УДК 378:33
В. М. Володин, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов
ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАНЯТОСТИ В НАУКОЕМКОМ СЕКТОРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. Актуальность и цели. Широкое использование информации, знаний и высоких технологий в производстве обусловливают необходимость изучения тех изменений, которые претерпевают модели и формы занятости в наукоемком секторе промышленности. Информатизация и интеллектуализация производства повышают требования к уровню образования и квалификации работников и обеспечивают возможности для развития индивидуальных и дистанционных форм организации труда и занятости. Цель работы - проанализировать изменение моделей трудовых отношений и диверсификации форм занятости в наукоемком секторе промышленности. Материалы и методы. Цели исследования были достигнуты на основе анализа новых трудовых и имущественных отношений, возникающих в наукоемких отраслях производства, а также изучения влияния технологического прогресса на масштабы и структуру занятости, статистики занятости и безработицы, численности рабочих мест, изменения социальной структуры. Методологический потенциал включает методы сравнительного и историко-логического анализа, которые позволяют сопоставить традиционные модели и формы занятости по найму и формирующиеся в наукоемком секторе промышленности индивидуальные и дистанционные модели организации труда и занятости. Результаты. Исследованы особенности трудовых и имущественных отношений в наукоемком производстве, влияние технологического прогресса на масштабы и структуру занятости, состоящее в вытеснении людей во всех секторах и отраслях экономики не только в материальном производстве, но и в наукоемких отраслях, новые модели организации труда и занятости в наукоемком секторе промышленности. Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить изменение статуса работника как собственника рабочей силы и интеллектуального капитала, направления модификации моделей и форм занятости в наукоемком секторе промышленности под влиянием информационной революции, тенденцию отхода от наемного труда к индивидуальным и дистанционным моделям организации труда и занятости.
Ключевые слова: наукоемкий сектор промышленности, интеллектуальный капитал, модель занятости, традиционная занятость, дистанционная занятость.
V. M. Volodin, V. A. Skvortsova, A. O. Skvortsov
PROSPECTS OF EMPLOYMENT IN SCIENCE-INTENSIVE INDUSTRIES
Abstract. Background. Extensive application of information, knowledge and high technologies in production calls forth the study of the changes that occur in models and forms of employment in science-intensive industries. Informatization and intel-lectualization of production increase the requirements to educational and qualification level of employees and provide opportunities for individual and remote forms of organization of labour and employment. The goal of the study is to analyze the change of models of labour relations and diversification of forms of employment in science-intensive industries. Materials and methods. Implementation of the goal of the study was achieved on the basis of the analysis of new labour and property rela-
tions in science-intensive industries, as well as examination of technological progress influence on scale and structure of employment, statistics of employment and unemployment, quantity of working places, changes of social structure. Methodology includes the methods of comparative and historical and logical analysis, which allows to compare traditional models and forms of employment and individual and remote forms of organization of labour and employment in science-intensive industries. Results. The authors investigated the peculiarities of labour and property relations in science-intensive production, technological progress influence on scale and structure of employment which is reflected in displacement of human skill by equipment in all sectors and branches of the economy not only in material production but also in science-intensive industries, new models of organization of labour and employment in science-intensive industries. Conclusions. Examination allows to reveal the change of status of workers as the owners of labour force and intellectual capital, directions of modification of models and forms of employment in scienceintensive industries that are influenced by information revolution, tendency of deviation from hired labour to individual and remote forms of organization of labour and employment.
Key words: science-intensive industries, intellectual capital, model of employment, traditional employment, remote employment.
В наукоемком секторе промышленности, где возрастает значение профессий, связанных с высокой насыщенностью информацией и знаниями, использованием высоких технологий, основным «средством производства» является квалификация сотрудников. По мере распространения интеллектуального капитала усиливается роль носителей и создателей знаний. Их называют по-разному: интеллектуальные работники (knowledge workers), научные работники, «золотые воротнички», когнитариат [1].
Характеристикой интеллектуальных работников является высокий уровень квалификации, определяющий востребованность обществом, профессиональную и социальную мобильность. Обладание знаниями и способность продуцирования новых знаний позволяют им получить социальное признание и войти в состав доминирующих социальных групп. Интеллектуальный работник направляет процесс производства, от его решений и действий зависят судьба и качество любого элемента промышленного производства и его результатов. По словам Т. Шульца, использование человеческого капитала контролируется самими владельцами, независимо от источников его формирования, которые могут быть частными или государственными [2].
