ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКА
УДК 94(470.57)"1905"
Х.З. Багаутдинова, Л. Ф. Байбулатова,
И.К. Загидуллин
Петиция мусульман города Стерлитамак Уфимской губернии 1905 г.
В данной публикации дан анализ текста петиции, составленной в апреле 1905 г. на адрес Комитета министров татарскими купцами - уполномоченными мусульманской общины уездного города Стерлитамак Уфимской губернии. На основе анализа сделан вывод, что предпосылкой и причинами написания данного документа явилось стремление стерлитамакских мусульман к достижению гражданского и религиозного равноправия, возникшее в ответ на «политику доверия к общественным силам» имперской власти.
Ключевые слова: мусульманская община города Стерлитамак, петиции, Первая русская революция 1905-1907 гг., гражданские права, религиозно-духовные нужды мусульман, «политика доверия общественным силам».
Представленная вниманию читателей петиция мусульман города Стерлитамак1 1905 г. является одним из массовых источников общественно-политического движения мусульман Волго-Уральского региона периода Первой русской революции 1905-1907 гг. В эпоху социальных потрясений подача петиций стала важнейшим коммуникативным каналом между имперскими структурами и подданными.
Документ примечателен в нескольких аспектах. Прежде всего - это единственный нарратив среди прошений городских обществ мусульман Волго-Уральского региона, уполномоченными которых являются только представители купеческой корпорации. Среди более 500 петиций конкретных обществ Волго-Уральского региона 1905 г. стерлитамакская «докладная записка» оказалась самой большой по объему. Типографический способ набора текста также можно признать еще одной примечательной особенностью этой петиции.
1 Как известно, в конце XIX в. среди уездных городов Уфимской губернии после Златоуста Стерлитамак занимал вторую позицию по численности населения (15550 чел.). По удельному весу мусульман-горожан в губернии местная община занимала первое место: в 1897 г. - 34,1%, или 5304 чел. (Ахтямова, 2019, с.64, 66). Среди них татары составляли 3779, башкиры - 1274 чел. (Ахтямова, 2017, с.18).
Первыми ввели ее в научный оборот в контексте освещения петиционной кампании как отражение общественного сознания мусульман России в начале ХХ в. историки Л.Н. Сенюткина и Ю.Н. Гусева (Сенюткина, Гусева, 2005, с.311-319).
Прежде всего следует отметить о поступлении в Комитет министров от мусульман Стерлитамака сразу двух экземпляров петиции, первый экземпляр которой был оформлен в установленном порядке.
Второй экземпляр документа снабжен листом с надписью от руки «На благовоззрение Особого совещания, учрежденного при Комитете министров по делам магометан» (РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.16). На последнем листе документа от руки написано «подлинное за подписом уполномоченных», однако отсутствуют подписи самих просителей (Там же, л.17-23). Такая форма оформления в значительной степени компенсируется приложенным к петиции общественным приговором, составленным 1 апреля 1905 г. Приговор был составлен в городской соборной мечети, где собрались мусульмане на праздничную молитву. Выслушав текст адресованной в Комитет министров докладной записки уполномоченных мусульман г.Казани о религиозно-духовных нуждах, прихожане одобрили ее и, солидаризуясь с представленными в ней положениями, высказались за подачу ходатайства, дополнив казанский текст (см: Загидуллин, 2015, с.46-63) следующими новыми пунктами: 1) предоставить мусульманам без ограничения числа быть избранными в Городскую думу и земские собрания; 2) освободить мусульман-торговцев от запрета торговли в воскресенье, поскольку они отдыхают в пятницу и исламские годовые праздники; 3) изъять мусульманские школы из ведения МНП и передать в компетенцию ОМДС; 4) разрешить использовать в школах учебники заграничного издания; 5) предоставить право преподавать в школах лицам, получившим религиозное образование заграницей, в Бухаре; 6) предоставить ОМДС право на избрание и утверждение мулл без обязательного знания русской грамоты (РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.24-24об.).
Окончательное составление и подача петиции от имени городского мусульманского общества было поручено трем известным купцам З.И. Утямышеву, Г.Г. Усманову и К.Х. Баязитову. В тексте приговора эти лица своими подписями подтвердили это поручение общества.
Зариф Ибрагимович Утямышев - представитель знатного рода татарских купцов из Казанской губернии, который переселился в Стерлитамак в 1870-е гг. и активно занялся торговлей хлебом, имел в городе мельницу. В 1902 г., когда по поручению Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности при Государственном совете были учреждены Уфимский губернский и уездные комитеты, в их адрес от мусульман края поступила только одна записка. З.И. Утямышев представил в уездный комитет записку о проекте железнодорожной ветки, соединяющей город с железнодорожной сетью страны, который, однако, так и не был реализован в имперский период (Труды, 1903, с.301-302). Будучи попечителем
городской соборной мечети и местного медресе, купец активно занимался благотворительностью, материально поддерживая общественные здания и духовенство (Денисов, 2010б, с.466).
Гайфулла Галиуллович Усманов (1856-?) был старшим братом Габи-дуллы и Гадиятуллы Усмановых. В городе владел мельницей, гостиницей, мануфактурным магазином, тремя жилыми домами. Представляя интересы единоверцев, длительное время, в 1898-1914 гг., он являлся гласным Городской думы и уездного земского собрания (Денисов, 2010а, с.458).
Калимулла Хисамутдинович Баязитов начал предпринимательскую карьеру приказчиком, также был гласным Городской думы.
Как известно, правовой основой приговорного движения различных этноконфессиональных и сословно-профессиональных групп населения империи в начальный период Первой русской революции послужили имперские законодательные акты - указ «О предназначениях к усовершенствованию государственного порядка» от 12 декабря 1904 г. (ПСЗ-3, т.24, №25495), возвестивший о планируемых системных реформах в стране, и указ «О возложении на Совет министров, сверх дел, ему ныне подведомственных, рассмотрения и обсуждения поступающих на Высочайшее имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государства» от 18 февраля 1905 г. (ПСЗ-3, т.25, №25853), впервые предоставивший российским подданным политическое право на подачу петиций, посвященных общественным проблемам.
Еще одной примечательной чертой петиции является оценка уполномоченными своего ходатайства, с одной стороны, как одного из многих петиций, исходящих от единоверцев, с другой - «голосом сердца магометан всей России».
Ткань нарратива «соткана» из описательно-констатирующей клаузулы, которая самым причудливым образом распределена по всему тексту и представляет несомненный источниковедческий интерес и требует специального анализа, потому что нарратив содержит ценнейшую информацию об общественном сознании региональных лидеров мусульман и их оценочные суждения по национальному вопросу в Российском государстве о политическом курсе самодержавия в отношении мусульман последних десятилетий, раскрывает причины оппозиционности общественных лидеров к имперскому режиму.
Прежде всего, структурирование текста на шесть разделов позволило успешно изложить материал и облегчить его для восприятия чиновниками, что является несомненной заслугой нанятого купцами составителя документа, который не лишен писательского таланта - некоторые разделы описательно-констатирующей клаузулы читаются как эссе.
I раздел петиции несет информацию о правовых аспектах составления записки - о законодательных актах последнего времени, побудивших просителей к социальной активности. В петиции дана очень точная и емкая характеристика атмосферы пробуждения, охватившей широкие слои насе-
ления под воздействием законодательных инициатив самодержавной власти: «жизнь пошла как бы еще быстрее. Все проснулось и все забило своим сильным ключом» (РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.9-9об.).
