УДК 821(5).09"19/20"
Волкова Ксения Борисовна
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ПЬЕСА КОРОЛЯ РАМЫ VI ВАЧИРАВУДА «СЕРДЦЕ ВОИНА»: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТАЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ И ТРАДИЦИИ ТЕАТРА КЛАССИЦИЗМА
Впервые в научной литературе анализируется пьеса короля Рамы IV Вачиравуда - основоположника нового театра в Таиланде и крупнейшего драматурга страны. Материалом для исследования послужило произведение «Сердце воина», которое заслуженно признано вершиной тайской «разговорной» драматургии. Являясь идеологом монархического национализма, Вачиравуд использовал театр для распространения своих политических взглядов среди населения. «Сердце воина» - пьеса откровенно агитационно-пропагандистская. Автор в образной драматической форме ставит актуальные общественно-политические и социальные вопросы, аргументирует свою позицию, наглядно разъясняя ее, и стремится сформировать, укрепить у читателя/зрителя стойкую веру в монархию. Ценность пьесы не исчерпывается ее идейным пафосом - произведение оригинально и в художественном плане: драматург органично соединил жанровую форму западноевропейской драматургии рубежа Х1Х-ХХ вв. - «пьесы идей» - с художественной традицией театра классицизма (господство абсолютизма, преобладание патриотических ценностей и нравственного долга, композиция «двух потоков» - любовной и общественной интриг, значащие имена и др.). Общественная проблематика пьесы обогащена любовно-психологическими перипетиями сюжета и переживаниями героев, четко выстроена интрига, выразительны образы персонажей.
Ключевые слова: Таиланд, Вачиравуд, национализм, пропагандистская пьеса, традиционный театр, театр классицизма, драматургия.
Время правления короля Рамы VI Вачиравуда считается «золотым веком» тайской драмы. Он продолжил традиции лакхон пхут, «разговорного» театра (до этого все виды драмы были танцевальными), у истоков которого стоял его отец, король Чулалонгкорн. Однако, в отличие от предшественника, он ушел от прежних канонов, для которых была характерна исключительно любовная тематика, и наполнил свои пьесы общественно-политическим содержанием. Образцом для творчества короля послужил английский «театр идей», с которым он познакомился, когда учился в Оксфорде.
В период правления Вачиравуда (1910-1925) Сиам столкнулся как с внешними проблемами -опасностью колонизации со стороны европейских государств, так и с внутренними социально-политическими трудностями. В такой ситуации король начал проводить политику монархического национализма, утверждавшую абсолютизм, который он считал гарантом стабильности государства.
Лозунг «Нация! Религия! Король!» стал основополагающим в его националистической агитации. Для распространения своих политических взглядов король-драматург использовал литературу и театр, стремился через печатное слово влиять на сознание тайцев. В каждой своей пьесе король делал упор на пропаганде этих «трех китов» монархического национализма, объяснял, к чему обязывало гражданина каждое из этих положений, и предупреждал об опасности отказа от них.
Желая сплотить вокруг себя аристократию и сделать ее главной опорой своей государственной программы, Вачиравуд создал военизированное общество «Сыа Па» («Дикие тигры»), а также юношеский отряд «Лук сыа» («Тигрята»). Всецело
преданные королю, их члены должны были пропагандировать националистические идеи в тайском обществе. Именно с целью призыва вступать в ряды этих организаций Вачиравуд в 1913 г. пишет пьесу «Сердце воина» («Хуатьай Накроп»). В этом произведении настолько сильно националистическое влияние, что оно и сегодня остается актуальным.
«Сердце воина» - пьеса откровенно пропагандистская. Автор в образной драматической форме ставит актуальные общественно-политические и социальные вопросы, аргументирует свою позицию, наглядно разъясняя ее, и стремится сформировать у читателя/зрителя стойкую веру в основополагающие принципы политики короля. Больше того, «Сердце воина» обладает всеми основными признаками агитационного жанра: она построена на эмоциональном воздействии, стиль афористичен, и текст словно просится разойтись на лозунги: «Долг любого мужчины - защищать Нацию, Религию и Короля» [1, с. 23], «У истинного тайца -сердце дикого тигра» [1, с. 51], «Каждый таец -защитник своей Родины» [1, с. 26] и др.
