Научная статья на тему 'Песни о Царицыне - Сталинграде - Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре'

Песни о Царицыне - Сталинграде - Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1816
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРИЦЫН СТАЛИНГРАД ВОЛГОГРАД / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильичева Ольга Станиславовна

В статье представлен краткий обзор трансформации песенных образцов о Царицыне Сталинграде Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре XX века в свете исторических и идеологических преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песни о Царицыне - Сталинграде - Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре»

I. Y. LEVITINA. FILM FESTIVAL IN CHICAGO AS A PART OF THE GLOBAL SOCIO-CULTURAL SYSTEM OF PRODUCING

The work is devoted to Film Festival in Chicago, the oldest in North America, its value in the socio-cultural and professional spheres of society.

Key words: Michael Kutza, film festival, system of producing, educational programs.

О. С. ИЛЬИЧЕВА

ПЕСНИ О ЦАРИЦЫНЕ - СТАЛИНГРАДЕ - ВОЛГОГРАДЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье представлен краткий обзор трансформации песенных образцов о Царицыне - Сталинграде - Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре XX века в свете исторических и идеологических преобразований.

Ключевые слова: Царицын - Сталинград - Волгоград, патриотическая песня, отечественная музыкальная культура.

В современной социально-политической обстановке единственно прочной, цементирующей идеологической основой для сохранения целостности России становится возрождающийся патриотизм в истинной его форме (в отличие от псевдо-форм в виде публичного, воинственного, ура-патриотизма и т. д.). Такие ценности, как любовь к Родине, почитание предков, ответственность должны вернуться в традиционное российское сознание и служить консолидации общества и укреплению государства. Несомненно, триумф российской сборной на Олимпиаде в Сочи, возвращение Крыма России и возникновение драматической политической ситуации в мире в связи с событиями на Украине значительно укрепили патриотические настроения россиян и, как следствие, породили потребность в обращении к военно-патриотической теме, чаще в визуальных и песенных формах.

Очевидно, что патриотическая песня в истории массовой музыкальной культуры всегда находилась в эпицентре крупных политических и социальных событий общенационального значения. В настоящее время обращение к исторической ретроспективе и современной действительности отечественной патриотической песни может оказать неоценимую помощь в духовном сопротивлении историческому беспамятству и формированию ценностного сознания национальной цивили-зационной самоидентичности. В России вопрос обретения и укрепления национальной идентичности в настоящее время чрезвычайно актуален. Концентрация внимания на истории культурных достижений регионов, как одно из направлений в обретении самоидентичности, в первую очередь выделяет одну из разновидностей патриотической песни - песню о больших и малых городах нашей страны. В отечественной песенной антологии чаще всего встречаются песни о городах-героях. Одним из первых городов-героев «за массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой

Отечественной войне» 1 мая 1945 года был назван Сталинград.

Очевидно, что сталинградская тема - одна из самых востребованных до сих пор, так велико значение самого эпохального сражения XX века в мировой истории - Сталинградской битвы, многократно отраженной в документальных и художественных произведениях советских, российских и зарубежных авторов разных поколений. Золотой фонд отечественной военно-патриотической песни, посвященной Сталинграду, значительно пополнен работами исследователей Ю. Бирюкова [1] и П. Лебедева [2].

Но история массовой музыкальной культуры Сталинграда не ограничивается рамками темы великого сражения. Город-герой изначально (1589-1925) именовался Царицыным, а с 1961 года стал называться Волгоградом. Вполне закономерно, что песни об уездном городе Царицыне, довоенном и послевоенном Сталинграде и Волгограде малочисленны и не так широко известны. Поэтому выявление и сохранение песен на тему «Царицын - Сталинград - Волгоград», наиболее значимых и жизнеспособных, представляет несомненный интерес в деле воспитания истинного патриотизма, обретения самоидентичности и сохранения исторической памяти. В данной статье краткий обзор образцов профессионального песенного творчества о Царицыне - Сталинграде -Волгограде представлен в контексте исторических и идеологических преобразований от начала XX века до наших дней включительно.

В XX столетии российская песенная культура пережила множество метаморфоз, связанных с глубокими мировоззренческими изменениями в общественном сознании на фоне масштабных государственных исторических событий. В начале века популярная музыка, исторически предшествующая массовой, состояла в основном из городского и крестьянского фольклора, русских

и цыганских романсов, водевилей, варьете, кабаре. Военно-патриотическая же составляющая отечественной песенной культуры - это солдатские и революционные песни.

