14. Wechsler S.M., de Souza D. The scenario of gifted education in Brazil. In Wechsler & Fleith, Cogent Education. 2017. Vol. 4. Iss.1. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/ 2331186X.2017.1332812?cookieSet=1 (data obrashhenija 20.06.2024).
15. Wjuniski B.S. What happened in 1971? Brazilian Educational Policies and its Consequences. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/313057481_What_happened_in_1971_ Bra-zilian_Educational_Policies_and_its_Consequences (data obrashhenija 20.06.2024).
16. Yamin T. S. and McCluskey K. W. Exploring Possible Global, School-Based Partnerships in Gifted Education // International Journal for Talent Development and Creativity. 2021. Vol.9. #1-2. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://id.erudit.org/iderudit/1091466ar (data obrashhenija 20.06.2024).
УДК 387+784.1 EDN ZYKVKW
Э.Ш. Галиуллина
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ХОРА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Статья посвящена анализу отечественной хоровой музыки на основе фольклора народов России. Выявлены нотные сборники с редкими образцами хоровой обработки народной песни Поволжья, Кавказа, Севера, Сибири. Представлены имена композиторов, хоровое творчество которых не освещено в научной литературе: В.Г. Шафранников, М.О. Грачев, Н.С. Карлин, Г.В. Вдовин, Н.М. Греховодов. Рассмотрены источники по хоровой музыке композиторов Поволжья: татар, мари, удмуртов, чувашей, мордвы. Выявлены пути решения проблемы нехватки нотных пособий по хоровому репертуару. В целом, в работе проблема введения песенного фольклора народов России в репертуар учебного хора вуза культуры рассматривается в контексте профессионального воспитания будущего учителя музыки, хормейстера, как часть образовательной программы.
Ключевые слова: народная песня, народы России, смешанный хор, современная музыка
Для цитирования: Галиуллина Э.Ш. Песенный фольклор народов России в репертуаре студенческого хора как средство профессионального воспитания будущего учителя музыки / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.201-207. EDN ZYKVKW.
Elvira Sh. Galiullina FOLKLORE OF THE PEOPLES OF RUSSIA IN THE REPERTOIRE OF THE STUDENT CHOIR AS A MEANS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE MUSIC TEACHER
The article is devoted to the analysis of domestic choral music based on the folklore of the peoples of Russia. Music collections with rare examples of choral arrangements of folk songs from the Volga region, Caucasus, North, and Siberia are identified. The names of composers whose choral works are not covered in scientific literature are presented: V.G. Shafrannikov, M.O. Grachev, N.S. Karlin, G.V. Vdovin and N.M. Grekhodov. Sources on choral music by composers from the Volga region - Tatars, Mari, Udmurts, Chuvash and Mordvin are considered. Ways to solve the problem of lack of music aids for choral repertoire are identified. Overall, the work addresses the issue of incorporating song folklore from Russia's peoples into the repertoires of university cultural choirs in the context of future music teachers, choirmasters' professional training as part of an educational program.
Keywords: folk song, peoples of Russia, mixed choir, contemporary music
For citation: Galiullina E.Sh. Folklore of the peoples of Russia in the repertoire of the student choir as a means of professional education of a future music teacher // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.201-207. EDN ZYKVKW.
Введение
Профессиональное воспитание будущего учителя музыки в процессе занятий студенческого хора вуза культуры — это сложная комплексная работа главного хормейстера в интеграции со всеми дисциплинами учебной программы. Современные подходы и требования к профессиональной подготовке учителей музыки имеют несколько аспектов, кроме собственно специализированных, — это морально-нравственное, духовное воспитание, привитие профессиональной культуры. Важным моментом при формировании репертуара студенческого хора является включение
песенного фольклора России в композиторской обработке. Знакомство с народной музыкой нашей страны является обязательным компонентом образовательной программы. В многонациональном регионе Поволжья это особенно важно для качественной педагогической и концертно-исполнительской деятельности.
