Д. Г. Сельцер
ПЕРВЫЕ СЕКРЕТАРИ ГК И РК КПСС (1991-1992 гг.):
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЛИ ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ?*
Постановка проблемы
Задача настоящей статьи - показать, чем определился и как сложился начальный этап постсоветской карьеры первых секретарей ГК и РК КПСС. Что это было: плавное продолжение административно-политического активизма (1), переход в новые горизонты жизнедеятельности без потери «высоты»1 (2) или все же произошло прерывание, возможно, даже обрушение карьеры (3)? Важна еще одна любопытная коллизия, напрямую связанная с темой семинара. Стали ли первые секретари субрегиональных партийных комитетов последовательными идеологическими борцами, противопоставив себя новой власти, или слились с ней, следуя аппаратной выучке и логике конформизма, по выражению Е. М. Аврамовой и И. Е. Дискина, «внеидеологизиро-ванной модернизации»2? Иначе говоря, кем стал первый секретарь: главой администрации (как вариация - председателем Совета), директором (владельцем) предприятия, борцом с «антинародным режимом» (активистом или даже секретарем местной организации КПРФ)?
«Тамбовский случай» проявлен подробно3. Важно понять, как это было в других территориях. Для этого мы предприняли
* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 04-03-00058а.
1 Д. В. Ольшанский и О. Г. Харитонова употребили удачный термин «ре-социализация» - усвоение норм, ценностей, врастание в новую систему отношений (Ольшанский Д. В., Харитонова О. Г. Перестройка как неудавшаяся попытка политической модернизации (1985-1991) // Вестник Московского университета. 1995. Сер. 12: Политические науки. № 6. С. 32).
2 Авраамова Е. М., Дискин И. Е. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 19.
3 Сельцер Д. Г. Тамбовская область (1989-1995): Развитие политической ситуации // Регионы России: хроника и руководители. Т. 1: «Красный пояс»: Центральное Черноземье - Липецкая, Тамбовская и Пензенская области (Occasional Papers on Changes in the Slavic Eurasian World № 33). Sapporo: SRC,
межрегиональное сравнение 7 субъектов РФ: Рязанской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областей, республик Мордовия, Удмуртия, Чувашия. Таким образом, по две области Поволжья и Центральной России (традиционные объекты сравнения) и три национальные республики с их чрезвычайно высоким уровнем диверсификации региональных политических режимов1, на наш взгляд, достаточное поле для анализа.
Эмпирическую базу статьи составили материалы и публикации исследований «Изменение славяно-евразийского мира», «Сравнительный анализ элиты шести средневолжских национальных республик», «Региональная и субрегиональная политика в посткоммунистических странах», «Создание дисциплины славяно-евразийских исследований: Мезо-регионы и глобализация», «Взаимодействие между формированием местных сообществ и экспансией Евросоюза», проведенных под руководством профессора Славянского исследовательского Центра (SRC) университета Хоккайдо (Япония) К. Мацузато2; в большинстве из них принимал участие автор.
Hokkaido University, 1997. P. 83-157; он же. Полигон назначений и выборов: политическая трансформация и субрегиональная элита Тамбовской области в позднесоветское и постсоветское время (1985-2001 гг.) // ACTA SLAVICA IAPONICA: Journal of Slavic Research Center, Hokkaido University. 2003. Vol. 20. P. 193-229; он же. От А. И. Рябова до О. И. Бетина: О традиционной парадигме «коммунисты-демократы», клановости и феномене Владимира Путина (Тамбовская область, 1995-2000 гг.) // Феномен Владимира Путина и российские регионы: победа неожиданная или закономерная? / Под ред. К. Мацузато (Славяно-евразийские исследования. Вып.1). М.: «Материк»; Саппоро: SRC, 2004. C. 84-140.
1 Мацузато К. Введение: Некоторые критерии для сравнения политических режимов Татарстана, Удмуртии и Мордовии // Регионы России: хроника и руководители. Т. 7: Республика Татарстан, Удмуртская республика, Республика Мордовия (Occasional Papers on the Elite of the Mid-Volga Ethnic Republics № 3). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 2000. P. 3.
2 Регионы России: хроника и руководители. Т. 1: «Красный пояс»: Центральное Черноземье - Липецкая, Тамбовская и Пензенская области (Occasional Papers on Changes in the Slavic Eurasian World № 33). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1997; Регионы России: хроника и руководители. Т. 2: Ростовская область, Саратовская область (Occasional Papers on Changes in the Slavic Eurasian World № 34). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1997; Регионы
Наиболее полно теория перехода к «постсоциализму» на региональном и местном уровнях изучена В. Я. Гельманом1 и К. Мацузато2. Показаны политические механизмы замещения партийных органов советскими (1988-1991 гг.) и генезиса новой власти (1991-1992 гг.).
