Научная статья на тему 'Перцептивный и спектрографический анализ слов из речи детей 5-7-летнего возраста'

Перцептивный и спектрографический анализ слов из речи детей 5-7-летнего возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / РАСПОЗНАВАНИЕ РЕЧИ / CHILD SPEECH / SPEECH RECOGNITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьев Алексей Сергеевич, Ляксо Елена Евгеньевна

Распознавание речи детей разных возрастов является одной из актуальных проблем в современной биологии. Целью данной работы было изучение особенностей восприятия взрослыми носителями русского языка слов детей от пяти до семи лет. Предметом исследования послужили слова из речи детей от пяти до семи лет, вырезанные из контекста фразы, объединенные в тестовые последовательности. Для данных слов был проведен комплексный анализ, включающий перцептивный и акустический спектрографический анализы, а также метод аудиометрии для выявления порогов слуха у аудиторов. Носители русского языка распознают с вероятностью 0,75-1,0 от 48 до 55% детских слов, содержащихся в тестовых последовательностях, что значительно меньше аналогично распознанных слов взрослой речи. Значимых различий в распознавании слов детей 5-, 6и 7-летнего возраста выявлено не было. Таким образом, можно предположить, что артикуляционная модель гласных к 7-летнему возрасту еще полностью не сформирована. Библиогр. 13 назв. Ил. 5. Табл. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Григорьев Алексей Сергеевич, Ляксо Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceptual and spectrographic analysis of the words from the speech of children aged 5-7 years

Recognition of child speech of diff erent ages is one of the most important problems in modern biology. Th e purpose of this work is to study the characteristics of the perception the words of children aged 5-7 years by Russian adults. Th e subject of the study is the words from the speech of children aged 5-7 years, abstracted from the phrase and compiled in the test. Comprehensive analysis of the words includes perceptual and acoustic spectrographic analysis and a method of audiometry to identify hearing thresholds. Russian native speakers recognize from 48 to 55% of children's words contained in the test with a probability of 0.75-1.0, which is signifi cantly less than similarly recognized words of adult speech. Signifi cant diff erences in recognition of words of children aged 5, 6 and 7 years were not found. Th us, we can assume that the model of articulation of vowels is not formed by the age of 7.

Текст научной работы на тему «Перцептивный и спектрографический анализ слов из речи детей 5-7-летнего возраста»

УДК 612.85

Вестник СПбГУ. Сер. 3. 2012. Вып. 3

А. С. Григорьев, Е. Е. Ляксо

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ И СПЕКТРОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ ИЗ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

При изучении речевого онтогенеза рассматривают разные аспекты становления речевых навыков у детей. Одна из основных функций речи — коммуникативная, которая подразумевает возможность передачи информации вербальными средствами и ее восприятие. Успешность коммуникативного акта применительно к онтогенетическому аспекту развития во многом зависит от сформированности фонетико-артикуляцион-ного уровня речи ребенка. В предшествующих работах по восприятию взрослыми носителями русского языка речи детей было показано, что распознавание значений слов и фраз детей двухлетнего возраста основано на количестве выделенных слогов и гласных в слове и осуществляется только в условиях ситуативного контекста. Согласные распознаются плохо [1]. В три года акустические характеристики гласных и согласных в словах детей полностью не сформированы, однако начинается распознавание взрослыми детских слов вне контекста ситуации, в словах четырехлетних детей начинают формироваться ударные гласные на основе длительности и частоты основного тона [2]. Во взрослой речи ударный гласный выделяется на основе большей длительности, чем безударный [3]. В речи детей пятилетнего возраста словесное ударение сформировано, фразовое — нет [2]. Распознавание отдельных слов детей осуществляется носителями языка с высокой вероятностью. Для речи детей в возрасте от четырех до семи лет характерно усложнение грамматики и синтаксиса, освоение типов склонений, спряжений; широко используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и соединительные союзы [4]. Все это способствует формированию коммуникативной функции речи, позволяющей ребенку общаться со взрослыми и сверстниками, нейтральными по отношению к нему. Проведенная оценка когнитивного развития детей позволила установить, что в возрасте четырех-пяти лет нормально развивающиеся дети успешно справляются с заданиями по определению наименований предметов и игрушек и их использованию, а также размера, цвета и положения предметов; выполняют различные поручения, умеют считать, как минимум, до десяти без подсказки взрослого [5]. Дети правильно выполняют все предложенные задания по точному копированию вслед за взрослым интонации и повторению слов и фраз. Дети четырех и пяти лет могут рассказывать о двух событиях, следующих по порядку, хорошо запоминают стихи и короткие рассказы. Проверка знания алфавита показывает, что наиболее часто дети называют пять первых букв, следующих по порядку, реже — десять букв, все они узнают часть заглавных и строчных букв в книге, а двое из десяти детей способны правильно написать свое имя печатными буквами [5].