В наукоемком секторе промышленности наемный работник, оставаясь носителем и собственником рабочей силы, потенциально может стать также собственником интеллектуального капитала [3]. Объектом собственности в данном случае выступают его знания, умения, опыт, образующие его человеческий капитал.
Включение работника в систему отношений присвоения осуществляется через процесс принятия решений непосредственно на рабочем месте [4]. Выполнение современными работниками принципиально новых функций по владению и распоряжению собственностью придает им новый экономический статус. В основном это касается проблем, связанных с производственным (улучшение и совершенствование техники и технологии, оценка и внедрение инноваций, участие в реконструкции и модернизации производства), экономическим (повышение качества и конкурентоспособности продукции)
и социальным развитием. В результате создается база для формирования новых трудовых и имущественных отношений: отношений взаимодействия, коллективизма, сотрудничества, партнерства [5]. При этом предприятия наукоемкого сектора промышленности переходят от централизованной иерархической к иерархическо-сетевой структуре с повышением самостоятельности сотрудников.
Согласно историческому опыту технологический прогресс приводит к замене труда людей более эффективными орудиями производства, в результате люди переходят от одного вида деятельности к другому. Так, в Великобритании между 1780 и 1988 гг. сельскохозяйственная рабочая сила сократилась по абсолютной численности наполовину. А рост производительности позволил вложить капитал в промышленность, а затем в производство услуг, что дало работу растущему населению. Аналогичные изменения происходили и в американской экономике: технологические новшества в течение XX в. также в массовом порядке забирали трудовые ресурсы у сельского хозяйства, но общее число рабочих мест, созданных американской экономикой, выросло примерно с 27 млн в 1900-х гг. до 124,5 млн в 1990-х гг.
Важнейший результат информационной революции заключается в том, что машины активно замещают людей во всех секторах и отраслях экономики.
Прежние промышленные технологии замещали физическую силу человека. Новые технологии, базирующиеся на компьютерах, заменяют человеческий разум. Более трех четвертей работающих в промышленно развитых странах заняты трудом по исполнению простых повторяющихся функций. Большинство из этих функций способны выполнять автоматы, роботы и компьютеры.
Растущие расходы на рабочую силу, которые снижают конкурентоспособность фирм, побуждают компании замещать живую рабочую силу новыми информационными и телекоммуникационными технологиями, изменять организационные структуры, укорачивать и упрощать процессы производства и распространения товаров, рационализировать управление, обучать работающих выполнять новые разнообразные функции и т.п. Все это способствует повышению производительности труда, но вместе с тем ведет к росту безработицы.
«Наступила информационная эпоха. В грядущие годы новые, более совершенные технологии будут все в большей мере приближать цивилизацию к такому состоянию, когда почти исчезнут работающие. В сельскохозяйственном, промышленном и сервисном секторах машины стремительно замещают человеческий труд и сулят появление к середине XXI столетия экономики с практически автоматизированным производством, - пишет Дж. Риф-кин. - Полное замещение работающих машинами заставит все страны пересмотреть свои представления о роли людей в социальном процессе. Переосмысление возможностей и обязанностей миллионов людей в обществе, в котором отсутствует формальная массовая занятость, вполне может стать самой насущной социальной задачей столетия» [6].
Однако эта тенденция будет прослеживаться и в информационном секторе производства. Уже создан «робот-станок» по автоматическому программированию информационных систем для максимально возможного изъятия из процесса «строительства» информационного общества основной дви-
жущей силы - программистов. Создание и оперативное «обучение» адаптивных информационных систем управления позволит, в свою очередь, на новом качественном уровне оптимизировать глобальное управление. Многие управленческие процессы динамически будут трансформироваться в автоматические сценарные режимы «автопилотирования», принципиально сокращающие управленцев и бюрократию.
М. Кастельс различает две складывающиеся в мире модели занятости, соответствующие информационной стадии развития экономики [7]:
- «модель экономики услуг» (частично США, Великобритания, Канада) характеризуется вытеснением промышленной занятости при расширении сферы услуг и управленческой занятости;
- «модель индустриального производства» (частично США, Германия) характеризуется не столь существенным вытеснением занятых в промышленности при сохранении высокой доли производственных услуг.
Рост безработицы в 1980-е и 1990-е гг. в Западной Европе заставил задуматься над возможной трансформацией всей социальной структуры под массированным воздействием трудосберегающих технологий.
