УДК 821.512.37.09
ББК Ш33(2=643)-8Сангаджиева Б.
М.А. Лиджиев
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА В ПОЭЗИИ Б. САНГАДЖИЕВОЙ
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Проблемы развития и сохранения литературного наследия калмыцкого народа» (проект № 16-04-00283 «а»)
Статья посвящена особенностям пейзажной лирики в поэзии Б. Сангаджиевой. В работе рассматриваются система природных образов, основные мотивы в изображении природы, пейзажная картина, эстетические разновидности пейзажа и пейзажная деталь.
M.A. Lidzhiev
LANDSCAPE LYRICS IN POETRY OF B.SANDGADZHIEVA
The article is devoted to describing peculiarities of landscape lyrics in poetry ofB. Sangadzhieva. A system of natural images, basic motives in nature description, landscape picture, aesthetic kinds of landscape and its details are considered in this work.
Ключевые слова: калмыцкая литература, поэзия, лирика Б. Сангаджиевой, пейзажные функции, калмыцкая степь, природа.
Key words: kalmyk literature, poetry, B. Sangadzhieva's lyrics, landscape functions, kalmyk steppe, nature.
Одним из ярких представителей калмыцкой литературы второй половины XX века является Б. Сангаджиева. Творческий литературный процесс поэтессы был связан со всеми социально-политическими и культурными событиями XX века. Проблемы философского осмысления мира, человека и природы, добра и зла являются основными темами поэзии Б. Сангаджиевой. Осмысливая происходящее в общественной и духовной жизни, поэтесса не только художественно раскрывала нравственно-психологические особенности тех или иных поступков людей, но и отмечала роль и значение окружающего мира в целом. Такие темы, как взаимодействие природы и человека, красоты и нравственности, нашли свое отражение в поэзии Б. Сангаджиевой.
В.Д. Пюрвеев, рассматривая ее творчество, отметил следующее: «Ныне, когда пытливый разум человека проник в глубины материи, как никогда остро встал вопрос об отношении человека и естественной среды. Бося Сангаджиева постоянно художественно исследовала и доносила до читателя великое нравственное и эстетическое воздействие природы на человека. В лирике Б. Сангаджиевой значительное место занимает природа как реальный источник неисчерпаемой красоты и вдохновения. Мир природы одушевлен и носит во многом человеческий характер. Красота природы экстраполировалась на человека, а красота человека на природу» [3,с. 132].
Особенное место в лирике Б. Сангаджиевой отведено картинам пейзажа. Этой теме посвящены такие стихотворения, как «Терскн теегм» («Родная степь моя»), «Тоhрун» («Журавль»), «Киитн» («Холод»), «Намрин хамтхасн» («Осенняя листва»), «Чолун» («Камень»), «Терскни зеер» («Богатства родины»), «Теегм» («Степь моя»), «Хав-рин зург» («Весенний пейзаж»), «Теегин салькн» («Степной ветер»), «ТYPYн цасн»
(«Первый снег»), «Богшурhа» («Воробей»), «Цагин ^исэн» («Движение времени»), «Хаар тенге» («Черное море»), «Халун» («Жара»), «Хур» («Дождь»), «Хавр» («Весна»), «Цасн» («Снег»), «YYлн» («Облако»), «Бадм цецг» («Тюльпан») и др.
В своих стихах Б. Сангаджиева изображает величественный пейзаж родного края. Здесь и своенравные стремительные воды, подобно необъезженным коням, озера и реки с плодородными долинами, где колосятся золотые хлеба, безлесные, будто сглаженные неведомой богатырской силой, увалы и хребты с пасущимися многочисленными отарами овец и табунами лошадей. Словом, перед нами предстает один из самых прекрасных уголков нашей страны, чудный край, сверкающий и многоцветный, который был и остается источником восторга и радости, подлинного творческого вдохновения калмыцкой поэтессы Б. Сангаджиевой.
