УДК 343.1
ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Брамонтов Роман Сергеевич
Докторант АО «Университет КАЗГЮУ», г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: BramontovR@yandex.ru
Ключевые слова: уголовный процесс; оперативно-розыскная деятельность; контрразведывательная деятельность; закон; законодательное регулирование.
Аннотация. Цель статьи заключается в научном прогнозировании перспектив законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан. Автором исследован процесс становления оперативно-розыскного законодательства Казахстана, рассмотрены ключевые аспекты соотношения уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности. В результате сравнительно-правого анализа уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства бывших союзных Республик, а также исследования теоритических воззрений отечественных и зарубежных учёных, выявлены основные тенденции нормативного регулирования негласных методов работы правоохранительных органов на постсоветском пространстве. Появление в уголовном процессе Казахстана института негласных следственных действий и принятие самостоятельного закона, регулирующего контрразведывательную деятельность, влечёт за собой сокращение числа задач оперативно-розыскной деятельности и даёт основания поднять вопрос о будущем Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и его возможной утрате. Автор отстаивает позицию о необходимости сохранения Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» и дальнейшего совершенствования и систематизации отечественного оперативно-розыскного законодательства. В подтверждение своих доводов автор отмечает, что розыск уголовных преступников и без вести пропавших граждан, профилактика преступлений и проверочная работа являются важными направлениями правоохранительной деятельности, но не регулируются уголовно-процессуальным и контрразведывательным законодательством. Кроме того, в 2017 году перечень задач оперативно-розыскной деятельности был дополнен содействием организациям в защите коммерческой тайны, что свидетельствует о потенциальном расширении сферы действия Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности». Размышляя о перспективах систематизации оперативно-розыскного законодательства, автор исключает его кодификацию в обозримом будущем. Вместе с тем, кодификация - это не единственный инструмент систематизации законодательства. Следует использовать и другие инструменты, например, консолидацию.
ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЖЕДЕЛ-1ЗДЕСТ1РУ ЦЫЗМЕТШ ЗАЦНАМАЛЫЦ РЕТТЕУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ
Роман Сергеевич Брамонтов
«КАЗГЮУ Университетi» АК докторанты, Астана ц., Казахстан Республикасы; e-mail: BramontovR@yandex.ru
ТYйiн свздер: цылмыстыц процесс; жедел-iздестiру цызметi; царсы барлау цызметi; зац; зацнамалыцреттеу.
Аннотация. Мацаланыц мацсаты Казацстан Республикасында жедел-iздестiру цызметт зацнамалыц реттеу келешегт гылыми болжаудан тирады. Автор-мен Казацстандагы жедел-iздестiру зацнамасыныц цалыптасу процеЫ зерттелдi, цылмыстыц процесс пен жедел-iздестiру цызметтщ ара цатынасыныц негiзгi аспектiлерi царастырылды. Бурынгы одацтыц Республикалардыц цылмыстыц-процестт жэне жедел-iздестiру цызметт салыстырмалы-цщыцтыц талдау, сондай-ац отандыц жэне шетел галымдардыц теоретикалыц квзцарасын зерттеу нэтижестде посткецесттте цуцыц цоргау органдары жумысыныц жасырын эдктерт нормативтi реттеудщ негiзгi урдш аныцталды. Казацстанныц цылмыстыц процестде жасырын тергеу эрекеттерi
институтыныц пайда болуы жэне царсы барлау цызметтреттейтт дербес зац цабылдануы, жедел-1здест1ру цызмет1 мтдеттершц санын цысцартуга желед1 жэне «Жедел-1здест1ру цызмет1 туралы» КР Зацыныц болашагы жэне оныц жойылу мYмкiндiгi туралы мэселеш квтеруге негiз бередi. Автор «Жедел-iздестiру цызметi туралы» КР Зацыныц сацталу жэне алдагы отандыц жедел-iздестiру зацнамасын жетiлдiру мен ЖYйелеу цажеттт туралы устанымын цоргайды. Оз дэлелдертрастауда автор, цылмыскер мен хабар-ошарсыз кет-кен адамдарды iздеу, цылмыстарды профилактика жэне тексерушi жумыс цуцыц цоргау цызметшц мацызды багыттары танылатындыгын, алайда цылмыстыц-процестiк жэне царсы барлау цызметi зацнамасыменреттелмейттдтн белгiлейдi. Сондай-ац, 2017 жылы жедел-iздестiру цызметшц мiндеттерi уйымдарга коммерциялыц цупияны цоргауда жэрдемдесумен толыцтырылды, бул «Жедел-iздестiру цызметi туралы» КР Зацыныц эрекет ету саласы элеуеттi кецейтшгендтн кврсетедi. Жедел-iздестiру зацнамасыныц ЖYйелендiру келешегi туралы ойлана келе, автор болашацтагы оныц кодификациялануын шыгарып тастады. Сонымен бiрге, кодификация - бул зацнаманы ЖYйелендiрудiц жалгыз цуралы емес. Басца цуралдарды цолдану цажет, мысалы, консолидацияны.
PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Roman Bramontov
PhD student, KAZGUU University; Astana, Kazakhstan;
e-mail: BramontovR@yandex.ru
Keywords: criminal procedure; field agent activity; counterespionage activity; law; legal regulation.
Abstract. The aim of the article is to scientifically forecast the prospects of legal regulation of field agent activity in the Republic of Kazakhstan. Author researches the process of development of the legal regulation of field agent activity in Kazakhstan, as well as he considers the key aspects of correlation of that activity and the criminal process. As a result of comparative analysis of the legislation of former Soviet Republics in combination with the research of the theoretical views of domestic andforeign scientists the main trends of legal regulation of the covert methods of law enforcement were identified. Implementation of the institute of the secrete investigative actions into Kazakh Criminal Procedural Law and passing of the law on counterespionage activity were followed by the reduction of the number of tasks of field agent activity and it allows to suppose, that the Law On field agent activity has no future anymore. Author stands for the Law On field agent activity to be saved. He supposes it has a potential of development and further systematization. In support of his arguments, author notes that the search for criminals and missing citizens as well as the crime prevention and preliminary check are important areas of law enforcement, but are not regulated by criminal procedure and counterespionage legislation. In addition, in 2017 the tasks of field agent activity were supplemented by the task of assistance to organizations in the protection of trade secrets. This indicates a potential expansion of the scope of the Law On field agent activity in the Republic of Kazakhstan. Reflecting on the prospects for systematization of field agent activity regulation, author excludes its codification in the foreseeable future. At the same time, codification is not the only tool for systematization of legislation. The other tools should be used as well, for example, - consolidation.
Актуальность темы исследования
Основой оперативно-розыскного законодательства Казахстана является Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» 1994 года. Этот закон вывел правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в Республике на качественно новый законодательный уровень. Вместе с тем он действует уже более 20 лет и «пережил» первую Конституцию РК, УК РК и УПК РК 1997 года, законы «О прокуратуре» и «Об органах внутренних дел» 1995 года. Активное реформирование националь-
ного законодательства антикриминального цикла последних лет не может не затронуть сферу правого регулирования ОРД. В этой связи научно обоснованное прогнозирование перспектив законодательного регулирования оперативной работы специальных и правоохранительных органов представляется актуальной и своевременной задачей.
Актуальность выбранной темы обуславливается также недостаточностью теоретических исследований в данной сфере. Из числа открытых работ проблеме правового регулирования ОРД в Республике Казахстан были посвящены докторская диссертация
А.Д. Шаймуханова и кандидатская диссертация Т.Б. Хведелидзе. При этом обе работы были представлены к защите в прошлом десятилетии и не отражают современных тенденций в сфере законодательного регулирования негласной работы на постсоветском пространстве, а также коренных изменений национального законодательства антикриминального цикла.
Краткий исторический экскурс
Скрытое наблюдение, подслушивание разговоров, подкуп, шантаж, тайное взаимодействие с преступниками и другие разведывательные приёмы были известны уже в глубокой древности. Правосудие на всем протяжении своей истории было тесно связано с розыскной деятельностью, которая обеспечивала раскрытие преступлений, установление и розыск виновных и передачу их судебной власти. Использование навыков и знаний представителей криминального сообщества сыграло значимую роль в процессе становления и развития уголовного розыска в дореволюционной России, криминальной полиции во Франции и тайной полиции в Англии [1; с. 6].
В советский период негласные методы работы правоохранительных органов на территории Казахской ССР и других социалистических республик развивались в рамках оперативно-розыскной деятельности. Социальная полезность и эффективность ОРД сомнений не вызывала, однако правовое регулирование оперативно-розыскных приёмов и методов всегда носило дискуссионный характер.