В информационную эпоху большинство традиционных рабочих мест в промышленности ждет судьба рабочих мест в сельском хозяйстве, но есть надежда, что новые рабочие места будут создаваться в высокотехнологичном промышленном производстве и сфере услуг.
Опыт технологически передовых экономик - США, Японии, европейских стран - показывает, что они создали большинство рабочих мест между 1970 и 1992 гг. Однако в Европе вся новая занятость была создана государственным сектором, занятость в частном секторе в эти годы оставалась на том же уровне.
Ни рыночный, ни публичный секторы не смогут спасти экономику от нарастающей технологической безработицы и ослабления потребительского спроса. Информационные и телекоммуникационные технологии несут угрозу ликвидации десятков миллионов рабочих мест. Новые технологии, возможно, создают новые виды рабочих мест, но их число незначительно.
Вместе с тем обладающий профессиональными знаниями работник может использовать их самостоятельно, не отдавая свой труд внаем, получая тем самым свободу использования собственного интеллектуального капитала [8]. Благодаря растущей приоритетности знаний, принадлежащих непосредственно индивиду, складывается тенденция отхода от наемного труда к самостоятельной деятельности или самозанятости. Персональный компьютер открыл колоссальные возможности восстановления индивидуального характера процесса труда.
Интеллектуальный работник, являющийся собственником неосязаемых средств производства и в значительной степени контролирующий собственный производственный процесс, обеспечивает себя работой на основе самозанятости, т.е. практически является индивидуальным предпринимателем. По свидетельству западных специалистов, изменения общественного производства под влиянием информационного и технологического прогресса приводят к повышению самостоятельности и мобильности работников, которые предпочитают «работать с компанией, например, в области обработки и оценки данных, но не на компанию, не в качестве ее работников». К сере-
дине 90-х гг. XX в. в США было создано около 21 млн домашних (надомных) фирм (full-time home-based businesses), значительное число которых представляло наиболее высокотехнологичные отрасли производства [9]. Работник больше не предан своему рабочему месту, предприятию.
В условиях развития и расширения индивидуальной занятости собственник интеллекта и собственник вещественных условий производства могут выступать в одном лице. Это характерно для сферы мелкого и среднего интеллектуального бизнеса, где основные факторы производства - компьютер и первоначальная информация - могут быть доступны отдельному индивиду.
Индивидуальный интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний работника, который может быть наемным или самостоятельным, т.е. обеспечивать себе рабочее место как индивидуальный предприниматель [10]. Соответственно, доход такого рода работников должен формироваться на основе комбинации зарплаты, ренты, процента и прибыли, т.е. отражать не только стоимость рабочей силы, но и приобретать характер инвестиционного дохода в той части, которая связана с затратами на формирование интеллектуального капитала. Стоимость же рабочей силы должна отражать затраты на ее подготовку и обучение.
Информатизация и интеллектуализация обеспечивает все большие возможности для развития индивидуальных и дистанционных форм организации труда [11].
Речь идет о занятости несколько часов в неделю, по краткосрочным проектам и контрактам. Развивается дистанционная занятость, когда работник, находясь дома, выполняет работу путем использования компьютерных технологий. В конце ХХ в. в США было 11,1 млн таких работников, а за последующее десятилетие их число выросло до 32 млн человек [12]. В странах Евросоюза их насчитывается около 10 млн [13].
Дистанционная занятость демонстрирует ряд преимуществ перед традиционной. В первую очередь снимает ограничения, связанные с местоположением работника, контролем со стороны менеджмента и работодателя, предполагает организационную свободу, а также обеспечивает свободу творчества, более комфортные условия труда, рост производительности труда. Эта модель занятости обеспечивает экономию затрат работодателю на организацию рабочих мест и аренду помещения.
В России дистанционная занятость только начинает развиваться. Ее медленное развитие объясняется высокими издержками организации и оборудования домашнего рабочего места (офиса), недостаточным развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры, отсутствием должного юридического обеспечения взаимодействия работодателей и работников. Однако, учитывая удаленность российских регионов друг от друга, неравномерное распределение рабочей силы по территории страны, развитие дистанционных форм организации труда и занятости населения является необходимым и обоснованным.
Одновременно с этим наблюдается рост использования неквалифицированных работников в сфере услуг на нижних ступенях социальной лестницы. Эти рабочие места, несмотря на более медленные темпы роста их численности, смогут составлять существенную долю социальной структуры по абсолютной численности. Иными словами, развитие информационного общества может характеризоваться поляризующейся социальной структурой.
