Научная статья на тему 'Первые научно-исследовательские центры у татар в первой трети ХХ века и деятельность г. Ибрагимова'

Первые научно-исследовательские центры у татар в первой трети ХХ века и деятельность г. Ибрагимова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ИБРАГИМОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРКОМПРОСА ТАССР / АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА / G. IBRAGIMOV / RESEARCH CENTER / ACADEMIC CENTER OF THE PEOPLE'S COMMISSARIAT OF EDUCATION OF TATARSTAN ASSR / ACADEMY OF SCIENCES OF REPUBLIC OF TATARSTAN / TATAR CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миннуллин Ким Мугаллимович

В статье рассмотрен начальный этап формирования научно-исследовательских центров, институтов России по изучению истории и культуры татар. Основное внимание уделено деятельности Академического центра Наркомпроса ТАССР в 1920-е годы, в частности, работе Г. Ибрагимова на научном и научно-организаторском поприще. Широта и масштаб исследовательских задач Академцентра, организация процесса изысканий и обеспечение его ресурсами, разумеется, в рамках своего времени, все это позволяет высказать предположение, что первая попытка создания татарстанской Академии наук была сделана в 1920-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST RESEARCH CENTERS IN TATARSTAN IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY AND G. IBRAGIMOV’S ACTIVITY

The article considers the initial stage of the formation of research centers, institutes of Russia on the Tatars’ history and culture. Particular attention is paid to the activity of the Academic Center of the People’s Commissariat of Education of the Tatarstan ASSR in the 1920s, in particular, to G. Ibragimov’s work in the scientific and scientific-organizational field. The breadth and scale of the research tasks of the Academic Center, the organization of the research process and the provision of its resources, of course, within the framework of its time all this makes it possible to suggest that the first attempt to create Tatarstan Academy of Sciences was made in the 1920s.

Текст научной работы на тему «Первые научно-исследовательские центры у татар в первой трети ХХ века и деятельность г. Ибрагимова»

Миннуллин Ким Мугаллимович

ПЕРВЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ У ТАТАР В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. ИБРАГИМОВА

В статье рассмотрен начальный этап формирования научно-исследовательских центров, институтов России по изучению истории и культуры татар. Основное внимание уделено деятельности Академического центра Наркомпроса ТАССР в 1920-е годы, в частности, работе Г. Ибрагимова на научном и научно-организаторском поприще. Широта и масштаб исследовательских задач Академцентра, организация процесса изысканий и обеспечение его ресурсами, разумеется, в рамках своего времени, - все это позволяет высказать предположение, что первая попытка создания татарстанской Академии наук была сделана в 1920-е годы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/10-278.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 32-34. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского // Труды Отдела древнерусской литературы. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1970. Т. 25. С. 178-197.

2. Житие Варлаама Керетского / подгот. текста А. В. Питан // Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / сост., отв. ред. и автор пре-дисл. А. В. Питан. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 457-461.

3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и комп., 1871. 483 с.

4. Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития. СПб. - Мурманск: Ладан, 2007. 248 с.

5. Митрофан (Баданин), игумен. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера [Электронный ресурс]. URL: http://www.mepar.ru/documents/misc/2009/02/17/3071 (дата обращения: 23.05.2017).

6. Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 377 с.

HAGIOGRAPHY OF SAINT VARLAAM KERETSKY AND ORAL TRADITION OF WHITE SEA REGION

Mineeva Inna Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Petrozavodsk State University [email protected]

The article is devoted to the problem of worshipping Saint Varlaam Keretsky in Karelian Coastal Region in the XXI century. Oral memories of the saint revived after long decades of oblivion due to educational activity of Orthodox Church. Modern cult of Coastal Region monk is characterized by three basic peculiarities: 1) heightened interest for Saint Varlaam is associated with his unusual and difficult life story (the murder of a wife, special penitential feat - to carry the coffin with wife's body in a boat until it's reduced to dust); 2) Saint's worship cult is conditioned by the proximity of our contemporaries' place of residence to the places where the basic events described in hagiography occurred; 3) oral stories associated with laymen's everyday life are still in use. Laymen pray the Saint; ask for his assistance on the sea in bad weather.

Key words and phrases: White Sea region; Kola Peninsula; Saint Varlaam Keretsky; folk hagiography; oral story.

