Published in the Russian Federation
Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences) Has been issued as a journal since 2008 ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008 Is. 2, pp. 164-173, 2019 DOI: 10.22162/2619-0990-2019-42-2-164-173 Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru
УДК 35.08/930
Первые регенты-тулку Тибета и их роль в управлении страной
Баатр Учаевич Китинов1
1 Институт востоковедения РАН (д. 12, ул. Рождественка, 107031 Москва, Российская Федерация)
кандидат исторических наук, научный сотрудник ORCID: 0000-0003-4031-5667. E-mail: kitinov@mail.ru
Анастасия Геннадьевна Люлина 2 3
2 Российский университет дружбы народов (д. 6, ул. Миклухо-Маклая, 117198 Москва, Российская Федерация)
кандидат исторических наук, ассистент
3 Институт востоковедения РАН (д. 12, ул. Рождественка, 107031 Москва, Российская Федерация)
научный сотрудник
ORCID: 0000-0003-0634-8844. E-mail: alyulina88@gmail.com
Аннотация. Цель и материалы исследования. В статье с использованием цинских источников рассмотрены фигуры трех регентов-тулку (Дэмо тулку Джампел Гелег, Цемолинг тулку Нга-ванг Цультим, Тацак тулку Еше Гонпо), чья роль в управлении Тибетом во второй половине XVIII в. - начале XIX в. была велика. Цель данного исследования — обращаясь к истокам регентства в Тибете, выявить основные причины восстановления этой должности в новом статусе (тулку) в период расцвета цинского администрирования; выявить особенности положения первых регентов-тулку в правительстве, а также оценить их роль в управлении Тибетом. Заключение. Анализ исторических фактов, касающихся деятельности трех представителей института регентства и их функций в правительстве, позволяет сделать вывод, что дэсриды и регенты с 1642 г. имели исключительное положение. Дэсрид при Далай-ламе V не только являлся главой гражданской и политической администрации, но и выполнял роль личного советника, хотя не относился к тулку. Регента выбирали Далай-лама или хошутский хан, его статус был законодательно обоснован. Цинское правительство в тех или иных решениях действовало в рамках указанных категорий и с учетом особенностей структуры и управления тибетского правительства. Вероятно, инспирированный императором институт регентов-тулку, с одной стороны, стал проводником их влияния в Тибете, с другой — восстановил и укрепил значение регента в целом в правительстве Далай-ламы, его роль в принятии решений по поиску, интронизации и сопровождении власти тибетского иерарха.
Ключевые слова: Тибет, империя Цин, институт регентства, тулку, Гелуг, Далай-лама Для цитирования: Китинов Б. У., Люлина А. Г. Первые регенты-тулку Тибета и их роль в управлении страной. Oriental Studies. 2019;(2):164-173. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-42-2164-173.
UDC 35.08/930
The First Tulku-Regents of Tibet and their Role in Governing the Country
Baatr U. Kitinov1
1 Institute of Oriental Studies of the RAS (12, Rozhdestvenka Str., Moscow 107031, Russian Federation) Cand. Sc. (History), Research Associate
ORCID: 0000-0003-4031-5667. E-mail: kitinov@mail.ru
Anastasiya G. Lyulina2 3
2 Peoples' Friendship University of Russia (6, Mikluho-Maklay Str., Moscow 117198, Russian Federation) Cand. Sc. (History), Assistant
3 Institute of Oriental Studies of the RAS (12, Rozhdestvenka Str., Moscow 107031, Russian Federation) Research Associate
ORCID: 0000-0003-0634-8844. E-mail: alyulina88@gmail.com
Abstract. Goals and materials of the research. The article investigates Qing sources and studies the personalities of three tulku-regents (Demo Tulku Jampel Geleg, Tsemoling Tulku Ngavang Tsültrim, Tatsak Tulku Yeshe Gonpo) considered to have played great roles in the management of Tibet in the mid-to-late 18th and early 19th centuries. Examining the origins of the regency in Tibet, the study aims to identify the main reasons for the restoration of this position in the new status (tulku) during the heyday of Qing Administration; characterize features of the position of the first tulku regents in the government, as well as assess their role in the management of Tibet. Conclusion. The analysis of the historical facts relating to activities of the three representatives of the regency institute and their functions within the government concludes that desrids and regents had gained exceptional position since 1642. The desrid under the 5th Dalai Lama became not only the head of the civil and political administration but also a personal adviser, not even being a tulku. The regent whose status was established by law was selected by the Dalai Lama or by the Khoshut khan. The Qing Government functioned within the frame of the mentioned categories and with due regard to peculiarities of the structure and administration of the Tibetan Government. Presumably inspired by the Emperor, the tulku-regency institute became the guide of the Qing's influence in Tibet, on the one hand; and on the other hand, it restored and reinforced the importance of the regent in general in the Dalai Lama's government, the regent's role in making decisions regarding search, enthronement and maintenance of the Tibetan hierarch's power.
Keywords: Tibet, Qing Empire, regency institute, tulku, Gelug, Dalai Lama
For citation: Kitinov B., Lyulina A. The First Tulku-Regents of Tibet and their Role in Governing the
Country. Oriental Studies. 2019;(2):164-173. DOI: 10.22162/2619-0990-2019-42-2-164-173.