Постоянно обращаясь к реальным политическим событиям своего времени, Вачиравуд стремился сформировать у своей аудитории то же отношение к общественным проблемам, что и у него самого, привлекал её на свою сторону. С помощью ярких метафор автор обращался к массовому читателю/зрителю, разъясняя ответственность каждого гражданина перед своей страной и побуждая вступать в ряды «Диких тигров»: «Тот, кто может пожертвовать собой ради страны, обладает сердцем воина» [1, с. 24].
Именно на метафоре «сердце воина» строится все произведение. Автор наделяет им отдельных персонажей - тех, кто выражает его собственную
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
© Волкова К.Б., 2017
88
позицию. Главный герой Пхрапхиром, так же как его старший сын Свинг, проходят путь перевоплощения от «сердца труса» к «сердцу воина» и в конце пьесы обретают черты настоящих защитников Родины.
Произведение ориентировано на то, чтобы стать лозунгом «Диких тигров». Развернутая метафора «тигры» организует образную систему пьесы. Все группы персонажей в своих репликах так или иначе упоминают этих животных. «Отец не хотел, чтобы ты стал щенком тигров» [1, с. 2], - говорит один из героев. Главный герой обвиняет дочь: «Не думал, что моя дочь захочет стать тигрицей» [1, с. 22]. Или слова генерала Луангману: «Ты смел! У тебя сердце настоящего тигра» [1, с. 15]. Образ-символ могущественного Тигра словно витает над событийным пространством пьесы.
Автор делит персонажей по принципу отношения к организации «Дикие тигры»: одни порицают её, другие - поддерживают и готовы за неё «отдать жизнь». Драматург позволяет каждому герою высказать свое мнение, объяснить свою точку зрения, так как именно столкновение разных общественно-политических позиций помогает автору выстроить идеологический конфликт пьесы.
Одну из своих важных задач автор видит в том, чтобы проследить путь формирования у персонажа чувства патриотизма, верности стране и воинскому долгу, тем самым вызвав те же чувства у зрителя. Однако содержание пьесы не сводится к узко пропагандистским целям - оно значительно шире, так как неотделимо от личных отношений, в том числе любовных. Особенность пьесы в том, что ее общественно-политическая проблематика решается в рамках истории одной семьи.
В центре конфликта - отец семейства, гражданский чиновник в отставке Пхрапхиром. В начале пьесы он отрицает любой вариант военной службы, считая ее в лучшем случае «бесполезной тратой времени», а в худшем - верной дорогой к смерти. Герой запрещает своим детям вступать в ряды военизированного общества и даже упоминать его название в стенах дома. «Дикий тигр - мне не сын» [1, с. 17], - говорит Пхрапхиром.
Вопреки отношению отца, трое из детей - младший сын Сават, дочь Урай и даже старший сын Свинг, поначалу бездельник и повеса, - становятся «лук сыа» и готовы отдать жизнь за свою страну.
Главного героя окружают персонажи, представляющие две группы. С одной стороны, это члены общества «диких тигров», во главе которых стоит его старый друг - Луангману. На протяжении всей пьесы в своих монологах эта группа персонажей выражает авторскую позицию, стремясь изменить точку зрения главного героя, объяснить ему «ответственность каждого тайца перед Родиной». По другую сторону - китаец Сунбенг, его родная сестра Нэй - младшая жена Пхрапхирома, а также
его любимый средний сын Савай, которые в конце концов оказываются не только противниками «диких тигров», но и предателями.
Группу отрицательных персонажей возглавляет китаец Сунбенг. Вачиравуд вводит этого персонажа неслучайно: он хочет, чтобы зритель разделил авторское негативное отношение к этому этническому меньшинству Сиама. Дело в том, что националистическая политика короля-драматурга была во многом направлена против китайцев и их агрессивной экономической деятельности на территории королевства.
Представляя на сцене тип столичного китайца, автор выводит образ Сунбенга, который иллюстрирует его собственную позицию. Сунбенг откровенно говорит, что таких, как он, волнуют только деньги, при первой же опасности они готовы бежать из страны, которая стала для них домом.