Формирование института глав администраций регулировалось указами президента РСФСР «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР», «О порядке назначения глав администраций» и законом «О местном
России: хроника и руководители. Т. 3: Самарская область, Ярославская область (Occasional Papers on Changes in the Slavic Eurasian World № 35). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1997; Регионы России: хроника и руководители. Т. 4: Ленинградская область, Калининградская область (Occasional Papers on Changes in the Slavic Eurasian World № 36). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1997; Регионы России: хроника и руководители. Т. 5: Рязанская, Владимирская и Тульская области (Slavic Research Center Occasional Papers № 63). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1998; Регионы России: хроника и руководители. Т. 6: Нижегородская область, Ульяновская область (Occasional Papers on Regional / Subregional Politics in Post-Communist Countries № 1). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 1999; Регионы России: хроника и руководители. Т. 7: Республика Татарстан, Удмуртская республика, Республика Мордовия (Occasional Papers on the Elite of the Mid-Volga Ethnic Republics № 3). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 2000; Регионы России: хроника и руководители. Т. 8: Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан (Slavic Research Center Occasional Papers: Special Issue). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 2003.
1 Гельман В. Я. Региональная власть в современной России // Полис.
1998. № 1. С. 87-105; он же. «Transition» по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989-1996) // ОНС. 1997. № 4. С. 64-81; он же. «Учредительные выборы» в контексте российской трансформации // ОНС. 1999. № 6. С. 46-64.
2 Matsutato K. From Communist Boss Politics to Post-communist Caciquismo -the Meso-elite and Meso-Governments in Post-communist Countries // Communist and Post-Communist Studies. 2001. № 34. P. 175-201; Matsutato K. From Ethno-Bonapartism to Centralized Caciquismo: Characteristics and Origins of the Tatarstan Political Regime, 1990-2000 // The Journal of Communist Studies & Transition Politics. 2001. Vol.17. № 4. December. P. 43-77. Matsutato K. Local Elites Under Transition: County and City Politics in Russia 1985-1996 // Europe-Asia Studies.
1999. Vol.51. № 8. Р. 1367-1400; Matsutato K. The Split and Reconfiguration of Ex-Communist Party Factions in the Russian Oblasts: Chelyabinsk, Samara, Ulianovsk, Tambov, and Tver (1991-1995) // Democratizatsiya. The Journal of PostSoviet Democratization. 1997. Vol.5. № 1. P. 51-88.
самоуправлении в РСФСР». Процедура, родившаяся в президентском окружении, была проста: президент назначает губернаторов, те, в свою очередь, - глав администраций субрегионов.
Напомним исторический контекст. Осень 1991 г. - пик общественной поддержки, зенит славы (не популярности, а именно славы; как у кинозвезды) Б. Н. Ельцина, опечатанные под овации обкомы, откровенное преследование номенклатуры на местах с выяснением, «где ты был 19 августа», переименование газет и, как символ перемен, снесенный памятник на Лубянской площади. Одним словом, апофеоз «антикоммунистической демократизации страны»1. Новая власть могла стартовать эффектно и, в смысле обретения легитимации, эффективно. Путь открыт - победить через всеобщие, равные, тайные и прямые выборы, наполнив саму процедуру, в противовес (вновь!) советскому опыту, реальным демократическим смыслом. Задача, представляется, вполне решаемая.
В таком случае, почему не выборы? Официальные объяснения апеллировали к опасности коммунистического реванша, «нового августа», чрезвычайным обстоятельствам, нависшей угрозе распада теперь уже российского государства. Эти сентенции («не дать России повторить судьбу распавшегося Советского Союза»2) широко представлены и в научной литературе.
В итоге новая Россия пропустила учредительные (в смысле движения к демократии) выборы и начала транзит по-русски. Это была крупнейшая политическая ошибка новой власти, барьер на пути демократизации страны, удар по партийной системе, источник противостояния президента и парламента3. На наш взгляд, ошибка во многом искусственная, рукотворная, связан-
1 Галлямов Р. Р. Правящая политическая элита Башкортостана: динамика рекрутации в позднесоветский и постсоветский период (1986-1999 гг.) // Эли-тизм в России: «за» и «против»: Сборник материалов Интернет-конференции, февраль-май 2002 г. / Под общ. ред. В. П. Мохова. Пермь: ПГТУ, 2002. С. 189.
2 Березовский Е. В. Политическая элита российского общества на рубеже эпох. Ч. 1 (1991-1996): Историко-социологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 161.
3 Гельман В. Я. «Учредительные выборы» в контексте российской трансформации. С. 52-53.
