Е.О. ТРОФИМОВА, И.А. НАРКЕВИЧ, А.О. КАРАСАВИДИ, Санкт-Петербургская государственная фармацевтическая академия
Образовательная инициатива
международной фармацевтическом федерации.
тенденции в развитии фармацевтического образования
По мере усиления роли специалистов с фармацевтическим образованием в системе здравоохранения разных стран все большая ответственность ложится на систему фармацевтического образования. В последнее десятилетие в связи с нехваткой фармацевтических кадров число фармацевтических школ и обучающихся там студентов увеличилось как в развивающихся, так и в развитых странах. Образовательная инициатива Международной фармацевтической федерации, объединяющей профессиональное фармацевтическое сообщество всего мира, направлена на то, чтобы способствовать наиболее прогрессивному развитию системы фармацевтического образования в глобальном масштабе.
Ключевые слова: Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation — FIP), фармацевтическое образование, образовательная инициатива FlPEd, система фармацевтического образования
ОБ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОМ СТАТУСЕ FIP
Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation — FIP) отпраздновала свое 100-летие в 2012 г. По этому поводу особенно торжественно был проведен ежегодный конгресс FIP, который прошел в Амстердаме 3—8 октября 2012 г. Место празднования было выбрано неслучайно, поскольку именно в Амстердаме 100 лет назад 25 сентября 1912 г. был принят акт о создании федерации. В то время в ее состав вошли фармацевтические ассоциации из основных европейских стран, среди которых, наряду с Великобританией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Бельгией, Швейцарией, Нидерландами, Данией, Швецией, фигурировала также Россия. В стремлении организовать международную федерацию национальные фармацевтические ассоциации объединило понимание необходимости унификации требований к фармацевтическому образованию, коммуникаций по вопросам регулирования аптечного дела, распространения информа-
1 From marketing medicines to optimizing outcomes. The evolution of profession 1912-2012. FIP, 2012. 87 p.
ции о научных исследованиях, укрепления межгосударственных договоренностей по вопросам охраны патентов и торговых марок1. Одной из целей основания ИР было регулярное проведение общеевропейских фармацевтических форумов, которые до этого проходили только от случая к случаю. Создание ИР относится к тому периоду, когда в профессиональной среде созрело стремление к формулированию общих меди-
Keywords: International Pharmaceutical Federation — FIP), pharmaceutical education, FIP education initiative (FIPEd), pharmacy education system
The role of specialists with pharmaceutical education in the healthcare systems of different countries is growing, putting ever more responsibility on the pharmaceutical education system. Pharmacy Education Initiative of the International Pharmaceutical Federation which unites professional pharmaceutical community around the world, aims to promote the progress of pharmacy education globally. E.O. TROFIMOVA, IA. NARKEVICH, A.O. KARASAVIDI, St. Petersburg State Pharmaceutical Academy. PHARMACY EDUCATION INITIATIVE OF THE INTERNATIONAL PHARMACEUTICAL FEDERATION. TRENDS IN PHARMACEUTICAL EDUCATION.
цинских парадигм, стандартизации лекарств и созданию международных фармакопей, выработке единых подходов к регулированию прав собственности на аптеки.
В связи с началом Первой мировой войны вскоре после создания ИР ее деятельность была прервана и возобновилась только в 1922 г. Глобальный этап развития ИР начался уже после Второй мировой войны, когда федерация вышла за пределы Европы и постепенно приобрела масштабы всемирной организации. В настоящее время в ее состав входит 127 ассоциаций фармацевтов и представителей фармацевтической науки из самых разных стран мира, включая и экономически развитые, и развивающиеся страны. В целом федерация через национальные ассоциации и индивидуальное членство объединяет на сегодняшний день более 2 млн представителей фармацевтической профессии. Отраслевые и профессиональные ассоциации России, если не считать самый ранний этап, в составе ИР до последнего времени представлены не были. К концу XX в. ИР стала крупнейшей глобальной общественной организацией, объединяющей мировое фармацевтическое сообщество. Федерация продвигает наиболее передовые идеи, прогрессивные направления научных исследований и фармацевтической практики, способствует улучшению лекарственного обеспечения населения разных стран, ответственному и рациональному использованию ЛС. Важной задачей ИР является продвижение профессиональных интересов фармацевтов, повышение их профессионального статуса, определение их места в системе здравоохранения, выстраивание эффективных партнерских взаимоотношений с врачебным сообществом. Индивидуальное членство предполагает
возможность участвовать в работе одной или нескольких практических и научных секций FIP разных направлений. В составе первой группы фигурирует академическая секция, объединяющая представителей сферы образования, секции госпитальной фармации, розничной аптечной торговли, промышленной фармации2, фармацевтической информации, лабораторного и медицинского контроля, клинической биологии, военной и экстренной фармации, общественной фармации и администрирования. Состав научных секций включает секции биотехнологии, научного поиска и разработки ЛС, фармацевтических технологий, фармако-кинетики, фармакодинамики и системной фармакологии, трансляционной медицины и др.
