СПОРТ
УДК 796.011:793.3 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10508
ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА» У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ СПОРТОМ
В.А. Александрова
Разработана и экспериментально обоснована методика с направленным воздействием на развитие силовых способностей, построенная на упражнениях из системы «Пилатес», способствующая укреплению «мышечного корсета» и снижению вероятности нарушения осанки у танцоров 7-9 лет. Представлены результаты тестовых упражнений в экспериментальной и контрольной группах.
Ключевые слова: танцевальный спорт, младший школьный возраст, система «Пилатес», «мышечный корсет».
Соревновательная программа юных танцоров предъявляет серьезные требования к физической подготовленности танцоров, особенно к таким физическим качествам, как выносливость, сила, координация. Соответственно это влечет за собой необходимость уделять повышенное внимание такому показателю, как «мышечный корсет», включающий в себя оценку общего состояния мышц танцора, отвечающий за стабильное положение позвоночника, таза, бедер. В литературе такие мышцы называются стабилизаторами [2, 3].
Выполнение некоторых танцевальных шагов движений, а также удержание «основной стойки» в танцах стандартной программы требуют внимательного подхода к тренировочному процессу, подготовительному и соревновательному периодам, показателям силы и силовой выносливости. Вследствие высоких требований к мышечным структурам танцоров возникает необходимость формирования «мышечного корсета», особенно у детей 7-9 лет с относительно низкими показателями мышечной силы [1-3, 5, 6, 8]. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Указанные особенности мышечной системы на ранних стадиях развития требуют специального внимания при организации занятий физическими упражнениями с детьми [2, 3, 5, 8]. Если этого не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала детей можно считать упущенным [2, 3].
С учетом описанных возрастных особенностей в тренировочный процесс танцоров были включены занятия по системе «Пилатес». Специально разработанная экспериментальная методика, построенная на упражнениях из системы «Пилатес», с направленным воздействием на развитие силовых способностей способствует укреплению «мышечного корсета», снижению вероятности нарушения осанки, формированию чувства и умения контролировать свое тело, что важно для танцора. Основная идея системы «Пилатес» представлена в 8 принципах: релаксации, концентрации, выравнивания, дыхания, центрирования, координации, плавности движений и выносливости [3, 4, 6, 7].
Методы и организация исследования. Для определения уровня и темпа прироста физиологических качеств юных танцоров было проведено педагогическое тестирование. В педагогическом исследовании использовались функциональные пробы и тесты для оценки:
- состояния мышечного корсета (выполняется два теста);
- статической выносливости мышц брюшного пресса;
- динамической выносливости мышц брюшного пресса;
- силы мышц плечевого пояса;
- удержания стойки в «Стандарте» (силовой выносливости рук (силы мышц плечевого пояса) в позиции танцевальной программы «Стандарт».
В исследовании приняли участие 20 испытуемых младшего школьного возраста 7-9 лет с квалификационным классом «Е», танцевальная категория «Дети-1».
В экспериментальной и контрольной группах было по 10 спортсменов - 5 мальчиков и 5 девочек. Исследование проводилось в течение танцевального сезона. В контрольной группе использовались дополнительные упражнения на развитие общей физической подготовки по 15 мин. В экспериментальной группе проводились дополнительные занятия по системе «Пилатес» два раза в неделю по 45 мин.
Занятие состояло из трех частей: разминка - 10 мин, основная часть - 30 мин, заминка - 5 мин.
В качестве разминки использовались следующие упражнения: «Скручивание у стены», «Правильное дыхание», «Пупок к позвонку», «Вытягивание и подтягивание носков». Все упражнения позволяли юным танцорам настроиться на основные принципы выполнения: дыхание, переключение напряжения и расслабление.