Несомненной удачей и одновременно оригинальной находкой составителя документа является персональное обращение к председателю Комитета министров С.Ю. Витте, как к представителю коронной власти, облаченному высоким монаршим доверием, и посреднику между царем и его верноподданными, с одной стороны, с другой - защитнику прав народа, ожидавшего преобразований, которые «вывели бы Россию на должный и истинный путь, с которого она волею печального рока так давно сдвинулась и ушла так далеко» (Там же, л.9об.). Так осуждающе, жестко и нелицеприятно оценивался внутриполитический курс представителей династии Романовых. В этой связи мусульмане презентовались как одна из пострадавших групп российских подданных, которым, согласно тексту, в жизни «пришлось видеть много мрачных дней», и ожидавшие от С.Ю. Витте «доброго заступничества и благосклонного покровительства» (II раздел) (Там же, л.10).
В III разделе представлены «мотивы и соображения», побудившие к подаче ходатайств. Говоря о справедливом законодательстве, лишенном дискриминации подданных по конфессиональному признаку, просители постулировали общечеловеческие гуманистические, либеральные ценности. В петиции прямо говорилось: «Нельзя отнять у человека его неотъемлемое право национальности, его исторический, национальный облик, его семейные, материальные и прежде всего его духовные права - свободу совести в его веровании и в религии воспретить обязательное исполнение всех ее велений, правил и вековых традиций» (Там же, л.10об.).
Создание благоприятных условий для поступательного развития мил-лета они напрямую связывали с демократическими преобразованиями в империи и достижением единоверцами гражданского равноправия: мусульмане «идут по силе возможности к иной, новой, лучшей, светлой и сознательной жизни, составляющей высший идеал всего человечества» (Там же, л.10об.). В то же время, соблюдая политическую корректность, уполномоченные старались уверить председателя Комитета министров в том, что мусульманское сообщество только «желает лишь исключительно восстановления своего права: полной свободы вероучения и вероисповедания и полной свободы в управлении своими духовными делами» (Там же, л.10об.).
Их крайнее недовольство вызывал имперский дискурс пореформенного периода, когда «свобода вероучения и веротерпимости все более и более подчинялась стеснениям бюрократического режима». Одним из таких болезненных законодательных новшеств, направленным на свертывание автономии мусульман, был назван указ от 9 января 1890 г., отменивший принцип выборности муфтия как духовного главы мусульман (ПСЗ-3, т.10, №6512), который был официально закреплен в 1817 г., хотя в окру-
ге ОМДС имперская власть последовательно его игнорировала. Очевидно, уполномоченные лукавили, утверждая, что «целое столетие магометане, благословляя тот благодетельный царский закон, видели в лице духовного главы муфтия своего избранника». Прося вернуть «прежнее право», купцы ссылались на основные законы империи, декларировавшие широкие религиозные права российских подданных (Там же, л.11-11об.).
В IV разделе просители сочли уместным более подробно остановиться на некоторых принципиальных причинах необходимости пересмотра действующего имперского законодательства в религиозно-духовной сфере. Беспокоивших уполномоченных круг проблем можно обозначить одним предложением - «мусульманский школьный вопрос в Российской империи». Центральной проблемой названа подчиненность с 1874 г. мекте-бов и медресе ведению Министерства народного просвещения. Излагая вторую проблему, уполномоченные постарались объяснить причины безучастного отношения единоверцев к правительственным мероприятиям по распространению русского образования: принудительного обучения в русских классах при медресе, содержащихся за счет самого населения, и введению русского образовательного ценза для кандидатов на духовные должности.
Признавая объективную потребность в знании русского языка и приветствуя добровольный характер его изучения, уполномоченные отметили «отрицательные результаты» школьного курса правительства, а именно -«получившие русское воспитание и светское образование почти никогда не возвращались и не возвращаются в свои семьи, помогать своим, обыкновенно все они исчезают в водовороте жизни больших центров и чужих городов и мест» (Там же, л.12об.). По сути, утверждалось, что получившие русское образование юноши прерывали культурные контакты с мусульманским сообществом, превращаясь в маргиналов. В действительности, нагнетая ситуацию, купцы возводили в ранг социального явления отдельные факты из жизни некоторых татар.
С учетом схоластической системы образования в начальной и средней конфессиональной школе и приоритетности для властей владения кандидатом в муллы русской грамоты, нежели религиозными знаниями, представляется заслуживающим внимания утверждение купцов о том, что изучение русской грамоты негативно влияло на уровень подготовки будущего духовного лица в силу ограниченности учебного времени. Они подходили к этому новшеству с точки зрения подготовки специалиста в стенах профессионального учебного заведения: нужно готовить или духовного пастыря, или работника «на светском поприще».
Крайне важными являются представленные оценочные суждения купцов о социальном самочувствии и общественном настроении единоверцев, сформировавшиеся под воздействием политической линии самодержавия в отношении мусульман: «Масса тех стеснений, ограничений и воспрещений прямо даже непонятна... Но раз они созданы, они живут,
крепнут и продолжают сушить вдоволь уже наболевшее сердце магометан, точно каких-то провинившихся отверженцев и рабов» (Там же, л.13). В этой связи объявленной имперскими структурами «политику доверия к общественным силам» они оценивали как появление нового политического мышления у власть имущих: смены принципа «сила лишь в силе» правилом «сила в любви» (Там же).
Основным и самым большим является V раздел, где представлены просьбы уполномоченных. Однако, продолжая размышления о современной политической ситуации и необходимости уничтожения всяких стеснений и ограничения прав единоверцев, купцы сочли сначала уместным напомнить о том, что мусульмане - «народ мирный, спокойный, трудолюбивый и во всем покорный», поэтому «вправе считать себя одинако[во] с русскими свободными гражданами и пользоваться всеми, без каких-либо ограничений или исключений, правами, дарованными русскому народу» (Там же, л.13об.).
В нарративе также указан главный повод подачи прошения, который, видимо, стал сигналом и для других обществ, поэтому на этом вопросе остановимся подробнее. Для реализации положений указа «О предназначениях к усовершенствованию государственного порядка» от 12 декабря 1904 г. было образовано Особое совещание Комитета министров под председательством С.Ю. Витте с представительным составом сановников (Дорская, 2001, с.42). Журналы заседаний Комитета министров содержали множество проектов и предложений, однако С.Ю. Витте не имел возможности придать им «форму окончательных законопроектов» (Ананьич, Га-нелин, 2000, с.398). Для подготовки отдельных постановлений действующего законодательства, касающегося веротерпимости, «в соответствии с общим духом» указа от 12 декабря 1904 г. было решено создать Особое межведомственное совещание под руководством лица, избранного императором (О веротерпимости, 1905, с.18).
Учреждаемому Особому совещанию о веротерпимости предписывалось разработать определенные в журналах Комитета министров от 22 апреля и 1 марта 1905 г. и имеющие отношение к мусульманам следующие вопросы: 1) о сооружении «молитвенных домов иноверных исповеданий»; 2) о порядке избрания и назначения должностных лиц мусульманского духовенства - приходских и высших; 3) об освобождении от призыва на действительную военную службу «из запаса» некоторых лиц мусульманского духовенства; 4) о порядке открытия мусульманских школ - мектебов и медресе; 5) об учреждении особых духовных управлений для казахов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а также для мусульманских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области; 6) о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей (Там же, с.14). Активно интересующиеся политическими новостями в стране региональные общественные деятели
увидели в перечне рекомендованных к разрешению вопросов, главным образом, решение проблем населения Северного Кавказа, Туркестанского края и Закавказской области, а также казахов и буддистов, констатировали отсутствие в документе целого ряда рекомендаций, изложенных ими в своих ранее адресованных в Комитет министров петициях.
