Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2009. Вып. 11:3 (32). С. 141-157
Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой (1960-е — 1970-е гг.)
Из архива священника Сергия и М. Ф. Мансуровых
Письма церковного писателя Сергея Иосифовича Фуделя к вдове замечательного священника Сергия Мансурова Марии Федоровне написаны в последние годы жизни Сергея Иосифовича — с 1964 по 1976 г. В них Сергей Иосифович делится с Марией Федоровной своими творческими планами и житейскими переживаниями. В частности, обсуждает свою работу о священнике Павле Флоренском «Начало познания Церкви». В письмах ощущается особая атмосфера доверия между людьми, прожившими жизнь с Богом вопреки всем невзгодам — арестам, ссылкам, изгнаниям.
Выдающийся церковный писатель Сергей Иосифович Фудель (1900—1977) был сыном известного в Москве протоиерея Иосифа Фуделя (1865—1918), сначала служившего священником в храме при Бутырской тюрьме, а потом настоятелем храма свт. Николая в Плотниках на Арбате. Сергей Иосифович окончил один курс историко-филологического факультета Московского университета, трижды был арестован, был в лагере и в ссылке, после возвращения из ссылки последнюю часть своей жизни (с 1962 по 1977 г.) он прожил в стокилометровой зоне от Москвы, в г. Покрове Владимирской области, где написал свои основные работы1. Был чтецом в единственной церкви г. Покрова. Мария Федоровна Мансурова (1893—1976), вдова замечательного священника Сергия Мансурова2 (1890—1929), родилась в семье известных русских общественных и церковных деятелей — Самариных. В период переписки с С. И. Фуделем она жила в г. Боровске Калужской области, так как после ареста и ссылки тоже была лишена права жить в крупных городах. Мария Федоровна была широко образованным человеком; за духовным советом, помощью к ней приезжали в Боровск многие люди.
Сергея Иосифовича и Марию Федоровну очень многое объединяло. Прежде всего, вера в Бога и Его Церковь, давшая им силы перенести все испытания,
1 См. : Фудель С. И. Собр. соч. : В 3 т. М. : Русский путь, 2001 —2005.
2 Сергей Павлович Мансуров, впоследствии о. Сергий (1890—1929), священник, церковный историк. В 1917—1924 гг. жил с женой, М. Ф. Мансуровой в Сергиевом Посаде. В 1920 г. был арестован, находился в Бутырской тюрьме, где заболел туберкулезом. В 1921—1922 гг. читал лекции по истории Церкви, о святых отцах Церкви первых веков христианства на Богословских курсах, на квартире М. А. Новоселова. В 1927 г. рукоположен во иерея. Служил недолгое время в Дубровском женском монастыре недалеко от Вереи. Скончался 15 марта 1929 г.
выпавшие на их долю в жестокое безбожное время. Но и в житейском смысле их жизни во многом были сходны — оба были коренными москвичами, в начале жизни, до революции, они были окружены любовью в семье, получили хорошее воспитание и образование, не нуждались материально. А затем — ссылка и долгие годы лишений, особенно тяжкие в старости, в тот период, когда были написаны публикуемые письма. Они жили в деревенской глуши, без всяких удобств, приходилось и дрова носить, и воду (Марии Федоровне помогали соседи и приезжавшие родные и близкие). В Москву, свой родной город, они могли приезжать только тайно и ненадолго. Так случилось, что и умерли они в течение одного года: Мария Федоровна 16 ноября 1976 г., а Сергей Иосифович 7 марта 1977 г.
Публикуемые письма Сергея Иосифовича Фуделя к Марии Федоровне Мансуровой переданы в архив ПСТГУ племянницей Марии Федоровны Антониной Владимировной Комаровской3.
Письма, за исключением первого, не имеют точной даты. Публикаторы старались там, где возможно, соблюсти хронологический порядок, однако этот порядок условен. Публикуются впервые.
Публикация и предисловие прот. Владимира Воробьева и Н. Ф. Тягуновой,
примеч. прот. В. Воробьева, прот. А. Салтыкова, диакона Д. Пономаренко,
Е. М. Шик, Н. Ф. Тягуновой
№ 1
20 марта [1964 г.4]
Милая Мария Федоровна.
Вы, конечно, удивитесь, что я Вам пишу. Но мне очень хочется выразить Вам свою радость и благодарность за прочтенное5. Среди моря всякого прочитанного, в котором плавают такие, как я, встречаются книги, создающие в душе точно какую-то эпоху, — светлый и прочный свет. Но я хотел сказать Вам и еще одну вещь: прочел я это только что, но знал я Вас и С. П.6 с 1918 года, и вот — без всяких книг — знание Вас и его вместе было именно с тех пор для меня тоже эпохой. Кроме нескольких слов в 28 (29 ?) году у сестры Лиды7 я, кажется, никогда и не говорил ни с ним, ни с Вами, но я много раз встречал вас обоих, всегда вместе и всегда несколько врозь идущих по москов[ским] улицам, еще до его священства.
Я не подходил и не здоровался (наверное, Вы бы и не заметили), но я глядел и, несмотря на всю свою вечную темноту, читал жадно, точно открывающуюся
3 О священнике Сергии Мансурове и Марии Федоровне см. : Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М. : Изд-во ПСТБИ, 2001.
4 Датируется по дате на конверте.
5 Вероятно, речь идет о рукописи труда о. Сергия Мансурова «Очерки из истории Церкви». Первое издание см. : Богословские труды. № 6, 7. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1971. Позже книга была издана отдельно : Мансуров С., свящ. Очерки из истории Церкви. М., Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
6 Сергей Павлович. В будущем священник Сергий Мансуров.
