Обмен опытом
132
Т.Ю. Вишневецкая1, Ж.Ю. Горелова2, А.Ю. Макарова1
1 Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
2 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Питание в организованных детских коллективах и его влияние на физическое развитие и физическую работоспособность детей 6-летнего возраста
ИЗУЧЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ, КОТОРОЕ ПОЛУЧАЛИ ДОШКОЛЬНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ № 1141. У 123 ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ОПРЕДЕЛЯЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. СРЕДНИЙ И ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВЫЯВЛЕН У 60-74% ОБСЛЕДОВАННЫХ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМПОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ, У 86% ДЕТЕЙ С ГАРМОНИЧНЫМ И ДАЖЕ У 67% — С ДИСГАРМОНИЧНЫМ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПИТАНИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДОШКОЛЬНИКИ.
Питание — существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья, а также адекватные процессы роста и развития организма [1]. Рациональное питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды.
Интегративным показателем здоровья человека, определяющим его жизнедеятельность, является физическая работоспособность [2]. Она зависит от наследственности, состояния здоровья, физического развития, резистентности организма, а также от самочувствия и мотивации. Развитие отдельных компонентов физической работоспособности у разных индивидуумов существенно различается [3]. В значительной степени физическая работоспособность зависит от вида деятельности, уровня и характера двигательной активности, форм и средств физического воспитания [4]. Известно выраженное влияние на показатели физической работоспособности различных режимов и балансов питания [5].
Было изучено питание, которое получали дошкольники 6-летнего возраста в детском саду № 1141 Юго-западного окружного управления московского Департамента образования. Применяли расчетный метод по составляемым ежедневно на пищеблоке меню-раскладкам с перечислением блюд, приготовленных в течение дня, и указанием количества продуктов, использованных для их приготовления.
T.Yu. Vishnevetskaya1, Z.Yu. Gorelova2, A.Yu. Makarova
1 I.M. Sechenov Moscow Medical Academy
2 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Feeding in the organized children collectives and its impact on the physical growth and capacity for work of the children aged 6
THE AUTHORS CARRIED ON THE STUDY WITH REGARDS TO THE FEEDING,
WHICH THE PRESCHOOL CHILDREN RECEIVED IN THE 1141st PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION. THE STUDY OF 123 CHILDREN AGED 6 PROVIDED THE FINDINGS IN THE AREAS OF THE PHYSICAL GROWTH AND CAPACITY FOR WORK. THE AVERAGE AND UPPER AVERAGE LEVELS OF THE PHYSICAL
CAPACITY FOR WORK WERE DISCLOSED AMONG 60-74% OF THE EXAMINED CHILDREN IRRESPECTIVE OF THE BIOMATURITY RATES AND AMONG 86% OF
CHILDREN WITH HARMONIOUS AND EVEN AMONG 67% OF CHILDREN WITH DISHARMONIOUS MORPHO-FUNCTIONAL STATUS.
KEY WORDS: FEEDING, PHYSICAL GROWTH, PHYSICAL CAPACITY FOR WORK, PRESCHOOL CHILDREN.
Контактная информация:
Вишневецкая Татьяна Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Адрес: 105064, Москва,
Малый Казенный переулок, д. 5, тел. (495) 917-77-87 Статья поступила 04.12.2007 г., принята к печати 22.08.2007 г
Меню-раскладки изучали за 10 дней подряд. Это позволило оценить разнообразие питания, а также собрать исходные материалы для подробной характеристики суточного рациона по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Использование картотеки блюд позволяло при необходимости заменять одно блюдо другим, соответствующим по химическому составу и энергетической ценности. Данные, полученные расчетным методом, сравнивали с рекомендованными физиологическими нормами питания для детей выбранной возрастной группы и утвержденным среднесуточным набором продуктов для дошкольных учреждений.
Организация питания осуществлялась в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденными Коллегией Минздрава СССР 17.04.91. Во время пребывания в детском саду дети получали 3-разовое питание: завтрак, обед и полдник.
