ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Свиридова Елена Михайловна
к. п.н.,
доцент кафедры развития образования
АПК и ППРО г. Москва
J ^
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В МАЛОЙ ГРУППЕ
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье раскрыта организация эксперимента в границах исследования, ориентированного на поиск механизмов планирования индивидуальной траектории учащегося в условиях учета данных индивидуальнопсихологических особенностей учащегося на основе предметного содержания курса «Физика».
Ключевые слова: проектно-исследовательская культура, системный анализ, конструирование индивидуальной траектории деятельности учащегося на основе поэтапной рефлексии результатов деятельности, компетенции как образовательный результат, результаты профессиональной рефлексии, условия успешности деятельности учащегося.
Сущность эксперимента, ориентированного на поиск возможностей планирования учителем индивидуальной траектории деятельности ученика в процессе освоения информации на уроке предполагала не только теоретическое осмысление, но и практическую проверку. Идея эксперимента заключалась в выявлении механизмов (способов предъявления изучаемой информации) и ее освоения, включив в деятельность учет данных диагностики личности учащегося. Результат (по прогнозу) - проектирование учебного процесса на основе учета данных индивидуально - типологических и психологических особенностей личности ученика (в конкретной экспериментальной группе старшеклассников) по группе выбранных параметров, имеющих определенное место и значимость в структуре учебной деятельности (они обоснованы в первой части научного издания автора статьи) обеспечит приращение к результатам достижений каждого из них. Неотъемлемая часть эксперимента - диагностика индивидуально - психологических особенностей старшеклассников, которая осуществлялась в процессе совместного сотрудничества с психологом по специально отобранному инструментарию, отвечающему требованиям: стандартизации, валидности, репрезентативности, отвечающему оптимальности затрат времени по «трудоемкости» в обработке полученных данных. Участниками эксперимента были 26 учеников экспериментального класса и 26 учеников контрольного класса (при одних и тех же общих условиях организации учебного процесса, но в экспериментальной группе учитывались данные выбранных параметров, и на основе позитивной мотивации учащегося осуществлялся выбор будущего состава малых учебных групп). Подробно же читателю предлагается анализ
деятельности одной группы (из общего состава экспериментального класса данных учащихся).
Эксперимент осуществлялся в процессе изучения содержания одного из разделов курса «Физики» (10-й класс) по теме «Молекулярно-кинетическая теория» (МКТ) адекватно определению технологического цикла (по В. В. Монахову). Минимальная учебная единица составила 10 уроков из общего раздела курса «Физика». Учебный тематический план (УТП) изучаемого раздела включал разнообразие форм организации деятельности, сопутствующие проявлению: активности школьников, их самостоятельности в процессе поиска способов выполнения работы; размышлению, индивидуальным умозаключениям и т. д. Основой организации содержания темы являлась укрупненная дидактическая единица информации (УДЕИ) - «блок - концепт», содержащий рациональное соотношение образной и логической компонент мышления. Фактически - «блок -концепт» - это дидактическое средство третьей линии познания, создающее внешний план для освоения информации, способствующий более быстрому включению в деятельность учащихся и с доминирующей образной компонентой мышления, и с логической -одновременно. Логическая структура организации содержания образовательного процесса представлена в учебном тематическом плане - таблицы № 1.
- Проектирование учебного процесса базировалось на системном подходе, включало все категории проек-тно - организационной культуры и системного анализа процесса:
- целеполагание - включающее содержание, формы, методы и средства, определяемые конкретной учебной ситуацией.
- Диагностика (по группе параметров, взаимосвязанных с успешностью обучения) - «на входе», «вы-
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ходе», и промежуточные результаты освоения содержания на каждом этапе деятельности.
- Деятельность учителя - «завершенный цикл», который включал три этапа: проектирования (это разработка «Модели учебного процесса на основе учета данных индивидуально-типологических особенностей личности учащегося», плана реализации - деятельность учащихся по изучению выбранной темы и управление деятельностью);
- технологизация процесса - это педагогическая техника реализации цикла уроков на основе системного подхода, реализующих режим развивающего типа;
- управленческие решения по конструированию индивидуальной траектории и рефлексию конечных результатов, на основе которых планировались следующие шаги деятельности каждого ученика (учет данных его «состояния» и результатов достижений в динамике «приращений») [А. М Новиков, 19, С. 4].