7 Лидия Иосифовна Фудель ^1933) — сестра С. И. Фуделя.
для меня книгу о какой-то недоступной для меня и в то же время вожделенной жизни — света и правды. Простите, что так откровенно пишу. Но я думаю, что, может быть, прожив жизнь без достаточной оценки, иногда и нужно узнать, что прожита жизнь не даром, что кому-то и когда-то была подана милостыня. Это было, наверно, начало 20-х годов, и с тех пор по всем бесконечным дорогам жизни я где-то внутри нес в себе и это «видение» — двух идущих к Богу. «Не нам, не нам, но имени Его воздадим славу»8. Но спасибо и вам обоим. Вот как можно влиять на людей, не написав им ни строчки и даже не разговаривая с ними!
Св. Ириней9 у меня есть и Евсевий10 тоже. Но мне очень бы хотелось узнать окончание рассказа муч. Перпетуи. Есть ли он? Откуда взят? Когда-то, лет 5 назад, я прочел своей дочери (Варваре11) отрывок из посл[ания] Смирнской церкви о муч. Поликарпе. И вот, когда я теперь прочел ей же о Перпетуе12, она сразу вспомнила св. Поликарпа и сказала, что вот такие слова проникают насквозь. Я думаю, что только такие. Ведь и благочестивый рассказ может быть фальшивым, т. е. даже и не благочестивым. Я совсем не побуждаю Вас отвечать мне, но если Вы что-н[ибудь] знаете об этом эпизоде 3 века, то, может быть, когда-нибудь при случае скажете (через Лизу13 и Л. Ев.14). Очень желаю Вам всякого покоя и здоровья. Простите меня, пожалуйста, за это письмо. Если я возвышаю вас обоих, то вряд ли Ваша опытность этим смутится. Я же, может быть, «собираю себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда совсем обнищаю, они приняли меня в свои кровы»15, — в свою молитву, — чтобы Господь меня не оставил.
С. Фудель
Надпись на конверте: Гор. Боровск Калужской обл. ул. Хрущева д. 58
Марии Федоровне Мансуровой
Штемпели на конверте: из Покрова Владимирской обл.: 23.3.64,
в Боровске Калужской обл.: 26.3.64
Подлинник. Рукопись.
8 «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс 113, 9).
9 Имеются в виду творения св. Иринея Лионского (ок. 150 — ок. 202), известного богослова II в.
10 По-видимому, имеются в виду творения церковного историка Евсевия Кесарийского (263-340).
11 Варя (Варвара Сергеевна Фудель, род. 1941 г.) — младшая дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной.
12 Мчц. Перпетуя Карфагенская (III в.), память ее празднуется 1 февраля по ст. ст.
13 Вероятно, Елизавета Александровна Чернышева-Самарина (1905-1985). Дочь Александра Дмитриевича Самарина, обер-прокурора Святейшего Синода, двоюродная сестра Марии Федоровны.
14 Вероятно, Лидия Евлампиевна Случевская (1897-1980), историк, сотрудник Литературного музея, друг Марии Федоровны.
15 «И я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные кровы» (Лк 16, 9).
№ 2
8 мая [год не установлен]
Дорогая Мария Федоровна Я ждал Вашего письма и был очень обрадован Боровскому штемпелю. Вот и благодатное тепло начало утешать нас и согревать и тело, и мысли. Даст Бог, в нем и Вы хоть несколько окрепнете и поживете еще какую-то земную малость на утешение и укрепление близких. Я понял это особенно, когда познакомился с И. Н.16. Он мне очень пришелся по душе, с первой же встречи у Л. Е. Мы уже с ним запланировали совместную поездку летом к Вам. Я, кстати, и у П. Ал.17 не был ни разу на могиле, а ведь он, кроме всего, и крестный отец, и креститель моей Варвары. Я был у него 1 раз, за месяц до смерти. Но когда мне удастся осуществить эту поездку, еще не знаю, т. к. в июне я, наверно, уеду с Варенькой в Киев и Львов, а июль еще слишком далек. Судя по тому, что я собираюсь путешествовать, Вы можете усмотреть, что мое здоровье и моя жизнь не так уж плоха. Лиза говорила Вам, наверно, со слов сестры, которая склонна к гиперболам. У меня глаукома и годами живущая во мне какая-то желудочная немощь, заставляющая меня сидеть на строгой диете. Вот и все. И то, и другое — и лишение одного глаза, и диета — легко объясняются принудительным втягиванием меня на путь воздержания и поста, о которых я всегда писал, но которыми всегда пренебрегал лично, за что и получил — «врачу, исцелися сам», с подтягиванием за шиворот.
О Вашем отце я с удовольствием бы прочел. Я помню его фигуру, хоть видел его только один раз, когда он приехал (помню, на извозчике) к моему больному отцу18 в Николин переулок, в деревянный желтый дом, где мы жили до 1912— 13 года. Из всех братьев Ф. Дм.19 был ему наиболее близок, может быть, так же, как Павел Бор[исович]20 и М. А.21 Отец был очень мягок, но в то же время сдержан на знакомства и выражение чувств. Удивительно для меня, но это факт, что при всей своей, т[ак] сказать, сухости он оценил и полюбил Флоренского]22. Он бывал у него и мне, мальчику, говорил о нем, как о своем, в каком-то смысле,
16 Вероятно, Игорь Николаевич Бируков (1913—2007). Был близким другом и помощником Марии Федоровны, часто посещал ее в Боровске. Перевел Псалтирь с церковно-славянского языка на русский.