Расширение диапазона освоения национальных музыкальных культур востребовано по многим причинам. Во-первых, вокально-хоровое обучение на примере народных песен всегда дает возможность повысить исполнительский профессионализм коллектива за
счет навыков исполнения подголосочной, метро-ритмически и ладово разнообразной музыки. Во-вторых, это знакомство с традиционным фольклором народов России, его жанрами и музыкальными особенностями. Исполнение на разных языках также является определенной профессиональной задачей для хора. Общекультурное развитие при знакомстве с музыкальной культурой разных народов, несомненно, важный воспитательный компонент в образовании для будущего учителя музыки. В современных школах нередко встречаются многонациональные классы, поэтому знание песен разных народов позволит быть подготовленным к музыкально-интонационной работе с учениками.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня недостаточно репертуарных и учебно-методических пособий по хоровому классу на материале музыкального фольклора народов России. Целью нашей статьи является - провести предварительный анализ вокально-хорового творчества композиторов России ХХ-ХХ1 вв. Выявление наиболее ярких музыкальных произведений в жанре обработки народной песни для смешанного хора позволит сформировать концертный репертуар студенческого хора для освоения музыкальной культуры нашей страны.
Материалы и методы
В рамках данного исследования были проанализированы научные работы по теме хорового творчества современных композиторов России; сайт Союза композиторов России; материалы конкурсов композиторов и нотные сборники ХХ-ХХ1 вв. Все найденные описания обработок народной песни для смешанного хора были рассмотрены на предмет наличия нотных текстов, их уровня сложности для репертуара студенческого хора.
Литературный обзор
Понятие «профессиональное воспитание» студента в общих теоретических аспектах рассмотрено в работе Ж.В. Тома [11, с. 13], который представляет разные версии понимания этого термина. Мы согласимся с автором, что «профессиональное воспитание» имеет процессуальный и комплексный характер, так как сочетает специализированный, моральный, нравственный, социокультурный компоненты. В контексте нашей темы профессиональное воспитание будущего учителя музыки включает в себя получение широких знаний в области вокально-хоровой культуры нашей страны, истории и
фольклора народов России; овладение хоровым репертуаром на материале народной песни разных регионов.
Наибольшее количество доступных хоровых партитур на основе фольклорного материала - это обработки русских народных песен, которые являются основой репертуара в любом учебном хоре. Разнообразие жанровых примеров из разных областей представлено в творчестве самых талантливых российских композиторов и хормейстеров. Е.В. Гаврилова исследует русский фольклор в репертуаре учебного хора Орловского государственного института культуры и верно подмечает, что «русская народная песня как школа обучения всем вокально-хоровым навыкам учащихся не имеет себе равных» [5, с. 323]. Среди актуальных вокальных хрестоматий по песенному фольклору хотим выделить издание Казанского государственного института культуры 2023 года - «Наша Родина - Россия». Этот сборник содержит более 70 уникальных напевов со всей страны, которые могут стать основой для композиторских обработок народных песен [10].
Е.В. Гаврилова отмечает, что обработки русских народных песен А. Лядова, Н. Римско-го-Корсакова, А. Кастальского, А. Свешникова, Г. Соколова, Г. Свиридова, В. Калистратова, Ф. Рубцова, В. Гаврилина обладают высокохудожественными свойствами для воспитания молодых музыкантов в учебном хоре [5, с. 323]. Среди современных молодых композиторов она выделяет обработки русских песен Сергея Екимова: «Ты река ль, моя реченька», «На горе-то калина», «Тонкая рябина» - для женского хора, «Ах вы сени, мои сени» - для смешанного состава [5, с. 324].
