Научная статья на тему 'Первичная специализация в системе послевузовского профессионального образования провизоров в гоу ВПО НГМУ Росздрава'

Первичная специализация в системе послевузовского профессионального образования провизоров в гоу ВПО НГМУ Росздрава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОВИЗОРЫ-ИНТЕРНЫ / FIST SPECIALIZATION / PROVISOR-INTERNIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Голубева Ирина Александровна, Терентьева Светлана Владимировна

В статье говорится о значении системы дополнительного профессионального образования в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров. Особое место в системе послевузовского профессионального образования провизоров занимает первичная специализации (интернатура). Целью обучения провизоров в интернатуре является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. В НГМУ созданы и реализуются необходимые условия для регулярной профессиональной переподготовки фармацевтических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна, Голубева Ирина Александровна, Терентьева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE SPECIALIZATION OF PROVISORS IN see hpe nsmu

There is an article about meaning of supplementary education to support high level of professionalism. An internship takes unique place. The aim of education in internship is the systematization of theory, acquisition of professional skills. There are all conditions for regular retraining of pharmaceutical specialists.

Текст научной работы на тему «Первичная специализация в системе послевузовского профессионального образования провизоров в гоу ВПО НГМУ Росздрава»

№ 2 - 2008 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 615.1:[61:378

Первичная специализация в системе послевузовского профессионального образования провизоров в ГОУ ВПО НГМУ Росздрава

И. А. Джупарова, И. А. Голубева, С. В.Терентьева

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

В статье говорится о значении системы дополнительного профессионального образования в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров. Особое место в системе послевузовского профессионального образования провизоров занимает первичная специализации (интернатура). Целью обучения провизоров в интернатуре является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. В НГМУ созданы и реализуются необходимые условия для регулярной профессиональной переподготовки фармацевтических кадров.

Ключевые слова: первичная специализация, провизоры-интерны

Переход отечественной фармации к рыночной экономике потребовал новых подходов к лекарственному обеспечению населения: наряду с решением социальных задач приоритетными стали экономические аспекты деятельности, повысились требования к гибкости управления. В новых условиях современные фармацевтические организации превращаются в сложные системы, для управления которыми необходимы новые методы, соответствующие сложности решаемых задач.

Деятельность хозяйствующих субъектов все настойчивее определяется рыночными факторами хозяйственного механизма. Фармацевтический рынок характеризуется трансформацией институциональной и образовательной среды, изменением характера и содержания практической деятельности провизоров, изменением требований в отношении профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, глобализацией, развитием современных технологий обучения провизоров. В связи с этим к фармацевтическим работникам предъявляются новые требования: быстрая адаптация к меняющимся внешним факторам, обеспечение финансовой, психологической устойчивости и конкурентоспособности организаций. Высокий динамизм фармацевтической деятельности в современных условиях требует от каждого должностного лица адекватных знаний и методов работы, постоянного повышении квалификации.

Большое значение в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров имеет система дополнительного профессионального образования. Правовые основы этой системы определены рядом нормативных актов Российской Федерации (РФ): <Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан> (введены в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.93), <О мерах по реализации Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан> от

20.09.93 № 222 и Федеральными законами <О лекарственных средствах> от 22.06.98 № 86 - ФЗ, <Об образовании> от 16.11.97 № 144-ФЗ, <О высшем и послевузовском профессиональном образовании>, <О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения> от 28.08.99 № 337 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития от 20.08.07 № 553). Этими документами определены сроки, виды и периодичность повышения квалификации работников здравоохранения - провизоров, а также порядок их аттестации и сертификации.

Особое место в системе послевузовского профессионального образования провизоров занимает первичная специализации (интернатура).

Первичная специализация - интернатура - представляет собой первый этап последипломной подготовки провизоров, является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего фармацевтического образования, и служит основанием для занимания ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.

Целью обучения провизоров в интернатуре является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы (табл. 1).

Таблица 1

Перечень провизорских специальностей для подготовке в интернатуре

Основная специальность Дополнительные специальности Государственный образовательный стандарт Формы обучения Контингент обучающихся

060108 <Фармация> <Управление и МЗ и СР РФ от 2005 г. очная Выпускники вузов

040501 экономика фармации> очно-заочная Провизоры со стажем работы до 2-х лет

очная Выпускники вузов

040502 <Фармацевтическая технология> МЗ РФ от 2001 г. очно-заочная Провизоры со стажем работы по данной специальности 5 лет, среднее фармацевтическое образование

040503 <Фармацевтическая химия и МЗ РФ от 2001 г. очная Выпускники вузов

фармакогнозия> очно-заочная Провизоры со стажем работы по данной специальности 5 лет, среднее фармацевтическое

образование

Категории провизоров, обучающихся по специальности <Управление и экономика фармации> (УЭФ) - это работники территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководители фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, менеджеры [ 1 ] .

К категории провизоров, обучающихся по специальности <Фармацевтическая технология>, относятся:

• заместители заведующих рецептурно-производственным отделом;

• заместители заведующих отделом готовых лекарственных форм;

• заместители заведующих отделом запасов;

• заведующие аптечными пунктами;

• провизоры мелкорозничной сети;

• провизоры отдела готовых лекарственных форм, рецептурно-производственного отдела, отдела запасов;

• провизоры-технологи мелкосерийного производства и фармацевтической промышленности.

