ПЛАГИАТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И БОРЬБА С НИМ
ЛЕВИН Виталий Ильич - д-р техн. наук, проф. E-mail: [email protected] Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия Адрес: 440039, Пенза, пр. Байдукова, 1-а
Аннотация. Изложена суть плагиата как явления, часто сопровождающего публикации результатов научных исследований. Рассмотрены наиболее опасные для науки и общества последствия плагиата - от засорения науки неучами, имитирующими научную деятельность, до полного разрушения научных институтов страны. Дана краткая научная справка о возникновении и развитии феномена плагиата. Для того чтобы существенно сократить объёмы плагиата, требуется провести комплекс мероприятий, влияющих на различные стороны этого явления. Основными из них являются следующие: 1) проведение регулярных просветительских лекций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных работников по теме «История, суть и нормы научно-исследовательской работы»; 2) организация в вузах и НИИ постоянной службы контроля публикационной деятельности научных и педагогических работников с целью оперативного обнаружения уже имеющегося (а по возможности и опережающего выявления готовящегося) плагиата; 3) неукоснительное публичное наказание лиц, пойманных на плагиате. Всё очень просто - не требуется никаких затрат и никакого вмешательства государства, Диссернета и т.д. Нам остаётся только сформировать нормальную, действенную научную общественность.
Ключевые слова.: интеллектуальная деятельность, авторское право, плагиат, репутация учёного
Для цитирования: Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 143-150.
Введение
Согласно наиболее популярным толковым словарям [1-3] плагиат толкуется как выдача чужого произведения (идей, слов и т.д.) за свое собственное. В более широком смысле под плагиатом понимается воровство любых результатов любой интеллектуальной деятельности [4]. Борющиеся с плагиатом в науке предпочитают определять его как «публикацию статей с неоформленными заимствованиями, когда список авторов статьи полностью не совпадает со списком авторов источников заимствования»1. Впервые плагиат появился, по-видимому, в период Возрождения, когда интеллектуальная деятельность оказалась достаточно широко востребованной и стала приносить
1 Диссернет. Список и объяснение признаков некорректной редакционной политики // http:// biblio.dissernet.org/prizn
доход. Заметный рост плагиата произошёл с изобретением книгопечатания в XV в., когда появилась возможность тиражировать результаты интеллектуальной деятельности. Резко возросли возможности плагиата в XVII в., когда стали издаваться научные журналы. Именно тогда, вероятно, был изобретён знаменитый метод РЕКЛЕ (от слов «режь» и «клей»). Объёмы плагиата существенно увеличились в XIX в. в связи с появлением требований иметь опубликованные статьи при защите диссертаций. На рубеже XX и XXI вв., с появлением компьютерных технологий и электронных версий издаваемых книг, журналов и диссертаций, в деле плагиата произошел резкий качественный скачок. В результате возможности осуществляемого в промышленных масштабах воровства результатов интеллектуальной деятельности стали практически
безграничными. В сегодняшней России сложилась обстановка, когда число плагиат-диссертаций (плагиат-статей) сопоставимо с числом честных диссертаций (честных статей) (подробнее см. [4]). Эта обстановка совершенно ненормальна. Она отягощается тем, что сегодня в стране утрачено понятие репутации, которое поэтому не может использоваться в борьбе с плагиатом. Любое лицо ставится на должность, если оно пользуется доверием вышестоящего лица, и увольняется в случае утраты этого доверия - репутация лица в обществе не играет роли. Даже научная молодёжь - студенты, аспиранты, молодые преподаватели, готовя статьи совместно со старшими коллегами (доцентами, профессорами, заведующими кафедрами, деканами и т.д.), не гнушающимися плагиатом, начинают думать, что воровство чужих результатов - вполне нормальная деятельность. Более того, многие из них уверены, что именно в этом и заключаются научные исследования.