«Пейзаж - (происходит от французского paysage, от pays - страна, местность) -изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода писателя» [8, с. 265]. Природа, пейзажные функции для Б. Сангаджиевой - это не просто биосфера, но прежде всего родина, край, без которой она не мыслит своей жизни. И она не устает воспевать ее красоту, тревожиться за нее, за ее судьбу: «вргн тврскн теегм / вдгэ цаг куртл, / Буурл 4cmahaH туущд / Буульщ кень квшлэ! / Кеду байрта dyyhaH / Кезэнэс нааран нерэдэ, /Кеду эмтн магталан /Кеерулщ шинэсяда» [5,с. 12]. («Сутками молчу, /над строкой колдую, / Степь воспеть хочу, / древнюю седую. /Хоть в веках не раз / степь была воспета, /В гости и сейчас /ждет она поэта»») [6, с. 48].
Попытаемся понять, чем же продиктовано столь пристальное внимание поэтессы к родному пейзажу? Прежде всего, тем, что природа Калмыкии поистине прекрасна и не может не волновать не только того, кто с детства вырос в этому краю и любит ее беспредельно, но и впервые попавшего в эти места человека. Во-вторых, следует отметить значимость матери-природы в жизни калмыков.
Б. Сангаджиева любит свой родной край и народ. Где бы она ни была, какими бы красотами ни восторгалась, она всегда помнит свой край, милую сердцу родину - степь: «Ээщинм альхн болгсн/ Эцкр тврскн теегм, / Оньдин мини дуущцм, / Оньдин мини шивэм. / Умш элсн болhнлcнъ / ввкнрин квлсн зурата, / Уняртсн шарлж;та аЫрлань / Эким уург холята» [5, с. 30]. («Задумчивый простор родных степей / Он, как ладони матери моей, / Он - колыбель моя /И песнь моя, / Он - бесконечный праздник бытия. / Здесь ветер пахнет дымным кизяком, /Полынью и верблюжьем молоком /В песчинке каждой / Предков кровь и пот / Звенит песок, / И звон в меня течет») [6,с. 46].
В этом стихотворении «Теегм» («Степь моя») автор не только проявляет любовь к родным местам, к отцовскому дому, но и передает большое и всеобъемлющее чувство любви к Родине. Более того, без любви к родным просторам, памятным с детских лет местам, немыслимо глубокое и осознанное чувство принадлежности каждого гражданина к своей родине.
Пейзажная лирика Б. Сангаджиевой богата и разнообразна. Она звучит, словно лейтмотив, в могучих симфониях человеческой жизни. Один из таких пейзажных образов, всякий раз звучащих с особенно страстной силой переживания, является образ степи в стихотворении « Терскн теегм» («Родная степь моя»). Например :«Ээ.^ тврскн теегм / Эцдэн тввкнун талвана, / Эгл баатр урдуднь / Эврэ щирhлэн тосхна. / вндр тецгрин акуднь / вцгтэ оддуднь гилвкнэ, / Квк шалу идгтнь / Курилдэд малмуднь идшлнэ. / Щилин дврвн цагнь / Щиркпд таалта болна, / Ищл hолын уснь / Ивтрэщ теегинь цутхна» [5,с. 15]. («Степь, мать моя, родная,/Вширь раскинулась спокойно, / Ее сыны-богатыри / Обустраивают жизнь свою. / В необъятной небесной выси /
Сверкают яркие звезды, /На пастбищах с зеленой травой /Пасется домашний скот. / Четыре времени года / В жизни всегда прекрасны, / Воды реки Волги, / Омывают степь») (Подстрочный перевод).
В другом своем стихотворении «Терскни зеер» («Богатства родины»), поэтесса использует традиционный поэтический образ солнца, символа света, тепла и добра, говорит о животворном влиянии его лучей на все живое: «врун болЫ терздм / вндр нарн туслцна, /Басл сээхн хвв /БYкл нарн вмнм. /Нарнас YЛY нарн /Нань угань лавта, /Нилчинь хэрYлх арhд /Насм ку^ртшго, харм»[5,с. 32]. («Ежедневно в мое окно /Попадают лучи солнца, / Какое же это счастье / Передо мной сияет солнце. / Лучше солнца - солнце, /Ничего нет лучше, /Выразить признательность солнцу, /К сожалению, не хватит лет») (Подстрочный перевод).