FIP работает в тесном взаимодействии с WHO (ВОЗ), реализуя совместные проекты, нацеленные на борьбу с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, малярией, табакокурением, фальсификатами и др. Одним из направлений совместных усилий является внедрение Надлежащей аптечной практики (GPP — Good Pharmaceutical Practice). Первое руководство GPP, одобренное FIP в 1993 г., легло в основу руководства ВОЗ, принятого в 1997 г. В 2011 г. была проведена переработка совместной версии FIP/WHO GPP3, являющейся основой для принятия национальных стандартов GPP в разных странах (как на государственном уровне, так и национальными фармацевтическими ассоциациями).
В связи с тем, что на повестку дня была поставлена глобальная проблема нарастающей нехватки специалистов здравоохранения, в ноябре 2007 г. ВОЗ совместно с ЮНЕСКО и FIP была создана рабочая группа по фармацевтическому образованию (The Pharmacy Education Taskforce — PET). Был разработан общий план действий, который должен был помочь адекватно ответить на вызовы, связанные с кризисом трудовых ресурсов в фармацевтической сфере. В своей деятельности PET сосредоточилась на создании руководств, рамочных документов и платформ, предназначенных для развития системы фармацевтического образования, ее возможностей по обеспечению необходимого ка-
чественного и количественного уровня трудовых ресурсов (соответственно, потребностях отдельных стран). Деятельность рабочей группы PET привела к тому, что поддержка и развитие системы фармацевтического образования и обеспечения здравоохранения квалифицированными специалистами стали рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач FIP (Образовательная инициатива FIPEd). Несмотря на то что вопросы фармацевтического образования так или иначе всегда находились в центре внимание FIP, в последние годы образовательная инициатива заняла особое место в деятельности федерации. В 2012 г. в целях координации активности в рамках FIPEdP была создана специальная рабочая группа (Education Development Team).
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА FIPEd
Стратегические цели образовательной инициативы FIPEd включают создание глобальной платформы для обмена опытом, наставничества и обучения представителей академической среды, сфокусированной на формировании лидерских качеств, профессиональных и педагогических компетенций у преподавателей. Важнейшими целями FIPEd являются выработка общих подходов и стандартов фармацевтического образования, распространение передовых идей и методик, формирование эффективной образовательной политики, способствующей продвижению фармацевтических профессий, а также реализация этой политики на глобальном, региональном и национальном уровне. Образовательная инициатива FIPEd направлена на внедрение инноваций в сфере фармацевтической науки и практики, способствующих повышению качества, доступности и эффективности оказания услуг в здравоохранении. В рамках FIPEd действует и уже реали-
зован целый ряд проектов и инициатив. В 2010 г. FIP совместно с ЮНЕСКО проведен запуск глобальной программы по налаживанию связей и сетевого взаимодействия между университетами (University Twinning and Networking Programme — UNITWIN). В задачи UNITWIN входит поиск путей прогресса в сфере исследований, процесса обучения и развития программ высшего профессионального образования. Ставится задача создания виртуальных центров превосходства на базе университетов, ориентированных на решение наиболее актуальных проблем. В рамках UNITWIN поддерживается два специфических интернет-проекта — SABER4 и Pharmapedia5. SABER представляет собой открытую платформу, ориентированную на преподавателей, для обмена методическими разработками, видеоматериалами и прочими обучающими инструментами. Данный ресурс поддерживается Monash University (Австралия) вместе с другими партнерами. Другой проект — Pharmapedia развивается студентами и практикующими специалистами с использованием wiki-плат-формы и выступает в качестве источника информации о фармации и фармацевтической науке.