В процессе познавательной деятельности учащегося по освоению содержания темы осваивались операции системного обобщающего мышления на основе
специально организованной интеграции к его осмыслению с позиций наук: философии, истории, химии, физики, математики, информатики, дидактики, методологии и др., имеющих отношение к данной теме. Обеспечивалось в процессе деятельности формирование и развитие компетенций каждого ученика:
- познавательной: освоение логической структуры деятельности с позиций системного подхода к ее организации;
- информационной: поиск, выбор, логическая организация, преобразование, визуальное представление информации упаковка, развертка с использованием электронных носителей;
- коммуникативной: взаимодействия на основе освоения механизмов конструктивного сотрудничества -малая группа, класс, учитель - предметник, взрослый, специалист, родитель, друг;
- регулятивной: развития функций самоконтроля, самоутверждения, самовыражения, самоорганизации;
- приобретение устойчивой позитивной мотивации к познанию и адекватной самооценки и др.
Планирование темы «Молекулярно-кинетическая теория». Учебный тематический план
Таблица № 1
№ п. п. Форма работы (тип урока) Содержание (блок информации) Ориентация на получение результатов деятельности
1. КСО (коллективный способ обучения) в малых группах (по В. К. Дьяченко). МКТ (молекулярно-кинетическая теория) строения вещества. (Подготовительный этап, поисковая работа). Формирование блоков информации по предварительному заданию. Индивидуальная работа. Сообщение на уроке. Активное слушание
2. Лекция Модель познания Г. Галилея. Модели современной физики (выделение ядра теоретических знаний) Установление связей (по результатам урока № 1). Обобщенная модель познания (структура, комплекс составляющих, логическая организация)
3. Сократический метод Составление семантического блока «МКТ - вещества» (на основе модели Галилея получаем «блок - концепт» изучаемого раздела курса «Физики») Рефрен в три этапа в процессе составления «блок - концепта», учитываем наличие каналов восприятия учащихся. В блоке рациональное соотношение образной и вербально-логической информации
4. УДЕ -укрупненная дидактическая единица (решение задач) Масса. Размеры молекул, количество вещества. Установление соотношений между физическими величинами (m - масса, V- объем, N - количество молекул) - (контекст - для 3х ситуаций) и закрепление на практике
5. КСО (работа в малых группах) - решение задач. Используется метод «Лесенка» Содержание заданий разработано с нарастающим уровнем сложности и адаптировано к возможностям каждого школьника. Результаты решения всех заданий представлены на обсуждение (использование доски, если есть условия - локальной сети ИКТ, мультимедиа средств)
6. Промежуточная диагностика Физический диктант. Субъективный тест. Возможен индивидуальный зачет или контрольная работа (уровень сложности его адаптирован к возможностям школьников) Интерпретация результатов. Фиксирование в «разработанной карте» результатов каждого ученика. Определение актуальной зоны освоения содержания каждого ученика.
7. Метод «ТРИЗ» Идеальный газ. Средняя квадратичная скорость. Модель идеального газа.
8. Сократический метод. Уравнение МКТ газов. Следствия. Теоретический информационный блок.
9. Работа с книгой. Опыт Штерна (использование альтернативных способов расчета скорости молекул) Преобразование при использовании и осмыслении содержания учебника физики (разных авторов)
10. КСО (работа в малых группах). Зачет. МКТ вещества, газов. Возможно объективное тестирование, как альтернатива. Обработка результатов. Осмысление. Коррекция. Предпочтительно индивидуальная.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
27
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Проектирование первого урока включала несколько этапов:
- Первый этап: подготовка раздаточного дидактического содержания (карточки - информаторы, индивидуальные задания, эксперимент по изучаемой тематике, и т. д.);
- отбор содержания, ориентированного на актуализацию имеющихся знаний учащихся по теме «МКТ»;
- комплектование списков дополнительной литературы для учащихся;
- разработка и отбор развивающих дидактических заданий адаптированных к возможностям каждого ученика на основе учета данных их индивидуально - типологических и психологических особенностей, подготовка оборудования к выполнению экспериментальных заданий;
- осмысление оптимальных вариантов проведения экспериментальных работ в домашних условиях;
- отбор дидактических пособий для проведения первого урока.
