Л.Н. Винокуров, Л.П. Кузма, И.Г. Черная
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ КОИПКРО В СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Известно, что в последние годы снижение численности детского населения в стране одновременно сопровождалось заметным ухудшением его физического, психического и социально-психологического здоровья, падением уровня воспитанности и образованности, ростом беспризорности, преступности и наркоманий, инвалидности и иных социально-негативных явлений среди несовершеннолетних. Одной из актуальных проблем общего образования была и остается школьная дизадаптация, под которой мы подразумеваем совокупность признаков нарушений приспособления ребенка/подростка к условиям обучения, не отвечающим «актуальному уровню» его развития (Л. С, Выготский), состоянию здоровья, природным способностям либо тем и другим одновременно. В зависимости от механизма возникновения и особенностей дальнейшего развития, школьная дизадаптация проявляется медленным усвоением тех или иных учебных дисциплин, нарастающей утратой учебной мотивации и педагогической запущенностью, учащением невротических и поведенческих реакций ребенка на психотравмирующую ситуацию, обусловленную стойкой школьной неуспеваемостью, а также присоединением психосоматических расстройств в ответ на хронический деструктивный школьный стресс.
Установлено, что «корни» школьной диз-адаптации уходят глубоко в период раннего развития ребенка, обнаруживая себя уже в дошкольном возрасте и, особенно, - в начале школьного обучения. Так, например, число детей с недостаточным уровнем развития, необходимого для обучения в школе, за 1999-2004 гг. в среднем увеличилось с 20% до 41,1 %, (академик РАМН РФ А.А. Баранов, 2005), т.е. почти у каждого второго из российских детей семилетнего возраста отсутствует психофизиологическая готовность к усвоению учебной программы.
По мере перехода таких детей из класса в класс школьные трудности, как правило, возрастают. Еще чаще признаки «функциональной незрелости» встречаются у детей 6-6,5 лет, а также среди тех, кто не посещал дошкольные учреждения и проживающих в сельской местности. В свою очередь, недостаточная сформированность «базовых психических функций», - различные сочетания и степени выраженности речевого недоразвития, нарушений фонематического, зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, недостаточность интеллектуальных предпосылок в виде высокой психической истощаемости, неустойчивости активного внимания, слабой словесной памяти и других важных для обучения чтению, письму и математике являются тем «внутренним фактором», который затрудняет усвоение ребенком школьной
информации и навыков в установленные программой сроки.
Таким образом, школьная дизадаптация -сложный, многофакторный по механизму возникновения и развития социально-педагогичес-кий феномен, формирующийся в условиях противоречия, с одной стороны - между индивидуальными особенностями, в том числе уровнем психического развития и состоянием здоровья ученика, с другой - предъявляемыми требованиями стандартной учебной программы, игнорирующими эти особенности.
Учитывая актуальность проблемы школьной дизадаптации, ректорат Костромского областного института повышения квалификации работников образования принял решение о создании соответствующей лаборатории.
Лаборатория функционирует с 1 сентября 2006 года в составе 3 человек: заведующего (врач-педиатр, детский психиатр, кандидат медицинских наук по детской психиатрии), психолога (клинический психолог, кандидат психологических наук) и логопеда с большим опытом практической работы.
Основная цель деятельности лаборатории -поэтапное обеспечение департамента образования и науки достоверной информацией об уровне распространенности в регионе детей с признаками школьной дизадаптации и группы риска для принятия комплекса управленческих решений, направленных на сокращение школьной дизадап-
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14 © Л.П Винокуров, Л.П. Кузма, И.Г Черная, 2008
тации и предупреждение ее социально-негативных последствий этой проблемы (утрата здоровья, правонарушения несовершеннолетних и др.).
Основными задачами лаборатории являются:
- определение подлинного уровня распространенности школьной дизадаптации среди учащихся начального звена сельской школы (1-4 классы), изучение условий обучения этих детей, атак-же речевых расстройств среди дошкольников, посещающих детсад;
- изучение структуры клинико-психологических особенностей, свойственных исследуемым группам детей и вызывающих их трудности в учебно-воспитательном процессе, для определения содержания учебных программ подготовки и переподготовки школьных психолого-педа-1 огических кадров;
- подготовка пакета предложений по созданию условий, обеспечивающих реализацию требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и программы модернизации образования до 2010 года в части гарантий прав ребенка на адаптивность обучения применительно к индивидуальным способностям, уровню развития и состоянию здоровья.
Основные методы комплексного исследования: клинико-эпидемиологический, нейр о-психологический и логопедический.
Комплексным исследованием были охвачены начальные классы 21 сельской школы 6-ти районов Костромской области. Кроме того, в целях выявления детей с нарушениями речевой функции, нуждающихся в помощи логопедов, обследовались выпускники дошкольных учреждений, расположенных на тех же административных территориях.
Из 546 учащихся начальных классов (1 -4) сельских школ были обследованы 347 человек (63,6%). Остальные в силу независимых от нас причин оказались за пределами обследования.