Основным печатным органом FIP является International Pharmacy Journal (IPJ) (издается с 1987 г. и выходит два раза в год), где достаточно много внимания в последние годы уделяется фармацевтическому образованию6. Кроме того, в настоящее время официальным электронным изданием FIP является International Journal for Pharmaceutical Education, который благодаря поддержке ВОЗ доступен онлайн7. Совместно с Королевским фармацевтическим обществом Великобритании FIP реализует долгосрочный проект по мониторингу трудовых ресурсов (Global Workforce Observatory). В 2012 г. к юбилею FIP был подготовлен уже третий по счету обзор о развитии трудовых ре-
2 Одним из старейших индивидуальных членов секции промышленной фармации FIP, а также участником 15 конгрессов федерации с 1970 по 2013 г. являет А.П. Мешковский.
3 Joint FIP/WHO guidelines on good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services // WHO Technical Report Series, No961, 2011. Geneva: World Health Organization, 2011.
4 www.saber.monash.edu.
5 www.pharmapedia.fip.org.
6 В частности, была опубликована статья авторов о ситуации в России по вопросу подготовки кадров для фармацевтической промышленности. Trofimova Е., Narkevich I. New Challenges in Russia: Education responds to industry // International pharmacy journal. June 2012. Vol. 28. No1. P. 15-19.
7 pharmacyeducation.fip.org.
сурсов в фармацевтической сфере (2012 Global Pharmacy Workforce Report8), базирующийся на данных из 90 стран.
Обзор обобщает качественные и количественные показатели занятости в фармацевтической сфере в отдельных странах, группах стран и регионах. В среднем по всем изученным странам на 10 тыс. населения приходится 6 фармацевтов. Для Европы этот показатель составляет 8,8, для стран с наиболее высоким уровнем ВВП на душу населения (в соответствии с классификацией Мирового банка) — 10. В целом по всей выборке занятость фармацевтов составляет примерно 80% (по европейским странам — 84%): 55% всех специалистов с фармацевтическим образованием работают в розничных аптеках, 18% — в госпиталях, 10% — в промышленности, 5% — в академической сфере, 5% — в регуляторной. В Европе удельных вес тех, кто работает в розничных аптеках, относительно большой (64%), а тех, кто работает в госпиталях, наоборот (8%). Помимо дипломированных фармацевтов, важную роль в фармацевтической сфере выполняет средний персонал аптек. В странах с низким уровнем доходов эти работники восполняют нехватку фармацевтов, в странах со средним и высоким уровнем доходов осуществляют вспомогательные функции и высвобождают время фармацевтов для более квалифицированной работы. В любом случае опора на средний персонал аптек является мировой тенденцией. В разных странах эти специалисты называются по-разному, однако в FIP в качестве обобщающего используется термин «фармацевтический техник» (pharmacy technician). По сути, фармацевтический техник является ассистентом (помощником) фармацевта, выполняющим целый ряд вспомогательных функций, прежде всего отпуск безрецептурных препаратов, товаров для здоровья и др. В развитых странах фармацевтические техники работают под руководством дипломированных фармацевтов, в то время как в менее цивилизованных условиях они работают самостоятельно. В составе работников аптек разных стран соотношение фармацевтов и техников существенно варьируется. В аме-
риканских странах (обоих континентов) доля техников составляет 28%, в европейских — 43%, а в странах Юго-Восточной Азии — 68%.
• ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
С 2008 г. FIP совместно с ВОЗ реализует проект по сбору информации о фармацевтических школах и факультетах в глобальном масштабе (FIP-WHO Global Schools Survey). В сентябре 2013 г. по результатам этих исследований был опубликован отчет о состоянии системы фармацевтического образования — FIPEd Global Education Report9. Отчет базируется на обобщении статистических данных о ситуации в 109 странах, а также на качественном анализе и определении основных тенденций в развитии системы образования на примере 14 стран.
Проведенный анализ показал, что наблюдается строгая корреляция между удельным числом работающих фармацевтов и выпускников фармацевтических школ. В среднем по 109 странам на 10 тыс. населения приходится 6,04 лицензированных фармацевтов и 0,36 выпускников фармацевтических школ (в среднем для европейских стран эти показатели составляют 4,0 и 8,8 соответственно).