Русская периодическая печать своими публикациями также нагнетала общественную напряженность. Так, газета «Казанский телеграф» 8 марта опубликовала из «Нового времени» (1905, 3 марта, №10414) статью под заглавием «Казанские мусульмане в Петербурге». Столичный корреспондент, владея информацией об итогах работы состоявшегося 1 марта Особого совещания под председательством С.Ю. Витте, констатировал, что Комитет министров «наметил пересмотр правил о молитвенных домах иноверцев и положении духовных лиц мусульманского вероисповедания, вспомнил о киргизах, сартах, даже о ламаитах, но ничего не сказал о казанцах и крымцах, самых миролюбивых и лояльных из русских мусульман. Казанская депутация вернется домой ни с чем». На статью немедленно откликнулись двое членов казанской депутации - купец А.Сайдашев и общественный деятель Ю.Акчура, которые стремились уверить общественность в противном и говорили о полном взаимопонимании, установившемся со столичными сановниками, в том числе с С.Ю. Витте. Можно предположить, что, однако, почувствовав неладное и не исключая быть обманутыми, казанская депутация могла разослать текст своей петиции в ряд городских общин, чтобы подавались новые петиции-напоминания о нуждах мусульман Волго-Уральского региона. Эта наше предположение косвенно подтверждается тем, что спустя две недели, 23 марта 1905 г., казанская депутация адресовала председателю Комитета министров политический меморандум, назвав «памятной запиской». Главной идеей документа являлось раскрытие сути «неодинакового правового положения татарского населения» по сравнению с другими подданными империи. Члены депутации постарались, чтобы текст был напечатан в прессе (Загидуллин, 2019, с.140-141, 169).
Итак, узкий перечень вопросов для обсуждения на Особом совещании был воспринят региональными лидерами, прежде всего, как собственная недоработка по доведению до высших инстанций своих проблем. Опасаясь, что в столь ответственный исторический момент мусульмане не проявят должную активность в отстаивании своих прав, а пассивность и молчание могут быть восприняты как согласие с данной несправедливостью, они развернули петиционную кампанию. Возможно, этим обстоятельством следует объяснить довольно смелые осуждающие ремарки об этно-конфессиональной политике имперских структур, о дискриминации религиозных и гражданских прав мусульман.
В докладной записке на фоне дискриминационных аспектов, выделяется привилегирование по конфессиональному принципу. Прежде всего, это - сосредоточение всех вопросов, связанных с семейно-брачными от-
ношениями, разделом недвижимости, учебно-образовательной и издатель-ско-цензурной сферой, функционированием исламских институтов и других в исключительном ведении Оренбургского магометанского духовного собрания, означавшее автоматическое изъятие этих полномочий у гражданских органов власти. Еще одним важнейшим принципом концепции формирования полноценной религиозно-культурной автономии указывалось повышение статуса исламских институтов, прежде всего приходского духовенства, до уровня православных учреждений. Высокий статус ОМДС, по их утверждению, достигался путем проведения всеобщих выборов муфтия и кадиев с последующим утверждением избранных кандидатов императором и министром внутренних дел соответственно.
Согласно петиции, исламский дискурс гражданского равноправия мусульман с русским населением охватывал многие стороны. Это - достижение подлинной свободы вероисповедания, упразднение дискриминационных ограничений в свободном проживании, предпринимательской, общественной, учебно-образовательной деятельности, в приобретении недвижимости, в выборе свободных профессий, определении на государственные и общественные должности, издании газет и журналов и т.д. (РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.14-15).
В 1905 г. благодаря объявленным самодержавием реформам появились новые, политические, сферы достижения гражданского равноправия, о чем не преминули сообщить уполномоченные. В случае учреждения комиссии для обсуждения поступивших от единоверцев петиций, они просили пригласить в ее состав своих выборных представителей кроме духовных лиц (особое совещание по делам веры под председательством графа А.П. Игнатьева было учреждено 18 мая. - Авт.). Подразумевалось приглашение на Особое совещание специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками для отстаивания на высшем уровне интересов мусульманского сообщества.
Купцы также хотели видеть своих уполномоченных на особом совещании «О делах государственного благоустройства» под председательством А.Г. Булыгина (Там же, л.15), учрежденном согласно императорскому рескрипту от 18 февраля 1905 г. (Законодательные акты, 1907, с.30-31).
Заключительная часть петиции оформлена как VI раздел, в котором утверждалось, что данное ходатайство является исполнением воли императора, изложенной в вышеназванных законодательных актах. А большой объем текста объяснялся «долголетним гнетом», который «сковывал всю жизнь магометан, иссушил их сердце и поставил в самое тяжелое положение» (РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.15об.). Действительно, это было первое открытое, непредвзятое и без боязни за последствия критики обращение мусульман, которые поверили в возможность позитивных перемен в организации этноконфессиональной жизни и управления своими духовными делами.
Таким образом, составление уполномоченными мусульманской общины уездного города Стерлитамак Уфимской губернии - татарскими купцами - петиции о достижении гражданского и религиозного равноправия, явилось следствием объявленной имперской властью «политики доверия к общественным силам» и предоставления российским подданным политического права на подачу петиций об общественных проблемах в стране.
Журнальные постановления Комитета министров от 22 апреля и 1 марта 1905 г., в которых были фактически проигнорированы просьбы мусульман Волго-Уральского региона, изложенные в поданных ранее петициях, стали сигналом для усиления давления на имперские структуры с тем, чтобы в повестку запланированного Особого совещания по вероисповедным делам были непременно включены их собственные вопросы. Тактика и манера изложения позволяет назвать нарратив политическим памфлетом. В нем завуалированно и корректно изложено недовольство мусульманских общественных деятелей политическим курсом правительства пореформенного периода в отношении мусульман и выражена обеспокоенность деятельностью Комитета министров, не желавшего принять во внимание их интересы. Реализация указанных в петиции вопросов расширения религиозно-культурной автономии и гражданского равноправия мусульман могла быть успешно осуществлена только в случае демонтажа государственно-церковных отношений в империи и демократических преобразований в стране.
28 апреля 1905 г. Петиция уполномоченных мусульманского общества города Стерлитамак Уфимской губернии купцов З.И. Утямышева, Г.Г.Усманова и К.Х. Баязитова, адресованная председателю Комитета министров
Его Высокопревосходительству господину председателю Комитета министров уполномоченных стерлитамакского магометанского общества стерлитамакских купцов: Зарифа Ибрагимовича Утямышева, Гайфуллы Галиуллича Усманова и Калимуллы Хисамутдиновича Баязитова докладная записка.
I
Глубоко печальны наши дни, столь тяжко переживаемые всеми верноподданными русского царя самодержца.
Там, далеко от нас, на полях Маньчжурии, далекой по расстоянию, но теперь близкой к сердцу всей России, вот уже второй год льется так много и русской, и магометанской крови, где вместе, как братья, и русские, и магометане, как верные и честные слуги царя и отечества, костьми ложатся на поле брани за честь и славу царя и России.
Здесь же внутри империи, ее враги сеят и смуту, и создают беспорядки. Нет мира, нет и покоя. И вот в эти то именно дни все верноподданные русского самодержца по долгу совести и присяги должны крепкою, сильною народной стеною встать вокруг Его царского престола и дружным словом и делом помочь царственному кормчему в скорейшем одолении внешнего врага и в уничтожении всякой смуты и непорядков внутри страны.
В такие то тягостные дни, в которые страдают все и первый страдалец сам царь, - время ли каких-либо преобразований, каких-либо о том ходатайстве, хотя бы они и исходили из настоятельных нужд населения, немедленное удовлетворение которых было бы и безусловно необходимо?
Но жизнь быстро идет вперед, не зная ни остановок, ни преград и ни великих событий.
