Служебная записка главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова министру обороны СССР A.A. Гречко от 17 ноября 1975 г. // Родина. 1993. № 3.
Служебная записка председателя КГБ СССР Ю.В. Андропова в ЦК КПСС «О судебном процессе по делу Саблина и Шеина» от 14 июля 1976 г. // Родина. 1993. № 3.
Черкашин, Н. Честь офицера // Родина. 1990. № 2.
Шурхало, Д. Море по колено // Трибуна. 02.10.2004.
Ресурсы сети Интернет
Шалънев, А. Последний парад капитана Саблина // http :/hronograf.narod.ru
Керекеш A.C., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. JI.A. Лукьянова
Письма советских солдат с Афганской войны как источник по изучению фронтового быта
Здравствуй, мама! Я опять пишу тебе письмо,
Все, как прежде, хорошо!
Светит солнце, над горой встает туман.
Мать читает, а в глазах стоит туман, Мать читает, все здесь правда и обман. Мать не в силах оторваться от могильного холма: Сын в земле, а на ладони листик этого письма, Мать не в силах оторваться от могильного холма: Сын в земле, а на ладони орден Красная звезда. Лишь вчера с осенним ветром в горе стукнуло в окно, А сегодня на рассвете почтальон принес письмо.
В нем живой он, он смеется и так хочет долго жить, Здравствуй, мама! Здравствуй, вечность! Мы не в праве их забыть!
(Слатов Ю. «Голубые береты»).
Современные технологии (интернет, телефон) позволяют нам сейчас общаться постоянно. А раньше бумажный конверт ждали в каждой семье, особенно, если это письмо от солдата, с войны. Афганская война не стала исключением. Историк Е.С. Сенявская, как и другие исследователи, определяет письма как специфический, «субъективный источник» при изучении фронтовой повседневности (Сенявская, 1999, с. 5).
Письма с афганской войны - это не просто информация, изложенная на бумаге. Порой несколько скупых строк содержат в себе одновременно и трагизм, и пафос, и восхищение, и ненависть, и героизм, и бытовую рутину, и особенное отношение к жизни и смерти, свойственное людям на войне, -словом, весь диапазон человеческих страстей, сконцентрированный в повседневных буднях.
В понятие повседневной жизни в боевой обстановке входит «заполнение» времени служебными обязанностями (несение караульной службы, обслуживание боевой техники, забота о личном оружии, выполнение других работ, свойственных родам войск и военных профессий), а также условия фронтового быта.
В письмах воинов Афганцев родственникам и друзьям отражены такие детали повседневной жизни, и фронтового быта, как: проблемы, связанные с акклиматизацией, описание жилья, деталей фронтового быта, солдатский рацион, денежное довольствие, взаимоотношения с сослуживцами, досуг.
Афганистан - это страна в Центральной Азии с горно-пустынной местностью, с абсолютно непривычным для европейцев климатом (в разных частях страны - от резко континентального с высоким перепадом суточных температур и острой нехваткой воды до субтропического с повышенной влажностью). Серьёзными в этих климатических условиях были проблемы акклиматизации, водоснабжения и соблюдения санитарно-гигиенических норм.
В своих воспоминаниях участник Афганской войны майор П.А. Попов говорит: «Сам я вырос в России, - и не представлял, что такое горы, я видел их в телевизоре. Я не представлял, что такое пустыня, я не представлял, что такое 65 °С на солнце. Я не представлял, что такое пыль. В Поли-Хумри у нас даже поговорка была: «Если хочешь жить в пыли, поезжай в Пыли-Хумри». Там, когда с техники спрыгиваешь, - на 60 сантиметров погружаешься в пыль. Как мука' ... Одна броня прошла, — и дальше уже ничего не видно, идешь как в тумане... Потом, первый раз, когда я попал в Джелалабад, — это для меня вообще был шок. Трудно себе представить: 70°С на солнце и 96 % влажности. Бамбук растет, лимоны, бананы. Обезьяны прыгают... Первая моя мысль была: «А как же там живут люди?» В Джелалабаде я и подцепил малярию... Там в Афганистане была вторая война — это болезни...» (Родина, 1999, вып. 2, с. 111).