Суть любого плагиата одинакова - воровство чужих интеллектуальных достижений с целью их последующего присвоения и использования. Однако ущерб обществу и государству от плагиата значительно больше, чем от обычного воровства. Прежде всего, плагиат приводит к засорению научного сообщества неучами, которые не способны производить научную продукцию, а лишь имитируют процесс её производства. По словам журналистки Е. Альбац, они производят даже не «плохую колбасу», а всего лишь «муляж колбасы» -съесть её нельзя. Появление таких «учёных» приводит к потере профессиональных и моральных ориентиров в научной среде. И тут начинается размывание науки изнутри: молодёжь видит, что можно пойти «простым путём», не занимаясь наукой всерьёз. Это ведёт их к быстрому развращению. Государственные и выборные органы начинают заполняться дамами и господами с учёными степенями и званиями, не имеющими к науке никакого отношения,
зато быстро занимающими начальственные посты. В итоге мы имеем дискредитацию учёных титулов, неуважение общества к науке, а государство теряет возможность дальнейшего развития и выживания. И это естественно: ведь такие люди не способны развивать науку, они могут только разрушать её. Последнее было ярко продемонстрировано в недавней истории «реформирования» РАН, которое фактически есть демонтаж старейшего, главного научного учреждения страны.
Из сказанного должно быть ясно, что обстоятельное изучение феномена плагиата, его происхождения и развития, а также методов управления и борьбы с ним - важная и актуальная научная задача.
Обзор литературы
Хотя плагиат в науке был довольно широко распространен в СССР уже в 1960-70-е гг., понимание опасности этого явления пришло лишь в конце 1990-х гг. В одной из первых работ в этой области [5] источником плагиата указывался заказ диссертаций политиками и чиновниками и стремление исполнителей заказа облегчить свою работу. Автор считает плагиатом присвоение не только текста чужого произведения, но и его идеи, хотя и признаёт, что юридическая ответственность за присвоение идеи согласно ГК РФ невозможна. В 2012 г. в России была создана общественная организация ДИС-СЕРНЕТ, объединившая неравнодушных учёных и журналистов, хорошо владеющих 1Т-технологиями. Они поставили своей целью выявление и выкладывание в Интернете диссертаций, содержащих плагиат. К настоящему времени им удалось выявить около 500 таких диссертаций, принадлежащих в основном высокопоставленным лицам -чиновникам и депутатам2. Обстоятельное исследование явления плагиата в науке в России предпринято в [4]. Исследованы источники его появления, приведены расчёты
2 https://www.dissernet.org/
и статистика, характеризующие его размах. Названы некоторые вузы - лидеры по плагиату и организации, выполняющие заказы на изготовление диссертаций. Говорится о необходимости и методах борьбы с жуликами от науки. В литературе уточняется определение плагиата как умышленного присвоения авторства чужого произведения, выражающегося в публикации под своим именем чужого произведения, или заимствования фрагментов чужого произведения без указания источника заимствования. В связи с этим отмечено, что нельзя считать плагиатом корректное заимствование с указанием источника, косвенное цитирование с указанием автора (иногда и источника) при реферативном изложении концепции, идей, понятий, самоцитирование, элементы общенаучного (специфичного для данной сферы) дискурса и т.д.3. Правовые вопросы, связанные с плагиатом, изучены в [6]. Утверждается, что использование чужого произведения всегда неправомерно, однако оно не является плагиатом, если указан действительный автор произведения. По мнению автора, следует детально анализировать доказательства, прежде чем принимать решение о наличии плагиата в том или ином произведении. Плагиат делится на очевидный плагиат, самоплагиат, несанкционированное использование чужого произведения в информационных целях, неочевидный плагиат (для решения вопроса нужен эксперт). В свою очередь, очевидный плагиат делится на необоснованное присвоение элементов формы чужого произведения, присвоение элементов формы чужого произведения по правилам цитирования, но в объёме свыше 50% от всего объёма собственного произведения, заимствование элементов своего произведения, но в объёме свыше 70% от всего объёма нового собственного произведения. Значительное число работ по данной теме посвящено рассмотрению и анализу конкретных статей, содержащих плагиат. Наи-
3 Плагиат// ¡ткоре Сотрапу/17/05/2015
большее число таких статей содержится на сайте Диссернета4.