Введение. Институт регентства в Тибете XVH-XVШ вв. Основные периоды
История института регентства в Тибете остается малоисследованной. В своей работе «Далай-ламы и регенты Тибета: хронологическое исследование» Л. Петех выделил три основных периода развития этого института ^еЛ 1959]. С 1642 г. по 1706 г. регент (дэсрид, дэси) возглавлял гражданскую и политическую администрации, мог
временно занимать должность главы правительства. Кандидатура регента утверждалась хошутским ханом или Далай-ламой. После правления Лхавсан-хана (1706-1717) регента как главы администрации не было, осталось только положение правителя Тибета, а религиозные обязанности выполнял Панчен-лама. На период отсутствия Далай-ламы VII в Лхасе (1728-1735) был назначен регент для выполнения религиозно-дисциплинарных обязанностей [Petech 1959: 377-378]. С 1751 г. Далай-лама VII
самостоятельно управлял Тибетом при поддержке Кашага из четырех министров. После смерти Далай-ламы VII (с 1757 г.) регент (гьялцаб) выбирался Генеральной Ассамблеей из числа тулку для исполнения светских и дисциплинарных обязанностей [Petech 1959: 378-379].
Придерживаясь этой периодизации, рассмотрим фигуры некоторых регентов, проявивших наибольшую активность в политических делах Тибета, подробнее остановимся на последнем периоде и уточним статус и обязанности регентов-тулку.
Материалы
В работе были использованы материалы следующих источников: цинские указы из сборника «Управление Тибетом со стороны центрального правительства и система перевоплощений живых будд. Сборник исторических материалов со времен Цин» (на кит. языке), «A Collection of Historical Archives of Tibet» (на кит. и англ. яз.), сведения из биографий Далай-лам на китайском языке [Я Ханьчжан 1999], переводы фрагментов тибетских источников на английском языке, выполненные Л. Петехом [Petech 1959] и П. Швигером [Schwieger 2015], а также перевод тибетских материалов, в том числе из биографии регента Нгаванга Цультима, представленные в работе В. Дивей [Dewey 2017]. Информация о регентах-тулку в цин-ских источниках очень фрагментарна и поверхностна, в основном имеется в документах, касающихся Далай-лам. Более детальные сведения представлены в источниках на тибетском языке.
Современные российские исследователи обращались к теме тибетских реген-тов-тулку сопутствующе — в контексте комплексных исследований. Материалы зарубежных исследователей (в том числе представителей тибетского ламства) пока остаются труднодоступными в России ввиду закрытого характера информации по отдельным темам, связанным с Тибетом.
Регенты при Далай-ламе V
Формально история регентства началась в 1642 г. со времени правления Далай-ламы V Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617-1682). Однако нужно отметить, что еще в источниках XIII в. сохранились сведения о регентах во времена правления школы тибетского буддизма Сакья. Ламы монастыря Сакья
были духовными правителями Тибета. Для ведения светских дел монгольские правители династии Юань назначали регентов, так называемых «Великих правителей». Шакья-Зангпо (Sha kya bzang po) — первый светский правитель Тибета, который был назначен Хубилай-ханом при Пагба-ламе в ранге регента (dpon chen) для управления областями Центрального Тибета Уй и Цзан (1275 г.) [Пагсам-Джонсан 1991: 36, 83]. В последующем роль «правителей» была нивелирована, и они фактически не назначались.
Политическое устройство Тибета в период XVII-XVIII вв. характеризовалось рядом особенностей. Главой государства с 1642 г. являлся Далай-лама V, правивший при поддержке Гуши-хана (1582-1654), главы этнополитического объединения хо-шутов. Правительство Далай-ламы Ганден Пходранг (dGa'-ldan pho-brang) имело дуальную структуру и основывалось на идее «религия и государство» (Сhos-srid,, lugs gnyis), при этом религия и буддийская этика играли первостепенную роль в решении дипломатических и государственных вопросов. На время поисков и малолетства последующего перерождения Далай-ламы назначался дэсрид (регент)1 для исполнения административных обязанностей.
Первым регентом при Далай-ламе V был Сонам Чойпел (занимал должность в 1642-1659 гг.), который сыграл ключевую роль в установлении связей между ойрата-ми-хошутами и иерархами Гелуг [Китинов 2004: 96-97]. Несмотря на то, что фигура дэсрида всегда была в тени, его роль в управлении страной существенно возросла. Символичным является то, что во время церемонии инаугурации Далай-ламы в зале Ташилунпо были установлены три трона: для Далай-ламы, для «царя Тибета» Гуши-хана и советника Сонам Чойпела. Их политический союз также называют «триумвиратом» [Елихина 2010: 136].
Дэсрид Сангье Гьяцо (занимал должность 1679-1703 гг.) после смерти Далай-ламы V (1682 г.) долгое время самостоятельно управлял Тибетом, скрывая факт смерти монарха. Декрет Далай-ламы V 1679 г. о
1 На протяжении истории регентства тибетские наименования этой должности были разными. Подробнее см.: [Dewey 2017: 36-56].
назначении Сангье Гьяцо главой правительства (Sde-ba) вызвал пристальное внимание китайских властей в 2011-2012 гг. в связи с назначением Далай-ламой XIV Лобсанг Сангая сикёнгом, т. е. главой (президентом) Центральной тибетской администрации в Индии. В зарубежной прессе тогда появились статьи, в которых сравнивалось положение двух этих регентов, и на основе аналогии высказывались предположения по вопросу поиска реинкарнации Далай-ламы XIV и о развитии последующих событий [Вашей 2011].
