С.Б. Ульянова
ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОКТЯБРЯ В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Празднование знаменательных дат - яркая черта социокультурной жизни советского общества, основа годового жизненного цикла. В литературе отмечается роль юбилейных кампаний в формировании массового исторического сознания.1 От обычных ежегодных праздников юбилеи отличаются тем, что заставляют выстраивать историческую перспективу, протягивая нить от прошлого к будущему.
До сих пор в нашем обществе ведется дискуссия о значении тех или иных государственных праздников. В этом плане определенный интерес представляет становление годовщины Октябрьской революции как главного советского праздника. Анализ юбилейных октябрьских кампаний дает представление о взаимоотношениях государства и общества, об использовавшихся властью способах внедрения в массовое сознание «правильных» идей не только о прошлом, но и о настоящем и будущем страны. Годовщины Октября можно рассматривать как средство мобилизации масс, пропаганды постулатов внутренней и внешней политики. Ведь каждое поколение пересматривает, уточняет и исправляет историю в зависимости от потребностей настоящего.
В первые годы Советской власти довольно быстро сложился «красный календарь» (9 января, 23 февраля, 18 марта, 1 мая, 3-5 июля, 7 ноября), оформился общий ритуал празднования (шествия, митинги и пр.). Революционные праздники активно пропагандировали коммунистические идеи, демонстрировали сплоченность народа и революционную приподнятость, что соответствовало тотальной политизации культуры. Доминантой годового праздничного цикла было 7 Ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Главное событие этого праздника - демонстрация, проводимая в соответствии с определенными сценарными принципами, наполненная определенной символикой, объединявшая и эмоционально поддерживавшая идейность народа.2 Праздники становятся все более регламентированными, превращаясь в дело государственной важности.
По мнению Ш. Фицпатрик, люди осмысливают и сохраняют в памяти свою жизнь с помощью мифов. Эти мифы обобщают разрозненные факты обычной жизни, создают некий контекст, своего рода модель, показывающую, откуда пришел человек и куда он идет. В советской практике исследователь особо выделяет миф о «светлом будущем» и миф «долой отсталость».3
Для создания мифа о «тяжелом прошлом» нужно было сформировать у людей, которые в массе своей неплохо помнили это прошлое, определенные исторические пред-. ставления (особых приемов агитации и пропаганды в этом отношении требовала молодежь - поколение, практически не знавшее ценностей прошлого). Эту задачу среди прочего выполняли и календарные кампании. К «знаменательным» датам в большом количестве выпускались монографии и популярные брошюры, статьи и иные печатные
©С.Б. Ульянова, 2007
материалы. Их лейтмотивом было формирование бинарной оппозиции «тогда - сейчас». История использовалась в актуально-политических целях.
Проблема любой агитационной кампании состояла в необходимости привлечения масс к ее проведению. Прежде всего, конечно, речь шла о рабочих. Именно они были основной целевой аудиторией всех регулярных кампаний, которые сопровождали государственные праздники. Поэтому организация торжества строилась, как правило, по производственному принципу, включала в себя рабочие собрания и митинги, празднование в рабочих клубах и т.п. Через пионерские организации, институт делегаток и т.п. политическая агитация распространялась и на семьи рабочих.
Массовые агитационные кампании в 1920-е годы стали привычным ритуалом, частью советской праздничной культуры. При всей своей «карнавальности», «зрелищности» эти кампании выполняли ряд важных идеологических функций, не только оказывая влияние на внедрение в массовое сознание нового «образа прошлого», формируя советский стиль жизни, но и способствуя успешности текущей политики.
Особый размах приобрело празднование первого «большого» юбилея - десятилетия Октября (5-летие революции в 1922 г. прошло гораздо скромнее, его затмил IV конгресс Коминтерна). А в 1927 г. празднование 7 Ноября было объявлено делом государственной важности и руководство его подготовкой было поручено специальной комиссии при Президиуме ЦИК СССР.4 В то же время, как отмечает Ш. Плаггенборг, решения о содержательной стороне праздника принимала ВКП(б).5 Более того, после того как подготовка праздника оказалась под угрозой из-за неповоротливости государственного политического аппарата, партийным структурам пришлось взять организационную функцию на себя.6
Можно с уверенностью сказать, что День 7 Ноября представлял собой не только напоминание о прошлом, очередную историческую метку, но и своеобразное средство решения насущных политических и экономических вопросов. По сути, главная дата праздничного календаря была удачным предлогом для того, чтобы напомнить массам о задачах сегодняшнего дня. На наш взгляд, именно сосредоточенность на актуальных проблемах и делала празднование 7 Ноября столь важным для советского руководства.