ная с критически низким качеством и особым миропониманием послепутчевого российского руководства. Новые обитатели Кремля, вероятно, борясь с КПСС, не только не верили в собственную победу1, но боялись ее и уж точно не были готовы к исполнению ответственной роли. Они не обладали ни государственным мышлением, ни опытом созидания, находились в плену копившихся в них десятилетиями комплексов и стереотипов, оттого позиционировали себя осажденной крепостью и воспринимали все вокруг только как враждебное. Президиум ВС РСФСР, к слову - недавний союзник Ельцина в противостоянии с союзным Центром, 6 сентября 1991 г. принял решение о проведении 24 ноября 1991 г. выборов глав администраций регионов. Однако на решение было наложено вето: аналитики «Демократической России» прогнозировали крупную неудачу сторонников президента (10-12 побед при 36 «железных» поражениях). Именно этот прогноз, определенно - ошибочный, послужил обоснованием реализации «исполнительной вертикали». В результате драматической борьбы постановление Съезда народных депутатов России 1 ноября 1991 г. установило мораторий на выборы на всех уровнях до 1 декабря 1992 г.
Процедурно в Рязанской, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областях и Мордовии практиковались только назначения глав администраций, в Удмуртии - система выборочных назначений, в Чувашии - смешанная практика (20 глав администраций всенародно избраны в декабре 1991 г., 6 - назначены).
Кто возглавил субрегионы?
Состав глав администраций субрегионов в 1991-1992 гг. выглядит следующим образом.
1 Как и российские либералы в начале XX в., борясь с властью, скорее всего, никогда не предполагали, что она рухнет.
Таблица 1
Главы администраций городов и районов (1991-1992 гг.)
Главы ад- Рязан- Самар- Там- Улья- Мордо- Удмур- Чува-
министра- ская1 ская2 бов- нов- вия4 тия5 шия
ции ская3 ская
1 секретарь 4 10 4 4 1 4 16
2 секретарь 1
Пред. 1 1 1 2 1 2
Совета
Зам. пред. Совета 1
Пред. исп. 22 19 12 10 12 13 14
Совета
Зам. пред. 2 3 1 4
исп. Совета
1 Без учета районов Рязани - областного центра (Железнодорожного, Московского, Октябрьского, Советского).
2 Без учета районов Тольятти (Автозаводского, Комсомольского, Центрального) и Самары - областного центра (Железнодорожного, Кировского, Красноглинского, Куйбышевского, Ленинского, Октябрьского, Промышленного, Самарского, Советского), Нефтегорска - города районного подчинения, Елхов-ского и Камышлинского районов, образованных в 1992 и 1991 гг.
3 Без учета районов Тамбова - областного центра (Ленинского, Октябрьского, Советского), Жердевки - города районного подчинения.
4 Без учета районов Саранска - республиканского центра (Ленинского, Пролетарского, Октябрьского).
5 В Удмуртии должность главы администрации была введена в 1994 г. Тогда же прошли их выборы. До 1994 г. исполнительную власть в субрегионах республики возглавлял председатель райисполкома. Кадровая политика республиканской власти 1991-1992 гг. представляла собой сочетание двух подходов: сохранение действующих председателей райисполкомов, либо назначения новых. В этой графе мы учитывали всех работающих по состоянию на декабрь 1991 г. Предшествующая работа бралась на момент вступления в должность в 1990 или 1991 г. Например, первые секретари Воткинского, Глазовского, Иг-ринского РК КПСС М. П. Кошкин, Г. П. Чеченин, В. Я. Коняшин покинули посты в 1990 г., став председателями исполкомов и сохранив посты в 1991 г. Они учитывались в графе «1 секретарь».
6 Первый секретарь Чебоксарского РК КПСС Г. В. Романов (с 1981 г.) в 1990 г. стал председателем Совета, а в 1991 г. - главой администрации района.
Главы администраций Рязан-ская1 Самарская2 Тамбов- ская3 Ульянов-ская Мордо- 4 вия Удмур-тия5 Чувашия
Руководитель предприятия 2 2 6 4 5 101 6
Дир. школы, ПТУ, техникума 1 1
Представитель президента 1
Пред. профкома завода 1
Зав. отделом исп. Совета 1
Прокурор района 1
Следователь прокуратуры 1
Редактор газеты 1
Зам. нач. РОВД 1
Доцент университета 1
Врач 1
Всего 29 35 30 22 25 29 26
Итак, главы администраций рекрутировались почти в половине случаев, 96 (49,2 %), из председателей гор- и райисполкомов. Далее со значительным отставанием, 37 (19,0 %) и 30 (15,4 %), следовали хозяйственники и первые секретари. Впе-
1 В Сарапульском районе первый заместитель председателя райисполко-
ма - председатель Совета РАПО В. И. Агашин был в 1990 г. избран председа-
телем райисполкома. Сразу после этого его избирают первым секретарем РК, а
в конце 1990 г. - еще и председателем Совета.
чатляющий успех советских работников дополнили заместители председателей исполкомов (11 случаев; 5,6 %) и председатели Советов (8; 4,1 %). В совокупности позиций получилось, что из аппарата советской номенклатуры к руководству субрегионами пришли 118 человек (60,5 %). Самое главное, что нет разительных межрегиональных расхождений. Хотя, различия, разумеется, есть. В Рязанской области председатели исполкомов Советов набрали 75,9 %. В Самарской отличного в той ситуации результата добились первые секретари - 35,3 %. В Удмуртии было довольно велико представительство хозяйственников - 34,5 %.
