№ 2 - 2008 г.
13.00.00 педагогические науки УДК 615.1:[61:378
Первичная специализация в системе послевузовского профессионального образования провизоров в ГОУ ВПО НГМУ Росздрава
И. А. Джупарова, И. А. Голубева, С. В.Терентьева
ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
В статье говорится о значении системы дополнительного профессионального образования в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров. Особое место в системе послевузовского профессионального образования провизоров занимает первичная специализации (интернатура). Целью обучения провизоров в интернатуре является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. В НГМУ созданы и реализуются необходимые условия для регулярной профессиональной переподготовки фармацевтических кадров.
Ключевые слова: первичная специализация, провизоры-интерны
Переход отечественной фармации к рыночной экономике потребовал новых подходов к лекарственному обеспечению населения: наряду с решением социальных задач приоритетными стали экономические аспекты деятельности, повысились требования к гибкости управления. В новых условиях современные фармацевтические организации превращаются в сложные системы, для управления которыми необходимы новые методы, соответствующие сложности решаемых задач.
Деятельность хозяйствующих субъектов все настойчивее определяется рыночными факторами хозяйственного механизма. Фармацевтический рынок характеризуется трансформацией институциональной и образовательной среды, изменением характера и содержания практической деятельности провизоров, изменением требований в отношении профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, глобализацией, развитием современных технологий обучения провизоров. В связи с этим к фармацевтическим работникам предъявляются новые требования: быстрая адаптация к меняющимся внешним факторам, обеспечение финансовой, психологической устойчивости и конкурентоспособности организаций. Высокий динамизм фармацевтической деятельности в современных условиях требует от каждого должностного лица адекватных знаний и методов работы, постоянного повышении квалификации.
Большое значение в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров имеет система дополнительного профессионального образования. Правовые основы этой системы определены рядом нормативных актов Российской Федерации (РФ): <Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан> (введены в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.93), <О мерах по реализации Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан> от
20.09.93 № 222 и Федеральными законами <О лекарственных средствах> от 22.06.98 № 86 - ФЗ, <Об образовании> от 16.11.97 № 144-ФЗ, <О высшем и послевузовском профессиональном образовании>, <О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения> от 28.08.99 № 337 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития от 20.08.07 № 553). Этими документами определены сроки, виды и периодичность повышения квалификации работников здравоохранения - провизоров, а также порядок их аттестации и сертификации.
Особое место в системе послевузовского профессионального образования провизоров занимает первичная специализации (интернатура).
Первичная специализация - интернатура - представляет собой первый этап последипломной подготовки провизоров, является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего фармацевтического образования, и служит основанием для занимания ими определенных должностей в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем.
Целью обучения провизоров в интернатуре является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы (табл. 1).
Таблица 1
Перечень провизорских специальностей для подготовке в интернатуре
Основная специальность Дополнительные специальности Государственный образовательный стандарт Формы обучения Контингент обучающихся
060108 <Фармация> <Управление и МЗ и СР РФ от 2005 г. очная Выпускники вузов
040501 экономика фармации> очно-заочная Провизоры со стажем работы до 2-х лет
очная Выпускники вузов
040502 <Фармацевтическая технология> МЗ РФ от 2001 г. очно-заочная Провизоры со стажем работы по данной специальности 5 лет, среднее фармацевтическое образование
040503 <Фармацевтическая химия и МЗ РФ от 2001 г. очная Выпускники вузов
фармакогнозия> очно-заочная Провизоры со стажем работы по данной специальности 5 лет, среднее фармацевтическое
образование
Категории провизоров, обучающихся по специальности <Управление и экономика фармации> (УЭФ) - это работники территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководители фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, менеджеры [ 1 ] .
К категории провизоров, обучающихся по специальности <Фармацевтическая технология>, относятся:
• заместители заведующих рецептурно-производственным отделом;
• заместители заведующих отделом готовых лекарственных форм;
• заместители заведующих отделом запасов;
• заведующие аптечными пунктами;
• провизоры мелкорозничной сети;
• провизоры отдела готовых лекарственных форм, рецептурно-производственного отдела, отдела запасов;
• провизоры-технологи мелкосерийного производства и фармацевтической промышленности.
К категории провизоров, обучающихся по специальности <Фармацевтическая химия и фармакогнозия> (ФХ и ФГ), относятся заведующие лабораториями по контролю качества лекарственных средств и их заместители, провизор-аналитик рецептурно-производственного отдела аптеки, провизор-аналитик контрольно-аналитической лаборатории.
Распределение часов в интернатуре по формам обучения, режим занятия также определены государственными образовательными стандартами (табл. 2).
