Научная статья на тему 'Письмо приглашенного редактора к читателям'

Письмо приглашенного редактора к читателям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо приглашенного редактора к читателям»

От редакции

В очередном номере журнала «Вопросы образования» мы продолжили сотрудничество с приглашенными редакторами и на этот раз представляем вашему вниманию тематический блок, посвященный разным аспектам студенческой жизни. Статьи были подготовлены по результатам VI Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования, прошедшей в Москве в октябре 2015 г.

Письмо приглашенного редактора к читателям

В октябре 2015 г. Российская ассоциация исследователей высшего образования организовала конференцию «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Одной из задач конференции была рефокусировка внимания российских исследователей по отношению к такой важной теме, как изучение опыта и траекторий студентов. Как ни парадоксально, несмотря на масштабные изменения российского высшего образования последних трех десятилетий, хороших эмпирических работ, в которых исследовались бы характеристики российских студентов, пока немного. Высокий уровень докладов и дискуссий, состоявшихся на конференции, позволяет надеяться, что нас ожидает всплеск интереса к проблематике студенческого опыта и роли высшего образования в жизни студентов. Мы рады представить вашему вниманию часть этих дискуссий в виде текстов и интервью с ключевыми участниками конференции.

Выпуск открывает интервью с Маней Клеменчич — исследователем высшего образования и студенческого активизма из Гарвардского университета. Она комментирует основные идеи своего выступления, посвященного метафоре «студенты как граждане» (studentcitizenship). Являются ли студенты объектами воздействия системы высшего образования, «заготовками» — или субъектами, создающими университеты и образовательные программы не в меньшей степени, чем это делают вузовское руководство и преподаватели? Ответ на этот вопрос имеет далеко идущие последствия не только для исследовательской методологии, но и для практических решений по развитию университетов.

В своих интервью и статье Пол Эшвин из Ланкастерского университета акцентирует внимание на вовлеченности студентов и важности детального рассмотрения процесса трансфор-

8

Вопросы образования. 2016. № 1

мации студентов в процессе обучения. Он критикует существующие подходы к измерению качества образования и предлагает альтернативный взгляд, основанный на дисциплинарных различиях и специфике процесса социализации в рамках различных областей знания.

Три последующие статьи связаны общей темой: это студенческое нечестное поведение — плагиат, списывание и коррупция. К сожалению, нельзя не признать, что в российском высшем образовании уровень терпимости к подобного рода практикам как в студенческой, так и в преподавательской среде остается довольно высоким. Наталья Малошонок из НИУ ВШЭ предлагает концептуальную модель взаимосвязи честности образовательной среды в вузе и студенческой вовлеченности. Основные концептуальные связи этой модели проверяются на основе данных межвузовского опроса студентов экономико-менеджериальных направлений подготовки. Елена Денисова-Шмидт из Университета Санкт-Галлена, Мартин Хубер из Университета Фрайбурга и Эльвира Леонтьева из Тихоокеанского государственного университета оценивают эффективность антикоррупционных кампаний в студенческой среде. На основе эксперимента, проведенного в вузах России и Украины, авторы выясняют, насколько знакомство с антикоррупционными информационными материалами изменяет мнение студентов о коррупции в высшем образовании и в обществе в целом. И наконец, Евгения Шмелева из НИУ ВШЭ исследует важную проблему: в какой степени обращение к плагиату и списыванию связано с индивидуальными характеристиками студентов, а в какой — с особенностями образовательной среды вуза, в котором они обучаются. Ее работа вносит существенный вклад в дискуссию о том, какие меры позволяют снизить распространенность недобросовестных учебных практик в студенческой среде.

Статья Михаила Балясина из НИУ ВШЭ, Луиша Карвальо из Университета Порто и Джорджианы Михут из Бостонского колледжа посвящена разработке инструментария для оценки качества магистерских программ, совместно реализуемых университетами разных стран в рамках программы Erasmus Mundus. Авторы описывают процесс разработки инструментария и результаты его апробации для изучения работы 193 магистерских программ.

Уверен, что результаты исследований, представленные в статьях данного выпуска, найдут отклик у читателей и стимулируют дискуссии о характеристиках студенческого опыта.

Игорь Чириков, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, директор международного консорциума SERU-I Калифорнийского университета в Беркли

http://vo.hse.ru

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.