Щетинина Наталья Анатольевна
ПЕЙЗАЖ - ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ РЕТРО-ВЫСТАВКИ "ЖИВАЯ ВОДА АЛТАЯ. ЖИВОПИСЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЩЕТИНИНЫХ")
В статье дается обзор выставки "Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых". Анализируются пейзажи алтайских художников второй половины XX - начала XXI века с изображением различных водоемов равнинного и Горного Алтая. Отмечается важная роль работы с натуры в традициях русской реалистической школы живописи у мастеров старшего поколения. Подчеркивается определяющее значение родной природы в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. В научный оборот вводятся ранее неизвестные произведения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1758.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 203-207. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
направлялись 200 человек студентов, 15 человек профессорско-преподавательского состава. Из них: профессор М. А. Полянский, доцент И. И. Иванков, доцент Г. И. Ронжина, доцент Н. К. Грошев, ассистент А. А. Саранцев, доцент Г. С. Назаров [Там же, л. 91].
Рассмотрев документы Государственного архива новейшей истории Саратовской области, можно сказать, что в деятельности Саратовского зооветеринарного института в годы Великой Отечественной войны произошла коренная перестройка в соответствии с потребностями военного времени. Институт продолжил работу по всем направлениям, характерным для деятельности высшего учебного заведения: это и учебно-воспитательное, и образовательное, и научно-исследовательское. Студенты, сотрудники и преподаватели сдавали кровь для тяжелораненых, помогали подшефному госпиталю, оказывали помощь семьям фронтовиков, стирали фронтовое белье, вели курсы по подготовке бригадиров-животноводов, сдавали деньги в фонд обороны, вступали в ряды народного ополчения. За годы Великой Отечественной войны Саратовский зооветеринарный институт провел большую работу по укреплению кадрами органов фронта и тыла.
Список литературы
1. Гижов В. А. Учебный процесс в саратовских вузах в 1943-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. I. С. 46-48.
2. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 184. Оп. 1.
3. ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1.
4. Добренькова Г. Н. Поколение Победы. Саратов: Саратовский государственный аграрный университет, 2010. 260 с.
5. Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова: 100 лет на благо России. Саратов: Саратовский ГАУ; ООО «Рицо-Принт», 2013. 488 с.
6. Саратовцы в Великой Отечественной войне: 22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.: материалы лекции к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Саратов: Саратовский ГАУ, 2010. 32 с.
SARATOV ZOOVETERINARY INSTITUTE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Shlykova Ol'ga Valer'evna, Ph. D. in History Shmygina Oksana Nikolaevna, Ph. D. in History Saratov State Agrarian University named after N. I. Vavilov kseny1974@mail. ru
The article considers the activity of Saratov Zooveterinaiy Institute during the Great Patriotic War. Basing on archival data the following directions of the higher education establishment are analyzed: agitation, educational, scientific and public ones. The paper reveals the reasons that influenced the educational process at the higher education establishment in 1941-1945: changes in the number of the students and teachers composition, the problem of lack of training areas, household complexity. The conclusion is made about radical restructuring in the work of Saratov Zooveterinary Institute under the wartime conditions.
Key words and phrases: Saratov Zooveterinary Institute; The Great Patriotic War; political agitation; research work; students contingent; material base.
УДК 72.04.03 Искусствоведение
В статье дается обзор выставки «Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых». Анализируются пейзажи алтайских художников второй половины XX - начала XXI века с изображением различных водоемов равнинного и Горного Алтая. Отмечается важная роль работы с натуры в традициях русской реалистической школы живописи у мастеров старшего поколения. Подчеркивается определяющее значение родной природы в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. В научный оборот вводятся ранее неизвестные произведения.
Ключевые слова и фразы: пейзажный жанр; реалистическая живопись; природа; река; водная стихия; образ Алтая; «Арт-галерея Щетининых»; коллекция; художник; выставка; пленэр; этюд.
