Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства
Марьясина Нонна Семеновна, аспирантка кафедры истории и теории музыки ПСТГУ nonna888@yandex.ru
2016. Вып. 3 (23). С. 86-99
Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях
XVIII в.
Статья посвящена нескольким аспектам бытования Литургии Преждеосвященных Даров в многоголосии XVIII в. Основное внимание уделено составу цикла, отражению в нем принципа многораспевности. На примере великого прокимна «Да исправится молитва моя» рассмотрено использование в Литургии Преждеосвященных Даров традиционных распевов, некоторые особенности их гармонизации, эволюция практики исполнения. Исследование проведено на материале партесных рукописей, преимущественно постоянного партесного многоголосия.
Литургия Преждеосвященных Даров — особый чин Божественной литургии, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные на предыдущей Литургии святителя Василия Великого или Литургии святителя Иоанна Златоуста. Этот чин совершается только в дни Великого поста и представляет собой соединение литургии с последованием постовой вечерни, которая предваряется службой Изобразительных.
В богослужениях будних дней Великого поста преобладает чтение Псалтири и других священных текстов, в то время как певческая сторона представлена достаточно скупо, что обусловлено аскетическим характером великопостной службы. Отсюда особый певческий состав Преждеосвященной литургии, ограниченный минимальным количеством песнопений и ектениями. Однако песнопения Преждеосвященной литургии показывают и жанровое разнообразие. Одни из них употребляются только в Литургии Преждеосвященных Даров: из песнопений вечерни это великий прокимен «Да исправится молитва моя», из песнопений литургии — Херувимская песнь «Ныне Силы небесныя» и два причастных стиха «Вкусите и видите» и «Благословлю Господа». Другие песнопения исполняются на любой вечерне: гимн «Свете тихий», цикл стихир на «Господи воззвах». Кроме того, в состав Преждеосвященной литургии входят десять ектений — великая ектения, три малых ектении после каждой Славы 18-й кафизмы, сугубая ектения, ектения об оглашенных, ектения о иже ко Просвещению (возглашается начиная со среды четвертой седмицы поста), ектения верных, просительная ектения и конечная ектения.
Надо отметить, что певческие рукописи XVIII в. (это можно сказать обо всех известных нам партесных рукописях и также о рукописях знаменных) фиксиру-
Н. С. Марьясина
ют только уникальные песнопения Преждеосвященной литургии и иногда ек-тении. Чаще всего цикл Литургии Преждеосвященных Даров в них начинается великим прокимном «Да исправится молитва моя», либо реже — последующими песнопениями чинопоследования (например, с «Ныне Силы небесныя»). При этом песнопения вечерни, предваряющие великий прокимен и не являющиеся уникальной принадлежностью этой службы, не фиксируются. Ектении могут быть представлены подробно и выписаны соответственно ходу чинопоследова-ния. В других случаях пример ектении включается однократно как образец для пения всех прошений, либо отсутствует вовсе. Формирование цикла с великого прокимна обусловлено моментом перехода постовой вечерни в Литургию Пре-ждеосвященных Даров. Собственно началом Преждеосвященной литургии является возглас священника «Свет Христов просвещает всех». В певческом же плане первое отличие рассматриваемого богослужения от обычной постовой вечерни и есть пение после второй паремии великого прокимна «Да исправится молитва моя», с которого начинается певческий ряд Преждеосвященной литургии.
Чин Преждеосвященной литургии, как и другие богослужебные чины, претерпевал изменения в истории Русской Церкви. Во время реформы XVII в. был значительно изменен текст тайных священнических молитв, в меньшей степени изменения коснулись текстов песнопений. Однако даже пореформенная редакция чина отличается от современной практики совершения Преждеосвящен-ной литургии. Это относится, прежде всего, к окончанию службы. До реформы Литургия Преждеосвященных Даров имела два причастных стиха («Вкусите и видите, яко благ Господь» и «Благословлю Господа на всяко время. Аллилуия»). При этом после причащения положено было петь особый текст «Благодарим Тя, Христе Боже наш...». В результате реформы XVII в. второй причастный стих получил дополнение — «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Песнопение «Благодарим Тя, Христе Боже наш...» упраздняется, вместо него установлено петь «Да исполнятся уста наша...» (как на Литургии Иоанна Златоуста). В современной практике стих «Благословлю Господа...» разделен на две части — первая часть («Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих») поется перед причащением мирян, вторая («Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия») после причащения (вместо стихиры «Видехом Свет истинный», в дореформенной редакции чина в этот момент ничего не исполнялось ни на Преждеосвященной, ни на полной литургии). В партесных рукописях этот стих еще не разделяется и относится, наряду с причастным стихом «Вкусите и видите», к числу основных песнопений Преждеосвященной литургии.
