Научная статья на тему 'Пьеса драматурга К. Матмуратова «Две жизни в одном доме»'

Пьеса драматурга К. Матмуратова «Две жизни в одном доме» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ПЕРСОНАЖ / ПЬЕСА / ДРАМА / ХАРАКТЕР / ДИАЛОГ / КАРТИНА / ЭПИЗОД / THEATRE / PERSONAGE / PLAY / DRAMA / CHARACTER / DIALOGUE / PICTURE / EPISODE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобланов Жоламан Таубаевич

В статье рассматривается художественное мастерство каракалпакского драматурга К. Матмуратова в жанре драмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пьеса драматурга К. Матмуратова «Две жизни в одном доме»»

Пьеса драматурга К. Матмуратова «Две жизни в одном доме»

Кобланов Ж. Т.

Кобланов Жоламан Таубаевич /Koblanov Zholaman Taubaevish - доктор филологических наук,

ассоцированный профессор, кафедра казахского языка и литературы,

Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени Шахмардана Есенова, республика

Казахстан, г. Актау

Аннотация: в статье рассматривается художественное мастерство каракалпакского драматурга К. Матмуратова в жанре драмы.

Abstrakt: the article considers the artistic skill of the Karakalpak playwright K. Matmuratov in the genre of drama.

Ключевые слова: театр, персонаж, пьеса, драма, характер, диалог, картина, эпизод.

Keywords: theatre, personage, play, drama, character, dialogue, picture, episode.

Важное событие - это появление в последние годы в каракалпакской драматургии нескольких новых пьес: «Две жизни в одном доме» и «Омирбек и плешивый» К. Матмуратова, «Седьмой муж моей мамы» К. Рахманова, «Ерназар Алакоз» А. Оталиева, «Один день спустя сорок лет», «Первая командировка», «Старуха Бажбана» С. Жумагулова, «Айдос баба», «Честь мундира» И. Алланазарова и др.

Пьеса К. Матмуратова «Две жизни в одном доме» с 1980-го года и до сих пор не сходит со сцены Каракалпакского государственного театра музыкальной драмы и комедии имени Бердаха. В основе событий этой пьесы лежат человечность и взаимоотношения молодых супругов в одной семье. В пьесе новобрачный Бахыт начинает замечать не самые лучшие качества своей любимой жены Улболсын. Несмотря на то, что Улболсын грамотная и образованная, она в то же время показывает себя как надменная, ничего не видевшая в жизни девушка. Она не знает, что значит уважать старших. Вначале она пререкается с бабушкой Бахыта Хамре и его мамой Палзадой и даже доходит до рукоприкладства. Сначала Бахыт не придавал значения поведению жены, оправдывая это ее молодостью, но потом он решает развестись с Улболсын, которая издевается над его бабушкой и матерью, которых он так лелеет.

Перейдем к проблеме основных персонажей. Драматург очень четко рисует образы своих персонажей. Улболсын - грамотная, образованная девушка. В ее натуре очень много противоречий. Этому есть объяснение. Как говорится, человека воспитывает та среда, в которой он вырос. Она получила воспитание своей высокомерной, эгоистичной, корыстной матери-торговки Сауле. Каждый свой шаг Улболсын совершает по указке своей матери. Например, придя вслед за своей дочерью, а затем уходя, Сауле говорит ей: «Мой тебе большой материнский совет, раз уж тебе выпало попасть в эту семью, будь осторожна, остерегайся этих двух старух!»

Улболсын (слушая): Почему ты так говоришь, мама?

Сауле: Ты еще ребенок, дочка. У твоего отца тоже были родители: старик со старухой. Старуха много раз пыталась сесть мне на шею. Но я ей не позволила. Наоборот, я оставила их с носом, забрала с собой их сына.

Что же можно ждать от Улболсын, которая с детства слышит такие слова. Она такая же, как и ее мать, высокомерная, эгоистичная, корыстная. К тому же она не из тех девушек, которые самостоятельно принимают решения. Например, во второй сцене пьесы мы наблюдаем следующий диалог матери и дочери:

Сауле: Вот, дочка, жизнь такова, если ты не разобьешь нос другому, то его разобьют тебе. Там, где ходят они, там только приказы, поручения, пустые нравоучения, которые забивают твою голову. Ты не верь их лживым сладким словам, ведь путь в ад лежит именно через них.

Улболсын: Что же мне тогда делать?

Сауле (махнув рукой): Сын ли это, старуха ли это, никому не давай сесть себе на голову! Не позволяй им и слова сказать! Ну, а с мужем будь поласковее.

Один из отрицательных персонажей пьесы, усиливающий конфликт в ней - это Зернегуль. Это тупая, завистливая женщина из аула, сплетница. Эти ее отрицательные качества драматург умело передает через мелкие детали.

Улболсын прибирает стол. Входит Зернегуль.

Зернегуль: Хау, Улболсын, ты же сказала, что сядешь им на шею, а сама все еще суетишься по хозяйству. Старуха, что, оказалась сильнее тебя?! (коварно смеется).