- Второй этап: прогноз конструирования индивидуальной траектории деятельности ученика на основе учета данных диагностики
- Третий этап: - индивидуальная работа с учащимися. Обсуждение сути работы, которую предстоит выполнить. Осуществление расчета оптимальных затрат времени во избежание перегрузки школьников. Формирование позитивного мотива на выполнение задания (акценты на социальную и личностную значимость). Вручение индивидуальных заданий (работа осуществлялась как с руководителями групп, так и с полным ее составом, не исключались и индивидуальные консультации).
- Четвертый этап: разработка заданий к проведению первого урока по типу КСО (коллективный способ обучения в малых группах). Это важный этап прогностической деятельности учителя. Профессиональное видение конечного результата прогнозирует успешность планируемой работы. Подготовительный этап - это включение учащихся в самостоятельную деятельность. Организация обмена информацией, которая уже осмысливалась каждым учеником в процессе освоения до урока. Включение разнообразных форм организации содержания деятельности на уроке, требующих умственных операций высокого уровня обобщения. Освоение техники постановки эксперимента; проявление понимания процесса наблюдения и его организации (коллективный просмотр). Логическая организация всего предложенного содержания в единый информационный блок.
Работа в малых группах на первом уроке осуществлялась на основе семи укомплектованных групп, в среднем по три - четыре человека. Каждая группа получала свое задание. Для общего обзора целостности осваиваемого содержания осуществлялась «краткая «пробежка» по заданиям для малых групп, цель автора статьи - раскрыть суть проектирования индивидуальной траектории деятельности на уроке одного ученика, поэтому концентрация на общих вопросах осознанно ограничена.
Первая группа учащихся: формировала блок информации «Основные положения МКТ» (молекуляр-
но - кинетической теории) по имеющимся источникам, включая популярные издания и занимательный эксперимент.
Вторая группа - выполняла задания «Повторению курса МКТ» (7 класс, учебник автора А. В. Перышкина), параллельно использовала печатные развивающие разработки Э. М. Браверман по МКТ (специальные тетради для школьников, изучающих физику), содержащие обобщающие таблицы, ориентированные на развитие операции систематизации тематических знаний. Развивающие разработки автора представлены в двух видах - «рабочая тетрадь» и «Шаги познания».
Третья группа - готовила устный журнал «У истоков физических знаний», включавший вопросы исторической значимости становления и развития теории МКТ:
- Древнеиндийская философская школа о строении вещества;
- Философы древности о строении вещества: Анак-согор, Демокрит, Лукреций Кар;
- Заслуги М. В. Ломоносова в создании МКТ;
- Общие сведения об элементарных частицах: электрон, протон, нейтрон. Строение атома. Планетарная модель Э. Резерфорда;
- Статистическая физика и ее создатели: Р Клаузиус, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Д. Гиббс.
Четвертая группа - представляла классический эксперимент по МКТ (подтверждение 3х положений МКТ: свойства газов, диффузия веществ, броуновское движение, закон Дальтона). Учащиеся также использовали «Шаги познания» Э. М. Браверман (в этом издании представлены механизмы реализации экспериментальной деятельности и краткие (пошаговые) логические структуры).
Пятая группа - раскрывала философский аспект «Борьба идей».
- Философская идеалистическая школа Э. Маха (реальность ощущения). Материалистические философские школы, ее представители.
- Экспериментальное доказательство существования атомов и молекул (А. Эйнштейн и др.).
- Перрен «Измерение числа Авогадро».
Шестая группа - доказывала дискретность внутреннего строения вещества (Это тоже экспериментальная группа). Учащиеся демонстрировали экспериментально «расширение веществ», явления «смачивания и не смачивания» (обосновывали их), осмысливали опыт М. В. Ломоносова по расчету поперечника молекулы, комментировали фотографии молекул.
Седьмая группа - составляла обобщающий символ МКТ.
Выборочно просматривались подготовленные отчеты, но анализ результатов - это подробный акт деятельности учителя, который оценил вклад каждого ученика в такой мощный коллективный (продуктивный) проект теоретического и экспериментального обобщения.
Все учащиеся групп получили комплексное представление:
- о проведенной работе с источниками информации;
- о доказательствах реальности теоретических положений МКТ на комплексе выполненных экспериментальных заданий;
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
- о системном осмыслении, как теоретической, так и практической, визуальной и словесн-логической информации;
- о собственных знаниях на основе обобщения массива ранее изученной информации, обогатив их исторической и философской составляющими, использовали и развили свой имеющийся творческий потенциал.