На основе акустического инструментального анализа и фонетического описания установлено, что к четырем годам при нормативном развитии ребенка в его речи сформировано словесное ударение. Артикуляционная модель гласных к пяти годам полностью не сформирована [2]. Таким образом, данные акустического анализа указывают

© А. С. Григорьев, Е. Е. Ляксо, 2012

на то, что в речи 4-, 5-летних детей сформированы не все признаки, присущие речи взрослого. Однако взрослые, нейтральные по отношению к ребенку, понимают значение 60-100% слов и фраз нормально развивающихся детей [6].

Овладение ребенком языковыми навыками и уровень его когнитивного развития наиболее отчетливо проявляются в процессе диалогического общения. Установлено, что диалоги детей этого возраста характеризуются большей длительностью за счет большего количества реплик и за счет усложненных ответов. Ответные реплики детей имеют сложную синтаксическую организацию. Возраст от шести до семи лет характеризует более сложный активный лексикон, использование детьми слов, состоящих из трех и более слогов и требующих сложной артикуляции [4].

Данные об акустических характеристиках речи русскоязычных детей шести-се-ми лет, а также данные о распознавании их речи на материале русского языка немногочисленны [7, 8].

В связи с этим целью работы было изучение восприятия взрослыми носителями русского языка слов детей в возрасте 5-7 лет. В основу исследования легла гипотеза о том, что распознавание носителями языка слов детей вне контекста фразы будет отражать степень сформированности артикуляционных укладов у ребенка.

Задачи исследования:

1) сравнить особенности восприятия взрослыми носителями русского языка слов детей 5-, 6- и 7-летнего возраста;

2) проанализировать характеристики слов, распознанных взрослыми носителями языка с высокой (> 0,75) и низкой (< 0,25) вероятностью;

3) описать наиболее часто встречающиеся ошибки в речи детей, вызывающие у взрослых сложности в распознавании их слов.

Методика исследования

Предметом исследования послужили слова из речи 5-, 6-, 7-летних детей, объединенные в тестовые последовательности. Речевой материал взят из базы данных речи русских детей CHILDRU [9]. Тестовые последовательности составлялись из слов детей от пяти до семи лет, вырезанных из контекста фразы; значение слова определялось в соответствии с этим контекстом. Слова отбирались произвольным образом в соответствии с их слоговой структурой. Информанты развивались в соответствии с нормой, не имели нарушений слуха и диагностированных специалистами нарушений речевого развития. Для контроля использовали тесты, содержащие слова, произнесенные взрослыми голосами: мужским и женским. Данная речь содержала те же самые фразы, из которых были взяты детские слова. Таким образом, тестовые последовательности, содержащие взрослую речь, были составлены из слов, аналогичных употребляемым в тестах, содержащих слова из речи детей.

Каждая тестовая последовательность содержала 24 либо 30 слов. Каждое слово предъявлялось три раза, интервал между предъявлениями составлял 5 с, интервал между разными словами — 15 с. Составление тестовых последовательностей производилось с использованием компьютерной программы Cool Edit Pro.

В табл. 1 представлена информация о тестовых последовательностях и аудиторах — взрослых носителях русского языка, — которым предъявляли для прослушивания данный речевой материал.

