Драфт: молодая наука
Т.О. МАКСИМОВА (г. Пермь, Россия)
УДК 821.161.1 ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,2.14
ПИСАТЕЛЬ В БЛОГЕ.
Заметки об авторской субъективности
Аннотация. В статье и сследуется пози ция автора в пи сательском блоге, предпри нята попытка рассмотреть категори ю автора при мени тельно к репрезентации автора в пространстве Интернета. Анализируются блоги Е.Гри шковца и Б.Акуни на с точки зрения соотношени я би ографи ческого и художественного в их текстах.
Ключевые слова: автор, биографический автор, виртуальный автор, автор-творец. п сательск е блог .
Сегодня можно говорить о блогосфере как новой форме существования литературы. Современные писатели активно осваивают Интернет-пространство. В частност и, создают свои странички в «Живом Журнале» (ЖЖ) и становятся активными блоггерами. В отечественной блогосфере большой популярностью пользуются ЖЖ Е. Гришковца, Т. Толстой, Н. Горлановой, М. Бару, И. Куберского, А. Кнышева, Славы Сэ. Наи более активно работающие зарубежные писатели-блоггеры: Пауло Коэльо, Бернард Вербер, Джордж Р.Р. Мартин.
Соц олог ф лолог , зан мающ еся зучен ем блогосферы, определяют блог как «персональный веб-сайт, который содерж т, главным образом, заметки и новости. Он регулярно обновляется, ведется в форме л чного дневн ка, доступного для комментар ев друг м пользователям нтернета, больш нство матер алов разделено по рубрикам, обычно создается и поддерживается одним человеком» [Давыдов 2008: 92] и как «синтез основных эпистолярных жанров -дневников и личных писем» [Колезев 2010: С.134.].
Не збежно встает вопрос: отл чается л автор «бумажного» текста от автора в ртуального текста? Изменяет л новая форма бытования текста (в частности, экран) сам состав категории «автор»? Задача настоящей стать состо т в том, чтобы сопостав ть образ автора, создающего свои произведения на бумаге, с авторской субъктностью в ртуального автора, автора-блоггера. Для этого необход мо сумм -ровать л тературоведческ е подходы о проблемах автора.
Проблемой автора в л тературоведен в разное время зан мал сь Б.О. Корман, В. Шмид, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В.В. Виноградов и мног е друг е. Их подходы обобщенно вошл в учебн к «Введен е в
Драфт: молодая наука
литературоведение» 2006 г. под редакцией Л.В. Чернец. Чернец рассматривает категорию «автор» в нескольких ипостасях: «1) автор биографический - личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической, исторической реальности; 2) автор-творец, создатель словесно-художественных произведений, мастер слова, “эстетически деятельный субъект” (М.М. Бахтин) и 3) автор во внутритекстовом воплощении, имплицитный автор, его более или менее внятные проявлен я в самой структуре словесно-художественного текста, разнов дно-сти его внутритекстового бытия» [Прозоров 2006: 67-68].
Возьмем эту типологию за основу нашего исследования и попытаемся пр мен ть эт категор в сследован поз ц автора в бло-госфере. Обратимся главным образам к блогам Е. Гришковца и Б. Акунина. М.А. Черняк считает, что «книги Е. Гришковца “Год ЖЖизни” и “Продолжение ЖЖизни” - показательный пример постепенного превращения блога в литературный жанр» [Черняк 2011: 42]. А.В. Соловьев отмечает: «благодаря развитию и распространению “живых журналов” (live journal) и их разновидностей “маленький человек” стал автором. Родился новый жанр - книга-блог» [Соловьев 2009: 98]. И тут же приводит в качестве примера книгу «Год жжизни» Евген я Гр шковца, в основан е которой легл блоговые зап с п са-теля. Бор с Акун н также спользовал посты своего ж вого журнала для создания одноименной книги «Любовь к истори и». Т. А. Снигирева и А.В. Снигирев выяснили, что «по состоянию на 15 марта 2013 года ЖЖ “Любовь к стор ” Б. Акун на зан мает 12 место в общем рей-ти нге пользователей, не входя в топ-10, но значительно опережая друг е аккаунты, созданные п сателям , в том ч сле Е. Гр шковцом, Славой Эс, и Верой Полозковой» [Снигирева, Снигирев 2013: 199].