УДК 821.51:82-1/9

В статье рассмотрен начальный этап формирования научно-исследовательских центров, институтов России по изучению истории и культуры татар. Основное внимание уделено деятельности Академического центра Наркомпроса ТАССР в 1920-е годы, в частности, работе Г. Ибрагимова на научном и научно-организаторском поприще. Широта и масштаб исследовательских задач Академцентра, организация процесса изысканий и обеспечение его ресурсами, разумеется, в рамках своего времени, - все это позволяет высказать предположение, что первая попытка создания татарстанской Академии наук была сделана в 1920-е годы.

Ключевые слова и фразы: Г. Ибрагимов; научно-исследовательский центр; Академический центр Наркомпроса ТАССР; Академия наук Республики Татарстан; татарская культура.

Миннуллин Ким Мугаллимович, д. филол. н., профессор

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань [email protected]

ПЕРВЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ У ТАТАР В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. ИБРАГИМОВА

В исторической памяти татарского народа на долгие века сохранились сведения о знаменитых медресе, богатых библиотеках Казанского ханства, и эти легенды поддерживали идею о возможности использовать науку, просвещение, образование в интересах национального возрождения и развития. Открытый в 1829 году в Казанском Императорском университете Восточный разряд, организованное при университете в 1878 году Общество «Археологии, истории и этнографии» в какой-то мере рассматривались просвещенными татарами как площадка для продвижения научных изысканий по истории и культуре этноса.

Движение татарского просветительства позволило довести эту мысль до широких слоев населения. Идеи Ш. Марджани, К. Насыри и других просветителей проникали и в художественную литературу. Например, герои повести Мусы Акъегетзаде «Хисамеддин менла» (1886) мулла Хисамеддин, гимназист Абузяр Давлетгильдиев напрямую связывают будущее нации с просвещением народа [5].

Известный литературовед Дж. Валиди в статье «Литературное движение» (1916), опубликованной в газете «Вакыт», специально анализирует художественные произведения, в которых высказываются идеи необходимости просвещения, называя таковыми повести Р. Фахруддинова и И. Гаспринского [3, б. 380]. Он уделяет особое внимание утопической повести И. Гаспралы «Дар эр-рэхэт меселманнары» («Мусульмане Дар ур-рахат» (1887)), которая является частью романа «Фрэнкистан мектюплери» («Письма из Франции»). По мнению Валиди, повесть была очень популярна среди татар, так как газета «Тарджиман» в 1906 году рассылала

10.01.00 Литературоведение

33

ее в подарок своим читателям [Там же, б. 385], и она оказала сильное влияние на татарскую литературу и общественное сознание. «Герой произведения Мулла Габбас попадает в сказочную страну Дар ур-рахат, так писатель воссоздает утопическую модель идеального общества» [4, б. 48]. В стране наблюдается расцвет наук, существует наряду с университетами, библиотеками высший научный центр (совет), объединяющий крупных ученых [6]. Таким образом, И. Гаспринский доводит до своих единоверцев мысль о том, что высшая научная организация является неотъемлемой частью возрождения тюрко-татарского мира.

Похожие утопические идеи высказываются в рассказе З. Хади «Яна эсхабе кэЬ1эф» («Новые пещерные люди» (1908)), повести Ф. Амирхана «Фатхулла хазрат» (1909), в публицистических статьях. Так, в 1908 году Юсуф Акчура публикует в газете «Вакыт» статью «Преподавание истории в медресе», в которой призывает открывать учреждения, способные находить, организовать труд способных исследователей [1, б. 39], имея в виду научные центры, институты.

До 1917 года татарские интеллигенты не успели осуществить эту мечту. В мае 1918 года в Казани проходит III всероссийский съезд учителей-мусульман; выступивший на нем Фатих Сайфи-Казанлы ставит на повестку дня вопрос создания при Казанском мусульманском Комиссариате Совета специального высшего научного учреждения - «Гыйльми Ь1эйэт» («Научный мир»).

Следует отметить, что Ф. Сайфи-Казанлы, который вместе с Г. Ибрагимовым работал в медресе «Галия», после 1917 года становится его самым близким соратником и единомышленником. После февральской революции 1917 года они организовывают газету «Ирек» («Свобода»), после чего, объединившись с газетой «Солдат телэге» («Желание солдата»), создают периодическое издание под названием «Безнен юл» («Наш путь»). В обоих изданиях Г. Ибрагимов занимает должность редактора, а Ф. Сайфи-Казанлы - секретаря. Кроме того, имена Ф. Сайфи-Казанлы и Г. Ибрагимова есть и среди личностей, активно участвовавших в создании первых татарских научно-исследовательских центров.