Щетинина Наталья Анатольевна
Алтайский государственный университет, г. Барнаул natashh@bk.ru
ПЕЙЗАЖ - ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ РЕТРО-ВЫСТАВКИ «ЖИВАЯ ВОДА АЛТАЯ. ЖИВОПИСЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЩЕТИНИНЫХ»)
Отличительной особенностью алтайской живописи является преимущественное развитие пейзажного жанра [4, с. 15]. Этот факт давно отмечен исследователями и доказан многочисленными художественными
выставками. Мощное и по-своему уникальное явление во многом обусловлено неповторимой красотой и разнообразием природы Алтая, которая вдохновляет художников, исподволь оказывая глубинное воздействие на их сознание и творческие принципы. «В условиях активной урбанизации пейзаж можно признать компенсационным жанром, восполняющим недостаток общения с природой, в котором человек нуждается. Искусство пейзажа всегда востребовано и всегда актуально» [5, с. 4]. Поэтому не случайно в коллекции Щетининых, насчитывающей более 500 произведений алтайских авторов, доминирует живописный пейзаж. Среди тематического многообразия пейзажных работ выделяются произведения с изображением водной стихии: бурных горных вод, равнинных рек, озер, ручейков, тихих заводей и водопадов. Мотив воды в различных ее проявлениях привлекал внимание большинства художников, ставивших перед собой сложные живописные задачи и решавших их в индивидуальном ключе. Это побудило владельцев галереи выделить данную тему в отдельный комплекс и организовать уже вторую экспозицию под названием «Живая вода Алтая». Впервые эта тематика прозвучала десять лет назад на одноименной выставке, открывающей новый зал галереи. Картины из собрания Щетининых были дополнены работами современных живописцев, графиков и фотохудожников. Тогда экспозиция вызвала большой резонанс, приобретя экологическую направленность и доказав несомненную актуальность темы. Она оказалась не исчерпана и спустя годы получила развитие во второй выставке, которая представляет ценный материал уже исключительно из личной коллекции Щетининых.
Знаменательно, что первая частная художественная галерея на Алтае открылась выставкой из собрания династии Щетининых. За 13 лет работы было проведено несколько успешных и значимых проектов, полностью сформированных из этой коллекции. Среди них такие концептуальные экспозиции, как «Сподвижники. Проко-пий Щетинин и его поколение» (2009) [8] и «Свет реализма» (2013) [6], которые позволили по-новому взглянуть на искусство Алтая второй половины XX - начала XXI века. Сейчас уникальная обширная коллекция дает возможность владельцам всесторонне представлять ее на различных выставках в стенах галереи [11, с. 82].
В новой экспозиции ретроспективного характера показано более 100 произведений 26 авторов [1]. Это живописные пейзажи известных художников Алтая, творчество которых можно назвать Золотым фондом нашего искусства. Их лучшие произведения украшают собрания многих российских музеев и картинных галерей. Это, прежде всего, народный художник России М. Я. Будкеев, заслуженные художники России Г. Ф. Борунов, Ф. С. Торхов, Л. Р. Цесюлевич, В. П. Марченко, старейшие мастера: Н. В. Шагаев, Ф. А. Филонов, Н. П. Иванов, П. А. Щетинин и другие классики алтайского изобразительного искусства. Показывая их работы на выставках с различной тематикой, владельцы коллекции не только открывают неизвестные грани творчества талантливых мастеров, но и дополняют яркими штрихами картину развития искусства нашего края второй половины XX века. В данном случае многие натурные этюды и некоторые картины из последних поступлений экспонируются впервые. Благодаря этой выставке и сопровождающему ее каталогу они войдут в научный оборот. Например, пейзажные циклы Н. П. Иванова, В. А. Зотеева, М. Ф. Жеребцова, В. Т. Федосова, выполненные в традициях русской реалистической школы живописи, стали своеобразным открытием для современного зрителя. Несмотря на различную манеру письма, неповторимые композиционные решения и излюбленный круг тем, всех их объединяет поэтическое мироощущение и живописная свобода в интерпретации образа природы как в эпических, так и в лирических пейзажах. Передавая естественную красоту натуры, они старались одухотворить ее своим внутренним переживанием. В обыденных, внешне непритязательных пейзажных мотивах художники стремились отразить состояние природы в разное время года и суток, соответствующее их личным настроениям и чувствам. Неслучайно, подводя итоги своего фундаментального исследования по русскому пейзажу, доктор искусствоведения В. С. Манин отмечает, что «в пейзаже, как ни в каком другом жанре, проявляется духовная сущность человека» [2, с. 625]. Именно в пейзажной живописи получила выражение глубина национального самосознания, «в пейзаже художники размышляли о судьбе нации, через пейзажный образ раскрывали душу личности и волнение эпохи» [3, с. 136].