Выявлены были и проблемные зоны:
- доминирование репродуктивного способа воспроизведения теоретических блоков информации;
- проявление затруднений в операции систематизации и обобщения информации по определенным основаниям;
- доминирование фактологических подходов у отдельных учащихся в изложении информации, без рассуждений, умозаключений, выборов позиций;
- наличие пробелов отслеживалось в работе с заданиями по «Шагам познания»;
- отсутствие должной самостоятельности у части учащихся: поиск консультаций, сотрудничества с другими группами;
- нарушение логики в организации содержания имели место.
При более глубоком рассмотрении можно конкретизировать все позитивные результаты, преломить их в дальнейшей работе по освоению содержания темы. Доминирующая ценность - это проявление активности, позитивное отношение к выполнению работы, конструктивное сотрудничество, умение задать вопрос, желание самоутвердиться и т. д. Это личностные параметры, развитие которых оговорено методологией стандартов второго поколения в реализации образовательного процесса Подготовительный этап высветил и такие важные моменты как:
- включение учащихся в деятельность (скорость процессов, организация собственной деятельности, сотрудничество на уровне общения с информацией, одноклассниками, учителем);
- способность к самостоятельному поиску, и самостоятельной работе в рамках ограниченного времени;
- владение умственными операциями анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования (а это метакомпетенции!);
- но выявилась и зона затруднений:
- неумение правильно поставить цель, слабость анализа физических явлений отслеживалась в осмыслении результатов эксперимента, что свидетельствует о необходимости коррекционной, специально организованной работы, как ученика, так и учителя;
- доминирование статистического восприятия наблюдаемого физического явления, (учащиеся не видят движения, изменений не замечают, а это слабость владения умением наблюдать);
- наличие описательного характера эксперимента без выводов, фиксируется исполнителями конечный результат, а осмысления нет.
Осмысление результатов выявило комплекс проблемного методологического поля:
- результат процесса важен (СУД - овладение способами умственных действий); поиск способов решения этой педагогической задачи;
- поиск резервов времени нужен (на сокращение включения в активную деятельность по осмыслению) за счет обновления способов организации содержания (информационных блоков) и заданий в учебном процессе;
- диагностика «состояния» готовности к той или иной работе нужна (прогностические проверочные работы);
- использование данных индивидуально - психологических особенностей в работе со школьником, взаимосвязанных с успешностью в учебной деятельности крайне необходимо;
- развитие рефлексии результатов собственной деятельности нуждается в акцентуации на завершающих этапах деятельности.
В качестве единицы анализа есть смысл ознакомиться с организацией деятельности и полученными
результатами в процессе работы по учебным модулям, в контексте с индивидуальной траекторией деятельности для каждого учащегося на основе учета их индивидуально - психологических и типологических особенностей (по соотношению доминирующей компоненты мышления). Каждый соучастник совместной работы в малой группе получил свой номер. Школьница с № 2 (Катя Г.) характеризуется (по данным диагностики) устойчивым вниманием с доминированием слуховой и смысловой логической памяти. Она умеет организовать свою деятельность, способна на длительные, волевые усилия (что подтверждается усидчивостью и целевыми установками на достижение результата). Девушка трудолюбива, но с неадекватно низкой самооценкой, несовпадением уровня притязаний и возможностей. Затруднена ее социальная адаптация с позиций оценки коммуникативных отношений и эмоционального внешнего проявления. Мотивация на познавательные процессы позитивна. Зона актуального развития (из 3х уровней оценки) - вторая, т. е. «зона ближайшего развития» - третьего уровня по выбранной классификации автором исследования. Доминирует образное мышление.
Из характеристики вытекает, что:
- первое, важное условие успешности - Кате необходима поддержка позитивной мотивации, сопутствующей успеху в деятельности, работа с коррекцией самооценки и повышением уровня притязаний;
- второе условие успешности - в процессе деятельности Кате необходимо параллельное подключение аудиального канала восприятия в процессе работы с информацией (прослушивание, «проговаривание», работа с аудиокассетами, парный диалог, подкрепленный поощрением, поддержкой - хорошей оценкой, одобрением, созданием ощущения сопереживания за успех);
- третье условие успешности - учет особенностей доминирующего типа мышления; анализ образа изучаемого предмета по типу «дидактического лото»; обязательное соотношение между «мини - образами» («карточками лото») - частями «целого» образа изучаемого предмета с целью перехода к логическим операциям и выстраиванию их последовательности.
