Пономаренко Ю. А.
«Первая педагогическая клиника в России: из опыта работы Вольской школы-интерната»
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В РОССИИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛЬСКОЙ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Ю.А. Пономаренко
FIRST PEDAGOGICAL CLINIC I N RUSSIA: FROM VOLSKAYA BOARDING SCHOOL EXPERIENCE
Ponomarenko J.A.
The article is devoted to the experience of Volskaya Boarding School activity (1868-1908), which was the first rehabilitation an educational institution for children with anomalous physical, mental and moral development.
Статья посвящена опыту работы Вольской школы-интерната (1868-1908 гг.), первому реабилитационному и учебно-воспитательному учреждению для детей, имеющих отклонения в физическом, нравственном и умственном развитии.
Ключевые слова: школа-интернат, умственное развитие, физическое развитие, психика, общество.
УДК 37.018.3
Вторая половина XIX века - время значительных научных достижений в педагогике, психологии, детской медицине в дореволюционной России. Достижения эти послужили основанием для зарождения антропологического подхода, в наиболее полной форме нашедшего выражение в трудах В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, И.А. Сикорского, К.Д. Ушинского.
В работах названных учёных по анатомии и физиологии, психологии и педагогике, гигиене и общей теории развития организма утверждается идея о том, что человек одновременно выступает как целостный организм и общественный индивид (1).
К.Д. Ушинский неоднократно
подчеркивал близость медицины и педагогики: «Леча больного, доктор помогает природе: точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или иного предмета: не учить, а только помогать учиться» (2).
И.А. Сикорский, автор одной из первых работ по педагогической психологии «О явлениях умственного утомления детей школьного возраста», утверждал, что собранные вместе данные разных наук о человеке помогают сформировать целостное представление о ходе развития ребенка. Как врач и педагог он был убеждён, что развитие психики ребёнка в значительной мере зависит от усилий педагогов в его
55/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
умственном, нравственном, физическом, трудовом и эстетическом воспитании (3).
С точки зрения выдающегося русского учёного В.П. Кащенко, успех в медицине и педагогике в лечебно-педагогическом воздействии на детей, особенно с недостатками характера, зависит от того, как тесно переплетаются медицинские и педагогические приёмы (4).
П.Ф. Лесгафт, исходя из обоснованной им идеи о единстве формы и функции, считал возможным воздействовать направленными упражнениями на развитие органов человеческого тела и всего организма, рассматривал такое воздействие как средство не только физического, но и умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Опыт практической деятельности по обустройству, реабилитации детей в исправительно-воспитательных учреждениях в 60-80-е годы XIX века находил широкое отражение в журнале «Детская помощь». На страницах журнала обобщалась работа не только столичных заведений данного типа, но и работа исправительных колоний в Нижнем Новгороде, в Казани, Твери, Саратове, Ставрополе и др. городах. Основными средствами воспитания являлось
приобщение детей к труду, обучение ремёслам. Например, исправительно-воспитательный приют для малолетних преступников в Казани ставил перед собой цели:
1. Исправление посредством твёрдых нравственных устоев.
2. Обучение различным ремёслам и приучение к труду, обеспечение тем самым возможности жить честным заработком.
В приюте были столярная и слесарная мастерские, кузница. Из дисциплинарной практики были исключены телесные наказания и лишение пищи. Главнейшими проступками являлись курение, ссоры, брань и драки, мелкие кражи, упрямство, непослушание и грубость. Случилось всего одно покушение на побег.
В семи верстах от Саратова существовал учебно-исправительный приют
для несовершеннолетних. В приюте, где содержались мальчики и девочки, велись сельскохозяйственные и огородные работы. Своим трудом приют сумел развиться в хорошо обеспеченное хозяйство, приобрести сельскохозяйственные машины, скот. Появились теплицы, оранжерея, парники. Стали обучать ремеслам.
В Руковишниковском приюте, находившемся в Москве, изучались сапожное, слесарное, столярное, тележное и ткацкое ремёсла. Летом воспитанники занимались огородничеством.
В 1884 году на ремесленной выставке в Петербурге колония за свои изделия получила диплом и бронзовую медаль. Осенью того же года Общество садоводов наградило колонию серебряной медалью за овощи небывалой величины. «Затем колония отправила своих воспитанников в Рим на Конгресс, где они заслужили одобрение», -сообщает журнал «Детская помощь» (5).
В то же время в России зарождался новый, ставший уникальным опыт работы, служивший живым примером успешной реализации антропологического подхода к воспитанию трудных подростков.
Первым реабилитационным и учебно-воспитательным учреждением для детей, имеющих отклонения в физическом, нравственном и умственном развитии с целью возвращения их в нормальную трудовую, семейную и общественную жизнь, стала Вольская школа-интернат (1868 - 1908 гг.).
Основное её назначение заключалось одновременно и в лечении, и в перевоспитании «исключительных», как тогда называли педагогически запущенных детей.
Вот почему данную школу стали именовать педагогической клиникой.
«Исключительный, отсталый, трудный в воспитательном отношении ребёнок должен быть, - отмечал В.П. Кащенко, - не только вылечен, но и перевоспитан для того, чтобы стать не просто биологически нормальным, но и социально полезным членом общества... Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу» (6).
ШЛукьяненко В.П., Мартыненко Н.В.
«Проблема развития силовых способностей спортсменов...»