Через изображения всевозможных водоемов Барнаула, равнинного и Горного Алтая - полноводных рек, глубоких озер и тихих заводей художники с восторгом и трепетом убедительно раскрывают завораживающую красоту и изобилие родного края, неизбежно связывая его с образом России и отражая национальные черты русской природы в целом.
Почти все представленные на выставке произведения написаны непосредственно с натуры. Для большинства мастеров старшего поколения этюд был принципиально необходимым методом в работе над живописным образом в условиях пленэра. Художники стремились создать цельный, композиционно завершенный образ природы, используя все богатство тональных и цветовых отношений, которое может дать только работа на открытом воздухе. Этюд с натуры зачастую служил не только подготовительным материалом для картины, но и приобретал самостоятельное значение, выступая законченным, живописно отработанным произведением.
Традиция пленэрной живописи на Алтае никогда не прерывалась. Она идет еще от первых профессиональных алтайских мастеров Г. И. Чорос-Гуркина, А. О. Никулина, Н. И. Чевалкова [7]. Их открытия оказали существенное влияние на пейзажистов следующих поколений, которые продолжили эту традицию, сделав ее устойчивой и зрелой. Одним из связующих звеньев между основателями пейзажного жанра и современными художниками стало творчество Н. В. Шагаева. Он обучался у Гуркина и Чевалкова, в послевоенные годы был ведущим художником Горного Алтая, многое сделал для пробуждения интереса у молодых живописцев (М. Я. Будкеева, Н. П. Иванова, С. И. Чернова и других) к местной природе. Экспонируемый пейзаж мастера «Тайменье озеро» (1954) входит в часть коллекции, приобретенной лично у автора в 1993 году.
Одним из последних поступлений стали две работы народного художника России М. Я. Будкеева [10, т. 1, с. 101]. В картине «Катунь» (1989) отразилась главная тема его творчества - величественная и многоликая природа Горного Алтая. Здесь в полной мере проявился приподнято-декоративный живописный язык мастера, который сложился благодаря ясному жизнерадостному взгляду на окружающий мир. В ключевом произведении выставки «Река Урсул. Маралы на водопое» (1960-е) утверждается гармоничное существование животных в природе - излюбленный мотив Будкеева. Незыблемая константа природы Алтая - полноводная горная река выступает здесь как символ жизни и источник сильных художественных впечатлений.
В коллекции Щетининых имеются два этюдных пейзажа заслуженного художника России Г. Ф. Борунова [Там же, с. 68]. Один из них - «На Касмале» (1996) показан на данной выставке. Он написан в легко узнаваемой артистичной авторской манере: плотная и пастозная живопись, живой мазок, сохранивший энергию движения руки мастера. Мотив пейзажа - это река родных мест в окрестностях Павловска, где родился и вырос художник. Вдали темнеет полоса касмалинского бора, подчеркивая зеркальную гладь воды, отражающую небо с бегущими по нему облаками.
Впервые экспонируются натурные этюды из творческого наследия широко известного алтайского живописца Н. П. Иванова [Там же, с. 276], которое достаточно редко можно увидеть сегодня. Работы подарила Анатолию Щетинину в 1985 году вдова художника. С Николаем Петровичем они были духовно близки и в последние годы часто ездили вместе на этюды. Представленные пейзажи решены в различном ключе: от таких холодных и суровых, как «Горное озеро. Алтай» (1970-е), до нежных, теплых и сдержанных в цвете, как «Вид с турбазы "Катунь". Дом художника Басаргина» (нач. 1980-х). Последняя работа имеет не только художественное, но и историческое значение. Дом и мастерская скульптора Кузьмы Басаргина в Аносе (там же сейчас находится Дом-музей Г. И. Гуркина) в те годы был центром притяжения местной интеллигенции и художников из разных уголков страны и края, прежде всего бийчан и барнаульцев. Большой этюд «Камни» (1982), многократно показанный на различных выставках в галерее, автор подарил молодому художнику А. П. Щетинину в начале творческого пути с пожеланием: «Найди себя».
Гордостью коллекции является 14 живописных работ, принятых галереей в дар от В. А. Зотеева [Там же, с. 261] в 2004 году. Впоследствии фонд его произведений постоянно пополнялся из разных источников. Эта тематическая выставка дала возможность широко представить многочисленные лирические этюды мастера с изображением водоемов Горного Алтая и пригородов Барнаула. География его поездок отражена в названиях исполненных этюдов: «В Зимарях» (1970), «Вечер. Пионерское озеро» (1975), «Обь у Казенной заимки» (1980), «Река Барнаулка. Булыгино» (1998) и так далее. В проникновенных пейзажах темпераментно и увлеченно раскрывается пластичность и живописность природы, ее переходные состояния -пробуждение и увядание, восходы и закаты. В своих первых поездках по Горному Алтаю В. А. Зотеев был покорен уникальной красотой Мультинских озер. Он создал в этих труднодоступных местах серию пейзажей, два из которых представлены на выставке.