Отношения между указанными тремя политическими фигурами (Далай-лама, дэ-срид, «царь Тибета») были уникальными, однако для сохранения субординации обязанности каждой стороны и роль в процессе управления были разграничены законодательно.
В трех документах от 1643 г., 1653 г. и 1681 г. говорится о положении Далай-ламы по отношению к регенту и Гуши-хану. В первом законе указано, что отношения между «милостынедателем и адептом» должны быть оформлены в письменной форме. По мнению В. Д. Шакабпы, здесь речь идет о Гуши-хане и о регенте Сонам Чойпеле соответственно ^акаЬра 1984: 119].
Следующий закон 1653 г. о «милосты-недателе и адепте» раскрывал историю отношений между монгольскими ханами и предыдущими воплощениями Далай-ламы, благодаря которым тибетский буддизм укрепился в Монголии. Третий закон 1681 г. (^НЙЛ — «13 уложений») был составлен с участием дэси Сангье Гьяцо и прославлял Далай-ламу как хранителя Тибета. Несмотря на то, что Далай-лама получил светскую и духовную власть как подношение от Гу-ши-хана, сам хошутский правитель не мог принимать никаких важных решений по Тибету без санкции Далай-ламы [^Шата 2003: 541-545]. Более того, Далай-лама являлся воплощением бодхисаттвы Авалоки-тешвары, что также возвышало его перед регентом и Гуши-ханом. По мнению Л. Пе-теха, изначально хошутский хан продвигал регента для доступа через него к исполнительной власти. Однако со временем Далай-лама стал полновластным правителем Тибета [Petech 1959: 378]. Такая система правления отражала принципы «Буддийского правительства»: светский правитель
нуждался в легитимации своей власти посредством религии, а религия в свою очередь нуждалась в покровительстве со стороны политической элиты [Sinha 1968: 20].
Политический кризис
Дэси Сангье Гьяцо, столкнувшись с Лхавсаном, претендовавшим на полную политическую власть в стране, ушел в отставку, уступив свою должность Нгавангу Ринчену, своему сыну. Тем не менее Сангье Гьяцо в 1705 г. был казнен. Очередным противником хошутского хана стал Далай-лама VI Цаньянг Гьяцо (Tshangs dbyangs rgya mtsho, 1683-1706), которого Лхавсан обвинил в «фальшивости». Ситуация в Тибете осложнилась. Вот что пишут современные тибетские ученые: «Далай-лама VI Ца-ньянг Гьяцо взошел на трон в 1697 году. В то время должность дэси занимал Сангье Гьяцо. Между дэси и потомком Гуши-хана Лхавсан-ханом возник конфликт. Далай-лама правил уже 13 лет, когда был свергнут Лхавсан-ханом и умер по пути в Пекин, приняв приглашение посланника цинского императора» [Bod mi'i khrims 2002: 33].
Нгаванг Ринчен, также отправленный в изгнание с Цаньянг Гьяцо, смог добраться до Пекина и по указу императора был поселен недалеко от столицы [Petech 1972: 17].
Тем временем ситуация в Лхасе продолжала осложняться [Китинов 2018: 20-28]. Многие ламы не воспринимали решения хо-шутского хана, особенно когда он посадил на трон в Потале своего ставленника — «настоящего» «шестого» Далай-ламу Нгаванга Еше Гьяцо (Ngag dbangye shes rgya mtsho). Воспользовавшись внутриполитическим и религиозным кризисом в Лхасе и вообще в Тибете, джунгарский правитель Цеван-Раб-тэн (1697-1727) в 1717 г. вступил в Лхасу. Лхавсан погиб в бою близ Поталы.
В 1720 г. ввиду приближения большой маньчжурской армии джунгары оставили Лхасу. На престол Поталы был посажен Далай-лама VII Кэлсанг Гьяцо (bskal bzang rgya mtsho, 1708-1757). Маньчжурские власти намеревались восстановить светское правление хошутов, как было при Гуши-хане. Император выступал в качестве покровителя Тибета и Далай-лам, тибетская и кукунорская аристократия ждали от него привилегий [Petech 1972: 76].
Однако разногласия среди хошутов по вопросам правления и дальнейшего устрой-
ства власти требовали более пристального внимания со стороны Цин. Император Цин, пытаясь разобраться во внутритибетских событиях (смерти регента, правлении Лхав-сан-хана, вопросе с несколькими кандидатурами Далай-лам), несколько раз отправлял чиновников-наблюдателей в Тибет. В Лхасе было организовано временное военное правительство во главе с генералом Ян-синем. Далай-лама VII, несмотря на духовный авторитет, все еще не мог приступить к управлению государственными делами, так как он еще был молод и неопытен, и сам отказался принять управление Тибетом [Со-лощева 2013: 61].
В 1721 г. временное правительство было распущено и создан Совет министров (bka-bshag)2, который состоял из четырех кало-нов, местом резиденции служил монастырь Джоканг в Лхасе. Фактически Кашаг заменил институт регентов. Во избежание концентрации власти в руках клики Далай-ламы его полномочия были ограничены религиозными вопросами, политическая власть в основном принадлежала расколотому совету министров. Противоречия среди министров привели к гражданской войне в 1727 г. [Солощева 2014: 198-121].