17 Протоиерей Петр Шипков (1881—1959), был секретарем Московского Епархиального управления при св. Патриархе Тихоне. Был неоднократно арестован и в ссылке. Последние годы жизни служил настоятелем собора в Боровске. Умер и похоронен там же.
18 Протоиерей Иосиф Фудель ^ 1918), настоятель храма свт. Николая в Плотниках.
19 Федор Дмитриевич Самарин (1858—1916), отец Марии Федоровны. Русский общественный и религиозный деятель.
20 Вероятно, Павел Борисович Мансуров ^ 1932), отец священника Сергия Мансурова. До революции был дипломатом. Друг Ф. Д. Самарина.
21 Вероятно, мученик Михаил (Михаил Александрович Новоселов; 1864—1938). Православный мыслитель и писатель. Друг отца Марии Федоровны, Федора Дмитриевича Самарина. Причислен к лику святых в 2000 г.
22 Священник Павел Флоренский (1882—1937), православный богослов, философ. Писатель, автор ряда известных богословских работ, а также научных исследований. Был арестован, в заключении, расстрелян.
учителе — открывателе в старом мире новых горизонтов. И, Вы знаете, я вдруг был охвачен желанием написать об этом открывателе: не только собрать все личные впечатления, но и попытаться снять ту колючую для многих изгородь учености, которая закрывает «ясные поляны» его мышления. В этом я прошу Вашей помощи. Вы сказали очень хорошо: «Сила его не в учености, а в преодолении ее». Прежде всего, мне нужно найти и прочесть все, по возможности, что он напечатал, т. е. все мелкие брошюры, включая такие, как «Мнимости в гео-метрии»23. Нет ли у Вас «Символики цветов»24?
Я обещал было (самому себе) не браться больше ни за что, а вот и не выдержал. Хочется, наконец, взяться за самого себя, помолчать, и себя, а не других, поучить стоять у «Благого Молчания» (в юности у нас был такой образ: «!исус — Благое Молчание» — Он, как «Великого Совета Ангел»). А то, действительно, получается — «слепец слепца водит, и оба падают в яму»25. О себе вряд ли нужно писать, но иногда, правда, охватывает тоска о себе, о своих неправдах, и о «серебре, завернутом в платок». Можно написать 10 томов, а оно, серебро, все будет в платке, и можно промолчать всю жизнь, как почти промолчал С. П., и согреть своим светом какой-то кусочек мира. Слово, не доказанное духовным делом, — мертвое слово, а живое духовное делание само по себе несет миру животворящие слова.
Мир Вам, дорогая Мария Федоровна, спасибо Вам за внимание, за доверие, за дружеский привет. Вы для меня звено из золотой цепи дорогих близких.
Ап[остол] Иоанн26 есть у Лизы, а Дост[оевского]27 я при первой возможности Вам перешлю.
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 3
[Без даты]
Дорогая Мария Федоровна
Скоро запоют «Общее воскресение»28 ...и я невольно думаю о Вас и шлю Вам сердечное приветствие. Дал бы Бог, чтобы нам увидеть и возрадоваться в тот день, когда «воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех». А еще желаю того, чтобы Вас хватило как можно дольше, чтобы мы, унывающие и запутанные, знали, что где-то еще живете Вы, живое звено с ушедшими дорогими. Есть или были люди, которые открыли мне тепло земли, ожидающей Пасхи. Эти
23 См. : Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М. : Изд-во «Лазурь», 1991.
24 См. : Флоренский П. А. Небесные знамения (размышления о символике цвета) // Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб. : Изд-во Мифрил — Русская книга, 1993.
25 «.Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф 15, 14).
26 Имеется в виду труд С. И. Фуделя «Размышления об апостоле Иоанне».
27 Имеется в виду труд С. И. Фуделя «Наследство Достоевского».
28 Начальные слова тропаря праздника Входа Господня в Иерусалим.
люди уже почти все умерли, и иногда тоска о них так остра, что хочется почти физически найти эту дверь, через которую они ушли, и тоже открыть ее и уйти к ним. Они на «земле живых»!
Я знаю, что до Вас дошел Достоевский — что Вы о нем думаете? Возьмите еще у Лизы «Размышление об апост[оле] Иоанне», — мне тоже хочется знать Ваше мнение. Недавно мне сказали, что вл[адыка] Стефан29 говорил об этом за неделю до смерти.
Как-то я получил надолго «Очерки по истории Церкви»30 и мне в моем одиночестве стало уютней. Я помню, как С. П. в 18-19 годах читал в Обыденском переул[ке] у М. А.31
Не знаю еще, где буду на Пасху. Пребываю в разных тревогах семейных и, конечно, разных видах уныния. Может быть, на Святой не удержусь приехать в М[оскву] повидать близких, походить по знакомы[м] с детства переулкам.
Кланяюсь Вам, дорогая М. Ф.
С. Ф.
Мой адрес: г. Покров Влад[имирской] Обл[асти] Петуш[ковского] р-на, Больн[ичный] проезд 5.
Мне сказали, что запись Перпетуи была в Киевском «Воскресн[ом] Чтении» 40-х годов 19 в. Где, с кем будет на Пасху Лиза — мне тоже непонятно.
Подлинник. Рукопись.
№ 4
17 августа [1965 г.32]
Дорогая Мария Федоровна.