Вместе с ним в экспедициях работали П. А. Щетинин [Там же, т. 2, с. 544] и С. И. Чернов [Там же, с. 470]. У нас есть возможность сравнить разный авторский подход в написании этюдов, выполненных художниками с одного места. У В. А. Зотеева - это «пейзаж настроения» с особой поэтичностью и тишиной, с тонкими тональными переходами и глубоким проникновением в душу природы. А у П. А. Щетинина в пейзаже с таким же названием «Мультинское озеро» (1965) четко просматривается взгляд скульптора с монументальным видением, точно чувствующего и передающего большие цветовые отношения. Он в мажорном ключе отобразил зеркальную гладь горного озера с хрустально чистой водой, отражающей покрытые вечными снегами суровые вершины гор. Стремление к монументализации и живописному обобщению проявилось и в холсте С. И. Чернова «Чемал. Катунь» (1975), на котором изображены бирюзовые воды горной реки, скованные мощными прибрежными скалами.
Заслуженный художник России и общественный деятель Ф. С. Торхов [Там же, с. 336] с первых дней поддерживал галерею и стремление ее владельцев пропагандировать реалистическое искусство. Он принимал участие во многих тематических экспозициях арт-галереи, провел персональную выставку. Как самобытный живописец, открыл такие новые грани алтайской природы, которые не были реализованы другими пейзажистами. Картины «Алтай. Горное озеро» (1963), «Река Кок-Суу» (1970) уже хорошо знакомы зрителю краевого центра по предыдущим вернисажам. Им присуща декоративная звучность и экспрессия цвета, энергичный мазок, выразительная композиция, повышенная эмоциональность и оптимистическое мировосприятие.
Декоративная щедрость природы юга Сибири также получила полнокровное выражение в сочной и радостной живописи заслуженного художника России В. П. Марченко [Там же, с. 28], богато представленной в коллекции Щетининых. В семи работах выставки можно проследить развитие мотива воды в творчестве живописца начиная с 1955 года, когда он делал первые шаги в искусстве. В юношеском натурном этюде «Старый мост через Обь» (1960) еще не угадывается та авторская манера, которая ярко проявилась в картине зрелого мастера «Ожерелье Ильгуменя» (1999). Насыщенная цветовая палитра художника превращает бурные потоки горной реки и камни на ее берегах в драгоценные самоцветы.
Настоящим откровением экспозиции стали камерные и лирические, но по-своему значительные этюды признанного мастера «пейзажа настроения» М. Ф. Жеребцова [Там же, т. 1, с. 240]. Сущность его искусства -искренняя привязанность к простым, обыденным мотивам, умение поэтически воспринять и изобразить их в своих пейзажах. Дом художника находился рядом с живописной мелководной Барнаулкой, а с крутого берега широкой Оби открывались панорамные виды сибирской природы. По-особому впечатляют этюды
«Восход на р. Барнаулке» (1969) и «Вид на Обь» (1993). В некоем пиетете перед природой, в постижении ее гармонии и красоты он был схож с другим художником лирического дарования - Дием Леонидовичем Комаровым. Вместе они неоднократно работали на Академической даче им. И. Е. Репина, где до сих пор старожилы с теплым чувством и уважением вспоминают их талантливую живопись. А с Николаем Семеновичем Петрухиным, который был соседом и другом Михаила Жеребцова, они много путешествовали по Алтаю. Художники постоянно писали обские дали и окрестности реки Барнаулки.
На выставке представлены два холста старейшего художника Алтая Ф. А. Филонова [Там же, т. 2, с. 376], плодотворно работавшего в разных техниках на пленэре. Многолик его пейзаж, разнообразны решаемые живописные задачи. В этюде «Вешние воды» (1993) на тонких цветовых отношениях мастерски передана материальность и плотность воды, рыхлость весеннего снега, влажность холодного воздуха в пасмурный день. В картине «Река Катунь» (1997) уже не тихое созерцание природы, а восхищение ее величием, выраженное в контрастной цветовой гамме, динамичном композиционном построении, эпическом обозрении прибрежных ландшафтов Катуни.