Приведенная ниже таблица 1 отражает текст основных песнопений до и после реформы (дореформенный текст приводится по служебнику патр. Иосифа 1651 г., пореформенный текст по служебнику 1676 г.1)
1 Служебник. М., Печатный двор, 1651 г., л. 241—268; Служебник. М., Печатный двор, 1676 г., л. 202 об. — 228. При цитировании по возможности сохранена орфография первоисточника (за исключением выносных букв, выписанных здесь в строку).
Таблица 1
Дореформенный текст Пореформенный текст
Да са нспрдвнтг млтва мод, мкш каднло пред товою, воздёАнУе роукУ моею, жертва вечернАА Да исправится молитва мод, мкш кадило пред товою, воздёАнУе рУкУ моею, жертва вечернАА
НнЭ силы нвныа снами невидимо слоужата, се во в^одитг црь славы. се жертва таннаА сверше'на дарми приносится, вё'рого и со страхом приступим, да причастницы жизни вёчныА воудема, аллнлУд Нынё силы нбныл с нами невидимо слУжата: се ко входитъ црь славы. се жертва таннаА / свершена доруноситсл: вёрою и лювовУю пристУпим', да причастницы жизни вёчныА вУдем: аллилУА, аллилУУл, аллилУ^А
ВкУсите и видите, мкш влга гдь. Блгословлю гда на всАко времА, аллилУа ВкУсите и видите, мкш влга гдь: аллилУа, аллилУУа, аллилУ|а Блгословлю гда на всАкое в^е'мА, хвала ¿гш во Устёха моиха. хлёва небесный, и чашю жизни вкУсите и видите, Якш влга гдь. аллилУ^а, аллилУУа, аллилУ||а
Блгодаримх та хрте вже наша Яко сподобила еси на'сг причастником', выти пречистомУ твоему телУ, и чтнёй твоен крови, йзлиАннёи за весь мира во шставленТе грёхшва, смотренУл твоегш та'иньствУ, аллилУл Да исполнятся уста наша хвале'нУл твоегш гди, мкш да по£емг сла'вУ твою, мкш сподобила ¿си на'са причаститисА стыма твоима вжтв£нныма, везсм£ртныма, и животворАщыма та'йнама: соблюди на'са во твоеен стыни, весь деень поУчатисл пра'вдё твоей: аллилУи, аллилйа, аллилУи
В партесных рукописях XVIII в. Преждеосвященная литургия, представленная, естественно, новой текстовой редакцией, встречается во многих рукописях постоянного партесного многоголосия. В концертном стиле эта служба встречается значительно реже. В ходе исследования нами были рассмотрены 12 рукописей из архива Синодального певческого собрания ГИМ (№ 113, 275, 486, 488, 657, 857, 922, 1048, 1055, 1100, 1283, 13112), а также 3 рукописи Ф. 283 ВМОМК им. Глинки (№ 285-286 , 719 , 7983), информацию о большинстве из них любезно предоставила Н. Ю. Плотникова. Кроме того, в работе учтены опубликованные Н. Ю. Плотниковой циклы Преждеосвященной литургии из собрания РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3755)4 и сочинение Николая Бовыкина (Син. певч. 90 / Епарх. Певч. 1)5.
Рукописи в основном содержат по одному циклу Преждеосвященной литургии, и лишь три рукописи (Син. певч. № 657, 1055 и 1311) фиксируют каждая два цикла (в этих случаях номер конкретного цикла будет указываться сразу после шифра, через дефис — № 657-1, № 657-2 и т. д.). В двух случаях нам встретились
2 Далее упоминаются как Син. певч.№657 и т.д., либо только номером рукописи.
3 Далее упоминаются как ВМОМК 285-286, ВМОМК 719 и т.д.