В работах [7; 8] рассматриваются особенности плагиата в российской науке. Указывается на особую приверженность России к плагиату, что вызвано социальным составом населения, политическим режимом, отсутствием безусловного права на собственность (в том числе интеллектуальную), отсутствием правосудия, падением средней и высшей школы, милитаризмом и ксенофобией, воровством сверху и донизу [7]. Подчёркнуто, что аналогию академическому плагиату следует искать не в краже собственности, а в фальшивомонетничестве. Ибо наш плагиат -это подделка научных результатов, часто сопровождаемая прямым подлогом (ссылки на несуществующие публикации, представление поддельных документов и т.д.). Как фальшивые ассигнации подрывают систему денежного обращения, так и плагиат наносит ущерб не конкретным правообладателям, а всему обществу и государству [8]. В работах [9; 10] изучен феномен публикационной активности, когда на первый план выходит не научная значимость результата, а количество опубликованных текстов. Такое поведение считается имитационным и коррупционным. Оно реализуется, только если пустить изготовление статей на поток, естественно - с использованием плагиата.
Классификация видов плагиата
Плагиат можно классифицировать по различным признакам: характеру нарушений авторского права, объёму заимствований, технологии исполнения и т.д. По характеру нарушений авторского права плагиат можно разделить на заимствование из чужого произведения отдельных слов, выражений, фрагментов текста, формул, сюжета, идеи и т.д. По объёму заимствования плагиат можно разделить на весьма малый (заимствовано менее 10% произведения), малый (заимство-
4 Диссертопедия журналов // http://biblio. dissernet.org/
вано от 10% до 50%), большой (заимствовано от 50% до 75% произведения), очень большой (заимствовано более 75% произведения). По технологии исполнения плагиат можно разделить на чистый, обновлённый, отредактированный, закодированный, переосмысленный. Наибольшее практическое значение имеет классификация видов плагиата по технологии исполнения. Это связано с тем, что развитие плагиата идёт по пути последовательного усовершенствования технологии его исполнения. Соответственно, развитие методов борьбы с плагиатом идёт в первую очередь по пути последовательного усовершенствования контртехнологий его обнаружения. Поэтому ниже рассмотрим различные технологии исполнения плагиата более подробно.
Чистый плагиат получается, если в исходном произведении, служащем источником заимствования, заменить фамилию его автора (вместе с его учреждением, адресом и т.д.) на фамилию плагиатора (также вместе с его учреждением, адресом и т.д.), оставив всё остальное без изменения. Ясно, что полученное произведение слово в слово (буква в букву, формула в формулу и т.д.) повторяет исходное произведение. Поэтому оно не может быть признано самостоятельным произведением и объектом авторского права, а плагиатор не может быть признан его автором: он всего лишь технолог, который произвел ещё один экземпляр известного изделия из подручных материалов. Данная форма плагиата - самая примитивная. Она может быть усовершенствована путём использования в качестве источника заимствования нескольких исходных произведений. В этом случае каждое исходное произведение используется для формирования какой-то одной части «нового» произведения. Такой вид плагиата естественно назвать частично чистым. Чистый (частично чистый) плагиат - технологически наиболее простой вид плагиата. Соответственно, он очень легко обнаруживается - как вручную, так и с помощью компьютерных программ.
Обновлённый плагиат получается, если в исходном произведении, служащем источником заимствования, заменить не только фамилию его автора (как это делается в случае чистого плагиата), но и внести некоторые небольшие изменения во внешние части статьи (название, аннотация, заключение, библиография) и, возможно, во внутренние её части (введение, обзор литературы, постановка задачи, математический аппарат и т.д.). В результате полученное произведение уже не повторяет слово в слово исходное произведение, однако повторение остается на уровне отдельных частей статьи - тех, которых не коснулась рука плагиатора. Обновлённый плагиат можно рассматривать как некоторое усовершенствование чистого плагиата, позволяющее немного поднять показатели оригинальности произведения. Но обнаружение обновлённого плагиата оказывается практически такой же простой задачей, как и обнаружение чистого плагиата, и проверяется теми же средствами - вручную и с помощью компьютерных программ.