По воле Бога Вышнего, в руках которого сердце русского царя, вдруг так неожиданно, как особый светозарный луч красного солнышка, раздалось с высоты царского престола и призыв царя и слово о царских милостях и благодеяниях всему народу земли русской.
В высочайших манифестах от 26 февраля 1903 г. и 18 февраля текущего года, в высочайших указах от 12 декабря 1904 г. и 18 февраля 1905 г. и в высочайшем рескрипте от того же 18 февраля, государю императору было благоугодно объявить о различных преобразованиях, об изменении и пересмотре (л.9об.) многих законоположений, об отмене разных стеснительных распоряжений, о свободе и веротерпимости инославных и иноверных исповеданий, о призыве народных представителей в Особое совещание о делах государственного благоустройства и о свободном представлении к царскому престолу разных предположений и ходатайств о нуждах и пользах народных.
В этих знаменательных и исторических актах никто не забыт, так как пред любвеобильным сердцем, пред великодушным попечением самодержца русского равны все верноподданные необъятной его державы. Обо всех он проявляет свою отеческую заботливость и всем дарует свои монаршие милости.
После таковых царских актов жизнь пошла как бы еще быстрее. Все проснулось и все забило своим сильным ключом.
И если к нему, царю самодержцу, как верховному прибежищу, обращаются все верноподданные и в радости, и в горе, и если на нем всегда сосредотачиваются все их светлые надежды, то в наши текущие дни, когда сам царь открыл к тому свой новый путь, - все народы, подвластные скипетру русского самодержца, вознося свои благодарные мольбы к царю царей, понесли к престолу его избранника - царя русского свои слезницы.
Одна из массы тех слезниц и есть настоящая докладная записка, выражающая частицу тех наших духовно-религиозных нужд, об удовлетворении коих десятки лет, почти столетие, хлопотал и притом так безуспешно, а теперь и просит вновь весь магометанский мир, - все магометане,
верноподданные русского царя самодержца, рассеянные по всему лицу земли русской.
II
Державною волею нашего обожаемого монарха ваше высокопревосходительство признаны на высокий пост, - встать во главе высшего в империи учреждения, - председателя Комитета министров. На вас, как на посредника между царем и его верноподданными, как на защитника прав этого народа, обращены взоры и думы всей России.
От Комитета министров, во главе которого вы поставлены, вся Россия ждет тех преобразований, мероприятий и законоположений, которые успокоили бы наболевшее сердце царя страдальца и вывели бы Россию на должный и истинный путь, с которого она волею печального рока так давно сдвинулась и ушла так далеко.
Не скроем истины и мы, магометане всей России, ждем от вашего высокопревосходительства и доброго заступничества и благосклонного покровительства в нашем ходатайстве о духовно-религиозных нуждах наших.
И если минуты, в которые жалуются верноподданным монаршие милости, есть лучшие минуты в жизни царей, то минуты, в которые удовлетворяются полномоченными царя справедливые ходатайства его верноподданных, есть лучшие минуты в жизни тех полномочных.
(л.10) Мы сердечно желаем, чтобы среди тех лучших минут в жизни вашего высокопревосходительства были минуты, в которые будет подписано вами удовлетворение духовно-религиозных нужд преданных вам магометан всей России.
Если всякий луч солнца представляется вдвойне утешительным тому, кому в жизни пришлось видеть много мрачных дней, то светозарный луч царской милости, дарованный русским магометанам, столь много перестрадавшим в их духовной жизни, явится как особое дорогое благодеяние, как особый знак монаршего милосердия к магометанам всей России.
Со слезою светлой душевной радости и особою горячею и благодарственною молитвою за царя самодержца, все верные ему магометане встретят тот истинно благодатный луч новой вседорогой царской милости, а имя вашего высокопревосходительства, как защитника наших просьб и прав, магометане будут благословлять в своих молитвах.
Мы вполне надеемся, что если ваше высокопревосходительство удо-стоете прочтением сей нашей записки, то не осудите нас за то, что ввиду только настоятельных наших духовных нужд мы осмелились при великих заботах ваших отвлечь на несколько минут ваше внимание, столь дорогое в текущие дни для всей России.
Первое наше ходатайство пред вашим высокопревосходительством есть наша усердная просьба: всеподданнейше повергнуть к священным стопам государя императора Николая Александровича наши верноподданнические чувства беспредельной преданности к его императорскому
величеству и сердечной благодарности за новые монаршие к нам магометанам милости.
Да подаст Всевышний Бог здравие, счастье и долгоденствие нашему обожаемому монарху и да царствует его величество много лет на радость и счастье всех народов, подвластных его самодержавному скипетру!
Далее следуют наши, магометан, ходатайства пред Комитетом гг. министров о наших духовно-религиозных нуждах, но прежде чем все их перечислять мы считаем долгом высказать нижеследующие к ним мотивы и соображения, побудившие нас к тем ходатайствам и подтверждающие справедливые их основания и настоятельную необходимость.
III
Магометанство или ислам одна из древних религий. Возникши в седьмом веке, в недрах Аравийской пустыни, эта религия пророка Магомета, как быстрый поток, пронеслась по обширным пространствам Старого света. В течении нескольких столетий ее знамя, под которое встали многие миллионы народов, широко и шумно развевалось во многих странах Азии, Африки и Европы. В настоящее время магометан более двухсот миллионов душ.
В наши дни насчитывается более 18 миллионов магометан, живущих и в центре, и на окраинах великой Российской империи, подвластных русскому царю самодержцу и верных его подданных.
(л.10об.) Эта цифра одна свидетельствует, какое значение имеет мир магометан в России, которой он ежегодно ставит под ружье своих верных слуг свыше 50000 человек.
Учение нашего пророка Магомета есть учение чисто религиозное, все законы и вся жизнь магометан основывается на религии, главным источником которой и служит священная книга Коран. А так как, по преданию, дошедшему от пророка Магомета, «всякое нововведение есть противо-обычие, а всякое противообычие есть заблуждение ведет в огонь адский», то вся жизнь магометан регулируется и направляется только ясно выраженными правилами и законами вероучения или шариата. А потому всякое дело, всякий шаг, каждое явление в жизни рассматривается с точки зрения соответствия или противоречия требованиям шариата. Все, что не предусмотрено шариатом, им не предписано или им не дозволено, в глазах магометан есть уже новшество, обязательно требующее одобрение и санкции духовенства, единственно компетентного в разрешении всех духовно религиозных вопросов.
Таковы общие основные начала всего жизненного строя, быта и мировоззрения всех магометан-мусульман, - последователей пророка Магомета. Из этого уже само собой вытекает, какую громадную роль и какое значение имеет среди магометан его духовенство, - лица его духовного управления.
Как и у других народов, так и у магометан каждое духовное лицо есть духовный руководитель своего прихода, хранитель его заветов, его инте-
ресов, первый его ходатайство всех духовно-религиозных делах и вопросах; словом, добрый пастырь своего доброго духовного стада, - своей паствы. Из одного этого уже ясно видно, насколько духовное звание почетно и вместе с тем, насколько оно требует познаний в делах веры и религии.
Волна общего прогресса, столь широко разливающаяся и по лицу земли русской, конечно, не могла не коснуться своей всеблагодатной струей и до народного многомиллионного мира магометан, разбросанных по всей России. И магометане при всей своей, так сказать, неподвижности, - забитости и некультурности, не остаются в стороне, а идут по силе возможности к иной, новой, лучшей, светлой и сознательной жизни, составляющей высший идеал всего человечества.