4 Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М., 2015. С. 282—286. Далее упоминается как «РГАДА 3755».
5 Плотникова Н. Ю. Служба Преждеосвященная. Н. Бовыкин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 1(7). С. 171—201. Далее упоминается как «Соч. Бовыкина».
списки одинаковых циклов в различных рукописях (это Син. певч. № 486 и 1283, а также Син. певч. № 857 и 1100).
Таким образом, были рассмотрены 18 разных циклов, из которых шестнадцать относятся к стилю постоянного партесного многоголосия, и только два — к стилю концертного многоголосия (один из них сочинение Николая Бовыкина). Все упомянутые рукописи являются партиями-поголосниками и записаны пятилинейной квадратной киевской нотацией. Большая часть написана для четырехголосного состава, две рукописи для восьми голосов, рукописи переменного многоголосия — для 12 голосов. Рукопись Син. певч. № 1100 имеет позднейшую надпись «на 3 голоса», однако другой список этого цикла (Син. певч. № 857) обозначен как «служба четырехголосная», что, как будет сказано ниже, представляется более достоверным.
Рассмотренные рукописи отражают обширную географию. Они связаны не менее чем с десятью городами или губерниями, из которых некоторые являются крупными певческими центрами. В таблице 2 представлена принадлежность рукописей губерниям и городам.
Таблица 2
Рукописи постоянного многоголосия
1. № 657 Новгородская губерния, г. Новгород, Знаменский собор
2. ВМОМК № 798 Новгородская губерния, Устюженский уезд (ныне — Вологодская область), г. Устюжна, Богородице-Рождественский собор
3. № 275 Вологодская губерния, Верховажский посад, Верховажский Успенский собор
4. № 486, 488, 1283 Костромская губерния, Костромской уезд, Иоанно-Бого-словская церковь при Ипатьевском монастыре
5. № 1055 Ярославская губерния, г. Ярославль, Спасо-Пробоинская церковь
№ 1048 Ярославская губерния, г. Ярославль, Сретенская церковь
№ 857 Ярославская губерния, г. Ярославль, Успенский собор
6. № 1100 Ярославская губерния, г. Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
7. № 922 Московская губерния, Козельский уезд(ныне Калужская область)
8. РГАДА № 3755 Московская губерния, г. Москва (рукопись хора государевых певчих дьяков)
№ 113, 1311 ВМОМК № 285-286 Рукописи неизвестного происхождения
Рукописи переменного многоголосия
1. ВМОМК № 719 Пермская губерния, Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь
2. Соч. Бовыкина Московская губерния, г. Москва
Изменения в практике церковного пения XVII—XVIII вв., появление новых распевов и многоголосия коснулись не только музыкального текста, но также способа организации рукописей. Пример Литургии Преждеосвященных Даров
позволяет выделить различные подходы к формированию цикла, характерные для партесного стиля в целом.
Цикл Преждеосвященной литургии практически всегда выделен заглавием. Часто оно схоже с заглавием этой службы в знаменных рукописях: «Литургия Преждеосвященная» (№ 113, 486, 488, 1283, ВМОМК № 285-286, ВМОМК № 798), «На Преждеосвященной литоргии» (ВМОМК № 719), «Начало Прежде-освященной литургии» (№ 922). В других случаях это характерное больше для партесных рукописей упоминание Службы Божией «Служба Божия Преждеосвященная» (№ 1100), «Служба Преждеосвященная» (№ 857, 1048). В заглавии может указываться имя свт. Григория Двоеслова (№ 1055-1), однажды ошибочно упоминается имя свт. Иоанна Златоуста «Литургия Преждеосвященная иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго» (№ 657-1). Новой чертой, относительно знаменных рукописей, является указание голоса (например, «Литургия Преждеосвященных. Тенор»), а также возможность указания распева. Второе встретилось только в двух циклах: «Прежде освященная греческая литоргия патриаршая» и «Невская на 4 голоса» (оба цикла из рукописи № 1311), причем наименование «греческая» оправдывает в данном случае только первое песнопение («Да исправится молитва моя»), в основе прочих песнопений лежит знаменный распев.