Политический кризис в Тибете привлек внимание Цин, которая получила возможность политического влияния в этом направлении. Главным фактором действий Цин в регионе стало присутствие нескольких политических сил, имевших геополитические интересы в Тибете, а именно — джунгаров и хошутов, брачные союзы между которыми могли способствовать объединению сил против Цинской империи [^Шата 1997: 421]. Положение Далай-ламы, Панчен-ламы и в целом институт тулку стали для Цин ключом к политическому влиянию в регионе.
Регенты при Далай-ламах VII и VIII
После Лхасского мятежа 1750 г. цинское правительство, пересмотрев свои взгляды
2 Несмотря на то, что Кашаг был утвержден
императором, его нельзя считать цинским ин-
ститутом власти. Во-первых, похожая система с двумя министрами была при Далай-ламе V, во-вторых, претенденты в калоны избирались
Далай-ламой и амбанями и далее утверждались императором. Кашаг просуществовал в Тибете до 1959 г., сейчас является Советом министров «Тибетского правительства в изгнании».
на ситуацию в Тибете, инспирировало реформы тибетских институтов власти. Основным направлением стала патронизация религиозной власти. Далай-лама VII был восстановлен в статусе светского правителя Тибета. В структуре Ганден Пходранг получили развитие новые вспомогательные ведомства, призванные упорядочить разрозненную после междоусобиц систему управления. Изменения были внесены в «Уложение о ликвидации последствий бунта в Тибете в 13 статьях» 3 [УТЦП 1996: 29].
В 1751 г. в Тибете было восстановлено теократическое правление. После смерти Далай-ламы VII (1757) временным религиозным главой стал Панчен-лама VI Лобсанг Палден Еше (1738-1780). Он провел поиск и интронизацию Далай-ламы VIII Джам-пэл Гьяцо (1762-1804). Джампэл Гьяцо не проявлял интереса к политическим делам, поэтому временным главой правительства был назначен регент Дэмо Тулку Джампэл Гьяцо (De mo Ngag dbang 'jam dpal bde legs rgya mtsho, 1724-1777) [Я Ханьчжан 1999: 78-88].
Джампел Гелег Гьяцо был в регионе Кам шестым тулку линии Дэмо хутухту, которая имела тесные связи с Гелуг и монастырем Дрепунг [Dewey 2017: 29-30]. В Лхасе он получил монашеские обеты от Далай-ламы VII, а после смерти иерарха по ходатайству Чанкья хутухты Ролпэ Дордже (Lcang skya rol ba'i rdo rje)4 был назначен регентом (1757). Император Цяньлун пожаловал ему золотую грамоту и серебряную печать с надписью
ÉP» — «Печать благословенного Номун-ха-на5, управляющего делами Тибета и распространяющего буддийское учение» [Се Тин Цзе, Лобсанг Цюнь Цзюэ 2000: 171].
Джампел Гелег построил монастырь Те-ньелинг (Tenyeling), который стал первым из четырех лхасских монастырей-колледжей Несмотря на продолжительное пребывание у власти, о нем в источниках сохранилось очень мало сведений. В императорских декретах, помимо вышесказанно-
■Л.
3 Кит. ^ЙШШ^я-
4 Подробнее о Чанкья-хутухте Ролпэ Дорджэ
см.: [Wang 2000].
5 Номун-хан (Номин-хан) — монг. понятие, означает «король Дхармы». Цин использовали его как титул для именитых тулку Гелуг. См.: [Schwieger 2015: 121].
го, имеются только упоминания об участии Дэмо тулку в тех или иных событиях, связанных с Далай-ламой. Так, в декрете Цяньлуна 1761 г., адресованном Дэмо хутухту, кало-нам и амбаням, говорится о подготовке приглашения Далай-ламы в Поталу для интронизации. В декрете 1762 г., адресованном Панчен-ламе VI, написано, что он вместе с Дэмо тулку должен доставить Далай-ламу VIII в Поталу для возведения на трон и пр. [УТЦП 1996: 165-166; CHAT 1995: 42]
Процедура избрания регента-тулку, который также мог называться Гьялцабом (Gyaltsab), была следующей: он выбирался на Ассамблее Цонду (Tsongdu) из числа инкарнаций высших лам четырех лхасских монастырей: Кунделинг (Kundeling), Те-ньелинг (Tenyeling), Цечолинг (Tsecholing), Цомолинг (Tsomoling), или других крупных монастырей Центрального Тибета [Бу Цюн 2004; Rahul 1969: 31].
Кандидатура утверждалась императором Цин на 7 лет. Поиск и назначение тулку на должность регента контролировались императором посредством амбаней. Регенты имели определенную власть в светских делах, в отдельных случаях присутствовали на заседаниях Кашага, но в основном консультировались с Цонду. Регентам принадлежал Лабранг (Labrang)6. Лабранг (как и власть в целом) не контролировался единственной линией перерождений — гьял-цаб каждый раз выбирался из различных линий инкарнаций (которых было всего шесть с 1757 г.: Дэмо (Demo), Цемолинг (Tsemonling), Ретинг (Reting), Кунделинг (Kundeling), Дирту (Ditru), Тактра (Taktra)) [Goldshtein 1973: 448].
Регентская система, при которой кандидатуры выдвигались из числа тулку и назначались с санкции императора Цин (позже — республиканского правительства), просуществовала до 1950 г.