Поэтому, в процессе реализации подготовительного этапа Катя получает работу с параграфом учебника. В его содержании на рисунках (всего их четыре) представлены образные фрагменты трех состояний вещества, сформулированы главные свойства этих состояний, что
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
и требуется для включения в мыслительную деятельность и выстраивания логики освоения информации (три этапа предусмотрено: повторение свойств, выделение ключевой идеи и объяснение с позиций МКТ, сравнительный анализ). Следующее задание № 4 (по Э. М. Бра-верман), в котором представлена матричная схема из 16 единиц информации, в процессе заполнения которых выстраивается УДЕИ (укрупненная дидактическая единица информации) «состояния вещества». Сущность задания заключается в том, чтобы, используя нужную информацию учебника физики, осуществить обобщение по теме «Агрегатные состояния вещества».
Название состояния Свойства тел или веществ в этом состоянии Как распо- ложены моле- кулы Каков характер дви- жения молекул Пример веществ, находящихся в этом состоянии
Твердое
Жидкое
Газообразное
Смешанное
Содержание первой графы тоже формируется исполнителем задания - учеником (для понимания автор статьи сформулировал названия «состояний ве-
ществ»). Как правило, учащиеся заполняют первые три строки таблицы. (Четвертая, чаще всего остается пустой - не помнят, не понимают, что от них требуется, это строка - уже на сообразительность рассчитана, которую надо проявить). Следующие 16 матриц ученик (в нашем случае - Катя) должен заполнить в условиях полной самостоятельности работы с учебником, справочником, дополнительной литературой и т. д.
В процессе работы с данной таблицей важна опора на субъектный опыт. Объем памяти у Кати - 8 образов, поэтому работа с данной таблицей для Кати является развивающим заданием, требует сосредоточенности, преобразования словесно - логической информации в более краткую форму, осмысления соотношения слов и образов, выявления взаимосвязей между элементами образа. Это удается Кате. Результаты ее работы представлены в табл. № 2, состоящей из пяти ключевых позиций, имеющих значение для осуществления рефлексии выполненной работы. Необходим коррекционный шаг дальнейших управленческих решений, если допущены ошибки на организации первых этапов, или прогноз оказался не совсем точным. Это живой процесс, но экспериментальный, в котором отрицательный результат - тоже результат. Оценка результата работы Кати осуществляется по таблице рефлексии умственных действий, разработанной учителем (в данном случае автором статьи).
Таблица № 2
Результаты работы Кати
Поиск взаимосвязи словесно-логической информации и образа предмета. Формулирование основных понятий Выделение ключевой идеи Установление соотношений Операции сравнения Фиксирование информации в матрицу.
+ + + + +
Преобразование информации Выводы - обобщения о трех состояниях вещества Использование визуальной информации Отслеживание «движения» образа предмета Подготовка алгоритма выступления
+ (перегрузка репродуктивным воспроизведением) Оценка «удовлетворительно» (нет анализа с позиций МКТ физических процессов) + (рисунок есть) (репродуктивный) Не очень четко представлены переходы от «состояния к состоянию» вещества + алгоритм подготовлен
По результатам выполнения этого задания задача учителя следующая:
- провести индивидуальную работу с приемами «работа по образцу по преобразованию информации»;
- сформулировать ряд вопросов для выполнения индивидуального задания с рассмотрением физического процесса, выделением ключевой идеи и обобщением понятия «движения» в приложении к физическим процессам;
- выполнить задание конструирования «абстрактно - конкретной модели познания» по изучаемой теме. Цель выполнения задания: выделение единиц информации, установление связи между ними; выяснение смысла всех «стрелок», которые связывают весь теоретический блок модели. В процессе работы важно видеть направление стрелок (движение), рассмотреть знаковую информацию, понять ее значение и выстроить логическую цепочку рассуждения. Изучая «стрелки» нужно осуществить связь словесно - вербальной информации в единое целое. (Модель Г Галилея (трехслойная
структура ядра раздела естественной науки на основе принципов Эвклида) представлена в первой части научного издания автора данного издания на странице 10).
- сформулировать позицию ««взгляда сверху». Так как в модели всего 7 единиц (это граница верхней нормы в построении моделей), то вторая часть работы с моделью заключается в том, чтобы при рассмотрении информации в процессе движения от этапа к этапу, начиная с начальной фазы рассуждения, следует ясно сформулировать проблему, которую надо решить на каждом этапе.