Отдельные песнопения Преждеосвященной литургии, не объединенные в цикл, в партесных рукописях встречаются редко. Два таких примера представлены одноголосно, лишь в одной партии из всего комплекта (№ 1055 и 1283, партии тенора и альта, соответственно), остальные вписаны позднее другим почерком (№ 1100, 275).
Незначительное количество списков одного цикла может быть объяснено сравнительно небольшим числом сохранившихся книг, в связи с чем особый интерес представляют рукописи из одного храма, города или географически близких областей. Среди рассматриваемых рукописей только один раз цикл Прежде-освященной литургии встретился в нескольких книгах из одного храма — это три рукописи Иоанно-Богословской церкви при Костромском Ипатьевском монастыре. В двух из них содержатся списки одного цикла (общий состав этих книг совпадает лишь отчасти), третья рукопись содержит другой цикл, отличающийся и составом песнопений, и использованными напевами. Другой пример встретившихся списков одинакового цикла Преждеосвященной — в двух книгах из разных храмов Ярославской губернии (№ 857 — Успенский собор г. Ярославля, и № 1100 — Спасо-Яковлевский монастырь г. Ростова Великого).
Примечательно, что в обоих случаях мы имеем дело с неполным комплектом и наличие списков восполняет утраты. В упомянутых выше костромских рукописях появляется возможность воссоздания полной партитуры — в одной рукописи (№ 486) не сохранилась партия дисканта, в другой (№ 1283), при полном комплекте книг, эта служба отсутствует в партии альта, партии же тенора и баса в обеих рукописях точно совпадают. В другом случае в каждой из рукописей сохранилось по два голоса — это рукопись № 1100, имеющая позднейшую надпись «на 3 голоса», в комплекте которой сохранились лишь две партии (бас и тенор 1), и рукопись № 857, обозначенная как «четвероголосная служба и концерты» и
представленная партиями 1-го и 2-го басов (партия баса № 1100 точно совпадает с партией 1-го баса № 857). Благодаря наличию второго списка можно предположить, что рукопись № 1100 также была написана для четырех голосов, а запись «на 3 голоса» сделана в то время, когда в комплекте одна из партий уже была утеряна.
Состав цикла
Степень подробности фиксации певческого ряда Преждеосвященной литургии в партесных рукописях XVIII в. различается. Мы выделили расширенный и краткий типы. Порядок чинопоследования в рассмотренных рукописях преимущественно соблюдается. Исключением может быть повторение в конце цикла одного или нескольких песнопений в качестве варианта, или вынесение в конец цикла ектений. Приведенная ниже таблица 3 показывает наличие песнопений в цикле и количество записанных подряд вариантов (обозначены цифрой в скобках — например, великий прокимен «Да исправится» записан два раза в № 657-1, в № 1055-1). Последние строки таблицы содержат варианты песнопений, приведенные не в порядке чинопоследования, а в конце цикла (№ 486, 1283, 275, ВМОМК № 719).
Критерием расширенного типа можно считать наличие ектений — таких циклов встретилось четыре (таблица 3, № 1—4). Два из них фиксируют все или почти все песнопения чинопоследования (таблица 3, № 1—2), два других — основные песнопения и ектении (таблица 3, № 3—4).
Более распространен краткий тип, в котором присутствуют лишь основные песнопения чинопоследования: «Да исправится молитва моя», «Ныне Силы небесныя», «Вкусите и видите», «Благословлю Господа». Удалось выявить устойчивый вариант краткого типа. Он представлен семью циклами и фиксирует все основные песнопения (таблица 3, № 5—12). Несколько рукописей содержат неполный цикл, представленный только двумя или тремя песнопениями (таблица 3, № 13—16; в половине случаев неполным является второй цикл в рукописи).
Особо нужно сказать об организации цикла как сборника песнопений. На примере Преждеосвященной литургии встретился только один такой сборник (таблица 3, № 17). В этой рукописи содержатся песнопения Постной Триоди, представленные в одном варианте. И только последний раздел, посвященный Литургии Преждеосвященных Даров, является собранием вариантов песнопений, что отмечено в его заглавии упоминанием Преждеосвященной службы во множественном числе: «Во святую и великую четыредесятницу на литоргиях преждеосвященных». Раздел включает один вариант великого прокимна, пять вариантов «Ныне Силы небесныя» и два варианта «Вкусите и видите». Указаний на распевы, как и в большинстве просмотренных нами рукописей, в ней не имеется.