Из последних поступлений в коллекцию - два десятка пейзажей В. Т. Федосова [Там же, с. 369]. Чтобы показать их на выставке, была проведена большая подготовительная работа: реставрация, атрибуция, оформление в багетные рамы. Целый цикл этюдного материала повествует об алтайском лете с его солнечными полянами, синим небом с белыми облаками, зеркальными заводями речушек. Мастер постоянно находился в поиске новых стилистических решений, поэтому на разных этапах творчества ориентиром для него были великие предшественники - И. Левитан, К. Коровин, А. Куинджи, Н. Крымов, А. Рылов и другие. Одним из любимых мотивов В. Т. Федосова был мотив реки [9, с. 92]. Особенной удачей можно назвать его картину «Река» (1966) с затейливым изгибом речного русла на фоне открывающейся панорамы предгорий Алтая.
Удивительно тонкие по живописи и восприятию природы этюды замечательного колориста П. Г. Корти-кова [10, т. 1, с. 375] обогатили экспозицию. В каждом из них мастером выстраивается своя драматургия, с разным настроением обыгрывается мотив воды. В работе «Вечерний звон» природа звучит мелодично и задумчиво, угадываются «левитановские» интонации. Художник придает пейзажному образу национальное своеобразие, опираясь на русскую живописную традицию. В сердцах многих людей находит отклик его задушевная беседа о родных местах, всегда сохраняющих тепло человеческого присутствия.
Своеобразная интерпретация алтайской природы нашла свое отражение в работах Ю. А. Чулюкова [Там же, т. 2, с. 479]. Его авторской манере присуще сложное цветовое богатство, вибрирующий мазок, оригинальное образно-пластическое мышление. Для пейзажей «Осень. Парк им. Лисавенко» (2014) и «Первая зелень» (2014) характерна многослойная живопись, напоминающая колористический строй и фактуру гобелена. В панорамной композиции «Речной вокзал» (2007) изображена главная водная артерия Барнаула -полноводная река Обь и ее трудовые будни.
А. П. Фризен [Там же, с. 388] последние годы идет по пути все большей отвлеченности от натуры, перерабатывая и осмысляя ее глубоко субъективно. Тем интереснее увидеть два натурных этюда «Вечер в деревне» и «Этюд. Затон» конца 80-х годов прошлого века, в которых видны его излюбленные приемы, насыщенные и контрастные цвета.
Картина «Утро на Ак-Кеме» (2003), подаренная на первый юбилей галереи ее большим другом заслуженным художником России Л. Р. Цесюлевичем [Там же, с. 446], ярко иллюстрирует его творческий метод. Живопись мастера отличается особой эпичностью и одухотворенностью, образным ассоциативным языком. Пейзаж наполняется некоей авторской философией, художническим размышлением о жизни.
Работы современных художников А. И. Бушуева, Е. В. Бучнева, А. Н. Шишкина [Там же, с. 504], написанные с натуры, по-прежнему демонстрируют устойчивую традицию русской пейзажной живописи. Они достойно выглядят на фоне творчества мастеров старшего поколения, свобода живописных исканий которых достаточно свежо и актуально воспринимается сегодня. Всех их объединила любовь к вдохновенно воспетому Алтаю.
В целом произведения данной экспозиции раскрывают многогранный образ Алтая, который невозможно представить без его животворной стихии воды. Различные интерпретации пейзажной задачи, разность пластических подходов к решению темы в творчестве представленных на выставке художников в очередной раз убеждают нас в безграничности восприятия природы и многообразии ее трактовки, а также в широких возможностях и жизнеспособности реалистической живописи. Ценность данной экспозиции еще и в том, что здесь происходит столь важное для подрастающего поколения открытие красоты окружающего мира, рождается любовь к родным местам и гордость за свой народ, возникает желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Список литературы
1. Живая вода Алтая. Живопись из коллекции Щетининых: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. Н. А. и И. В. Щетинины; авт. вст. ст. Н. А. Щетинина. Барнаул: Графикс, 2016. 44 с.
2. Манин В. С. Русский пейзаж. М.: Белый город, 2001. 631 с.
3. Мелехова К. А., Нехвядович Л. И., Степанская Т. М. Русская художественная школа в диалоге культур XX века: монография / под науч. ред. Т. М. Степанской. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. 210 с.