Но никакими правилами, никакими мерами и даже ни огнем, ни мечем, нельзя заставить человека сразу путем великого скачка отрешиться от мировоззрений, обычаев и верований, так крепко утвердившихся за период многих веков; нельзя отнять у человека его неотъемлемое право национальности, его исторический, национальный облик, его семейные, материальные и прежде всего его духовные права - свободу совести в его веровании и в религии воспретить обязательное исполнение всех ее велений, правил и вековых традиций.
Всему пробьет свой час, а пока все должно идти в своем обычно-строгом последовательном порядке.
(л.11) И современные условия жизни, и положение в ней магометан требует только нормального прогрессивного шествия вперед.
Верный завету творца ислама пророку Магомету, весь магометанский мир, для которого, повторим, вера и религия с их обычаями и устоями составляет в жизни все, желает лишь исключительно восстановления своего права: полной свободы вероучения и вероисповедания и полной свободы в управлении своими духовными делами.
Нигде так невредны различные стеснительные правила, как в деле религии. Общеизвестно, что все стеснения, правила с теми или иными ограничениями и обязательствами способны лишь ослабить веру, а у многих и убить ее, приучить смотреть на нее, как на простую формальность. А между тем, вера есть искра Божия, а религия и выполнение тех или других ее обрядов есть нравственная потребность, есть призвание и потребность души и сердца каждого верующего.
Правда, в очень отдаленном прошлом заботы русского правительства клонились, главным образом, к усмирению воинственного духа магометан, преимущественно башкир, к подавлению среди них восстаний, к упрочению на восточных окраинах русского влияния среди инородцев, принявших русское подданство. Но затем, с падением Казанского царства, в позднейший исторический период, когда уже нельзя было ожидать никаких народных волнений от умиротворенных башкир и других инородцев, при полном их спокойствии, мир русских магометан слился в своей мирной, спокойно трудящейся жизни с остальным русским населением.
И вот в то совершенно спокойное время, по мере того как шло оно вперед и вперед, внимание канцелярий разных ведомств и министерств все более и более приковывалось к иной стороне народного быта русских магометан, а именно к их религии, к их духовным нуждам. Под сенью таких забот и внимания и воспоследовали сперва различные циркуляры, а затем и законодательные акты, все более и более урезывающие право свободы и веротерпимости, в особенности в вопросах духовного управления. В результате всего в 1890 г. был издан закон, уже окончательно уничтоживший право магометан и избирает главу своего духовного управления муфтия и кадиев и пр[очия] пр[очия]. Скажем об этом подробнее.
Еще в прежнее время, уже отдаленное от нас целыми столетиями, или иначе сказать, в глубокой древности, все магометанское общество избирало своим духовным главою одного из самых достойных магометан всего округа, а именно такое духовное в полном значении сего термина лицо, которое и по опыту высоконравственной своей жизни и по своим научно -религиозным и просвещенным познаниям всех правил Корана и законов Божиего откровения вполне отвечало бы своему высокому сану духовного главы всех магометан и при том и прежде всего, чтобы это духовное лицо пользовалось (л.11об.) всеобщим доверием всего магометанского населения, безусловно, необходимым для занятия каждого высшего поста по управлению теми или другими делами вообще, а в делах духовного управления в особенности. Только такое избрание и таких лиц и соответствовало закону нашего магометанского вероучения.
В позапрошлом столетии, вскоре по восшествии на всероссийский престол императрицы Екатерины Второй, был поднят вопрос об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания, которое и было открыто в Уфе в 1784 году2. Собранию сему было подчинено ведение всех духовных нужд магометан всей России, за исключением Таврической и Западной губернии, Закавказья, Бухары и др. азиатских владений Российской империи3.
Председателем сего Духовного собрания по закону (22 сентября 1788 года) был муфтий, как духовный глава всех магометан.
Вышеуказанным законом4 (а также и законом 1817 г.) таковое же свободное избрание было предоставлено магометанскому обществу и по выбору духовного главы всех магометан - оренбургского муфтия, который и утверждался в семь высоком звании высочайшею властью.
Целое столетие магометане, благословляя тот благодетельный царский закон, видели в лице духовного главы муфтия своего избранника. Но вот по мере того, как время шло вперед и вперед, а свобода вероучения и
2 Допущена техническая ошибка, должно быть - 1789 г.
3 Приведена территория России на конец XIX в.
4 В законе от 22 сентября 1788 года нет такого указания (ПСЗ-1, т.22, №66711).
веротерпимости все более и более подчинялась стеснениям бюрократического режима, ныне опороченного самим царем самодержцем, право свободного избрания оренбургского муфтия магометанским обществом было уничтожено.
По закону 9 января 1890 года5 право магометан всецело перешло к министру внутренних дел. Одно уже это, составляющее для нас все, а вслед затем и различные изменения законов, относящихся до нашего духовного управления, не могли не поколебать и не приунизить всех нас магометан верноподданных державного монарха, которому все мы продолжали, как и продолжаем служить всей верою и правдою, жертвуя при надобности и своим достоянием, и своей жизнью, проливая вместе с русскими и в Хиве, и Туркестане, и на Кавказе, и в Турции, а сейчас уже второй год и на полях Дальнего Востока свою магометанскую кровь за честь и славу царя государя и России, нашего отечества.
И так, дыхание осужденного ныне самим царем бюрократического режима канцелярий разных ведомств и министерств, режима всевозможных и больших и малых стеснений, навеяло нам большое духовное горе, крупная слеза которого и движет нас ко всеподданнейшему ходатайству нашему пред престолом государя императора, для которого все его подданные равны.
Правда, магометанская пословица говорит: как невозможно вернуть прошлую жизнь, так невозможно вознаградить и оскорбленное чувство. Но мы просим вернуть нам лишь наше прежнее право, восстановить его, вернуть нам свободу вероучения и право самостоятельного управления нашими духовно-религиозными (л.12) делами, которые нам дарованы были законами Российской империи. Только тогда, когда отпадут все стеснения, успокоются чувства и наболевшее сердце магометан, верноподданных державному государю земли русской. Здесь мы считаем необходимым доложить более подробно следующее.
IV
Религия пророка Магомета с священною его книгою Корана обязывает каждого магометанина учиться. И каждое магометанское общество открывает и содержит свои школы, задачи которых, прежде всего, дать детям религиозно-нравственное воспитание, словом, чтобы все научные знания имели обязательно свое взаимное согласие с религией и ее требованиями. В настоящее время почти все наличные учебные заведения магометан составляют, так называемые: мектебе и медресе.
5 Высочайше утвержденным 9 января 1890 г. мнением Государственного совета «О порядке замещения должностей оренбургского муфтия и членов Оренбургского магометанского духовного собрания» муфтий назначался императором по представлению министром внутренних дел, члены Духовного собрания и три кандидата к ним назначались министром внутренних дел по представлению муфтия каждый на три года (ПСЗ-3, т. 10, №6512).
Только в самое последнее время уже давняя мечта в открытии магометанской духовной семинарии осуществляется.
А пока наличные школы магометан высшие - медресе, а низшие -мектебе. Это учебные заведения, но вместе с тем они и благотворительные учреждения. В них обучаются дети и грамоте, и началам магометанской религии, но здесь же готовятся и муллы, и в тоже время здесь призреваются все нуждающиеся в общественной помощи члены общества, не имеющие возможности снискивать пропитание своим личным трудом; словом, здесь и ученье, и пристанище несчастных. Такое сочетание благотворительности и призрения с педагогическими целями ведет свое начало с давних времен и имеет место у магометан всего мира, а не только у магометан русских. И в России эти учреждения поддерживаются и содержатся магометанским обществом уже в течение многих поколений и даже нескольких столетий и притом без всяких казенных субсидий. Эти учреждения всегда были излюбленными учреждениями магометан, так как всегда отличались и отличаются строго религиозным характером шакирдов (учеников) и не менее строгою нравственностью и даже аскетическою их жизнью. Медресе и мектебе находятся в ведении приходских мулл, которые состоят главными учителями. Но главный надзор, однако, перешел в ведомство Министерства народного просвещения. Медресе и мектебе рассеяны повсюду, где есть магометанское население, где есть мечеть, там есть и мулла, там есть и медресе, и мектебе. Ученики медресе (шакирды) годами упорного труда стремятся к достижению степени мулл, имамов и меодаррисов (священнослужителей и учителей). Весьма нередко они посвящают на это не только всю свою молодость до тридцатилетнего возраста, но и всю свою жизнь.