- Подвести к осознанию смысла проделанной работы на следующем этапе работы, проговорить ее себе, кому-то еще, соседу по парте, учителю, наконец.
- Внести в таблицу цвет на последнем этапе выполнения работы (выбор цвета предоставить Кате).
С такой моделью раньше (в предыдущие годы) учащиеся не работали, ее освоение тоже требует напряжения мысли и волевых усилий, умения понять собственное затруднение и правильно задать вопрос
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
учителю. Кстати, по данным диагностики выпускников последнего учебного года (2008) в одной из школ, которая осуществлялась на основе самооценки, 30% учащихся от общего количества (96) пишут, что вопрос сформулировать не могут и поэтому не могут обратиться к учителю за помощью. Возникает вопрос, а почему не сказать об этом учителю? Ответ может быть разным, скорее всего, нет уверенности в том, что не получишь упрека от своего наставника, или иронической улыбки, несущей известную формулу «доучился»... Возможно взрослый ученик щадит свое самолюбие, опасается насмешек со стороны сверстника, не уверен в том, что учитель будет в данной позиции корректным и тактичным. Обобщать глобально, очевидно тоже не следует, но это один из предполагаемых вариантов, кстати, худший, который не должен иметь места в образовательной педагогической практике.
Работа с конструированием модели выявила следующую задачу индивидуальной работы с Катей: поиск приемов включения рассуждений, поиск альтернативы осмысления конкретной ситуации. Модель воспринимается «в мире»; «мир» должен быть конкретным. Следует ответить на вопросы: что происходит, где, когда, при каких условиях, что изменяется, что наблюдается, как описать? Оказалось, что изучения конкретной темы недостаточно, чтобы был воспринят Катей «абстрактно - обобщенный» образ модели. Это возможно только при условии выстраивания цикличного процесса совмещения каждого элемента «конкретно - абстрактного» («блок - концепта» темы) с абстрактной моделью познания, установления связей и соотношений между моделью познания (ядро раздела науки) и единицами информации «блок - концепта».
Так как отслеживается эффективность использованных приемов индивидуальной работы в цикле урочной деятельности (МКТ вещества), то на третьем уроке продолжается работа с моделью познания. Конкретно - абстрактный семантический концепт Катя может составить уже сама на основе диалога с учителем т. к. основное содержание уже усвоено, операции сравнения уже проведены, ядро темы уже можно выделить самостоятельно, количество единиц информации объем ее памяти позволяет его сформулировать. Успешность, активность, внимание уже обеспечено. Все использованные приемы на предыдущих двух уроках и дома сопутствуют более качественному усвоению содержания.
Уроки №№ 4 и 5 ориентированы на практическое применение освоенного содержания. Кате (по таксономии Б. Блума) доступен второй уровень сложности заданий
для выполнения (понятийный аппарат уже сформирован, рефлексивный анализ достаточен для выбранного уровня сложности задач). Приемы, освоенные на предыдущих уроках, обеспечивают успешность практического освоения этого уровня. Рассмотрим пример задания: Какое количество молей вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5.4 кг. Это задача актуальной зоны развития Кати. По методу УДЕ задание укрупняется двумя формами обратной задачи. К расчету числа молей существует два подхода. Учитывая доминирование образной компоненты мышления, формулируем для Кати два дополнительных вопроса: сколько молекул алюминия содержится в данной отливке; рассчитайте число молей двумя способами. Катя успешно выполнила задание. Домашнее задание Кати включило работу с учебником, «блок - концептом» и уже решенными задачами. Следовало провести сравнительный анализ формул по этим трем источникам. Задание выполняется уже уверенно и успешно, самооценка Кати подрастает.
Следующий этап работы - решение более сложных заданий (зона «ближайшего развития» подключается), предлагается задачи более сложного уровня. Одновременно с вербальным содержанием задачи, в помощь Кате предлагается образная информация, которая способствует смысловому восприятию, и включению в деятельность. Результаты выполнения:
- Первое задание. Представлены ответы на все поставленные вопросы. Составлены обратные задачи. Сделаны выводы по осмыслению результата. В задачах использованы все расчетные формулы.
- Второе задание. Прием аналогии позволил быстро установить соотношения с помощью элементов - образов (целостной образной информации) и получить результат.
- Третье задание. Без представления образной информации в виде рисунков (1,2,3) и логически поставленных вопросов, приступить к решению задачи не смогла. Информация (образная) была предложена, и включение в содержание состоялось.