Мир, полный ярких красок и реально ощутимых предметов, в стихах Б. Сангаджие-вой очень поэтичен. Поэтесса хорошо знает и любит мир нашей действительности, мир - меняющийся, сложный и нелегкий. Щебетанье птиц, в лучах солнца, тянущиеся к свету радующиеся солнцу растения - все это объединяется в единый пейзажный образ света и счастья. Рассмотрим это в стихотворении «Хавр» («Весна»): «Щигтэ, таалта кем, /ЩирЫин кеерYл хавр /Щилин дуусн мини / Седкл дотрм цецглнэ. /Хавр ирхинь саначкхлам / Халта, киитн шуурЫ, / Хур, мвндр Yвлэр /Харшлщ нанд чадшго. /Бичкн бор богшурhан /БYШKYP соцссн болнав, / Цасн дорас шаhасн / ЦецгYд узхдэн тачанав. / Хээлсн цасна уснь / Хаалh hатлщ урлдна, / Шорщцнсн дуунлань серглц/ Квгщминь соцсхар седнэв» [5,с. 78]. («Ах, что за чудо - время это! Знать, не напрасно круглый год /В разливах солнечного света /Весна в душе моей цветет. /Когда представлю / Встречу скоро / Весну! - / Нисколько не страшат / Ни шум дождя в глухую пору, / Ни бесконечный снегопад. / Еще зима / Но мне желанна / Певунья-ласточка в окне. /Я вижу красные тюльпаны, / Что дружно тянутся ко мне. /Растаял снег. Темнеют крыши./Ручьи дорогой потекли. / Какую музыку я слышу /В час пробуждения земли!») [6,с. 38].
Весна - любимое время в лирике Б. Сангаджиевой. Она особенно дорога ей потому, что гармонирует с постоянным настроением ожидания, с лирическим волнением от предстоящей встречи с новыми мгновениями в жизни. Словно первый ручей, прокладывающий себе дорогу среди подтаявшего, осевшего снега, пейзажные описания в произведениях Боси Сангаджиевой стремительно увлекают читателя, напоминая о долгожданной весне. И не покоем, не тишиной веет от них, а неудержимым движением. «Бичкн, квк хамтхасн / Бийдм альхан делгнэ, / Серун аhаран белдэд / Савшад дуудсн болна. /Щил болЫ хавриг /Шулуhар ирхинь тоснав, / Насндан нег Yвлиг /Немгдсинь мартн куснэв» [5,с. 78-79]. («Листок, раскрывшийся невольно, /Ладошку тянет мне свою. /Как воздух свеж! /Как степь привольна! /Я, дочь ее - о ней пою. /В который раз я ожидаю /Когда придет весна моя ? /Жду так, что даже забываю /Ведь на год старше стала я») [6,с. 39].
Истинный художник всегда стремится выявить яркие скрытые явления окружающего мира, чтобы постигнуть его суть. Поэтесса чрезвычайно внимательна к пейзажным зарисовкам родной земли: к колкому запаху снега, к свежему, как молоко, дождю, к аромату пригретого солнцем цветущего весеннего луга, к солнечным пятнам, просачивающимся на траву сквозь неплотную листву тополей, к повадкам зверей и птиц. К примеру, в стихотворении «Хаврин зург» («Весенний пейзаж»), она описывает весенний пейзаж так: «Нарн деегшэн ввдлэд, / Налаhад, делкэ дулална, / Квк ноhан шаhаhад, / Кврстэ hазр цумлна. / Цевр, гиигн аhарар / Чеещэн дYYргщ киилнэв, / Тецгрин чилгр вцгнь / Толhа дерм квкрнэ. / Салькн, шуурЫ твгсэщ, / Санамр гYYдлдэн
орна, /Увлин нвврэн сергэщ, / Оргн тег суняна» [5, с. 44]. («Солнце,поднимаясь, высь, / Повсюду греет мир, / Зеленая трава/ Пробивается сквозь земной покров. / Легким, чистым, воздухом /Грудь свою я наполняю, /Небесный ясный цвет / Синеет над моею головой. / Ветер, метель, стихая,/ Входит спокойно в свой ритм, / Пробуждаясь из зимней спячки, /Расстилается широкая степь») (Подстрочный перевод).
