УДК 159.9.07
Первые итоги психолого-педагогического исследования по развитию компетенций будущих коррекционных педагогов
First results of a psychological-pedagogical research
in the development of future correctional teachers' competencies
Акопова М.А., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске, [email protected]
Оганнисян Д.А., филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске, [email protected]
Akopova M., the branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Budennovsk, [email protected]
Ohannisyan D., the branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Budennovsk, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.034
Ключевые слова: профессиональные компетенции, студенты педагогических специальностей, коррекционные педагоги, модульная технология обучения, диагностика компетенций.
Keywords: professional competencies, students, pedagogical specialties, correctional teachers, modular training technology, diagnostics of competencies.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена противоречиями между требованиями, которые предъявляет современная школа к деятельности педагогов (особенно в сфере обучения детей с ОВЗ) и уровнем развития профессиональных компетенций коррекционных педагогов. В статье представлен анализ научных публикаций, посвященных вопросу повышения качества подготовки студентов педагогических профилей и специальностей; описана технология модульного обучения. В статье представлена организация психолого-педагогического исследования по развитию профессиональных компетенций будущих коррекционных педагогов, в основу которого положена разработка дополнительных учебных модулей, ориентированных на самостоятельную практическую работу студентов. Представлены результаты предварительного диагностического исследования студентов на первых этапах профессиональной подготовки (включающего диагностику метапредметных умений студентов; мотивации учебно-профессиональной деятельности и сформированности профессиональных компетенций). Статья предназначена для работников системы среднего профессионального и высшего образования, исследователей.
Abstract. The relevance of the article is conditioned to the contradictions between the requirements that modern schools impose on the teachers' activities (especially in the field of teaching children with disabilities) and the level of development of correctional teachers' professional competencies. The article presents an analysis of scientific publications devoted to improving the quality of students' training ofpedagogical profiles and specialties, describes the technology of modular training. The article describes the organization of psychological-pedagogical research on the development of professional competencies of future correctional teachers, which is based on the development of additional training modules focused on independent practical work of students. The results of preliminary diagnostic research of students at the first stages ofprofessional training (including diagnostics of meta-subject skills of students; motivation of educational and professional activities and formation of professional competencies) are presented. The article is intended for employees of the system of secondary professional and higher education, researchers.
Введение. Участие нашей страны в Болонском процессе приводит к усилению процессов международной интеграции в сфере отечественного образования. В результате на всех уровнях образования (начального, общего и
профессионального) происходят определенные изменения. В частности ориентация на инклюзивные и интегративные процессы приводит к тому, что современная государственная образовательная политика
направлена на обеспечение доступности образования всем членам общества, что приводит к повышению актуальности вопроса об обучения детей с особенностями в развитии, что, в свою очередь, обостряет вопрос о подготовке коррекционных педагогов.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов, в частности, к уровню сформированности их профессиональных компетенций. Высокий уровень развития профессиональных
компетенций будущего учителя облегчает его продвижение по ступеням профессионального мастерства [8]. А условия развития образования в России позволяют выделить актуальные противоречия между требованиями к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию и недостаточной сформированностью профессиональных
компетенций педагогов для осуществления инклюзивного образовательного процесса.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психофизического развития нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Одним из важных условий успешного обучения и социализации данной категории детей является наличие в системе образования высококвалифицированных специалистов. К современным коррекционным педагогам предъявляется широкий перечень требований: им необходимо владеть не только методиками обучения детей с проблемами в развитии, но и быть способными к научно -исследовательской, методической,
консультативно-диагностической, реабилитационной деятельности, а также осуществлять различные аспекты социальной адаптации детей, выстраивая свою работу с учетом требований ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).
Таким образом, на сегодняшний день формирование профессиональной компетенции будущих коррекционных педагогов должно осуществляться в соответствии с изменениями в системе образования и общества в целом.
В научных публикациях последних лет можно найти много работ, посвященных развитию профессиональных компетенций студентов-педагогов, особенно в свете вступившего в силу профессионального стандарта педагога и обновления ФГОС. При этом предлагаются разные варианты решения данной проблемы. Так, одни авторы отводят большое значение в формировании
профессиональных компетенций будущих учителей, которые позволяют им приобрести опыт практической педагогической деятельности, а также развить профессиональную направленность их личностного развития [4;9].
