РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Russian Statehood
В.А. Морев
ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ И НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТЕЛЕГРАФА ЧЕРЕЗ СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (1850 - 1870-е годы)*
V. Morev
The First Projects and the Commencement of Installation of the Electric Telegraph through Siberia and the Russian Far East (1850s - 1870s)
Электрический телеграф, являющийся первым средством электросвязи, был изобретен в 1830-е гг. В Российской империи телеграфы стали строиться с середины 1850-х гг. Это новое для того времени средство коммуникации впоследствии составило серьезную конкуренцию почтовой связи. Электрический телеграф стал играть большую роль в обеспечении более оперативной связи центра Российской империи с сильно отдаленными регионами и даже с другими странами. Это позволяло эффективнее контролировать удаленные рубежи империи и выстраивать более выгодные для нее экономические и политические отношения с такими странами, как Китай, Япония и США. Кроме того, Сибирь и Дальний Восток испытывали острую нужду в оперативной связи с центром страны. В отличие от телеграфа, почта не обеспечивала высокой скорости передачи сообщений. Поэтому уже через два десятилетия после изобретения нового способа связи появились первые проекты проведения электрического телеграфа через Сибирь и Дальний Восток, а также к берегам Русской Америки.
В статье предпринята попытка обобщить имеющийся по данной проблеме материал (включая опубликованные и неопубликованные источники), проанализировать факты, касающиеся первых проектов
* Статья написана в рамках научного проекта «Почтовая и телеграфная связь Российской империи в путевых заметках немецких путешественников XVIII - XIX вв.» (№ 8.1.81.2015), выполненного при поддержке Программы «Научный фонд ТГУ им. Д.И. Менделеева» в 2015 г.
8
проведения электрического телеграфа через Сибирь и Дальний Восток, а также рассмотреть историю проведения телеграфа через эти регионы в 1860-1870-е гг.
Источниковая база представлена документами Государственного архива Омской области (ГАОО), а также опубликованными материалами. Среди последних следует особо отметить путевые заметки немецких ученых, писавших о России во второй половине XIX в. Многие из них все еще не переведены на русский язык. Так, немецкие ученые Г. Егер и Р. Андрэ писали о благоприятных перспективах проведения телеграфа через территорию Сибири. Г. Егер, упоминая о первых двух провальных попытках проведения телеграфа между Европой и Америкой через Атлантический океан, высказал предположение, что более коротким мог оказаться путь через Азию и Берингов пролив1.
Р. Андрэ посвятил часть своего труда началу строительства рос-сийко-американского телеграфа, а также сравнению двух проектов этой линии. Первый проект отстаивал американский предприниматель Перри МакДонаф Коллинз, второй принадлежал русскому военному инженеру Дмитрию Ивановичу Романову. Оба автора проектов трансконтинентального телеграфа намеревались соединить с помощью передового для того времени средства связи российский Дальний Восток и Русскую Америку. При этом Р. Андрэ был уверен, что завершение строительства телеграфа «не заставит себя слишком долго ждать»2. Его книга вышла в свет в 1867 г., и в этом же году американская сторона отказалась от реализации проекта русскоамериканского телеграфа.
Из опубликованных источников заслуживают внимания публикации журналистов и статистиков второй половины XIX в. А.М. Бу-рухина3 и М. Шедлинга4 в «Почтово-телеграфном журнале», содержащие важные фактические и статистические сведения о проведении через Сибирь и Дальний Восток электрического телеграфа и начальном этапе его функционирования.
Не одна Россия была заинтересована в проведении телеграфной связи через Сибирь и Дальний Восток. Так, американцы намеревались развивать свою торговлю на Дальнем Востоке, а значит, им была необходима телеграфная связь с Евразией. Кроме того, обозначилось некоторое тактическое сближение Российской империи и США в связи с усилением влияния англичан на Дальнем Востоке, которые тянули телеграфную линию через Ближний Восток к своим индийским владениям. В конце 1850-х гг. они соединили телеграфным проводом Индию, Австралию, Сингапур и Гонконг. В конце 1860-х гг. англичане активно добивались разрешения китайских властей вести телеграф по территории этой страны5.
Итак, в 1850-е гг. первые проекты проведения телеграфной связи через Сибирь, Дальний Восток и Северную Америку были предложены иностранцами.
9
Первое такое предложение российскому правительству сделал американец Т. Шафнер (Шафер) в 1854 г. По его проекту, телеграфная линия должна была идти от Москвы через Сибирь, Камчатку и Берингов пролив или, альтернативно, от Иркутска вниз по Амуру и вдоль Алеутских островов к Северной Америке для соединения с телеграфными линиями США. Т Шафнер (Шафер) был готов осуществить проект за свои деньги при условии, что он будет обеспечен рабочей силой и исключительными правами на использование телеграфа на 100 лет. Предложение американца было вежливо отклонено6.
В 1857 г. предложение о прокладке телеграфа через Сибирь поступило от Международного общества электрического телеграфа и его директора Лиже де Либессара, который считал более выгодным вариантом установление телеграфного сообщения с Америкой через Берингов пролив, чем через Атлантический океан. Российско-американской телеграфной линии предполагалось дать следующее направление: от Петербурга через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск до Кяхты. Затем, направляясь на север, вдоль Станового хребта, линия должна была доходить до Охотска и, наконец, до устья Анадыря, впадающего в Восточный океан. Кабель предполагалось уложить в Беринговом проливе, по направлению от Чукотского носа к мысу Ныхта, а далее вдоль русских и английских владений, через Мексику и соединить с телеграфной сетью США. Проект не осуществился, так как он оказался во многом ошибочен и невыполним7.