В регионах, где представлены развивающиеся страны, в составе трудовых ресурсов основную часть составляют мужчины, хотя в числе студентов больше женщин. Европа лидирует среди всех регионов по занятости женщин в фармацевтической сфере и их доле в составе выпускников (более 70%). В среднем по всем 109 странам женщины составляют 61% среди выпускников фармацевтических школ и 55% — в составе лицензированных фармацевтов. Лидером по числу фармацевтических школ и факультетов, а также их выпускников является Индия (1 026 и 66,4 тыс. чел. соответственно в год). За ней следуют Бразилия (417 фармацевтических школ и факультетов и 9,0 тыс. учащихся), США (129 и 12,7 тыс.), Япония (74 и
8 http://www.fip.org/static/fipeduca-tion/2012/FIP-Workforce-Report-2012/?page=hr2012.
9 https://fip.org/static/fipeduca-tion/2013/2013-FIPEd-GlobalEducationReport.
9,9 тыс.), Китай и др. Наращивание мощностей системы фармацевтического образования в связи с нехваткой специалистов характерно как для развивающихся, так и развитых стран. В частности, это касается США, где заметно увеличился набор абитуриентов в университетах, традиционно выпускавших фармацевтов, а также открылся целый ряд новых факультетов. Аналогичные процессы наблюдаются и во многих европейских странах. Например, в Великобритании в период с 1999 до 2013 г. число фармацевтических школ увеличилось с 12 до 23, а общее число студентов выросло в 2,5 раза (примерно 16% из их числа являются представителями стран, не входящих в Евросоюз). В 2014 г. общее число аккредитованных фармацевтических школ планируется довести до 29, при этом число выпускников достигнет 3,5—4 тыс. в год. Программы подготовки фармацевтов во всем мире отличаются по продолжительности и присваиваемой квалификации, минимально необходимой для профессиональной деятельности (first professional degree). В 40,6% стран - это бакалавриат, рассчитанный в основном на 4 года обучения, в 33,7% стран — магистратура (в т. ч. с учетом бакалавриата) продолжительностью 5 лет, в 25,7% стран — программы по подготовке докторов фармации (в т. ч. с учетом бакалавриата и др.) сроком минимум 6 лет (табл. 1). Во многих странах, для того чтобы стать лицензированным фармацевтом, помимо фармацевтического образования соискатель также должен пройти интернатуру или ординатуру. В США и Японии, например, необходимым требованием для получения лицензии фармацевта в настоящее время является квалификация доктора фармации (PharmD). Европейские страны постепенно унифицируют требования к фармацевтическому образованию в соответствии с Болонской системой. Они внедряют 5-летние программы обучения, после которых выпускники фармацевтических школ получают квалификацию магистра. Надо сказать, что до последнего времени во многих европейских странах для того, чтобы получить лицензию фармацевта, достаточно было иметь квалификацию бакалавра и пройти интернатуру. В некоторых
таблица Г1 Квалификация, а также типы и продолжительность
программ подготовки, обеспечивающие возможность
заниматься фармацевтической практикой
Квалификация (образовательные Продолжитель- Распреде
программы) ность обуче- ление
ния (лет) стран (%)
Бакалавр (Bachelor) 4 40,6
Магистр (Master, Bachelor & Master) 5 33,7
Доктор фармации (PharmD,
Bachelor & PharmD, 6 25,7
Diploma & PharmD)
Всего (74 страны) 100
Источник: FIPEd Global Education Report
странах эти требования действуют и сейчас. В Великобритании переход к интегрированному 5-летнему образованию (с двумя 6-месячными циклами практик — в аптеках и больницах) начнется только в 2014 г. (ранее программа подготовки длилась 4 года и была разделена с необходимой для получения лицензии годовой стажировкой на рабочем месте). Характерно, что в соответствии с требованиями Болонского процесса некоторым странам приходится реформировать свои образовательные программы не в сторону удлинения, а в сторону сокращения. В частности, это относится к Португалии, где ранее действовала система 6-летнего фармацевтического образования.