Длительное время законодательное регулирование ОРД на территории советского Казахстана ограничивалось статьёй 114 УПК Казахской ССР, согласно которой на органы дознания возлагалось принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших1. Все остальные аспекты ОРД регулировались исключительно ведомственными нормативными правовыми актами, недоступными для широкого круга пользователей. Аналогичная практика складывалась и на территории других постсоветских государств.
Преимущественно негласный характер ОРД зачастую обуславливал недоверие к результатам ОРД со стороны судейского корпуса, прокуроров, адвокатов и следователей, а для общества оперативная работа нередко ассоциировалась с беззаконием и произволом правоохранительных органов.
Смена общественно-политической формации и демократизация независимого Ка-
захстана требовала коренных изменений в сфере правового регулирования ОРД. В этой связи в 1994 году был принят Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности», закрепивший понятие и принципы ОРД, понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, а также иные, не менее важные, аспекты оперативной работы правоохранительных органов.
Законодательное регулирование ОРД на постсоветском пространстве
Процесс становления оперативно-розыскного законодательства в нашей стране протекал параллельно аналогичной нормотворческой деятельности в государствах-участниках СНГ [2, с. 3]. На заре независимости бывших союзных республик профильные законы в области ОРД имели немного отличий. Причиной тому послужила единая методологическая база, сформированная оперативно-розыскной доктриной советского периода. В последующем сходство оперативно-розыскного законодательства обуславливалось наличием модельного законодательства государств-участников СНГ в данной сфере, черты которого отчётливо прослеживались в первых редакциях профильных законов большинства постсоветских государств.
На определённом этапе модельные законы сыграли важную роль в формировании и развитии национального оперативно-розыскного законодательства государств-участников СНГ. Вместе с тем, в последние годы бывшие союзные республики проявляют все больше самостоятельности в процессе законодательного регулирования ОРД. Сегодня практически каждый национальный профильный закон содержит уникальные, присущие исключительно ему, нормы. Эти различия представляют особый научный и практический интерес, так как отражают передовой опыт в области законодательного регулирования ОРД и достижения оперативно-розыскной доктрины каждого суверенного государства.
Формат настоящей работы не предполагает подробное изложение результатов сравнительно-правого анализа оперативно-розыскного законодательства постсоветских государств. В этой связи с учётом темы исследования представляется целесообразным обратить внимание на принципиальную разницу в практике законодательного регулирования негласных методов работы правоохранительных органов в странах ближнего зарубежья. По этому признаку все постсоветские государства можно условно разде-
лить на две группы.
В первую группу входят государства, в которых негласные методы работы правоохранительных органов характерны исключительно для оперативно-розыскной деятельности и не являются частью уголовного процесса. К данной группе относятся Кыргызская Республика, Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация и Туркменистан. Оперативно-розыскные законы перечисленных государств содержат в себе признаки модельного законодательства, имеют схожую структуру и объем нормативного материала.
В государствах данной группы имеются и схожие проблемы, связанные с систематизацией оперативно-розыскного законодательства. В частности, представитель российской оперативно-розыскной доктрины А.Ю. Шумилов отмечает, что ситуацию, сложившуюся в сфере законодательного регулирования ОРД, можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Автор отмечает растаскивание норм, регулирующих ОРД, по различным законодательным актам, большое количество банкетных норм в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и недостатки законотворческой техники [3, с. 75, 106, 142, 165]. Профессор В.Ф. Луговик указывает на то, что в Российской Федерации действует около 60 федеральных законов и около 100 нормативных правовых актов Президента и Правительства, в той или иной степени регламентирующих ОРД, которые не до конца согласованы между собой [4, с. 46].
Решение данной проблемы многие российские учёные видят в кодификации оперативно-розыскного законодательства. Так, по мнению А.Ю. Шумилова, действующий ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» объективно не в состоянии перекрыть имеющиеся бреши правового регулирования в ОРД. Это посильно совершить только при комплексном, системном подходе. В этой связи автор отстаивает идею о необходимости разработки именно кодифицированного нормативного правового акта, так как только путём кодификации можно будет реально достигнуть оптимальной легализации ОРД [3, с. 123]. Профессор В.Ф. Луговик также признает кодификацию оперативно-розыскного законодательства России одним из возможных способов устранения коллизионности в правовом регулировании
ОРД [4, с. 46].