Чтобы понять, почему «региональные случаи» таковы, важно исследовать процессы, происходившие внутри и вокруг партийно-советской номенклатуры в последние годы ее существования, а также конкретные обстоятельства назначений глав администраций.
Наша исходная гипотеза такова, что очень многое зависело от нескольких крупных условий: трансформации института и качества самих первых секретарей, специализации и экономики регионов, политической обстановки в них в годы перестройки и, наконец, «выбора опоры» (предпочтений федерального Центра при определении «агентов влияния» после августовского путча 1991 г.).
Первые секретари
Д. В. Бадовский, исследовав процессы постсоветской элити-стской трансформации, пришел к выводу, что для «некоторых регионов характерна легитимация, основывающаяся на традиции. Здесь сохраняются прежние лидеры, и меняется только название их должностей. Этот тип легитимности присутствует... в консервативных русских областях»1. Наши данные вряд ли подтверждают сделанный вывод. Если следовать такой логике, то в Рязанской и Тамбовской областях в кресла глав администраций
1 Бадовский Д. В. Трансформация политической элиты в России - от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» // Полис. 1994. № 6. С. 55.
должны были бы пересесть исключительно первые секретари. На дверях их кабинетов поменялись бы таблички, и только. Парадокс и в том, что в Самарской области, вряд ли «консервативно русской», главами администраций назначались как раз первые секретари.
В чем причина относительной неудачи первых секретарей?
Объяснение 1. Напрашивающийся ответ - их обвальная сменяемость («кадровая закалка»1) при ухудшении качества. Сменяемость кадров партийной номенклатуры на субрегиональном уровне в 1985-1991 гг. выглядит следующим образом.
Таблица 2
Сменяемость первых секретарей ГК и РК КПСС
Регион 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 Всего
Рязанская 6 12 5 9 5 4 41
Самарская 6 1 5 6 1 9 5 33
Тамбов- 7 2 9 6 3 3 13 43
ская
Ульянов- 7 2 8 4 2 11 1 35
ская
Мордовия 4 2 4 9 4 18 1 42
Удмуртия 4 4 7 8 1 21 1 46
Чувашия 2 5 6 6 12 2 33
Всего 34 25 43 48 22 74 27 273
Пик сменяемости партийных кадров Рязанской области -1986 и 1988 гг., Самарской, области, Мордовии, Удмуртии и Чувашии - 1990 г., Ульяновской области - 1985 и 1990 гг., Тамбовской области - 1985, 1987 и 1991 гг. Это, в самом деле, «ча-
1 Крыштановская О. В. Кто нами правит? // Открытая политика. 1995. № 1. С. 15.
стные случаи». Но все же, как тогда можно объяснить кадровые перемены?
Объяснение 2. Движение первых секретарей райкомов и горкомов партии инициировалось сменяемостью первых секретарей обкомов.
Таблица 3
Сменяемость первых секретарей обкомов КПСС (1 - замена первого секретаря)
Регион 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 Всего
Рязанская 1 1 1 3
Самар- 1 1 2
ская
Тамбов- 1 1 2
ская
Ульянов- 1 1 2
ская
Мордо- 1 1
вия
Удмуртия 1 1 2
Чувашия 1 1 2
Всего 2 1 2 2 6 1 14
Сопоставление объяснило очень многое. По Рязанской области, Мордовии, - стопроцентное совпадение. По Самарской, Тамбовской и Ульяновской областям, Удмуртии и Чувашии -почти тоже. Наш подход таков, что взаимоотношения внутри номенклатуры и ее сменяемость - это своеобразный полигон элитистских, почти всегда - сетевых, столкновений. В регионах они в решающей степени зависели от фигуры первого секретаря обкома.
До 1986 г. первым секретарем Рязанского обкома КПСС был Н. С. Приезжев. Его сменил П. А. Смольский, скончавшийся в 1987 г. от сердечного приступа, но успевший заменить
12 первых секретарей. В июне 1987 г. первым секретарем обкома был назначен Л. И. Хитрун. Начался его цикл «стабилизации» кадров - замена 5 первых секретарей в 1987 г., 9 - в 1988 г. и 5 - в 1989 г.
19 апреля 1985 г. первым секретарем Тамбовского обкома стал Е. М. Подольский, принявшийся менять руководителей субрегионов (1985 г. - 7 человек).
Кстати, невысокую частотность в сменяемости секретарей райкомов и горкомов партии Самарской области и Чувашии можно объяснить, в том числе, тем, что там всего однажды и довольно поздно сменился первый секретарь обкома. В остальных случаях замена первого секретаря обкома становилась катализатором кадровых перемен.
Объяснение 3. Приход к власти 11 марта 1985 г. 54-летнего М. С. Горбачева неизбежно вел к кадровым изменениям.