Писательские блоги неоднородны по своему содержанию. На се-годняшн й момент можно говор ть, что блог включает в себя следу-ющ е речевые (в терм нолог М.М. Бахт на) жанры: анекдоты; афо-р змы; мысл , наблюден я, размышлен я автора; чуж е ц таты; устные стор ; подслушанные высказыван я разговоры; ст х , порой хокку. Также включаются, например, ссылки писателей на собственные интервью, рецензии и т.д.; фото (Н. Горланова, помимо того, что п шет прозу, еще р сует карт ны, фотограф которых выкладывает в своем ЖЖ; М. Бару выставляет в блоге свои самые удачные снимки); музыку (Е. Гришковец размещает в «Одновременно .com» треки, запи -санные м совместно с группой «Б гуд » груз нск м музыкантом Мгзавреб ).
Проанализировав функциональное предназначение писательских ЖЖ, мы условно подел л х на два основных т па:
Драфт: молодая наука
- блоги, представляющие собой черновик книжного текста;
- блоги как современная форма бытования классических писательских дневников и записных книжек.
К первому типу можно отнести дневник Е. Гришковца «Одновре-менно.сот», записи из которого «перешли» в книжные издания: 2008 -«Год жжизни», 2009 - «Продолжение жжизни», 2011 - «151 эпизод жжизни», 2012 - «От жжизни к жизни» и 2013 г. - «Почти рукописная жизнь». Подчеркнем, что по смыслу и содержанию ЖЖ и книги равноценны: «бумажные» тексты представляет собой посты блога. Основные отл ч я прослеж ваются на уровне ст ля с нтакс са. Есл в ЖЖ ст ль пр бл жен к разговорному, то в кн гах мы в д м, что текст претерпел л тературную обработку на всех языковых уровнях. Гр шковец п шет во введении к «Году жизни»: «У книги всё-таки другие задачи, чем у Интернет-дневника. То, что вы держите в руках, прошло обработку как временем, так редактором. Как н странно, но мне нтересно было проч тать эту книгу. На бумаге всё выглядит иначе. Очень многое вспомнилось. Очень многое захотелось дополнить или уточнить. Но всё-таки эта книга почти документ. А такие документы править или дополнять нельзя» [Гришковец 2008: 5]. В результате получается что-то вроде новой повести / романа, в которой уже нет конкретных чисел и дат, но при этом сохраняется событийная документальность и фактографичность.
Б. Акунин записи из своего блога «Любовь к истории» также использует для создан я бумажного вар анта / кн г . Но в то же самое время он выкладывает в в ртуальное пространство накопленный ранее материал (исторические факты, детали), то, что предназначалось для будущ х кн г, но по как м-то пр ч нам не вошло, не помест лось в н х. Автор как бы перенос т зап с з своей обычной зап сной п са-тельской кни жки в электронную записную книжку.
Т.А. и А.В. Снигиревы в статье «Борис Акунин “Любовь к истории”: между книгой и блогом» дают сопоставительный анализ книги и блога Акун на, делая акцент на структуру, содержательную сторону в зуальную составляющую. Л тературоведы, обращающ еся к феномену блога, в основном сследуют его жанровые особенност , ст л -стику, язык. Осуществляя сравнение блога с дневниками и записными книжками, исследователи не рассматривают природу автора. На наш же взгляд, со сменой п сательск м текстом среды бытован я про сходят зменен я с сам м создателем про зведен я. Категор я «автор» станов тся центральной в блогосфере.
Б.О. Корман, напр мер, сследует проблему автора в эпосе, л -р ке драме, соотнос т друг с другом реальные художественные
Драфт: молодая наука
биографии писателей. Но как же быть с записными книжками, дневни -ками и тем более с писательскими блогами ? В них проблема соотношения реального (биографического) и художественного (концептуального) автора стоит особо остро.
Во-первых, в биографиях, автобиографиях, мемуарах, дневниках, исповедях, записных книжках вообще более отчетливо, чем в художественной л тературе, проступает л чность автора. Во-вторых, п сате-ли-блоггеры, как правило, даже настаивают на том, что в их случае все события реальны и подлинны, биографический автор равен герою. Это дост гается веден ем зап сей (соответств е каждого поста определенной дате), претендующ х на б ограф чность, фактограф чность документализм. Автор в блоге также создает свою биографию. А поскольку «в автобиографии активность субъекта прежде всего направлена на себя самого» [Абашева 2001: 217], необходимо пристально рассмотреть авторскую субъектность п сателя-блоггера.