Отредактированный плагиат получается, когда в исходном произведении - источнике заимствования заменяют фамилию его автора (как в случае чистого плагиата), а текст подвергают литературно-языковому редактированию. В результате получается произведение, которое на уровне слов уже не повторяет исходное произведение и в этом узком смысле может быть названо оригинальным. Однако по большому счёту новое произведение не отличается от старого, поскольку редактирование не меняет содержание и смысл текста - оно лишь защищает новое произведение от обнаружения в нём плагиата с помощью обычных компьютерных программ. Но редактирование бессильно скрыть плагиат, если проверка произведения проводится с помощью более продвинутых компьютерных программ, работающих не со словами, а с предложениями на смысловом уровне. Ну и, конечно, редактирование бессильно скрыть плагиат, если проверка произведения проводится вручную. Отре-
дактированный плагиат можно усовершенствовать путём применения редактирования не ко всему исходному произведению, а только к отдельным его частям, дающим при редактировании наибольший маскирующий эффект. Такой вид плагиата можно назвать частично отредактированным.
Плагиат в произведении называется кодированным, если некоторые элементы этого произведения фигурируют в нём не в том виде, как в источнике заимствования, а в виде заменяющих (кодирующих) их символов. Полученное в результате кодирования произведение отличается на символьном уровне от исходного произведения и в этом узком смысле может быть названо оригинальным. Но по большому счёту новое произведение совпадает со старым, ибо кодирование не меняет смысл текста, а лишь защищает новое произведение от выявления в нем плагиата с помощью компьютерных программ, основанных на посимвольном сопоставлении текстов. Однако, как и в случае отредактированного плагиата, кодированный плагиат невозможно скрыть, если проверка произведения проводится вручную. Что касается компьютерных программ проверки, то их применение для выявления кодированного плагиата возможно, если они работают не с символами, а с предложениями на смысловом уровне. При этом сложность выявления плагиата оказывается достаточно небольшой. Кодирование можно применять не ко всему произведению, а лишь к отдельным его частям. Полученный вид плагиата естественно назвать частично кодированным.
Ещё один вид плагиата получается, если в исходном произведении - источнике заимствования - берут его идею, сюжет, план и другие фундаментальные составляющие и в них добавляют новый текст (и, разумеется, новую фамилию автора). Заимствование идей, сюжетов, плана произведения означает, что новоявленный автор действует осмысленно. Поэтому такой вид плагиата можно назвать осмысленным. У этого плагиата есть две характерные особенности.
Во-первых, новый автор, несмотря на существенные заимствования, вносит значительный вклад в новое произведение и потому имеет определённые основания считать его своим. Во-вторых, законы об авторском праве РФ не предусматривают авторства на идею, сюжет, план произведения. А это открывает возможность не считать заимствование идеи, сюжета, плана и т.д. произведения нарушением авторского права. Заметим, что осмысленный плагиат встречается редко, поскольку его реализация требует больших усилий, так что, вероятно, легче создать подлинно новое произведение. Отметим, что выявление случаев осмысленного плагиата крайне сложно ввиду значительной неопределённости понятий «идея», «сюжет», «план» и т.д.
Методы борьбы с плагиатом
Большая опасность, которую представляет плагиат для общества и государства, должна была бы побуждать их решительно бороться с этим злом. Однако на деле этого не происходит. Для того чтобы существенно сократить объёмы плагиата, требуется целый комплекс мероприятий, влияющих на различные стороны этого явления. Основными из этих мероприятий являются следующие: 1) проведение регулярных просветительских лекций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных работников по теме «История, суть и нормы научно-исследовательской работы»; 2) организация в вузах и НИИ постоянной службы контроля публикационной деятельности научных и педагогических работников с целью оперативного обнаружения уже имеющегося (а по возможности и опережающего выявления готовящегося) плагиата; 3) неукоснительное публичное наказание лиц, пойманных на плагиате. Деятельность по первому направлению должна проводиться научно-педагогической общественностью в лице её отдельных представителей, а также различных организаций, обществ и т.д. Реально такая деятельность в настоящее время не проводится по причине
почти полного отсутствия таких организаций. Исключение составляет уже упоминавшееся общество «Диссернет». Деятельность по второму направлению должна проводиться самими вузами и НИИ силами соответствующих компетентных подразделений. Реально это делается в немногих вузах и НИИ, как правило - силами служб отдельных активных проректоров (замов директоров) по научной работе. При этом спустя короткое время эта деятельность, как правило, останавливается ректором (директором), раздражённым и напуганным активностью своих подчинённых. Деятельность по третьему направлению должна осуществляться руководством вузов и НИИ. Однако на деле она, по-видимому, не проводится: автору не известен ни один случай публичного наказания сотрудника вуза или НИИ, пойманного с плагиатом. Понятно, почему так происходит: ведь при публичном наказании может возникнуть публичная дискуссия с выявлением провинившихся высокопоставленных лиц, нежелательная для начальства.