К категории провизоров, обучающихся по специальности <Фармацевтическая химия и фармакогнозия> (ФХ и ФГ), относятся заведующие лабораториями по контролю качества лекарственных средств и их заместители, провизор-аналитик рецептурно-производственного отдела аптеки, провизор-аналитик контрольно-аналитической лаборатории.

Распределение часов в интернатуре по формам обучения, режим занятия также определены государственными образовательными стандартами (табл. 2).

Таблица 2

Распределение часов в интернатуре в соответствии с государственным образовательным

стандартом

Формы обучения в интернатуре Продолжительность обучения Режим занятий

мес . недели рабоч . дни часы

Очная 11 48 288 1728 6 ч в день, 6 дней в неделю

Очно-заочная 11 48 288 1728 (480 очных и 1248 заочных ) 10 очных часов в неделю

За период с 2004 по 2008 год всего было проучено в интернатуре ГОУ ВПО НГМУ 75 провизоров, из них по очной форме обучения - 24, очно-заочной - 47 (табл. 3).

Таблица 3

Количественный состав провизоров, обучающихся в интернатуре в НГМУ за период с 2004

по 2008 год

Период обучения

Кол-во обучающихся по специальностям и формам обучения

УЭФ ФХ и ФГ ФТ

очная очно-заочная очная очно-заочная очная очно-заочная

2004-2005 - 1 - - - -

2006-2007 9 в т. ч. 4 бюдж . 20 2 в т. ч. 1 бюдж. - 1 бюдж. -

2007-2008 10 в т. ч. 1 бюдж. 22 1 в т. ч. 1 бюдж. 3 1 бюдж. 1

Итого: 19 43 3 3 2 1

Следует отметить, что больше всего обучается провизоров в интернатуре по специальности <Управление и экономика фармации>.

Анализ состава обучающихся в интернатуре в НГМУ за период с 2006 по 2008 год свидетельствует о том, что в основном обучаются провизоры из МП <НАС> и аптечных организаций частной формы собственности (табл. 4).

Таблица 4

Качественная характеристика обучающихся в интернатуре за период с 2006 по 2008 год

Период обучения МП <Новосибирская аптечная сеть> Фармацевтические организации частной формы собственности ОАО <Фармация>

2006-2007 8 12 9

2007-2008 8 19 -

Подготовка в интернатуре осуществляется на профильных кафедрах НГМУ и базовых аптечных предприятиях по учебным планам, в которых указано содержание учебного курса профессиональной подготовки по трем специальностям, смежным специальностям и дисциплинам (<Фармакология>, <Гигиена>), фундаментальной подготовке (медицинская психология и педагогика, медицинская статистика), элективам, количество лекционных часов, практических и семинарских занятий при очной, а при очно-заочной форме обучения - самостоятельной работы.

Для проведения практических занятий с провизорами-интернами в НГМУ привлекаются высококвалифицированные специалисты, имеющие большой стаж работы в фармацевтических организациях, квалификационные категории, авторитет у фармацевтической общественности.

Перспективным направлением в обучении является использование для контроля за самостоятельной работой интернов элементов дистанционного обучения.

За время прохождения интернатуры в НГМУ дважды проводится аттестация интернов (полугодовая и итоговая) в присутствии руководителей фармацевтических организаций, руководителей интернов и преподавателей вуза. При полугодовой аттестации интерн обязан представить дневник, отражающий объем выполненной работы, пройти тестирование. В конце обучения в интернатуре проводятся итоговые аттестационные испытания.

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются провизоры-интерны:

• полностью выполнившие план прохождения интернатуры по специальностям: <Управление и экономика фармации>, <Фармацевтическая технология>, <Фармацевтическая химия и фармакогнозия>;

• представившие заполненный и заверенный руководителем дневник за весь период обучения в интернатуре;

• представившие реферат (выпускную работу) по специальности;

• представившие характеристику, заверенную руководителем фармацевтической организации.

Итоговые аттестационные испытания для интернов включают:

• тестирование (в сертификационном центре НГМУ) в автоматизированном режиме;

• итоговый междисциплинарный экзамен в форме собеседования;

• защиту реферата (выпускной работы) по специальности.

После итоговых аттестационных испытаний провизору выдается удостоверение, сертификат специалиста:

• по управлению и экономике фармации;

• фармацевтической технологии;

• фармацевтической химии, фармакогнозии.

Срок действия сертификата специалиста составляет 5 лет.

Для специалистов со стажем работы более 5 лет, не обучавшихся в интернатуре, образовательным стандартом предусмотрен вариант первичной специализации в количестве 504 ч по трём специальностям по очной и очно-заочной формам обучения.

Таким образом, можно констатировать, что в НГМУ созданы и реализуются необходимые условия для регулярной профессиональной переподготовки фармацевтических кадров, позволяющие специалистам эффективно повышать свою квалификацию в соответствии с запросами фармацевтического рынка Новосибирской области.

Опыт проведения первичной специализации показал необходимость пересмотра требований к формам обучения, контролю и подтверждению профессиональных компетенций; дальнейшему использованию дистанционных технологий; внедрению накопительной системы зачета учебных часов; совершенствованию методического обеспечения образовательного процесса, подготовке электронных учебников и учебных пособий.

Список литературы

1. Битерякова А. М . Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 <Управление и экономика фармации> / А. М. Битерякова [и др.]. - М. : ФГОУ <ВУНМЦ Росздрава>, 2005 - 144 с.

2. Федеральный закон от 20.08.1996 № 125-ФЗ <О высшем и послевузовском профессиональном образовании>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.