Улболсын (прекратила уборку): Действительно, что это со мной, будто я раба этого дома!

Зернегуль: Да, показ своего превосходства начинается именно с таких мелочей [1, с. 221].

Дела молодой семьи и так шли на разлад, а тут еще и Зернегуль вместо того, чтобы поддержать, подлила масла в огонь.

Все персонажи произведения стоят того, чтобы на каждом из них подробно остановились. Например, если взять основного героя Бахыта, это личность, не похожая на других, со своеобразными качествами и особенностями. Он верит в свои силы, никому не делает зла, добродушный, человечный, честный человек. Он очень высоко ценит слова своих матерей, которые, лелея и холя, вырастили и воспитали его. Глупый и наивный в начале пьесы, Бахыт в конце ее поднимается до уровня сознательного, зрелого человека,

умеющего различать добро и зло. Например, в первой сцене пьесы между ним и младшим братом Женисбаем происходит следующий диалог:

Женисбай: Интересно, вы по любви женились?

Бахыт: Конечно.

Женисбай: Если она тебя любит, то почему в нашем доме нет согласия?..

Бахыт (молча, склонившись, машет головой): Хмм.

Женисбай: В тот день, когда ты не купил ей туфли за 50 сомов, она устроили тебе скандал. Вчера я застал ее в то время, когда она ругалась с мамой. Когда мама сказала ей: «Дорогая, сейчас время урожая, ты бы сходила и помогла хоть немного», она ей грубо ответила: «Я вышла замуж за твоего сына не для того, чтобы урожай собирать». Если она любит тебя, если она вышла замуж с целью создать семью, то почему она не уважает твоих родственников, не довольствуется тем, что есть, не занимается домашним хозяйством, в конце концов. Все это из-за тебя. Ты сам ей позволил все это. Если она не гнется от злобы, если огонь не превращается в пепел, зачем тебе такая жена?!

Бахыт не слушает младшего брата, который открыто ему говорит о поступках его жены. Он верит своей жене Улболсын и относится к ней снисходительно.

Такой спокойный и наивный в начале пьесы Бахыт, в конце пьесы чувствует, что он ошибся в выборе жены. Если бы Улболсын его действительно любила, она бы не стала слушать чужих слов и думала бы о благополучии своей молодой семьи. Все это заставляет Бахыта задуматься, он страдает. В результате перед Бахытом встает два пути в принятии одного решения. Первый - уважение старой бабушки Хамре и матери Палзады, смолоду ставших вдовами, сохранивших очаги мужей, выстоявших перед тяготами жизни и вырастивших сыновей. Второй - поддержать характер Улболсын, до замужества говорившей о страстной любви, а после замужества наговаривающей и дошедшей до рукоприкладства на матерей. Бахыт выбрал первый путь, так как в семье, которая воспитала его, он получил такие качества, как вежливость, справедливость, честность.

Еще одна вещь, которая повлияла на успех пьесы - это своеобразные особенности каждого персонажа. Например, спокойному, снисходительному характеру Бахыта противопоставлен прямолинейный Женисбай, который говорит правду в глаза. Характеру Сауле противопоставлена мама Гульзар, мудрая и человечная Бибигуль, которая дает добрые советы молодым. Характеру Улболсын противопоставлен характер Гульзар. Гульзар - умная девушка, получившая хорошее воспитание в семье.

Эта пьеса К. Матмуратова считается одной из самых удачных пьес в современной каракалпакской драматургии. Важным здесь является то, что общие для многих проблемы в семейной жизни донесены понятным, интересным, сценическим путем.

Очень правильно высказался профессор С. Кирабаев: «Большой художник не может не видеть тех изменений, которые происходят в обществе, он не может не положить в основу своего произведения увиденную им правду» [2, с. 56].

Таким образом, на сегодняшний день, проанализированный нами драматург К. Матмуратов, а также предшествовавшие ему каракалпакские драматурги в меру своих возможностей сделали посильные шаги в каракалпакской драматургии в раскрытии правды жизни и быта народа, общества, в котором они жили.

Общество всегда ждет от писателя открытия художественной новизны, актуальной правды жизни [3, с. 21]. Однако правда - это не обобщенное, а конкретное понятие. Она - в противоречии между творческими делами народа и развитии общества, в героизме и привычности трудовых дней, то есть в самой жизни, во всем ее драматизме и величии. А это значит, что каракалпакская драматургия, а именно авторы, избравшие этот путь, должны превратить искусство в необходимость для народа, представить в нетронутом виде правдивые картины его жизни. Это требование сегодняшнего дня.

Литература

1. Голос молодежи. «Каракалпакстан», Нукус. 1987. 324 с.

2. Кирабаев С. Талант и почет. «Гылым», Алматы. 1988. 268 с.

3. Нурмухамедов М. Влияние русской литературы на развитие каракалпакской литературы. ККГИЗ. Нукус.

1956. 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.