В 1777 г. после смерти регента Кашаг предложил передать полное руководство страной Далай-ламе VIII, но тот еще не завершил религиозного образования и отказался.
На должность регента претендовали два тулку, бывшие в доверии императора Цяньлуна, они же попеременно правили в последней четверти XVIII - начале XIX вв. Одним из них был Нгаванг (Агван) Цуль-тим (Ngag dbang tshul khrims) из монастыря Сэра (регент в 1777-1785, 1790-1791 гг.). Он провел около пятнадцати лет при дворе Цяньлуна в качестве личного наставника [Dewey 2017: 33].
Нгаванг Цультим (1721-1791) был приглашен в Пекин по ходатайству Ролпэ Дордже и в течение 14 лет исполнял обязанности настоятеля монастыря Юнхэгун. В 1777 г. он был направлен в Тибет и получил должность регента. В совместной работе с амбанем и калонами он инспектировал различные области Тибета, провел реформирование хозяйственной сферы. Он также участвовал в идентификации инкарнации шестого Панчена, в 1778 г. стал 61-м Ган-ден-трипой7. После смерти Чанкья хутухты Ролпэ Дордже снова был вызван в Пекин на замещение его обязанностей. К этому времени (1785) закончился семилетний срок его регентства. Далее Далай-лама VIII правил единолично в течение трех лет. В китайских источниках неоднократно отмечалась его некомпетентность в политических делах, неспособность предотвратить войну с гуркхами и, как следствие, подчеркивалась необходимость назначения нового сильного ламы-регента в Тибете, коим стал Тенпэ Гёнпо (восьмой Тацак тулку Еше Лобсанг Гонпо, Rta-tshag VIIIYe-shes-blo-bzang-bstan-pa'i-mgon-po, также известный как Bstan-pa'i-mgon-po, правивший 1789-1790, 1791-1810 гг.)
Тенпэ Гёнпо во время своего обучения в Чэндэ познакомился с Ролпэ Дорджэ, от которого принял монашеские обеты гецула (dge tshul) в 1772 г. был представлен императору в Пекине, получил от него высокий монгольский титул «джасак» (тиб. tham ga bla ma) [Tsem Rinpoche 2018]. В 1781 г. он отправился в колледж Гоманг монастыря Дрепунг, где проходил обучение под руководством Далай-ламы VIII. Цинское прави-
6 Лабранг — казна, основное хранилище 7 Ганден-трипа — титул духовного лидера
финансовых средств и другого имущества. школы Гелуг и настоятель монастыря Ганден,
М. Голдштейн говорит о Лабранге не просто как выборная должность.
о казне, а представляет ее более сложной струк- 8 Принятие монашеских обетов «гецула»
турой с религиозным содержанием, владеющей считается частичным посвящением, полное по-
монастырями и значительным имуществом. См.: священие происходит с принятием обетов «ге-
[Goldshtein 1973: 449-450]. лонга».
тельство доверило ему руководство делами Тибета в 1789 г., как говорилось выше, в связи с некомпетентностью Далай-ламы в политических делах. Он получил от императора Цяньлуна титул «ШШШ^П^^^Ч^ iL^^^IW» («Болэту Номун -хан, джасак лама») [Ту Ся 2001]. В цинских источниках он фигурирует как Джедрунг хутухту (ШШ ИШ^Щ). Регентство Тенпэ Гёнпо прервалось в 1790 г., когда из-за поддержки брата Далай-ламы, нарушавшего закон в Тибете, он был вызван в Пекин [CHAT 1995: 47].
По завершении войны с гуркхами предыдущий регент Нгаванг Цультим снова вернулся в Тибет, будучи назначенным гьялцабом во второй раз. После смерти был назван первым тулку Цемолинг. Таким образом Нгаванг Цультим объединил в своем лице три функции: являлся дисциплинарным наставником Далай-ламы, регентом и Ганден-трипой [Цзинь Лэй 2007: 313].
В архивных документах сохранилась его петиция императору с рекомендациями о назначении нового министра-монаха на вакантную должность в Кашаге и обращение министров к гьялцабу («Ганден-трипа Номун-хан») о поддержке продовольствием тибетской армии в войне с гуркхами [CHAT 1995: 44-45].
Последующие 20 лет у власти снова был Тенпэ Гёнпо, в тесном взаимодействии с министрами он провел работу по восстановлению экономики Тибета после войны, его позиции остались прочными после реформы по реорганизации правительства 1793 г. Он получил во владение монастырь Кунде-линг, построенный императором в честь завершения войны с гуркхами. В дальнейшем линия инкарнации Татсак также называется Кунделинг хутухту [Tsem Rinpoche 2018].
Его позиции еще более усилились после кончины Джампэл Гьяцо, восьмого Далай-ламы, в 1804 г. В частности, он принял решение о материальной и финансовой поддержке жителей Тоха (западный Тибет), сильно пострадавших в ходе войны с гур-кхами. Ввиду недовольства определенной части тибетцев присутствием китайцев и маньчжуров, регент предложил новому императору Цзяцзину (1796-1820) сократить гарнизон, как и вообще количество офицеров, что и было сделано после инспекционной поездки чиновников из Пекина [Shakabpa 1984: 171].