Отдельной темой исследования может стать хоровое творчество А.А. Юрлова (19271973), значительно обогатившего хоровой репертуар народной музыкой России, Германии, Франции [7, с. 133]. В других статьях упоминаются композиторы, которые создали хоровые обработки народных песен разных регионов России:
- 90 вятских песен в обработке В. С. Гребёнкина [9, с. 77];
- 10 чувашских народных песен в обработке для хора А.А. Егорова (1887-1959) [3, с. 10];
- татарские народные песни в обработке М.А. Музафарова [13], А.С. Ключарева, З. В. Хабибуллина, Дж. Х. Файзи [17];
- мордовские народные песни в обработке Г.В. Вдовина [12];
- марийский фольклор в хоровом творчестве И.С. Палантая, Н.А. Сидушкина, Я.А. Эшпая [6; 13; 14];
- крымско-татарские народные песни для смешанного хора композиторов Асана Рефатова, Ягьи Шерфединова, Ильяса Бахшыша, Эдема Налбантова, Наримана Велишаева [16, с. 87-90];
В Северной Осетии работали такие композиторы, как П. Мамулов [1, с. 18], Ш. Чалаев, А. Бериев, А. Ачеев, А. Дауров и Д. Хаханов [2, с. 28-30].
Необходимо выделить многолетнюю традицию конкурса композиторов на создание произведений для хора в рамках Хорового фестиваля «Молодая классика», номинацию «Хоровые обработки народных песен (региона, представляемого автором)». По итогам конкурса издается нотный сборник хоровой музыки лауреатов, что вносит небольшой вклад в решение проблемы нехватки фольклорных нотных изданий для хора.
Результаты
На основе анализа источников можно выделить музыку отдельных композиторов и хормейстеров, посвятивших свое творчество хоровой обработке народной песни в разных регионах России. Историческая особенность состоит в том, что хоровые обработки народных песен национальных республик делали не только «этнические» композиторы соответствующего народа, но и многие отечественные профессиональные композиторы проявляли интерес к фольклорному мелосу.
Виктор Георгиевич Шафранников (19081977) - композитор, народный артист Каракалпакской АССР, выпускник Московской консерватории по классу композиции профессора А. Александрова. Многие годы творческой работы он посвятил двум республикам -Каракалпакской и Коми. Он стал автором академических сборников каракалпакских народных песен и обработок народных песен коми для хора. Об этом композиторе с благодарностью помнят в Каракалпакском государственном академическом музыкальном театре имени Бердаха, на сайте которого есть небольшая заметка о композиторе. В Республике Коми нам не удалось обнаружить много информации о его творчестве.
Михаил Оскарович Грачев (1911-1988) -композитор, заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР. В 1939 году окончил класс композиции Московской консерватории у Б.С. Шехтера. Особое место в его творчестве занимает калмыкский песенный фольклор - это
обработки для хора, циклы 25 калмыцких песен (1961), 11 калмыцких песен (1964) и кантата «Калмыцкие песни» (сл. народные, 1968). Уникальные хоровые обработки фольклора многих народов России есть в его авторском сборнике «Хоры без сопровождения» и в серии «Голос Родины моей» - это удэгейская, бурятская, тувинская, чукотская, нанайская, эскимосская песни.
Песенный фольклор народов Поволжья в ХХ веке собирали и обрабатывали не только региональные музыканты, но композиторы всесоюзного уровня.
Л.И. Бушуева осветила историю феномена обработки чувашского музыкального фольклора в творчестве отечественных композиторов ХХ-ХХ1 вв., поэтому при подготовке репертуара студенческого хора можно опираться на ее аналитические обзоры. Среди первых композиторов Чувашии, сочинявших в этом направлении, она выделяет хоровые обработки С.М. Максимова и Ф.П. Павлова, В.П. Воробьева, Ф.С. Васильева, Л.В. Чекушкиной и др. [4, с. 10-16].
Чувашский композитор Николай Сергеевич Карлин (02.10.1946 - 22.06.2017), поэт-песенник, композитор, хормейстер и художественный руководитель народных хоров «Пикесем» и позже — «Асамат». Изданы обработки чувашских народных песен для хора [8].