Другие авторы, в связи с изменениями приоритетов обучения, модификацией его целей и задач, предлагают новые формы включения студента в образовательный процесс или трансформацию традиционно существующих образовательных технологий, в частности, описывают эффективность технологий активного обучения, которые опираются не столько на внимание и память, сколько на творческое, продуктивное мышление и коммуникацию. В качестве отличительных особенностей активных методов обучения, успешное применение которых создает оптимальные условия для овладения профессионально значимыми компетенциями, авторы называют проблемность; соответствие учебно-познавательной
деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого; организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося; самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией; взаимообучение; мотивация, основанная на профессиональном интересе, творческом характере учебно-познавательной деятельности, игровом характере проведения занятий, эмоциональном воздействии [3].
Многие авторы [6;7] уделяют большое внимание проектной деятельности как значимому средству формирования профессиональных компетенций педагогов, поскольку
проектирование как процесс занимает важное место в педагогическом труде (что отражено и профессиональном стандарте педагога), в частности, при разработке образовательных программ, при построении воспитательной образовательной среды, при организации взаимодействия с участниками образовательного процесса и т.д. Применение данного метода позволяет стимулировать студентов к самостоятельному приобретению знаний; использовать полученные знания для решения практических задач; развивать исследовательские умения студентов, что и способствует формированию их профессиональных компетенций.
В целом, в научной литературе представлены исследования, отражающие эффективность применения самых разных педагогических технологий, средств, форм и методов обучения при формирования профессиональных
компетенций будущих педагогов. В нашем исследовании была предпринята попытка их частичного объединения в рамках технологии модульного обучения.
Материалы и методы исследования. Модульные технологии обучения являются достаточно популярными в профессиональном образовании в России, что обусловливается, в частности, переходом образовательных учреждений на ФГОС третьего поколения. Модульное обучение нацелено на создание условий выбора в овладении содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей студентов [10].
Технологии модульного обучения предусматривают ряд аспектов их разработки и применения. Содержание образования должно представляться в виде законченных, самостоятельных блоков (модулей), включающих в себя определенный объем информации, практические задания и методические указания. У студентов должная быть возможность выбора уровня освоения учебной программы, то есть определенного модуля. Преподаватель в рамках реализации модульной технологии выполняет не столько информационную функцию, сколько ориентирующую или консультативную [10].
При подготовке учебных модулей педагогам необходимо: проанализировать учебный материал с точки зрения его методической целесообразности; определить цели, задачи, спланировать результаты обучения, оценить возможность реализации поставленных целей; разработать дидактический материал к отдельным модулям; организовать
самостоятельную работу студентов с учетом их возможностей, а также определить свой функционал при ведении конкретного модуля; определить формы контроля и критерии оценки сформированности определенной
профессиональной компетенции или группы компетенций в рамках отдельных модулей [12].
Достоинствами модульной технологии обучения являются: гибкость, отражающая вариативность содержания учебного комплекса, составленного из различных учебных модулей, вариативность методов обучения, системы контроля и оценки; мотивации познавательной деятельности через осознание целей изучения данного модуля преподавателем и студентом; преобладание самостоятельной работы студента среди других видов деятельности, возникающее благодаря системе четко продуманных заданий и
обеспечению самоконтроля знаний; рефлексия познавательной деятельности студентов [2]. Еще одним достоинством модульной технологии, на наш взгляд, является возможность включения в нее элементов других образовательных технологий, а также применения различных активных методов обучениях в рамках изучения отдельных модулей, что было использовано нами в рамках психолого-педагогического
исследования.
В сентябре 2019 г. на базе филиала Ставропольского государственного
педагогического института в г. Буденновске и ГБУСО «Буденновский комплексный центр социального обслуживания населения» была создана опытно-экспериментальная площадка по теме исследования «Развитие профессиональных компетенций у будущих коррекционных педагогов в процессе работы с детьми с ОВЗ».
Целью нашего исследования являются разработка и апробация дополнительных обучающих модулей, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих коррекционных педагогов. В исследовании принимают участие студенты вторых-четвертых курсов, получающих среднее профессиональное образование по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Конечно, федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по данной специальности (от 2014 г.) предусматривает изучение профессиональных модулей в соответствии с основными формируемыми видами деятельности. При этом в состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов, практики (учебные или производственные), а заканчивается изучение профессионального модуля
квалификационных экзаменом.
Однако при изучении междисциплинарных курсов ведущим в учреждениях среднего профессионального образования до сих пор является проведение лекционных и семинарских занятий, в результате чего преобладает знаниевый подход к подготовке кадров, в то время как профессиональная деятельность коррекционных педагогов требует интегративного подхода к процессу формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов.