4. Нехвядович Л. И. Творческий метод и стиль пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2006. № 4. С. 15-19.
5. Пейзаж - национальный жанр России - в коллекции Сергея Хачатуряна: каталог / Галерея «Кармин»; сост., вст. ст. Т. М. Степанской. Барнаул, 2005. 34 с.
6. Свет реализма: живопись, графика, скульптура из собрания Щетининых: каталог / Арт-галерея Щетининых; сост. И. В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т. М. Степанская. Барнаул, 2013. 32 с.
7. Снитко Л. И. Первые художники Алтая. Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.
8. Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение: каталог. Барнаул, 2009. 22 с.
9. Степанская Т. М. Традиции русского лирического пейзажа в творчестве живописца В. Т. Федосова // Очерки истории искусства Алтая. Барнаул: Графикс, 2009. С. 81-93.
10. Художники Алтайского края: биобиблиогр. словарь: в 2-х т. / отв. ред. В. С. Олейник. Барнаул: Алт. Дом печати, 2005-2006. Т. 1. А-Л. 453 с.; Т. 2. М-Я. 647 с.
11. Черняева И. В. Просветительская деятельность художественных галерей Западной Сибири в условиях современного арт-рынка // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1. С. 80-84.
LANDSCAPE AS A SOURCE OF AESTHETIC AND SPIRITUAL COGNITION OF NATURE
(BY THE EXAMPLE OF THE CONCEPTUAL RETRO-EXHIBITION "LIVING WATERS OF ALTAI. PAINTINGS FROM THE SHCHETININS' COLLECTION")
Shchetinina Natal'ya Anatol'evna
Altai State University in Barnaul natashh@bk.ru
The article provides an overview of the exhibition "Living Waters of Altai. Paintings from the Shchetinins' Collection". Landscapes of Altai artists of the second half of the XX - the beginning of the XXI century depicting various basins of plain Altai and the Altai Mountains are analyzed. The important role of working with nature according to the traditions of the Russian realistic painting school among the older generation masters is mentioned. The paper emphasizes the determinant importance of native nature in moral-aesthetic education of youth. Previously unknown works are introduced into scientific circulation.
Key words and phrases: landscape genre; realistic painting; nature; river; water element; image of Altai; "The Shchetinins' Art Gallery"; collection; artist; exhibition; plein air; sketch.
УДК 784/793.3 Искусствоведение
В работе поставлена проблема сохранения песенного творчества как одного из компонентов национальной культуры этнических немцев на территории Алтайского края. Цель статьи - показать особенности сохранения этнической культуры в песенном творчестве на примере вокально-хореографического ансамбля «Лореляй». Статья посвящена деятельности К. И. Петкау - организатора первого центра немецкой культуры на Алтае и художественного руководителя ансамбля - к 80-летию со дня рождения.
Ключевые слова и фразы: сохранение наследия; этнокультурные традиции; музыка; песенное творчество; современное искусство; российские немцы.
Язовская Светлана Викторовна
Алтайский государственный университет, г. Барнаул svmuz@mail.ru
КОРНЕЛИУС ПЕТКАУ - ОРГАНИЗАТОР ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ «ЛОРЕЛЯЙ»: СОХРАНЕНИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ
Научное осмысление проблематики выявления и сохранения художественно-эстетического наследия российских немцев способствует межэтническому взаимодействию представителей разных народов, культурному воспитанию личности, толерантному отношению к другим народам, что в современных условиях поликультурного общества является актуальным. В настоящее время по разным причинам обостряются противоречия в системе передачи этнокультурного опыта как в пределах одного народа, так и в межнациональном общении. В результате культура постиндустриального общества теряет национальную самобытность, появляется опасность утраты современным человеком традиционных ценностных ориентиров, передаваемых от одного поколения другому. Неслучайно на рубеже ХХ-ХХ1 вв. во всём мире остаётся неразрешённой проблема восстановления утраченных традиций, исторической памяти и этнического самосознания.
Сохранение художественно-эстетического наследия может косвенным образом повлиять на расширение национального достояния, укрепление и устойчивое экономическое развитие как государства в целом, так и Алтайского края как субъекта РФ. Первостепенной задачей в сохранении этнокультурного наследия народов России является развитие национальной идентичности, способствующей гармоничному развитию граждан как внутри своего этноса, так и в современном обществе.
Ст. 44 п. 3 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [3, с. 61]. В 1966 г. ЮНЕСКО принята «Декларация