Особая проблема - борьба с плагиатом чиновников и депутатов. В этом случае перечисленные выше мероприятия неосуществимы либо не работают. Причины очевидны: для руководителей соответствующих служб плагиат в науке - ничтожный по значению вопрос на фоне важных государственных проблем, которые им приходится решать. Что же касается потери репутации чиновниками и депутатами, пойманными на плагиате, то этот вопрос их начальству и вовсе непонятен - по его мнению, репутация чиновнику или депутату вручается вместе с назначением на должность (делегированием в выборный орган). И борцы с плагиатом, в том числе Диссернет, могут сколько угодно указывать пальцем на запятнавших своё имя чиновников и депутатов - все эти люди будут оставаться на своих местах до тех пор, пока они не будут уволены своим начальством с формулировкой «в связи с утратой доверия», не имеющей никакого отношения к плагиат-проделкам увольняемого.
Сказанное выше не означает, что научно-педагогическая общественность должна смириться с положением. Наоборот, следует приложить все силы для борьбы со злом. Эта борьба должна быть направлена не против начальства, покрывающего плагиат, а против самих плагиаторов. Надо как можно шире распространять информацию о жуликах от науки, невзирая на занимаемые ими должности. Надо открыто и постоянно заявлять им, что учёные не считают их своими коллегами. Надо объявить им полный интеллектуальный бойкот. И тогда появится надежда, что, быть может, они сами, оказавшись под давлением общественности, откажутся от воровства интеллектуальной собственности.
Надо заметить, что формальный подход к борьбе с плагиатом не даёт результата и лишь приводит к посмешищу [11].
Заключение
Плагиат как негативное явление, сопровождающее интеллектуальную деятельность человека, существует во всём мире, и, по-видимому, уничтожить его полностью невозможно. Однако вполне возможно довести его количество до приемлемо низкого уровня. Для этого не нужно изобретать велосипед - достаточно использовать опыт зарубежных стран, где такой уровень давно достигнут. И достигнут он очень просто - с использованием инструмента репутации учёного. Эта репутация создается в результате многолетнего наблюдения научной общественностью за деятельностью учёного; она учитывает как научные, так и нравственные достижения учёного. При этом в первую половину своей жизни учёный работает на создание своей репутации, вторую половину жизни репутация начинает работать на него, давая ему разнообразные «бонусы» (уважение коллег, продвижение по службе, награды и т.д.). Поэтому люди дорожат своей репутацией и не могут позволить себе действий, её подрывающих. Ибо от человека, потерявшего репутацию, научная общественность тут же отворачивается, по-
сле чего его научная карьера заканчивается. Как видим, всё очень просто - не требуется никаких затрат и никакого вмешательства государства, Диссернета и т.д. Нам остаётся только сформировать нормальную, действенную научную общественность.
Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. 797 с.
2. Словарь иностранных слов. М., 1989. 624 с.
3. Hornby А.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford., 1988. 1041 с.
4. Левин В.И. Проблема плагиата в научно-образовательной сфере и общественной жизни России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 6. С. 111-114.
5. Хаметов Р.Б. Расследование преступных нарушений авторских прав. Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2002. 124 с.
6. Духтина А.Е. Плагиат в научной сфере // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 509-511.
7. Брагинская Н. Мафия и школа // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 208-218.
8. Зенкин С. Специфика академического плагиата // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 193-196.
9. Игнатович Е.В. Явление копи-паст в сфере научных публикаций о непрерывном образовании // Непрерывное образование: 21 век. 2017. Вып. 3 (19). С. 1-17.
10. Колесникова И.А. Академический гострай-тинг - рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: 21 век. 2017. Вып. 2 (18). С. 1-22.
11. Лукьяненко В. Крамола и ересь об «Антиплагиате» // Учительская газета. 2017. № 48, 28 ноября. С. 6.