Предложения о кодификации оперативно-розыскного законодательства озвучивались и в упомянутых ранее диссертационных исследованиях отечественных учёных, а также в работах некоторых авторов ближнего зарубежья [5, с. 14], однако, ни в одной из бывших союзных республик не снискали практической реализации.
Во вторую группу входят Грузия, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Молдова и Украина. Негласные методы расследования в этих государствах регламентируются уголовно-процессуальным законодательством [6]. В перечисленных государствах также действуют профильные законы в области ОРД, специальной розыскной деятельности либо криминальном розыске, однако сфера их действия ограничена преимущественно превентивной направленностью и исключает раскрытие и расследование преступлений.
Интеграция уголовного процесса и ОРД позволила государствам данной группы распространить судебный контроль на большинство негласных методов расследования, внедрить процедуру оповещения граждан о фактах проведения в отношении них секретных мероприятий и признать протоколы тайных действий доказательствами по уголовному делу2.
Ещё дальше в этом направлении ушёл эстонский законодатель, вообще отказавшийся от оперативно-розыскного закона, что, по мнению некоторых экспертов, позволило Эстонской Республике полностью уйти от советского подхода к организации ОРД и обеспечить соответствие национального уголовного процесса международным стандартам3.
Законодательное регулирование ОРД в Республике Казахстан
До 2014 года негласные методы расследования в Казахстане регулировались преимущественно оперативно-розыскным законом 1994 года и закрытыми ведомственными нормативными правовыми актами. Профессор А. Я. Гинзбург описывал взаимодействие ОРД и уголовного процесса (по УПК РК 1997 года) следующим образом: «В сфере доказывания циркулирует процессуальная информация, регламентируемая УПК РК, и непроцессуальная информация, регламентируемая, в том числе, Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности». В
2 Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республике - Б.: 2014. 122 с. С. 44-45
3 Там же
составе процессуальной информации, полученной в результате следственных действий, выделяется доказательственная информация, составляющая содержание доказательств. В структуре непроцессуальной информации выделяется информация, полученная в результате ОРД. В отношении процесса доказывания такая информация является ориентирующей, вспомогательной и может использоваться для определения дальнейшего направления расследования, подготовки и выбора тактики проведения следственных действий, но не обладает самостоятельным доказательственным значением. Таким образом, эти различные виды государственной деятельности, успешно сосуществуя и взаимодействуя, но не поглощая друг друга, решают задачи укрепления законности в стране» [7].
Стоить отметить, что отрицание уважаемым профессором негласных начал в уголовном процессе Казахстана не может быть оправдано в полной мере, так как УПК РК 1997 года содержал норму, закрепляющую негласное прослушивание и запись переговоров и разговоров в качестве одного из следственных действий (ст. 237)4. В остальном же следует признать, что на протяжении 20 лет уголовный процесс и ОРД функционировали обособленно друг от друга, а оперативно-розыскное законодательство Казахстана развивалось аналогично законодательству постсоветских государств первой группы и имело схожие проблемы.
Известный казахстанский учёный, исследующий проблемы совершенствования и развития оперативно-розыскного законодательства РК, Шаймуханов А.Д. отмечает, что форма и содержание оперативно-розыскного законодательства не бесспорны. В нем обнаруживаются непоследовательность в закреплении оперативно-розыскных процедур, некоторая декларативность, неконкретность отдельных положений, недостаточно проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан, терминологические проблемы [2, с. 3].
Хведелидзе Т.Б. в своём диссертационном исследовании также указывает на декларативность норм отечественного оперативно-розыскного закона. В подтверждение своих доводов автор ссылается на то, что в период с 1995 по 2007 годы ни в одном судебном акте не было каких-либо ссылок на нормы Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, автор приводит результаты опроса работников оперативно-розыскных подразделений, согласно которым респонденты в своих документах ссылаются на ведомственные нормативные акты, не прибегая к нормам легального закона [8, с. 4-5].
Как уже говорилось ранее, казахстанские учёные, аналогично российским коллегам, поддерживали идею о кодификации оперативно-розыскного законодательства. Хведе-лидзе Т.Б. даже предложил модель структуры оперативно-розыскного кодекса, включающую в себя общую, особенную и специальную части [8; 10]. Однако отечественный законодатель пошёл по другому пути.