В основную часть занятия включались упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц брюшного пресса: «Изгибание позвоночника», «Штопор», «Наклоны в сторону», «Скручивание спины», «Косое скручивание спины», а также упражнения, которые задействуют различные группы мышц (плечевой пояс, «мышечный корсет», мышцы брюшного пресса и нижних конечностей): «Звезда 1», «Звезда 2»,
«Кошка», «Вращение ногой», «Вращение бедер», «Вытягивание ноги», «Отжимания». Данные упражнения были ориентированы на решение основной задачи нашего занятия - гармоничное развитие и формирование «мышечного корсета». Использовались разные исходные положения, которые позволяли проработать разные мышцы.
В конце занятия рекомендуется проводить заминку из следующих упражнений: «Разведение рук», «Положение покоя и спинное дыхание». Данные упражнения позволяли танцорам восстановиться после выполненной нагрузки и перейти к другому виду деятельности.
Результаты и их обсуждение. В таблице представлены результаты экспериментальной группы.
Результаты тестовых упражнений в экспериментальной группе
Испы- Оценка состояния Динамическая выносли- Удержание стойки
туемые мышечного корсета, с вость мышц брюшного в «Стандарте», с
пресса, кол-во раз
До После Разница До После Разница До После Разница
1 30,4 57,2 26,8 20 31 11 83,7 93,6 9,9
2 38,3 58,7 20,4 22 34 12 85,2 96,5 11,3
3 47,4 68,4 21,0 24 35 11 79,3 91,7 12,4
4 65,2 83,5 18,3 25 38 13 88,6 98,5 9,9
5 67,2 84,7 17,5 27 40 13 90,4 102,3 11,9
1 28,6 48,5 19,9 13 21 8 82,6 92,7 10,1
2 34,7 56,2 21,5 18 27 9 78,5 90,6 12,1
3 49,1 63,4 14,3 24 36 12 83,5 94,9 11,4
4 62,7 80,6 17,9 23 38 15 88,4 98,7 10,3
5 68,3 83,7 15,4 28 43 15 89,2 99,3 10,1
(Х)±о 50,2 68,4 19,3 22,4 34,3 11,9 84,9 96,0 11,1
±15,7 ±13,6 ±3,5 ±18,3 ±14,8 ±4,6 ±4,1 ±3,6 ±1,0
Экспериментальный комплекс упражнений по системе «Пилатес» был подобран с акцентом на развитие «мышечного корсета», поскольку это было продиктовано необходимостью тренировочного процесса и данной возрастной категории танцоров. В итоге наибольший прирост наблюдался в показателях, оценивающих данное физическое состояние. Однако в показателях других тестов также были получены достоверные приросты в экспериментальной группе (р<0,05), свидетельствовавшие, что испытуемые справились с тестовыми заданиями на оценки «хорошо» и «отлично»». Меньше всего наблюдался прирост в тесте на оценку силы мышц плечевого пояса - «отжимания». Это можно объяснить тем, что в подобранной методике данной группе упражнений, направленных на развитие силы мышц плечевого пояса, внимание уделялось меньше, но полученные данные имеют также положительную динамику. Для качественного и показательного выполнения теста по специализации
«Удержание стойки в Стандарте» необходимо иметь крепкий и сильный «мышечный корсет» и хорошо развитую силу мышц плечевого пояса. Упражнения из нашей методики как раз и были направлены на развитие этих качеств. В результате мы получили хорошие результаты по прохождению данного теста. Испытуемые экспериментальной группы по средним показателям справились на оценку «отлично».
Относительно показателей, полученных нами в контрольной группе испытуемых, необходимо отметить, что значения конечных показателей относительно первичными изменились минимально, не достоверно ф>0,05) или вообще не изменились.
Таким образом, можно констатировать значительную динамику тестовых показателей у танцоров в экспериментальной группе. По всем пробам и тестам показатели значительно изменились, в отличие от контрольной группы, в которой разница показателей имеет недостоверные различия, что позволило нам говорить об эффективности выбранной нами методике.
Выводы.
1. Полученные результаты позволяют заключить, что экспериментальный комплекс, построенный на упражнениях системы «Пилатес», включенный в привычный тренировочный процесс юных танцоров, позволил оказывать акцентированное воздействие на формирование у них «мышечного корсета».