Анализ примерного 10-дневного меню и меню-раскладок продемонстрировал максимальное разнообразие рациона — нами не выявлено повторяемости одних и тех же блюд в течение как одного дня, так и 10 дней подряд. Завтраки состоят из 3 блюд: горячего (крупяные молочные каши, яичные блюда, блюда из творога — сырники, ленивые вареники, овощные блюда, запеканки из круп или овощей, отварная рыба), бутербродов с сыром, 1-2 раза в нед дети получают вымоченную сельдь, сосиски или сардельки. Из напитков на завтрак были какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком, молоко. Обеды включают закуску, 1-е, 2-е и 3-е блюда. Закуска состоит из салата (из огурцов, помидоров, свежей капусты, моркови, свеклы) с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат добавляются свежие и сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат заправляется растительным маслом. Ассортимент 1-х блюд представлен различными супами на мясном, рыбном, курином бульонах, щами, борщами, супами вегетарианскими, молочными, фруктовыми. На 2-е предусмотрено мясо или рыба в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном, тушеном виде. Гарнир — из картофеля, овощей, круп, макаронных изделий. В качестве 3-го блюда на обед подаются компот или кисель из свежих, сухих или замороженных фруктов, хлеб
Таблица 1. Распределение рациона по приемам пищи за 10 дней
(пшеничный и ржаной). Полдник состоит из 3 блюд. Равномерно чередуются омлет, сырники, творожный пудинг, выпечка, молочные продукты (молоко, йогурты), кисели (из свежих или замороженных ягод). Обязательным было ежедневное включение фруктов.
Процентное распределение рациона по приемам пищи рассчитывали исходя из рекомендаций по 4-разовому питанию, где завтрак, обед и полдник в детском саду должны составлять 75-80% от суточной калорийности (плюс 20-25% от суточной калорийности на ужин дома). Распределение рациона по отдельным приемам пищи с учетом калорийности представлено в табл. 1. При оценке правильности распределения рациона по приемам пищи незначительное снижение процентного отношения калорийности отдельных приемов к общей калорийности дневного рациона выявлено для завтраков только 2 раза (из 10 дней) — в обоих случаях до 19% (норма — 25%). В остальные дни доля калорийности завтрака от суточной потребности составила 25-33%. На обед приходилось от 39 до 56% суточной калорийности, что является весьма высоким показателем (норма — 40%). Калорийность полдника была завышена в 8 случаях из 10, составив 17-29% дневного рациона (норма — 15%). Лишь в одном случае калорийность полдника была ниже нормы (13%). Соответственно общая калорийность питания в детском учреждении была выше рекомендованной (78-97% от максимальной суточной нормы — 2000 ккал), а в один из дней даже превышала норму на 17%. Указанное превышение было отмечено в течение всего периода наблюдения, в том числе обеда в течение 6 дней из 10, завтрака — 6 дней, полдника — 8 дней. Данные о содержании белков, жиров и углеводов в рационе дошкольного питания по меню-раскладкам за 10 дней представлены в табл. 2. Рацион дошкольного питания включал от 71 до 110% максимальной возрастно-половой нормы белка, что свидетельствует о превышении рекомендованных значений (75-80% для завтрака, обеда и полдника в детском саду) в течение 8 дней из 10. Содержание жиров варьировало от 68 до 111%, показатель ниже нормы (68%) был отмечен только единожды, тогда как превышение нормы (75-80%) — в течение 7 из 10 дней. Что касается углеводов, то рацион 1 дня из
10 содержал 76% суточной нормы потребления, в остальные дни — только 55-66%. Соотношение белков, жиров
День Калорийность, ккал (% от суточной нормы)
завтрак обед полдник всего*
1-й 378 (19) 774 (39) 414 (21) 1566 (78)
2-й 514 (26) 920 (46) 348 (17) 1782 (89)
3-й 384 (19) 778 (39) 412 (21) 1574 (79)
4-й 492 (25) 924 (46) 266 (13) 1682 (84)
5-й 512 (26) 840 (42) 300 (15) 1652 (83)
6-й 654 (33) 1120 (56) 572 (29) 2346 (117)
7-й 528 (26) 770 (39) 406 (20) 1704 (85)
8-й 598 (30) 794 (40) 296 (15) 1688 (84)
9-й 534 (27) 858 (43) 548 (27) 1940 (97)
10-й 518 (26) 1004 (50) 298 (15) 1820 (91)
Норма 25% 35-40% 15% 75-80%
133
Примечание:
* — суточная норма 2000 ккал.
