Научная статья на тему 'Песенная культура хори-бурят: историографический аспект'

Песенная культура хори-бурят: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
566
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / CULTURE / SONG CULTURE / CLASSIFICATION / TRADITIONS / FOLK SONGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дарижапова Оюна Шираповна

Представлены исследования ученых-этнографов, фольклористов о песенной культуре бурятского народа, в частности, хори-бурят, начиная с конца XIX в. и до наших дней. Дан анализ научных трудов, связанных с изучением песенной культуры хори-бурят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Song Culture of Khory-buryat: Historical Aspect Research

The article deals with the ethnographic research of Buryat song culture, specifically Khory Buryat folk music from the late XIX-th. century till the present days. The scientific work considering song culture of Khory Buryat is being analyzed

Текст научной работы на тему «Песенная культура хори-бурят: историографический аспект»

Культурология

Представлены исследования ученых-этногра-фов, фольклористов о песенной культуре бурятского народа, в частности, хори-бурят, начиная с конца XIX в. и до наших дней. Дан анализ научных трудов, связанных с изучением песенной культуры хори-бурят

УДК 398.8 + 780

Дарижапова Оюна Шираповна

Oyuna Darizhapova

ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА ХОРИ-БУРЯТ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

SONG CULTURE OF KHORY-BURYAT:

HISTORICAL ASPECT RESEARCH

The article deals with the ethnographic research of Buryat song culture, specifically Khory Buryat folk music from the late XIX-th. century till the present days. The scientific work considering song culture of Khory Buryat is being analyzed

Ключевые слова: культура, песенная культура, жан- Key words: Culture, song culture, classification, traditions, ровая классификация, традиция, народные песни folk songs

Богатая и самобытная песенная культура бурят издавна привлекала внимание русских и иностранных путешественников, ученых-этнографов, фольклористов. Впервые интерес к бурятской песенной культуре проявился в XVIII в. в трудах и записках русских и зарубежных путешественников, уче-ных-востоковедов. Сведения о бурятской культуре в них имеют фрагментарный характер, что в известной степени обусловливает сложность изучения бурятской песенной культуры того времени. Однако заслугой ученых были первые публикации бурятских фольклорных мелодий. Первые одиночные и порою случайные записи народных песен относятся к первой половине XVIII в. Они связаны с интенсивным изучением сибирского края, начатым в эпоху Петра I.

Так, в 1720 г. по указу Петра I для освоения Сибирского и Дальневосточного краев бы-

ли снаряжены научные экспедиции. В 1733 г. -«Великая Северная» или «вторая Камчатская» под руководством В. Беринга. В Забайкалье, в частности, в Агинских степях, бывал И.Г. Гме-лин. Известно, что первая нотная запись бурятской народной песни сделана И.Г. Гмели-ным в 1741 г. и опубликована в его четырехтомном труде «Путешествие через Сибирь [2; С. 7].

Для выяснения истории собирания и изучения бурятских песен и быта, обычаев, духовной культуры и в целом искусства бурят XVIII в. большую ценность представляет сочинение М. Татаринова «Описание о братских татарах, сочиненное штурманом морского корабельного флота Михаилом Татариновым», в 1765 г. По мнению историка и монголоведа Г.Н. Румянцева, сочинение М. Татаринова является ценным дополнением к трудам ученых-путешественников XVIII в. [5; С.10].

Попытки классифицировать и систематизировать народные песни начались только в конце XIX в. Первым исследованием в этом направлении явилась работа А.М. Позднеева «Образцы народной литературы монгольских племен», изданная в Санкт-Петербурге в 1880 г. В нем были напечатаны 85 образцов песенной лирики монгольских народов. Труд А.М. Позднеева - это первое исследование песен как самостоятельного жанра. Ученый дает жанровую и тематическую классификацию. Каждый раздел автор начинает с краткого очерка о его истории и условиях жизни, на материале которого показывает формирование черт национального характера [6; С. 12]. По мнению А.М. Позднеева, у бурят весьма много бытовых песен: о родителях, родине, любви и т.д. В целом, характерной чертой устного народного творчества всех монгольских племен А.М. Позднеев называет «созерцательное направление, присущее духу монгола», одинокая жизнь которого в степном раздолье зарождала мысль такую же широкую, как сама эта степь» [4; С. 12].