Таблица 1. Информация о тестах и аудиторах

Тесты (оригинальное название) Количество слов в тесте Возраст аудитора Пол аудитора Опыт взаимодействия с детьми

М Ж Есть Нет

5 лет 24 18,8 ± 1,1 10 10 14 6

AnnL6 30 19,1 ± 1,0 3 7 6 4

LibL6 30 19,3 ± 0,8 6 4 7 3

ArtG6 30 19,8 ± 1,3 5 5 6 4

NiKo6 30 19,8 ± 1,3 4 6 5 5

SKar6 30 19,7 ± 1,1 4 6 5 5

7 лет 24 19,9 ± 2,1 10 10 10 10

Sami7 30 19,4 ± 0,7 5 5 7 3

DZar7 30 19,3 ± 0,8 5 5 8 2

Ech7 30 19,7±1,1 4 6 7 3

NatN7 30 19,5 ± 0,7 5 5 6 4

SKar7 30 19,4 ± 0,7 4 6 5 5

Adult man 30 19,8 ± 1,3 12 8 11 9

Adult women 30 19,7 ± 1,3 10 10 13 7

Примечание. «±» — среднее значение, стандартное отклонение; М — аудиторы мужского пола, Ж — женского.

В работе использован комплексный метод анализа, включающий перцептивный и акустический спектрографический анализы речи детей, метод аудиометрии.

1. Проверку остроты слуха аудиторов проводили методом аудиометрии. Использовался клинический одноканальный тональный аудиометр AD229E (частота: 125-8000 Гц; интенсивность: от -10 до 120 дБ; маскирующий шум: узкополосный; тестовый тон: чистый, пульсирующий, воздушная проводимость: диапазон от -10 до 100 дБ; индикация результатов — светодиодная подсветка). При измерении тональным аудиометром острота слуха определяется по порогам слышимости чистых (т. е. синусоидальных) тонов. Пороги слышимости измеряются в децибелах (дБ) по отношению к среднестатистическим порогам нормального слуха. Разница в децибелах между измеренным и нормальным порогами численно характеризует потерю слуха. Результаты аудиометрии каждого аудитора заносили в специальные бланки аудиограмм. Все аудиторы имели пороги слышимости в пределах нормы — от -2 до 8 дБ.

2. Взрослым носителям русского языка (п = 180) для прослушивания предъявлялись тестовые последовательности, составленные из слов детей от пяти до семи лет, а также из слов, произнесенных взрослыми. Разработаны анкеты, предложенные для заполнения аудиторам, в которые они вносили личную информацию (пол, возраст, образование, опыт общения с детьми) и услышанные слова «позвуково» напротив номера соответствующего слова (по порядку следования в тесте) и возможное значение этого слова.

Анкеты обрабатывали с целью выявления количества верно распознанных слов и слов, вызывающих трудности при распознавании аудиторами. Эти слова обозначались как «содержащие ошибки», которые, в свою очередь, были разбиты по категориям (ошибка в конце слова, в начале слова, слово не распознано полностью).

Затем из общего числа слов, содержащихся в тестовых последовательностях, для их дальнейшего исследования с помощью фонетического и акустического спектрографического анализов выбирали слова, которые распознавались аудиторами с высокой (> 0,75) и низкой (< 0,25) вероятностью.

Акустический спектрографический анализ слов проводили с помощью компьютерной программы Cool Edit Pro. Определяли временные характеристики звуковых сигналов по аналоговой форме представления сигнала и спектральные характеристики — по динамической спектрограмме. Спектральный анализ проводился на основе быстрого преобразования Фурье, данные взвешивались при помощи окна Хемминга, 512 точек отсчета. В словах выделяли ударный гласный, для которого считали: длительность гласного, длительность стационарного участка гласного, значения частоты основного тона (ЧОТ, F0), первой и второй форманты (F1, F2), а также их амплитуды. За первые две форманты принимали два энергетически выраженных максимума на огибающей спектра [10], следующих за максимумом, соответствующим ЧОТ. По полученным значениям F1 и F2 ударных гласных строили формантные треугольники с вершинами [a], [i], [u] для каждого возраста для слов, распознанных аудиторами с высокой и низкой вероятностью распознавания. Все полученные измерения вносили в базы данных при помощи компьютерной программы Microsoft Office Access. Гистограммы строили в программе Microsoft Office Ехсе1. Статистическую обработку данных проводили в программе STATISTICA 7.0, используя непараметрический критерий Манна—Уитни.

Результаты исследования

Данные слухового восприятия взрослыми слов детей 5-7-летнего возраста. Аудиторы с вероятностью 0,76-1,0 распознают 50% слов детей пяти лет, 55% слов детей шести лет и 48% слов детей семи лет (рис. 1). Процент слов детей 5-, 6-, 7-летнего возраста, распознаваемых аудиторами с низкой вероятностью (0,25), значимо не различался и составлял 13, 16, 19% (соответственно для каждого возраста). Слова из речи взрослых распознаются носителями языка лучше, чем слова из детской речи (77%). Таким образом, значимых различий в распознавании речи 5-, 6- и 7-летних детей выявлено не было, но получены значимые различия по сравнению с распознаванием взрослой речи (p < 0,05).