Я виноват, что так долго молчал. Все лето собирался в путешествие, и все лето просидел дома, по целому ряду непреодолимых обстоятельств. Недавно в Киев поехала Варенька одна, и сейчас еще там до 20 VIII. Я хотел быть в М[оскве] на 40-й день Юши33, но и это не сумел сделать. Теперь надеюсь поехать в М[оскву] числа 20-го VIII, мне надо повидать в Заг[орске] Ал. Вл. Чич[ерина]34 и еще кое-
29 Стефан (Никитин Сергей Алексеевич) (1895—1963), епископ. Один из выдающихся пастырей XX века, долгие годы совмещал тайное иерейское служение с практической медицинской деятельностью, затем в течение десяти лет священствовал открыто. В 1960 г. был хиротонисан во епископа Можайского. Духовный сын сщмч. Сергия Мечева, свт. Афанасия (Сахарова).
30 Труд священника Сергия Мансурова.
31 Михаил Александрович Новоселов.
32 Год определен по содержанию письма.
33 Вероятно, речь идет о Юрии Александровиче Самарине (1904-1965), сыне А. Д. Самарина, двоюродном брате Марии Федоровны Мансуровой.
34 Алексей Владимирович Чичерин. Учился одновременно с С. И. Фуделем на историко-филологическом факультете МГУ в параллельной, философской, группе в начале 1920 гг. (С. И. был арестован после первого курса, в 1922 г.). Вместе с А. В. Чичериным учились Ни-
что поискать для работы о Фл[оренском]35. Потом надо искать своего глазного врача (Толстоухову) через Лид. Евл. или Ел. Вл.36, а то, мне кажется, с глазами мне стало хуже. Есть и еще дело: моя совладелица по дому продает свою половину, и мне надо искать подходящего покупателя. Это и Вы поимейте в виду, если случайно кто-н[ибудь] из знакомых выразит желание сделаться собственником в Покрове. Работу о Фл[оренском] я как будто вчерне свел и недоволен ею. Многое писалось без вдохновения, мало материала, наткнулся на явные его ошибки в мышлении, которые поневоле надо отмечать, в биографии почти пустота (сведений). В результате, тот целостный образ о. П[авла], бывший ранее в душе, как-то стронулся. Надо было бы предварительно, перед тем, как ставить точку, прочесть Вам и на ходу выправить. Есть работы, без которых вообще нельзя закончить, в частности: «Земной путь Богоматери», статья в № 10 журнала «Возрождение» 1917 года, может быть, случайно Вы где-н[ибудь] услышите.
Я к Вам собирался приехать с Лизой37, ей будет нужна такая поездка, и она с большой радостью приняла мое предложение, сделанное в ответ на известие о смерти Юши. Но последний месяц она не пишет, и я боюсь, что или ее здоровье, или обремененность внучками могут ей помешать. А один я не знаю, как Вас искать в Боровске. По-прежнему ли называется улица? Я бывал там только в центре. А может быть, Вы уже видели ее, если приезжали на 40-й день, и договорились о более поздних сроках? Конечно, можно приехать и в сент[ябре]-октябре.
То, о чем Вы писали — что названия медицинские и духовные нашим болезням — часто совершенно разные — и по причинности, и по лечению — я знаю на собственной шкуре. Дал бы только Бог это знание, хоть это последнее знание! — претворить в жизнь. «Молитвами святых отец наших».
Сергея Павл[овича] я очень мало знал, только всегда, когда встречал, глядел на него с благоговением. Но вот удивительное дело! Последнее время его такой живой, зримый, осязаемый образ стал иногда точно выходить ко мне из Незримого. Я перед ним очень виноват — тогда в 30-м (или 31-м)38 году был я так небрежен, отчужден, когда Вы с ним были у Лиды39 на Арбате, и он не мог этого не почувствовать, больной и боящийся стеснить.
Это все мои и долги, и рубцы сердца, а он, может быть, узнав об этом сейчас, о «долгах» улыбнулся и помолился за меня. Вот только бы не лишиться этих молитв всех, кто нас любил и знал, чтобы, цепляясь за них, остаться верным Богу
колай Владимирович Воробьев, Татьяна Ивановна Куприянова, Елена Владимировна Апуш-кина (Быкова), Роман Владимирович Ольдекоп, Андрей Александрович Сабуров, Николай Матвеевич Гайденков и др.
35 Сергей Иосифович написал об о. Павле Флоренском работу «Начало познания Церкви».
36 Возможно, Елена Владимировна Апушкина (в девичестве Быкова), учившаяся вместе с А. В. Чичериным в той же философской группе историко-филологического факультета МГУ. С. И. Фудель учился в исторической или филологической группе этого же курса, возможно, вместе с Александром Борисовичем Салтыковым и Сергеем Александровичем Никитиным.
37 Вероятно, Е. А. Самарина-Чернышева.
38 С. И. ошибается, священник Сергий Мансуров умер в 1929 г.
39 Лидия Иосифовна Фудель.
и им. Было трудно жить, но, оказывается, еще труднее доживать. Того и гляди, шею сломаешь.
Кланяюсь Вам, дорогая Мария Федоровна.
Да сохранит Вас Господь подольше.
С. Ф.
Р. 8. На всякий случай имейте в виду, что я в письме к Лид[ии] Ев[лампиевне] в порядке как бы духовного завещания просил ее, если я не успею, довести до конца эту работу, а именно: дополнить в том же экз[емпляре] ее, который был у Вас, библиографию, по тому экз[емпляру], который здесь у меня.
С.
Подлинник. Рукопись.
№ 5
25 апреля [1967г.40]
Дорогая Мария Федоровна.