Мулла есть учитель, но он учит только старших шакирдов (учеников), а последние уже занимаются обучением детей прихожан. Кроме обучения, на мулле, как духовном главе прихода, лежит совершение и всех духовных треб и обрядов и исполнение других обязанностей. А так как приходский мулла никакого жалованья ни от казны, ни от земства не получает и живет (л.12об.) лишь на счет благотворительности, в большинстве при очень скудном материальном благосостоянии, то это уже одно свидетельствует, что духовные лица магометан вступают в свое звание именно по призванию и трудятся как бескорыстные служители Аллаха. И это же одно приводит к заключению, что нельзя к тому духовному лицу после его долголетнего тяжелого труда по учению предъявлять еще и обязательное требование русской грамоты и русской разговорной речи, хотя все духовные лица за малым разве исключением ее и знают.
А так как в городских и крупных уездных селениях магометане близко соприкасаются с русскими, то является уже сама собою потребность в знании русского языка и письма, а для сего уже во многих местах открыты при медресе русские классы, где дети магометан обучаются и русской грамоте, и проходят курс городских и сельских школ.
Многие из семей магометанского купечества отдают детей и прямо в русские училища, в гимназии и даже университеты, но общий процент таких учащихся весьма невелик. Это объясняется исключительно особым воззрением магометан на светское образование. Все они смотрят на него пока весьма не сочувственно и именно потому, что видят пред собою одни отрицательные результаты: получившие русское воспитание и светское образование почти никогда не возвращались и не возвращаются в свои семьи, помогать своим, обыкновенно все они исчезают в водовороте жизни больших центров и чужих городов и мест.
Но так или иначе, а обучение русской грамоте в русских классах при медресе или в русских школах нисколько не говорит за то, что только знающие русскую грамоту могут занимать должности и звание духовных лиц магометан. Напротив, необходимо признать давно сказанное русскою пословицей, что нельзя гнаться в одно и то же время за двумя различными делами и ожидать какого-либо успеха.
Необходимо избрать одно из двух назначений и сообразно такового выбора готовиться или на звание духовного пастыря или на звание работника на светском поприще.
И это именно потому, что право быть духовным пастырем получает лишь тот, кто обстоятельно изучил все то, что должно познать по закону пророка каждое духовное лицо и чему после собственного тяжелого труда и опыта оно должно учить свою духовную паству, а такому лицу, чтобы быть хорошим добрым пастырем некогда без ущерба для главного своего духовного призвания заниматься еще другими науками и учиться трудной русской грамоте.
И наоборот, каждый, изучивший русскую грамоту, не успев и поверхностно, по краткости времени, усвоить то, что требуется по вероучению Корана для духовного лица, в силу одного уже этого не может быть таковым духовным лицом, а должен избрать иной род жизненного поприща, а именно светского.
(л.13) Таковое заключение еще более подтверждает необязательность обучения и знания духовными лицами магометан русской грамоте и свидетельствует, что все циркулярные о том распоряжения, обратившиеся затем в свободы законоположения, есть ничто иное, как особое стеснение, ограничение права, и т.д.
Мы нарочно остановились на более подробном объяснении о наших школах и о наших духовных лицах и именно для того, чтобы яснее были видны хотя бы некоторые из массы различных стеснений и ограничений, созданных без разбора жизни и ее требований совершенно и бесполезно и бесцельно.
Масса тех стеснений, ограничений и воспрещений прямо даже непонятна. И невольно задаешься вопросом кому все это потребовалось? Но раз они созданы, они живут, крепнут и продолжают сушить вдоволь уже
наболевшее сердце магометан, точно каких-то провинившихся отверженцев и рабов.
Да, именно было время, а в нем жила какая то неведомая сила, хотя бы и канцелярская, которая держала весь 15 миллионный мир русских магометан скованным сильным морозом и в самый жаркий летний день
И быть может, к общей печали нашей, этот долголетний гнет был бы и бесконечным, если бы в жизни была «сила лишь в силе». Но жизнь быстро катит вперед и изрекла иное: «сила не в силе, а сила в любви». И эта любовь так сильно сказалась в наши, пусть и тяжкие дни. И эта древняя, тайная сила, все порабощающая и угнетающая, отошла в вечность и сгинула безвозвратно.
V
Любвеобильное сердце царя все воскресило. Все оковы прежних давних лет сброшены. Самим царем дарованы милости всем гражданам Его великой державы, а в числе их и нам, магометанам, никогда, нигде и ни в чем не заслуживающим ни малейшего за всю свою жизнь упрека. Напротив, все магометане до единого человека всегда были истинно-верноподданными и верными слугами державного монарха и всей России.
И мы истинно радуемся, что пробил и для нас, магометан, отрадно-светлый час и уже не за горами и наше светлое будущее, так как мы все отлично сознаем, что как бы было невелико число разных циркуляров и законоположений, стесняющих и ограничивающих наше, магометан, право в делах веры, религии и в духовном управлении, но самодержавная воля нашего русского царя выше всех законов.
И раз сам царь соизволил решить вопрос о религиозной свободе, об уничтожении всех стеснений и ограничений в делах веры всех инославных и иноверных исповеданий, то уже естественно и нам ожидать, во исполнении воли царской, удовлетворения всех и наших ходатайств, основанных на царских указах и велениях.
Таково первое основание к удовлетворению наших ходатайств. Вторым, в порядке последовательности, представляется тот собственно вопрос, что (л.13об.) возбудили те ходатайства именно магометане. И этот вопрос за нас и мы считаем долгом повторить. Не было ни единого примера, чтобы кто-либо из магометан был замешан в каком-либо политическом деле и обвинялся бы в государственном преступлении, участвовал бы в каких-либо противоправительственных демонстрациях и делах, принадлежал бы к партиям, сеящим смуту и создающим беспорядки. Никогда, нигде и никто из магометан не был причастен к таковым делам на вред царя и России. Напротив, если просмотреть историю целых двух столетий, то можно будет установить одно, что все магометане всей России - татары, башкиры, киргизы и др. - народ мирный, спокойный, трудолюбивый и во всем покорный, всегда честно и верно служил и служит царю и России и сейчас на поле грозной брани десятки тысяч магометан вместе с русски-
ми в далекой Маньчжурии проливают в первых рядах свою магометанскую кровь, жертвуя и жизнью за честь и славу царя и отечества.
И только уже по одному этому магометане вправе считать себя оди-нако с русскими свободными гражданами и пользоваться всеми, без каких-либо ограничений или исключений, правами, дарованными русскому народу.
Здесь нельзя хотя бы вкратце не сказать и того всем известного, что магометане вообще все патриоты, а из них состоятельные все благотворители. Разве они не несут вместе и наравне с русскими все повинности и не исполняют в интересах и общественных и общегосударственных различные обязанности? Пусть магометан в России лишь немного более десятой части общего числа населения всей империи 150 миллионов, но если собрать данные по всей России, то можно с уверенностью сказать, что магометане всегда и везде участвовали в каждом важном патриотическом и общеполезном деле во славу царя и России и никогда в таких делах не отставали от коренного русского населения, а потому и приобрели право на равенство во всем.