Акустические характеристики гласных. По значениям F1 и F2 ударных гласных, полученным в ходе акустического спектрографического анализа, построены формант-ные треугольники с вершинами [a], [i], [u] для каждого возраста для слов с большой и низкой вероятностью распознавания.

Формантные треугольники для ударных гласных в словах с высокой и низкой вероятностью распознавания различаются. Однако у треугольников, построенных для слов с высокой вероятностью распознавания, наблюдается ориентация, сходная с ориентацией треугольника для взрослой речи, но при этом вершины треугольников для звуков [i] и [u] из речи детей лежат не в соответствующих им областях на двуформант-ной плоскости (рис. 2).

При сравнении значений F1 и F2 для различных гласных звуков обнаружено, что в словах 5-летних детей статистически значимо отличаются значения F1 ударных гласных [i]/[a], [a]/[o], [a]/[e]; F2 — для гласных [i]/[o], [a]/[o], [a]/[e], [o]/[e]; для пар

100 80 60 40 20 0

0-0,25 0,26-0,50 0,51-0,75 0,76-1,0

100 80 60 40 20 0

0-0,25 0,26-0,50 0,51-0,75 0,76-1,0

100 80 60 40 20 0

100 80 60 40 20 0

Г

0-0,25 0,26-0,50 0,51-0,75 0,76-1,0

0-0,25 0,26-0,50 0,51-0,75 0,76-1,0

Рис. 1. Распознавание взрослыми слов из речи 5-, 6-, 7-летних детей и взрослых:

А — распознавание слов из речи детей пяти лет; Б — из речи детей шести лет; В — из речи детей семи лет; Г — из взрослой речи. На горизонтальной оси — количество слов, распознанных аудиторами в соответствии с указанными вероятностями; по вертикальной оси — вероятность распознавания слов в тестовой последовательности, ранжированная по группам.

гласных [1]/[а] и [и]/[е] различия проявляются на уровне тенденции (табл. 2). Для слов из речи детей шести лет по значениям F1 статистически значимо отличаются только ударные гласные И/[и]; гласные И/[а] — на уровне тенденции. По значениям F2 различаются ударные гласные И/[а], И/[и], И/[о], [а]/[е], [о]/[е]; гласные [а]/[о] — на уровне тенденции. По сравнению с 5-летним возрастом к шести годам уменьшилось число гласных, которые статистически значимо различаются между собой по F1, но увеличилось число различающихся по F2. В словах детей семи лет по F1 статистически значимо отличаются ударные гласные [а]/[и], [а]/[о], [а]/[е]; [и]/[е] лишь на уровне тенденции. По F2 между собой статистически значимо различаются все гласные, кроме И/[е] и [и]/[о]. Таким образом, по сравнению со словами 6-летних в словах 7-летних детей выявлено увеличение числа ударных гласных, отличающихся по значениям двух первых формант. Аналогичное отличие показано при сравнении со словами 5-летних детей по значениям F2; количество гласных, различающихся по F1, в словах 5- и 7-летних детей одинаково. Во взрослой речи статистически значимые различия обнаруживаются при попарном сравнении всех (за исключением [ы], по которому сравнение не проводилось) гласных (исключения: отсутствие различий по F1 между [о]/[е] и по F2 между [1]/[е]). На основании сравнительного анализа значений F1 и F2 ударных гласных можно заключить, что к 7-летнему возрасту различия между формантами для разных ударных гласных еще не соответствуют таковым для взрослой речи (см. табл. 2).

Согласно теории дифференциальных признаков [11], наряду с абсолютными значениями формант, для описания гласных применяют их относительные значения — разность ^2^1], сумму [F2+F1], отношения ^2^1], ^1^2]. Ранее было показано, что для идентификации гласноподобных звуков детей первого года жизни наиболее информативным является параметр ^2^1] [12].