Спасибо за письмо, найденное по приезде. Я вернулся как раз к выписке Вареньки. Ее выписали на работу, но она пока взяла отпуск и уедет к В. М.41 в Липецк. Сейчас еще трудно сказать, что будет дальше. Все пережитое и переживаемое сильно меня подорвало, я совсем постарел. В семье возгорелся некий огонь, всех нас опаля[ю]щий. Как бы кто и не сгорел. И кажется, что единственное спасение, это идти куда-то под землю, в свои душевные катакомбы, чтобы там отсиживаться и отмаливаться. Поэтому сейчас боюсь обременять собой не дальних, а именно близких, буду стараться меньше видеться, меньше писать, так что Вы не обижайтесь, если в дальнейшем буду молчать. Смерть О. Ал.42 меня задела «за живое», хотя я видел ее 2 раза в жизни. Через нее, из какого-то окна, на меня поглядели дорогие умершие. Окно это то, что она дала мне прочесть (Вы хотели поговорить с Анной Степ[ановной]43 относительно некоторых мест.)
Я, видно, Пасху проведу один, т. к. В. М. и Вар[енька] уехали в Загорск. На святой надеюсь побывать у сестры. А вот Иг. Н.44 я хотел бы видеть, чтобы он свез меня в Печоры или еще куда-н[ибудь]. Низко кланяюсь Вам, сердечно желаю света и здоровья, особенно в эти светлые дни. Если кто пойдет на могилу
40 Датируется по содержанию письма.
41 Вера Максимовна Сытина (1901—1988), жена Сергея Иосифовича Фуделя.
42 Вероятно, Ольга Александровна Веселовская (1896—1967), жена академика Степана Борисовича Веселовского, историка. В 1920-е гг. жила в Сергиевом Посаде. Много лет вела дневники.
43 Вероятно, Анна Степановна Веселовская (род. в 1930 г.), дочь академика Степана Борисовича Веселовского, историка. Реставратор, сотрудник музея им. Рублева.
44 Вероятно, Игорь Николаевич Бируков.
о. Петра45, пусть помолится о Вар[еньке] (он и крестил ее, и был ее крестным отцом).
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 6
17 декабря [б. г.]
Дорогая Мария Федоровна.
Спасибо за письмо. Да, у нас очень трудное время. Правда, сейчас легче: она46 стала узнавать близких, выходить из какой-то темноты сознания; но все еще это шаткое начало, и так страшно за будущее. Были дни полного для нас отчаяния, ведь это тяжелее смерти: в смерти не видишь уничтожения лица, а только его переменение в иное измерение — очи закрыты, но веришь, что они видят. Здесь же человек уходит в некую тьму и там теряет себя.
Труднее еще и потому, что, может быть, это за наши грехи. Сейчас она в М[оскве] в хороших руках, и ей, конечно, лучше. Стали давать свидания, чтобы закрепить ее возвращение в реальность, поэтому В. М. почти все время в М[оскве]. Сил у В. М. очень мало, и я в двойном страхе.
А из Загорска я тогда вернулся как раз накануне того, как ее увезли с аппендицитом, с чего и началось через 3-4 дня. Я почти все время сижу дома, но после 25-26 XII, может быть, поеду в М[оскву] на неск[олько] дней. Усталость ужасная, хочется все походить по каким-то Арбатским мифическим переулкам, вдыхать какой-то несуществующий уже давно запах детского Рождества, зайти на чьи-то огни в окнах, поискать каких-то людей. Может быть, впрочем, и найдешь. «Все возможно верующему», и «врата ада не одолеют» его.
Беспокоит меня — почему у Вас нет покоя? Сердечно Вам его желаю. Всегда Вас вспоминаю. Помолитесь о Вареньке, «да дарует ее Господь Церкви своей, благоугождающей и творящей волю его».
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 7
[Без даты]
Дорогая Мария Федоровна.
Не дождавшись ответа, опять пишу. Мне сейчас очень трудно жить, и в Вас я нахожу опору. Кроме того, меня немного беспокоит то соображение, что не обидел ли я Вас прошлым письмом, может быть, резко говоря о Ф[лоренском].
45 Протоиерей Петр Шипков.
46 Речь идет о Варе, младшей дочери С. И. Фуделя.
149
Я знаю, что могу по неосторожности и спешке обидеть. А сейчас я сам обижен, или, точнее, крайне огорчен — опять столкнувшись с полным непониманием Флоренского среди близких, и предчувствую, что моя работа будет почти голосом в пустыне. А это ужасно — это ощущение пустыни! Вот почему мне так дорога возможность писать Вам, хотя бы и безответно. Я знаю, что мысленно Вы отвечаете. Работу я несколько подправил в направлении Ваших советов (но место о Хомякове47 оставил без изменения)48.
Кроме того, мне, кажется, подарили хороший библиографический материал (и его, и о нем), т[ак] что мой список будет большой. Есть у меня желание дать
это в А. М. [?], но, может быть, не от себя, а от Вас? Но об этом еще поговорим. Писал Лизе, но тоже ответа нет: очевидно, она опять в Поленове. Читали ли Вы работу Юши49 «поэтика церк[овного] пения»?
Ну, простите, дорогая М. Ф., за мои письменные вторжения в Ваш покой. Да укрепит Вас Бог нести это послушание жизни и быть нам в утешение и в надежду о «Восстании Милых». Такая Вы для меня, а значит, и для других.
В. М. завтра ложится здесь в больницу на обследование.
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 8
17 января [б. г.]