В годы культурной революции молодой страны Советов (1917-1927 гг.), с ее жестким искоренением прежних стереотипов, изменением социального состава творческой интеллигенции и утверждением всех атрибутов новой государственности, песенная культура, в составе новой пролетарской культуры, становится объектом активного идеологического переосмысления. В Царицыне времен Гражданской войны происходит политическое становление комиссара И. Сталина. Переименование в 1925 году Царицына в Сталинград, в честь уже Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. Сталина, было связано с искоренением всего, что связано с царской Россией. Установка на отторжение прошлого, подавление личности и возвеличивание массы успешно воплощается и в песенных жанрах.

Довоенная песенная культура развивается в различных условиях: относительного плюрализма в первое десятилетие советской власти; тоталитарного жесткого идеологического давления в 30-40-е. В песне уже с 30-х годов революционно-гимническая направленность сменилась оптимизмом массового энтузиазма и торжеством трудовых побед, что контрастировало с реальными проблемами тяжелейших экономических переустройств, жестких обстоятельств коллективизации сельского хозяйства, репрессий и лагерей, жестоких проявлений культа личности. В песенную культуру в короткие сроки были внедрены новые ценности официальной культуры, такие как светлое будущее и коммунистическое равенство, беззаветная верность делу партии, народная любовь к вождям пролетариата, а также патриотизм и интернационализм.

Ведущая роль в пропаганде отечественной военно-патриотической песни с 1928 года принадлежит Краснознаменному ансамблю песни и пляски Советской Армии (в настоящее время - Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова). Организатором и руководителем коллектива А. Александровым в 30-е годы был создан ряд песен, повествующих о героических буднях Гражданской войны. Среди них песни « Налетели на Царицын враны» (Смерть партизана) и «Эшелонная» на слова О. Колычева. Удалой, размашистый стиль «Эшелонной» тяготеет к старому солдатскому фольклору: «За Царицын, за Царицын дни и ночи будем биться, пики с пиками скрестя». Красивая и печальная песня «Налетели на Царицын враны» создана по канонам лучших произведений русской хоровой музыки: «Налетели на Царицын враны, расклевали хищники птенца. Ой, болючи партиза-ньи раны, умирает партизан с Донца...» [3]. В трудное для страны время массовая, хоровая песня как

ведущий жанр советской музыкальной культуры всегда становилась стержнем, опорой в духовном и физическом выживании русского человека.

В годы Великой Отечественной войны официальная идеологическая составляющая песенной культуры меркнет перед всепобеждающим русским патриотизмом, небывалым народным единением в борьбе с врагом. Сталинградская тема военного времени представлена песнями, звучащими на фронтах Великой Отечественной: «Сталинградская боевая» («Сталинградский утес») на мотив широко известной в народе песни «Есть на Волге утес» А. Навроцкого с новыми словами Б. Палийчука, «Все мы теперь сталинградцы» (муз. неизвестного автора, обработка А. Новикова, сл. М. Талалаевского и З. Каца) и песня тацинцев «В степях сталинградских густые снега» (муз. и сл. неизвестных авторов, обработка Ю. Бирюкова). Песня «Разговор Волги с Доном» (муз. Н. Чем-берджи, сл. Е. Долматовского) выходила в годы войны отдельной листовкой. «У нас в Сталинграде» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского) была написана в блиндаже завода «Красный Октябрь» во время боя и посвящена бойцам 13-й гвардейской дивизии. «Песнь о волжском богатыре» (муз. и сл. М. Фрадкина) включали в свой репертуар многие фронтовые ансамбли. Торжественная и величественная «Песня о Сталинграде» из кинофильма «Сталинград» (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Лебедева-Кумача) известна в исполнении хора Большого театра: «Это город-солдат, это город-герой, это наш Сталинград боевой!».

В послевоенные годы возобновляется давление официальной политики и идеологии в широкомасштабных кампаниях по борьбе с формализмом и космополитизмом. Волна арестов не миновала и многих деятелей культуры, преимущественно еврейской национальности. Джаз, всегда подвергавшийся жесткой критике, теперь исключается из официальной культуры. Одни джаз-оркестры расформировываются, другие, идеологически скорректировавшие свой репертуар, вынуждены исполнять так называемую «псевдоджазовую» музыку.