Советский композитор и хормейстер А.А. Егоров (1887-1959), профессор Петербургской (Ленинградской) консерватории создал десять чувашских хоровых миниатюр в период с 1934 по 1940-е годы: «Линкка-линкка», «Журчит, журчит», «Кукушка», «Колхозные поля», «Мамина дочка», «Посреди темного леса», «Тонкая талия», «Как пригреет весеннее солнышко», «Много народу на посиделках», «На моих ногах нет галош», «Уж ветер кружится», которые вошли в репертуар хоровых коллективов [3, с. 10].
Песенный фольклор народов Мордовии и Марий Эл занимает особое место в творчестве композитора Гавриила Георгиевича Вдовина (1940-2010), который написал вокальные циклы «Песни родного края» и «Из мордовской народной поэз ии» и хоровой цикл «Три обработки марийских свадебных песен» для смешанного хора [12, с. 14-15].
Георгий Иванович Сураев-Королёв (19222000) создал обработки мордовских народных песен «На опушке леса», «Батюшка тебя ищет», вариации на тему эрзянской народной песни «Где ты, утка, днюешь-ночуешь?». Дру-
гой знаменитый композитор этой республики - Николай Иванович Бояркин (род. 1947 г.) -сочинил более 70 обработок мордовских, финских, карельских, коми народных песен для хора.
В Марий Эл хоровые обработки песенного фольклора занимают заметное место в творчестве нескольких композиторов - Я.А. Эшпая, Н.А. Сидушкина, К.А. Смирнова и А.И. Искан-дарова [6, с. 59]. Ю.Ю. Цыкина отмечает особую роль Марийской хоровой капеллы и ее руководителя в продвижении фольклора в хоровом искусстве: «За период с 1933 по 1939 гг. в репертуаре капеллы было около 200 произведений, среди которых основное место занимали произведения советских композиторов, марийские народные песни (48), песни народов СССР (28), русские народные песни (18)» [14, с. 195]. Среди марийских народных песен, вошедших в классический хоровой репертуар республики, можно выделить: «На плетень», «Воды текут» (И.С. Палантай), «Ранней зарёй», «Ветер-ветерок», «Утреннее солнце», «Летний день» (Н.А. Сидушкин) [15, с. 49; 240].
Обработки татарских народных песен для смешанного хора есть в творческом наследии многих татарских композиторов XX-XXI вв. В первую очередь написанные для Ансамбля песни и пляски ТАССР в 1937-1941 гг. - это песни «Салкын чишмэ» (Холодный родник), «Эрбет», «Эллуки», «Яз да була» (Будет весна), «Яна бистэ» (Новая улица), «Авыл кее» (Деревенский напев), «Сибелэ чэчэк» (Цветы осыпаются) в обработке М. А. Музафарова (19021966) [13, с.136-141].
Песни «Тэфтилэу», «Эллуки», «Дем-дем», «Каръят батыр», «Гелж;амал», «Иске кара урман» (Старый напев темного леса), «Пар ат» (Пара лошадей) зазвучали многоголосно благодаря композитору А. С. Ключареву (1906-1972) [17, с. 213-214]. Среди композиторов второй половины XX века музыковеды выделяют хоровое творчество композиторов - З. Хабибуллина, Дж. Файзи, Р. Г. Губайдуллина, Ш. Шарифуллина, Р. Еникеева, Р. Яхина [17, с. 217].
Николай Максимович Греховодов (19031971), профессиональный композитор, фольклорист, посвятивший музыкальной культуре и образованию Удмуртии многие годы жизни. В 1938 году он переехал из Ленинграда и начал работать в Государственном архиве Удмуртской Республики старшим научным сотрудником по музыкальному фольклору. В 1972 году в издательстве «Советский компо-
зитор» был издан его сборник хоровых обработок удмуртских народных песен: «На березке без забот»; «Речка, речка вдаль течет»; «По улице»; «Собираю ль чернику в лесах»; «Лет до ста будет»; «Мерзлый горох»; «Возле рощи»; «Улетел из родимых лесов»; «Песенка Тюливит»; «Хозяюшки дорогие»; «Ой, нынче ночка темна»; «Колокольцы звенят».