Дорогая Мария Федоровна Спасибо Вам за письмо, полученное мной в Покрове, в тот час, когда опять определился какой-то новый заворот пути, и я отправился в М[оскву], и затем в Липецк ко второй дочери — Маше50. Нина51, наверно, уже говорила Вам: в прошлый раз Маша чуть не умерла при родах (мертвого мальчика), и вот сейчас подошло то же испытание, и не с кем оставить дома внучку
47 Хомяков Алексей Степанович (1804—1860), выдающийся русский общественный деятель, писатель. Один из лидеров славянофильства.
48 Вероятно, имеется в виду книга Сергея Иосифовича об о. Павле Флоренском «Начало познания Церкви».
49 Вероятно, речь идет об Юрии Александровиче Самарине.
50 Мария Сергеевна Желновакова (Фудель) (род. в 1931 г.) — старшая дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной.
51 Нина Иосифовна Фудель ^ 1971) — старшая сестра С. И. Фуделя.
С. И. Фудель около дома в г. Покрове. 1970 г.
Верочку (10 лет). Моя Верочка, т. е. В. М., лежит больная в М[оскве].
Пишу в поезде, трясет. Ваше письмо меня ободрило. Испытания суровые, но уже видно, как они очистили небо, и дышится уже легко.
Это «бич Божий», посылаемый тем, кто уклоняется от внутреннего подвига. Думаю, что буду у дочери с месяц, не более, т[ак] что надеюсь увидеть Вас в М[оскве] в добром здоровье и тепле.
Пожалуйста, поживите здесь подольше. Сердечно приветствую и Вас, и Евг. Н.52 Не хотелось бы умирать, не написав о Филадельфии: о христианине в современности.
Мир пребыванию Вашему.
С. Ф.
На всякий случай (как завещание): у меня есть «Записки о литургии» (и Церкви) — м[ожет] б[ыть], они кому-н[ибудь] понадобятся.
Подлинник. Рукопись.
№ 9
[Без даты]
Дорогую Марию Федоровну поздравляю с приближающимся Праздником и Новым годом. Всегда помню Вас с любовью и благодарностью. И Вы не забывайте. Реже стал бывать в М[оскве], так как годы идут и идут, и все меньше сил. Не знаю, где Вы сейчас, а потому посылаю через Лизу.
С. Ф.
Надпись на открытке: Марии Федоровне Мансуровой
Подлинник. Рукопись.
№ 10
[Без даты]
Дорогую Марию Федоровну поздравляю с приближением нашего Великого праздника. Благодарю Бога за то, что Вы еще живы, и мы вместе еще живем и дышим воздухом той земли, на которой стояли пречистые ноги Его. Сегодня
52 Вероятно, Евгения Николаевна Бирукова (1898—1987), сестра И. Н. Бирукова. Переводчик классической литературы, редактор, поэт. Друг Марии Федоровны.
М. Ф. Мансурова на крыльце дома в г. Боровске.
Конец 1950-х — начало 1960-х гг.
на Преждеосвященной читал паремию об Иове, там, где он говорит: «Буди имя Господне благословенно», и порадовался за всех нас, за нашу жизнь.
Низко кланяюсь, сердечно приветствую с приближением Пасхи.
Ваш С. Ф.
Подлинник. Рукопись на открытке.
№ 11
[Без даты]
Спасибо, дорогая Мария Федоровна, за письмо. Я получил, когда работал над славяноф[илами]. Все-таки заставил себя побывать в Загорске в акад[емической] библиотеке и получил некоторое утешение и отдых, так как жил два дня там же, где были Вы с Лизой. Теперь мечтаю опять поехать. Брошюру Юрия Александровича] я послал Вам просто как неожиданно найденное мною в книгах воспоминание о том времени.
Низко кланяюсь, спасибо за память. Глаза еще действуют.
С. Ф.
Подлинник. Рукопись на открытке.
№ 12
[Без даты]
Дорогая Мария Федоровна.
Сегодня поют «Общее воскресение», и Марфа, а не только ап[остол] Петр, исповедует Христа Сыном Божиим. Я стоял в церкви и вспомнил С. П.53 и все то драгоценное, что было тогда, что есть и будет всегда в людях, несущих Христа. Вот почему и пишу Вам, как свидетелю верному этих людей и хранителю их благодати и тепла.
Будьте же благополучны и радостны.
Христос воскрес.
Все надеюсь еще Вас увидеть.
Искренне преданный Вам
С. И.
Подлинник. Рукопись.
53 Мансурова.
№ 13
24 января [год не установлен] Дорогая Мария Федоровна.
Я уезжаю завтра и, наверно, Вас не увижу. Мне хочется передать Вам, оставить Вам свою сердечную благодарность и за нашу встречу, и за Ваши воспоминания. Я был Вами приведен в дом на углу Поварской и вдыхал воздух недостижимого мира. Мой горизонт расширился, у меня там открылись новые, дорогие мне люди. Напишите мне имя Вашей матери. Еще я так обрадовался «гласу Господню над водами многими»54. Вот спасибо Вам за все. Теперь мне, еще более богатому чужим богатством, уж совсем будет стыдно унывать и страшиться, а тем более изменять в грехах. Да сохранит Вас Бог для этой жизни с нами сколько возможно.
Сегодня вечером пойду получать ценные для меня новые материалы по о. П.55, в частности, сборник его стихов. Я отдаю отчет, что я написал и слабо, и мало, но что-н[ибудь] я еще исправлю, может быть56. Обещают мне дополнить и библиографию, а также достать большую рук[описную] работу о профессорах М[осковской] дух[овной] академии, где много о нем. Но я и перегружать материал не хочу.
