ФИНАНСЫ, НАЛОГИ, УЧЕТ
УДК: 338
Перспективы введения подоходного налогообложения в России и зарубежный опыт на примере Турции
В статье рассматриваются возможные перспективы перехода к прогрессивной шкале налогообложения в России, предлагаются возможные сопутствующие меры и предпринимается попытка анализа проблемы социальной справедливости. Сделаны выводы о необходимости качественного преобразования существующей системы исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и необходимости самостоятельного заполнения налоговой декларации. Приводится сравнение с Турцией, где данная система уже применяется.
Ключевые слова: прогрессивная шкала, НДФЛ, эффективная налоговая ставка, неравенство, Россия, Турция
Сегодня во многих развитых и развивающихся странах применяется прогрессивная шкала налогообложения. Подобная система позволяет снизить налоговую нагрузку на малоимущие слои населения и в то же время увеличить поступления в бюджет от богатых налогоплательщиков. Тем самым уменьшается социальное расслоение в обществе и происходит более равномерное распределение благ. Актуальность выбранной темы состоит в том, что прогрессивное налогообложение является стандартом для большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По мнению авторов, передовой опыт развитых стран может служить ориентиром для России при дальнейшей модернизации налоговой системы.
Налогово-бюджетная система — один из краеугольных камней экономической политики государства. Давно и остро стоит вопрос о переходе к прогрессивному налогообложению как к очередному этапу гармонизации экономической системы России с наиболее развитыми экономиками мира.
В развитых странах основным составляющим элементом доходной части государственных финансов являются налоги и сборы, как, впрочем, и в России. Однако существует серьезное отличие: в передовых странах львиную долю доходной части государственного бюджета составляет именно налог на доходы физических лиц, в свою очередь, у нас в стране на данный вид налога приходится до 6% от всех налоговых поступлений (рисунок 1).
© Н. Р. Масумова, Д.А. Копылов, 2017
Н.Р. Масумова
Д.А. Копылов
1999 2000 2001 2002 2003 20O^ 2005 200Ü 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 20Н 2015 2016
Рисунок 1
Доля НДФЛ в общем объеме налоговых поступлений в России (%) Источник: Статистика Всемирного банка. URL: http://worldbank.org (дата обращения:
20 декабря 2017 года).
С 2000 года доля налога на доходы физических лиц в общей сумме налогов и сборов в России снижалась и достигла к 2015 году уровня в 5,5%. Но и ранее данный показатель, как видно на графике, не превышал отметки в 25%. Следовательно, в России в течение долгого времени доля подоходного налога занимает малую долю в общей сумме доходов бюджета. До введения в 2001 году плоской шкалы налогообложения рассматриваемый показатель, тем не менее, достигал более высоких значений [4]. Тогда проявилась необходимость увеличить охват базы налогоплательщиков и стимулировать их выход «из тени».
Однако сегодня, когда возникают новые вызовы при балансировании бюджета, нерационально лишь увеличить НДФЛ. Поэтому необходимо заняться перераспределением налоговой нагрузки между гражданами с различными уровнями заработка. Естественно, что данный подход коренным образом отличается от простого увеличения НДФЛ. Прогрессивная шкала налогообложения предполагает уменьшение налогового бремени для менее обеспеченных слоев населения. Следовательно, наиболее вероятно ожидать поступления дополнительных средств от богатых граждан. Налоговая система, таким образом, будет обеспечивать социальную справедливость при перераспределении, в том числе сверхвысоких доходов.
При падении нефтегазовых доходов все отчетливее назревает необходимость поиска новых источников пополнения государственного бюджета. Учитывая показатели неравенства в России (таблица 1), можно утверждать, что прогрессивное налогообложение не станет одним лишь увеличением налогового бремени.
Таблица 1
Коэффициент Джини для России и Турции
Год Страна 2002 2005 2010 2015 2016*
Турция 41,4 42,61 38,79 40,18 40,13
Россия 37,28 41,37 40,94 41,59 41,40
*Оценочные данные. Источник: Статистика Всемирного банка. URL: http://worldbank.org (дата обращения: 20 декабря 2017 года).
Во-первых, когда рассуждают о прогрессивной шкале налогообложения, зачастую ведут речь о предельной ставке. Она означает лишь изменение ставки на ту часть дохода, которая оказывается больше заданного уровня доходов. При увеличении дохода гражданина сверх определенной суммы будет взиматься увеличенная сумма налога. Однако повышенная налоговая ставка не будет иметь обратной силы, то есть доход, на который уже был начислен прежний налог, не сократится дополнительно. В данном случае действительный уровень налогообложения будет отличаться от предельной ставки в меньшую сторону. Естественно, подобная система наиболее выгодна налогоплательщикам, на которых распространяется лишь первая ступень налогообложения.