Например, успешный первый секретарь Тамбовского обкома КПСС А. А. Хомяков был отправлен на очевидное повышение -руководить Саратовской областью. Его замена в Тамбове - председатель облисполкома Е. М. Подольский. Что было потом, мы уже знаем.
В других регионах, рассматриваемых нами, в 1985 г. замена первого секретаря обкома не произошла, зато в Рязанской области заменили 6 первых секретарей РК и ГК. Некой аномалией в этой связи выглядит Чувашия, никак не отреагировавшая на замену генсека.
Объяснение 4. «Кадровая мясорубка» (формула О. В. Крыш-тановской1), организованная генсеком в 1988-1989 гг.
За первые три года своего правления Горбачев вывел из Политбюро и Секретариата 12 человек, затем - еще 32. Из-за этого, считает Крыштановская, в кругах высшей номенклатуры он получил репутацию предателя. Беспрецедентен апрельский пленум ЦК 1989 г., где были отправлены в отставку 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК2. На низовом уровне это все-таки было
1 Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М.: Издатель Соловьев А. В., 2004. С. 173.
2 Крыштановская О. В. Кто нами правит? // Открытая политика. 1995. № 1. С. 15, 17.
не столь заметно. Процесс элитистской трансформации ускорился хотя бы тем, что в 1988 г. в условиях начавшейся отчетно-выборной кампании субрегиональным руководителям были предложены непростые условия выживания. В соответствии с решениями январского 1987 г. пленума ЦК и XIX конференции КПСС в партии на субрегиональном уровне были организованы конкурентные выборы с соблюдением принципов альтернативности и гласности, что способствовало ротации партийных кадров. В ходе отчетно-выборной кампании составы гор- и райкомов партии обновились примерно на 62 %, а обкомов и крайкомов - более чем на 58 %, были переизбраны 1117 секретарей РК и ГК (из них 269 - первых)1. В Тамбовской области только на конкурентной основе были избраны 7 секретарей ГК и РК. Причем, область в этом отношении была далеко не лидером.
Объяснение 5. «Поход» в Советы первых секретарей.
Логика такова, что на XIX конференции КПСС была заявлена и в 1989-1990 гг. более или менее последовательно реализована реформа системы Советов. КПСС предстояло преобразование из «руководящей и направляющей» силы в доминирующую партию, а руководители ее комитетов, обретя легитимность в ходе выборов, должны были законно возглавить избранные в 1990 г. Советы.
В марте 1990 г. генсек КПСС М. С. Горбачев стал президентом СССР. Таким образом, он жестко обозначил приоритеты. Дав ясно понять, что советские органы должны стать вровень с партийными, и провозгласив политику совмещения, он резко поднял статус руководителя Совета. Мартовские выборы депутатов местных Советов стали для первых секретарей ГК и РК КПСС жестким испытанием. Задача заключалась в том, чтобы пройти в местные Советы и их возглавить. У кого не получалось, тот терял право возглавлять райкомы и горкомы. Удачливые соискатели председательского в Совете кресла, напротив, нередко становились первыми секретарями.
1 Разумовский Г. П. Возглавлять перестройку, генерировать энергию обновления // Коммунист. 1989. № 4. С. 11.
Итак, сколь выборы 1990 г. изменили персональный состав руководителей?
Таблица 4
Председатели Советов (выборы 1990 г.)
Регион 1 секрета рь Секретарь Пред., 1-й зам. пред. исполкома Прочие (гл. обр., директорат) Всего субрегионов
Самарская 18 2 1 14 35
Тамбов- 22 3 - 5 30
ская
Ульянов- 11 3 2 6 22
ская
Удмуртия 14 2 5 8 29
Чувашия 16 1 3 6 26
Всего 81 11 11 39 142
% 57,1 7,7 7,7 27,5 100
Как видим, в большинстве субрегионов первые секретари оказались в итоге в креслах руководителей Советов. При наложении этого параметра на основную линию повествования (первые секретари - главы администраций) получается следующая картина.
Таблица 5
Первые секретари: из председателей Советов в главы администраций
Регион 1 секретарь 1 секретарь
председатель Совета глава администрации
Абс. % Место Абс. % Место
Самарская 18 из 35 51,4 3 10 из 35 28,6 1
Тамбов- 22 из 30 73,3 1 4 из 30 13,3 4
ская
Ульянов- 11 из 22 50,0 4 4 из 22 18,9 2
ская
Удмуртия 14 из 29 48,3 5 4 из 29 13,8 3
Чувашия 16 из 26 61,5 2 1 из 26 3,8 5
Попадание в кресла председателей Советов сыграло с первыми секретарями злую шутку (Тамбовская область, республика Чувашия). Успешные ортодоксы блокировали все попытки проникновения в элиту удачных хозяйственников - контрэлиты, продолжая рекрутинг из привычного номенклатурного партийно-советского резервуара с сохранением «девственной» риторики доперестроечных лет. В противовес возникло «демдвижение», состоявшее, в реальности, из вышеупомянутой контрэлиты, из которой и была в 1991 г. сформирована региональная власть. Во всяком случае, та ее часть, что принимала ключевые кадровые решения.
