Финно-угорский мир. 2016. № 1-
ПЕЙЗАЖ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАРРАТИВЕ
(на примере мордовской повести)
Н. Н. ЛЕВИНА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Среди множества литературных приемов отражения действительности и раскрытия человеческого характера заметное место занимает пейзаж. Он является не только элементом композиции, но и одним из главных сюжетообразующих факторов, а также выступает наиболее непосредственным и полным выражением эстетического идеала писателя.
Образ природы как художественное средство утвердился не сразу. В прошлом в книге ему отводилась только малая декоративная роль - информировать читателей, когда и где происходят события. Некоторые писатели ограничивались лишь беглым упоминанием о пейзаже. Однако с течением времени в литературе постоянно изменялись и концепция природы, и принципы ее изображения. Пейзаж стал уравниваться в правах с другими художественными средствами, изменялись идейно-эстетическая функция образов природы, их композиционная роль, внутренняя структура, характер и принципы воздействия на жанр и стиль произведения. Присутствие или отсутствие пейзажа в произведении уже не оставалось незамеченным.
В современной литературе пейзаж - важнейший компонент нарративной структуры произведения. Он является универсальной формально-содержательной категорией, служащей организации пространственно-временного, идейно-тематического уровней текста, и отличается стилистико-смысловой полифункциональностью.
Свое понимание пейзажа и его функций в художественном произведении предлагают многие отечественные и мордовские исследователи литературы. Так, по мнению Б. Галанова, пейзаж - это «изображение природы, обозначающее время и место действия в произведении и создающее определенное настроение» [2, 185]. В. Н. Стасевич рассуждает о пейзаже как о «преображенной действительности, для создания которой реальный мир является необходимым стимулом и неиссякаемой кладовой» [5, 108]. Необходимо учесть и выделенные В. Е. Хализевым формы присутствия природы в литературном произведении: «Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения... и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) - описания широких природных пространств» [7, 225].
Многообразие функций пейзажа, на наш взгляд, наиболее точно отражается в размышлениях Б. Галанова, который отмечает: «В общем движении повествования пейзажу отводится разнообразная роль: обозначить время и место действия, создать определенное настроение, помочь проявиться каким-то существенным чертам в душевной жизни человека и в окружающей его действительности. Наконец в пейзаже и через пейзаж художник выражает свое чувство родины, свою к ней любовь» [2, 185].
© Левина Н. Н., 2016
Разделяя мнение ученого, выделим доминирующие функции пейзажных единиц:
- пейзаж может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служить фоном повествования (функция характеристики места и времени сюжетного действия, создания местного колорита);
- пейзаж играет роль дополнительного специфического средства в раскрытии характера действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа (функция психологическая);
- пейзаж может служить средством выражения философских, социальных, эстетических идей (функция выражения авторской позиции).
В зависимости от авторских интенций пейзажные единицы в художественном нарративе могут выражать комплекс идейно-художественных функций, в ряде случаев они менее значимы, второстепенны. Пейзаж может выполнять функции акцентуации кульминации, предвестия дальнейших событий, сюжетной мотивировки, текстообразующую, эстетическую, символическую, социальную и т. д.
Мордовские писатели в поисках новаторских путей художественного познания человека и общества также стремятся расширить арсенал художественно-эстетических средств искусства слова, нередко отдавая предпочтение природоописаниям. Значительное усложнение и многозначность функций пейзажных элементов в мордовской литературе отмечают многие исследователи: «...природа выступает персонифицированно, личностно, а не просто как природно-ландшафтный фон или среда действия. Она является полноправным художественным компонентом, более того, своеобразным лирическим соавтором. Специфическая форма связей человека и природы, определяющая и структуру произведений, дает писателям возможность выявить множество коллизий души человека, его взаимоотношения с окружающим миром» [4, 180] ; «Функция пейзажа как лирического аккомпанемента настрое-
ния или психологического состояния значительно усложняется: писатели выявляют глубинное нравственно-этическое содержание характеров, актуализируют философское осмысление взаимосвязи цивилизации и окружающей среды, поиск смысла человеческого бытия» [8, 108]; «Художественное воспроизведение мира природы всегда играло и играет в литературе значительную роль в обнаружении авторского взгляда на жизнь, выявлении эстетического идеала писателя» [1, 5].