Обсуждение
Мы проанализировали доступные источники - нотные библиотеки, каталог РГБ (Российская государственная библиотека), Госкаталог (goskatalog.ru) и другие - на наличие обработок народных песен для смешанного хора на материале музыкального фольклора народов России.
Нотный архив Бориса Тараканова (notes.tarakanov.net) представляет возможность ознакомиться с русскими народными песнями в обработке композиторов А. Свешникова, Я. Дубравина, С. Екимова, А. Петрова, В. Калистратова, А. Гречанинова, И. Стравинского, Ф. Рубцова, В. Соколова. Среди найденных сборников отметим: «Репертуар школьных хоров», «Библиотека хормейстера», «Поет хор», «Песни Поволжья», «Песни над Волгой»; «Народные песни в обработке для смешанного хора А. Егорова»; «Народные песни в обработке Н. Кутузова»; «Песни народов СССР в обработке Вл. Соколова»; «Тебе пою, Россия», «Между Волгой и Уралом» - в них представлены песни разных народов России в переводе на русский язык.
Издания относятся к советскому периоду, когда практически большинство народных песен печаталось в переводе, так как предназначалось для массового хорового исполнения по всей стране. Также нами были найдены электронные источники, в которых есть хоровые обработки песенного фольклора народов, проживающих в России: русских, якутов, поморов, вепсов, финнов, татар, башкир, мордвы, удмуртов, чувашей, мари, крымских татар, осетин, адыгов, аварцев, черкесов, калмыков, коми, удэгеев, чукчей, нанайцев, эвенков, эскимосов, ульчи, бурят. В региональных библиотеках, вероятно, есть бумажные экземпляры нотных сборников, доступные только в бумажном формате.
Заключение
Включение в репертуар студенческого хора обработок народной песни России позволяет решить сразу несколько целей профессионального обучения: расширение исполнительских навыков; музыкально-слуховое развитие за счет освоения разных интонацион-
но-ладовых моделей; навык преодоления метро-ритмических сложностей, которые характерны для песенного фольклора. Исполнение народной песни в современной культурной ситуации имеет важность для решения задач государственной культурной политики. Оно привлекает внимание к национальным традициям народов России, способствует трансляции и продвижению лучших образцов песенной культуры.
На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что творчество многих отечественных композиторов, занимавшихся обработкой и переложением народных песен,
практически не изучено. Нет основательных научных работ о В.Г. Шафранникове, М.О. Грачеве, Н.С. Карлине, Г.В. Вдовине, Н.М. Грехово-дове. Это ставит перед будущими исследованиями важную задачу - привлечь внимание музыковедов к данной теме, собрать рукописи и архивные материалы творчества хоровых композиторов регионов России, подготовить их к публикации. Для этой масштабной научной работы необходима интеграция с вузами культуры России для совместной проектной деятельности в области народной художественной культуры по направлению музыкальный фольклор и хоровое искусство.
Литература
1. Батагова Т. Композиторский фольклоризм как фактор развития музыкального профессионализма в Северной Осетии 1920-1930-х годов / Т. Батагова // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2016. - № 4(25). - С. 17-21. - EDN XWUPYP.
2. Батагова Т. Э. Музыкальный фольклор в творчестве композиторов Северного Кавказа. На примере хоровых сочинений 1960-1970-х годов / Т. Э. Батагова // Музыкальный фольклор народов России : Материалы научно-практической конференции, Москва, 25-26 марта 2021 года. - Москва: Московский государственный институт культуры, 2021. - С. 26-31. - EDN KBOZGB.
3. Бушуева Л. И. Композитор А. А. Егоров в истории музыкальной культуры Чувашии / Л. И. Бушуева // Этническая культура. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 8-14. - DOI 10.31483/r-103771.