Однако попытки включения Сибири в телеграфный путь по направлению к Америке не прекращались.
В 1858 г. англичане также предлагали свои проекты; среди них были лондонские банкиры Дево и К, а также полковник Кэмпбелл и подполковник Кэмпбелл-Слейг. Лондонские банкиры предложили устройство телеграфа через Россию, Северную Америку и Орегон в Калифорнию, не разъясняя более определенно направление линии. Проект был отклонен российским правительством. Наиболее активным оказался подполковник Кэмпбелл-Слейг, приехавший в Россию с проектом своего брата полковника Кэмпбелла. Он предлагал осуществить телеграфное соединение двух континентов либо по дну Берингова пролива, либо по Алеутской островной дуге. Кроме того, Кэмпбелл выдвигал проект постройки железной дороги от Нижнего Новгорода к Татарскому проливу Тихого океана. Как пишет А.В. Постников, российское правительство отказалось от услуг Кэмпбелла в том числе потому, что русские дипломаты выявили на основании публикаций лондонских газет “Times» и “Daily News”, что полковник - мошенник, занимающийся денежными махинациями8.
Примерно в это же время был разработан и проект французского инженера М.П. Жусселена, о котором известно очень мало.
10
Все названные проекты иностранцев после тщательного изучения были отвергнуты как трудноисполнимые, невыгодные для казны или просто несерьезные. Только американский майор П.М. Коллинс, являвшийся торговым агентом США на Амуре, получил разрешение в 1859 г. за свой счет провести изыскания на русской территории от устья Амура до границы Русской Америки и Канады. При этом ему не давалось никаких пособий или гарантий. В 1863 г. министр почт и телеграфов граф И.М. Толстой и акционерное общество Коллинс, Сибли и Ко подписали договор об условиях строительства телеграфного сообщения между Российской империей и США. Русская сторона брала на себя обязательства построить телеграф от Иркутска до устьев Амура, а американская - от западных штатов США через Аляску, Берингов пролив, тихоокеанское побережье России до Приамурья9.
Итак, часть телеграфной линии на Дальнем Востоке должны были прокладывать американцы. По плану П. Коллинса, ее следовало вести по северному побережью Охотского моря через Тауск (60° северной широты), затем в северно-восточном направлении в Пенчинск, то есть до самой северной части полуострова Камчатка и далее в южно-восточном направлении через мыс Олюторский (60° северной широты) к мысу Чукотский, который находится на востоке Анадырского залива, как бы у входа в Берингов пролив. Сам Берингов пролив оставался севернее, так как телеграф должен был прокладываться под водой от мыса Чукотского до острова Святого Лаврентия и от него на американский континент. Далее он следовал бы вдоль берегов Русской Америки и Британской Колумбии до Пьюджет-Саунда, откуда уже тогда действовало телеграфное сообщение поперек на восток через всю Северную Америку до Кейп-Рейса на Ньюфаундленде10.
Строительство на американском континенте шло быстро. Однако, несмотря на большие затраты американской стороны в 3 млн долл., 28 февраля 1867 г. в Петербурге было получено известие от президента Компании западных соединенных телеграфов Дж. Уэда о прекращении работ по дальнейшему строительству российскоамериканского телеграфа. Причиной отказа от уже начатого строительства послужило достижение С. Филда в прокладывании телеграфной связи через Атлантический океан в 1866 г. Как выяснил Н.Н. Болховитинов, связь Америки с Европой через Атлантику оказалась гораздо дешевле, чем через Берингов пролив11.
Позднее, в 1892 г., журналист, экономист и статистик А.М. Бу-рухин, ссылаясь на расчеты Международного общества электрического телеграфа, писал об обратном, приводя конкретные цифры. Так, стоимость атлантического кабеля, не считая различных расходов по укладке, была «определена в 8 750 000 франков; устройство же воздушной линии через Сибирь обошлось бы, по расчету общества, всего в 4 270 000 франков»12. Хотя следует понимать, что дан-
11
ные подсчеты могут быть крайне субъективными. Нельзя не учесть коммерческий интерес Международного общества электрического телеграфа и его директора Лиже де Либессара, боровшегося за то, чтобы прокладка телеграфа осуществлялась именно по его проекту.
Однако не только иностранцы предлагали провести телеграфную линию через Сибирь и Дальний Восток. Отечественный проект проведения трансконтинентального телеграфа через Сибирь, Дальний Восток и Северную Америку принадлежал русскому офицеру Д.И. Романову. Свой проект Русско-Американского международного телеграфа капитан Первого кавалерийского пионерного дивизиона Д.И. Романов разработал еще в 1856 г.13 В начале 1857 г. он представил в Кяхте генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву (впоследствии графу Амурскому) проект устройства русско-американского международного телеграфа14.
Геополитические интересы России требовали проведения телеграфной линии хотя бы до устья Амура, на чем и настаивал Н.Н. Муравьев-Амурский, поднявший вопрос об этом в 1858 г. На разработку проекта Сибирского телеграфа повлиял и такой фактор, как стремление российского правительства обезопасить свои владения на Тихом океане от британской угрозы. Поражение Китая в опиумных войнах 1840-1860-х гг. с англичанами и его экономическое закабаление показало, что русские границы уязвимы по Амуру. В течение 1858-1860 гг. российская дипломатия сумела решить территориальные споры с Китаем. Согласно Айгунскому и Тяньцзиньскому мирным договорам 1858 г. за Россией признавалось владение левобережьем Амура. По Пекинскому договору 1860 г. к России отошел Уссурийский край (земли к востоку от реки Уссури до Японского моря)15.