Во-вторых, налоговое бремя становится явным только на примере сверхвысоких доходов [3]. По мнению авторов, проблема заключается в противоречии между интересами общества, которое дало возможность лицу получать эти доходы, и интересами этого лица, которое желает сохранить заработанный доход в полном объеме.
В-третьих, налоги, выполняя фискальную функцию, выступают как источник финансирования многих программ и проектов. Если рассматривать идеальное общество, то налоги могут позволить перераспределить доходы и в конечном итоге создать равные начальные возможности.
В качестве примера авторы исследуют систему налогообложения в Турции, структура налогов которой после 1980 года все более стала сближаться с налоговой структурой европейских стран. Сегодня Турция — одна из стран с низким налогообложением среди стран-членов ОЭСР. Так, доходы от сборов налогов в 2000 году составили 24,2% ВВП, в 2015 году — уже 30% (OECD Revenue Statistics, 2016.)
Налоговая система Турции в настоящее время подразделяется на: налоги на доходы, налоги на расходы и налоги на имущество. Налоги на доходы включают в себя налоги на доходы корпораций, налоги на доходы физических лиц; налоги на расходы — налог на добавленную стоимость, специальный налог на потребление, налоги на сделки в банковской сфере и страховании, государственную пошлину, специальный налог на коммуникации, налог на пари, таможенные пошлины; налоги на имущество — налоги на наследство и дарение, налог на недвижимость, налог на транспортное средство (таблица 2).
Таблица 2
Налоговая система Турции
Налоги на доходы Налоги на расходы Налоги на имущество
1. Налог на доходы корпораций (20%) 2. Налог на доходы физических лиц(от 15 до 35% — прогрессивная шкала налогообложения) 1. Налог на добавленную стоимость (1% — на некоторые товары, 8% -на некоторые товары и услуги, и 18% — обычная ставка). 2. Специальный налог на потребление (широкая база обложения) 3. Налоги на сделки в банковской сфере и страховании (5%) 4. Налог на пари 5. Таможенные пошлины 1. Налог на наследство и дарение (от 1% до 30%). 2. Налог на недвижимость (от 0,1% до 0,6% ежегодно) 3. Налог на землю (0,1% до 0,6%). 4. Налог на транспортное средство.
Источник: составлено авторами.
Прогрессивная шкала налогообложения применяется в Турции в отношении доходов физических лиц, рассчитывается как разница между всеми доходами и расходами за один календарный год. К доходам относят предпринимательскую прибыль, сельскохозяйственную прибыль, оклад и премии, прибыль от предоставления частных услуг, прибыль от аренды недвижимого имущества и автотранспорта, прибыль от капитальных инвестиций и другие индивидуальные доходы без указания источника дохода. Процентная ставка меняется от 15% до 35% в зависимости от налогооблагаемой базы.
Таблица 3
Прогрессивная шкала НДФЛ в Турции на 2017 год
Доходы от трудовой деятельности по найму Доходы,несвязанные с трудовой деятельностью по найму
Доход в турецких лирах* Ставка (%) Доход в турецких лирах* Ставка (%)
До 13000 15 До 13000 15
13 001-30 000 20 13001-30000 20
30001-110000 27 30001-70000 27
100001 и выше 35 70001 и выше 35
* 1 доллар США равняется 3,83 турецкой лиры (по курсу Центрального Банка Республики Турции на 19 декабря 2017 года). Источник: Investment support and promotion agency of Turkey. URL: www.invest.gov.tr/
Таким образом, были созданы более благоприятные условия для налогоплательщиков. Реформирование налоговой системы проводилось для борьбы с теневой экономикой страны, создания более прозрачной и предсказуемой сетки налогообложения. Проводится целенаправленная политика по формированию
социальной ответственности как физических, так и юридических лиц в отношении налоговых платежей.
Другим примером могут служить США, где существует система персональных налоговых вычетов, представляющих собой сумму дохода, которая не облагается налогом на доходы физических лиц. По состоянию на 2017 год, размер необлагаемого минимума составлял 4050 долларов США, чтобы облегчить бремя самых незащищенных слоев населения. Причем эта сумма индексируется ежегодно на показатель инфляции. В настоящее время в России наблюдается отсутствие аналогичной налоговой льготы, которая была отменена в 2012 году, но и до этого составляла всего лишь 400 рублей, и в данный момент у нас отсутствует подобный вычет. Применение данного механизма (с поправкой на уровень заработной платы) могло бы способствовать облегчению бремени малообеспеченных налогоплательщиков. Похожая система поддержки существует и во Франции, где вместо льгот используется нулевая ставка налога при обложении минимального дохода.