В 1807 г. регент принял активное участие в поиске и признании новой девятой инкарнации Далай-ламы, который был ин-тронизирован в 1808 г. как Лунгток Гьяцо (Lung rtogs rgya mtsho, 1805-1815), причем его выбор (из двух мальчиков-претендентов) был осуществлен самими тибетцами, без использования золотой урны. Сохранился декрет императора Цзяцина 1808 г., где он дает разрешение на утверждение кандидатуры Далай-ламы IX, минуя процедуру жеребьевки из Золотой урны [УТЦП 1996: 177]. Регент в этом случае, вместе с Панчен Эрдени, был ответственным за процесс избрания и воспитания Далай-ламы.
Заключение
Анализ исторических фактов, касающихся деятельности трех представителей института регентства и их функций в правительстве, позволяет сделать вывод, что дэсриды и регенты с 1642 г. имели исключительное положение. Дэсрид при Далай-ламе V не только являлся главой гражданской и политической администрации, но также выполнял роль личного советника, хотя не относился к тулку. Регента выбирали Далай-лама или хошутский хан, его статус был законодательно обоснован. Длительный период отсутствия регентов при правителе (1706-1757) совпал со временем глубокого политического кризиса в Тибете. Во время отсутствия Далай-ламы VII в Лхасе (1728-1735) был назначен чиновник, выполнявший религиозно-дисциплинарные обязанности. С 1751 г. Далай-лама самостоятельно управлял Тибетом при поддержке Кашага. Далее, с 1757 г. регент (гьялцаб) уже выбирался Ассамблеей из числа тулку для «временного исполнения светских и дисциплинарных обязанностей, ... для опеки суверенитета Далай-ламы» [Petech 1972: 242]. Такое определение указывает Л. Петех в своих работах, так как именно такие функции были предписаны регенту в цинских источниках. Однако, исходя из изложенного, мы можем заключить, что гьял-цабы Дэмо Джампел Гелег, Нгаван Цультим и Тенпэ Гёнпо фактически «правили» Тибетом в сложный период деполитизации Далай-ламы и тибето-непальского противостояния, их авторитет в кругах тибетской властной элиты был подкреплен титулами и обращениями, данными императором Цин (хутухту, номун-хан, джасак).
Из указанных текстов видно, что во всех решениях, связанных с Далай-ламой, и в организации важных тибетских событий участвовали первые лица правительства, среди которых регент-тулку играл важную роль. Его фигура в тибетском политическим устройстве Ганден Пходранг была обособлена и фактически составляла отдельный институт, находящийся над религиозной и светской ветвями власти, на одном уровне с Далай-ламой и амбанем. Однако нельзя утверждать, что институт регентов в этот период являлся частью системы цинского администрирования в Тибете. Положение гьялцабов определялось не только спецификой изменений в структуре правительства и внешнеполитической обстановки, но и под воздействием следующих религиозно-политических факторов: «Буддийское правительство» Далай-ламы с 1642 г. функционировало на основе единения религии
Источники
Пагсам-Джонсан 1991 — Пагсам-Джонсан: история и хронология Тибета / пер. c тибет. яз., предисл., коммент. Р. Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, 1991. 264 с. УТЦП 1996 — Циндай илай чжунъян чжэнфу дуй Сицзан дэ чжили юй хофо чжуаньши чжиду шиляо хуэйцзи (= Управление Тибетом со стороны центрального правительства и система перевоплощений живых будд. Сборник исторических материалов со времен Цин) / Ред. Чжао Сюэни, Чан Вэйминь. Бэйцзин: Хуавэнь чубаньшэ, 1996. 546 с. (На кит. яз.)
CHAT 1995 — A Collection of Historical Archives of Tibet. Beijing: Cultural Relics Publishing House, 1995. 107 р. (In Eng., in Chin.)
Sources
[Administration of Tibet by the central Government (of China) and the system of reincarnate 'living Buddhas'. Coll. historical materials: from the Qing period (to the present)]. Zhao Xueni, Chang Weimin (eds.). Beijing: Huawen Publ., 1996. 546 p. (In Chin.) [Pag Sam Jon Zang: History and Chronology of Tibet]. R. E. Pubaev (transl., annot., comment.). Novosibirsk: Nauka, 1991. 264 p. (In Russ.) A Collection of Historical Archives of Tibet. Beijing: Cultural Relics Publishing House, 1995. 107 р. (In Eng. and Chin.)
и политики (Chos-srid), характеризовалось дуальностью управления (светский чиновник — монах); власть духовного правителя всегда имела поддержку в лице светского лидера, что подкреплялось союзом «наставник-покровитель» (mchod-yon); институт высших тулку являлся ядром политической системы Тибета, был тесно связан с ведущими монастырями Гелуг. Цинское правительство в тех или иных решениях действовало в рамках указанных категорий и с учетом особенностей структуры и управления тибетского правительства. Вероятно, инспирированный императором институт регентов-тулку, с одной стороны, стал проводником их влияния в Тибете, с другой — восстановил и укрепил значение регента в целом в правительстве Далай-ламы, его роль в принятии решений по поиску, интронизации и сопровождении власти тибетского иерарха.
Литература
Бу Цюн 2004 — Бу Цюн. Ласа сы да «линь» дэ лиши юлай (= Истоки четырех великих монастырей Лхасы) [электронный ресурс] // Бэйцзин: Сицзан яньцзю, 2004. № 2. http:// www.tibet.cn/periodical/xzyj/2004/02/200705/ t20070514_235691.html (дата обращения: 15.02.2019).