Встал вопрос об укреплении новых границ в этих краях, что предполагало, в частности, и необходимость проведения телеграфной связи. Ведь пересылка даже экстренных сообщений с помощью почты была необычайно длительной. Так, известие об отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчат-ский и Николаевск-на-Амуре и уничтожении десантов англичан и французов в 1854 г. (в ходе Крымской войны) было получено в Петербурге лишь спустя полтора месяца после этих событий16.
По проекту Д.И. Романова, телеграфный кабель должен был проходить еще дальше - через Курильские и Алеутские острова17. Немецкий ученый Р Андрэ отметил, что проект Д.И. Романова несколько отличался от проекта американца П. Коллинса. Д.И. Романов считал, что прибрежные земли Восточной Сибири севернее форта Удск были совершенно непригодны для прокладывания всемирного телеграфа из-за природных трудностей. От Николаевска до Удска, на месте впадения Уды в Охотское море, предложенная П. Коллинзом линия проходила бы вдоль берега через лесистую, болотистую пустошь, которая местами переходила в тундру, и в ко-
12
торой не было дорог. И именно к этим берегам двигались с севера массы льда и окружали их с осени до июня, так что судоходство здесь было очень непродолжительным и весьма ненадежным. Отсюда следовало, что было бы целесообразнее провести телеграф по прямой линии, а именно в длину не больше 450 верст, поперек через земли от Николаевска до Удска.
Далее к северу от Удска до Гишиги западный берег Охотского моря становится очень гористым, особенно между Аяном и Охотском, где Становой хребет подходит вплотную к морю. Из-за круто спускающихся к морю горных склонов здесь, с одной стороны, вообще не было дороги вдоль берега. Даже для тунгусов, которые обычно везде проходили на своих северных оленях, передвижение здесь было невозможно. С другой стороны, на этом участке моря отсутствовали пригодные порты.
Кроме Альдомы в эту часть Охотского моря не впадает никакая другая река, в которую поднимается рыба из моря. Тогда как рыба здесь - главный источник питания как для людей, так и для ездовых собак, которых невозможно было заменить никакими другими домашними животными. Поэтому Д.И. Романов предлагал вовсе оставить этот участок и провести телеграф по внутренней части Восточной Сибири от Иркутска через Якутск в Охотск.
К северу от Охотска геологические условия становятся несколько благоприятнее. На участке от Охотска до Гишиги длиной в 1 800 верст было несколько портов (Тауск, Ямск и Гишига). Эта часть участка подходила для прокладывания телеграфной линии, так как препятствия здесь небольшие и лес защищал бы провода от повреждений из-за сибирских снежных бурь.
Но тогда снова выявлялись едва ли преодолимые препятствия. Из Пенчинска П. Коллинз намеревался прокладывать телеграф поперек через Камчатку. Однако как на этом полуострове, так и далее на северо-восточной оконечности Сибири природные условия были таковы, что Д.И. Романов сомневался во всякой возможности предприятия. В глубине Камчатки - только голая тундра, замерзшая земля в ней оттаивала на солнце лишь на пол-локтя, а бесконечные скопления комаров преследуют и терзают всякое живое существо. Собаки и лошади спасались от этих кровососущих мучителей в воде или катались по земле; при этом они теряли аппетит, худели и, в конце концов, умирали. Зимой же продолжительные снежные бури препятствовали всякому сообщению на этой высоте.
Дальше к северу у телеграфа мог найтись враг в образе людей. На Беринговом море проживали дикие племена чукчей, атагулов и катюрсов, которые не признавали никакую верховную власть. Как писал Р. Андрэ, российское господство над ними, учитывая недоступность этих земель, могло сохраняться лишь на словах. Следовательно, телеграф на этом участке пришлось бы строить под охраной вооруженной власти и поддерживать его с помощью военных по-
13
стов.
Частично обойти все эти препятствия было можно, проложив другую линию. Предложение Д.И. Романова состояло в том, чтобы прокладывать телеграф от Гишиги к бывшему форту Анадырь (1 000 верст), оттуда к реке Красная (600 верст) и, наконец, к морю (50 верст). Вся спроектированная им линия от Николаевска-на-Амуре до Берингова моря составляла приблизительно 5 000 верст. Так выглядел бы видоизмененный маршрут П. Коллинза. Но, несмотря на это, Д.И. Романов, проведший в Восточной Сибири восемь лет, пророчил этому маршруту непреодолимые трудности. В конце концов, он посчитал лучшим связать Николаевск-на-Амуре с Камчаткой подводным кабелем, а уже оттуда прокладывать линию через Алеутские острова в Америку18.
Д.И. Романов выступал против передачи строительства русскоамериканской телеграфной линии в руки иностранных предпринимателей. Н.Н. Муравьев-Амурский, поддержавший проект Д.И. Романова, также считал, что постройка телеграфа на территории Российской империи должна была осуществляться отечественными фирмами. В частности, за это дело готово было взяться Сибирское русское общество Амурское19. Можно предположить, что Сибирское русское общество Амурское, о котором пишет А.В. Постников, и Амурская компания - одна и та же коммерческая организация. Условием правления Амурской компании, решившейся устроить телеграф от Москвы до Тихого океана, была правительственная гарантия в 5 % на затраченный капитал20.