Интересно, что все рассмотренные способы организации цикла сохранят в дальнейшем свою актуальность. Расширенный тип и тип сборника станет основным в формировании обиходных сборников. Краткий тип записи службы,
Таблица 3
Расширенный тип Краткий тип Не полный
На 4 голоса На 8 голосов На 12 голосов На 4 голоса
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 15. 16. 17. 18.
Шифр рукописи/ название песнопения 657-1 оо оо ■ч- 1100 и 857 сч сч СЛ 486 и 1283 1311-1 1311-2 1055-1 вмомк 285-286 ВМОМК 798 1048 т ВМОМК 719 Соч. Бовыкина РГАДА 3755 657-2 1055-2 СЧ
Да исправится + (2) + + (все стихи) + + + + + (2) + + + + + + (все стихи) +
Сугубая ектения + + + +
Малые ектении + + + +
Ныне Силы + + + + + + + + + + + + + + + + + +(5)
Просит, ектения + + +
Един Свят + + +
Вкусите и видите + (2) + + + + + + + + + + + + + + + +(2)
Благословлю Господа + + + + + + + + + + +
Конечная ектения + + + все ектении)
Буди имя Господне +
Да исправится +
Ныне Силы + + (Бас)
Вкусите и видите +
появившийся в рамках партесного стиля, впоследствии будет преимущественно выбираться композиторами.
Распевы
Следующий вопрос касается используемых для гармонизации распевов. Как уже было сказано, в партесных рукописях Преждеосвященных литургий редко дается название напева (в отличие от песнопений Литургии Иоанна Златоуста). Вместе с тем XVIII в. — это время многораспевности, создаются различные гармонизации традиционных распевов, входят в употребление новые напевы.
При рассмотрении рукописей основное внимание мы уделили великому прокимну. Единственный его вариант в стиле концертного многоголосия представлен только одной партией и потому остается за рамками нашего исследования (ВМОМК № 719, партия второго дисканта). В стиле постоянного многоголосия были обнаружены 17 вариантов: два восьмиголосных, остальные четырехголосные. Поскольку в обоих восьмиголосных комплектах не сохранилась партия первого тенора, которая могла содержать первоисточник, а ритмически ни с одним из известных нам напевов эти песнопения не совпадают, вынужденно ограничимся 15 четырехголосными песнопениями.
В таблице 4 указаны распевы, явившиеся первоисточником рассматриваемых песнопений.
Таблица 4
Расширенный тип Краткий тип Не полный
№ 657-1 486 и 1283 1100 и 857 сл 1311-1 1311-2 55 0 ВМОМК 285-286 ВМОМК 798 РГАДА 3755 № 275
Да исправится молитва моя 1. Греческий 2. Знаменный Греческий 1. Знаменный 2. Греческий Киевский Киевский Греческий «Невское» 1. Неизвестный напев 2. Киевский Греческий Греческий Греческий (стихи — киевский) Греческий
Прочие песнопения Преимущественно знаменный Знаменный Некоторые — киевский Некоторые — знаменный Знаменный Знаменный
Примечательно, что наиболее устойчивым первоисточником четырехголосных гармонизаций великого прокимна оказался тот самый греческий распев, который в сокращенном виде станет едва ли не самым распространенным для этого песнопения как в XIX в., так и в последующее время. Приводим начальные строфы одной из гармонизаций греческого распева из рукописи Новгородского Знаменского собора (пример 1, расшифровка автора6):
6 При расшифровке мы пользовались принципами, разработанными Н. Ю. Плотниковой, заменив, однако, гражданский шрифт церковно-славянским (см.: Плотникова. Русское партесное многоголосие... С. 276).
Пример 1
Ниже приведены монодийные варианты греческого распева. Первый (пример 2), судя по рассмотренным рукописям, имел большое распространение и преобладал в гармонизациях. Второй (пример 3) является сокращенным вариантом греческого распева, в таком виде он войдет в обиход церковного пения позднее и сохранится до настоящего времени.