• ИЗМЕНЕНИЕ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ
Несмотря на многообразие наблюдаемых процессов, в целом можно сказать, что в системе фармацевтического образования в глобальном масштабе наблюдается целый ряд достаточно четко прослеживаемых тенденций: возрастает число фармацевтических школ и факультетов, увеличивается число выпускаемых специалистов, усложняются и удлиняются программы подготовки, повышаются требования к квалификации специалистов, расширяются возможности для повышения квалификации, все более активно внедряются программы непрерывного образования, в развитии которых важную роль играют профессиональные общественные организации. Все это связано с тем, что потребность в фармацевтах и их
роль в системе здравоохранения различных стран в последнее десятилетие значительно возросли. В развивающихся странах усиление роли фармацевтов определяется позитивными изменениями в экономике, развитием системы здравоохранения этих стран, повышением доступности медицины и лекарств. В развитых странах статус фармацевтов, как и других медицинских специальностей, возрастает в связи со значительным прогрессом в медицине и фармакологии, все более высокими требованиями к безопасности фармакотерапии, объективной необходимостью сдерживания затрат на здравоохранение, демографическими тенденциями (рост продолжительности жизни, старение населения, рост заболеваемости хроническими недугами и болезнями образа жизни), определяющими структурные изменения в системе здравоохранения. Все это ведет к расширению и углублению сферы профессиональной ответственности фармацевтических работников. Фармацевтам отводится все более значительная роль в процессе лечения пациентов, в обеспечении безопасной фармакотерапии, выявлении побочных эффектов, в определении преемственности лечения на амбулаторном и стационарном уровне, мониторинге выполнения назначений, формировании ответственного отношения пациентов к приему лекарств, профилактике заболеваний,
10 В результате, для того чтобы получить лицензию на фармацевтическую практику в США, необходимо проучиться в течение 7-9 лет (2-4 года бакалавриат, 4 года программа PharmD и 1 год ординатура).
пропаганде здоровья и здорового образа жизни.
Изменение формы и содержания фармацевтической практики находит свое отражение в образовательных программах. Приоритет отдается клинической фармакологии. Программы подготовки все больше ориентируются на концепцию фармацевтической помощи, отражают сдвиг в парадигме фармацевтической практики от продукт-ориентированной модели к пациент-ориентированной. Как показывают проведенные ИР исследования, в настоящее время в структуре учебных планов в большинстве стран продолжают доминировать традиционные формы обучения (рис. 1). В то же время все больше внимания уделяется практической стороне освоения профессии. Особое значение придается актуализации полученных теоретических знаний в области клинической фармакологии (в условиях оказания и стационарной, и амбулаторной помощи). Одной из наиболее продвинутых в этом плане является система фармацевтического образования в США, где, согласно исследованиям ИР, сугубо теоретические формы обучения составляют относительно небольшую часть учебного времени. Помимо того, что выпускники американских фармацевтических школ приобретают достаточно серьезные практические навыки во время учебы, после окончания университета для получения лицензии фармацевта они также должны пройти ординатуру и сдать квалификационные эк-замены10.
Практическая направленность развития образовательных программ ставит новые проблемы, поскольку у академической сферы, где и так наблюдается дефицит кадров (в связи с увеличением числа фармацевтических школ и студентов), значительно возросла также потребность в преподавателях, имеющих фармацевтическое образование и реальный опыт фармацевтической практики. Нехватка преподавательских кадров с фармацевтическим образованием наблюдается как в развивающихся, так и развитых странах. В решении этого вопроса университеты идут по пути дополнительного обучения преподавательского состава, развития ака-
44 ШЬ РЕМШШМ
демической мобильности. Однако проблема остается и, согласно мнению представителей академической группы ИР, университетам и правительствам разных стран необходимо продумать дополнительные меры по привлечению молодых кадров в сферу фармацевтического образования.
• МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концептуально во всех направлениях своей активности FIPEd исходит из модели профессионального образования, ориентированного на удовлетворение потребности системы здравоохранения (рис. 2). Наиболее базовые потребности являются общими для всех стран, но их проявление на локальном уровне в силу самых разных причин имеет национальную специфику. В связи с этим в фармацевтическом образовании конкретной страны акцент должен быть сделан на приоритетах национальной системы здравоохранения. В то же время это не предполагает каких-либо принципиальных различий, поскольку в конечном итоге общая цель состоит в том, чтобы население различных стран имело наиболее широкий доступ к современной лекарственной терапии и обеспечивалось эффективными и безопасными лекарственными препаратами. В связи с этим вполне логичным
выглядит предположение о том, что компетенции, необходимые фармацевтическим работникам для выполнения их функций в системе здравоохранения, носят во многом универсальный характер, и именно на их формирование должна быть направлена система фармацевтического образования. Компетентностная модель фармацевтического образования является еще одной идеей, которую активно продвигает FIPEd. Предполагается, что в основе разрабатываемых и реализуемых образовательных программ должен лежать широко очерченный круг компетенций (т. е. перечень знаний, умений и навыков, которые индивид получает, развивает и осваивает во время учебы, в ходе стажировок и в результате приобретения практического опыта). Однако проведенные исследования в рамках Global Workforce Observatory показали, что в большинстве стран формализованное представление о таких компетенциях отсутствует. Для решения этой серьезной проблемы рабочей группой FIPEd было инициировано новое направление исследований. В настоящее время сформирована первая версия глобальной системы компетенций фармацевтов (Global Competency Framework/Version I — GbCF vI). Ранее аналогичный проект для медицин-
11 World Federation for Medical Education (WFME).
ской сферы был реализован Всемирной федерацией медицинского образования с целью разработки международных стандартов базового медицинского образования11. В рамках проекта GbCF VI была проведена большая работа по анализу документации и образовательных стандартов, собранных по всему миру, проведены консультации с большим числом экспертов. В результате была сформирована карта компетенций, сгруппированных в четыре кластера: фармацевтические компетенции в системе здравоохранения (включая профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, консультации по вопросам безопасности и рационального использования ЛС и медицинских изделий); компетенции в сфере оказания фармацевтической помощи населению; организационные и управленческие компетенции; прочие профессиональные и личностные компетенции.
В соответствии с замыслом рабочей группы FIPEd разработанная система компетенций после ее окончательной доработки может быть адаптирована и внедрена в национальную систему образования различных стран (как на этапе обучения в образовательных учреждениях, так и в системе непрерывного профессионального образования в целом). Помимо этого, в перспективе стоит также задача на основе GbCF разра-
рисунок Г 1 Характеристика основных образовательных программ с точки зрения их ориентации на фармацевтическую практику
1 — теоретическая подготовка с очень небольшой составляющей фармацевтической практики, 25,7%
2 — преимущественно теоретическая подготовка с небольшой/ умеренной составляющей фармацевтической практики, 42,9%
3 — наряду с теоретической подготовкой значительная составляющая фармацевтической практики, 27,2%
4 — другое, 5,2%
Источник: FIPEd Global Education Report
рисунок г 2 Детерминированная потребностями модель профессионального фармацевтического образования (цикл развития системы образования, обусловленный потребностями (FIP-WHO-UNESCO Pharmacy Education Taskforce))
Потребности локальные, региональные, национальные, интернациональные
Гарантированного качества
Образование получают фармацевтические работники с целью формирования необходимых компетенций
Общие для различных стран мира
Компетенции необходимы фармацевтическим работникам при предоставлении услуг
Появляются на локальном уровне
Услуги предоставляются фармацевтическими работниками с целью удовлетворения потребностей
Социально ответственные
4
ботать базовые международные стандарты фармацевтического образования. В настоящее время проект GbCF находится на этапе валидации разработанной карты компетенций. Принять участие в ее оценке путем ответов на анкету, выложенную в Интернете12, приглашаются все представители фармацевтического сообщества. Важной составляющей продвигаемой FIPEd модели профессионального образования является обеспечение высокого уровня и качества этого образования (рис. 2). Образовательные учреждения вправе устанавливать свои собственные стандарты, однако, согласно позиции FIP, минимальные требования к системе образования должны быть сформулированы на национальном уровне. В большинстве случаев функции по установлению стандартов, аккредитации образовательных учреждений и программ обучения сосредоточены в руках государства. В целом ряде стран аккредитация относится к компетенции профессиональных общественных организаций, а также независимых агентств по аккредитации (например, в США, Канаде, Австралии)13. По-прежнему сохраняется ситуация, когда в значительном числе стран аккредитация образовательных учреждений вообще не проводится (рис. 3). В целях поддержки развития национальных систем обеспечения качества в сентябре 2009 г. FIP был принят акт о политике в области обеспечения качества фармацевтического образования. Еще раньше был принят соответствующий рамочный документ (Global Framework for Quality Assurance of Pharmacy Education)14, в котором разъясняется содержание системы обеспечения качества образования, предлагаются критерии оценки качества, а также указываются общие направления развития для национальных систем. Рамочный документ делает акцент на обязательных элементах системы и их функциях. Он не продвигает для внедрения ни одну из действующих национальных сис-
12 http://www.codegnet.org.uk/gbcf.