4. Бушуева Л. И. Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Бушуева Любовь Ивановна. - Казань, 2008. - 23 с.
5. Гаврилова Е. В. Обработки русских народных песен в репертуаре учебного хорового коллектива вуза / Е. В. Гаврилова // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции, Орёл, 24-28 марта 2014 года. - Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2014. - С. 322-325. - EDN SYOELX.
6. Герасимов О. М. Современные формы бытования музыкального фольклора мари / О. М. Герасимов / / Музыка. Искусство, наука, практика. - 2017. - № 4(20). - С. 57-63. - EDN YVFHCC.
7. Дворочук К. М. Обработки народных песен А. А. Юрлова в репертуаре хора юношей хорового училища имени А. В. Свешникова / К. М. Дворочук / / Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, Тамбов, 16 февраля 2018 года. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2018. - С. 133-147. - EDN VQEFDN.
8. Карлин, Н. С. Илемлетнё чаваш халах юррисем / Николай Карлин. - [Хоровая партитура]. -Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1996. - 63 с.
9. Кренева Л. Н. Обработки русских народных песен для смешанного хора a cappella В. С. Гребёнкина: традиции и новации / Л. Н. Кренева // Студенческая наука Казанской консерватории - 2023 : Сборник тезисов, Казань, 12-27 апреля 2023 года. - Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2023. - С. 77-78. - EDN PSEHYE.
10. Наша Родина - Россия: Хрестоматия. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2023. - 155 с. - ISBN 978-5-9960-0251-1. - EDN KAJSMP.
11. Тома Ж. В. Анализ подходов к определению понятия "профессиональное воспитание" / Ж. В. Тома // Проектирование. Опыт. Результат. - 2021. - № 1. - С. 10-13. - EDN ICYOZH.
12. Трегулова Н. П. Проблема стиля хоровых обработок народных песен Г. Г. Вдовина / Н. П. Трегулова // Финно-угорский мир. - 2014. - № 2(19). - С. 14-15. - EDN SZUEWZ.
13. Тухватуллина Н. Х. Хоровое творчество М. А. Музафарова / Н. Х. Тухватуллина // Мансур Музафаров : Сборник научных статей / Сост., общ. редакция Д.Ф. Хайрутдиновой. - Казань : Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2022. - С. 134-146. - EDN CCGXDW.
14. Цыкина Ю. Ю. Исполнительские коллективы Марийской АССР в 1930-е гг. Как фактор формирования профессионального музыкального искусства / Ю. Ю. Цыкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 5-2(31). - С. 193-196. - EDN PYEZSD.
15. Цыкина Ю. Ю. Становление и развитие марийской музыкальной культуры в советский период: 1917-1985 гг I Ю. Ю. Цыкина. - Казань : РИЦ Школа, 2024. - 312 с. - EDN OJRDCO.
16. Чергеев A. A. Особенности современной хоровой обработки крымскотатарской народной песни I A. A. Чергеев II Крымскотатарский песенный фольклор: традиции и современность : Сборник научных трудов I Науч. редактор В.И. Гуменюк. - Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «^риал», 2021. - С. 85-93. - EDN SECJXY.
17. Шарипова Р. М. Обработки татарских народных песен для хора I Р. М. Шарипова II IV Чтения памяти С.В. Смоленского : Материалы Международной научной конференции. К 170-летию со дня рождения, Казань, 24-26 октября 2018 года. - Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2019. - С. 210-218. - EDN APLFYB.
References
1. Batagova T. Kompozitorskij fol'klorizm kak faktor razvitija muzykal'nogo professionalizma v Severnoj Osetii 1920-1930-h godov / T. Batagova // Juzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. - 2016. - № 4(25). - S. 1721.