Статья поступила в редакцию 15.11.17 С доработки 10.12.17 Принята к публикации 15.12.17
PLAGIARISM, ITS ESSENCE AND MEASURES TO PREVENT AND HANDLE IT
Vitaly I. LEVIN - Dr. Sci. (Engineering), prof., e-mail: [email protected]
Penza State Technological University, Penza, Russia
Address: 1-a, Baidukova pr., Penza, 440039, Russian Federation
Abstract. The paper focuses on the essence of plagiarism as a phenomenon accompanying publication of the results of scientific research. The author dwells on the most dangerous consequences of plagiarism for science and society - from clogging up science by ignoramuses imitating scientific activity to the complete destruction of scientific institutions of the country. The paper gives a brief scientific report on the origin and development of the phenomenon of plagiarism and a review of publications related. It is a well-known fact that with the advent of digital technologies and online publishing plagiarism began to flourish. Nowadays the number of publications with different types of plagiarism used is comparable with the number ofreliable papers and monographs. This situation is absolutely abnormal and it is aggravated by the fact that scholarly reputation is no more meaningful in today's Russia. As a result, we have a growing population of officials with academic degrees and titles but with no reference to science. In such conditions, the country has no chances to develop and survive.
Therefore, to prevent the expansion ofplagiarism and to avoid scientific misconduct it is necessary to take measures including the following steps: 1) to hold regular lectures for students, postgraduates, doctoral students and young researchers on the topic of the history, guidelines, and ethical standards of research work, 2) to organize special services under scientific and academic institutions that will control researchers' publication activity in order to detect possible plagiarism, 3) persons and institutions with the detected plagiarism, inappropriate authorship, and research manipulations are subject to public punishment. These steps do not demand any charges and state interference but will promote recovery of academic environment.
Keywords: research ethics, plagiarism, scientific misconduct, copyright, scholarly reputation Site as: Levin, V.I. (2018). [Plagiarism, its Essence and Measures to Prevent and Handle It].
Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1 (219) pp. 143-150. (In Russ.,
abstract in Eng.)
References
1. Ozhegov, S.I. (1984). Slovak russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow, 797 p. (In Russ.)
2. Slovak inostrannykh slov [Dictionary ofForeign Words]. Moscow, 1989. 624 p. (In Russ.)
3. Hornby, A.S. (1988). Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford, 1041 p.
4. Levin, V.I. (2014). [The Problem of Plagiarism in the Scientific and Educational Sphere and Public Life in Russia]. Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly) =Alma mater (High School Herald). No. 6, pp. 111-114. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Khametov, R.B. (2002). Rassledovanie prestupnykh narushenii avtorskikh prav [Investigation of Criminal Infringements of Copyrights]. Saratov: Saratov State Academy ofLaw Publ. 124 p. (In Russ.)
6. Dukhtina, A.E. (2016). [Plagiarism in Scientific Sphere]. Molodoiuchenyi [Young Scientist]. No. 7, pp. 509511. (In Russ.)
7. Braginskaya, N. (2014). [Mafia and School]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review]. Vol. 13, no. 3, pp. 208-218. (In Russ.)
8. Zenkin, S. (2014). [Specifics of the Academic Plagiarism]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review]. Vol. 13, no. 3, pp. 193-196. (In Russ.)
9. Ignatovich, E.V. (2017). [The Copy-Paste Phenomenon in the Sphere of Scientific Publications on Continuous Education]. Neprerivnoe obrazovaniye: XXI vek [Lifelong Education: XXI Century]. No. 3(19), pp. 1-17. (In Russ.)
10. Kolesnikova, I.A. (2017). [Academic Ghostwriting - the Market ofScientific and Educational Activity Imitation]. Neprerivnoe obrazovaniye: XXI vek [Lifelong Education: XXI century]. No. 2(18), pp. 1-22. (In Russ.)
11. Luk'yanenko V. (2017). [Sedition and Heresy About «Antiplagiat»]. Uchitel'skaya gazeta [Teacher's Newspaper]. No. 48, Nov. 28, p. 6. (In Russ.)
The paper was submitted 15.11.17 Received after reworking 10.12.17 Accepted for publication15.12.17