Научная статья на тему 'Пилотный проект фонда социального страхования Российской Федерации'

Пилотный проект фонда социального страхования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE IN CASE OF TEMPORARY DISABILITY AND MATERNITY / SOCIAL EFFICIENCY / THE PILOT PROJECT OF THE SOCIAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирова Заира Денилбековна

С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Переход к новой системе выплат пособий призван снизить вероятность страхового мошенничества, исключить невыплаты пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирова Заира Денилбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilot project of the Russian Federation social ensurance fund

The gradual reform of the compulsory social insurance against temporary disability and maternity has started since July 1, 2011. Transition to the new system of payment of benefits is designed to reduce the possibility of insurance fraud and eliminate non-payment of allowances.

Текст научной работы на тему «Пилотный проект фонда социального страхования Российской Федерации»

УДК 364.3 (470) ББК 65.272 Т 32

Темирова Заира Денилбековна, преподаватель Филиала ФГБОУ ВО "РГГМУ" в г. Туапсе Краснодарского края, e-mail: [email protected], тел: 8(900)2307884.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

(рецензирована)

С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Переход к новой системе выплат пособий призван снизить вероятность страхового мошенничества, исключить невыплаты пособий.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальная эффективность, пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации.

Temirova Zaira Denilbekovna, lecturer of the Branch of FSBEI HE "RSHU" in Tuapse of the Krasnodar Territory, e-mail: [email protected], tel.: 8 (900) 2307884.

PILOT PROJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION SOCIAL ENSURANCE FUND (Reviewed)

The gradual reform of the compulsory social insurance against temporary disability and maternity has started since July 1, 2011. Transition to the new system of payment of benefits is designed to reduce the possibility of insurance fraud and eliminate non-payment of allowances.

Keywords: compulsory social insurance in case of temporary disability and maternity, social efficiency, the pilot project of the Social Insurance Fund of the Russian Federation.

Как одно из направлений совершенствования управления системой обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее ОСС на случай ВниМ) Российской Федерации определен отказ от зачетного механизма (согласно которому, пособия работнику выплачивает работодатель, а Фонд социального страхования РФ (далее Фонд) перечисляет страхователю разницу между суммой начисленных страховых взносов и размером выплаченных им пособий, информацию о произведенных страхователем расходах Фонд получает только из ежеквартальной отчетности страхователя) финансового обеспечения пособий, что положило начало поэтапному реформированию данного вида обязательного социального страхования.

Целью создания механизма ОСС на случай ВНиМ, при котором назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется непосредственно территориальными органами Фонда, а не страхователем (далее пилотный проект) является обеспечение гарантированного получения застрахованными гражданами пособий независимо от финансового положения работодателя, а также реализация положений Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с которыми обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется страховщиком.

Хотелось бы отметить, что введение практики прямых выплат пособий территориальными органами страховщика не нова. Законом от 23 июня 1912 года «Об обеспечении рабочих на случай болезни» обязанность по выплате пособий была возложена именно на страховые кассы. Однако, летом 1927 года комиссия ВЦСПС с участием представителей Народного комиссариата труда и московских профсоюзов обследовала работу московских страховых касс. По итогам обследования предлагалось изменить порядок обслуживания кассами застрахованных. Чтобы разгрузить страховые кассы, упростить их работу было предложено оформление права на страховое пособие по временной нетрудоспособности и его выдачу возложить на самого страхователя с последующим перерасчетом

со страхкассой по выданным пособиям и контролем за этими операциями со стороны страховых касс. [1] Существующая система ОСС на случай ВНиМ сложилась в своих основных чертах в советское время, а в переходном периоде претерпела лишь некоторые организационные изменения, не меняющие систему по существу.

Для того чтобы представить степень сохранения жизненного уровня наемных работников, выплачиваемыми пособиями по социальному страхованию в рамках ФСС необходимо рассмотреть весомость этих пособий в составе выплат из данного страхового фонда.

Из анализа данных, приведенных в рисунке 1 можно сделать следующие выводы: динамика расходов на выплату пособий по ОСС на случай ВНиМ показывает, что наибольшая доля расходов приходится на три вида пособия - пособия по временной нетрудоспособности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и пособия по беременности и родам которые в 2014 году составляют 95% от расходов на выплату пособий по ОСС на случай ВНиМ, при этом доля расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности наибольшая и составляет 42,6% от расходов на пособия по данному виду страхования.

2010 2011 2012 2013 2014

□ Пособие по временной нетрудоспособности

□ пособие по беременности и родам

□ Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

□ Единовременное пособие при рождении ребенка

□ Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Рисунок 1 - Доля расходов по ОСС на случай ВНиМ в общих расходах ФСС РФ по видам страхового обеспечения в 2010-2014 гг., %

Так, из приложений таблиц 1, 2 видно, что специалистами ФСС РФ ежегодно проверяется не более 4 % расходов на цели ОСС на случай ВНиМ, заявленных страхователями в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, из общего числа составленных актов по результатам проверок 25 % имеют нарушения.

Таблица 1 - Результаты выездных проверок правильности расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством в 2013-2014 гг.

Наименование строки 2013 г. 2014 г.

Количество составленных актов проверок, тыс. шт. 79 78

Количество актов, по которым выявлены нарушения, тыс. шт. 29 30

Расходы, не принятые к зачету, млн. руб. 620 636

Таблица 2 - Результаты выездных проверок по рассмотрению обращений страхователей за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности

и в связи с материнством и принятия решений по их результатам в 2013-2014 гг.