В регионах, где успехи первых секретарей в 1990 г. были скромнее, произошло немедленное элитозамещение за счет директората и председателей гор- и райисполкомов (см. табл. 2). На них и сделали ставку в 1991 г. (Самарская, Ульяновская области, республика Удмуртия).
Объяснение 6. Региональная диспозиция местной власти.
Важно не только, в чьих руках концентрировались властные полномочия, но и их объем.
В Самарской области с 1990 г. шел процесс концентрации власти: совмещение с 1990 г. должности председателя Совета, с весны 1991 г. - председателя райисполкома, с конца 1991 г. -главы администрации. Таким образом, первый секретарь мог стать последовательно председателем Совета, затем - исполкома Совета, наконец - главой администрации. В Самаре произошла перегруппировка номенклатурной элиты еще в 1990 г.
Оттого успех в 1991 г.: самарские «первые» (13 чел.) шли широким охватом, и 10 из них, в итоге, стали главами администраций.
Таблица 6
Региональная практика трансформации местной власти: «самарский случай»
Диспозиция власти 1 секретарь Секретари Пред. исполкомов Прочие
Пред. + пред. исп. Совета 13 2 9 11
В Чувашии такое же совмещение было реализовано в 1991 г. (15 субрегионов). Примечательно, что только в одном субрегионе «совместителем» оказался первый секретарь. Если иметь в виду, что в 10 случаях из 15 фигуры, сосредоточившие в своих руках оба портфеля, стали главами администраций, то нетрудно понять причину неудачи первых секретарей в декабре 1991 г.: к тому времени они попросту растеряли все ресурсы и закономерно уступили. Без вариантов - «совместителям» (что мог противопоставить первый секретарь райкома в национальной республике председателю Совета и исполкома Совета одновременно?). С попыткой ведения борьбы - председателям исполкомов Советов (ведь в этом случае шла схватка первый секретарь -председатель Совета У8. председатель исполкома Совета).
Объяснение 7. Июль - август 1991 г. «Партийный исход» кадров руководящей номенклатуры КПСС в связи с указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О департизации» (20 июля 1991 г.).
Указ объявлял о прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных структурах, учреждениях и организациях. В реальности он был направлен против производственных ячеек КПСС, поскольку только она и располагала таковыми. Появление указа стало сигналом к «партийному исходу». В Мордовии местные аппаратчики были деморализованы указом и озабочены более всего поиском новой работы1. В Башкор-
1 Полутин С. Республика Мордовия // Регионы России: хроника и руководители. Т. 7: Республика Татарстан, Удмуртская республика, Республика Мор-
тостане должности оставили 34 секретаря РК и ГК, оставаясь председателями Совета1.
В Тамбовской области путь к отступлению показал Е. М. Подольский, 6 и 10 августа 1991 г. освободившись от постов председателя областного Совета и первого секретаря обкома КПСС. Его примеру успели последовать 13 первых секретарей ГК и РК. Большинству было куда уходить - они возглавляли местные Советы. Их замена - «последние первые» (бесперспективные вторые секретари). «Последние первые» успели поработать в новых должностях лишь несколько недель, дней, а то и часов. В какой-то степени это были уже если и не случайные, то, по крайней мере, малоавторитетные люди. Они никак не годились в главы администраций.
Объяснение 8. Связать с экономикой.
Объяснение неудач первых секретарей кроется и в экономической плоскости. Тема требует отдельного изучения. Очевидно, однако, что в Самарском и Удмуртском случаях промышленное лобби отправило во власть «своих». Там, где были не только традиционно административные, по сути - византийские, каналы рекрутации кадров, старая нежизнеспособная в той ситуации система не выдержала конкуренции.
Объяснение 9. Не лучшим для первых секретарей был «выбор опоры» федерального центра в регионах.
Кого центральная власть избрала в качестве региональной опоры? Кто был назначен главой обладминистраций осенью 1991 г., вольно или невольно став «агентом влияния» Центра? Как это меняло субрегиональную административно-политическую элиту?
довия (Occasional Papers on the Elite of the Mid-Volga Ethnic Republics № 3). Sapporo: SRC, Hokkaido University, 2000. С. 166.
1 Галлямов Р. Р. Указ соч. С. 187.
Таблица 7
«Агенты влияния» федерального Центра в регионах (1991 г.)