Может быть, летом мне удастся к Вам приехать. Будьте же здоровы и благополучны. Поглядел я на Вас, и снова укрепилась в сердце надежда, что и я доживу до радости Великой Пасхи, когда «восстанут сущии во гробех»57.
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 14
26 декабря [год не установлен]
Дорогая Мария Федоровна
Спасибо за письмо. Все Ваши письма меня укрепляют и ободряют: не предаваться унынию от собственных грехов, но вспоминать слова в одном сне одной праведной современной женщины: «Если тебя Мои святые милуют, то как же Я, — Любовь, — тебя не помилую и не пожалею».
Я еще не знаю, как пошлю это письмо. Весьма вероятно, что мне надо будет ехать к старшей дочери58 в Усмань (под Вор[онежем]) недели на две: она уезжает на экзаменационную] сессию заочного и[нститу]та, и мне надо будет сидеть с внучкой. В этом случае я Вас в этот Ваш приезд в М[оскву] не увижу и оставлю
54 Слова из молитвы Великого освящения воды на праздник Крещения Господня.
55 Имеется в виду священник Павел Флоренский.
56 Речь идет, вероятно, о книге Сергея Иосифовича «Начало познания Церкви», посвященной о. Павлу Флоренскому.
57 Из канона Великой Субботы.
58 К Марии Сергеевне Желноваковой (Фудель).
это письмо у Л[идии] Евл[ампиевны] вместе с работой об о. Павле59. Мне бы очень хотелось, чтобы еще до печатанья Вы ее проглядели. Конечно, я совсем не знаю — может быть, это и по времени, и по силам будет Вам невозможно, т[ак] что, если это трудно, то ни в коем случае себя не утомляйте. Поверьте, что я нисколько не буду обижен. Можно бы и не все Вам посылать, а только «главные главы»: 1-ю, 2-ю, 4-ю, 6-ю, 11-ю и 12-ю. Конечно, я бы очень порадовался, если Вы дадите мне какие-н[ибудь] указания или дополнения. В одном месте я уже, даже не спросив разрешения, упомянул то, что Вы написали у О[льги] А[лександровны] — о том, что о. Павел скорбно пережил смерть о. Сергия60 (об их идейных размолвках я знал уже в те 20-е годы).
Я писал, стараясь именно о том, о чем Вы пишете в письме: дать больше его образ, а не учение. Оно (учение) и трудно еще для оценки, и материалов нет, особенно живя в деревне, а самое главное то, по моему мнению, что его личный облик гораздо важнее и «вернее» его учения, — он только иногда в своем переусложненном и переобремененном учении давал то, что почти всегда давал в личном общении. Вам я не боюсь сказать, что я ощущал в нем благоухание какой-то духовности, пусть «как зерно горушное», но уже способное сдвигать гору человеческой тупости и равнодушия.
Дневник О. Ал. я прочел. Он живописен и, конечно, многое хорошо передает. Но включение в него всяких «инфернальных» соображений об о. Павле дочерей В. В. Роз[анова]61 мне кажется большой ошибкой. Вот так и «создается легенда»: кто-то что-то заподозрил, кто-то что-то сказал, кто-то записал... Я откровенно высказал это О. Ал., посоветовав ей, что если она обязательно хочет эти места оставить, то пусть Ваши записочки, их «дезавуалирующие» (кажется, так говорят дипломаты), она не просто вложит в дневник, а впишет, как противопоставление или опровержение. Я очень не люблю иконографирования людей, но пользоваться таким все же мутным источником, как сам В. В. или его близкие, — нельзя, особенно без противопоставления этому других биографических фактов. Это все равно, что про корабль, входящий в пристань, соверш[ивш]ий великий путь и доставивший тонны груза, говорить только то, что у него в трюме бегают крысы.
Не писать совсем об учении я не мог, т. к. во-первых, об этом меня специально просили, а во-вторых, надо было и предостеречь от некоторых его ошибок.
Я все, чем больше пишу, тем все меньше верю в нужность писания для нашей современности. Ей нужна только молитва и пост, ей нужны праведники, рабы Божии, «в сердце которых нет лукавства». А книжечками, «даже очень благонамеренными», землетрясения не успокоишь.
Здоровье В. М. несколько лучше. Опухоли в желудке, кажется, не нашли, но кишечник совсем больной, и как его лечить? Когда я буду в Усмани, она, навер-
59 О священнике Павле Флоренском.
60 Священника Сергия Мансурова.
61 Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — писатель, публицист, критик. Жил после революции в Сергиевом Посаде. Сергей Павлович Мансуров принимал участие в его судьбе, его заботами Розанов похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Помогал Татьяне Васильевне Розановой после смерти ее отца.
но, будет в М[оскве]. Потом я приеду и, может быть, хоть немного займусь библиографией о. Павла. Я обращался за помощью к его дочери Ольге П[авловне], но их дверь для меня закрыта.
Храни Вас Бог, дорогая М. Ф. Радуюсь, что Вы живы, что я еще живу вместе с Вами, — вместе с Вами живу верой, как сказано у о. П., «на Восстание Милых в Великую Пасху».
С. Ф.
Подлинник. Рукопись.
№ 15
10 июля [год не установлен]
Дорогая Мария Федоровна.