Таблица 2
Распределение часов в интернатуре в соответствии с государственным образовательным
стандартом
Формы обучения в интернатуре Продолжительность обучения Режим занятий
мес . недели рабоч . дни часы
Очная 11 48 288 1728 6 ч в день, 6 дней в неделю
Очно-заочная 11 48 288 1728 (480 очных и 1248 заочных ) 10 очных часов в неделю
За период с 2004 по 2008 год всего было проучено в интернатуре ГОУ ВПО НГМУ 75 провизоров, из них по очной форме обучения - 24, очно-заочной - 47 (табл. 3).
Таблица 3
Количественный состав провизоров, обучающихся в интернатуре в НГМУ за период с 2004
по 2008 год
Период обучения
Кол-во обучающихся по специальностям и формам обучения
УЭФ ФХ и ФГ ФТ
очная очно-заочная очная очно-заочная очная очно-заочная
2004-2005 - 1 - - - -
2006-2007 9 в т. ч. 4 бюдж . 20 2 в т. ч. 1 бюдж. - 1 бюдж. -
2007-2008 10 в т. ч. 1 бюдж. 22 1 в т. ч. 1 бюдж. 3 1 бюдж. 1
Итого: 19 43 3 3 2 1
Следует отметить, что больше всего обучается провизоров в интернатуре по специальности <Управление и экономика фармации>.
Анализ состава обучающихся в интернатуре в НГМУ за период с 2006 по 2008 год свидетельствует о том, что в основном обучаются провизоры из МП <НАС> и аптечных организаций частной формы собственности (табл. 4).
Таблица 4
Качественная характеристика обучающихся в интернатуре за период с 2006 по 2008 год
Период обучения МП <Новосибирская аптечная сеть> Фармацевтические организации частной формы собственности ОАО <Фармация>
2006-2007 8 12 9
2007-2008 8 19 -
Подготовка в интернатуре осуществляется на профильных кафедрах НГМУ и базовых аптечных предприятиях по учебным планам, в которых указано содержание учебного курса профессиональной подготовки по трем специальностям, смежным специальностям и дисциплинам (<Фармакология>, <Гигиена>), фундаментальной подготовке (медицинская психология и педагогика, медицинская статистика), элективам, количество лекционных часов, практических и семинарских занятий при очной, а при очно-заочной форме обучения - самостоятельной работы.
Для проведения практических занятий с провизорами-интернами в НГМУ привлекаются высококвалифицированные специалисты, имеющие большой стаж работы в фармацевтических организациях, квалификационные категории, авторитет у фармацевтической общественности.
Перспективным направлением в обучении является использование для контроля за самостоятельной работой интернов элементов дистанционного обучения.
За время прохождения интернатуры в НГМУ дважды проводится аттестация интернов (полугодовая и итоговая) в присутствии руководителей фармацевтических организаций, руководителей интернов и преподавателей вуза. При полугодовой аттестации интерн обязан представить дневник, отражающий объем выполненной работы, пройти тестирование. В конце обучения в интернатуре проводятся итоговые аттестационные испытания.
К итоговым аттестационным испытаниям допускаются провизоры-интерны:
• полностью выполнившие план прохождения интернатуры по специальностям: <Управление и экономика фармации>, <Фармацевтическая технология>, <Фармацевтическая химия и фармакогнозия>;
• представившие заполненный и заверенный руководителем дневник за весь период обучения в интернатуре;
• представившие реферат (выпускную работу) по специальности;
• представившие характеристику, заверенную руководителем фармацевтической организации.
Итоговые аттестационные испытания для интернов включают:
• тестирование (в сертификационном центре НГМУ) в автоматизированном режиме;
• итоговый междисциплинарный экзамен в форме собеседования;
• защиту реферата (выпускной работы) по специальности.
После итоговых аттестационных испытаний провизору выдается удостоверение, сертификат специалиста:
• по управлению и экономике фармации;
• фармацевтической технологии;
• фармацевтической химии, фармакогнозии.
Срок действия сертификата специалиста составляет 5 лет.
Для специалистов со стажем работы более 5 лет, не обучавшихся в интернатуре, образовательным стандартом предусмотрен вариант первичной специализации в количестве 504 ч по трём специальностям по очной и очно-заочной формам обучения.
Таким образом, можно констатировать, что в НГМУ созданы и реализуются необходимые условия для регулярной профессиональной переподготовки фармацевтических кадров, позволяющие специалистам эффективно повышать свою квалификацию в соответствии с запросами фармацевтического рынка Новосибирской области.
Опыт проведения первичной специализации показал необходимость пересмотра требований к формам обучения, контролю и подтверждению профессиональных компетенций; дальнейшему использованию дистанционных технологий; внедрению накопительной системы зачета учебных часов; совершенствованию методического обеспечения образовательного процесса, подготовке электронных учебников и учебных пособий.
Список литературы
1. Битерякова А. М . Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 <Управление и экономика фармации> / А. М. Битерякова [и др.]. - М. : ФГОУ <ВУНМЦ Росздрава>, 2005 - 144 с.
2. Федеральный закон от 20.08.1996 № 125-ФЗ <О высшем и послевузовском профессиональном образовании>.