Дети с различными видами школьной дизадаптации, проявляющейся прежде всего шкальной неу спешностью, составили 198 чел. или 57% от общею числа обследованных учащихся. Из них 58 чел. (29,3%) нуждались в обучении по про-фамме 8-го вида, 140 детей (403%) - по программе 7 вида. Кроме того, 83 (24%) учащихся, имеющих весьма посредственную успеваемость, обнаружили признаки недоразвития так называемых «базовых психических функций», по которым их можно отнести к группе риска ШД. Лишь
61 ребенок (17,6% от 347 детей) на момент обследования не имели признаков нарушения функциональной зрелости к усвоению стандартной учебной программы.
Следует заметить, что удельный вес функционально зрелых детей и детей «группы риска» по мере перехода из класса в класс начальной школы имеет тенденцию к сокращению, тогда как группа «днеадаптированных» возрастает: от 50,8% в 1-м классе до 73,3% в четвертом.
В порядке сопоставления с представленными выше данными сошлемся на результаты аналогичного исследования, проведенного 30 лет назад в Костромской области группой детских психиатров и логопедов совместно с научными работниками НИИ психиатрии М3 РСФСР (рук. д-р мед. наук В.М. Лупандин): из общего количества неуспевающих учащихся начальных классов (14%) обследованных сельских школ число детей, нуждающихся в обучении по программе восьмого вида составляло от 3,4% до 5% (в зависимости от удаленности района от областного центра), тогда как остальные могли обучаться по облегченной (адаптированной) общеобразовательной программе.
Из 225 выпускников сельских дошкольных учреждений выявлено 181 (80,4%) детей с речевыми нарушениями, нуждающимися в логопедической помощи, но которую они практически не получали (за редким исключением, когда были основания для направления их в специальную речевую школу г. Костромы). Это означает, что около 4/5 организованных детей-дошкольников имеют высокий риск неу спешности по усвоению навыков чтения и письма, а также ожидаемые трудности при решении задач, требующих логического рассуждения. Между тем, в ряде районов нет ни одного логопеда, у которого можно было бы получить хотя бы консультативно-мето-дическою помощь.
В целях сопоставления данных по селу и городу привлечены результаты исследований, проведенных за ряд последних лет логопедами одного из наиболее крупных районных центров области. В 2002 г. из 426 обследованных дошкольников с речевыми нарушениями выявлено 172 ребенка (40,4%). В 2003 г. из 332 выпускников городских ДОУ 139 детей (41,9%) обнаруживали речевые нарушения, требующие помощи со стороны логопеда. В 2006 г. уровень распространенности детей с речевой патологией среди выпускников ДОУ достиг 55,9% (114 детей - «логопатов»
на 204 дошкольника). В 2007 г. на 3 средние школы и одну гимназию среди 127 поступающих в первый класс было выявлено 77 детей (60,6%).
Таким образом, складывается впечатление, что на фоне ежегодного снижения численности детей, поступающих в первый класс, одновременно имеет место непрерывный рост числа детей с недоразвитием одной из важнейших для обучения «базовой функции» - речи: 40,4; 41,9; 55,9; 60,6%.
Предварительные выводы по результатам исследования:
1. Подавляющее большинство сельских детей еще на этапе дошкольного и особенно в начале школьного обучения обнаруживают признаки незрелости так называемых «базовых» психических функций: недоразвитие различных сторон речи, недостаточность двигательной координации, пространственного и фонематического анализа, слабость поведенческой саморегуляции и многих других психических функций, которые, наряду с повышенной истощаемостью центральной нервной системы либо пресыщаемостью ребенка, в существенной степени влияют на темп и качество усвоения навыков чтения, письма, счетных операций и др. Предположение, что признаки «незрелости» этих психических функций могут быть устранены за время посещения ДОУ, не подтверждается практикой, прежде всего, в связи с многофакторным характером их происхождения. Несмотря на то, что каждый второй из российских детей семилетнего возраста не имеет психофизиологической готовности к усвоению учебной программы (Инструктивно-методичес-кое письмо зам. министра Минобразования РФ А.Ф. Киселева, 2003), значительная часть сельских малышей начинают школьную жизнь с 6,5-6 лет, многие из которых овладевают чтением, письмом и счетными операциями на уровне 1-го класса лишь к концу четвертого года обучения. Не случайно, что и число учащихся с признаками школьной дизадаптации возрастает за счет «группы риска» по мере перехода их из класса в класс.
2. Сокращение числа учащихся в начальной школе сопровождается ростом среди них удельного веса детей с недоразвитием «базовых психических функций». Если отмечаемое в стране повышение рождаемости детей будет сопровождаться теми же проблемами их развития, то сейчас необходимо безотлагательно приступить к разработке и осуществлению комплекса предупредительных
мер, отвечающих Закону «об Образовании» Российской Федерации в части ст. 2 п. 3, предусматривающей «адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
Между тем, недостаточная информированность школьных и дошкольных педагогических работников, а также руководителей образовательных учреждений об особенностях проявлений, динамики и многофакторных причинах формирования школьной дизадаптации у детей затрудняет их своевременное выявление, регистрацию и, следовательно, соразмерную их численности целенаправленную подготовку специалистов, в которых остро нуждаются такие дети, имеющие предусмотренное законом право на получение образования, соответствующего их индивидуальным возможностям. Именно на решение этой проблемы направлен приказ Минобразования от 01.04.03. №1313 «О программе модернизации педагогического образования».