F2, Гц 4000 г

А

3000 2000 1000

О

F2, Гц 4000

200

400

600

800

1000

1200 1400 F1, Гц

1400 F1, Гц

1200 1400 F1, Гц

______... ... ... .... .... 1400

F1, Гц

Рис. 2. Формантные треугольники для ударных гласных из слов 5-, 6- и 7-летних детей, а также классический формантный треугольник для ударных гласных из речи взрослых [10]:

А — формантные треугольники из слов детей пяти лет; Б — из слов детей шести лет; В — из слов детей семи лет; Г — классический формантный треугольник. На рис. 2 А, 2 Б, 2 В: 1 — формантный треугольник с вершинами [a], [i], [u] ударных гласных из слов, распознанных с высокой вероятностью; 2 — то же для слов, распознанных с низкой вероятностью. По горизонтальной оси — значение первой форманты (Гц); по вертикальной — значение второй форманты (Гц); линиями на двуформантной плоскости указаны фонемные границы восприятия гласных русского языка [11].

Таблица 2. Попарное сравнение ударных гласных из слов детей 5-, 6-, 7-летнего возраста и взрослых по значениям первой и второй форманты

Звуки/возраст 5 лет 6 лет 7 лет Взрослые

Б1 Б2 Б1 Б2 Б1 Б2 Б1 Б2

[1]/[а] +++ + + +++ - +++ +++ +++

[1]/[и] - - + ++ - ++ +++ +++

[1]/[о] - + - +++ - +++ +++ +++

[1]/[е] - - - - - - +++ -

[а]/[и] - - - - +++ + +++ +++

[а]/[о] +++ ++ - + +++ +++ ++ +++

[а]/[е] +++ +++ - +++ + +++ +++ +++

[и]/[о] - - - - - - +++ +++

[и]/[е] - + - - + ++ +++ +++

[о]/[е] - ++ - +++ - +++ - +++

Примечание. «-» — различия не значимы; «+» — различия не очень значимы (различия на уровне тенденции 0,1 > р > 0,05); «+» — различия значимы (0,05 > р > 0,01); «++» — различия очень значимы (0,01 > р > 0,001); «+++» — различия экстремально значимы (р < 0,001); р — непараметрический критерий Манна—Уитни.

Разность между второй и первой формантой статистически значимо не отличается по гласному [1] у детей от пяти до семи лет и взрослой речи, и наоборот во взрослой мужской и женской речи (р < 0,05). Для гласного [а] разница между значениями первой и второй формант ударных гласных в словах мужской и женской взрослой речи статистически значимо не отличается. Однако выявлены статистически значимые различия между взрослой и детской речью для гласного [а] по этим параметрам. Для гласного [и] наблюдается картина, аналогичная гласному [а] (исключение: отсутствие различий между словами детей семи лет и взрослой мужской речью) (рис. 3).

Для 6- и 7-летнего возраста статистически значимо различается длительность стационарного участка для ударного гласного [а] в словах, распознанных с высокой и низкой вероятностью (р<0,05), но не различается для гласных [и] и [1] (рис. 4). Значения ЧОТ для каждого из ударных гласных в словах с высокой и низкой вероятностью распознавания у детей от пяти до семи лет статистически значимо не отличаются.

Ошибки распознания слов. В ходе перцептивного анализа установлено, что в речи 5- и 6-летних детей наибольшее число ошибок аудиторов связано с полным нераспознаванием слова. Что касается 7-летних детей, несмотря на некоторое общее ухудшение распознавания, присутствовали дети (тесты Sami7, в речи которых наиболь-

шее число ошибок распознавания связано с неправильным пониманием аудиторами окончания слова. Например, вместо слова «столько» аудиторы в анкете записали «с Толиком», т. е. добавление дополнительного согласного и т. д.

Во взрослой и мужской, и женской речи наибольшее число ошибок аудиторами было допущено в конце слова (рис. 5).

Рис. 3. Разность между второй и первой формантами для звуков [1], [а], [и]

По горизонтальной оси — возраст; по вертикальной — значения разности (Гц). Пунктирные линии — сравнение с мужским голосом; непрерывные линии — сравнение с женским голосом. * — статистически значимые отличия по непараметрическому критерию Манна—Уитни (р < 0,05).