Пример 2
Обиход церковный нотного пения. Ч. 2. М, 1798. Л. 213 об. — 214
Пример 3
1>
ррш'Ешд:
Дд ИС - прд _ вит_СА лю
ли
ТКЛ (N0 _ А,
Спутник псаломщика. СПб., 1914. С. 319 94
Монодийный вариант греческого распева можно найти и в некоторых рукописных книгах XVIII в. Любопытно, что в рукописных Ирмологионах, писанных в сер. XVIII в. в Санкт-Петербурге, этот распев имеет другое название — «Вели-короссийскаго напеву»7.
Как видно из таблицы, помимо греческого распева с некоторой постоянностью встречаются знаменный и киевский распевы великого прокимна. Знаменный распев является основой гармонизации в двух циклах (№ 657 и в № 486 / № 1283), оба раза в цикле присутствует также гармонизация греческого распева. В первом случае использован сокращенный вариант знаменного распева, во втором — значительно более распевный. Приводим вариант гармонизации знаменного распева из той же рукописи Новгородского Знаменского собора.
Пример 4
Снн. певч. 657, л.49 об.
Г г г Ц- г Г г г, Г г Г1" I С г г г Г Р
/1.1 Н-сир.I - ЬНТСА МО - ,1Н - ТЬЛ Л10-Л,
М > \ \ .1. 1 1 1 \ -1
г " н га - - - ки> к ' " г г^^н^гг " .1 - дн - ло пред то - ко - н, 1 * ^ / / а $ л
Г1 1 Г ' * 1 1 1
В четырех циклах в основе гармонизации лежит киевский распев (№ 922, 1100, 1055-второе, РГАДА № 3755). В отличие от греческого распева, который в различных гармонизациях фигурирует с минимальными расхождениями, киевский распев представляется менее устоявшимся. В четырех известных нам гармонизациях сохраняются только основные мелодико-ритмические обороты. Среди гармонизаций киевского распева обнаружено и нестандартное для партесного многоголосия соотношение голосов, приближенное к кантовому складу, а также к современному церковному обиходу, — движение верхних голосов параллельными терциями и гармоническая функция нижних голосов. Таков второй вариант великого прокимна из рукописи № 1055 (первый цикл), в котором, судя по проставленным ключам, меняется состав исполнителей относительно всех других записанных в книге песнопений. В партии дисканта появляется басовый ключ (в других случаях партия дисканта записана в цефаутном сопрановом ключе), партия альта записана в сопрановом ключе (в других песнопениях — в альтовом), партии тенора и баса записаны в прежних ключах (альтовом и теноровом соответственно). Таким образом, это песнопение можно считать
7 См., например: Ирмолог нотный, 1748 г., л. 190.
написанным для двух альтов (учитывая низкий диапазон голосов) и двух басов, причем партии 1 и 2 альта записаны в книгах альта и тенора, партии 1 и 2 баса — в книгах дисканта и баса.
Пример 5
Монодийный вариант киевского распева содержат Синодальные издания Обихода с 1772 до 1879 г.8:
Пример 6
Обиход церковный нотного пения. Ч. 2. М., 1780. Л. 214 об. — 215
Несколько рукописей содержат оригинальные напевы великого прокимна, из которых только один имеет название — «Невское», как озаглавлен весь цикл (№ 1311-2). Этот цикл написан для 4 голосов, имеет нестандартное сочетание голосов — для двух дискантов и двух басов (в данном случае названия голосов указаны в заглавии цикла). Напев малораспевный, верхние голоса движутся параллельными терциями, нижние являются гармоническим дополнением, партия 1 и 2 баса преимущественно совпадает.
8 Начиная с издания Синодальной типографией в 1899 г. Постной Триоди, служба Пре-ждеосвященной литургии была перемещена в эту книгу. Однако большинство песнопений содержится здесь только в варианте знаменного распева, греческий же и киевский распевы, присутствовавшие в более ранних изданиях, опущены.
Пример 7
Уставные особенности
Устав предписывает при исполнении великого прокимна «Да исправится молитва моя» пение ликом только самого прокимна (припева), стихи положено петь диакону или чтецу. Поэтому в монодийных знаменных рукописях распевается только припев. В течение XVIII в. появляется практика распевать все стихи прокимна, так что к концу века устанавливается распевное пение стихов тремя певцами с силлабическим хоровым припевом. Рассматриваемые рукописи демонстрируют начало этой новой практики — в большинстве случаев расписан только припев, что означает, по всей видимости, сохранение еще уставного исполнения прокимна. И только в двух циклах распеты все стихи — но не для трио, как утвердится впоследствии, а для четырехголосного хора.