Организаторские навыки, педагогический опыт и четкое понимание сильных и слабых сторон национальной образовательной системы, полученные Г. Ибрагимовым в годы преподавания в медресе; опыт написания учебников и учебных пособий для средней и высшей школы, научных трудов по татарскому языкознанию и литературе; близкое знакомство с образовательной системой Российской империи через Киевский и Казанский университеты оказали ключевое влияние на действия Г. Ибрагимова при создании научно-исследовательских центров в ТАССР и налаживании системы исследований согласно функционирующим в то время мировым требованиям, предъявляемым к научным изысканиям.

В октябре 1918 года Г. Ибрагимов вернулся из Москвы в Казань и начал заниматься вопросами создания «Гыйльми Ь1эйэт». К концу 1918 года учреждение заработало в статусе научного отдела, поставив перед собой амбициозные цели: объединение всей научной деятельности в республике, включая краеведение, изучение природных ископаемых, социальных, исторических и этнографических особенностей региона [2, с. 9]. Кроме того, учреждение взяло на себя ответственность за культуру, литературу, народное просвещение в республике.

В мае 1920 года по случаю создания Татарской Республики сферы влияния учреждения расширились, под началом данной организации начали создаваться научно-исследовательские общества, центры. Одним из них стал образованный в 1921 году при Народном комиссариате просвещения Академический центр. Первым председателем был назначен Г. Максудов (1922-1924), его сменили Г. Ибрагимов (до 1927 года), Р. Тагиров (1927-1929), С. Атнагулов (1929-1930). Среди научных сотрудников значились Е. Чернышев, Н. Фирсов, М. Худяков, Г. Губайдуллин, М. Курбангалеев, X. Бадиги, Г. Рэхим, Дж. Валиди, Г. Алпаров, М. Фазлуллин и др. [4, б. 11].

До 1924 года Академцентр проходит этап становления, тем не менее, в этот период многие направления научно-исследовательской деятельности в республике курировались Г. Ибрагимовым [8, б. 120-121]. 7 января 1925 года, после официального назначения его председателем учреждения, начинается период расцвета науки в республике вообще и Академцентра в частности [9, с. 4]: в его ведении находятся и методические разработки (подготовка учебных планов и программ), подготовка и переподготовка учителей, вопросы татарского языкознания (терминологии, составления словарей, подготовка переводчиков), искусства (репертуар татарских театров, развитие татарской музыки, деятельность музеев, библиотек, создание книжной палаты), науки (изучение истории, культуры народов, проживающих в республике, краеведение, исследование природы, археологии, истории, этнографии, филологии и т.д.), сохранение и изучение историко-культурного наследия и т.д. [2, с. 29]. Академцентр проводит конференции, организовывает экспедиции, даже экскурсии, научно-популярные лекции, издает научные журналы, выпускает книги, проводит юбилеи видных деятелей науки и культуры региона.

На начальном этапе Академцентр состоит из трех обществ: Общества археологии, истории и этнографии, Общества любителей природы и Общества татароведения. Система и работа данных обществ напоминают структуру научных институтов. Кроме того, организовываются и самостоятельные учреждения, среди которых можно упомянуть Татарское бюро краеведения, созданное 19 мая 1925 года при непосредственном участии самого Г. Ибрагимова.

С каждым годом объем работы, проделанной обществами Академцентра, возрастает. Начиная с 1925 года Общество татароведения организовывает порядка 10 экспедиций в год в разные кантоны республики, ежегодно выпускает 4 номера журнала «Татарларны ейрэну жэмгыятенен хэбэрлэре» («Вестник научного общества татароведения»), издает научные труды, проводит конференции. К примеру, 15 февраля 1925 года проводится конференция, посвященная 100-летию со дня рождения К. Насыри. Подготавливается научный сборник, в виде отдельного издания публикуются ранее неизданные труды К. Насыри. В здании Татарского государственного академического театра проходит вечер памяти, на котором выступают Г. Ибрагимов, Г. Рахим, М. Курбангалиев, М. Парсин и др.

В эти годы Г. Ибрагимов работает на износ. 17 марта 1927 года, во время заседания VII съезда Советов Татарстана, у него начинается аспирационная пневмония. Врачи советуют переехать в Крым. 21 апреля Ибрагимов покидает Казань, 10 лет проживает на юге, 29 августа 1937 года его арестовывают...