Ответвление «китайской» темы - история тайной любовной связи между Нэй, младшей женой Пхрапхирома, и его любимым средним сыном. Главный герой поражен предательством близких ему людей. И именно эти персонажи в конце пьесы предадут «диких тигров», сообщив врагу важную стратегическую информацию об отряде. Предатель - изменник во всем: и в личных отношениях, и в общественных.
Отдельную группу персонажей составляют женские персонажи. Особенно важны для раскрытия авторской идеи образы дочери главного героя Урай и его старшей жены Йэм, выступившие против мнения отца и мужа. В традиционной тайской драме женщины участвовали только в любовном конфликте, часто даже без слов. Теперь же на сцену выходит сильная женщина с собственной позицией.
Драматург разрушает укоренившиеся взгляды на роль и место тайской женщины в семье и в обществе. На него, очевидно, оказала влияние концепция просвещенной женщины, которая сформировалась в европейской культуре и литературе XVIII в.: женщина не только мать, жена и хозяйка, она человек, к которому надо предъявлять те же требования, что и к мужчине. Йэм умна, и у нее есть понятия о чести и долге. Героиня Урай похожа на женский персонаж театра просвещения - у нее есть свое мнение, она даже наделена чертами героя-резонера.
С образом старшей дочери Пхрапхирома связан и традиционный конфликт драматургии классицизма, который строится на столкновении личного чувства (любви Урай и военного Луангмани) с долгом. Долг для героев - ответственность перед Родиной. Пхрапхиром обещает руку своей дочери Лу-ангмани, но только если тот покинет ряды «Диких тигров»: «Покинешь диких тигров, тогда я отдам тебе дочь. <...> Если любишь - уйдешь!» [1, с. 25]. Но Урай перебивает отца и говорит, обращаясь к возлюбленному: «Если уйдешь, то я не хочу тебя
Вестник КГУ^ № 1. 2017
89
больше видеть!» [1, с. 25]. История любви Урай и Луангмани - антитеза порочной любовной связи между Нэй и Савай: вместо предательства здесь перед зрителем высокое чувство, неотделимое от патриотизма.
Система образов персонажей «Сердца воина» выстраивается парадоксально: именно те, кто с Пхрапхиромом согласны и поддерживают его точку зрения, в итоге предают его, и, напротив, те, кто с ним спорил, оказываются истинными друзьями. Этот парадокс внутренне вполне оправдан: ведь антипатриотическая позиция Пхрапхирома не соответствует его внутренней сути, ибо в душе он - истинный таец. В конечном итоге «партии добра и зла» ведут борьбу за душу главного героя.
Своей кульминации и развязки оба потока - общественный и личный - достигают в сцене осады и захвата дома Пхрапхирома англичанами, а также в ходе последующих событий, когда в герое просыпаются чувства патриотизма, ответственности перед Родиной, и он берется за оружие, чтобы защитить свой дом от чужеземцев. Кульминация пьесы - это момент прозрения главного героя, его превращения в «настоящего воина». Он начинает понимать, что, защищая Родину, он защищает свой дом и близких. Более того, даже под страхом пыток и казни он отказывается передать врагу важную информацию. В отличие от китайца Сунбенга, который при первой возможности переходит на сторону противника и сообщает ему все сведения.
Одновременно, хотя и не столь очевидно, высшей точки достигает любовная линия: отец осознает себя защитником Родины, «настоящим воином» и «тигром», и это предопределило счастливый брак его дочери с Луангмани. Персонажи оказываются связанными: оба защищают свою Родину, хоть и в разных местах. Луангмани уходит оборонять важный стратегический объект - мост, а Пхрапхи-ром остается защищать дом.
Парадоксально и соединение в пьесе двух несовместимых, казалось бы, литературных направлений: если пропагандистско-агитационный жанр пьесы связан с драматургией Нового времени, то в целом пьеса «Сердце воина» написана в традициях классицизма.
Вачиравуду близок дух театра французского классицизма, одной из главных задач которого было укрепление абсолютной монархии. Центральный конфликт классицизма - борьба общественного и личного начал, долга и чувства. Это художественное направление утверждало главенство государственных интересов над личными, преобладание патриотических ценностей и нравственного долга. Такие художественные принципы вполне соответствовали установке Вачиравуда на распространение и пропаганду через театр своих политических идей и соответствующих общественных настроений.