Один из таких циклов сохранился в двух списках — это рукописи № 1100 Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и № 857 Успенского собора г. Ярославля (обе — Ярославской губернии). Это пример наиболее полного последования Преждеосвященной литургии. Великий прокимен и стихи распеты на единый образец киевского распева — надо сказать, что он лежит в основе и некоторых других песнопений этого цикла. Кроме распетых стихов в этом цикле присутствует также силлабический хоровой припев.
Другой цикл, в котором распеты все стихи великого прокимна, — это рукопись хора государевых певчих дьяков из фонда Оружейной палаты РГАДА № 3755. Здесь, наоборот, приведен наиболее краткий вариант цикла (только «Да исправится» и «Ныне Силы небесныя») и наблюдается интересное смешение распевов
внутри одного песнопения — сам прокимен является гармонизацией греческого распева, однако стихи имеют в основе измененный киевский распев.
В заключение можно отметить, что партесные рукописи XVIII в. отражают становление той богослужебно-певческой практики, которая будет характерна для последующих эпох.
Ключевые слова: Литургия Преждеосвященных Даров, великий прокимен, партесные гармонизации, постоянное многоголосие, Синодальное певческое собрание, рукописи, многораспевность, греческий распев, киевский распев.
The Liturgy of the Presanctified Gifts's Singing Range in Partesny Manuscripts of the 18th Century
N. Maryasina
This article is devoted to several aspects of the liturgy of The Presanctified Gifts existance in the polyphony ofthe 18th century. The main attention is paid to the structure of the cycle, and the reflection of the multimelodiousness principle in it. On the grait prokeimenon «Let my prayer be set forth» example, the usage of the traditional chants in the Liturgy of The Presanctified gift's, some features of its harmonization, and evolution of its performance practice are considered. This research is performed on the material of the partes manuscripts, mainly permanent partes polyphony.
Keywords: The Liturgy of The Presanctified Gifts, the great prokeimenon, partesny harmonizations, a constant polyphony, the synodal singing collection, manuscripts, Greek chant, Kievan chant.
Список сокращений
РГАДА — Российский Государственный архив Древних актов ГИМ — Государственный Исторический музей
ВМОМК — Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Глинки Син. певч. — Синодальное певческое собрание Епарх. певч. — Епархиальное певческое собрание
Список источников ГИМ, Синодальное певческое собрание: № 113 — на 8 голосов, 7 книг (не сохранились партии 1 Тенора) № 275 — на 4 голоса, полный комплект (не хватает листов в партиях Альта и Тенора) № 486 — на 4 голоса, 3 книги (не сохранилась партия Альта) № 488 — на 4 голоса, 2 книги (партии 2 Дисканта и 2 Баса)
№ 657 — на 4 голоса, полный комплект партий № 857 — 2 книги, партии 1 Баса и 2 Баса № 922 — на 4 голоса, полный комплект партий
№ 1048 — на 8 голосов, 6 книг (не сохранились партии 1 Дисканта и 1 Тенора) № 1055 — на 4 голоса, полный комплект партий № 1100 — 2 книги, партии 1 Тенора и Баса
№ 1283 — на 4 голоса, полный комплект (не хватает листов в партии Альта) № 1311 — на 4 голоса, полный комплект партий
ВМОМК, ф. 283: № 285-286 — на 4 голоса, 2 книги (партии Альта и Баса) № 719 — на 12 голосов, 1 книга (партия 2 Дисканта) № 798 — на 4 голоса, 1 книга (партия Альта)
Опубликованные нотные источники:
РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7. № 3755 — на 4 голоса Син. певч. 90 / Епарх. певч. 1 — на 12 голосов
Список литературы
1. Афанасьева Т. И. Литургия Преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции ХИ—ХУ веков: Лингвотекстологический анализ: Дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2000.
2. Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины ХУП—ХУШ в.: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1991.
3. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII — начала XVIII вв.: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2000.
4. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVШ—XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
5. Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2003. Вып. 3 (12). С. 67—90.
6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
7. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182—196.
8. Протопопов В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности. М., 1999.