Регион ФИО руководителя региона Основные вехи политической биографии Субрегиональная политика
Рязанская Л. П. Башмаков (назначение) Дир. завода, пред. облисполкома (1988-1990 гг.), 1990-1991 гг. -в аппарате СМ СССР Доминирование пред. исполкомов - его недавних подчиненных
Самарская К. А. Титов (назначение) Зам. дир. филиала СП НПЦ «Информатика», пред. Самарского горсовета (с 1990 г.) Опора на пред. исполкомов и недавно назначенных первых секретарей
Тамбовская В. Д. Бабенко (назначение) Главврач облбольницы (1977-1991 гг.), народный депутат РСФСР (с 1990 г.) Опора на председателей исполкомов и хозяйственников
Ульяновская В. В. Малафеев (назначение, 24.10.1991-2.11.1991) Ю. Ф. Горячев (назначение) Дир. завода «Контактор» 1 секретарь обкома КПСС (с 1990 г.), пред. облсовета (с 1990 г.) Опора на председателей исполкомов и хозяйственников
Мордовия В. Д. Гуслянников (выборы президента РМ 22.12.1991 г.) Ст. научный сотрудник НПО, народный депутат Мордовии (с 1990 г.) Опора на председателей исполкомов и хозяйственников
Удмуртия В. К. Тубылов Н. Е. Миронов Пред. ВС (с 1990 г.) Пред. СМ (с 1989 г.) Опора на председателей исполкомов и хозяйственников
Регион ФИО руководителя региона Основные вехи политической биографии Субрегиональная политика
Чувашия Президентские выборы в 1991 г. не выявили победителя. Э. А. Кубарев Н. А. Зайцев Пред. ВС (с 1991 г.) Пред. СМ (с 1989 г.) Опора на председателей исполкомов и хозяйственников
Обращаем внимание, что главы регионов, имеющие разный статус, опыт (потому встроенные в пересекающиеся, но разные социальные сети) действовали типологически схоже. «Партократ» Горячев (по свидетельству аналитиков, скорее здравый хозяйственник), производственник Башмаков, научный сотрудник Гуслянников, врач Бабенко, удмуртские и чувашские дуумвираты двигались в рамках одной логики. Исключение -только Титов.
В Тамбове, например, как и следовало ожидать от человека со стороны, Бабенко пошел на радикальное обновление руководства субрегионов. Ему нужны были только лояльность и исполнительность. Логика Бабенко и его окружения в целом понятна. Основная опора - на председателей исполкомов. Заметим, все они были молоды, являлись недавними назначенцами (1988-1990 гг.) и в политическом отношении казались наименее опасными. Там, где председатели исполкомов по каким-то соображениям не подошли, выбор пал на производственников. Где не нашлось ни тех, ни других, искали варианты: лояльных новой власти первых секретарей, дееспособных деятелей демократического движения, а также людей, в советское время выпавших из номенклатуры. Первых секретарей он назначал неохотно. Когда делал это, руководствовался одному ему понятными соображениями, хотя в остальных случаях действовал почти под диктовку со стороны вице-губернаторов из «Демократической России».
В республиках Удмуртия и Чувашия, в отличие от Башкирии и Татарстана, где субрегиональные власти оказались бук-
вально съедены региональными (президентскими) структурами, была избрана иная логика развития. Разделение властей на региональном уровне оставляли для субрегионального руководства возможности для маневра. Первые секретари никак не подходили в этом случае на роль лидеров местной фронды: слишком велики их прошлые полномочия. Они были отчетливо опасны.
Заключение, или Из КПСС в КПРФ?
В «тамбовском случае» 13 первых секретарей не просто не утратили связи с alma mater, а стали активистами КПРФ (В. Г. Макеев - Жердевский, В. А. Тишков - Мордовский, В. В. Пентюхин - Никифоровский, А. А. Пономарев - Петровский, Н. Ф. Забузов - Ржаксинский, В. Н. Карев - Сампурский, Н. И. Копылов - Староюрьевский, Е. Ю. Семенов - Токарев-ский, П. В. Шароватов - Уметский районы, А. М. Сафонов -Тамбов, Ю. Н. Шатилов - Моршанск, Н. М. Перепечин - Рас-сказово, М. В. Нистратов - Уварово). Помешало ли это их карьерному движению? Среди вышеперечисленных, если учитывать пик их постсоветской карьеры, депутат Государственной Думы I-III созывов (Пономарев), действующие председатель областной Думы (Карев) и его первый заместитель (Сафонов), первый заместитель (Семенов) и действующий заместитель (Перепечин) главы областной администрации, главы администраций субрегионов (Копылов, Макеев, Нистратов, Тишков, Шароватов, Шатилов), председатель районного Совета (Пентюхин) и директор элеватора (Забузов). Остались ли они коммунистическими ортодоксами? Уверен, нет. Да, вероятно, осмысленно никогда ими и не были. Просто одна технология меняла и сменила другую. Одна технология была такова: население «красного пояса» избирало их депутатами и главами администраций, а традиционная парадигма «коммунисты - демократы» при слабости Центра Ельцина оставляла им возможности для маневра (быть частью властного механизма, но не слиться с ним, вести с Центром яко-
бы публичную дискуссию, постоянно его критикуя, но на своем уровне, не выше и не слышно - только для собственного избирателя). До поры такая технология приносила успех. С приходом Путина Центр стал сильным. Действовать в духе традиционной парадигмы - безнадежная, бесперспективная, бессмысленная и легкомысленная затея. В дело вступила другая технология с трансформацией ценностей. Терять статус из-за идеологии - ломающая человека задача. Лучше - «технологично» прогнуться. Перед президентской кампанией 1996 г. в региональной политике возникла, в ее ходе с огромным напряжением одержала победу, а к концу 90-х гг. стала доминирующей новая логика политического процесса. Идеология уступила место политтех-нологии, номенклатурный принцип государственного строительства - клановому. Первые секретари, раньше или позже, вполне усвоили эту логику и в целом нашли свое место в новой системе, вполне обходясь без красного знамени, а если иногда и стоят под ним, то ведь и ветераны спорта любят порой тряхнуть стариной, а затем разъехаться по офисам. Одни с видимым удовольствием хранят бутсы, другие - партбилеты.