Принципиально новое отношение к собиранию и изучению песенной культуры бурят начинается в советское время. В 20-х гг. в Бурятии проходило первое совещание по культурно-национальному строительству, обратившее особое внимание на развитие музыкального искусства бурятского народа. Отдельные энтузиасты выезжали в районы в целях изучения бытования песен и собирания их образцов. Довольно деятельное участие принял искусствовед Б.П. Сальмонт. Он выезжал в отдаленные районы Бурятской Республики, знакомился с песенной культурой бурят. Свои наблюдения и суждения о песенной культуре бурятского народа он изложил в статье «Народная песенная культура бурят-монголов». В 1926-1929 гг. под руководством Б.П. Сальмон-та в республике работала «Музыкальноинструментальная передвижка Главполитпросвета Наркомпроса РСФСР». Б.П. Саль-монт уделил внимание процессу возникновения и исчезновения песен. Он с сожалением

указывает на то, что «старинные бурятские песни, не будучи зафиксированными на письме, уходят от нас бесследно, как уходят из этого мира их творцы и певцы, унося с собою своё духовное богатство» [6; С. 17]. Его нотные записи 229 бурятских, русских, монгольских, китайских и татарских песен хранятся в отделе памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ОППВ ИМБиТ СО РАН).

В 30-40-х гг. ХХ в. в развитии бурятской культуры большую роль сыграли русские композиторы М. Фролов, Р. Глиэр, С. Ряузов, Л. Книппер, П. Берлинский, В. Морошкин, внесшие неоценимый вклад в историю бурятской профессиональной музыки. Их заслугой являются записи (нотировки) бурятских народных песен, которые хранятся в ОППВ ИМБиТ СО РАН. Ряд народных мелодий записали в 30-е гг. Р.М. Глиэр, посетивший в 1934 г. Верхне-удинск, и М.Н. Фролов в период работы над первой бурятской оперой «Энхэ-Булат-Батор». В последующие годы государственный институт языка и литературы (ГИЯЛИ) Бурятской АССР, институт СО АН СССР снаряжали многочисленные экспедиции, в результате которых было собрано значительное количество народных песен. Особое место принадлежит талантливому русскому композитору, дирижеру, пианисту, педагогу и музыковеду П.М. Берлинскому. В 1930-1934 гг. он возглавил три фольклорные экспедиции, организованные сектором искусств Бурят-Монгольского научноисследовательского института культур в Хо-ринский и Селенгинский районы Бурятии, Аларский и Боханский районы Иркутской области и Агинский автономный округ Читинской области. Материалы этих экспедиций свидетельствуют о высоком уровне профессионализма, чутком и бережном отношении к традиционной культуре бурят. В рукописном сборнике П.М. Берлинского собраны нотировки 172 бурятских народных песен. Кроме того, им написан труд «Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-хурчи» о знаменитом монголь-

ском певце и сказителе [4; С. 6].

Также большую роль в собирании песенного фольклора сыграли бурятские композиторы Б. Башкуев, Б. Ямпилов, Д. Аюшеев. Ж. Батуев. Однако записи бурятских народных песен, включенные в сборники, предназначались для использования в композиторском творчестве в качестве интонационного источника.

В 1946-1947 гг. с целью оказания творческой помощи местным молодым музыкантам записи народных песен предприняли московские композиторы Л.К. Книппер и С.Н. Ряузов. В 50-е гг. была продолжена публикация народных песен бурят. Изданы два сборника Д.Д. Аюшеева «Бурят-Монгол арадай дуунуд» и «Арадай дуунуд».

Планомерная работа по собиранию песенного фольклора начинается с 1958 г. В городе Улан-Удэ был организован Бурятский комплексный научно-исследовательский институт (БКНИИ) СО АН СССР (ныне ИМБиТ СО РАН), где в секторе искусствоведения работал один из исследователей музыкального фольклора бурят Б.В. Олзоев. В своей работе «Бурятские народные песни» он впервые дал жанровую классификацию и музыковедческий анализ бурятских народных песен. Кроме того, он является автором статей, посвященных изучению жанров и стиля бурятской традиционной музыки [2; С.10].