Так планировалась работа с каждым обучающимся. Такой подход обеспечил приращение результатов достижений от 20% до 25% каждому ученику. Это высокая эффективность. Да, процесс трудоемкий, затратный по времени, так как отсутствуют какие либо методические пособия, но это решаемая проблема.
Перспективы такого подхода гарантируют: успешность в деятельности; позволяют планировать индивидуальную траекторию ученика, как на уроке, так и дома; поддерживают позитивную мотивацию школьников и на успех
Таблица № 3
Рефлексия результатов работы Кати на данном этапе (работа с моделью)
Логическая последовательность Словесно- вербальная информация Задачи на каждом этапе Проговаривание Внесение цвета в таблицу
1. - (ТС) - теоретический слой 2. - (МС) - математический слой 3 - ФМ Физическая модель. Движение ПИО (первичного идеального объекта) 3. - (Э М) - эмпирический материал 4. - (КЭ) - конструктивные элементы 5. - (И) (исп - ние) + ? (неясно) + + ? (неясно с проблемой, как объяснить) Нечетко представляет процесс моделирования. Знак сопряжения -уточнялся смысл. Улучшило ситуацию понимания Раскрасила таблицу: ФМ - бордовый цвет С - создание системы ПИО (первичный идеальный объект) - зеленый цвет И - использование - оранжевый цвет и т. д.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
31
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
и на познание; сокращают затраты времени на включение в деятельность; позволяют примерно в два раза увеличить объем выполняемой работы на уроке; способствуют росту потребности школьника к самообразованию, что чрезвычайно актуально для успешной социализации личности в современном, постоянно изменяющемся, мире.
Литература
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Институт проф. образования, 1995, 336 с.
2. Браверман Э.М. Мой краткий курс физики. 8-ой класс. М.: Ассоц. учит. физики, 1997, 48 с.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. Т.2, С.97 - 101.
4. Гоабарь М.И. Краснянская К.А. Методы математической статистики в педагогическом исследовании. М.: Просве-щекние, 1991,174 с.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения. Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972, 424 с.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество и обучение. О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991, 192 с.
7. Леви Строс. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, С.116 - 117.
8. Майер РФ. Формирование наглядно-чувственных образов при постановке сложного учебно-физического эксперимента: Автореф. Дис... к.п.н. СПб, 1998, 18с.
9. Никитина И.П. Методические основы аудиовизуальных технологий обучения на уроках физики. Автореф. Дис.. к.п.н. Екатеринбург, 1998, 18 с.
10. Резник Н.А. Технология визуального мышления. // Школьные технологии. 2000. №4. С. 127 - 141.
11. Ротенберг В.С. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. 1984. №6. С.54 - 57.
12. Свиридова Е.М. Индивидуализация обучения: теоретические основы и варианты реализации. М.: АПК и ППРО, 2009, 56 с.
13. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисципланированным ученикам. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1956, 214 с.
14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс; Томск, Изд-во Том. Ун -та, 1997, 391 с.
15. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1994. №5.
16. Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. Свердловск.: Свердлов ГПИ, 1990, 97 с.
17. Штейнберг В.В. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. 2000. №2. С.119 - 129.
18. Эрдниев П.М. Укрупненные знания как условие радостного учения. // Начальная школа.1999 №11. С.4 - 12.
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект, как цикл инновационной деятельности и организации практической образовательной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009, №5.
Варламова Альбина Ивановна
Замдиректора по НЭР МБОУ Чурапчинская СОШ Республика Саха (Якутия) с.Чурапча [email protected]
J ^
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
в системе непрерывного образования
Как систематизировать отслеживание развития учащихся?
S___________________________________________________________________Г
Аннотация: Статья посвящена вопросу систематизации отслеживания развития учащихся. Данная систематизация особо станет полезной в период подросткового возраста. Психологическое отслеживание прежних годов станет неотъемлемой частью дальнейшей коррекционной работы.
Ключевые слова: индивидуальные особенности, фиксирование, отслеживание, особенности подросткового периода, адаптационный период.
В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродукциями, особенности подросткового периода социальная незащищенность, стрессоген-
ные факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии и мн.другое. [5, 6, 7, 8, 9]
Задачи, стоящие в настоящее время перед общеобразовательной школой, связаны с высшим предназначением образовательной системы - созданием необходимых условий для формирования универсальных умений учащихся и их базовых компетентностей. На первый план выдвигается проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012