класса ценности: терминальные (ценности - цели ), инструментальные (ценности - средства).
Человек осознает мир через призму ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные -добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п.
Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания, в которых человек обозначает те или иные явления мира.
На процесс принятия индивидом ценностей группы влияет целый ряд взаимосвязанных факторов. К ним относятся: самооценка; преобладание черт характера, определяющие стратегию взаимодействия с социальной действительностью; проявление волевых черт и т.д.
Одним из необходимых условий принятия высших моральных ценностей является достаточный уровень развития личности.