Д.И. Романов разработал проект трансконтинентальной связи, исключавший трудности, связанные с прокладкой кабеля через Атлантику. Кроме того, его проект не только полностью решил бы задачу установления связи между двумя континентами, но и учитывал торговые и политические интересы Российской империи. Проект предусматривал строительство комбинированной воздушной и кабельной телеграфной линии протяженностью около 22 тыс. км от Москвы вдоль Сибирского почтового тракта до Кяхты, далее к устью Амура, затем через Камчатку, острова Алеутской гряды до Новоар-хангельска на Аляске. Проект содержал подробные расчеты и экономическое обоснование целесообразности выбранного направления. Целиком он не был принят, но его сухопутная часть позднее была постепенно все же выполнена21.
С сентября 1842 г. до декабря 1864 г. все действовавшие, строившиеся и еще проектируемые телеграфные линии Российской империи находились в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий22. В то время как Почтовое управление находилось в составе МВД23. То есть почта и телеграф до конца 1864 г. имели разную подведомственность.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский в начале 1859 г. представил начальнику Главного управления
14
путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютанту Константину Владимировичу Чевкину служебную записку о необходимости устройства телеграфной линии между Петербургом и побережьем Тихого океана. Откликнувшись на это предложение, К.В. Чевкин направил записку в Сибирский комитет. Уже 15 марта 1859 г. Александр II утвердил положение Сибирского комитета о проведении изысканий для устройства телеграфа первоначально от Казани до Иркутска, а затем до Дальнего Востока24.
К.В. Чевкин возглавлял Главное управление путей сообщения и публичных зданий с октября 1855 г. Он сумел убедить Александра II в необходимости создания Телеграфного управления в составе Главного управления путей сообщения. Указ об этом вышел в 1858 г. При Телеграфном управлении стало действовать Особое присутствие, куда вошли директор телеграфов (председательствовавший на заседаниях Особого присутствия), помощник директора и начальники отделений. Особое присутствие отвечало за самые важные дела отрасли, которые требовали всестороннего рассмотрения. Первым директором телеграфов был назначен генерал-майор Л.И. Гергард, который как раз занимался развитием сибирской телеграфной линии вплоть до Амура. Помощником директора стал полковник Карл Карлович Людерс, который с 1866 по 1882 гг. являлся директором телеграфов и Телеграфного департамента25.
Предполагалось вести сибирскую телеграфную линию через Пермь, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень, Ишим, Омск, Каинск и Колывань (или Семипалатинск и Барнаул), Томск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск, с ответвлениями от Камышлова в Ирбит и от Тюмени в Тобольск26. Для осуществления этого проекта, которым руководил начальник Главного управления путей сообщения и публичных зданий К.В. Чевкин, в течение 1859 г. были произведены надлежащие изыскания и подготовительные работы. В результате было решено продолжить телеграф от Казани до Иркутска и далее по Забайкальскому и Амурскому краям. Участок от Казани до Иркутска обследовали офицеры Телеграфного корпуса капитан Дихт и поручик Шепилов, трассу от Иркутска до устья Амура - капитан Д.И. Романов27.
Составление проекта Сибирской телеграфной магистрали было закончено в короткие по тем временам сроки (конец 1859 г.). Этому немало способствовало то, что император Александр II «вследствие представления Господина Главноначальствующего над Почтовым Департаментом Сибирскому Комитету по положению сего Комитета в 12 день минувшего апреля 1859 года Высочайше повелевать соизволил: назначить пребывание Начальника Сибирского Почтового Округа вместо Тобольска в Томске»28.
В 1860 г. начались работы по проведению телеграфной линии вдоль Сибирского тракта. По личному распоряжению Александра II при строительстве Сибирского телеграфа все материалы (аппараты
15
Морзе, измерительная аппаратура, проволока, подводный кабель и т.д.) были освобождены от таможенных пошлин29.
При К.В. Чевкине телеграфные станции были открыты в Перми, Екатеринбурге и Камышлове в 1861 г. В этом же году Тюмень стала первым сибирским городом, который получил телеграфную связь (протяженность линии от Казани до Тюмени составила 1 356 верст), а в 1862 г. телеграфная линия была доведена до Омска30.
В октябре 1862 г. К.В. Чевкина на посту главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями сменил известный российский железнодорожный инженер генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников31. При нем телеграфная связь появилась в Томске в 1863 г.32, в Иркутске - в 1864 г.33
17 декабря 1864 г. Александр II подписал указ «О передаче телеграфного управления из ведомства Главного управления путей сообщения в ведение главноначальствующего над Почтовым департаментом»: «Мы признали полезным Телеграфное управление соединить с Почтовым, по единству назначения их передачи корреспонденции...» Почтовый департамент на тот момент возглавлял Иван Матвеевич Толстой. 15 июня 1865 г. вышел указ Александра II об образовании Министерства почт и телеграфов во главе с И.М. Толстым34.