13 Brock T.P., Brown A.N., Rennie T., Rouse M.J. Global pharmacy education: Are we nearly there yet? // International pharmacy journal. 2012. Vol. 28. No1. P. 4-10.
14 http://www.fip.org/files/fip/ PharmacyEducation/QA%20Booklet.pdf.
тем, но комментирует существующие подходы и обозначает основные тренды.
• АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧЛЕНСТВО И ФОРУМ ДЕКАНОВ
Особенно значимым направлением развития образовательной инициативы FIPEd явилось то, что в марте 2010 г. в FIP было введено специальное членство (Academic Institutional Membership -AIM FIP) для фармацевтических школ и факультетов, создающее основу для их сотрудничества в решении широкого круга задач. Речь идет о согласованном
развитии фармацевтического образования в разных странах, создании предпосылок для академической мобильности и сертификации специалистов, решении методических вопросов, обмене опытом и обсуждении проблемных вопросов.
Академическое членство предполагает активное участие в работе FIP ректоров, деканов и других ответственных лиц фармацевтических школ и факультетов. Они получают доступ к работе дискуссионных клубов и рабочих групп, изданиям и информационным материалам FIP, работе специализированных сессий глобального форума деканов (Global Dean's Forum), который прохо-
дит в рамках ежегодных конгрессов FIP. Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА) стала первым фармацевтическим вузом России, вступившим в 2012 г. в FIP на основе академического членства (AIM FIP). Представители академии при спонсорской поддержке компании STADA CIS в 2013 г. уже во второй раз приняли участие в глобальном форуме деканов в рамках очередного 73-го конгресса FIP, который прошел в Дублине с 31 августа по 5 сентября. В Дублине форум деканов проходил в Королевском хирургическом колледже Ирландии (RCSI), который входит в со-
Источник: FIPEd Global Education Report
став Национального университета Ирландии и имеет фармацевтический факультет. На форуме были представлены фармацевтические колледжи США, Канады, Латинской Америки, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, ЕС, Китая, Индии, арабских государств и др. Из числа стран постсоветского пространства фигурировала только Россия (в лице СПХФА).
Одна из центральных тем, которые обсуждались и на форуме деканов, и в рамках основной программы конгресса ИР, была посвящена проблеме обеспечения безопасности пациентов и модернизации программ обучения с целью актуализации этих вопросов в системе фар-
рисунок Г з Формы аккредитации фармацевтических школ и факультетов (общее число стран 98)
41,8
40 30 20 10
Государ- Другое* Не про- Националь- Государст- Частные
ственные водится ные профес- венные орга- аккредита-
органы сиональные ны и ассоци- ционные
ассоциации ации органы
* Другое включает региональные профессиональные агентства, квазиуниверситеты, аутсорсинг и прочие варианты аккредитации.
0
мацевтического и медицинского образования. ВОЗ в 2011 г. было разработано комплексное методическое руководство по данной теме, рассчитанное на несколько медицинских специальностей, включая фармацевтическую (WHO Multi-professional Patient Safety Curriculum Guide). На форуме деканов и на специальной сессии конгресса FIP обсуждалось то, каким образом темы, связанные с безопасностью пациентов, должны встраиваться в учебный процесс и нужно ли при этом вводить отдельный курс. Профессиональная аудитория пришла к выводу о том, что однозначного решения быть не может.