Рис. 4. Сравнение длительности гласных [а], [1], [и] и их стационарных участков:

1 — длительность ударного гласного в словах, распознанных с высокой вероятностью; 2 — длительность стационарного участка ударного гласного в словах, распознанных с высокой вероятностью; 3 — длительность стационарного участка ударного гласного в словах, распознанных с низкой вероятностью. * — статистически значимые отличия по непараметрическому критерию Манна—Уитни (р < 0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис 5. Распределение ошибок распознавания по категориям для слов 5-, 6-, 7-летних детей, а также для слов, взятых из взрослой речи:

1 — ошибки в конце слова; 2 — ошибки в начале слова; 3 — значение слова не распознано полностью. По горизонтальной оси — возраст; по вертикальной — процент ошибок каждой категории от общего их числа для каждого из возрастов.

Заключение

Носители русского языка распознают с вероятностью 0,75-1,0 от 48 до 55% детских слов, содержащихся в тестовых последовательностях, что значимо меньше аналогично распознанных слов взрослой речи. Существенных различий в распознавании взрослыми слов детей 5-, 6-, 7-летнего возраста не выявлено.

Для ударных гласных из слов детей 5-, 6-, 7-летнего возраста показана разная форма и ориентация формантных треугольников с вершинами [a], [i], [u] в словах с высокой (>0,75) и низкой (<0,25) вероятностью распознавания. Значения ЧОТ ударных гласных практически не различаются. Длительность стационарного участка ударных гласных для слов с высокой и низкой вероятностью распознавания статистически значимо различается для ударного [a].

Наиболее частыми ошибками, допускаемыми аудиторами при распознавании слов детей пяти, шести лет являются полное нераспознавание значения слова; для слов детей семи лет — полное нераспознавание слова либо ошибки в конце слова, связанные с пропуском или заменой гласного или согласного звука, что характерно и для распознавания слов взрослой речи.

Литература

1. Ляксо Е. Е., Петрикова Н. А., Челибанова О. В. Особенности восприятия русскими аудиторами звуков детей второго года жизни // Физиологический журнал. 2003. № 4. C. 456-472.

2. Lyakso E., Gromova A. The acoustic characteristics of Russian vowels in children of 4 and 5 years of age // Psychology of Language and Communication. 2005. Vol. 9, N 2. P. 5-14.

3. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000. 240 с.

5. Ляксо Е. Е., Столярова Э. И. Специфика реализации речевых навыков 4-5-летних детей в диалоге / Психологический журнал, 2008. Т. 29, № 3. С. 48-57.

6. Ляксо Е. Е., Громова А. Д., Куражова А. В. Акустический аспект речи детей 4-, 5-летних и ее распознавание взрослыми // Язык, сознание, культура / под ред. Н. В. Уфимцева. 2007. С. 128-140.

7. Lyakso E., Frolova O. Russian Vowels System Acoustic Features Development in Ontogenesis // Interspeech 2007, Antwerp, Belgium, 2007. P. 2309-2313.

8. Lyakso E., Frolova O., Grigoriev A. Acoustic Characteristics of vowels in 6 and 7 years old russian children // Interspeech, September 8-15. 2009. UK.

9. CHILDRU: Речевая база записей детей в возрасте от 4 до 6 лет / Ляксо Е. Е., Богорад М. Ю., Гайкова Ю. С., Громова А. Д., Куражова А. В., Остроухов А. В., Фролова О. В. // Сборник трудов XIX сессии Российского Акустического общества «Акустика речи и биологическая акустика. Архитектурная, строительная акустика. Шумы и вибрации. Аэроакустика». Нижний Новгород, 2007. Т. 3. С. 83-88.

10. Деркач М. Ф., Гумецкий Р.Я., Губа Б. М., Чабан М. Е. Динамические спектры речевых сигналов. Львов, 1983.

11. Слепокурова Н.А. О положении фонемной границы между гласными [i]—[e], [u]-fa] и [u]-[o] // Анализ речевых сигналов человеком. Проблемы физиологической акустики. Вып. 7. Л.: Наука, 1971. Т. 36. С. 138.

12. Михайлов В. Г., Златоустова Л. В. Измерение параметров речи / под ред. М. А. Сапожко-ва. М.: «Радио и связь», 1987.

13. Галунов В. И., Ляксо Е. Е. Формирование акустического образа звуковых сигналов на ранних этапах развития // Сборник трудов XI сессия РАО: акустика речи и биологическая акустика. М.: ГЕОС, 2001. Т. 3. С. 20-24.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.