2. Batagova T. Je. Muzykal'nyj fol'klor v tvorchestve kompozitorov Severnogo Kavkaza. Na primere ho-rovyh sochinenij 1960-1970-h godov / T. Je. Batagova // Muzykal'nyj fol'klor narodov Rossii : Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 25-26 marta 2021 goda. - Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2021. - S. 26-31.
3. Bushueva L. I. Kompozitor A. A. Egorov v istorii muzykal'noj kul'tury Chuvashii / L. I. Bushueva // Jet-nicheskaja kul'tura. - 2022. - T. 4, № 4. - S. 8-14. - DOI 10.31483/r-103771.
4. Bushueva L. I. Fenomen obrabotki chuvashskoj narodnoj pesni v tvorchestve kompozitorov: k probleme kompozitorskogo fol'klorizma : avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedenija : 17.00.02 / Bushueva Ljubov' Ivanovna. - Kazan', 2008. - 23 s.
5. Gavrilova E. V. Obrabotki russkih narodnyh pesen v repertuare uchebnogo horovogo kollektiva vuza / E. V. Gavrilova / / Formirovanie regional'noj kul'turnoj politiki v kontekste modernizacii obrazovanija : Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Orjol, 24-28 marta 2014 goda. - Orjol: Orlovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2014. - S. 322-325.
6. Gerasimov O. M. Sovremennye formy bytovanija muzykal'nogo fol'klora mari / O. M. Gerasimov // Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika. - 2017. - № 4(20). - S. 57-63.
7. Dvorochuk K. M. Obrabotki narodnyh pesen A. A. Jurlova v repertuare hora junoshej horovogo uchilishha imeni A. V. Sveshnikova / K. M. Dvorochuk // Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo : Sbornik statej po materialam XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tambov, 16 fevralja 2018 goda. - Tambov: Tambovskoe oblastnoe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovanija «Tambovskij gosudarstvennyj muzykal'no-pedagogicheskij institut im. S.V.Rahmaninova», 2018. - S. 133-147.
8. Karlin, N. S. Ilemletnë chävash haläh yurrisem / Nikolaj Karlin. - [Horovaya partitura]. - CHeboksary : CHuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1996. - 63 s.
9. Kreneva L. N. Obrabotki russkih narodnyh pesen dlja smeshannogo hora a cappella V. S. Grebjonkina: tradicii i novacii / L. N. Kreneva // Studencheskaja nauka Kazanskoj konservatorii - 2023 : Sbornik tezisov, Kazan', 12-27 aprelja 2023 goda. - Kazan': Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni N.G. Zhiganova, 2023. - S. 77-78.
10. Nasha Rodina - Rossija: Hrestomatija. - Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2023. - 155 s. - ISBN 978-5-9960-0251-1. - EDN KAJSMP.
11. Toma Zh. V. Analiz podhodov k opredeleniju ponjatija "professional'noe vospitanie" / Zh. V. Toma // Proektirovanie. Opyt. Rezul'tat. - 2021. - № 1. - S. 10-13.
12. Tregulova N. P. Problema stilja horovyh obrabotok narodnyh pesen G. G. Vdovina / N. P. Tregulova // Finno-ugorskij mir. - 2014. - № 2(19). - S. 14-15.
13. Tuhvatullina N. H. Horovoe tvorchestvo M. A. Muzafarova / N. H. Tuhvatullina // Mansur Muzafarov : Sbornik nauchnyh statej / Sost., obshh. redakcija D.F. Hajrutdinovoj. - Kazan' : Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni N.G. Zhiganova, 2022. - S. 134-146.
14. Cykina Ju. Ju. Ispolnitel'skie kollektivy Marijskoj ASSR v 1930-e gg. Kak faktor formirovanija professional'nogo muzykal'nogo iskusstva / Ju. Ju. Cykina // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridiches-kie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2013. - № 5-2(31). - S. 193-196.
15. Cykina Ju. Ju. Stanovlenie i razvitie marijskoj muzykal'noj kul'tury v sovetskij period: 1917-1985 gg / Ju. Ju. Cykina. - Kazan' : RIC Shkola, 2024. - 312 s.