Песни послевоенного времени в официальной советской культуре по-прежнему тематически традиционны, идеологически однополярны и в лучших образцах, безусловно, индивидуальны. Послевоенная летопись песен о Сталинграде представлена хоровой распевной «Широки поля под Сталинградом» (муз. В. Макарова, сл. Е. Долматовского). Стихотворение «Сталинградский вальс» Л. Давидович и В. Драгунского («В степи сталинградской над Волгой не спят до утра рыбаки») было положено на музыку разными авторами. Песня О. Строка стала известной благодаря Л. Утесову, а песня М. Табачникова - И. Юрьевой. «Стоит над Волгою курган» (муз. И. Шамо, сл. И. Луценко) в свое время получила широкую известность в исполнении украинского народного хора им. Г. Веревки.

Времена хрущевской «оттепели» (с середины 50-х до середины 60-х) в социокультурном плане отмечены ослаблением влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества. В исторических условиях разоблачения культа личности, возвращения репрессированных из тюрем и ссылок, восстановления международного культурного обмена, вступления человечества в космическую эру песенная культура начинает бурно эволюционировать. Советская массовая песня, с 1929 по 1956 год доминирующая в официальной культуре и транслирующая идеи общества в целом, теряет свое ведущее положение. Возрастает интерес к индивидуальному, личному. Рождение нового типа гражданственно-публицистических песен, возвращение после тридцатилетних гонений городского романса, формирование авторской песни (через студенческую и самодеятельную), преобладание танцевальности (твист, вальс), возникновение так называемой дворовой лирики - вот только некоторые особенности развития песенного жанра 1960-х.

В эти годы создано немало произведений, вошедших в историю песенной культуры. Яркой ее страницей стали песни «На кургане» (муз. А. Петрова, сл. Ю. Друниной) из кинофильма «Принимаю бой» и «Город-солдат» (муз. А. Долуханяна, сл. А. Пришельца): «Город-герой, город-солдат, гордость моя - Волгоград!» (в 1961 г. Сталинград переименован в г. Волгоград). Безусловное первенство в популярности принадлежит знаменитым песням «Растет в Волгограде березка» (муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной) в исполнении Л. Зыкиной и «Песне-сказу о Мамаевом кургане» (муз. А. Пахмутовой, сл. В. Бокова): «На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина, в том кургане похоронена война, в мирный берег тихо плещется волна».

В брежневский период правления (вторая половина 1960-х - 1980-е годы) советская песенная культура бытовала в условиях усиления влияния цензурного пресса, расширяющегося международного сотрудничества, роста оппозиционных настроений в обществе. В этот период были отмечены бурный рост официальной профессиональной и самодеятельной культуры, и, одновременно, неподцензурной культуры в виде многообразных течений; а также протест на ограничения авторской песни в виде «магнитофонной революции», развитие рок-культуры, распространение тюрем-но-романтической и эмигрантской лирики и т. д. Военно-патриотическая песня, эксплуатируемая официальной культурой, часто теряла первоначальное внутреннее наполнение и высокий уровень исполнительства.

В это время в «золотой фонд» российской песни вошли сочинения композиторов, родившихся в Сталинграде и снискавших широкое общественное признание не только в России, но и за рубежом. Песни

A. Пахмутовой «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам» (сл. М. Львова) и В. Мигули «Песнь о солдате» или «Солдату Сталинграда» (сл. М. Агашиной) по сей день остаются самыми популярными и исполняемыми. «Песня о Волгограде» (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Дербенева) родилась и получила известность в последний советский период.

Свою нишу в теме «Царицын - Сталинград -Волгоград», начиная с 70-х годов и до наших дней, занимают песни волгоградских композиторов разных поколений, достойно представляющих профессиональное композиторское творчество города-героя. В 1971 году начала свой отсчет история Волгоградского отделения Союза композиторов СССР. А первоначально всех самодеятельных композиторов города и области объединяла композиторская секция при областном Доме народного творчества. Песни о родном городе самодеятельных сталинградских и волгоградских композиторов представлены в различных сборниках, среди которых - «Величальная моему городу» [4], «Мелодии моих земляков» [5], составленные волгоградским энтузиастом-исследователем

B. Мадяновым. Песни о Царицыне - Сталинграде -Волгограде профессиональных волгоградских композиторов опубликованы в сборниках «Вечный огонь» [6], «Песни и хоры волгоградских композиторов» [7], «На семи ветрах» [8] и др. Это песни В. Семенова «Город славы» (сл. В. Крысова), «Песня о Волгограде» (сл. В. Костина); «Я живу в Волгограде» (муз. Л. Бурова, сл. А. Красильни-кова); песни А. Климова «Царицын» (сл. В. Овчин-цева), «Вальс в Сталинграде», «Сталинградцы» (сл. Т. Павловой), «Город мой», «Волжские зори» (сл. М. Агашиной); «Вальс Победы» (муз. П. Морозова, сл. В. Овчинцева); «Мой Волгоград» (муз. Ю. Баранова, сл. Ф. Косицыной) и др.