За два с небольшим года пребывания И.М. Толстого посту министра почт и телеграфов развитие телеграфной сети в Сибири и на Дальнем Востоке успешно продолжилось. В 1866 г. завершилось строительство Амурского телеграфа35. В этом же году в Омск переместилось Телеграфное отделение из Екатеринбурга. Пограничными пунктами Омского телеграфного отделения, как отмечал помощник директора телеграфов, теперь уже генерал-майор, К.К. Людерс, должны были стать: с запада - почтовая станция Тугульчинская (в 55 верстах от Тюмени в сторону Камышлова) и с востока - почтовая станция Краснореченская Томской губернии (в 30 верстах от Ачинска)36. Согласно расписанию чинов Омского телеграфного отделения, которое было подписано директором телеграфов генерал-лейтенантом Л.И. Гергардом и помощником директора генерал-майором К.К. Людерсом, по состоянию на 1866 г. в данном отделении были следующие станции: Омск, Тюкалинск, Ишим, Новозаимка, Тюмень, Еланск, Каинск, Каргатский форпост, Колывань, Дуброви-но, Томск, Мариинск и Тобольск37.
В 1865 г. начались изыскания для устройства телеграфа в Барнауле по двум вариантам выхода на Сибирскую телеграфную магистраль: через Колывань или через Томск. Предпочтительнее оказался второй вариант. 15 апреля 1866 г. было получено разрешение кабинета Александра II № 1275 об устройстве телеграфа от Томска до станции Проскоково по существующим столбам, а далее - по новой телеграфной линии. От Управления алтайских горных заводов на заготовку столбов для этой линии был командирован титулярный со-
16
ветник Вецель, а руководителем строительства телеграфной линии был назначен старший механик Омского телеграфного управления Чернявский38.
В распоряжении министра почт и телеграфов И.М. Толстого о строительстве линии Томск-Барнаул даже указывалось необходимое количество и стандарты столбов (16 сосновых или дубовых столбов на каждую версту и еще 5 % на случай учащения, длиной 3,5 сажени, толщиной не менее 4 вершков в верхнем отрубе). В 1868 г. между Томском и Барнаулом была установлена прямая связь по аппарату Морзе. По данным на 1871 г., начальником Барнаульской телеграфной станции был М.Е. Функ. Эта станция стала пятой по счету в Томской губернии. В этот же период другие станции возглавляли: Томскую - М.П. Шемиот, Каинскую - И.А. Павлов, Колыван-скую - П.В.П. Оберг 2-й и Мариинскую - Д.Е. Волынкин39.
В 1867 г., после смерти И.М. Толстого, министром почт и телеграфов был назначен Александр Егорович Тимашев. Затем указом от 9 марта 1868 г. он был назначен министром внутренних дел (до 1878 г.). В тот же день в МВД было включено и возглавляемое им Министерство почт и телеграфов. В составе МВД телеграфная служба находилась вплоть до весны 1917 г.40, кроме небольшого промежутка времени с 6 августа 1880 г. по 16 марта 1881 г., когда вторично было создано и опять ликвидировано Министерство почт и телеграфов41.
В январе 1868 г. телеграф заработал в Чите, Нерчинске и Сретен-ске42. В 1870 г. телеграфная связь была проведена в Благовещенск и Хабаровск, а в 1871 г. - во Владивосток. В первый год после открытия всей главной магистрали до Владивостока - 1872 г. - на 79-ти телеграфных станциях было обработано 432 412 телеграмм43.
Вскоре началось интенсивное строительство ответвлений от основной линии, а также шла подвеска дополнительных проводов. В 1871 г. телеграф был проведен в Тару, в 1872 г. - от Омска до Семипалатинска44. 20 октября 1872 г. была составлена смета на устройство телеграфной линии Ишим-Петропавловск протяженностью 160 верст, из которых 1,5 версты следовало тянуть провода по уже существовавшим столбам, а остальные 158,5 верст - строить новую линию45. Уже в ноябре 1873 г. младший механик Рагер доложил начальнику управления Омского телеграфного отделения об успешном завершении строительства линии Ишим-Петропавловск46.
В 1874 г. была составлена смета на устройство третьего телеграфного провода от Омска до Томска47. Провод должен был тянуться через Еланск, Каинск, Каргат, Колывань, Дубровино (всего 877 верст)48. Согласно сохранившейся ведомости, для подвешивания телеграфных проводов требовались: прочная телега, окованная железом (по цене 50 руб.); тамбур, окованный железом (по цене 15 руб.) и 10 лестниц с железными наконечниками (по цене 3,5 руб. за лестницу). Общий расход должен был составить 100 руб.49
После переименования в 1874 г. Омского телеграфного отделе-
17
ния в Управление Омского телеграфного округа50 в его подчинение вошли телеграфные станции Западной Сибири (Тобольской и Томской губерний) и Степного края (Акмолинской и Семипалатинской областей), а также части Оренбургской губернии. В 1876 г. на Омской телеграфной станции было принято и отправлено 26 797 международных депеш51.
В 1876 г. закончилась подвеска дополнительного провода от Казани до Иркутска, а также была проведена линия от Красноярска до Енисейска52. Кроме того, в течение 1860-1870-х гг. Иркутск был соединен телеграфными линиями с Кяхтой, с Американской телеграфной линией у Николаевска и с селом Лиственичное (у озера Байкал)53.
Таким образом, 1860-1870-е гг. характеризовались началом интенсивного строительства телеграфных линий и внедрением электротехнического способа связи, особенно в крупных городах Сибири и Дальнего Востока54. В конце XIX в. о росте значения телеграфной линии через Сибирь и Дальний Восток журналист, статистик и экономист М. Шедлинг писал так: «Линия эта стала теперь необходимою жизненною потребностью этого края; это ясно подтверждается тем обстоятельством, что всякое нарушение правильного действия сибирского телеграфа вызывает ныне со всех сторон массу жалоб и неприятностей»55.