По письмам мы можем составить представление о жилье и условиях фронтового быта, причем это иногда описывается в шуточной форме, что говорит о том, что на любой войне без иронии и шутки прожить нельзя. «У меня все еще окопная жизнь, — писал невесте 18.11.1985 г. Павел Буравцев. — Мы все еще находимся в окопах. Вот чуть-чуть стало холодать, и поэтому пришлось делать блиндажи из камней, как в Кавказских горах в 1942 году. Складываем их из камней, а сверху настилаем ветки и сучья и накрываем сверху «пододеяльниками», или, как их еще называют, вкладышами из спальных мешков. Получается небольшой домик, вот в таких домиках мы и живем...» (Цит. по: Максимова Э., 1997, с. 3).
Мы знаем, что родителей больше всего интересовали и такие вопросы: как питаетесь? Где спите? Какие условия? Как складываются отношения с товарищами? Павел Бурнавцев пишет о жизни своего подразделения в Афганистане, говоря о своем питании и денежном довольствии: «Питаемся мы сухим пайком. Но мы стали потихонечку собирать дрова, и на скудном огоньке делаем себе чай в «цинке» (это вроде большой консервной банки, в
которой раньше хранились патроны). Ну вот, делаем чай и греем консервированную кашу. Спим прямо в окопе или рядом с ним» (цит. по: Максимова Э., 1997, с. 3).
В другом письме от 18.11.1985 г. он сообщает: «Ноябрь месяц, но здесь довольно-таки тепло, несмотря на дождь и снег. Правда, с куревом совсем туго, вообще нет, и вертолет не летит, но еды хватает, нормально... Мы тут заросли, как партизаны, у меня опять борода. Вот никогда не думал, что в армии отращу себе бороду» (Цит. по: Максимова Э., 1997, с. 3).
В письмах тех, кто покидал Афганистан, часто встречается вопрос: «Что привезти Вам, мои родные? Может, что-то купить?» Ведь многие вещи в Советском Союзе были в дефиците. В Афганистане вместо рублей -«чеки», местная валюта «афгани», на территории части стояли палатки Военторга, где купить было нечего, но за ее пределами — дуканы, где «можно достать все», только ходить в них не рекомендуется, если не хочешь попасть в плен. Но в письмах об этом не пишут. И лишь вернувшись домой, рассказывали о тех, кто делал «большие деньги», пока другие воевали, о продажной стороне этой войны. Впрочем, интендантские служащие наживаются на любой войне, и именно их презрительно называют «тыловыми крысами» настоящие фронтовики.
О некоторых бытовых проблемах солдаты в письмах домой не писали, чтобы не расстраивать родных, но рассказывали об этом позже в своих воспоминаниях. Это, прежде всего, проблема массовых инфекционных заболеваний и ситуация с наркотиками и спиртным.
В Афганистане проблемы санитарно-гигиенического характера были связаны, в первую очередь, с нехваткой воды и ее плохим качеством, что вызывало частые инфекционные и желудочно-кишечные заболевания, имели место массовые заболевания тифом, гепатитом, малярией и другими острыми инфекционными заболеваниями. Так, в некоторых частях «ограниченного контингента» советских войск «желтухой» переболело до 70 % личного состава, а в общем числе санитарных потерь (469,7 тыс. чел. за 110 месяцев пребывания советских войск в Афганистане) 89 % занимали именно инфекционные и желудочно-кишечные заболевания (сайт РИА Новости http://nw.rian.ru/society/20070215/81524476.html).
Вот рассказ Алексея Чепкасова, который служил на границе:
«У нас два колодца было. У офицеров был колодец в офицерских домиках, домах офицерского состава (ДОС) в нём была пресная вода. А у нас был на заставе колодец с соленой водой, и все готовилось из соленой воды. Когда мы работали на кухне, бегали с пятидесятилитровыми бочками тырить эту пресную воду из домов офицерского состава. Офицеры и их жены были против, потому что от нас якобы была грязь и зараза, но так и было на самом деле. Но нам-то не хотелось с желтухой, с пораженными желудками и печенью ехать домой. Мы выступали на партсобраниях, говорили об этом. Начальство заставское приезжало, т. е. делались выводы. Когда я уже уехал с заставы, мне потом дембеля рассказывали, что пресную воду стали возить и офицерам и на заставу, т.е. вся пища стала готовиться из пресной воды, а
соленую, хоть и кипятили и сластили, но она была противная и горькая, и болезни частенько от этого были. Этой же соленой водой мы и мылись» (интервью с Чепкасовым А.).