Таких мастеров слова в мордовской литературе, как Н. Эркай, Ю. Кузнецов, А. Тяпаев, И. Кудашкин, И. Янюшкин, и многих других смело можно отнести к писателям-пейзажистам. В их творчестве природоописания чаще всего не поддаются однозначной интерпретации, т. е. пейзаж полифункционален. В произведениях выявляются не только основные, но и вспомогательные функции описания природы.
Повесть Н. Эркая «Березовая вода» вошла в национальную литературу как лирическое проникновенное повествование о жителях мордовской деревни и об очаровательной природе родного края.
Пейзаж в повести многофункционален: красочное изображение природы гармонирует со всей сюжетно-композиционной организацией материала, является фоном повествования и играет роль выразительной детали, способствующей всестороннему раскрытию внутреннего мира героев и передаче глубины их душевных переживаний. Важна композиционная функция образа природы: пейзажная зарисовка является и зачином, и концовкой повести. В начале произведения она играет роль экспозиции, создает у читателя определенный эмоциональный настрой, вводит его в художественный мир и «привязывает» к определенному месту действия: «Отяжелел снег в присурском лесу. Свинцовой тяжестью налился в низинах. Серые, насыщенные влагой облака задевали верхушки деревьев. Падал сырой снег -сплошной белой пеленой заслонил дали. Снежинки таяли в воздухе. Деревья оде-
Финно-угорский мир. 2016. № 1
лись во все белое, будто принарядились, чтобы встретить весну.
Она шла с полуденной стороны, оттесняя снега к северу. Ветра не было, но деревья тихо покачивались и слышался едва уловимый шорох. Это она, легконогая красавица весна, осторожно пробиралась по лесу» [9, 3].
Завершается повесть лирической картиной пробуждения весенней природы. Эта картина несет в себе также символическое значение, проецируя раскрытие физических и духовных сил человека: «Лес встретил их птичьим гомоном. Теплый ветерок играл свисавшими с берез сережками, и ясный серебристый звон растекался над деревьями. От земли шел пар. Соки жизни распирали ее, просачивались сквозь нее, насыщали воздух. И воздух, словно крепкая настойка, кружил головы, наливал силой мышцы и любовью затоплял сердца» [9, 143].
Свое отношение к природе, философские и эстетические взгляды Н. Эркай раскрывает в повести «Митяевы мечтания». Здесь пейзаж не менее выразителен. Автору удалось показать органическую слитность человека, труда, природы. Для Н. Эркая одухотворенная красота родных мест, отношение к природе - это не просто средство художественной изобразительности, но и важнейший нравственный фактор, один из главных критериев оценки человека. Вот почему доминирующей чертой в характере эркаевского героя - сторожа колхозных лугов деда Ми-тяя - является кровная связь с природой, восприятие изнуряющих ее напастей как своих собственных бед, что имеет глубокую нравственную основу и щедрую литературную традицию. Речь героя удивительно проста и пленительна, когда он говорит о красоте своей земли: «Ты мне не говори о заморской красоте... Какую еще красоту нужно? Смотри и слушай, как поет земля» [10, 45]. По его мнению, нельзя быть равнодушным к родной стране, к ее лесам и полям, селениям и людям. Своего героя автор изображает настоящим человеком, тружеником, охотником и рыболовом, ценителем природы. Эти качества
не изменяют ему на всем протяжении повести.
Использование пейзажа как специфического художественного средства раскрытия характера героя в творчестве каждого писателя индивидуально. Так, А. Тяпа-ев в повести «Последний гром» [6] отыскал оригинальные пути реализации психологической функции пейзажа. Описание природы в повести довольно точно отражает атмосферу, в которой живет героиня, и является проекцией ее душевного состояния. Психологический кризис Насти автор передает буйством природы, картиной грозы. Ночь, ставшая последней в ее жизни, описывается в мрачных тонах. Природные образы грома, молнии, ветра, шума стихии подчеркивают неотвратимость финала - смерти героини.
Для усиления эмоциональной окраски и раскрытия психического мира личности своей героини А. Тяпаев в повествовании неоднократно упоминает образ дуба, символизирующего любовь и верность. Все село знало о том, что возле дуба, растущего у дороги, Настя Черунова попрощалась со своим мужем, проводила его на войну. Никто не осмеливался тронуть его, хотя во время войны на дрова был срублен весь лес. Но в тот момент, когда сердце героини остановилось, дуб был поражен последней осенней грозой. Эта картина становится логическим завершением сюжетной организации повести и имеет огромную силу эстетического воздействия.