В каждом своем произведении Б. Сангаджиева не обходится без описания весенней степи. Современный человек все больше осознает свою связь и зависимость от мира природы, взаимообусловленность и связь всего сущего. Стихи Б. Сангаджиевой возвращают человечеству сознание единства жизни. Одним этим она вносит неоценимый вклад в сокровищницу социального и нравственного опыта, накопленного человечеством за всю его историю.
Поэтесса обладает даром непосредственно воспринимать окружающее - видеть все как бы впервые, благодаря этому каждый человек, его поступки, вещи - все приобретает прелесть открытия, силу новизны.
Исследователи ее творчества отмечают, что «страстно и преданно, как и все калмыцкие литераторы, влюблена в степь, ее краски, запах, звуки Бося Сангаджиева -первая женщина среди профессиональных поэтов Калмыкии. Во всех сборниках о родной земле, она подруга степей несет в сердце просторы земли своей. Понятие красоты связано у нее с естественностью природных качеств, а не с парадностью искусственного блеска» [2, с. 268].
В лирике Б. Сангаджиевой пейзаж показан не только в весенних зарисовках, но и в осенних, зимних и летних картинах природы. Они сверкают неповторимыми красками. Поэтесса находит их для живописания не только каждого времени года, но и для некоторых месяцев в отдельности. Природа в произведениях поэтессы живет, изменяется, движется со временем. И это очевидно в стихотворении «Цагин жисэн» («Движение времени»): «Увл эклэд ирщэнэ, / Урвэд цасн киисщэнэ, / Цагин ж;исэг арhлщ, / ТврYЦ зогсащ болшго. / Шурун салькн, шуурЫ / Шуукрад, хавсрад аашх, / hазрин дула басах, /hалвmа чидлэн YЗYЛх» [5, с. 95]. («Приходит зима, /Медленно падает снег, / Движение времени, / Никак не остановить. / Пронзительный ветер, метель, / Вздыхая, приближается, / Нарушая земную теплоту, / Показывает свою катастрофическую силу»). (Подстрочный перевод).
Осень - «золотая пора» для творчества. Осеннюю пору любили многие поэты и живописцы. Многоцветье осенних красок в сочетании с печалью и тоской воодушевляли поэтов браться за перо и давали вдохновение для новых стихов. Осенний пейзаж нашел свое отражениеи в поэзии Б. Сангаджиевой. К примеру, рассмотрим стихотворение «Намрин хамтхасн» («Осенняя листва»): «Намр ирсн кемиг / Нанд квркхн хамтхасн / Шарлад, хаалhд кучнэс/ Салькнд туугдщ YЗYлв. / «Квврк», гищ амлув, /Кугдлэд ЗYркм шавтв. /Цагнь ирхлэ, юнчнь/Цуhар эн гивв... » [5, с. 74]. («Пожелтевший лист, подгоняемый ветром, /Летит по дороге /Напоминая нам, / О приходе осени/«Бедняга», вымолвил я, / Сердце мое растревожилось /Когда приходит время, /Все меняется»). (Подстрочный перевод).