2. Полученные положительные эффекты от внедрения данной экспериментальной методики, а также достоверные изменения, полученные во всех тестовых упражнениях, позволяют нам считать ее эффективной и рекомендовать для включения в тренировочный процесс юных танцоров.
3. Положительный эффект экспериментальной методики позволяет продолжить дальнейшие исследования, внедряя данную методику в тренировочный процесс танцоров других возрастных групп и периодов подготовки.
Список литературы
1. Александрова В.А. Особенности использование упражнений из системы йоги для воспитания гибкости спортсменов танцевального спорта // В мире научных открытий. 2014. № 11-11(59). С. 4330-4340.
2. Головченко О.П. Формирование физической активности человека. Ч. II. Педагогика двигательной активности: учеб. пособие, 2-е изд., испр. Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. 198 с.
3. Паттерсон Э. Золотые правила Йозефа Пилатеса. М.: Феникс, 2006. 224 ^
4. Пилатес - управление телом / Л. Робинсон [и др.]. М.: Попурри, 2009. 272 c.
5. Путинцева Е.В., Пшеничникова Г.Н. Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах // Омский научный вестник. 2006. № 2. С. 233-235.
6. Робинсон Л., Томсон Г. Пилатес. Путь вперед. М.: Попурри, 2006.
192 c.
7. Робинсон Л., Фишер Х., Масси П. Пилатес для спины. М.: Попурри, 2012. 256 с.
8. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 168 с.
Александрова Вероника Анатольевна, канд. пед. наук, доц., nikiri@,mail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогически университет
PILATES, AS A MEANS OF FORMING A "MUSCLE CORSET" IN CHILDREN 7-9 YEARS OLD, ARE ENGAGED IN DANCE SPORT
V.A. Aleksandrova
A technique was developed and experimentally substantiated with a directed effect on the development of strength abilities, built on exercises from the Pilates system, which helps to strengthen the "muscle corset" and reduce the likelihood of a violation of the posture of dancers 7-9 years old. The results of test exercises in the experimental and control group are presented.
Key words: dance sport, primary school age, pilates system, "muscle corset".
Aleksandrova Veronica Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University
References
1. Aleksandrova V.A. Osobennosti ispol'zovanie uprazhnenij iz sistemy jogi dlya vospitaniya gibkosti sportsmenov tanceval'nogo sporta [Features use of exercises from the yoga system to enhance the flexibility of dance sports athletes] // V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries]. 2014. No. 11-11 (59). P. 4330-4340.
2. Golovchenko O.P. Formirovanie fizicheskoj aktivnosti cheloveka. Ch. II. Pedagogika dvigatel'noj aktivnosti [The formation of physical activity of a person. Part II. Pedagogy of motor activity]: textbook. allowance, 2nd ed., rev. Omsk: SibADI Publishing House, 2004. 198 p.
3. Patterson E. Zolotye pravila Jozefa Pilatesa [Golden Rules of Joseph Pilates]. M .: Phoenix, 2006. 224 p.
4. Pilates - upravlenie telom [Pilates - body control] / L. Robinson [et al.]. M.: Potpourri, 2009. 272 p.
5. Putinceva E.V., Pshenichnikova G.N. Kompleksnaya nachal'naya podgotovka detej 7-9 let v sportivnyh tancah [Comprehensive initial training for children 7-9 years old in sports dances] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2006. No. 2. P. 233235.
6. Robinson L., Tomson G. Pilates. Put' vpered [Pilates. The way forward]. M.: Potpourri, 2006. 192 p.
7. Robinson L., Fisher H., Massi P. Pilates dlya spiny [Pilates for the back]. M.: Potpourri, 2012. 256 p.
8. Terekhova M.A. Metodika fizicheskoj podgotovki tancorov 10-11 let na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Methods of physical training for dancers 10-11 years old at the stage of initial sports specialization]: dis. ... cand. ped sciences. Volgograd, 2008. 168 p.