И как бы не был мир русских магометан некультурен, как бы было не мало в среде магометан лиц, получивших то или другое образование, однако, среди него весьма много и интеллигентного элемента и таких лиц, которые, будучи поставлены условиями самой жизни среди русского населения и вместе с ними мирно и честно продолжающих трудиться на разных поприщах и в разных сферах, кто в торгово-промышленных и фабрично-заводских предприятиях, кто на службе царской и общественной, а кто и в земледельческой и др. работе, успели, и при том нередко за период долгих лет того честного труда, прекрасно освоиться и с народным бытом не только своих магометан, но и русского населения, с его гражданской жизнью, с его нуждами и пользами. Все те лица ни умственно, ни нравственно ни чем не ниже представителей других, а все это уже само по себе говорит за то, что во имя правды и справедливости и мир русских магометан, как мир не каких-либо лишенных доверия, подчиненных людей, а напротив, мир покорных, честных, трудолюбивых (л.14) и при том свободных граждан русской земли, верных и честных слуг царя и России, не должен быть лишен и своих гражданских прав.
Таковое же и при том единственное заключение указует, что всякие стеснения, всякие ограничения прав магометан отжили свой век и должны быть уничтожены.
И миру русских магометан должна быть именно предоставлена полная свобода во всем, в чем она возможна и дарована другим верноподданным державного монарха.
Собственно наше, стерлитамакских магометан, ходатайство вполне одинако с ходатайством всех мусульман-магометан всей России, с ходатайством, представленном на благовоззрение Комитета гг. министров, уже посвятившего несколько заседаний вопросам касающимся исполнения шесто-
го и седьмого пунктов Высочайшего указа от 12 декабря 1904 г., т.е. вопросам о делах веротерпимости и о положении духовных лиц инославных и иноверных исповеданий, в особенности магометанского. В заседании Комитета 1 марта были даны заключения по многим вышеупомянутым ходатайством, в общем благоприятные для магометан, но все они касались, главным образом, населения Северного Кавказа, Туркестанского края и Закавказской области, а также киргизского и ламаитского населения6.
Ходатайство же многомиллионного магометанского населения Крыма, Урала и Поволжья с нашим родным Уфимско-Оренбургским краем при его трехмиллионном населении магометан, остались пока открытыми, не решенными. А потому в настоящее время, это мирно, спокойно трудящееся население и ждет милостивого разрешения тех ходатайств.
Опасаясь, что если бы мы, представители местного населения, не подали своего голоса, то можно бы было признать, что наше молчание есть знак согласия, свидетельствовавшего, что мы всем довольны и наше сердце вовсе не болит ни о стеснениях и ограничениях, ни о недочетах и недостатках в делах нашего вероисповедания и в управлении нашими духовными делами - мы усердно и просим Комитет гг. министров удовлетворить все означенные ходатайства магометан всей России, к каковым ходатайствам мы вполне и присоединяемся, желая в настоящей записке лишь более подробнее, более сильнее выразить мотивы и основания к тем ходатайствам.
В виду всего вышеизложенного мы обращаемся к Комитету гг. Министров и усердно просим удовлетворить наше ходатайство, которое и заключается в нижеследующем:
1) Всем магометанам, принадлежащим к ведомству Оренбургского магометанского собрания, предоставить право свободного избрания из своей среды и лиц духовного звания и состояния всех членов муфтиата, духовного главу всех магометан - муфтия, и трех кадиев (заседателей) на пятилетний срок, при чем, чтобы, как и в настоящее время, лица, избран-
6 Учреждаемому Особому совещанию о веротерпимости предписывалось разработать определенные в журналах Комитета министров от 22 апреля и 1 марта и имеющие отношение к мусульманам следующие вопросы: 1) о сооружении «молитвенных домов иноверных исповеданий»; 2) о порядке избрания и назначения должностных лиц мусульманского духовенства - приходских и высших; 3) об освобождении от призыва на действительную военную службу «из запаса» некоторых лиц мусульманского духовенства; 4) о порядке открытия мусульманских школ - мектебов и медресе; 5) об учреждении особых духовных управлений для казахов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а также для мусульманских общин на Северном Кавказе, в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области; 6) о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей (О веротерпимости, 1905, с.14).
ные (л.14об.) кандидаты утверждались в высоком звании муфтия высочайшею властью, а кадий - Министерством внутренних дел.
2) Все дела магометан брачные семейные и наследственные передать исключительно в ведение Оренбургского магометанского духовного собрания.
3) Ведомству сего же Собрания предоставить полное право по разрешению постройки мечетей, по открытию школ мектебе и медресе, а равно и всех других учебных заведений магометан, по заведывании, надзору и управлении теми школами и заведениями, определение в них учителей и т.д.
4) Полному ведомству того же Собрания представить все дела о ва-куфах, надзор, заведывание и контроль за всеми вакуфными имуществами, в чем бы таковые не заключались.
5) Предоставить магометанам такую же свободу слова и печати, какая будет дарована общей прессе, с тем, чтобы все духовно-религиозные вопросы каждого печатного труда были изъяты из ведомства общей светской и духовной русской цензуры и всецело подчинены ведению и разрешению Магометанского духовного собрания.
6) Разрешить свободно и открыто исповедывать ислам и с правом регистрации в среду магометанских обществ тех несчастных магометан, которые в прежнее время в силу лишь печального рока были окрещены в христианскую веру, в ней зарегистрированы, а на самом деле, не зная даже русской грамоты, искренно и неуклонно продолжают исповедывать ислам.
7) Предоставить право магометанским обществам и магометанам принять на свое попечение и регистрировать в магометанскую веру несчастных младенцев, подвинутых к какому либо дому магометан или по признакам расового происхождения принадлежащих к магометанам.
8) Присвоить духовенству магометанского исповедания и их детям звание почетных граждан, с изъятием их из подсудности судов низших устройств, а в отношении воинской повинности уравнять их права с правами духовенства православной церкви и от воинской повинности всех духовных лиц магометан освободить.
9) Предоставить Магометанскому духовному собранию право на определение и утверждение в должностях ахунов и приходских мулл, имамов и др. духовных лиц, избранных по общему доверию приходом и испытанных Собранием в знании закона магометанского вероучения и отправления богослужений и духовных треб, без обязательного знания избранными лицами русской грамоты и письма.
10) Предоставить магометанам права издательства на общем основании газет, журналов и книг на татарском языке и на языке мусульман востока и право торговли таковыми - повсеместно в пределах всей Европейской и Азиатской России. (л.15)
11) Предоставить частным лицам и магометанским обществам право открытия частных и общественных и профессиональных школ с преподаванием в них предметов общеобразовательного курса на татарском языке.
12) Предоставить магометанам право свободного проживания, приобретения недвижимой собственности, торговли, общественной деятельности и выбора свободной профессии повсеместного по всей России, наравне с коренным русским населением.
13) Предоставить магометанам Российским подданным прав государственной службы наравне с лицами православного исповедания.
14) Предоставить магометанам без ограничений их числа быть избранными в городскую думу и земские собрания и вообще в общественные должности.
15) Так как магометане, занимающиеся торговлей, не открывают таковую во все дни их праздников и по пятницам, то освободить их от запрета торговли в воскресные и праздничные дни, когда торговля русских ограничена известными часами.
16) Изъять духовные магометанские школы из ведения Министерства народного просвещения и передать их, как сказано выше, ведомству Магометанского духовного собрания
17) Разрешить употребления в тех школах учебников заграничного издания.