Итак, большую роль в реализации отечественного проекта проведения телеграфа через Сибирь и Дальний Восток сыграли военный инженер, капитан (впоследствии подполковник) Д.И. Романов и генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, приложившие немало усилий для того, чтобы убедить российское правительство в необходимости осуществления этого грандиозного проекта56. Кроме них, настойчивость в вопросе необходимости проведения Сибирского телеграфа проявили также представители деловых и торгово-промышленных кругов57.
Русский офицер Д.И. Романов писал, что эта телеграфная линия «станет действительно главнейшим, великим мировым путем для сношения Старого света с Новым, Европы и Америки с Китаем, Японией и Средней Азией и никогда никакая, впоследствии возникшая, телеграфная линия не может ее ослабить, ни иметь подобного мирового значения»58. И хотя грандиозный проект Д.И. Романова был воплощен в жизнь не полностью, вскоре Сибирская телеграфная магистраль стала самой протяженной в мире - 8 330 верст. От нее образовывались многочисленные ответвления. В конце XIX в. в Почтово-телеграфном журнале отмечалось, что Сибирская телеграфная магистраль приобрела «значение жизненной артерии для всего государства»59.
18
Примечания
1 Jager G. Der Nordpol, ein thiergeographisches Centrum // Spitzbergen und die arktische Central-Region. Eine Reihe von Aufsatzen und Karten als Beitrag zur Geographie und Erforschung der Polar-Regionen (Erganzungs-Heft No. 16 zu Petermann’s „Geographischen Mitteilungen“.) Gotha, 1865. P. 67, 68.
2 Andree R. Das Amur-Gebiet und seine Bedeutung: Reisen in Theilen der Mongolei, den angrenzenden Gegenden Ostsibiriens, am Amur und seinen Ne-benflussen: Nach den neuesten Berichten, vornehmlich nach Aufzeichnungen von A. Michie, G. Radde, R. Maack u.A. Leipzig, 1867. P. 16-20.
3 Бурухин А.М. Сибирский телеграф: Историко-статистический очерк // Почтово-телеграфный журнал. 1892. № 1. С. 12-34.
4 Шедлинг М. Телеграфы в Сибири // Почтово-телеграфный журнал. 1899. № 6. С. 621-634.
5 Шапошников Г.Н. Сибирский телеграф: геополитический аспект // Вестник Тюменского госуниверситета. 2004. № 1. С. 92.
6 Постников А.В. История географических исследований Сибири и Дальнего Востока иностранцами во второй половине XIX в. // Вопросы географии. Вып. 136. М., 2013. С. 261.
7 Бурухин А.М. Указ. соч. С. 29, 30.
8 Постников А.В. Продажа Аляски и Международная телеграфная экспедиция // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 1. С. 5-7.
9 Шапошников Г.Н. Сибирский телеграф: геополитический аспект // Вестник Тюменского госуниверситета. 2004. № 1. С. 97.
10 Andree R. Das Amur-Gebiet und seine Bedeutung... P. 17.
11 Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834 - 1867. М., 1990. С. 164, 165.
12 Бурухин А.М. Указ. соч. С. 29.
13 Постников А.В. История географических исследований Сибири и Дальнего Востока иностранцами во второй половине XIX в. // Вопросы географии. Вып. 136. М., 2013. С. 261, 262.
14 Бурухин А.М. Указ. соч. С. 14.
15 Русско-китайские отношения, 1689 - 1916: Официальные документы. М., 1958. С. 29-40.
16 Шапошников Г.Н. Сибирский телеграф: геополитический аспект // Вестник Тюменского госуниверситета. 2004. № 1. С. 94.
17 Яроцкий А.В. Основные этапы развития телеграфии. М.; Л., 1963. С. 69.
18 Andree R. Das Amur-Gebiet und seine Bedeutung. P. 18, 19.
19 Постников А.В. История географических исследований Сибири и Дальнего Востока иностранцами во второй половине XIX в. // Вопросы географии. Вып. 136. М., 2013. С. 262.
20 ШедлингМ. Указ. соч. С. 621.
21 Яроцкий А.В. Телеграфия // Очерки истории техники в России (1861 - 1917). М., 1975. С. 161.
19
22 ВысокоеМ.С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3-4. С. 3.
23 Материалы по истории связи в России XVIII - начало XX вв: Обзор документальных материалов. Л., 1966. С. 17.
24 ШедлингМ. Указ. соч. С. 621, 622.
25 Высокое М.С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3-4. С. 3,
4.
26 Разумов О.Н. Этапы развития электрической связи Томской области // История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). Томск, 2000. С. 11, 15.
27 Шапошников Г.Н. Сибирский телеграф: геополитический аспект // Вестник Тюменского госуниверситета. 2004. № 1. С. 93.
28 От Морзе до компьютера. Томск, 1998. С. 24.
29 Шапошников Г.Н. Технические инновации на уральских сетях электросвязи (вторая половина XIX в.) // История науки и техники в системе современных знаний. Екатеринбург, 2009. С. 268.
30 Разумов О.Н. Этапы развития электрической связи Томской области // История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). Томск, 2000. С. 15.
31 ВысоковМ.С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3-4. С. 6.
32 Кузнецов Д. Томск 4 октября // Томские губернские ведомости. 1863. 4 окт.