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2007/ ТОМ 6/ № 4
Обмен опытом
134
День В суточном рационе, г (% от нормы)
белки жиры углеводы
1-й 71 (98) 49 (б8) 155 (б2)
2-й 55 (7б) 7б (10б) 154 (б1)
3-й 5б (77) 59 (82) 15б (б2)
4-й 59 (82) 73 (101) 191 (7б)
5-й б4 (90) 59 (82) 139 (55)
б-й 79 (110) 75 (104) 182 (72)
7-й б1 (84) 5б (77) 179 (71)
8-й 51 (71) 54 (74) 1б7 (бб)
9-й б9 (9б) 80 (111) 1б1 (б4)
10-й б2 (8б) 71 (98) 1б5 (б5)
Норма 72 72 252
и углеводов практически соответствовало рекомендованному — 1:1:4.
Содержание микроэлементов и витаминов в рационе дошкольного питания по меню-раскладкам за 10 дней представлено в табл. 3. Анализ показал, что дети получают от 76 до 95% от суточной нормы кальция, магния и фосфора. Соотношение кальция и фосфора составляет 1:1,5 и является наиболее благоприятным для детей дошкольного возраста. Рацион содержит значительное количество железа, превышающее максимальную возрастно-половую норму (106% от суточной потребности). Оценка содержания основных витаминов свидетельствует о пониженном количестве только витамина РР (55% по сравнению с 75-80% от максимальной суточной нормы, как предусмотрено при 3-разовом питании в детском учреждении). Витамина С в рационе в 1,5 раза больше суточной нормы. Содержание в рационе основных микроэлементов (кальция, фосфора, магния), было достаточным или превышало норму, причем соотношение кальция и фосфора оказалось оптимальным (1:1,5). В изученном рационе содержание витамина С в 1,5 раза превышало норму, а витамина РР было недостаточным.
В случае выявления дефицита витаминов, макро- и микроэлементов у детей возможно использование витаминов и витаминно-минеральных комплексов с целью вос-
полнения возрастных, физиологических норм. Такими витаминными и витаминно-минеральными комплексами, к примеру, являются препараты линейки Пиковит (KRKA, Словения). Пиковит пастилки рекомендованы ведущими специалистами Союза педиатров России и Ассоциации семейных врачей РФ. Они содержат 10 основных витаминов (А, С, D, В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12), а также кальций и фосфор — основные минеральные компоненты костной ткани и зубов — и показаны детям с 4-7 лет. Пиковит Форте обеспечивает суточную потребность в витаминах у школьников с учетом учебной нагрузки, благодаря содержанию
11 наиболее важных витаминов (А, С, D, Е, В1, В2, В3, В5, В6, В9, В12). Витаминно-минеральный комплекс Пиковит Плюс содержит 12 витаминов, а также кальций, железо, цинк и йод, необходимые для поддержания иммунитета, а также нормального роста и развития ребенка 5 лет и старше. Возможно применение витаминного комплекса и в виде сиропа, содержащего 9 основных витаминов, участвующих в регуляции важнейших биохимических процессов в организме (А, С, D, В1, В2, В3, В5, В6, В12).
Проблемы выбора между вкусной и полезной пищей при применении препаратов Пиковит не возникает. Сироп и пастилки с приятным фруктовым вкусом дети принимают с удовольствием.