В основу формирования ФГОС СПО положен компетентностный подход. Концепция модернизации российского образования определяет основной целью профессионального образования подготовку квалифицированного
работника соответствующего уровня,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования [1].
У будущего учителя компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на современном этапе должна быть сформирована способность адаптироваться к новым условиям, предъявляемым обществом, уметь
самостоятельно ставить перед собой и творчески решать актуальные профессиональные и общечеловеческие задачи. Коррекционный педагог, по сути, должен сделать максимально эффективной адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья к окружающему миру, подготовить его к общению со сверстниками и взрослыми, сформировать навыки социально адекватного поведения, в конечном итоге - сделать жизнь детей эмоционально насыщенной и продуктивной. Поэтому, осуществляя профессиональную подготовку будущих педагогов, образовательное учреждение должно обеспечить готовность студентов к самообразованию и саморазвитию, что становится возможным в рамках модульного обучения.
В нашем исследовании преподаватели, участвующие в опытно-экспериментальной работе, разрабатывают и предлагают студентам прохождение дополнительных модулей, опираясь больше не на классические формы ведения занятий, а на самостоятельную работу студентов. Поскольку модульное обучение направлено на формирование у студентов навыков самостоятельной работы (способностей к самоорганизации, самообразованию), при составлении учебных модулей и организации их изучения должно учитываться осознанное целеполагание с учетом ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (формирование компетенций) целей. При этом преподаватели в процессе такого модульного обучения выполняют функции консультирования и управления деятельностью студентов, но никак не основного источника информации и контролера по ее усвоению.
Опытно-экспериментальное исследование планируется проводить в несколько этапов.
Первый (подготовительный этап исследования), который был реализован в 2019-2020 учебном году, был направлен на решение следующих основных задач исследования: проведение психолого-педагогической диагностики и составление дополнительных учебных модулей для студентов.
В диагностическом исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», приступившие к изучению профессионального учебного цикла (то есть студенты второго курса, поступившие на базе девяти классов и студенты первого курса, поступившие на базе одиннадцати классов). Диагностика студентов проводилась во втором полугодии после прохождения первой (по учебному плану) учебной практики. Выбор времени проведения диагностики обусловлен двумя факторами: во-первых, у студентов после начала изучения общепрофессиональных дисциплин и прохождения практики должно сформироваться более четкое представление о выбранной профессии; во-вторых, преподаватели (ведущие дисциплины или руководители практик) могут к этому времени дать оценку каждому студенту.
Диагностическое исследование включало три основных блока: 1) диагностика метапредметных умений студентов; 2) диагностика мотивации учебно-профессиональной деятельности; 3) диагностика сформированности
профессиональных компетенций студентов.
Результаты исследования. Метапредметные умения студентов являются основой их способности к самостоятельной работе с информацией, а значит, определяют успешность студентов в обучении (в частности, при реализации технологии модульного обучения). Метапредметные умения формируются в рамках школьного обучения, и от того, насколько они сформированы к моменту поступления в вуз, зависит период адаптации к новым требованиям обучения. Однако развитие метапредметных умений продолжается и в период обучения в вузе, что влияет на формирование
общепрофессиональных компетенций и успешность дальнейшей профессиональной деятельности. Диагностика метапредметных умений в нашем исследовании проводилось по методикам, описанным О.Ф. Чупровой и А.Г. Шумовской [13].
Результаты первой методики («Анализ текста»), предполагающей анализ текста (по параметрам установление причинно-
следственных связей; сравнения; обобщение
фактов; описание и представление проблемы и ее решение) показало, что у 22% исследованных студентов отмечается репродуктивный уровень анализа (предложение составлялось
самостоятельно на основе всего текста или его частей), а у остальных (78%) - иллюстративный уровень (предложение по схеме респондент берет в готовом виде из текста без обработки (соотнесения со всей информацией). Результаты методики «Аргументирование» показали, что 48% студентов не могут приводить аргументы в подтверждение своего мнения. Результаты диагностики по методике «Цитата» (определение главной мысли автора) показало, что 72% студентов не могут самостоятельно сформулировать свое мнение и используют готовые выражения из текста (иллюстративный уровень). Таким образом, изначальный уровень развития метапредметных умений студентов невысокий.