С 1960 г. Д.С. Дугаров возглавляет фольклорные экспедиции в различные районы Бурятии. Он является автором многочисленных статей, очерков и рецензий, посвященных изучению истории, этнографии, религии и традиционной культуры бурят. Большой заслугой Д.С. Дугарова являются расшифровки более 800 напевов бурятских народных песен, которые впервые разделены на три музыкальных диалекта: восточный - «Песни хори-

бурят»(1964), южный - «Песни селенгинских бурят» (1969) и западный - «Песни западных бурят» (1980). Эти сборники имеют огромную научную ценность, т.к. в них представлена жанровая классификация бурятских народных

песен, учитывающая музыкальную составляющую; включает важные сведения и комментарии об условиях бытования песен и их традиционном исполнении; дана строгая паспортизация исполнителей с указанием рода, места проживания и года рождения.

В 1973 г. вышли в свет монографии М.И. Тулохонова «Бурятские исторические песни» и

Н.О. Шаракшиновой «Лирические песни бурят». Тексты лирических песен подразделены на два раздела - обрядовая и необрядовая лирика, без учета этнолокальных традиций.

В 1998 г. вышел сборник «Буриад арадай дуун», составитель Ш.Ж. Бадамдаш. В сборник вошли 149 народных песен хори-бурят, проживающих в Монгольской народной республике. Дана жанровая классификация народных песен.

В 1999 г. издан сборник «Песни хори-бурят». Составитель Л.А. Халтаева. В сборник вошли расшифровки 23 песен хори-бурят (28 с вариантами), записанных в основном в Агинском национальном округе Читинской области и, частично, Ивалгинском районе Бурятии во время студенческих фольклорных экспедиций под руководством Л. А. Халтаевой.

В 2003 г. вышел в свет сборник «Буря-ад-Монгол арадай дунууд», посвященный творчеству шэнэхэнских хори-бурят, которые проживают во Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. Составитель сборника Анандын Нумаа. Расшифровки 309 песен хори-бурят, которые вошли в сборник, разделены по жанрам.

Интерес представляет сборник песен «Буряад монгол арадын дуу», изданный в 2007 г. в Китайской Народной Республике по инициативе Центра культуры монгольских народов. В нем собран богатейший материал по песенному творчеству шэнэхэнских хори-бурят. В сборник вошли около 300 песен, большинство из которых издаются впервые. Причем проведена классификация данных песен. Так, значительным вкладом явились труды Д.С. Дугаро-ва, М.Н. Фроловой, Л.А. Халтаевой, Т.С. Тан-гановой, Л.Д. Дашиевой, А.А. Нумаа, Ш. Ж.

Бадамдаш и др.

Музыкальные традиции и интонационный строй народных бурятских песен в настоящее время находят претворение в профессиональном творчестве национальных

1. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят / Д.С. Дугаров. - Улан-Удэ, 1964. - Т. 1.

2. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят /Л.Д. Дашиева. - Улан-Удэ, 2005.

3. Песни хори-бурят: сборник / Улан-Удэ,

1999.

Коротко об авторе___________________________________

Дарижапова О.Ш., доцент кафедры теории и методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин, Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ)

Раб. тел. 35-95-43

Научные интересы: исследование песенного творчества хори-бурят трех ареалов: Россия, Китай и Монголия

композиторов. Дальнейшее исследование малоизученного фольклора хори-бурят представляется весьма значимым в плане сохранения и дальнейшего развития этой своеобразной национальной традиции.

___________________________________Литература

4. Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка / Б.Ф. Смирнов, 1971. - М., 1971.

5. Шаракшинова Н.О. Лирические песни бурят /Н.О. Шаракшинова. - Иркутск, 1973.

6. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири / Ю.И. Шейкин. - М., 2002.

________________________Briefly about the author

O. Darizhapova, Associate Professor of the Department of Musical Education Theory Methods and Conductor-choir Theory of Zabaikalky State University of Humanities and Pedagogics

Areas of expertise: gathering and interpreting of folk songs of Khory-buryat (in Russia, China and Mongolia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.