Авторская субъектность представляет собой сложный сплав б о-граф ческо-художественного творен я. Нек й субъект отб рает в соответствии со своими психологическими, философскими и эстетиче-ск м взглядам ж зненный матер ал , спользуя разл чные художественные приемы, языковые средства выразительности, создает свой поэт ческ й м р. Это пр мен мо к п сательск м блогам, несмотря на то, что в них герой, биографический автор и автор-творец представлены в одном лице, а сюжет автобиографичен. События собственной ж зн п сатель часто кладет в основу сюжета про зведен я. Б. Корман отмечает, что «при создании художественного образа автора зменен я могут коснуться не только внешн х данных, но внутреннего облика, душевного типа, эмоционального строя» [Корман 1972: 15]. Следовательно, мы не можем быть уверенными в том, что писатель-блоггер не грает с ч тателем, не надевает л тературную маску, что он искренен и честен в своих чувствах и эмоциях, как это бывает в л чных дневн ках зап сных кн жках, не предназначенных для прочтен я друг м л цам публ кац . Блоггер значально настроен на д алог, его посты ведутся здесь сейчас, он создаются для тех, кто уже вступ л с н м в в ртуальный разговор.
Е. Гришковец в своем ЖЖ «Одновременно.еош», создавая черновики будущих книг, ведет диалог с читателями и создает свою биографию: «Сегодня 21 августа. Ровно 15 лет назад мы приехали в Калининград на постоянное место ж тельства. С этого дня началась другая география и совершенно новый этап моей жизни» [Гри шковец 2013]. Блог Гр шковца несомненно б ограф чен, он отражает реальные со-быт я: «Сегодня понял, что почт две недел не пр касался к дневн -
Драфт: молодая наука
ку. Были очень шебутные дни. Побывал и провёл творческий вечер в Тель-Ави ве, на сцене, на которой два года не был, потом прилетел в Москву и провёл творческий вечер в Доме актёра» [Гришковец 2013]. Гришковец сознательно и широко использует форму автобиографии в своем ЖЖ. Оно и понятно, «автор в биографии наиболее близок к герою ее, он как бы могут обменяться местам , поэтому-то возможно персональное совпаден е героя автора за пределам художественного целого. Биографическая ценность может организовать не только рассказ о ж зн другого, но переж ван е самой ж зн рассказ о своей ж зн , может быть формой осознан я, в ден я высказыван я собственной жизни» [Бахтин 1986: 140-141]. С другой стороны, если взглянуть на назван я кн г, основанных на блоге Гр шковца, то можно прослед ть определенный авторск й замысел, путешеств е п сате-ля от ЖЖ к рукописи. У Б. Акунина тоже прослеживается изначальный замысел создания блога, вынесенный в название - «Любовь к истории ». В отличие от Гришковца, он не пишет свою биографию, его интересуют чужие биографии - биографии других людей / исторических личностей, биографии вещей. Акунин ведет речь о военноначаль-никах, генералах, политиках, принцах, оружии и кладах. Временные и пространственные рамк расш рены. Акун нск й блог - своеобразная маш на времен , с легкостью пересекающая гран цы между ант чно-стью современностью, средневековьем эпохой Возрожден я. Натыкаясь на какую-н будь ант кварную вещь, п сатель тут же пр -думывает ей стор ю. Вот, к пр меру, о самурайском мече:
На кли нке кроме казенного “Да здравствует и мператор!” стои т дата, 15-й год Сёва (1940) и имя “Сато Котаро”. Я читаю этот меч, как открытую кни гу.
Котаро Сато: мальчик из бедной, простой семьи - вероятно, крестьянской (городск е парн не очень-то рвал сь в оф церск е школы). Очень маленького роста (сабля короче стандарта). На выпуск получил от гордых и счастли вых роди телей в подарок парадный меч... [...]
Может быть, конечно, я всё это нафантазировал - не имеет значения. Важно, что этот предмет будоражит воображение и дедукцию [Аку-ни н 2013].
В итоге Б.Акунин в своем блоге выступает творцом биографий стар нных вещей, автором-повествователем. Его воображен е грает с судьбам вещей, людей, д наст й. О себе он говор т вскользь, называя себя рефлексирующим эгоистом, но при этом отмечает: «.я хочу быть в мире с самим собой» [Акунин 2013]. Изредка делится своими воспом нан ям о детстве, отце, друзьях товар щах, оп сывает свой
Драфт: молодая наука
каб нет, повествует об обстоятельствах пр обретен я люб мой ант -кварной вещ цы. Автор б ограф ческ й предпоч тает наход ться в тен сво х вещей, он весьма скромен учт в: «прошу прощен я, есл зобретаю велос пед, как это со мной ногда случается», « зв н те за изжеванное выражение» [Акунин 2013]. Первую скрипку в блоге Аку-ни на и грает автор-творец - своеобразная маска. Григорий Шалвович Чхартишвили (настоящее имя писателя) любит прятаться за чужими менам . У него не од н псевдон м, кроме Бор са Акун на, есть еще Анна Бор сова, Анатол й Брусн к н. Чхарт шв л неулов м многоли к. Но скромное «Я» время от времени проби вается через голос истори и. То он вспоминает: «однажды, лет двадцать назад, я пристал к отцу с ножом к горлу.», то признается, что «у меня есть собственное предположение, которое я изложил устами леди Эстер в “Азазеле” и устами монашки Пелагии в “Белом бульдоге”» [Акунин 2013]. Истинное лицо проглядывает, когда Чхартишвили говорит о политике: «Серьезная претенз я к Навальному у меня, собственно, была одна: его склонность к националистической риторике и, в особенности, отношен е к пресловутому “Русскому маршу”. Для меня участ е в “Русском марше” - пр знак профнепр годност для человека, претендующего на роль л дера демократ ческой оппоз ц . В переводе на сущностный язык мой вопрос к Навальному означал бы: “Год тесь вы нам в лидеры или нет?”» [Акунин 2013]. От своего ли ца автор вступает в комментах в дискуссию с читателями.