В 2014 году в Казахстане был принят новый УПК, закрепивший на законодательном уровне институт негласных следственных действий (далее - НСД)5, что повлекло за собой исключение из перечня задач ОРД раскрытие преступлений6. В 2016 году сфера действия Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» вновь сократилась. В связи с принятием Закона РК «О контрразведывательной деятельности»7 из перечня задач ОРД была исключена задача по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций, законодательная дефиниция ОРД претерпела соответствующие изменения8. Модернизация процессуальных основ правоохранительной деятельности Казахстана 2017 года фактически стёрла существующие ранее терминологические различия между негласными следственными действиями и специальными оперативно-розыскными мероприятиями9.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206//http://adilet. zan.kz/rus/docs/Z970000206_
5 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-VЗРК//http://adilet. zan.kz/rus/docs/K1400000231
6 Закон Республики Казахстан № 233-VЗРК от 4 июля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства»//http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000233#z44
7 Закон РК от 28 декабря 2016 года № 35-К1 ЗРК «О контрразведывательной деятельности»// ^ф:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000035
8 Закон РК от 28 декабря 2016 года № 36-К[ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контрразведывательной деятельности»//http://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000036#55
9 Закон Республики Казахстан от 21 декабря 2017 года № 118-К1 ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000118#426
Выводы и предложения
Внедрение института НСД в уголовный процесс Казахстана, принятие профильного закона в области контрразведывательной деятельности и, как следствие, сокращение сферы действия оперативно-розыскного законодательства демонстрирует приверженность отечественного законодателя прозападному курсу и позволяет отнести нашу страну ко второй группе постсоветских государств, стремящихся максимально интегрировать уголовный процесс и ОРД10.
В этой связи весьма актуальным представляется вопрос о дальнейших перспективах законодательного регулирования ОРД в Казахстане. Может показаться, что Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» исчерпал свой социально-полезный потенциал и «доживает» последние годы, а затем будет поставлен на утрату аналогично опыту Эстонской Республики.
Исключить подобный сценарий не представляется возможным, особенно принимая во внимание поспешность отечественного законодателя в данном вопросе. Не зря в диссертационном исследовании Медиева Р. А. отмечается, что реформирование уголовно-процессуального законодательства не сопровождалось соответствующим прогнозированием эффективности функционирования нового порядка досудебного расследования [6].
Вместе с тем нельзя забывать о том, что спектр задач ОРД, закреплённых нынешним оперативно-розыскным законодательством, достаточно широк. Например, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших граждан и идентификацию обнаруженных неопознанных трупов не всегда возможно обеспечить исключительно гласными методами.
Особого внимания заслуживает выявление, предупреждение и пресечение преступлений, так как оперативно-розыскные методы содержат в себе колоссальный превентивный потенциал, который в настоящее время используется правоприменителем не в полной мере. Безусловно, оперативно-розыскная профилактика преступлений представляет собой актуальную теоретическую и практическую проблему, которая нуждается в самостоятель-
ном исследовании. То же самое можно сказать и о проверочной оперативно-розыскной работе, предусмотренной ч. 2 ст. 10 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности»11.
Перечисленные задачи не относятся к сферам уголовно-процессуальной либо контрразведывательной деятельности, но, тем не менее, нуждаются в законодательном регулировании. Также следует отметить, что перечень задач ОРД может не только сужаться, но и расширяться. Примером может служить содействие организациям в защите коммерческой тайны, закреплённое в качестве новой задачи ОРД в 2017 году12.
Таким образом, даже с учётом сужения юрисдикции Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности», он определённо не утратил своей актуальности и социального значения. Предметом правого регулирования профильного закона в области ОРД остаётся достаточно широкий пласт специфических правоотношений, не урегулированных иными законодательными актами. В этой связи национальное оперативно-розыскное законодательство по-прежнему нуждается в совершенствовании и систематизации.
При этом в современных казахстанских реалиях кодификация абсолютно не подходит для этих целей даже в отдалённой перспективе. Вместе с тем, кодификация - это не единственный инструмент систематизации законодательства. Следует использовать и другие инструменты, например, консолидацию, представляющую собой объединение норм права, регулирующих в одном законодательном акте определённые отношения13.