Таким образом, новые явления в сфере использования трудовых ресурсов и организации труда в наукоемком секторе промышленности позволяют говорить о множественности моделей трудовых отношений и диверсификации форм занятости. Наблюдается появление новых видов деятельности, основанной прежде всего на использовании знаний, новых форм организации занятости: по краткосрочным проектам и контрактам, непостоянной занятости, гибкой занятости, дистанционной занятости и т. п.
Влияние технологического прогресса на сферу занятости имеет противоречивый характер. В связи с этим странам приходится выбирать между развитием высоких технологий и социальной стабильностью. Информатизация и интеллектуализация производства вызывают необходимость выработки новых методов регулирования занятости. Требуются новые трудовые институты, которые бы позволили децентрализовать и индивидуализировать процесс труда и формы занятости.
Список литературы
1. Васин, С. М. Исторические предпосылки трансформационных изменений в промышленности региона / С. М. Васин, Л. И. Крутова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). -С. 150-157.
2. Schultz, T. Investing in People / T. Schultz. - Berkeley, 1981. - 173 p.
3. Скворцова, В. А. Становление сектора наукоемких отраслей промышленности / В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 1. - С. 163-169.
4. Скворцова, В. А. Интеллектуальная собственность: экономическая трактовка /
В. А. Скворцова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Общественные науки. - 2006. - № 2 (6). - С. 49-54.
5. Розанова, Н. К вопросу о марксистской теории отношений труда и капитала: современный подход / Н. Розанова, А. Назаренко // Вопросы экономики. - 2004. -№ 12. - С. 131-140.
6. Rifkin, J. The End of Work: The Decline of the Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era / J. Rifkin. - N. Y., 1996. - 350 p.
7. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000. - 608 с.
8. Скворцов, А. О. Экономическая природа интеллектуального капитала /
А. О. Скворцов // Журнал экономической теории. - 2009. - № 1. - С. 223-226.
9. Naisbitt, J. Megatrends 2000. Ten New Directions for the 1990’s / J. Naisbitt, P. Abudene. - N. Y., 1996. - 338 p.
10. Скворцов, А. О. Институциональная форма функционирования интеллектуального капитала / А. О. Скворцов // Журнал экономической теории. - 2008. -№ 4. - С. 248-252.
11. Загладин, Н. Глобальное информационное общество и Россия / Н. Загладин // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 7. - С. 15-31.
12. Экономика 21 века на базе интернет-технологий. - URL: http://ieie.nsc.ru~eto/faq/ faq02-r.htm
13. Eurostat regional yearbook. - URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained
References
1. Vasin S. M., Krutova L. I. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 1 (21), pp. 150-157.
2. Schultz T. Investing in People. Berkeley, 1981, 173 p.
3. Skvortsova V. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obsh-chestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 1, pp. 163-169.
4. Skvortsova V. A. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. V. G. Belinskogo. Obshchestvennye nauki [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky. Social sciences]. 2006, no. 2 (6), pp. 49-54.
5. Rozanova N., Nazarenko A. Voprosy ekonomiki [Economic problems]. 2004, no. 12, pp. 131-140.
6. Rifkin J. The End of Work: The Decline of the Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era. New York, 1996, 350 p.
7. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The infroma-tional age: economy, society and culture]. Moscow, 2000, 608 p.
8. Skvortsov A. O. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of economics]. 2009, no. 1, pp. 223-226.
9. Naisbitt J., Abudene P. Megatrends 2000. Ten New Directions for the 1990’s. New York, 1996, 338 p.
10. Skvortsov A. O. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of economics]. 2008, no. 4, pp. 248-252.
11. Zagladin N. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relation]. 2005, no. 7, pp. 15-31.
12. Ekonomika 21 veka na baze internet-tekhnologiy [Economy of the XXI century on the basis of Internet technologies]. Available at: http://ieie.nsc.ru~eto/faq/faq02-r.htm
13. Eurostat regional yearbook. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ explained
Володин Виктор Михайлович
доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории, истории и политики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Скворцов Алексей Олегович кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, истории и политики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics, history and politics, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Skvortsov Aleksey Olegovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics, history and politics, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 378:33 Володин, В. М.
Перспективы занятости в наукоемком секторе промышленности /
B. М. Володин, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). -
C. 239-246.