Кроме того, став частью нового государства, бывшие первые, по сути, сохранились в номенклатуре. Что их связывает с рядовыми коммунистами кроме необходимости мобилизации голосов последних? Ведь устроены они теперь определенно лучше, чем прежде.
Вместе с тем, известно немало случаев, когда первые секретари преследовались после путча1. По нашим данным, потребность к организационному политическому активизму у большинства была отбита.
Возвращаясь к теме семинара, констатируем, что российские партии - постноменклатурные2. В этом одна из причин их
1 Такой вывод на материалах Башкортостана сделал Р. Р. Галлямов (Гал-лямов Р. Р. Указ. соч. С. 187). В Тамбовской области, судя по нашим опросам, происходило нечто подобное. Первая треть 90-х гг. была для первых секретарей периодом немалых жизненных испытаний.
2 Левчик Д. А., Заславский С. Е. Особенности партогенеза в России // Вестник Московского университета. 1995. Сер.12: Политические науки. № 6. С. 54.
нынешней деградации. Да, Россия - расколотая цивилизация1. Но здесь нет «правых» и «левых» партий. Только на уровне риторики. Однако политические декларации - сомнительный источник для определения места партии в политическом спектре потому хотя бы, что во время выборов в региональные органы власти партийная принадлежность кандидатов имеет далеко не решающее значение; меньшее, чем клановая принадлежность. А выборы - самый простой путь легализации клана .
В заключение заметим, что «элитная инженерия» (термин Е. В. Охотского3) как индустрия формирования административно-политической элиты - процесс совсем не простой. Он всегда полон поворотов, разнообразных векторов и траекторий, взлетов и падений. Наши герои, как и всякая служилая элита умирающей системы и возникающей новой, пережили всякое. Они были и на вершине субрегиональной иерархии, и у ее подножия. Иными словами, поднимались и падали. В рамках статьи была рассмотрена лишь начальная фаза развития постсоветской карьеры первых секретарей субрегиональных комитетов КПСС (новое издание их политической мобилизации). В целом, надо признать, она сложилась для них не блестяще. Вместе с тем, впереди будут и ренессанс партийной элиты (мобилизация первых секретарей к руководству субрегионами в качестве глав администраций), и их постепенное удаление с элитных должностей. В разных региональных случаях - по-своему, но тенденция очевидна. Там, где в 1991 г. номенклатура удержала позиции - затем довольно быстро сошла с управленческой дистанции. Там, где «обвалилась» - вскоре на какое-то время вернулась к руководству, чтобы тоже уйти. Это, однако, тема особого разговора. Изучая проблему, убеждаешься не столько в бойцовском духе партаппарата, сколько в его развитой способности к политиче-
1 Ахиезер А. С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1995. № 4-5. С. 15.
2 Дахин В. Н. Государство и маргинализация // Свободная мысль. 1997. № 4. С. 46-48.
3 Охотский Е. В. Политическая элита и российская действительность. М.: РАГС, 1996. С. 114.
ской мимикрии и уникальной приспособляемости к обстоятель-ствам1. Определенно можно сказать и то, что мы имеем дело не столько с «номенклатурной революцией», сколько с «номенклатурной трансформацией»2, о чем лишний раз свидетельствуют коллизии рубежа 1991-1992 гг.
1 «Тоталитарные люди»: как им жить, как с ними быть? // Народный депутат. 1992. № 7. С. 95-96. Яркий пример - Н. И. Копылов, в августе 1991 г. -первый секретарь Староюрьевского РК КПСС, теперь - глава администрации района и секретарь политсовета местного отделения «Единой России». С другой стороны, среди 32 (29 городов и районов плюс 3 района Тамбова) секретарей субрегиональных политсоветов «ЕР» 18 - директорат, 7 - главы администраций, 4 - заместители глав и работники администраций, двое - председатель и заместитель председателя Советов и один - заместитель председателя областной Думы (по состоянию на апрель 2004 г.). Новая номенклатура в уровне конформизма нисколько не уступает.
2 Маслов Д. В. Трансформация советской системы в годы «перестройки»: историография, методы исследования // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 241.