Наряду с анализом суточного рациона были изучены физическая работоспособность 123 детей 6-летнего возраста и ее взаимосвязь с показателями физического развития. Физическая работоспособность оценивалась на основании результатов модифицированного теста Каролинского университета PWC (Physikal Working Capacity, фиксируется показатель мощности физической нагрузки, при которой ЧСС у ребенка достигает 150 уд/мин) [6, 7]. Уровень физического развития оценивали по комплексной методике, разработанной на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И.М. Сеченова и утвержденной в качестве методических рекомендаций «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в состоянии здоровья» Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России в 1996 г. Уровень биологического развития оценивали по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний год, количеству постоянных зубов. Ведущими показателями биологического возраста в младших возрастно-половых группах считают число постоянных зубов,
Таблица 3. Содержание микроэлементов и витаминов в рационе питания детей 6-летнего возраста
Микронутриенты Суточная норма В рационе (% от суточной нормы)
Кальций, мг 1000 761 (76)
Магний, мг 200 189 (95)
Фосфор, мг 1500 1143 (76)
Железо, мг 12 13 (106)
Витамины, мкг:
А 500 377 (75)
В1 1,0 0,8 (80)
В2 1,2 0,9 (78)
РР 13 7 (55)
С 60 88 (147)
Норма 75-80%
длину тела, менее значимыми — годовую прибавку длины тела. Морфофункциональный статус организма оценивали по показателям массы тела, окружности грудной клетки (на выдохе), жизненной емкости легких и мышечной силе кистей рук [8-10].
Проведенное исследование показало, что показатель физической работоспособности у мальчиков и девочек не различался (табл. 4). Средний ее уровень установлен более чем у половины обследованных мальчиков и девочек (соответственно — у 57 и 52%), выше среднего — у 17% мальчиков и 19% девочек, ниже среднего — соответственно у 26 и 29% дошкольников.
Связь физической работоспособности у дошкольников с разным уровнем физического развития представлена в табл. 5 и 6. Очевидно, что максимальное число детей с показателем физической работоспособности ниже среднего было отмечено в группе детей с задержкой биологического развития (40% в сравнении с 36 и 29% в группах с нормальным развитием и опережением развития). Средняя и выше средней физическая работоспособность была отмечена у 60, 64 и 71%, соответственно. Интересно, что больше всего детей с высоким показателем физической работоспособности выявлено среди детей с задержкой процессов биологического созревания (26%), тогда как в группе с ускоренным развитием таких детей не было. Среди обследованных с гармоничным морфофункциональным статусом у 86% детей показатели физической ра-
Таблица 4. Физическая работоспособность детей 6-летнего возраста
Показатель Мальчики, % Девочки, %
Средняя 57 52
Выше средней 17 19
Ниже средней 26 29
ботоспособности были в пределах средних и выше средних величин. Среди детей, развивающихся дисгармонично, этот уровень работоспособности был зарегистрирован только в 67% случаев.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что средний и выше среднего уровень физической работоспособности выявлен у 60-71% обследованных вне зависимости от темпов биологического созревания, а также у 86% детей с гармоничным и у 67% — с дисгармоничным морфофункциональным статусом. Это обусловлено, по всей видимости, полноценным, разнообразным питанием, которое получают дошкольники в образовательном учреждении. Однако необходимо провести коррекцию питания с учетом полученных данных, поскольку как дефицит, так и избыток тех или иных пищевых веществ в рационе может приводить к дисбалансу питания, что, в свою очередь, отрицательно скажется на показателях физического развития и работоспособности.
(іиковійі*
ПЛЮС
Пиковит даст вашим детям все необходимое для здоровья и Пиковит сироп - для детей старше 1 года
успехов в учебе, спорте, творчестве: иммунитет, концентрацию Пастилки Пиковит и Пиковит О без сахара - для детей старше 4 лет
внимания, повышение умственных способностей, улучшение Жевательные таблетки Пиковит Плюс - для детей старше 5 лет
памяти, веселые улыбки, крепкие кости, здоровые зубы, хорошее настроение!