В лирической поэзии Б. Сангаджиевой зимнему времени также посвящено множество стихотворений. Снег - явление обвораживающее. Оно одно из главных представлений, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Каждый из нас знает: выпадает снег, и природа преображается, душа наполняется радостью, поднимается настроение. Например, в стихотворении «Цасн» («Снег») зимний пейзаж представлен следующим образом: «Цаhан цасн кииснэ, /Цаhан цасн хурлзна, /Цаhан мвцгншц вмнм гилвкнэ, / Чирэдм, ээмдм эрвлзщ бууна. / Давсн щилин цасн /Джнэс
буущ гилвкхш, / Баh насни дурн мет, / Байриннь умшнь ЗYркндм хээлнэ» [5, с. 77]. («Падает белый снег, / Кружится белый снег, / Серебром блестит передо мною, / Опускается на мое лицо и плечи. /Прошлогодний снег /Больше не выпадет ине будет блестеть /Подобно юношеской любви, /Крупинки радости растопит в моем сердце»). (Подстрочный перевод).
Зима утаивает в себе и таинственные, опасные стороны - свирепые бури, холодный мороз. В зиме есть и радостные, веселые черты - белоснежный пейзаж, радость и торжественность. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства: «Шурд-шурд шухтнад / Шур мет, гилвкэд, / hээвhэ цаста киитн / hаза бээхмн цаатн! / Кврэ цасна щицгд /Квлимм тавг менрнэ. /Байрл, киитн, цагтан / Бахан ав цадтлан!» [5,с. 89]. («Летят снежинки с высоты, / Скользят над головой. / Не остановишь время ты, / Зима уже с тобой. / Я это видела не раз! / Как седина навек /Нам белит кудри / Так сейчас /Всю землю белит снег») [6,с. 80].
Другой вид зимнего пейзажа показан в видимых и точных деталях вместо пространных описаний. Природа здесь уже не пейзаж, а живая участница человеческой жизни, раскрывающая для тех, кто с ней постоянно общается, не только свои внешние достоинства, но и всю необъятность своих внутренних свойств: «Yвлин тYPYн цасн / вврлhэс даву гиигн, /Ард-ардасн цуврщ, / Альхн дерм бууна. / Агчмд болв чигн /Альхндан вкэрлхэр седнэв, / Сана автлм болв, / Саак мини тYPYн /Дурни яhщ сед-клим /ДYYргщ, бульглщд авла, / Тер мет, альхндм / Тальрад урсщ хээлнэ»[5,с. 335]. («Первый снег в моем краю, / Вьются, падают снежинки, / Невесомо, как пушинки, / На ладонь садясь мою. / Их узор хотела б я / Сохранить в руке горячей! / Но снежинки тают, плача / Так далекая моя») [6,с. 64].
Можно привести зимние, весенние и осенние месяцы - погожие и пасмурные, трудовые и праздничные. Все это в произведениях Б. Сангаджиевой присутствует, все это сделано мастером, человеком, для которого, природа и красота - понятия равнозначные. Рисуя пейзажные зарисовки дождя, поэтесса отмечает его символичное животворное начало: «Хур орсн цагла /Хурдн дусалынь hээхнэв / Тогтурас деврсн усна / Турглсн шууганд дурлнав. / Терз, YYдэн секчкэд / Тагчг квгщминь чицннэв, / Таал-та шуган соцсгдна, / Чикндм биш, ШYлгтм» [5,с. 399]. («Во время дождя /Я наблюдаю за стремительными каплями, /Я люблю этот шумный поток / Бегущей воды./Открыв двери и окна /Молча слушаю шум дождя, / Слышится ласковый звон, / Не в ушах, а в стихах моих») (Подстрочный перевод).
В своих лирических стихах поэтесса описывает животрепещущую силу и неустанное движение дождя: <<Хур орщана, хур! /Хэлэтн, ямаран байр! /Кесг хонгтан hац / Кениг эс зовав. /Хаврин квк ноhан /Хагсад,вцгнь шарлв, /Унд!Унд! - гилдщ, / Урлнь квндрсн болв. / ЦецгYдин делв болЫь / Деегшэн кYЗYhэн суфв. / ШорШщна бичкн нилхнь / Сергэд, экэс HYлдв» [5,с. 24-25]. («Дождь идет. / Что за радость с утра! / Это с праздником только сравнимо. /Много дней нас томила жара, / Травы жгла и была нестерпима. / Терпеливо полынь - но она, / Угасая, уже пожелтела. / -Пить! /Звучало в степи дотемна. /- Пить! /Листва на ветвях шелестела. /Лепестки полумертвых цветков /Поднялись, как ладони людские. /Муравей-работяга готов / Оторваться от дела впервые») [4, с. 3-4].