Применительно к первому десятилетию Советской власти трудно согласиться с тезисом Е. Добренко о том, что главное в революционном празднике - «момент напоминания о прошлом».7 В данном случае мы сталкиваемся с одной существенной особенностью календарных кампаний 20-х годов: о чем бы ни шла речь, всегда в центре внимания оказывался «лозунг дня». В качестве примера можно привести циркуляр В.М. Молотова облбюро ЦК, национальным ЦК, обкомам и губкомам РКП(б) о подготовке к празднованию 6-й годовщины революции (20 октября 1923 г.), в котором говорилось о Версальской системе и пролетарской революции в Германии, о том, что от экономической крепости и устойчивости СССР будет зависеть размер помощи, какую Советская страна сможет оказать германской пролетарской революции: «Подводя итоги работе за минувший год, трезво и деловито оценивая успехи и достижения, сделанные за год, в 6-ю годовщину Октября необходимо звать широкие массы к новым усилиям на хозяйственном фронте, еще большему поднятию производительности труда, экономии в государственных расходах, удешевлению промышленных продуктов и тем самым действительному восстановлению хозяйственной жизни страны».8
Столь же актуальный, обращенный к настоящему характер носят и официальные лозунги к годовщинам Октябрьской революции (практика выдвижения и публикации в печати специальных лозунгов, утвержденных агитационно-пропагандистским отделом
ЦК РКП(б)/ВКП(б), сложилась уже в начале 20-х годов). На первый взгляд это был набор абстрактных вневременных призывов и утверждений. На самом деле, издаваемые лозунги оказывались тесно связаны с текущим моментом, отражали его своеобразие. Например, одним из лозунгов к 7-й годовщине Октябрьской революции было: «Повышая производительность труда - усиливай боевую мощь мировой революции».9 Стоит вспомнить, что осенью 1924 г. в промышленности развернулась грандиозная кампания по поднятию производительности труда, и власть не могла упустить еще один повод для того, чтобы напомнить о самом главном. То же самое произошло и в 1926 г., когда ноябрьские торжества совпали с важной хозяйственной кампанией по проведению режима экономии. Соответственно руководящие директивы предписывали местным работникам при организации праздника соблюдать экономию в расходовании средств. А среди призывов ЦК ВКП(б) к 9-й годовщине Октября были и такие: «Будем экономить каждую советскую копейку. Это - обязанность каждого руководителя, каждого рабочего и служащего»; «Излишества и расточительность - враги Октября. Режим экономии проведем по-пролетарски, в интересах социализма» и т.п. Таким образом, события прошлого актуализировались, приобретали не только собственно историческую ценность, но и превращались в составную часть модели сегодняшнего дня.
В год десятилетия Октября пропагандистские возможности праздника были использованы с максимальным эффектом. О чем, например, писала «Ленинградская правда» в юбилейном номере?10 Лейтмотивом редакционной статьи «На гребне Октябрьского десятилетия» стала фраза «Победа будет за нами». Какую же победу предстояло одержать после пройденного тяжелого пути? «Мы, засучив рукава, взялись сейчас зато дело, о котором давно мечтали, к которому рвались <...> Мы вводим 7-часовой рабочий день <...> Конечно, путь наш еще долог и тяжел. Великие трудности продолжают стоять перед нами. Отсталость хозяйства, низкий уровень развития промышленности, безработица, высокая себестоимость продукции и высокие цены, неграмотность - таковы главные из них».
Половину газетной полосы занимала реклама займа индустриализации под лозунгом: «К десятилетию Октября - заем индустриализации! Заем - путь к социалистическому строительству! Заем - путь к 7-часовому рабочему дню! Заем - даст 200 ООО ООО на постройку и переоборудование фабрик и заводов!». Кстати, накануне газета сообщала, что в дни празднеств на площадях будет демонстрироваться фильм о займе, а в многолюдных местах будут открыты киоски для подписки.11
Таким образом, основными темами праздника, судя по материалам печати, оказывались не события 1917 г. как таковые, а проблемы 1927 г.: борьба с внутрипартийной оппозицией, введение 7-часового рабочего дня, кампания рационализации производства, подписка на заем индустриализации.