33 Гольдфарб С.И. Весь Иркутск. Иркутск, 1992. С. 143.
34 Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902. С. 153, 154.
35 Высоков М.С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3-4. С. 8, 9.
36 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 120. Оп. 1. Д. 3. Л. 22, 22об.
37 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 3. Л. 3-4об.
38 От Морзе до компьютера. С. 43.
39 Разумов О.Н. Этапы развития электрической связи Томской области // История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). Томск, 2000. С. 16, 17.
40 Высоков М.С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3-4. С. 9.
41 Почта и телеграф в XIX столетии. СПб., 1902. С. 154.
42 Бурухин А.М. Указ. соч. С. 14.
43 Разумов О.Н. Этапы развития электрической связи Томской области // История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). Томск, 2000. С. 16-18.
44 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032 - 1882 гг. Сургут, 1993. С. 390, 397.
45 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 9. Т. 1. Л. 124-129об.
20
46 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 9. Т 2. Л. 264, 265-272.
47 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 4. Л. 216-226.
48 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 4. Л. 217.
49 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 4. Л. 227.
50 Долгушин А.П. Вначале была почта. Омск, 1997. С. 6.
51 ГАОО. Ф. 120. Оп. 1. Д. 4. Л. 351.
52 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032 - 1882 гг. Сургут, 199з. С. 412.
53 Материалы по истории связи в России XVIII - начало XX вв.: Обзор документальных материалов. Л., 1966. С. 94.
54 Морев В.А. Сибирский телеграф во второй половине XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 4(12). С. 29.
55 ШедлингМ. Указ. соч. С. 621.
56 Миркин В.В., Морев В.А. История связи Западной Сибири в 1860-е -1940-е гг. Томск, 2008. С. 82, 83.
57 Морев В.А. Телеграфная связь Томской губернии в годы Первой мировой войны // Вестник Томского государственного университета. 2014. Январь. № 378. C. 138.
58 Яроцкий А.В. Телеграфия // Очерки истории техники в России (1861 - 1917). М., 1975. С. 161, 162.
59 Бурухин А.М. Указ. соч. С. 13.
Автор, аннотация, ключевые слова
Морев Владимир Алексеевич - канд. ист. наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета
В статье рассматривается история разработки и осуществления первых проектов проведения электрического телеграфа из Европейской России через Сибирь на Дальний Восток в 1850-е гг. В качестве источников автор использовал документы Государственного архива Омской области и еще не переведенные на русский язык путевые заметки немецких ученых и путешественников. Рассказывается о проектах, предложенных русскому правительству иностранцами. Также рассматривается проект трансконтинентальной телеграфной связи от Москвы до Аляски, автором которого стал русский военный инженер Д.И. Романов. Описывается строительство телеграфной линии по проекту Д.И. Романова и организация телеграфной связи в населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока в третьей четверти XIX в. Раскрывается деятельность императора Александра II и его правительства по совершенствованию государственного управления телеграфом. Сибирский телеграф соединил страны Европы с Азией. Он способствовал решению не только экономических, но и геополитических задач: была установлена связь российской столицы с отдаленными восточными регионами Российской империи, управление которыми благодаря телеграфу стало более эффективным.
21
Российская империя XIX в., Александр II, Сибирь, Дальний Восток, Русская Америка, телеграф, электрическая связь, Д.И. Романов, Н.Н. Муравьев-Амурский
References
(Articles from Scientific Journals)
1. Morev V.A. Sibirskiy telegraf vo vtoroy polovine XIX v. Vestnik Tomsk-ogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 4(12), p. 29.
2. Morev V.A. Telegrafnaya svyaz Tomskoy gubernii v gody Pervoy miro-voy voyny. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, January, no. 378, p. 138.
3. Postnikov A.V. Prodazha Alyaski i Mezhdunarodnaya telegrafnaya ekspeditsiya. Voprosy istorii estestvoznaniya i tekhniki, 1997, no. 1, pp. 5-7.
4. Shaposhnikov G.N. Sibirskiy telegraf: geopoliticheskiy aspect. Vestnik Tyumenskogo gosuniversiteta, 2004, no. 1, p. 92.
5. Shaposhnikov G.N. Sibirskiy telegraf: geopoliticheskiy aspect. Vestnik Tyumenskogo gosuniversiteta, 2004, no. 1, p. 93.
6. Shaposhnikov G.N. Sibirskiy telegraf: geopoliticheskiy aspect. Vestnik Tyumenskogo gosuniversiteta, 2004, no. 1, p. 94.
7. Shaposhnikov G.N. Sibirskiy telegraf: geopoliticheskiy aspect. Vestnik Tyumenskogo gosuniversiteta, 2004, no. 1, p. 97.
8. Vysokov M.S. Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyazyu v Rossii. Elektrosvyaz: istoriya i sovremennost, 2006, no. 3-4, p. 3.
9. Vysokov M.S. Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyazyu v Rossii. Elektrosvyaz: istoriya i sovremennost, 2006, no. 3-4, pp. 3, 4.
10. Vysokov M.S. Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyazyu v Rossii. Elektrosvyaz: istoriya i sovremennost, 2006, no. 3-4, p. 6.
11. Vysokov M.S. Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyazyu v Rossii. Elektrosvyaz: istoriya i sovremennost, 2006, no. 3-4, pp. 8, 9.
12. Vysokov M.S. Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyazyu v Rossii. Elektrosvyaz: istoriya i sovremennost, 2006, no. 3-4, p. 9.