У меня Женя62, и мы с ним пишем Вам, сидя в разных комнатах. Он, как всегда, меня радует и поражает. Иногда я перед ним робею, настолько он необычен и глубок. Он то, как называл Розанов о. Павла: «Вы ноумен». И мне вообще иногда видится в нем, в Жене, какая-то «флоренская» стихия — близость этих людей по какой-то самобытной духовности ума. Кроме того, не было человека, который бы так искренно и так верно передавал мне восприятие Вас и многого, что с Вами связано. А это ведет меня к целому великому миру дорогих людей. У меня сейчас очень трудное время: опять ухудшилась голова у Вари, я сам беспрерывно болею, что обостряет чувство конца и, конечно, приближает к нему. Но среди этих тяжестей, скорбей, недоумений и уныния Господь утешил меня, дав сильнее почувствовать прошлое, вернее, дав понять, что оно, по существу, и не есть «прошлое», а такое будущее, к которому я могу придти. «Прошлого» в смысле счастья и радости с близкими не существует. В прошлое уходит тьма и зло, «смерть вторая», а ждет нас тот свет и те люди света, с которыми нам было когда-то так хорошо. Это, в общем, элементарно в теории, но я радуюсь тому, что познаю часто это сердцем. Никакой стены нет у меня за спиной, стена, скорее, еще передо мной, и мне ее надо как-то перелезть в терпении и любви.
Я послал Вам тетрадку с Женей, и только потом сообразил, что Вам трудно читать. Может быть, Ант[онина] Вл[адимировна]63 почитает Вам? Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о II главе особенно. Основная ее, (II гл[авы]), мысль — служение миру через неотмирность. Сумел ли я достаточно это передать? Так, наверно, я и не доеду до Вас в Боровск! Слабость очень сильная меня связывает.
62 Вероятно, Карманов Евгений Алексеевич (1927—1998), окончил ЛДА, с 1962 по 1982 г. ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов». Помогал Марии Федоровне опубликовать труд священника Сергия Мансурова «Очерки из истории Церкви».
63 Антонина Владимировна Комаровская (1916—2002), племянница Марии Федоровны Мансуровой. М. Ф. очень ее любила и принимала участие в ее жизни, в частности ездила к ней в ссылку. А. В. почти каждую неделю приезжала в Боровск в последнее время жизни там М. Ф., привозила ей продукты.
Нашли диабет, и это еще осложняет и уменьшает питание, а тем самым силы. И в Москву отправляюсь иногда со страхом.
Низко Вам кланяюсь.
Искренно преданный Вам
С. И.
№ 16
15 февраля [1975-1976 гг.64] Дорогая Мария Федоровна.
Вчера, под Сретенье, я с трудом дошел до храма, чтобы услышать «Сушу глу-бородительную землю» и любимые припевы на 9 песне!
«О, Христе, всех Царю! Подаждь ми слезы теплы»65... Вся жизнь прошла под знаком этих песней, в устремленности их слов. Прошла и кончается. Может, это только субъективно, но все же хочется с Вами проститься. И Вам лет много, и я живу с большим внезапным изнеможением после того, как дожил до 75 лет66. А с Вами у меня всю жизнь было связано все, самое светлое и вечное. Да будет благословенно для меня имя Божие за все, что я получил от своих родителей и от некоторых людей. В общем, всю жизнь, если я шел тоже к Богу, я шел по их тропам, как ходили когда-то люди «по звездам».
«О Христе! всех Царю!».
Спасибо Вам, и С. П., и домику Флоренских, и Новоселову, и неуютному, но родному домику Тихомировых, и приветливой улыбке С. Вл. Ол.67 Все это живет во мне, не умирает, все это я, из своей великой темноты, несу в себе как обручение будущей жизни. Это все «от Него, Им, и к Нему».
От изнеможения почти не молюсь, или с великим трудом и сухостью. И мыслить не могу заставить себя трудолюбно от какой-то усталости. Может быть, все это только испытание верности, которое очень плохо принимаю, а может быть — естество. Вчера на службе было не только: «Ныне отпущаеши». но и «ныне отпусти мя, Владыко».
Помолитесь, дорогая. И Ваши дни и ночи да облегчит Господь Бог.
С. И.
Не знаю, где Вы сейчас, куда посылать?
Подлинник. Рукопись.
64 Датируется по содержанию письма.
65 Припевы к 9-й песне канона праздника Сретения Господня.
66 Сергей Иосифович родился в 1900 г., следовательно это письмо написано между 1975 и 1976 годами (год смерти Марии Федоровны).
67 Вероятно, Софья Владимировна Олсуфьева (1884-1943), жена Юрия Александровича Олсуфьева, двоюродная сестра Марии Федоровны и друг ее и священника Сергия Мансурова. В доме Олсуфьевых на Валовой ул., д. 6 Мансуровы жили в Сергиевом Посаде в 1920-е гг.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, С. И. Фудель, М. Ф. Мансурова, священник Павел Флоренский.
S.I. Fudel’s Letters to M. F. Mansurova in 1960 - 1970-s: the Archive of Priest Sergiy and M. F. Mansurova
The publication presents the letters of church writer Sergey Iosifovich Fudel to the widow of the remarkable priest Sergiy Mansurov — Maria Fedorovna. Letters were written in the last years of Sergiy Iosifovich’s life — since 1964 to 1976. Sergey Iosifovich shared with Maria Fedorovna his creative plans and everyday experiences. For example, he discussed his work about priest Paul Florensky — «the Beginning of knowledge of the Church». The letters transmit a specific atmosphere of trust between the persons who have lived their lives with fidelity to God in defiance of obstacles — arrests, banishments and exiles. The publication of archpriest V. Vorobjev and N. F. Tjagunova.
Keywords: Russian Orthodox Church, S. I. Fudel, M. F. Mansurova, priest Paul Florensky.