Об этом же свидетельствуют и утвержденные к 10-й годовщине Октября лозунги.12 93 опубликованных призыва ЦК ВКП(б) группируются в несколько ключевых сюжетов. Так, 13 лозунгов представляли собой ритуальные здравицы: «Десять лет победоносной борьбы и строительства социализма в СССР - залог победы мирового пролетариата. Да здравствует первое десятилетие Октября!»; «Слава бойцам, отдавшим жизнь задело пролетарской революции!»; «Нашей путеводной звездой всегда будет знамя Ленина, вождя мирового пролетариата и величайшего гения человечества»; «Юные пионеры - дети Октября, учитесь и готовьтесь стать надежной сменой вашим отцам, матерям, сестрам и братьям!» и т.п.
Самая большая группа лозунгов (26) строилась на оппозиции «тогда» и «сейчас», рекламировала достижения Октября: «Сотни лет пыталось русское крестьянство освободиться от помещичьего ярма, это освобождение принесла ему Октябрьская революция»; «Хищный двуглавый орел царского самодержавия веками держал в своих когтях народы царской России, эти цепи рабства разбила Октябрьская революция»; «СССР -единственное в мире государство, где земля и фабрики принадлежат трудящимся»; «Октябрьская революция превратила дворцы князей и богачей в ремонтные мастерские здоровья трудящихся СССР»; «Только пролетарская революция обеспечила подлинный подъем культурного и материального уровня трудящихся масс. Да здравствует социалистическая культура!» и т.д.
Следующие 13 лозунгов напоминали о мировой революции и пролетарском интернационализме: «Международная революция живет, она марширует вперед в СССР, в Китае, в странах Европы, во всем мире. Да здравствует международная революция!»; «В 10-ю годовщину Октября шлем революционный привет пролетариям всех стран и угнетенным народам мира»; «Первые десять лет международной пролетарской революции подвели капиталистический мир к могиле. Второе десятилетие его похоронит»; «Привет революционным рабочим и крестьянам Китая в их героической борьбе против иностранных империалистов, китайских капиталистов, помещиков и генералов!» и пр.
11 лозунгов пугали людей «военной угрозой», связанной с разрывом англо-советских дипломатических отношений: «Мировая буржуазия грозит пролетариату новой войной. Все как один против империалистской войны, на защиту завоеваний Октября!»; «Наш ответ империалистам всех стран - усиление военной подготовки рабочих и крестьян, укрепление боеспособности Красной армии и флота»; «Рабочие и крестьяне, в десятую годовщину Октября помните о военной опасности, изучайте военное дело, вступайте в ОСО-Авиахим, крепите оборону Советского Союза» и пр. Эти призывы нагнетали напряженность в советском обществе, создавали ощущение неизбежности войны.
Еще одна важная для советского руководства тема - внутрипартийная борьба. Лозунги призывали бороться с «нытиками, маловерами и дезорганизаторами»: «Железная дисциплина нашей партии есть основа диктатуры пролетариата»; «Кто нарушает единство ВКП(б), тот изменяет Октябрю. Долой раскольников и дезорганизаторов!» и др.
Остальные лозунги были посвящены важнейшим темам экономической политики, среди которых первое место (9 лозунгов) занимал переход к 7-часовому рабочему дню («Введение семичасового рабочего дня даст нам новые силы для борьбы за социалистическую индустриализацию, за социализм»; «Семичасовой рабочий день уменьшит безработицу в Советском государстве» и пр.). Надо сказать, что момент для столь важного изменения режима промышленного труда был выбран удачно. Приурочив 7-часовой рабочий день к юбилею Октября, советское руководство выдало его за подарок пролетариям от пролетарского государства: «Только благодаря Октябрьской революции мы получаем возможность перейти к 7-часовому рабочему дню». Между тем в реальности переход на 7-часовой рабочий день сопровождался значительным его уплотнением: введением трехсменной работы, ростом числа механизмов, обслуживаемых рабочим, а также снижением расценок и увеличением норм выработки, ухудшением условий труда и быта рабочих. Но об этом советское руководство предпочитало умалчивать, делая акцент на том, что 7-часовой рабочий день даст рабочему больше
времени для культурного развития, отдыха, повышения квалификации, позволит уменьшить безработицу и т.п.