Мотивация является одним из важнейших показателей учебно-профессиональной
деятельности, она определяет готовность студента не только к учению, овладению профессией, но собственным изменениям. И.А. Зимняя отмечала, что мотивационные ориентации педагогической деятельности те же, что и в учебной [5], поэтому диагностика мотивации
студентов была включена в план нашего экспериментального исследования. Диагностика мотивации проводилась с помощью теста «Изучение мотивации обучения студентов» (методика Т.И. Ильиной). Результаты диагностики показали, что у 14% студентов мотивация обучения - внешняя (получение диплома); у остальных студентов отмечается удовлетворенность выбором профессии (у 38% студентов ведущей является мотивация «Овладение профессией»; у 50% - «Приобретение знаний»). Поэтому можно заключить, что студенты в целом готовы к овладению дополнительными модулями по специальности.
Диагностика сформированности
профессиональных компетенций студентов осуществлялась методом опроса экспертов. Мы просили преподавателей, ведущих
общепрофессиональные дисциплины и междисциплинарные курсы, также руководителей практики оценить в процентах уровень развития профессиональных компетенций (закрепленных за дисциплиной по учебному плану и ФГОС) каждого студента (на момент опроса). При обработке результатов мы выводили средние показатели сформированности компетенций по каждому студенту и по опытной группе в целом. Результаты опроса отражены в таблице 1.
Таблица 1. - Развитие профессиональных компетенций студентов на начальных этапах обучения
Код Наименование компетенции Уровень развития в среднем по группе
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия 10%
ПК 1.2. Проводить занятия 10%
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения 15%
ПК 1.4. Анализировать занятия 20%
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования 10%
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия 20%
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия 15%
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся 10%
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий 20%
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся 15%
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты 10%
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу 15%
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий 15%
Продолжение таблицы 1
Код Наименование компетенции Уровень развития в среднем по группе
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями, лицами, их заменяющими 5%
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания 5%
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями 5%
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом 2%
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся 5%
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду 5%
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов 20%
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений 15%
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего 10%
Как видно из таблицы, уровень развития компетенций студентов на начальном этапе профессиональной подготовки преподаватели оценивают невысоко, что вполне закономерно. Оценка уровня развития компетенций на последующих этапах нашего экспериментального исследования планируется осуществлять по результатам квалификационных экзаменов (и дополнительных экспертных опросов).
В соответствии с решением творческой группы, задействованной в работе опытно-
экспериментальной площадки, преподаватели, принимающие участие в экспериментальном обучении, должны были разработать дополнительные учебные модули для студентов, соответствующие их специальности (44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»), учитывающие основные параметры предлагаемой им модели, см. рисунок 1.
Рисунок 2. - Схема разработки дополнительного учебного модуля
Диагностичная постановка целей, которых должен достичь студент при изучении учебного модуля, является одним из принципов модульной технологии обучения. Поскольку реализацию модулей планируется осуществлять во внеучебное время в качестве дополнительного образования, преподавателям рекомендовалось осуществлять теоретическую подготовку в виде видео-занятий. Это позволит студентам изучать материал в удобное для них время (но соблюдением установленных сроков). Подразумевая под самостоятельной работой студентов, планируемую и выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [11], планируется предложить студентам творческую работу, направленную
непосредственно на развитие его профессиональных компетенций. Содержание СРС зависит от курса, но в итоге студент должен представить готовый продукт - педагогическую разработку (например, конспект занятия по развитию познавательной деятельности с ребенком с ЗПР). Практическая реализация данного продукта (на базе ГБУСО «Буденновский комплексный центр социального обслуживания населения») под руководством преподавателя определяет качество усвоения студентом всего дополнительного учебного модуля.
Ожидаемым результатом работы опытно-экспериментальной площадки по реализации предлагаемым студентам дополнительным учебным модулям является повышение качества подготовки педагогических кадров
образовательных учреждений, осуществляющих коррекционное и инклюзивное образование; формирование профессиональной
компетентности будущих специалистов в области коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями; формирование у студентов готовности к самостоятельной педагогической деятельности.
Заключение. С учетом современных тенденций развития инклюзивного и коррекционного образования приобретают особую актуальность вопросы о развитии профессиональных компетентностей
современных педагогов. В научной литературе рассматриваются разные подходы к совершенствованию системы профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных педагогов. В этой связи определенный интерес представляют возможности технологии модульного образования, которые могут сочетать в себе разные методы и формы обучения. Представленный в данном исследовании подход применения дополнительных учебных модулей в процессе подготовки будущих коррекционных педагогов позволит повысить уровень развития их профессиональных компетенций,
сформировать навыки самостоятельной практической работы. Полученные результаты пилотного диагностического исследования студентов и описание самой модульной технологии позволяют расширить опытно-экспериментальную работу и определить перспективы дальнейших исследований.