В процессе создан я блога, так м образом, мы наблюдаем постоянную игру, когда автобиографическое начало смешивается с собственно художественным. Автобиографические факты легко превращаются в литературные. Отчасти это игровое отношение к тексту сти -мул ровано пр родой постмодерн стского автора в целом. По мнен ю Фуко, «письмо есть игра знаков, упорядоченная не столько своим означаемым содержанием, сколько самой природой означающего; но это означает то, что регулярность п сьма все время подвергается спытан ю со стороны сво х гран ц; п сьмо беспрестанно преступает переворач вает регулярность, которую оно пр н мает которой оно грает; п сьмо развертывается как гра, которая нем нуемо дет по ту сторону сво х прав л переход т так м образом вовне. В случае п сьма суть дела состо т не в обнаружен л в превознесен самого жеста писать; речь идет не о пришпиливании некоего субъекта в языке, - вопрос сто т об открыт некоторого пространства, в котором п шущ й субъект не перестает счезать» [Фуко 1996].
По Барту, на смену автору пр ход т некто «скр птор», который «рождается одновременно с текстом, у него нет н какого быт я до
Драфт: молодая наука
вне письма, он отнюдь не тот субъект, по отношению к которому его книга была бы предикатом; остается только одно время - время речевого акта, и всякий текст вечно пишется здесь и сейчас» [Барт 1994: 389.]. В случае блога действуют правила виртуального общения (реги -страция блога, дискурсивные установки, привычные для пользователей сети): автор существует до и вне текста/письма и сам рождает текст здесь сейчас, благодаря в том ч сле повествован ю от первого лица. В художественном же произведени и, в частности в романе, «который выступает как повествование рассказчика, местоимение первого л ца, настоящее время зъяв тельного наклонен я, знак локал -зации никогда не отсылают в точности ни к писателю, ни к моменту, когда он п шет, н к самому жесту его п сьма; он отсылают к некоторому alter еgо, причем между ним и писателем может быть более или менее знач тельная д станц я, зменяющаяся по мере самого развер-тыван я про зведен я. Было бы равным образом неверно скать автора как в направлении реального писателя, так и в направлении этого фиктивного говорящего; функция-автор осуществляется в самом рас-щеплени и,- в этом разделении и в этой дистанци и» [Фуко 1996].
Но главное отличие автора в Интернете от автора «бумажного» -установка на интерактивность. Он находится в постоянном диалоге с ч тателем, поскольку блог предполагает комментар друг х пользователей. Новый смысл обретают слова Барта о ч тателе как конструкторе текста: «Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до ед ной ц таты, з которых слагается п сьмо; текст обретает ед н-ство не в про схожден своем, а в предназначен , только предназначение это не личный адрес; читатель - это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст» [Фуко 1996].
Текст в блоге становится монтажом различных голосов. Так, Т. Толстая использовала свой блог в качестве сборника-цитатника. Ее посты представлял собой, как прав ло, ссылк на тексты друг х, менее звестных авторов, реценз на эт тексты, ссылк на сво нтервью на кулинарные рецепты, фотографии репродукций и старых газет. С недавн х пор звестная п сательн ца стала геро ней собственного блога, заполняя посты анекдот ческ м автоб ограф ческ м с туац ям , бытовыми наблюдениями, воспоминаниями: «Умер N. У меня с ним было что-то вроде фл рта, гроз вшего перейт , но так не перешедшего в роман; он надеялся, я же зачем-то водила его за нос. Мне было 19 лет, и мне казалось, что это, в общем, весело, хотя и немного опасно: еще прилипнет и не отлипнет» [Толстая 2013]. Т.е. Т. Толстая стала вест свой блог по тем же прав лам, что друг е звестные п сател .