В период Афганской войны 1979-1989 гг. ситуация со спиртным в армии складывалась по-другому: официально употребление спиртного не практиковалось и не поощрялось. По воспоминаниям воинов-«афганцев», ничего подобного «наркомовским ста граммам» личному составу частей, дислоцированных в Афганистане, не выдавалось, хотя праздники и другие особые случаи (помянуть погибших, проводить отпускников, снять стресс) всегда находилась возможность отметить. Однако стоило спиртное очень дорого: все оно было контрабандным и на его продаже иногда «делались состояния». А вот на боевые операции водку с собой не брали: это считалось плохой приметой. Вместе с тем, и это, пожалуй, отличительная специфика войны на Востоке, где употребление наркотических веществ составляет давнюю, едва ли не культурную традицию, среди рядового состава ОКСВ было распространено снятие стрессов другим, экзотическим в то время для европейской России, но вполне привычным для представителей среднеазиатских республик образом.
По данным медиков, если каждый четвертый офицер в 40-й армии употреблял алкоголь, то каждый четвертый солдат пользовался наркотиками, в основном препаратами индийской конопли и опиумного мака, которые в Афганистане буквально росли под ногами, а у местных детишек легко можно было выменять пачку галет или упаковку пенициллина на наркотик. Однако это не значит, что все, кто курил «травку», стали наркоманами: в большинстве случаев это была условная наркомания, не перешедшая в физическую зависимость от препарата, и, вернувшись домой, многие «афганцы» забывали, что это такое, хотя, конечно, забывали не все. Об этом свидетельствуют многие участники Афганской войны.
Следует отметить, что порой в письмах даже не было намека на то, что человек на войне, многие письма были краткими и скупыми. И многие родители действительно и не знали, что их дети воюют в Афганистане. В беседах с участниками Афганской войны на вопрос, как часто они писали письма домой, встречаются разные ответы:
«Писали письма достаточно часто, думаю, не всегда все доходили. Просил в письмах очки солнцезащитные, невозможно было смотреть, яркое солнце и пыль» (Чепкасов А.). «Маме за все время службы написал мало писем. Не хотел её расстраивать, что я в Афганистане» (Никитин Н.).
Те, кто принял в Афганистане новую веру и уже никогда не вернулся в Союз, тоже писали письма домой, но эти письма были совсем другими. Вот одно из них: «Дорогие мама, братики - Генка, Ванька, Юрка, Витька. В первых строках небольшого письма хочу сообщить, что жив, здоров, чего и вам. Пишу это маленькое письмо из Пакистана. Я и сам не думал, что жизнь меня так круто повернет не в ту сторону, в которую хотелось бы. Простите меня за все. А про меня забудьте. Будет легче вам и мне. Я здесь принял веру мусульман, то есть веру в единого Бога. Вот и все. На этом заканчиваю свое
письмо. До свидания. Всего вам наилучшего. Желаю вам счастья. Андрей» (Цит. по: Малышева, 1991, с. 58).
Таким образом, анализ фронтовых писем показывает, что людей, писавших их, волновали, как правило, одни и те же вопросы, изложение которых составляет основное содержания их переписки с родными. В письмах преобладает описание деталей фронтового быта: описание погодных условий, местности, где приходится воевать, устройство жилого помещения, распорядок дня, рацион питания, денежное довольствие, состояние обуви, досуг, нехитрые солдатские развлечения. Писали солдаты и о своих боевых товарищах и командирах, взаимоотношениях между ними. Нередки воспоминания о доме, родных и близких, о довоенной жизни, мечты о мирном будущем. Хотя, конечно, некоторые писали и о самих боевых действиях. Мне встретилось и несколько высказываний в адрес противника, преимущественно в ругательном или ироническом духе.
Определенное место занимают также рассуждения о патриотизме, воинском долге, об отношении к службе и должности, но этот «идеологический мотив» явно вторичен.
Письма воинов-афганцев несут в себе различную информацию, впечатления, эмоции. Они очень разные, но, в целом, они являются важнейшим источником для изучения фронтовой повседневности Афганской войны.
Список источников
Интервью с участником Афганской войны Чепкасовым А. // Личный архив автора.
Интервью с Никитиным Н.Д., заместителем председателя Союза ветеранов Афганистана (Пермская городская организация) // Личный архив автора.
Список литературы
Афганская война (1979-1989). Неизвестные страницы // Родина. Вып. 2.
1999.
Максимова, Э. «Война закончена. Забудьте» // Известия. 1997. 7 октября.
Малышева, Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. - М., 1991.
Сенявская, Е.С. Психология войны в XX век: исторический опыт России.-М., 1999.
Ресурсы Интернета
Сайт РИА Новости: http://nw.rian.ru/society/20070215/81524476.html)