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
13. Postnikov A.V. Istoriya geograficheskikh issledovaniy Sibiri i Dalnego Vostoka inostrantsami vo vtoroy polovine XIX v. Voprosy geografii [Problems of Geography]. Moscow, 2013, vol. 136, p. 261.
14. Postnikov A.V. Istoriya geograficheskikh issledovaniy Sibiri i Dalnego Vostoka inostrantsami vo vtoroy polovine XIX v. Voprosy geografii [Problems of Geography]. Moscow, 2013, vol. 136, p. 261-262.
15. Postnikov A.V. Istoriya geograficheskikh issledovaniy Sibiri i Dalnego Vostoka inostrantsami vo vtoroy polovine XIX v. Voprosy geografii [Problems of Geography]. Moscow, 2013, vol. 136, p. 262.
22
16. Razumov O.N. Etapy razvitiya elektricheskoy svyazi Tomskoy oblasti. Istoriya elektrosvyazi Tomskoy oblasti (ot proshlogo к nastoyashchemu) [The History of Electric Communication in the Tomsk Region (from the Past to the Present)]. Tomsk, 2000, pp. 11, 15.
17. Razumov O.N. Etapy razvitiya elektricheskoy svyazi Tomskoy oblasti. Istoriya elektrosvyazi Tomskoy oblasti (ot proshlogo k nastoyashchemu) [The History of Electric Communication in the Tomsk Region (from the Past to the Present)]. Tomsk, 2000, p. 15.
18. Razumov O.N. Etapy razvitiya elektricheskoy svyazi Tomskoy oblasti. Istoriya elektrosvyazi Tomskoy oblasti (ot proshlogo k nastoyashchemu) [The History of Electric Communication in the Tomsk Region (from the Past to the Present)]. Tomsk, 2000, pp. 16-17.
19. Razumov O.N. Etapy razvitiya elektricheskoy svyazi Tomskoy oblasti. Istoriya elektrosvyazi Tomskoy oblasti (ot proshlogo k nastoyashchemu) [The History of Electric Communication in the Tomsk Region (from the Past to the Present)]. Tomsk, 2000, pp. 16-18.
20. Shaposhnikov G.N. Tekhnicheskie innovatsii na uralskikh setyakh elektrosvyazi (vtoraya polovina XIX v.). Istoriya nauki i tekhniki v sisteme sovre-mennykh znaniy [The History of Science and Technology within the Framework of Modern Knowledge]. Ekaterinburg, 2009, p. 268.
21. Yarotskiy A.V. Telegrafiya. Ocherki istorii tekhniki v Rossii (1861 -1917) [Essays on the History of Technology in Russia (1861 - 1917)]. Moscow, 1975, p. 161.
22. Yarotskiy A.V. Telegrafiya. Ocherki istorii tekhniki v Rossii (1861 -1917) [Essays on the History of Technology in Russia (1861 - 1917)]. Moscow, 1975, pp. 161, 162.
(Monographs)
23. Bolkhovitinov N.N. Russko-amerikanskie otnosheniya i prodazha Alyaski, 1834 - 1867 [Russian-American Relations and the Sale of Alaska ( 1834 - 1867)]. Moscow, 1990, pp. 164, 165.
24. Dolgushin A.P. Vnachale byla pochta [In the Beginning there was the Post]. Omsk, 1997, p. 6.
25. Mirkin V.V., Morev V.A. Istoriya svyazi Zapadnoy Sibiri v 1860-e -1940-e gg. [The History of Communications in Western Siberia in the 1860s - 1940s.]. Tomsk, 2008, pp. 82, 83.
26. Shcheglov I.V. Khronologicheskiy perechen vazhneyshikh dannykh iz istorii Sibiri: 1032 - 1882 gg. [The Chronological List of Major Data from the History of Siberia: 1032 - 1882.]. Surgut, 1993, pp. 390, 397.
27. Shcheglov I.V. Khronologicheskiy perechen vazhneyshikh dannykh iz istorii Sibiri: 1032 - 1882 gg. [The Chronological List of Major Data from the History of Siberia: 1032 - 1882.]. Surgut, 1993, p. 412.
28. Yarotskiy A.V. Osnovnye etapy razvitiya telegrafii [Major Landmarks in the Development of Telegraph]. Moscow; Leningrad, 1963, p. 69.
23
Author, Abstract, Key words
Vladimir A. Morev - Candidate of History, Senior Lecturer, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia) [email protected]
The article highlights the development and implementation of pilot projects on installing the electrical telegraph from the European part of Russia via Siberia to the Far East in the 1850s. The author refers to documents from the State archives of the Omsk region as well as to German scientists’ and travelers’ original travel notes which were not so far translated into Russian. The article describes several foreign projects offered to the Russian government and also examines a transcontinental project of telegraph communication from Moscow to Alaska designed by the Russian military engineer D.I. Romanov. The author features the construction of the telegraph line designed by D.I. Romanov and setting up the telegraph communication in populated areas of Siberia and the Far East in the third quarter of the 19th century. The efforts of Emperor Alexander II and his government to improve the management of the telegraph are shown. The telegraph in Siberia connected European countries with Asia which helped to solve both economic and geopolitical tasks: the Russian capital was connected with far off eastern regions of the Russian Empire making their management more efficient.
Russian Empire of the 19th century, Alexander II, Siberia, Russian Far East, Russian America, telegraph, electric communication, D.I. Romanov, N.N. Mu-ravev-Amurskiy
24