Драфт: молодая наука
В блоге актуализируются и усиливаются и другие особенности современного письма: обрывочность, осколочность, отсутствие сюжета, клиповость. Справедливо замечено A.A. Житеневым: «мультиме-дийность и интерактивность блога, а также ограниченная емкость постовых записей программируют новый тип художественной прозы. Прозаический текст, созданный на основе блога, выстраивается как поисковый, обладающий характером интегрирующего метатекста, активно использующи й механизмы перформативности. Неся в себе такие родовые черты «прозы поэта», как фрагментарность, бессюжетность и монтажность, он переводит все эти признаки в новое качество, поскольку создает новую модель отношения автора и реальности, автора и читателя» [Житенев 2011: 135].
Можно предположить, что «бесформенность» записей форми -рует новый т п повествован я, новый т п авторства, порожденный функционированием текста в компьютерной среде. Виртуальный автор несет в себе черты автора, создающего тексты на бумаге. Но в то же время писатель-блоггер - представитель интернет-эпохи, элемент информационного общества. Писатель-блоггер - это новый тип повествователя / виртуального автора, открытого для диалога с чи -тателем, скренне повествующего о своей ж зн , творящего сво тексты на глазах ч тателя допускающего на свою л тературную «кухню» любого читателя. Эффект общения, возможный только в нтернет-пространстве, обогащает образ автора, делает его ж вее выраз тельнее. В ртуальные авторы хорошо осво л прав ла, сформ ровавш еся в новых блоговых жанрах, следуют м: д алогичность, биографичность, документализм, фрагментарность, обрывочность, отсутств е ед ного сюжета, повествован е от первого лица, досказанность и недосказанность одновременно (виртуальный автор, как прав ло, делает выводы сам, а в бумажном художественном произведении они выпадают на долю читателя), искренность, но в то же время зб рательность в отношен матер ала, умолчан е т.д. Но целое про зведен е, в конце концов, складывается в самом
ч тателе.
ЛИТЕРАТУРА
Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становлени е авторской идентичности). - Пермь: Издательство Пермского уни верси тета, 2001. - 320 с.
Аверинцев С.С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С. Авери нцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гри нцер, А.В.Михайлов // Истор ческая поэт ка. Л тературные эпох т пы художественного
сознания: Сб. статей. - М., 1994. - С. 33.
Драфт: молодая наука
Акунин Б. Блог. БЯЬ: // http://borisakunin.livejoumal.com/ 2013.
Барт Р. Избранные работы: Семи отика. Поэти ка. - М., 1994. - С. 384-391.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 384-391.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445 с.
Гришкоеец Е. Г од ЖЖи зни. - М.: Издательство АСТ, 2008. - 40 с.
Гришковец Е. Блог. БЯЬ: //http://odnovremenno.com/. 2013.
Даеыдое А .А. Социология изучает блогосферу // Социологические и сследования. - 2008. - 7 11. - С. 92-101.
Житенее А .А. «Проза поэта» в контексте меди акультуры: блог как художественный феномен // Известия Волгоградского государственного педагоги -ческого уни верси тета. - 2011. - Т. 64. - 7 10. - С. 132-136.
Колезее Д.Е. Эволюция дневни ка: от судового журнала Колумба до современных блогов // Известия Уральского федерального уни верси тета. - Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 81. - 7 4. -С. 130-134.
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.: Просвещение, 1972.
Прозорое В.В. Автор // Введение в литературоведение: уч. / под ред. Л.В. Чернец. - М.: ВШ, 2006.
Снигирееа Т.А., Снигирее А .В. Бори с Акуни н «Любовь к и стори и »: между кн гой блогом // Уральск й ф лолог ческ й вестн к. - 2013. - 7 2. -С. 198-206.
Солоеьее А .В. Ли тература и словотворчество в и нформаци онную эпоху // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. -2009. - 7 24. - С. 98-112.
Стахнееа Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологи и // Ученые запи ски Орловского государственного уни верси тета. -Сер я: Гуман тарные соц альные наук . - 2010. - 7 1. - С. 345-349.
Толстая Т. Блог. БЯЬ: //http://tanyant.livejournal.com/. 2013.
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / сост., пер. с фр., комм. послесл. С. Табачн ковой; под общ. ред. А. Пузырея. - М., Касталь, 1996. - 448 с.
Что такое автор БЯЬ: //http://www.opentextnn.ru/man/?id=1265.
Черняк М.А. Ли тература эпохи Web 2.0 // Вестни к Герценовского уни -верси тета. - 2011. - 7 4. - С. 41-48.
© Максимова Т.О., 2013