18) Предоставить право преподавания в тех же школах лицам, получившим образование за границей и в Бухаре, Турции, Персии и других местах.
19) Предоставить право наравне с русскими и магометанам, получившим образование и надлежащие дипломы, преподавания и учительства научных предметов во всех учебных заведениях империи.
20) Предоставить магометанам права на получение стипендий и пособий для продолжения высокого образования.
21) Учредить в войсках и для мирного времени должности военных мулл.
22) Если при обсуждении вышеозначенных ходатайств будет образована особая комиссия, то предоставить право магометанским обществам, подавшим свои петиции в Комитет министров, принять участие в этой комиссии чрез особо выборных представителей кроме духовных лиц.
23) Предоставить магометанам право избрать возможное число для представительства и допустить их в Особое совещание под председательством министра внутренних дел.
VI
В заключении считаем должным высказать, что раз сам великий царь-самодержец провозгласил свободу в делах веры и повелел уничтожить все стеснительные законоположения, ограничивающие те или иные права Его верноподданным вообще, а по отношении к свободе совести и веры в особенности, то все наши ходатайства собственно есть усердная просьба к
высшему правительству (л.15об.) исполнить волю нашего любвеобильного царя, печальника о нуждах верного Ему народа.
Голос наш, магометан г. Стерлитамака, глухого городка, где-то затерявшегося на карте Российской империи, есть голос не только нескольких тысяч горожан, но и стоящей за нами всей Башкирии, которой в нашем уезде более 150 тысяч, а в Уфимско-Оренбургском округе и Тургайской области несколько миллионов.
И если от подножия великого русского Урала - этой средней жемчужины в короне русского самодержца, раздается наш голос, то это голос сердца магометан всей России.
Да простит Ваше Высокопревосходительство за пространность настоящей докладной записки. Вина сему тот долголетний гнет, который сковывал всю жизнь магометан, иссушил их сердце и поставил в самое тяжелое положение.
Но теперь, когда наш обожаемый государь озарил и нас магометан, как свободных граждан русской земли, как верных Его подданных и слуг, светлой надеждой на лучшее будущее, мы все покойны, покойны и тем что эта записка представляется на благовоззрение Вашего Высокопревосходительства, как полномоченного русского самодержца.
Уполномоченные стерлитамакского магометанского общества стер-литамакские купцы Зариф Ибрагимов Утямышев, Гайфулла Галиуллич Усманов, Калимулла Хисамутдинов Баязитов
12 апреля 1905 г. г. Стерлитамак Уфимской губернии
Источник: РГИА, ф.821, оп.10, д.26, л.9-15об.
Источники и литература
1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. 430 с.
2. Ахтямова А.В. Динамика численности городского населения Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2019. №8. Т.1. С. 62-75.
3. Ахтямова А.В. Состав и структура занятости населения города Стерлита-мак Уфимской губернии (по материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г.) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017. №7. С. 1523.
4. Денисов И.В. Усмановы, купцы // Башкирская энциклопедия. Т. 6. Советы народного хозяйства - У. Уфа: научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2010а. С. 458.
5. Денисов И.В. Утямышевы, купцы // Башкирская энциклопедия. Т. 6. Советы народного хозяйства - У. Уфа: научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2010б. С. 466.
6. Дорская А.А. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала ХХ века. СПб.: Издательств РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 143 с.
7. Загидуллин И.К. Национальное движение мусульман Волго-Уральского региона в начальный период революции 1905-1907 гг.: монография. Казань: ООО «Центр инновационных технологий», 2019. 256 с.
8. Загидуллин И.К. Петиции мусульман Казани 1905 г. // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2015. №1-2. С.46-63.
9. Законодательные акты переходного времени (1904-1906 гг.) / под ред. Н.И. Лазаревского. Изд. 2-е, пересмотренное и доп. по 1 января 1907 г. СПб., 1907. 733 с.
10. О веротерпимости. Закон 17 апреля 1906 года. Изд. неофициальное. М.: типогр. тов-ва И.Д. Сытина, 1905. 88 с.
11. ПСЗ-1. Т. 22. №66711.
12. ПСЗ-3. Т. 10. №6512.
13. ПСЗ-3. Т. 24. №25495.
14. ПСЗ-3. Т.25. №25853.
15. РГИА. Ф.821. Оп.10. Д.26.
16. Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. «Кампания петиций» 1905 года как отражение общественного сознания мусульман России начала ХХ века // Известия Самарского научного центра РАН, 2005. Т. 7. № 2. С.311-319.
17. Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Т. XXLIV. Уфимская губерния. СПб.: типогр. «Общественнная польза», 1903. IV, 347 с.
Х.З. Баhаутдинова, Л.Ф. Байбулатова, И.К. Заhидуллин
Уфа губернасыныц Стэрлетамак шоИоре мвселманнарыньщ 1905 елгы петициясе
Бу язмада Уфа губернасыныц Стэрлетамак шэhэре мвселманнарыньщ вэкиллэре булган татар сэYДЭгэрлэре тарафыннан 1905 елныц апрелендэ твзелгэн петициянец язылу алшартлары hэм сэбэплэре яктыртыла. Мвселманнарныц граж-данлык hэм дини влкэлэрдэге тигез хокуклыгы турындагы Министрлар комите-тына юлланган петиция империя хакимиятенец «жэмэгатьчелеккэ ышаныч кYрсэтY сэясэте» нэтижэсе буларак бэялэнэ hэм аныц текстына кыскача анализ ясала.
Ачкыч сузлэр: Стэрлетамак шэhэренец мвселман жэмгыяте, петициялэр, 1905-1907 еллардагы Беренче рус революциясе, гражданлык хокуклары, мвселманнарныц дини хокуклары, «жэмэгатьчелеккэ ышаныч кYрсэтY сэясэте».
Kh.Z. Bagautdinova, L.F. Baybulatova, I.K. Zagidullin
Petition of Muslims of the city of Sterlitamak of the Ufa province in 1905
This publication analyzes the text of the petition written in April 1905 to the Committee of Ministers by Tatar merchants authorized by the Muslim community of the district city of Sterlitamak, Ufa province. Based on the analysis, it is concluded that the background and reasons for writing this document was the desire of Sterlitamak Muslims to achieve civil and religious equality, which arose in response to the "policy of trust in public forces" of the Imperial government.
Keywords: Muslim community of Sterlitamak, petitions, the First Russian revolution of 1905-1907 years, civil rights, religious and spiritual needs of Muslims, «the policy of trust in social forces».
Информация об авторах:
Багаутдинова Халида Зиннатовна - научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов Республики Татарстан Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Баhаутдинова Халидэ Зиннэт кызы - ТР ФА Ш. Мэрждни исемендэге Та-рих институты Татарстан халыкларыньщ тарихи-мэдэни мирасы бYлеге фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).
Bagautdinova Khalida Z. - Scientific Researcher, Department of Historical and Cultural Heritage of the Peoples of Tatarstan, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).
Байбулатова Лилия Фаритовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Байбулатова Лилия Фэрит кызы - тарих фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш. Мэрж;ани исемендэге Тарих институтыныц Миркасыйм Госманов исемендэге Алтын Урда hэм татар ханлыкларын тикшеренулэр Yзэге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).
Baybulatova Liliya F. - Candidate of Historical Sciences, Senior Scientific Researcher of the Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).
Загидуллин Ильдус Котдусович - доктор исторических наук, заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: [email protected]
Заhидуллин Илдус Котдус улы - тарих фэннэре докторы, ТР ФА Ш. Мэр-ж;ани исемендэге Тарих институтыныц яца тарих бYлеге медире (Казан шэhэре).
Zagidullin Ildus K. - Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of New History, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).