В обозримом будущем консолидированный оперативно-розыскной закон должен вобрать в себя законодательные нормы, непосредственно регулирующие ОРД, но содержащиеся в Уголовно-исполнительном кодексе РК (ст. 100), Кодексе РК «О таможенном деле» (ч. 1 ст. 15), Законе РК «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (ст. 28) и других законодательных актах. Подобный подход позволит устранить существующие пробелы и противоречия в оперативно-розыскном законодательстве, исключить дублирование и терминологические неточности.
10 Заключение научной правовой экспертизы законопроекта. Досье ITS на проект Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (новаяредакция) //http://online.zakon.kz.
11 Закон РК от 15 сентября 1994 года № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности»// http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z940004000_
12 Закон РК от 18 апреля 2017 года № 58-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства»// http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000058#1l7
13 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»// http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_
ЛИТЕРАТУРА
1. Гинзбург А.Я., Даубасова С.Ш. Основы оперативно-розыскной деятельности. Закон - теория - практика: Учебно-практическое пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное - Алматы: Юрист, 2010. - 192 с.
2. Шаймуханов А.Д. Совершенствование и развитие оперативно-розыскного законодательства Республики Казахстан. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. Караганда, 2008. 45 с.
3. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-разыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-сыскные аспекты): монография. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. - 260 с.
4. ЛуговикВ.Ф. Инициативный авторский проект Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Пояснительная записка //Современные подходы к правовому регулированию оперативно-розыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / Сост. В.Ф. Луговик. -Омск: Омский юридический институт, 2006. - 92 с.
5. Базарбаев А.С. Совершенствование и развитие правовых основ оперативно-розыскной деятельности в Кыргызстане. - Б., 2011. - 156 с.
6. Медиев Р.А. Уголовно-процессуальный синтез следственных и оперативно-розыскных полномочий следователя в условиях реформирования правовой системы Республики Казахстан. Аннотация дисс... докт. философии (PhD) // http://www.kzi.kz/files/doktor/ annotacia_mediyeva.pdf
7. Гинзбург А.Я. О так называемых «негласных следственных действиях» //http://www. zakon.kz/4568011-o-tak-nazyvaemykh-neglasnykh.html
8. Хведелидзе Т.Б. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности (по законодательству Республики Казахстан). Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Алматы, 2009. 29 с.
REFERENCES
1. Ginzburg A.Ya., Daubasova S.Sh. Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti. Zakon -teoriya - praktika: Uchebno-prakticheskoe posobie. - 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe
- Almaty: YUrist, 2010. - 192 s.
2. Shajmuhanov A.D. Sovershenstvovanie i razvitie operativno-rozysknogo zakonodatel 'stva Respubliki Kazahstan. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchyonoj stepeni doktora yuridicheskih nauk. Karaganda, 2008. 45 s.
3. Shumilov A.Yu. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya v operativno-razysknoj deyatel'nosti: desyat' let spustya (konstitucionnye, administrativnye, ugolovnye, ugolovno-processual'nye i ugolovno-sysknye aspekty): monografiya. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe.
- M.: Izdatel 'skij dom SHumilovoj I.I., 2008. - 260 s.
4. Lugovik VF. Iniciativnyj avtorskijproekt Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti». Poyasnitel'naya zapiska// Sovremennye podhody k pravovomu regulirovaniyu operativno-rozysknoj deyatel'nosti: iniciativnye avtorskie proekty Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» / Sost. V.F. Lugovik. - Omsk: Omskij yuridicheskij institut, 2006. - 92 s.
5. Bazarbaev A.S. Sovershenstvovanie i razvitie pravovyh osnov operativno-rozysknoj deyatel'nosti v Kyrgyzstane. - B., 2011. - 156 s.
6. Mediev R.A. Ugolovno-processual'nyj sintez sledstvennyh i operativno-rozysknyh polnomochij sledovatelya v usloviyah reformirovaniya pravovoj sistemy Respubliki Kazahstan. Annotaciya diss... dokt. filosofii (PhD)//http://www.kzi.kz/files/doktor/annotacia_mediyeva.pdf
7. Ginzburg A.Ya. O tak nazyvaemyh «neglasnyh sledstvennyh dejstviyah» // http://www. zakon.kz/4568011-o-tak-nazyvaemykh-neglasnykh.html
8. Hvedelidze T.B. Pravovoe regulirovanie operativno-rozysknoj deyatel'nosti (po zakonodatel'stvu Respubliki Kazahstan). Avtoref. Diss... kand. yurid. nauk. Almaty, 2009. 29 s.