Образы многих персонажей также строятся по принципу эстетики классицизма: каждый герой воплощает определенную черту характера, которая проявляет себя на протяжении всей пьесы. Так, китаец Сунбенг - предатель, Луангмани - честный воин, Урай - девушка, сильная духом.
Во многом поэтому большинство персонажей наделены «говорящими» именами: Сават в переводе с тайского языка обозначает «счастье», «добро», имя директора школы «луксыа» Судтьай можно перевести как «искренний», «честный». Идеалу тайской женщины драматург дает имя Урай - «золото».
Вачиравуд следует классическому триединству, нарушая только единство времени, так как события пьесы явно разворачиваются в течение продолжительного периода. Единство места соблюдается: все события драмы происходят в доме Пхрапхи-рома. Наличие двух конфликтов, общественного и любовного, взаимосвязаны. Однако жанр этого драматического произведения - социально-политический. Поэтому общественный конфликт главенствует над любовным, что становится ясным для зрителя с первого появления героев. И хотя очевидно, что драматург вводит любовную интригу для раскрытия женского образа Урай и для усиления общественного конфликта, две сюжетные линии тесно взаимодействуют, и в этом заключается своеобразие пьесы «Сердце воина». Такая композиция «двух потоков» - общественной проблематики и любовной интриги - также соответствует принципам театра классицизма.
Важная роль в решении идеологического конфликта пьесы принадлежит автору, который выражает свою позицию различными способами. Прежде всего - через многочисленные развернутые ремарки, которые служат для раскрытия авторского мнения. Учитывая, что пьесы Вачиравуда предназначались также и для чтения, ремарки несут важную смысловую нагрузку. Они описывают обстановку, героев, их внешний вид и поведение.
Ремарки, касающиеся внешнего вида, очень выразительны, автор использует точные слова, прекрасно описывающие того или иного персонажа. Иногда даже их отсутствие уже дает характеристику герою. Так, предатель Сунбенг, который в начале пьесы одет в традиционный китайский костюм, появляется в европейской одежде, когда дом захватывают англичане. Смена одежды в соответствии с обстоятельствами обнаруживает сущность хамелеона Сунбенга. На примере этого персонажа автор дает характеристику всем корыстным приспособленцам-китайцам, готовым предать любого ради собственной выгоды.
В «Сердце воина» Рама VI гармонично соединил жанровую форму западноевропейской драматургии ХХ в. - «пьесы идей», ставшей для короля способом пропаганды своих взглядов, - с художественной традицией театра классицизма.
90
Вестник КГУ .J № 1. 2017
Можно сказать, что конкретную пропагандистскую задачу популяризации движения «Диких тигров» в Сиаме, поставленную королем-драматургом, пьеса «Сердце воина» выполнила блестяще. Во многом благодаря успеху этого сочинения Вачира-вуда численность «тигров» существенно возросла.
Помимо этой узко пропагандистской задачи, Вачиравуд в своей пьесе успешно решил и задачу более общую - утвердить в сознании подданных концепцию монархического национализма, которая и сегодня остается частью государственной идеологии страны, а цитаты из этого произведения до сих пор используются в политической агитации.
Ценность пьесы, однако, не исчерпывается одними лишь ее идейными достоинствами - произведение оригинально и в художественном плане: в нем органично соединились различные стили и жанры, общественная проблематика обогащена любовно-психологическими перипетиями сюжета и переживаниями героев, четко выстроена интри-
га, выразительны образы персонажей. «Сердце воина» заслужено считается вершиной тайской драматургии. Эта пьеса и сегодня остается актуальной и входит в программу по литературе в тайской средней школе.
Библиографический список
1. Вачиравуд. Сердце воина / пер. с тайского языка К.Б. Волковой. - Бангкок, 2005.
2. Волкова К.Б. Драма короля Рамы IV Вачиравуда «Захват власти» - оригинальная тайская версия жанра европейской пьесы-дискуссии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - 2016. -Вып. 4. - С. 166-172.
3. Искольдский В.И. Национальный вопрос в Таиланде. - М., 1989.
4. Vella, Walter F. Chaiyo! King Vajiravudh and the Development of Thai Nationalism. - Honolulu: The University Press of Hawaii, 1978.
Вестник КГУ № 1. 2017
91