С распадом СССР в 1991 году заканчивается история сложного и неоднозначного явления массовой музыкальной культуры - советской песни, несомненно представленной выдающимися образцами творчества блистательных мастеров-создателей и исполнителей. В меняющемся государстве, по уже знакомым нам законам культурной революции начала века - отрицания традиций жанра, новая песня пошла по пути примитивизации и многообразия творческих стилей. В условиях формирования коммерческой песенной индустрии (шоу-бизнеса) созданные по канонам социалистического реализма песни трансформируются в хиты, шлягеры, композиции. Отмечается количественный прирост низинных образцов песнетворчества в связи с малообразованностью сочинителей, вседозволенностью, доступностью технических средств и мн. др. Если в советский период абсолютно господствовали песни профессиональных композиторов, преимущественно членов Союза композиторов СССР, то, начиная с 1980-х, эта иерархия была попрана. Композиторами, без деления на профессиональных и самодеятельных, стали считаться все

сочинители без исключения. Популярность - вот главный ценностный критерий.

Отметим, что современные прочтения темы «Царицын - Сталинград - Волгоград» в пространстве безусловного господства массовой музыкальной культуры стилистически контрастируют с традиционными песенными образцами. Композиция В. Патрика «V. О. Ь. О. О. О. Я. А. Б» становится неофициальным гимном города в год празднования 420-летия со дня его образования; другое не менее известное сочинение автора «Сталинград. Февраль 43-го» звучит в финале грандиозного международного байкерского фестиваля в Волгограде, посвященного 70-летию победы в Сталинградской битве. Среди многочисленных авторских песен популярна песня А. Ро -зенбаума «Мамаев курган». Песня В. Исаева на слова В. Овчинцева «Вальс Победы» в исполнении волгоградской группы «Династия» известна в различных городах России. Песню «Мира тебе, Волгоград!» (сл. К. Губина) автор музыки и исполнитель С. Павлиашвили посвятил деду, погибше -му под Сталинградом.

Итак, представленная панорама песен на тему «Царицын - Сталинград - Волгоград» включает как наиболее широко известные, так и полузабытые образцы, безусловно представляющие историческую ценность в отечественной массовой музыкальной культуре. Под влиянием идеологических и цивилизационных преобразований песня эволюционировала - от хоровой массовой времен Гражданской и Второй мировой, сольной лирической послевоенной, советской эстрадной - до современных композиций постсоветского периода. Репрезентативная выборка

образцов песен на обозначенную тему (как известных, так и впервые включаемых в научный оборот) вошла в хрестоматию «Песенная культура России. Царицын - Сталинград - Волгоград» [9].

Песенная селекция во времени продолжается. И как бы далеко не ушла в своем развитии массовая музыкальная культура, патриотическая песня, как в традиционных, так и в современных формах, менее других жанровых модификаций подвергшаяся различным видоизменениям, в качестве конструктивного механизма эволюции остается централизующим стержнем в отечественной песенной культуре.

Литература

1. Бирюков Ю. Здесь насмерть стояли. Сталинградская и Курская битва в песнях. Москва, 2003.С. 66-82, 194, 214.

2. Лебедев П. Песни Сталинградской битвы. Москва, 1985.

3. Цитируется по: электронный ресурс http:// www.sovmusic.ru/rn/naleteli

4. Величальная моему городу. Сост. В. Мадя-нов. Волгоград, 1991.

5. Мелодии моих земляков. Сост. В. Мадянов. Волгоград, 1992.

6. Вечный огонь. Сост. Н. Бурова. Волгоград, 1994. С. 20-27, 50, 100-105.

7. Песни и хоры волгоградских композиторов. Волгоград, 2000. С. 6, 26-27, 64-66.

8. Климов А. На семи ветрах: песни на стихи российских поэтов. Волгоград, 2003. С. 10-12,17.

9. Песенная культура России. Царицын-Сталинград-Волгоград. Хрестоматия. Сост. О. Ильичева. Волгоград, 2014.

O. S. ILICHEVА. SONGS ABOUT TSARITSYN-STALINGRAD-VOLGOGRAD IN DOMESTIC MASS MUSICAL CULTURE

The article presents a brief overview of the transformation song samples about Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd in domestic mass musical culture of the twentieth century in the light of the historical and ideological transformations. Keywords: Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd, patriotic songs, patriotic mass musical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.