Елихина 2010 — Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб.: Нестор-история, 2010. 292 с. Китинов 2004 — Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) / под общ. ред. Бонгард-Ле-вина. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. 190 с. Китинов 2018 — Китинов Б. У. Тибетский контекст в хошутско-цинских отношениях: от равенства к подчинению // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2018. № 2. С. 20-28. Се Тин Цзе, Лобсанг Цюнь Цзюэ 2000 — Се Тин Цзе, Лобсанг Цюнь Цзюэ. Сицзан Чанду дили ганъяо (= История и география тибетского Чамдо). Лхаса: Сицзан женьминь чу-баньшэ, 2000. 370 p. Солощева 2013 — Солощева М. А. Кукунор-ский мятеж 1723-1724 гг. и его значение для истории Тибета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 13. 2013. № 1. С. 58-67.
Солощева 2014 — Солощева М. А. Политика империи Цин в отношении Тибета в период правления императора Юнчжэна (17231735 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2014. 221 с.
Ту Ся 2001 — Ту Ся. Чанду Циндай дэ сы да хутукэту (= Четыре великих хутухту Чамдо в эпоху Цин) [электронный ресурс] // Бэй-цзин: Чжунго цзансюэ, 2001. № 4. URL: https://www.docin.com/p-1638754923.html (дата обращения: 15.02.2019). (На кит. яз.)
Цзинь Лэй 2007 — Цзинь Лэй. Люши баньчань эрдэни Баньдань Иси (= Панчен-лама VI Палден Еше) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (= Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку) / гл. ред. Га Дава Цайжэнь. Бэйцзин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. С. 293-317. (На кит. яз.)
Я Ханьчжан 1999 — Я Ханьчжан. Далай-лама чжуань (= Биографии Далай-лам). Бэйцзин: Хуавэнь чубаньшэ, 1999. 389 с. (На кит. яз.)
Barnett 2011 — Barnett R. The Dalai Lama's 'Deception': Why a Seventeenth-Century Decree Matters to Beijing [электронный ресурс] // NYR Daily. April 6, 2011. URL: https://www.nybooks.com/daily/2011/04/06/ dalai-lamas-deception/ (дата обращения: 15.02.2019). (На англ. яз.)
Bod mi'i khrims 2002 — Bod mi'i khrims mthun gzhung dga' ldan pho brang dbu brnyes nas lo 360 'khor ba'i bka' drin rjes dran dang ma ongs mdun bskyod kyi kha phyogs (= К 360-летию основания центрального правительства Ган-ден Пходранг). Dharamsala: LTWA, 2002. Vol. 1. (На тибет. яз.)
Dewey 2017 — Dewey W. A. Union of Religion and Politics: The Tibetan Regency of Ngawang Tsultrim: dissertation for the Doctor of Philosophy in Religious Studies. Santa Barbara: University of California, 2017. 298 p. (На англ. яз.)
Goldshtein 1973 — Goldshtein M. C. The Circulation of Estates in Tibet: Reincarnation, Land and Politics // The Journal of Asian Studies. Cambridge, 1973. Vol. 32. No. 3. 448 p. (На англ. яз.)
Ishihama 1997 — Ishihama Y. New Light on the "Chinese Conquest of Tibet" in 1720 (based on the new Manchu sources) // PIATS VII. 1997. P. 419-426. (На англ. яз.)
Ishihama 2003 — Ishihama Y. On the Dissemination of the belief in the Dalai-lama as a Manifestation of the Bodhisattva Avalokitesvara // The History
of Tibet. The Medieval Period: 850-1895. The development of Buddhist Paramountcy. London; New York, 2003. P. 541-545. (На англ. яз.)
Petech 1972 — Petech L. China and Tibet in the early XVIIIth century: history of the Establishment of the Chinese Protectorate in Tibet / Luciano Petech. Leiden: Brill, 1972. 309 p. (На англ. яз.)
Petech 1959 — Petech L. The Dalai-Lamas and Regents of Tibet: A Chronological Study // T'oung Pao. Second Series. Leiden, 1959. Vol. 47. P. 368-394. (На англ. яз.)
Rahul 1969 — Rahul R. The Government and Politics of Tibet. Delhi: Vikas Publications, 1969. 160 p. (На англ. яз.)
Schwieger 2015 — Schwieger P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institution of Reincarnation. New York: Columbia University Press, 2015. 342 p. (На англ. яз.)
Shakabpa 1984 — Shakabpa W. D. Tibet. A Political History. New York: Potala Publications, 1984. 369 p. (На англ. яз.)
Sinha 1968 — Sinha, Nirmal C. Chos Srid Gnyis Ldan (англ.) // Bulletin of Tibetology. 1968. Vol. 5. № 3. Р. 13-27. (На англ. яз.)
Tsem Rinpoche 2018 — The Eighth Tatsak Jedrung, Yeshe Lobzang Tenpai Gonpo [электронный ресурс] // Treasury of Lives. August 3, 2018. URL: https://www.tsemrinpoche.com/tsem-tulku-rinpoche/great-lamas-masters/the-eighth-tatsak-jedrung-yeshe-lobzang-tenpai-gonpo. html_(дата обращения: 15.02.2019). (На англ. яз.)
Wang 2000 — Wang Xiangyun. The Qing Court's Tibet Connection: Lcang skya Rol pa'i rdo rje and the Qianlong Emperor // Harvard Journal of Asiatic Studies. 2000. Vol. 60. № 1. Р. 125163. (На англ. яз.)