16. Chergeev A. A. Osobennosti sovremennoj horovoj obrabotki krymskotatarskoj narodnoj pesni / A. A. Chergeev / / Krymskotatarskij pesennyj fol'klor: tradicii i sovremennost' : Sbornik nauchnyh trudov / Nauch. redaktor V.I. Gumenjuk. - Simferopol' : Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Izdatel'stvo Tipografija «Arial», 2021. - S. 85-93.
17. Sharipova R. M. Obrabotki tatarskih narodnyh pesen dlja hora / R. M. Sharipova // IV Chtenija pamjati S.V. Smolenskogo : Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. K 170-letiju so dnja rozhdenija, Kazan', 24-
26 oktjabrja 2018 goda. - Kazan': Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni N.G. Zhiganova, 2019. - S. 210-218.
УДК 372.3/.4 EDN KDYDYY
С.Ю. Мишустина
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К МИРУ ПРОФЕССИЙ
В статье представлены разные методы и приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру профессий. Раскрыто содержание методов и приемов, подробно описаны подходы процесса приобщения к миру профессий в дошкольном образовательном учреждении. Практическая реализация процесса приобщения детей к миру профессий раскрывается посредством метода проектов, проблемных ситуаций.
Ключевые слова: профессии, мир профессий, методы, приемы, подходы в реализации процесса приобщения к миру профессий, метод проектов, метод проблемного обучения
Для цитирования: Мишустина С.Ю. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру профессий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.207-211. EDN KDYDYY.
Svetlana Y. Mishustina INTRODUCING SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO THE WORLD OF PROFESSIONS
The article presents various methods and techniques for introducing senior preschool children to the world of professions. The content of the methods and techniques is disclosed, approaches to the process of introducing to the world of professions in a preschool educational institution are described in detail. The practical implementation of the process of introducing children to the world of professions is revealed through the method of projects, problem situations.
Keywords: Professions, world of professions, methods, techniques, approaches to the implementation of the process of introducing to the world of professions, project method, problem-based learning method
For citation: Mishustina S.Y. Introducing senior preschool children to the world of professions / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.207-211. EDN KDYDYY.
Введение
Актуальность проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру профессий обусловлена тем, что современное общество определяет социальный заказ на выпускника дошкольного учреждения, указывает на необходимость овладения им универсальными способностями, умениями получать и обобщать полученные знания о мире профессий [6]. В нормативно-правовых документах (Законе Российской Федерации «Об Образовании», в «Концепции дошкольного воспитания», ФОП ДО и других) указано, что ознакомление детей с трудом взрослых расширяет осведомленность и кругозор дошкольника, способствует формированию положительного отношения к человеку труда, элементарного опыта в трудовой деятельности, ранней профориентации. Кроме того, нормативно-правовым основанием в решении этой проблемы стала «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования». «Ключевой идеей, которой является необходимость вхождения в мир профессий на всех ступенях образования, начиная от
дошкольной ступени (где должно происходить формирование элементарных представлений о мире профессий и профессиональной деятельности человека труда), что повлияет на его дальнейшую жизнь» [2, с. 11].
На современном этапе развития общества реализуются идеи вхождения ребенка в мир профессий, предоставления дошкольнику возможности испробовать свои силы в деятельности человека труда.
Цель исследования: проанализировать, обобщить и транслировать в педагогическое сообщество успешные методы и приемы приобщения детей к миру профессий.
Материалы и методы
В процессе исследования использовались теоретический анализ литературы, анализ и обобщение эмпирического опыта рассматриваемой проблемы, метод проектов, конкурсы, вопросы-ответы и так далее.
Прежде чем раскрыть методы и приемы приобщения к миру профессий, мы изучили такие показатели включенности и приобщения, как эмоциональность, осознанность, устойчивость интереса, активность, глубина, многосторонность и избирательность инте-