Ей хорошо знакомы и степные ветры. Ветер в степи как песня, его можно слушать часами. Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. Он вбирает все живые голоса степи: «Салькн нанд болхла /Сананасм вндруул, /Доль-галсн гYH тецгсэс /Даву догшн болна. / Салькн кенд чигн / Санамр агчм вгхш, /Хурдн ишкдл дасхна, /Холас иргчYP адhана. / Бат, баатр хамгла / Байрлщ салькн дуулна, /
Бичкэхн квркхн цецгэлэ /Булэкн ки^эрн хувацна» [5, с. 37]. («Для меня ветер / Это высокая гора,/ Он сильнее / Волнистого глубокого моря /Никому ветер / Не дает минуты покоя, / Учит быстрому темпу / Торопит издали в будущее. / Ветер сильный, беспробудный/ Ликуя распевает, / С маленьким милым цветком / Делится теплым воздухом»). (Подстрочный перевод).
В стихотворении «Теегин салькн» («Степной ветер») поэтесса отмечает, что невозможно прожить в степи без ветра. Ветер привычен для каждого степняка. В бескрайних просторах степной ветер мы слышим среди голосов живой природы весною, летом, осенью, зимою, днем и ночью: «Тврскн теегтэ би / Твруц салькн угад, /Негл вдрин бийд /Номhрсн тагчгла тааршгов. / Салькн теегтэн мини / Седкл ухан хойрм, /Зацм, закрмщм, даслтм, / Заяни мини хввм./ Одр болЫ намаг/ Эрвлзщ,салькн сергэнэ, / Эгц хар усим / Эвлэд, самлщ, кеерулнэ» [5,с. 37]. («В родной степи я / Без ветра совсем / Даже дня / Не смогу находиться в тишине и спокойствии. / Ветер в степи моей / Душа и раздумье, /Характер, воля, привычка / Судьба и счастье мое. / Ежедневно меня /Ветербодрит, / Черные волосы мои /Нежно расчесывая, украшает»). (Подстрочный перевод).
Читая разные сборники стихов Б. Сангаджиевой, мы открываем многозвучный и многоцветный мир калмыцкой природы. Бося Сангаджиева исследует ее почти так же, как человека, - психологически. Она внимательна к внутренним движениям природы, умеет найти неповторимо яркие тона, передающие ее сложно-простую жизнь: «Тецгс гиhэд басл / Таалмщта сээхн йиртмщ, / Серун урсхл - дуущцдэн / Седкл авлщ дуудна» [7,с. 79]. («Море также /Прекрасное явление природы, /Прохладное течение / Сердце пленяя,зовет»). (Подстрочный перевод).
Образ моря также интересно представлен в стихотворениях Б. Сангаджиевой. В них поэтесса признается, что море всегда манило ее к себе, она готова была постоянно приезжать к нему. Поэтесса любуется морем, слушает шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью: «Тецгсин сунясн далнь / Тенд, вмнм налав, /Цаhан дольгана делнь /Цацгдщ, ввдгим цокв. / О, тецгс таалмщта / Оньгчнь нанд мартгдхий? / Чини хввн сергмщтэ, / Чидлтэ йиртмщ вврэхий?» [5,с. 170-171]. («Морские растягивающиеся волны /Передо мной раскинулись они,/Белые гребни волны /Брызгаясь, ударилипо моим коленам. / О, восхитительное море /Забуду ли я твою внимательность? /После такого вдохновения/ Удивит ли еще нас природа?»). (Подстрочный перевод).