Пейзажная живопись Ю. Кузнецова также обладает огромной силой воздействия на читателя. В повестях «Колокольчики мои», «Подождите ж, быстрые облака...», опубликованных в сборнике «Чистые ключи» [3], лирическое миросозерцание автора проявляется наиболее ярко. Через краски родной природы он выражает себя, представляет психологический и философский анализ мироздания. Смысловая и эмоциональная нагрузка пейзажных зарисовок писателя очень велика. Его повести, насыщенные природоописания-ми, несут в себе лирическую взволнованность, природа в них чутко отвечает на переживания автора. Пейзаж играет не толь-
ко фоновые роли, он имеет большую свободу - «цементирует» сюжет, превращает конгломерат разрозненных эпизодов в цельное художественное произведение. Природа в произведениях писателя выступает в качестве героя, нередко главного. Она учит читателя поэтическому видению мира, воспитывает в нем чувство прекрасного, любовь к родине.
Таким образом, текстовые фрагменты, включающие пейзажные описания, элементы, штрихи, являются неотъемлемой
частью художественного нарратива. Их роль в организации произведения бывает различна, начиная с наиболее простой, «формальной», заканчивая комплексной. Анализ художественного материала подчеркивает безусловную функциональную значимость пейзажных единиц, как формально-содержательную (создание колоритной обстановки, сюжетная мотивировка, психологическая характеристика героев и др.), так и эстетическую, выражающую духовный строй произведения.
Поступила 25.02.2016
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Азыркина, Е. И. Авторское отношение к экологическим проблемам и специфика его проявления в романном искусстве мордовских писателей / Е. И. Азыркина, В. М. Макушкин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. -№ 20 (274). - С. 5-10.
2. Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь / Б. Галанов. - Москва : Советский писатель, 1974. - 343 с.
3. Кузнецов, Ю. Ф. Чистые ключи : повесть, новеллы, рассказы / Ю. Ф. Кузнецов. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1983. - 184 с.
4. Левина, Н. Н. Мордовская повесть 70-90-х гг. XX в. : к вопросу о поэтике жанра // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. -2014. - № 2 (30). - С. 179-184.
5. Стасевич, В. Н. Пейзаж. Картина и действительность / В. Н. Стасевич. - Москва : Просвещение, 1978. - 157 с.
6. Тяпаев, А. П. Мекольдень атямсь (Последний гром) : повесть и рассказы. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1971. - 136 с.
7. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник /
B. Е. Хализев. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2004. - 405 с.
8. Шеянова, С. В. Экологическая проблематика и философия природы в современном мордовском романе // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (14). -
C. 107-109.
9. Эркай, Н. Березовая вода : повесть / Н. Эр-кай ; пер. с мордов.-эрзя Л. Парфенова. -Москва : Советская Россия, 1974. - 143 с.
10. Эркай, Н. Митяевы мечтания : повесть / Н. Эркай ; пер. с мордов.-эрзя В. Мирне-ва. - Москва : Современник, 1975. - 158 с.
1. Azyrkina, E. I., Makushkin, V. M. (2012), The attitude of the author to environmental issues and the specifics of its manifestation in the art of the novel writing of Mordovian writers, Chelyabinsk State University Bulletin, № 20 (274), p. 5-10.
2. Galanov, B. (1974), Painting by words. Portrait. Landscape. Thing, Moscow: Soviet writer.
3. Kuznetsov, Yu. F. (1983), Clear springs: stories, novels, short stories, Saransk: Mordovia Press.
4. Levina, N. N. (2014), Mordovian novel in 70-90-ies. XX century: the question of genre poetics, Bulletin of the Research Institute of Humanities of the Government of the Republic of Mordovia, № 2 (30), p. 179-184.
5. Stasevich, V. N. (1978), Landscape. Painting and Reality, Moscow: Education.
6. Tyapaev, A. P. (1971), Mekolden atyams (Last thunder): Novelette and short stories, Saransk: Mordovia Press.
7. Khalizev, V. E. (2004), Literary theory: Textbook, 4th edition, Moscow: Higher School.
8. Sheyanova, S. V. (2013), Environmental issues and the philosophy of nature in the modern Mordovian novel, Humanities and Education, № 2 (14), p. 107-109.
9. Erkay, N. (1974), Birch water: Novelette, Moscow: Soviet Russia.
10. Erkay, N. (1975), Mitay's dreams: short story, Moscow: Sovremennik.