3. Штатная численность областной и территориальных психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), а также нормативы их рабочей нагрузки таковы, что значительная часть детей, - прежде всего с «пограничными» формами психических расстройств и аномалий развития, составляющими «нижнюю часть айсберга», -остается не выявленной, обращая на себя внимание лишь в классах основной школы в форме глубокой педагогической запущенности, повторяющихся поведенческих нарушений, невротических реакций, прогулов, отказов от посещения школы и др. негативными признаками. Отсюда напрашивается необходимость пересмотра штатно-нормативного приказа по ПМПК или поиск иного решения, отвечающего упомянутой ситуации.
Вместе с тем, наличие заключения ПМПК о том или ином виде программы обучения детей с ШД вовсе не гарантирует его автоматического исполнения, поскольку ни одна из обследованных нами школ не располагала соответствующим набором специальных программ, учебников, учебных пособий, а также педагогическими кадрами, подготовленными к работе с этими детьми. Мало того, несмотря на очевидный рост численности детей с речевыми нарушениями, в ряде районов области со ссылкой на нехватку мест в ДОУ сокращается численность логопедических групп детских садов и логопедов. Одновременно, вопреки росту числа детей с «пограничными»
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
формами интеллектуальной недостаточности, в области упразднены классы компенсации (предусмотренные Законом образования РФ ст. 17, п. 4) и в несколько раз сокращены классы коррек-ционно-развиваощего обучения.
4. В подавляющем большинстве трудности, испытываемые детьми в начальной школе, представляют собой отдаленные последствия перинатальной патологии в форме различных вариантов синдрома «минимально-мозговой дисфункции», часто сочетающиеся с влиянием факторов неблагоприятного генетического и социальнопсихологического развития.
5. В силу малой плотности населения и других причин сравнительно невысокий уровень обеспеченности районов области квалифицированными врачебными кадрами сказывается на уровне охвата и качества диспансеризации детей, которая, помимо выявления тех или иных расстройств либо заболеваний, предполагает, прежде всего, осуществление регулярного лечения и наблюдения за его эффективностью. Между тем, в карте развития ребенка после записи диагноза нередко отсутствуют указания о том, в чем он нуждается и срок очередного обследования.
6. Отсутствие контроля ПМГПС за исполнением школами своих собственных рекомендаций и выявлением ошибочных решений лишает детей своевременной помощи, а заключения нередко служат для учителей лишь оправданием продолжающейся неуспешности ребенка, который не получает здесь и того, что предусматривают рекомендации ПМПК.
7. Сельская школа (да и не только сельская), будучи «интегрированной» в силу неоднородности контингента учащихся в одном классе (здесь учатся все: «одаренные» и «не очень»), сегодня практически не способна обеспечить условия обучения, предусмотренные Законом «об Образовании» Российской Федерации: принцип дифференциации и соразмерности педагогических требований индивидуальным особенностям, уровню развития и состоянию здоровья. С другой стороны, принцип «подушевого финансиро-
вания школы», т. е. выделения средств в зависимости от числа ее учащихся, будучи распространенным на сельскую школу, может еще больше осложнить ее функционирование.
8. Сельский учитель фактически занимается с тремя разнородными категориями учащихся, предполагающих разные программы обучения, тогда как юридические основания для этого отсутствуют, как нет и установленного порядка оплаты учителя, оценки качества его труда, требований к аттестации и т.п.
9. В ряде случаев, на наш взгляд, необходима ранняя (уже после 4-5 классов) профессиональная подготовка ученика за счет сокращения академических часов по предметам, которые ему недоступны. Такой подход мы наблюдали в ряде школ Франции, такой опыт есть и в России.
10. Требуется расширение знаний о работе с детьми с признаками школьной дизадаптации не только среди будущих учителей на психологопедагогическом факультете университета и слушателей ИПКРО, но и среди руководителей образования любого уровня.
11. В целях повышения эффективности взаимодействия между департаментами образования и здравоохранения целесообразно создать проблемный координационный совет при областной администрации по вопросам школьной и социальной дизадаптации с привлечением руководителей школ и ДОУ, наиболее компетентных специалистов по специальной педагогике и психологии, логопедии, врачей-педиатров, детских невропатологов и психиатров, юристов, работников комиссий по делам несовершеннолетних, преподавателей педагогических колледжей, психологопедагогического факультета государственного университета и ИПКРО.
Таким образом, результаты предварительных исследований учащихся сельских образовательных учреждений свидетельствуют о сложности и растущем масштабе проблемы школьной дизадаптации, нуждающейся в системном подходе как в оценке формирования этого социально-педагогическо-го явления, так и к способам его преодоления.