Великая река Волга в жизни калмыцкого народа играла большую роль. Она поила своими водами и кормила многие поколения людей. Очарованию Волги, ее силе и могуществу посвящено немало поэтических ярких произведений. Не исключением были и произведения Б. Сангаджиевой. В своем стихотворении «Цаhан Амн» («Белый берег») она описывает не только величие реки, но и красоту поселка Цаган Аман: «Цаhан мвцгн сарнь / Цальгрсн Ищлэрнь тошна, / Садын бучр hаmцаснь / Серщэх вдрнь вцгэнэ. / Цегэхн уста Ищлнь / Цальгрх дутман кеернэ, / Цаhан Амн бал^нь /Ца-цааhан сангдна» [5,с. 43]. («Серебряный месяц / Скользит над полноводной Волгой, /Из-за листьев деревьев /Просыпается день. /Прозрачные воды Волги / С каждым плеском становятся краше, /Город Цаган-Аман /Вспоминаю тебя всегда»). (Подстрочный перевод).
В лирической поэзии Б. Сангаджиевой мы наблюдаем различные виды пейзажа. Одним из таких видов пейзажной живописи является деревенский пейзаж. Деревенский (сельский) пейзаж - наиболее распространенная тема в литературе. В окружающем мире имеется среда, где природа и результаты деятельности человека находятся в отно-
сительной гармонии, даже в какой-то степени природа имеет главенствующее значение. Основной такой средой является сельская местность. Дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость, тропинка или проселочная дорога, сельский быт, его естественная связь с окружающим миром являются мотивами для изображения пейзажа многих писателей, в том числе и Б. Сангаджиевой. Сельский пейзаж прекрасно расписан в стихотворении «Селэн» («Село»), где автор подробно описывает сельскую жизнь и его окружающий мир: «Селэн hазрин шууган /Серглц сээхн щирhл, /Цуг йиртмщ кевэрн / Чини вмн кеернэ. /hалун, ну^н нээхлэд, /^лын кввэд шалвадна, /^лын цаадк кввэд / Квкрщ, будя шавшна. / вндр хашан деер / Эр така дофдна, / Yд болчкв гисэн / Эмтн болЫд герчлнэ» [5,с. 39]. («Шум села/ Прекрасная, радостная жизнь, / Вся природа по-прежнему / Пред тобой нарядная. /Гуси и утки покачиваясь, / Плещутся на берегу реки, /На той стороне берега / Растут хлеба. / На высоком заборе / Кричит петух, / Напоминая людям, / Что настал обед»). (Подстрочный перевод).
Язык Б. Сангаджиевой отличается красочностью и выразительностью, звучностью и остротой. Он глубоко народен, и вместе с тем это язык мастера, в совершенстве владеющего искусством слова как средством художественного изображения. Б. Сангаджиева одинаково владеет искусством повествователя, вдумчивого и наблюдательного бытописателя. Оставаясь один на один с природой, она дает возможность писателю наблюдать за животным и растительным миром. Только когда человек на «ты» с природой, можно увидеть всю ту неповторимую картину, описанную автором в своих произведениях: «врYHи эклц дахщ, / врк деерэс хойр / Цаhан квглж;рЫ далваган / Сэвэд, нисч буув. / Ахрхн тавган сарсалhад, /Арhулхн hазр ишкв, /Нег-негнYрн хэлэлдэд, /Нээхлсн йовд-ларн вврдв. / Кун кевтэ хоюрн / КYЗY-KYЗYhэн суфлдв, / Шовhр, квркхн хоцшарарн / Шовшлдад,эдн Yмслдв»[5, с. 111]. («Срассветом, / С крыши дома два /Белых голубя крыльями / Порхая, спустились вниз. / Растянув короткие ноги, /Медленно шагнули по земле, / Посмотрев друг на друга, / Покачивающейся походкой приблизились друг к другу. / Подобно людям оба / Вытянув шеи, / Острыми, милыми клювами / Они поцеловались»). (Подстрочный перевод).