По мнению авторов, необходимо соблюсти определенную последовательность при переходе к новой системе налогообложения. Одним из условий ее введения является самостоятельная подача налоговой декларации гражданами, таким образом, во-первых, воспитывается социальная ответственность населения, во-вторых, это позволит государству в будущем увеличить собираемость налогов. Однако необходимо учитывать тот факт, что в краткосрочной перспективе мы будем наблюдать рост расходов, направленных на решение проблемы правильной подачи документов в налоговые органы. К тому же для введения такой системы необходимо тщательно разработать новый формат уплаты налогов, что приведет к осознанию важности этого процесса лишь при соблюдении условия предоставления отчета о деятельности государства по расходованию налоговых поступлений. Налогоплательщик должен быть уверен, что у него будет достойная пенсия, государство будет предоставлять ему медицинские услуги высокого уровня и прочие социальные блага. Поэтому если налогоплательщик будет платить НДФЛ самостоятельно и не видеть результатов, тщетно ожидать от него сознательности. Как известно, налог характеризуется индивидуальной безвозмездностью, но это не мешает возмездности коллективной, когда доступно пониманию направление движения средств.
Вероятно, именно после этого этапа проявится стремление перейти к прогрессивной шкале налогообложения, когда налоги будут означать вклад человека в свое будущее. Но в этом случае возникнет нехватка текущих средств бюджетов. Абсолютное большинство развитых стран использует систему, в которой есть определенная степень солидарности высших слоев с остальными. Российская налоговая система построена на принципе недополучения бюджетом средств, которые могли бы уплатить богатые граждане. В то же время у нас отсутствует нулевая процентная ставка для наименее обеспеченных слоев населения. Это в конечном итоге приводит к увеличению диспропорций и недостатку денежных поступлений от сверхвысоких доходов.
В качестве итогового результата прогрессивная шкала налогообложения
приведет к увеличению поступлений, снижению неравенства и позволит более гибко использовать систему перераспределения доходов. При этом необходимость самостоятельного заполнения налоговой декларации повысит финансовую грамотность населения и чувство ответственности в краткосрочной перспективе. Конечно же, для этого требуется целый комплекс мер, которые могут уже сегодня заложить основы будущей общественной системы, основанной на большей справедливости.
Пока существует необходимость налогообложения, будут возникать вопросы относительно правильности начисления налогов на доходы различных категорий физических лиц. Примером данного успеха могут служить страны-члены ОЭСР, в которых дифференциация ставок позволяет оптимизировать налоговые поступления от различных слоев граждан. И подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что налоговая система, основанная на соответствии принципу равенства возможностей и справедливости, обязательно будет включать в себя прогрессивную шкалу. Единственное, что может смягчить неравенство — это перераспределение и постепенная социализация налоговой системы. Поэтому уход от плоской шкалы налогообложения более чем оправдан. Однако общество вряд ли готово к изменениям, учитывая, что население привыкло к некой стабильности.
Литература
1. Векленко М.В. Сравнительная характеристика плоской и прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10.
2. Дивина Л. Э. Плоская шкала налогообложения физических лиц // Kant. 2011. № 3.
3. Казначеева Н.Л., Лапов Д.Е. Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: преимущества и недостатки // Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (85).
4. Лукьянов Г.В. Инновационные модели прогрессивного налогообложения / Г.В. Лукьянов // Налоги и налогообложение. 2017. № 4. С. 54—65.
5. Одинокова Т.Д. Прогрессивное налогообложение доходов как возможность решения проблемы социального неравенства граждан в России // Известия УрГЭУ. 2015. № 1 (57).
6. Салмина А.А. Шкала налогообложения как механизм социальной политики государства: предпочтения россиян // Власть. 2010. № 7.
7. Статистика Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://worldbank.org (дата обращения: 14 декабря 2017 года).
References
1. Veklenko V.M. Comparative characteristics of flat and progressive taxation of incomes of physical persons. Inteilektual'nyy potencial XXI veka: stupeni
poznaniya [Intellectual potential of the XXI century: stages of knowledge], 2012, no. 10 (in Russian).
2. Divina L.E. Flat rate of taxation of physical persons. Kant [Kant], 2011, no. 3 (in Russian).
3. Kaznacheeva N.L., Lapov D. E. Progressive tax on income of individuals: the advantages and disadvantages. Vestnik Finansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University], 2015, no. 1 (85) (in Russian).
4. Lukyanov G.V. Innovative model of progressive taxation / by G.V. Lukyanov. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], 2017, no. 4, pp. 54—65 (in Russian).
5. Odinokova T.D. Progressive income taxation as a possible solution to the problem of social inequality of citizens in Russia. Izvestiya UrGEU [News of USUE], 2015, no. 1 (57) (in Russian).
6. Salmina, A. A. Scale of taxation as a mechanism of social policy: the preferences of Russians. Vlast [Power], 2010, no. 7 (in Russian).
7. Statistics from the World Bank [Electronic resource]. Available at: http://world-bank.org (accessed December 14, 2017) (in Russian).