Литература:
1. Акулова О.В. Компетентностная модель современного педагога / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб., 2007. - 158 с.1
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. -190 сМШЯШШШШШ/^ШШШЯШК^Ш
3. Борисова Н.А., Пепик Л.А. Использование активных образовательных технологий в рамках психолого-педагогического блока дисциплин при обучении студентов-дефектологов / Н.А. Борисова, Л.А. Пепик // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете / Материалы всероссийской научно-практической конференции; под ред. Р.А. Самофала. - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 11-16.
4. Ефанов А.В. Развитие профессиональной компетенции будущих педагогов в процессе производственной практики: автореф. дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.08 / Ефанов Андрей Викторович. -Екатеринбург, 2002. - 27 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: «Логос», 2000. -384 с.
6. Корякина И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Корякина Ирина Викторовна. - М., 2013. - 25 с.
7. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза / Т.А. Парфенова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 224-228шШШШШШ
8. Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / Н.Г. Арзамасцева, Н.С. Бастракова и др. - Йошкар-Ола, 2011. - 284 с.
9. Светлова В.А. развитие самообразовательной компетенции будущих педагогов в процессе
педагогической практики / В.А. Светлова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации / Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2017. - С. 175-178.
10. Современные образовательные технологии: учеб. пособие; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
12. Усманова Ф.К. Технология модульного обучения при формировании профессиональных компетенций студентов / Ф.К. Усманова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 3. - С.
138-139. ВИМИВВВНВВИНИН!
13. Чупрова О.Ф., Шумовская А.Г. Диагностика метапредметных умений студентов 1 курса: результаты, оценки, выводы / О.Ф. Чупрова, А.Г. Шумовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 4. - С. 198-201.
References:
1. Akulova OV Competency model of a modern teacher / O.V. Akulova, E.S. Zaire-Beck, S.A. Pisareva, E.V. Piskunova. - SPb., 2007. - 158 p.
2. Bespalko V.P. Components of educational technology / V.P. Not a bit. - M.: Pedagogy, 1989. - 190 p.
3. Borisova N.A., Pepik L.A. The use of active educational technologies in the framework of the psychological and pedagogical block of disciplines in the training of defectologists / N.A. Borisova, L.A. Pepik // Development of professional competencies of students of pedagogical and psychological areas in the conditions of multilevel preparation at the university / Materials of the All-Russian scientific-practical conference; under the editorship of R.A. Samofala. - Cherepovets: ChSU, 2015. -S. 11-16.
4. Efanov A.V. The development of professional competence of future teachers in the production process: abstract. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / Efanov Andrey Viktorovich. - Ekaterinburg, 2002. - 27 p.
5. Winter I.A. Educational Psychology: a textbook for high schools / I.A. Winter. - M.: "Logos", 2000. - 384 p.
6. Koryakina I.V. Project activity as a means of forming the professional competence of a student of secondary vocational education in the new educational environment: abstract. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / Koryakina Irina Viktorovna. - M., 2013. - 25 p.
7. Parfenova T.A. Formation of project competence of future teachers in a university / T.A. Parfenova // Theory
and practice of social development. - 2013. - № 10. - S. 224-228.
8. Teacher training in the modernization of higher education: a collective monograph / N.G. Arzamastseva, N.S. Bastrakova et al. - Yoshkar-Ola, 2011. - 284 p.
9. Svetlova V.A. development of self-educational competence of future teachers in the process of teaching practice / V.A. Svetlova // Elementary school: problems and prospects, values and innovations / Materials of the X All-Russian Scientific and Practical Conference. - Yoshkar-Ola, 2017. - S. 175-178.
10. Modern educational technology: textbook. allowance; under the editorship of N.V. Bordovskoy. - M.: KNORUS, 2011. - 432 p.
11. Modern pedagogical and information technology in the education system: textbook. manual for students of higher. textbook. institutions / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkin - M.: Publishing Center "Academy", 2007. - 368 p.
12. Usmanova F.K. The technology of modular training in the formation of professional competencies of students / F.K. Usmanova // Scientific Review. Pedagogical sciences. - 2015. - № 3. - S. 138-139.
13. Chuprova O.F., Shumovskaya A.G. Diagnosis of meta-subject skills of 1st year students: results, assessments, conclusions / O.F. Chuprova A.G. Shumovskaya // Bulletin of the Irkutsk State Linguistic University. - 2012. - № 4. - S. 198-201.
19.00.07 - Педагогическая психология