Другие массовые хозяйственно-политические кампании, нашедшие отражение в юбилейных лозунгах: борьба с бюрократизмом, снижение себестоимости и цен, режим экономии, рационализация производства. Не осталась без внимания и политика партии в деревне («Батрак и бедняк - главная опора пролетариата в деревне. Укрепим организацию батраков и бедняков, подымем их активность, поможем бедняку выдачей кредитов, машиной, землеустройством!»; «Кооперация - столбовая дорога к социализму для миллионов крестьян. Крепите кооперацию. Будьте активными строителями социалистического общества»; «Кулак - это паразит, живущий за счет трудящихся. Бедняки и середняки, не давайте кулачью руководить деревней»), а также изменение положения женщины в советском обществе («Советская власть раскрепостила трудящуюся женщину. Женщина отдаст все силы на укрепление Советской власти»; «Раскрепощенные пролетарские матери воспитают надежную смену защитникам - строителям социализма в стране Советов» и пр.).
Таким образом, главная задача юбилея революции виделась его организаторам не столько в самом празднике, сколько в мобилизации масс с его помощью для решения насущных политических и экономических задач. Напоминая о тяжелом пройденном пути, правящая партия акцентировала внимание на том, что еще предстоит сделать.
Любопытно, что спустя десять лет, в 1937 г., юбилей Октября, судя по лозунгам ЦК ВКП(б), приобрел иной оттенок.13 У трудящихся должно было сложиться впечатление, что все проблемы уже решены, земной рай построен, между «тогда» и «сейчас» разверзлась пропасть: «Старая Россия была убогая и бессильная. Советский Союз за двадцать лет стал могучей и обильной страной социализма. Да здравствует наша Октябрьская революция, принесшая счастье трудящимся СССР!»; «За двадцать лет социалистической революции наша родина превратилась в могучую индустриальную державу. Вперед, к новым победам коммунизма!» и т.д. Единственная отсылка к настоящему в лозунгах 1937 г. - напоминание о кампании выборов в Верховный совет СССР («Трудящиеся СССР! Выбирайте в Верховный Совет доблестных патриотов нашей родины, непоколебимых борцов за счастье рабочих и крестьян, за социализм!»).
Если в 1927 г. юбилейные лозунги ЦК ВКП(б) настраивали на работу, борьбу и преодоление трудностей, создавали ощущение, что все еще впереди, что достижения первого десятилетия Октября - лишь «начало пути», то лозунги 1937 г. формируют впечатление «конца истории», уже построенного совершенного общества, в котором живут летчики-соколы и зоркие пограничники, рабочие-стахановцы и зажиточные колхозники. Соответственно, если будущее столь же безоблачно, как и настоящее, то в праздновании двадцатой и последующих годовщин Октябрьской революции акцент переносится на прошлое. Обращение к событиям 1917 г. стало ритуалом, подчеркивавшим достижения советской эпохи.
1 См., напр.: Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. М., 1996. С. 54; Цимбаев К.Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX -- начала XX веков // Вопросы истории. 2005. № 11. С. 98-107; Добренко Е. Красный день календаря: Советский человек между временем и историей // Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002. С. 97-123.
2 Подробнее см.: Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. СПб., 2001. С. 126-149.
3 Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм: Социальная история Советской России в 30-е гг.: город. М., 2001. С. 15-17.
4 Бюллетень Комиссии при Президиуме ЦИК Союза ССР но организации и проведению празднования 10-летия Октябрьской революции. 1927. № 1.
5 Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000, С. 312.
6 Бюллетень Комиссии при Президиуме ЦИК Союза ССР ... № 3. С. 23.
7 Добренко Е. Указ. соч. С. 106-107.
8 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 413. Л. 43.
9 Там же. Л. 49.
10 Ленинградская правда. 1927. 6-7 нояб.
11 Там же. 5 нояб.
12 Правда. 1927. 26 окт.
13 Там же. 1937. 30 окт.
Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.