В отношении основного образования большинство склоняется к необходимости интеграции предлагаемых в руководстве тем в существующие учебные планы, тем более что вопросы обеспечения безопасного использования лекарств традиционно красной нитью проходят через все фармацевтические образовательные программы. Тем не менее была отмечена полезность концептуального изложения подходов к обеспечению безопасности пациентов в системе здравоохранения, выявлению и управлению рисками, что предполагает все же чтение самостоятельных лекций. Успешный пример внедрения отдельного курса был приведен в отношении программ последипломного образования. Позитивную оценку получило и само руководство ВОЗ, которое уже успешно используется целым рядом фармацевтических школ по всему миру. Но были высказаны и претензии в его адрес, поскольку оно ориентировано в большей степени на медицинские специальности, а не фармацию. Так или иначе, но инициатива ВОЗ сыграла позитивную роль, заострив внимание на крайне важной проблеме обеспечения безопасности пациентов, тем более что она была увязана с необходимостью развития т. н. межпрофессионального образования, предполагающего, что студенты, представляющие разные медицинские специальности, работают в команде и вместе решают одну клиническую задачу. Такой подход к обучению предполагает, что, в частности, будущие фармацевты еще на студенческой скамье смогут более адекватно определить сферу своих профессиональных компе-
тенций, получат опыт работы в одной команде с представителями других медицинских профессий, придут к осознанию общих целей в отношении пациентов. Критическим моментом в такой групповой работе, по признанию преподавателей, являются коммуникации между студентами.
Среди других тем, которые получили свое освещение на форуме деканов, особое внимание было уделено компетент-ностному подходу к разработке образовательных программ, который по-прежнему обсуждается как инновации в фармацевтическом образовании. Отдельная сессия была также посвящена социальной ориентации и социальной ответственности сферы фармацевтического образования. На сессии поднимались вопросы профессиональной этики, престижа профессии и оценки ее обществом и представителями других медицинских специальностей. Говорилось о необходимости вовлечения студентов в общественно полезную деятельность в сфере здравоохранения и в социально значимые проекты (в т. ч. с научной составляющей) на локальном уровне, пропаганды здоровья и здорового образа жизни.
На форуме в ходе дискуссий в группах, на которые были разделены участники, было проведено обсуждение того, какие изменения претерпевают образовательные программы и учебные планы в разных фармацевтических школах мира. Общими тенденциями являются: сокращение сугубо теоретической части курсов, усиление практической ориентации программ, увеличение значимости самостоятельной работы студентов, создание интегрированных курсов, развитие групповых форм обучении. В качестве важного направления модернизации учебных планов было также обозначено предоставление студентам возможности заниматься вопросами, выходящими за рамки основных программ.
• ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В следующем году на глобальном форуме деканов15, как следовало из выступления его координаторов, планируется
15 74-й конгресс FIP пройдет в Бангкоке с 30 августа по 4 сентября 2014 г.
сделать акцент на научной составляющей программ обучения. В повестку дня предполагается также внести вопрос о непрерывном образовании, в котором помимо фармацевтических школ важную роль играют профессиональные ассоциации. Живейший интерес устроителей форума вызвала информация о том, что в России в систему фармацевтического образования внедряются новые ФГОСы. В связи с этим организаторы высказали намерение в следующем году уделить особое внимание развивающимся странам, поскольку в глобализации процессов развития фармацевтического образования и состоит основная цель FIPEd.
В программу следующего форума, если судить по анкете, которую было предложено заполнить его участникам, могут быть включены такие вопросы, как различия в квалификациях, присваиваемых выпускникам фармацевтических школ в разных странах, движение в сторону разработки интернационального формата программ обучения, развитие новых образовательных технологий, оценка результатов обучения с точки зрения заданных целей по формированию компетенций.
В ходе обсуждения планов работы академической группы FIP на следующий конгресс был также обозначен вопрос, касающийся того, что система фармацевтического образования может дать индустриальной фармации. В целом представляется, что участие российских вузов в работе FIP и глобального форума деканов выглядит крайне важным, поскольку вопросы, обсуждаемые коллегами из других стран, близки к проблемам, которые в настоящее время стоят перед российскими вузами и всей системой российского фармацевтического образования. В настоящее время она переживает этап своего активного реформирования, причем вектор этих реформ устремлен в сторону европейской системы. Все это свидетельствует о том, что без непосредственного участия в профессиональных дискуссиях на международном уровне по вопросам развития фармацевтического образования представителям российской академической сферы не обойтись.