Наименование строки 2013 г. 2014 г.

Поступившие обращения о выделении средств на возмещение расходов:

Количество, тыс. шт. 50 51

на сумму, млн. руб. 11 973 13 825

Составлено актов проверок, тыс. шт. 50 50

Принято решений о выделении средств (частичном выделении):

Количество, тыс. шт. 49 50

на сумму, млн. руб. 11 809 13 515

в т.ч. удовлетворено частично

на сумму, млн. руб. 3 020 3 227

Отказано:

Количество, шт. 833 821

на сумму, млн. руб. 99 97

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующий зачетный механизм не обеспечивает прозрачности соответствующих финансовых потоков для Фонда, осуществления должного контроля за выплатой пособий. Что может говорить о большом объеме необоснованных расходов.

Перепоручать администрации предприятий частичное выполнение функций страховщика, с одной стороны, экономически выгодно Фонду. Данный факт объясняет и существующую практику назначения, расчета и выплаты пособий самим работодателем. Все хорошо, если контроль страховщика за страхователем регулярен и злоупотребления немногочисленны. Однако проведенный анализ свидетельствует об обратной тенденции.

Следует акцентировать внимание на том факте, что ежегодно ФСС РФ передаются средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС РФ в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОСС на случай ВНиМ (согласно ст. 58 Федерального закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ одиннадцати категориям страхователей установлен пониженный тариф страховых взносов по этому виду страхования (или полное освобождение от уплаты).

Таблица 3 - Компенсация выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета РФ в 2011-2014

гг., млрд. руб.

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Компенсация выпадающих доходов из федерального бюджета, млрд руб. 5,4 22,5 23,6 14,8

Резкий скачок этого показателя в 2012 г. объясняется освобождением от обязанности уплаты страховых взносов в ФСС РФ для ряда страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Данные таблицы 3 позволяют нам констатировать факт постоянной значительной компенсации выпадающих доходов ФСС РФ из федерального бюджета, что свидетельствует о собственной финансовой неустойчивости фонда и ставит в приоритет его финансовой политики пилотный проект.

Модернизация зачетного механизма необходима как в целях усиления контроля расходования средств ОСС на случай ВНиМ, так и своевременного страхового обеспечения застрахованных граждан. Любые страховые отношения предусматривают роль страховщика именно как участника, обеспечивающего страховые выплаты, а не только сборщика страховых взносов. Зачетный механизм «размывает» эту роль и создает неясность в разделении ответственности страхователей и застрахованных.

Пилотный проект дает возможность получить полную информацию об условиях обеспечения пособиями застрахованного лица до проведения выплаты этого пособия, что невозможно сделать при выплате пособий через работодателей. Это так же позволяет снизить объем необоснованных расходов.

В рамках действующего зачетного механизма ОСС на случай ВНиМ для выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, в частности по оформлению документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, территориальным органам Фонда проводят выездные и камеральные (с истребованием документов) проверки страхователя. Такая система контроля за соблюдением законодательства об обязательном социальном страховании является недостаточной и выявляет минимальное количество возможных нарушений.

В такой ситуациях Фонд не может проконтролировать страхователя в режиме реального времени, чем пользуются предприятия-однодневки, а также недобросовестные работодатели. Реализация же пилотного проекта по прямым выплатам меняет сложившуюся ситуацию. Во -первых, страхователи перечисляют взносы в полном объеме, так как отсутствует возможность принятия в зачет понесенных расходов. Во-вторых, контроль документов, необходимых для назначения пособий проводится в 100% случаев сотрудниками Фонда, в результате чего уровень необоснованно назначенных и выплаченных пособий стремится к нулю.

Переход на прямые выплаты создает благоприятные условия для осуществления контроля правомерности назначения пособий, правильности их исчисления и достоверности предоставляемых страхователем сведений. Анализ таких сведений уже на начальном этапе приема позволяет выявить все возможные нарушения по сравнению с зачетным механизмом.

Можно сделать вывод о том, что зачетный механизм финансового обеспечения пособий является на сегодняшний день устаревшим, неэффективным и не отражающим сложившиеся реалии. Оправданным было использование зачетного принципа при наличии единственного работодателя -государства.

С началом системного финансового кризиса, из-за неспособности организовать конкурентоспособное производство товаров, выполнение работ и оказание услуг многие хозяйствующие субъекты оказались в тяжелом финансовом положении и даже на грани банкротства. Это не может не сказаться на финансовой устойчивости системы социального страхования, своевременной и в полном объеме выплате социальных пособий застрахованным лицам. В результате возникает почва для острых трудовых конфликтов, разрешение которых обязано брать на себя государство, как гарант конституционных и социальных прав граждан.

Затягивание с введением реального финансового контроля со стороны ФСС РФ уже в скором времени самым негативным образом скажется на его финансовой устойчивости.

Литература:

1. Ревизия страховой организации (к исследованию НК РКИ Одесской кассы) // Вопросы страхования. 1928. №8. С. 5.

2. Роик В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? СПб.: Питер, 2014. 352 с.

3. Исаков В.В. Обязательному страхованию рабочих в России 100 лет // Вестник государственного социального страхования. 2004. №4. С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.