Пастилки Пиковит Форте - для детей старше 7 лет
Представительство в РФ, 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 41, эт. 5. E-mail: [email protected] Товар сертифицирован. На правах рекламы. Перед употреблением прочитайте инструкцию.
Per. уд. М3 РФ ПН№ N013559/01-2001, ПН№ N013559/02-2001, ПН№ 013771/01-2002, ПН№ 013746/01-2002
Обмен опытом
136
Биологический возраст Физическая работоспособность, %
ниже средней средняя выше средней
Отстает от паспортного 40 34 26
Соответствует паспортному 36 50 14
Опережает паспортный 29 71 -
Таблица 6. Взаимосвязь гармоничности морфофункционального состояния и физической работоспособности дошкольников
Морфофункциональное состояние Физическая работоспособность, %
ниже средней средняя выше средней
Дисгармоничное 33 67 -
Гармоничное 14 70 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прилепина И.А. Алиментарная коррекция состояния здоровья детей со сниженной резистентностью в дошкольных учреждениях: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2001. — 24 с.
2. Абросимова Л.П., Кабирова Е.В., Симакова Т.А. и др. Физическое развитие детей Кировской области // Гигиена и санитария. — 1998. — № 2. — С. 30-32.
3. Определение физической работоспособности школьников при массовых обследованиях: Метод. рекомендации Экспертного совета по разработке и утверждению возрастных нормативов и стандартов физ. развития и биологического созревания детей при Главном управлении охраны материнства и детства МЗ РФ. — М., 1991. — 18 с.
4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991. — 283 с.
5. Масленникова Ю.Л. Комплексная оценка влияния особенностей питания и сочетаний диет с регулярными мышечными нагрузками на показатели физической работоспособности и состав плазмы крови: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Ярославль, 1999. — 20 с.
6. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. — Киев, 1978. — Вып. 6. — С. 38-41.
7. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тесты в спортивной медицине. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
8. Дронова С.Г. Особенности морфо-функционального развития детей дошкольного возраста в современных условиях воспитания: Автореф. дис. ... канд. мед. наук., М., 1993. — 23 с.
9. Исследование физического развития детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга. Методические указания: (утв. Главным врачом ЦГСЭН г. Москвы Н.Н. Филатовым 12.07.1999). — М., 1999. — 37 с.
10. Кучма В.Р., Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю. Физическое развитие детей, посещающих учебно-воспитательные комплексы, гимназии и общеобразовательные школы г. Москвы / Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М.: НЦЗД РАМН, 2001. — С. 78-93.
Знаменательные и юбилейные даты из истории медицины
Альбрехт Коссель
5 июля — 80 лет со дня смерти Альбрехта Косселя (1853-1927), немецкого биохимика. Основные его научные работы посвящены биохимии клеточного ядра, химии белков и нуклеопротеидов. В 1879 г. А. Коссель выделил нуклеин из крахмала. Вместе с другими исследователями определил, что нуклеиновые кислоты состоят из азотсодержащих оснований, к которым относятся тимин, цитозин и урацил. Пришел к выводу, что нуклеин играет определенную роль в росте тканей, а не является источником энергии для мышечных клеток. Выделил из ядер эритроцитов гуся белковоподобное вещество — гистон. Впервые разработал концепцию о «строительных элементах» клетки. Отметил, что аминокислоты, сте-рины, пурины и пиримидины, имеющиеся во всех клетках животных и растений,
служат основными строительными блоками для различных физиологических процессов. С 1885 по 1901 г. вместе с другими исследователями открыл несколько аминокислот, в том числе гистидин. В 1910 г. был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицины за «вклад в изучение химии клетки, внесенный исследованиями белков, включая нуклеиновые вещества».
Коссель был удостоен многих наград, в т.ч. почетных степеней университетов Кембриджа, Дублина, Эдинбурга, Гента, Грейфсвальда и Сент-Эндрю. Он был членом многих научных учреждений, в т.ч. Шведской королевской академии наук и Королевского научного общества Упса-лы. В течение более 30 лет Коссель был редактором «Журнала физиологической