References
[To celebrate the 360th Anniversary of the foundation of the Central Government (of Tibet) — Ganden Phodrang]. Dharamsala: LTWA, 2002. Vol. 1. (In Tib.)
Barnett R. The Dalai Lama's 'Deception': Why a Seventeenth-Century Decree Matters to Beijing. NYR Daily. April 6, 2011. An Internet resource: https://www.nybooks.com/daily/2011/04/06/ dalai-lamas-deception/ (accessed: 15 February 2019). (In Eng.)
Bu Qiong. [The Four Great monasteries of Lhasa: origins]. Beijing: Xizang Yanjiu, 2004. No. 2. An Internet resource: http://www.tibet.cn/periodi-cal/xzyj/2004/02/200705/t20070514_235691. html (accessed: 15 February 2019). (In Chin.)
Dewey W. A. Union of Religion and Politics: The Tibetan Regency of Ngawang Tsultrim. Dissertation for the Doctor of Philosophy in Religious Studies. Santa Barbara: University of California, 2017. 298 p. (In Eng.) Elikhina Yu. I. Cults of Main Bodhisattvas and their terrestrial reincarnations in the history and art of Buddhism. St. Petersburg: Nestor-Historia, 2010. 292 p. (In Russ.) Goldstein M. C. The Circulation of Estates in Tibet: Reincarnation, Land and Politics. The Journal of Asian Studies. Cambridge, 1973. Vol. 32, No. 3. 448 p. (In Eng.) Ishihama Y. New Light on the 'Chinese Conquest of Tibet' in 1720 (based on the new Manchu sources). PIATS VII. 1997. Pp. 419-426. (In Eng.)
Ishihama Y. On the Dissemination of the Belief in the Dalai-lama as a Manifestation of the Bodhisattva Avalokitesvara. The History of Tibet. The Medieval Period: 850-1895. The development of Buddhist Paramountcy. London; New York, 2003. Pp. 541-545. (In Eng.)
Jin Lei. The 6th Panchen Lama Palden Yeshe. [Investigating Tibetan Buddhism and the 'tulku' reincarnation system: collected articles]. Beijing: Zhongguo Zangxue Publ., 2007. Pp. 293-317. (In Chin.) Kitinov B. U. Sacred Tibet and martial steppe: Buddhism among the Oirats (13th -17th centuries). G. M. Bongard-Levin (ed.). Moscow: KMK Scientific Press Ltd., 2004. 190 p. (In Russ.) Kitinov B. U. The Tibetan context in Khoshut-Qing relations: from equality to subordination. Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the RAS. 2018. Vol. 36, No. 2. Pp. 20-28. (In Russ.)
Petech L. China and Tibet in the Early 18th Century: History of the Establishment of Chinese Protectorate in Tibet. Leiden: Brill, 1972. 309 p. (In Eng.) Petech L. The Dalai-Lamas and Regents of Tibet: A Chronological Study. T'oung Pao. Second
Series. Leiden, 1959. Vol. 47. Pp. 368-394. (In Eng.)
Rahul R. The Government and Politics of Tibet. Delhi: Vikas Publications, 1969. 160 p. (In Eng.)
Schwieger P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institution of Reincarnation. New York: Columbia University Press, 2015. 342 p. (In Eng.)
Shakabpa W. D. Tibet. A Political History. New York: Potala Publications, 1984. 369 p. (In Eng.)
Sinha, Nirmal C. Chos Srid Gnyis Ldan. Bulletin of Tibetology. 1968. Vol. 5. No. 3. Pp. 13-27. (In Eng.)
Soloshcheva M. A. The Koko Nor Rebellion of 1723-1724 and its significance for the history of Tibet. Vestnik of Saint Petersburg University. 2013. Vol. 13, No. 1. Pp. 58-67. (In Russ.)
Soloshheva M. A. [Policies of the Qing Empire towards Tibet during the Yongzheng Emperor's reign (1723-1735)]. A Cand.Sc. (history) thesis. St. Petersburg, 2014. 221 p. (In Russ.)
The Eighth Tatsak Jedrung, Yeshe Lobzang Tenpai Gonpo. Treasury of Lives. August 3, 2018. An Internet resource: https://www.tsemrinpoche. com/tsem-tulku-rinpoche/great-lamas-masters/ the-eighth-tatsak-jedrung-yeshe-lobzang-tenpai-gonpo.html (accessed: 15 February 2019). (In Eng.)
Tu Xia. [The Four Great Khutukhtus of Qamdo during the Qing era]. Beijing: Zhongguo Zangxue, 2001. No. 4. An Internet resource: https://www.docin.com/p-1638754923.html (accessed: 15 February 2019). (In Chin.)
Wang Xiangyun. The Qing Court's Tibet Connection: Lcang skya Rol pa'i rdo rje and the Qianlong Emperor. Harvard Journal of Asiatic Studies. 2000. Vol. 60. No. 1. Pp. 125-163. (In Eng.)
Xie Ting Jie, Luosang Qun Jue. [Qamdo, Tibet: history and geography]. Lhasa: Xizang Renmin Publ., 2000. 370 p. (In Chin.)
Ya Hanzhang. [Biographies of the Dalai Lamas]. Beijing: Huawen Publ., 1999. 389 p. (In Chin.)
Ф