Картины родного пейзажа рождают в душе поэтессы и образы-символы. В стихотворении «Уласн» («Тополь»), Б. Сангаджиева изображает образ тополя: стройная осанка, прямой силуэт, устремленность в небо заметно выделяют тополь среди других деревьев. В отличие от них у него поразительная окраска листьев: «Уласн модыг тааснав / Урhц вндртнь дурлнав, / ^-чикднь бахтнав, / ^льшг кееднь щилвтнэв. / Оньдин дврвн цагт / Омган алдщ hуньрхш, / Тецгрин аhуд темцэд, / ТерYHэ санан ЗYmкнэ. /Хаврин дулан нарнла /Хамтхасан делгщ квкрнэ, /Хамг эмтнэ хэлэцлэ /Холас таарч hацхна. /Намрин ШYPYH салькн /Нигт хамтхасинь таслна, /hанц Yлдсн уласн /^льшг цогцарн нээхлнэ» [5,с. 265]. («Нравится мне тополь, /Восхищаюсь его высотой, / Восторгаюсь его стройностью, / Любуюсь его нежной красотой. / Во все времена года / Он не унывает и гордость свою не роняет, /Его душа стремится / В небесное пространство. / С весенним теплым солнцем / Распускаются зеленые листья, / Тополь качаясь, / Соглашается с мнением людей. / Пронзительный осенний ветер / Срывает крепкие листья. / Оставшийся в одиночестве тополь /Нежно качается»). (Подстрочный перевод).
Пейзажная лирика Б. Сангаджиевой всегда одухотворена мыслью, связана с глубокими раздумьями о жизни, об окружающей среде, о человеке, с помыслами и чаяниями людей. Литературовед Р. А. Джамбинова, отмечая творчество Б. Сангаджиевой, писала: «Несомненно, Бося Сангаджиева внесла значительный вклад в национальную художественную культуру XX века. Мы просто обязаны воспринимать ее творчество как
Гимн калмыцкому народу, как этносу. Ее поэзия не о жизни и судьбе, скорее - сама жизнь. Еще в детстве она внимала сказкам, легендам, преданиям, прислушиваясь к тому, что говорил отец, одаренный джангарчи Бадмин Мецк-Насн: в ее душе созревал поэт» [1, с. 79].
Знакомство с творческой лабораторией Боси Сангаджиевой позволяет сделать вывод, что все эти многочисленные пейзажные зарисовки, детали передают неуловимый колорит типично национальной природы. В ее пейзажной лирике встречаются традиционные и символические в калмыцкой устной поэзии предметы и явления. Это тополь, верба, дуб, такие антропоморфные образы природы, как поле, луг, равнина, речка, дорога. В своей поэзии Б. Сангаджиева показала душу подлинного хозяина земли, его богатый внутренний мир мыслей и чувств, высокую поэзию художественного творчества.
Список литературы
1. Джамбинова Р.А. Литература Калмыкии: Проблемы развития. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 240 с.
2. История калмыцкой литературы. II том. Советский период. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. - 445 с.
3. Пюрвеев В.Д. Чистый родник поэзии (Лирика Б.Б. Сангаджиевой). - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. - 208 с.
4. Сангаджиева Б.Б. Любовь и война: Стихотворения и поэмы / Пер. с калм. В. Алейникова и др. - М.: Современник, 1986. - 96 с.
5. Сангаджиева, Б. Б. Избранные стихи и поэмы: В 2-х т.: на калм. и рус. яз.: Т.1: (на калм. яз.) / Бося Сангаджиева. - Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2008. - 496 с.
6. Сангаджиева, Б.Б. Избранное: в 2-х т.: на калм. и рус.яз. Т. II: стихи, поэмы: пер. с калм. / Бося Сангаджиева; вступ. ст. В. Д. Пюрвеева. - Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2008. - 432 с.
7. СадЬ^ин Бося. ЖилмYД. - Элст: Хальмг дегтр hарhач, 1976. - 85 х.
8. Словарь литературоведческих терминов. Ред. Сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тура-ев. - М.: «Просвещение», 1974. - 509 с.