В Вольскую школу направлялись воспитанники кадетских корпусов, не проявившие должных успехов в учёбе и поведении и не соответствовавшие по уровню умственного и нравственного развития тем требованиям, которые предъявлялись к воспитанникам. Несмотря на то, что все находившиеся там дети были сироты, либо обездоленные в своих семьях, бывшие в них лишними и чужими, педагоги не только справлялись со своими задачами, но и утверждали, что детей этих воспитывать им не трудно.
Школа располагалась на лоне прекрасной волжской природы, на правом берегу Волги, среди окружавших учебное заведение многочисленных фруктовых садов, а главное, - в нравственно здоровой среде, в среде простых, но знающих себе цену, полных самоуважения волжских тружеников.
По весьма точному выражению известного русского психиатра И.А. Си-корского, работавшего с данной категорией детей, школа эта являлась ещё и педагогической клиникой. Педагоги Вольской школы имели свою педагогическую позицию, которую они сформулировали, изменив известный афоризм: «В здоровом теле - здоровый ум». Все воспитанники (в корпусе их насчитывалось около ста человек) уже были неудачниками в своей ещё не состоявшейся по-настоящему жизни: их удаляли из нормальных заведений за безнравственное поведение и отрицательное влияние на товарищей. Большинство из них имели какие-либо физические недостатки, отставали в умственном развитии, и когда они прибывали в гимназию, педагоги, несмотря на их 13-14-летний возраст, относились к ним как к детям 10-12 лет.
Для работы с данным контингентом были специально подобраны учителя и воспитатели, обладавшие необходимыми для этого качествами. Программы умственного образования были сокращены, а высвободившееся время отведено для повышения внимания к решению задач нравственного воспитания, включения детей
в активную физическую трудовую деятельность.
В школе все воспитанники были равны, ко всем было ровное и справедливое отношение. В основание системы воспитания в Вольской школе был положен разделяемый всеми педагогами взгляд, что они имеют дело с обездоленными и запоздавшими в развитии детьми. Поэтому и воспитатели, и воспитанники своей жизнью скорее напоминали жизнь общины, нежели закрытого учебного заведения с царившим в нём военным порядком.
Вставали все рано, и с утра все были заняты: ремёслами, садоводством и огородничеством, другими хозяйственными заботами. Летом для воспитанников устраивались прогулки по окрестностям, экскурсии по Волге на пароходах. Во время семейных праздников воспитателей, в том числе и директора, воспитанники допускались к участию в тех удовольствиях, которыми пользовались их собственные дети.
Доктор медицины И.П. Старков, в течение нескольких месяцев, проживавший в Вольской школе и отмечавший царившие там дружелюбие, товарищеские отношения, общность интересов, вкусов, привычек, так оценивал её работу: «На основании своих личных наблюдений я вынес из Вольской школы убеждение, что при такой постановке воспитания, какова там, юноши приобретут в ней стойкий характер, способность к самостоятельному труду, мужество в борьбе с невзгодами жизни, честные убеждения, чувства сердечной признательности за приют и не унижающее их руководительство и воспитают в себе эстетическое и религиозное чувство» (7).
Обобщение опыта работы Вольской школы позволило выделить типологические черты, свойственные педагогической клинике как виду интернатного исправительно-воспитательного учреждения.
1. Наличие системы гигиенических, медицинских, социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее изучение детского
55/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
организма и создание условии для эффективной организации воспитательной работы.
2. Тесное взаимодействие, объединение усилий врача и педагогов, предполагающее глубокое взаимопроникновение в профессиональную область друг друга, чтобы достичь единства медико-терапевтических, психологических и воспитывающих приёмов, имеющих целью исправление характера, личности ребёнка.
3. Понимание педагогами и медиками важности роли окружающей среды, необходимости использования её потенциала в лечебных и исправительных целях.
4. Индивидуальный подход к воспитанникам, оптимистическое ожидание успеха в исправлении характера ребёнка, в возвращении его к нормальному образу жизни.
5. Придание образовательному процессу, жизнедеятельности педагогической клиники общинного характера, установление семейно близких отношений.
Наличие указанных особенностей, свойственных педагогической клинике как исправительно-воспитательному учреждению, актуализирует необходимость повышения роли психолого-педагогической составляющей в содержании профессиональной подготовки медиков. В то же время необходимо создание условий для более глубокого овладения психологами и педагогами медицинско-терапевтическими знаниями.
Таким образом, с учётом современной валеологической и социально-педагогической ситуацией в России, когда значительное количество детей нуждается в
медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции, необходим перевод в практическую плоскость вопроса о медико-педагогическом образовании, о проектировании медико-педагогических технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Резерт Т.М. Медицина и педагогика на пути интеграции //Педагогика. - 2007. - №7. - С. 84.
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. - Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1990. - С. 15.
3. Никольская А.А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. - 1994. - № 3.
4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - Т.2. - М., 1999.
5. Смоленская Н.Е. Общественное призрение в России в конце XIX века (по материалам журнала «Детская помощь» // Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб. статей и материалов. - Ставрополь, 1998. -С. 48, 51.
6. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети: их изучение и воспитание. - М., 1929. - С. 42.
7. Старков И.П. Физическое развитие воспитанников военно-учебных заведений. - СПб., 1897. - С. 39.
Об авторе
Пономаренко Юлия Александровна, преподаватель Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища им. Маршала авиации В. А. Судца, соискатель кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ. Сфера научных интересов - обучение и воспитание детей в интернатных образовательных учреждениях военного профиля. [email protected]