В 1930-е годы деятельность Академцентра теряет былую активность: делаются попытки передать часть его полномочий вновь создаваемым институтам [10]. В частности, 16 апреля 1937 года Президиум ЦИК ТАССР принимает решение о создании Татарского научно-исследовательского института языка и литературы. Многие сотрудники Академцентра продолжили свою деятельность в этом институте. В январе 1946 года образуется Казанский филиал Академии наук СССР, институт превращается в академическое учреждение. Идеи же, возникшие при организации Академцентра, были использованы и частично реализованы в 1991 году при создании Академии наук Республики Татарстан. Галимджана Ибрагимова с уверенностью можно назвать одним из тех интеллектуалов, кто стоял у истоков создания высших научных академических центров Республики Татарстан. Присвоение его имени Институту языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР в 1967 году является признанием деятельности этого выдающегося человека не только в качестве мастера слова, но и прекрасного организатора науки.

Список источников

1. Акчура Й. Мэдрэсэлэрдэ тарих дэресе укыту турында // Чын мирас. 2012. № 7. Б. 38-40.

2. Валеева Г. А. Академический центр Татарии: 1920-е гг. // Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы. Казань: ИЯЛИ, 2015. С. 7-33.

3. Вэлиди Ж;. Эдэби hэм тарихи-документаль жыентык. Казан: Жыен, 2010. 624 б.

4. Г. Ибраhимов исемендэге Тел, эдэбият hэм сэнгать институты. Казан, 2010. 232 б.

5. Гайнуллин М. Х. Татарская литература XIX века. Казань: Татар. кн. изд-во, 1975. 307 с.

6. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914). Симферополь: ДОЛЯ, 2000. 328 с.

7. Ибраhимова Ф. Г. ИбраЪимов - Гыйльми Yзэктэ // Галим^ан ИбраЬимов hэм хэзерге заман: тууына 115 ел тулуга багышланган фэнни конференция материаллары. Казан: Фикер, 2002. Б. 120-129.

8. Салахов М. Х. Важный этап развития академических традиций в Татарстане // Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы. Казань: ИЯЛИ, 2015. С. 3-6.

9. Хайрутдинов Р. Р. Татарский научно-исследовательский институт культурного строительства им. М. Горького // Гасырлар авазы (Эхо веков). 2009. № 2. С. 263-265.

THE FIRST RESEARCH CENTERS IN TATARSTAN IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY AND G. IBRAGIMOV'S ACTIVITY

Minnullin Kim Mugallimovich, Doctor in Philology, Professor G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of Tatarstan Academy of Sciences, Kazan

[email protected]

The article considers the initial stage of the formation of research centers, institutes of Russia on the Tatars' history and culture. Particular attention is paid to the activity of the Academic Center of the People's Commissariat of Education of the Tatarstan ASSR in the 1920s, in particular, to G. Ibragimov's work in the scientific and scientific-organizational field. The breadth and scale of the research tasks of the Academic Center, the organization of the research process and the provision of its resources, of course, within the framework of its time - all this makes it possible to suggest that the first attempt to create Tatarstan Academy of Sciences was made in the 1920s.

Key words and phrases: G. Ibragimov; research center; Academic Center of the People's Commissariat of Education of Ta-tarstan ASSR; Academy of Sciences of Republic of Tatarstan; Tatar culture.

УДК 821.161.1.09

В статье рассматривается ряд проблем, связанных с теорией интертекстуальности. Анализ художественных особенностей рассказа Татьяны Толстой «Река Оккервиль» позволил сделать вывод о том, что установка на контекстуальность является категориальной чертой постмодернистского текста. Было выявлено, что наиболее частотными и функциональными прецедентными текстами в рассматриваемом произведении словесного творчества являются произведения русской классической литературы, а также романсы и скульптурные памятники.

Ключевые слова и фразы: Т. Толстая; контекст; интертекстуальность; цитата; реминисценция.

Мишина Галина Витальевна, к. филол. н., доцент

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке [email protected]

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ «РЕКА ОККЕРВИЛЬ»)

Понятие «контекст» возникло в литературоведческих исследованиях достаточно давно. Это было связано с необходимостью определить место конкретного произведения в историко-литературном процессе, выявить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.